Рязань

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
54.629565; 39.741917
Россия, Рязань
Рязань,Рязанская область
Россия


Общее описание[править | править код]

Объективно

Центр области в 195 км к юго-востоку от Москвы. На р. Трубеж. Население – 540 тыс. человек.

Субъективно

Расположение города – на пути восточных завоевателей – обусловило его трагическую историю, отсутствие наиболее древних зданий, богатство святых и святынь.

Рязанский кремль, хотя и не имеет стен, – один из прекраснейших на Руси. Кремль и Троицкий монастырь – достаточные основания для посещения города.

Минимальное время знакомства с Рязанью и Свято-Иоанно-Богословским монастырём – два дня.

История города[править | править код]

Старая Рязань[править | править код]

Рязань была основана Святославом Ярославичем Черниговским около 1060 г. при впадении р. Серебрянки в Оку. Полагают, что «Рязань» произошло от «эрзя» – названия мордовского племени.

В 1127 г. Рязань отделилась от Чернигова в составе Муромо-Рязанского княжества, а по смерти первого муромо-рязанского князя Ярослава Святославича постепенно обретала самостоятельность, в сражениях отстаивая её от притязаний Суздаля. В Рязани проживало тогда около 7000 человек – столько же, сколько в Киеве. В 1213 г. Рязанское княжество стало «великим», т. е. самостоятельным.

Город был обнесён стенами высотой более 10 м в виде бревенчатых срубов, между которыми была насыпана земля. Кроме храмов, было два собора – княжеский Борисоглебский и кафедральный Успенский.

Рязань была первым русским городом на пути орды Батыя, шедшей покорять Европу в 1237 г. Великий князь Владимирский Георгий отказал Рязани в помощи. Тогда в ответ на требование десятой доли рязанский князь Юрий Игоревич послал к Батыю сына Феодора с дарами. Батый же потребовал от Феодора его супруги Евпраксии, о красоте которой был наслышан. Феодор Юрьевич, согласно «Повести о разорении земли Рязанской», ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь». И тут же был убит. Евпраксия, узнав о смерти мужа, бросилась из высокого терема с младенцем Иваном в руках и убилась.

Отгоревав, вышло соединенное войско рязанских, муромских, пронских и коломенских князей навстречу Батыю «и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна». И все полегли в неравной схватке. Из князей ещё дышал лишь Олег Игоревич; он отказался предать свою веру и родину, и его тут же добили.

После пяти дней осады пала Рязань. Летописец повествует: «И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было всё то за грехи наши».

Батый пошёл дальше, но вслед его пустился мститель – рязанский боярин Евпатий Коловрат, который, вернувшись домой, застал лишь пепелище. Собрал Евпатий дружину в 1700 человек и догнал монголов. «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился». По словам летописи, убить Евпатия смогли лишь из камнеметательных машин, которыми разрушают стены городов.

«Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам…»... И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.»

После уничтожения Рязани ханом Элортаем в конце XIII в. столицей княжества стал город Переяславль Рязанский, который много позже переименовали в Рязань. А старую Рязань так и назвали – Старой Рязанью. Теперь это историко-архитектурный заповедник; причём архитектуры там удалось откопать не много. Старая Рязань находится возле Спасска-Рязанского, в 60 км к юго-востоку от современной Рязани.

Переяславль Рязанский[править | править код]

Переяславль Рязанский около 1095 г. основал князь Ярослав Святославович, построив церковь Николы Старого. Город был незначительным до 1198 г., когда его укрепил епископ Арсений. А при епископе Василии город сделался столицей княжества.

Муромский епископ Василий, как и многие святые, терпел от клеветы: земляки поверили навету, что епископ держит в своём доме молодую женщину, и изгнали Василия. Что ошиблись, они поняли, увидев, как он удалился от них. Согласно преданию, святитель разостлал по воде Оки свою мантию, ступил на неё с образом Божией Матери в руках и «духом бурным» был принесён в старую Рязань. После чего в Муроме епископская кафедра была упразднена, а в Рязани учреждена. Около 1291 г., после уничтожения старой Рязани Элортаем, епископ, а вместе с ним и столица княжества, перешли в Переяславль Рязанский.

В 1778 г. город переименовали в Рязань и сделали центром губернии.

Под властью Москвы[править | править код]

После посольства Сергия Радонежского рязанские князья следовали воле Москвы. Поэтому, когда князь Феодор Васильевич, владевший большей частью рязанских земель, завещал свой удел Иоанну III, ничего для Рязани не изменилось.

В начале XVI в. посол германского императора Сигизмунд Герберштейн записал: «Среди всех княжеств и областей московского государя первое место по плодородию почвы и всяческому изобилию занимает Рязань».

В то время в Рязани было в изобилии не только земель, но и боеприпасов. В 1521 г. крымский хан Магомет Гирей осадил Москву. В отсутствии царя бояре хотели было обороняться, да оказалось, что мало пороху. Пришлось откупиться, дав хану грамоту с обязательством платить дань. От Москвы Магомет Гирей пришёл к Рязани и объявил московскому наместнику Хабару Симскому, что Московское княжество ему подчинилось, значит, должна подчиниться и Рязань. Хабар ворот не открыл, потребовал грамоту для удостоверения. Получив грамоту, рязанцы открыли пушечный огонь по татарам, столпившимся под стенами кремля. Оценил хан прочность рязанской крепости и оставил город вместе с грамотой московских бояр.

Святые[править | править код]

Благоверный князь Роман Рязанский

Пока монголы были язычниками и блюли заветы Чингисхана, они с уважением относились к христианству. Став около 1257 г. мусульманами, как свойственно новообращённым, сделались менее терпимы. Ханский баскак и самому рязанскому князю Роману, внуку Олега Игоревича, погибшего в битве с Батыем, предложил переменить веру. Получив отказ, баскак наклеветал хану Темиру, что якобы Роман хулил хана и его веру.

По приказу хана князь Роман в 1270 г. явился в Орду и изъявил свою покорность. Но когда Темир потребовал от Романа принять ислам, тот исповедовал верность христианству и бесстрашие перед телесной смертью. Его смерть была медленной и мучительной. Князь Роман был причислен Церковью к лику святых.

Монастыри[править | править код]

Казанский женский монастырь (Рязань)[править | править код]

Казанский Явленский девичий монастырь в городе Переяславле Рязанском (ныне Рязани) был основан в XVI столетий (точная дата не установлена). Первоначально он был расположен вблизи Архиерейского дома на территории кремля. Улица, которая вела к этому монастырю, проходила между Архангельским собором и Спасо-Преображенским монастырем и называлась Явленской.

«Явленским» монастырь назывался в честь явления иконы Божией Матери в граде Казани. В обители пребывала старинная чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, список с явленной. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, была построена каменная Казанская церковь – на месте или около существовавшей там деревянной.

Адрес: г. Рязань, ул. Фурманова, д.56

Телефон: 8-905-185-33-07

Проезд: Общественным транспортом: троллейбусы № «10» и «3» и автобус № «18», остановка «Площадь Свободы».

Подробнее...

Преображенский Рязанский мужской монастырь[править | править код]

История монастыря связана с историей города, который был заложен епископом Муромским и Рязанским Арсением. Древние летописи говорят о монастыре как о Преображенском, «что внутри города». Во время монголо-татарского нашествия Переславль-Рязанский принял беженцев из разоренной Старой Рязани, а в 1288 сюда перенес свою кафедру святитель Василий Рязанский.

Существует предание, что монастырь был основан в это же время — в конце XIII-го или в начале XIV-го века. Скорее всего обитель была основана при Великом князе Олеге Ивановиче. Об устройстве обители заботился Великий князь Рязанский Иван Васильевич, который в 1467 году своей грамотой пожаловал ей земли.

В 1501 году по новой грамоте князя Федора Васильевича монастырю было подарено село Гавриловское.

Адрес: ул. Кремль, 1, Рязань, Россия, 390000

Телефон: +7 491 228-08-03

Подробнее...

Троицкий Рязанский мужской монастырь[править | править код]

Документальных данных об основании и первых десятилетиях существования монастыря не сохранилось. Легенды связывают его появление с именем Преподобного Сергия Радонежского, приезжавшего в Рязань в 1386 с целью примирения великого князя московского Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом. По другой версии, не подтверждённой летописными данными, монастырь был основан в 1208 году рязанским епископом Арсением I (†1212) при князе Романе Глебовиче, как одно из укреплений, создаваемых вокруг Переяславля Рязанского. Во время татаро-монгольского нашествия монастырь неоднократно подвергался разорениям. Храм Святой Живоначальной Троицы монастыря упоминается в документах 1595—1597 и 1628—1629 годов.

Стольник Иван Иванович Вердеревский возобновляет монастырь (1695) и начинает его восстановление: в 1695 году строит на месте деревянного новый каменный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, в 1697 — церковь Иоанна Предтечи.

Адрес: 390013, г. Рязань, Московское шоссе, 10. Находится около места впадения речки Павловки в реку Трубеж, в 200 метрах от Московского шоссе.

Телефон: 8(4912)76-23-00, 8(4912)34-81-71, 8(915)615-21-94.

Подробнее...

Храмы[править | править код]

Борисоглебский собор[править | править код]

Собор известен с XII в., до наших дней дошла постройка 1686 г. В ограде собора находится крест, указывающий место первого погребения святителя Василия Рязанского.

В соборе находится рака с мощами блаженного Василия Кадомского. Выходец из дворянской семьи, он дал вольную крестьянам и стал вести жизнь нищего аскета. Его не трогали собаки и любили дети. Получая больше пожертвований, чем другие, раздавал неимущим. Имел дар прозорливости. На похороны в 1848 г. стеклось огромное количество людей всех сословий. Блаженный Василий продолжал помогать рязанцам и после смерти, многих исцелил. Одним из его почитателей был физиолог Иван Павлов.

Здесь служил священномученик Иувеналий (Масловский). На рязанскую кафедру архиепископ прибыл в 1928 г. прямо с Соловецких островов. Вот что сказал мужественный владыка в 1934 г., когда праздновалось 20-летие его архиерейства: «Благодарю за любовь и внимание ко мне, недостойному, как архипастырю и отцу. Я прошу собравшихся молиться обо мне, чтобы Господь укрепил меня в трудной деятельности епископа в такое тяжёлое для Православной Церкви время.

Подобно Первосвятителю Василию Рязанскому, защищавшему Церковь от варваров и раскольников, я даю вам обещание соблюдать Её от рук врагов и впредь работать над укреплением православной веры в народе и защитой церквей от разрушения, хотя мне за это и пришлось бы стоять по пояс в крови». Прозорливый старец Филарет Пронский говорил, что «владыка Иувеналий – это столп от земли до неба». В 1936 году, под Крещение, архиепископ Иувеналий был арестован в третий раз. Из сибирской ссылки владыка смиренно писал: «Теперь я подметаю, каждый день мою полы, чищу уборную, караулю вещи своих собратьев. Слава Богу за всё. Временами я думаю, не на даче ли я?» В 1937 его расстреляли. Память святого празднуется в день его смерти – 12 (25) октября.

У левого клироса находится чудотворная Феодоровская икона Божией Матери.

Скорбященская церковь[править | править код]

В кладбищенском храме, построенном в камне в 1807 г., служение никогда не прерывалось. При большевиках в течение многих лет она была единственной действующей церковью Рязани. В храме находится чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая прославилась в 1648 г. исцелением сестры патриарха Иоакима. Стены церкви расписаны снаружи и внутри в классической живописной манере: в лике каждого святого – свой неповторимый характер.

Николо-Ямская церковь[править | править код]

Николо-Ямская церковь

Храм является подворьем рязанского Иоанно-Богословского монастыря . В нём находятся мощи блаженной Любови Рязанской.

Родившаяся в 1860 г. Люба не могла ходить до 15-летнего возраста, когда ей явился святитель Николай. Свт. Николай исцелил девушку и благословил её на подвиг юродства. Любовь осталась жить в Рязани в доме матери, после её смерти – в доме сестры. Особенно прославили юродивую сбывшиеся предсказания, которых известно множество. Скончалась Любовь в 1921 г., была похоронена на Скорбященском кладбище. Память местночтимой святой празднуется 8 (21) февраля – в день кончины.

Церковь Спаса «на Яру»[править | править код]

На высоком берегу над Трубежем стоит нежного цвета храм с пятью серебристыми главами. Это Спасо-Преображенская (Спаса «на Яру») церковь (1695). В наши дни она не только восстановлена снаружи, но и с любовью отделана внутри.

Рядом с храмом по пояс врыта в землю крупная металлическая фигура Сергея Есенина, восторженно раскинувшего руки. Этот жест «какая ширь и красота!» можно отнести к просторам, открывающимся с обрыва, а можно – к храму, смотря с какой точки смотреть на монумент.

Проезд из Москвы[править | править код]

С Казанского вокзала каждые полтора-два часа. Пересечение с московским метро на ст. «Электрозаводская» и «Выхино». В пути около 4 ч.

Наиболее удобен «экспресс» Москва-Рязань: 3 рейса в день, время в пути – 2 ч 50 мин. Покупка билетов на Казанском вокзале – в 6 зале (первый при входе в вокзал из метро «Комсомольская-радиальная»).

На машине из Москвы в Рязань удобно ехать по М5 через Коломну. 194 км, 3 ч пути.

Прочая информация[править | править код]

Куда дальше из Рязани[править | править код]

Вокзалы Рязани

В городе два железнодорожных вокзала. Между ними – около 1 км по ул. Вокзальная. На Голутвин и Москву идут электрички с обоих вокзалов. С «Рязани-1» в два раза чаще, чем с «Рязани-2». «Экспрессы» Москва Рязань – только с «Рязани-1».

Ж/д вокзал «Рязань-1»: (4912) 76-13-00. Ж/д вокзал «Рязань-2»: (4912) 55-07-26.

Центральный (Мервинский) автовокзал (Московское шоссе, 34) является междугородным. Расположен в 5 км от центра и в 2 км от ж/д вокзалов. Тел.: (4912) 55-07-26.

Приокский автовокзал (Окское шоссе) является пригородным. Тел.: (4912) 55-07-26.

Владимир

Автобусом - 1 утренний рейс с автовокзала.

На машине через Спас-Клепики до Тумы, затем по Р73 через Гусь Хрустальный. 226 км, 3,5 ч пути.

Воронеж

До Воронежа через Рязань проходит около десяти поездов в сутки. В пути – 6-7 ч.

Зарайск

3 автобусных рейса в день с автовокзала.

На машине по М5 до Луховиц, затем 27 км в сторону. Всего 90 км, 1 ч 20 мин пути.

Коломна

Электропоезда, идущие на Москву, останавливаются в Коломне. Выйти на остановке Голутвин. В пути – 1 ч 40 мин.

На машине по М5 88 км, 1,5 ч пути.

Муром

На машине через Спас-Клепики, Туму, Гусь Железный, Касимов, Меленки. 246 км, 4 ч пути.

1 автобусный рейс во второй половине дня в Пт.-Вс.

Тула

Автобусом - 2-3 рейса в день с автовокзала.

На машине через Новомосковск и Северо-Задонск до Гремячего, затем по 1Р132. 184 км, 3,5 ч пути.