Богоявленский-Анастасиин женский монастырь
История[править | править код]
Дата основания: 1426
Статус: действ.
Богоявленский мужской монастырь Костромы основал преподобный Никита Костромской. Он был учеником и, возможно, родственником прп. Сергия Радонежского. А среди учеников самого Никиты был прп. Пафнутий Боровский, духовной жизнью которого Никита руководил в Высоко-Покровском монастыре (рядом с Боровском). Из Высоко-Покровского монастыря Никита ушёл в Кострому. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты.
Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г.
В 1569 г. Иоанн Грозный перебил братию монастыря во главе с игуменом за то, что они радушно встретили проезжего князя Старицкого Владимира Андреевича, не ведая, что тому суждено попасть в царскую немилость.
В 1608 г. за стенами монастыря мужественно отбивались монахи вместе с горожанами и монастырскими крестьянами. Осада длилась больше полумесяца. Поляки убили 38 крестьян. 11 монахов заперлись в монастыре, желая скорее умереть, чем сдаться врагу. Память преподобных Трифиллия, Макария, Савватия, Финогена, Варлаама, Дионисия, Иова, Кирилла, Максима, Иоасафа, Гурия, убитых поляками, празднуется 15 (29) сентября, в один день с памятью прп. Никиты.
В 1612 г. в Богоявленском монастыре молились князь Димитрий Пожарский и воины русского ополчения, шедшие из Нижнего Новгорода освобождать Москву.
С XVII в. обители помогал боярский род Салтыковых, которые устроили в монастыре фамильный некрополь. Во многом благодаря им в 1610 г. освятили новую каменную церковь Иоанна Богослова, около 1618 г. – Трёхсвятительскую церковь, к Богоявленскому собору пристроили Никольский храм, в 1620-е гг. возвели звонницу. В 1642-1648 гг. деревянная стена была заменена каменной.
В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь.
Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала.
Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.)
Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. К 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь.
Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).
Посещая Кострому, Романовы не обходили своим вниманием и Богоявленско-Анастасиин монастырь. В 1619 г. здесь побывал Михаил Романов. Были Александр III и Николай II. Дважды посетил обитель святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1902 г., отслужив литургию в соборе, он сказал: «Много я ездил по святой Руси, но такого прекрасного, такого благолепного храма не видел».
В 1919 г. большевики закрыли обитель и устроили в ней рабочий посёлок «Безбожник». Закрыть тогда же Богоявленский собор они не смогли из-за протестов народа. С 1918 по 1922 г. здесь служил протодиаконом священномученик Василий Разумов, расстрелянный в 1937 г.
Собор был закрыт в 1925 г. и отдан под архив. К 1928 г. разобрали на кирпич большинство стен и башен монастыря. Газета писала о благодарности людей за разрушение монастыря: «Пожилая женщина развешивает бельё по протянутой верёвке:
– Ишь, без стены-то и сохнет скорее. Просторно стало и светло».
В 1936 г. разрушили Никольскую церковь, кладбище, засыпали пруд. В 1982 г. государственный архив, расположенный здесь, сгорел вместе с собором.
Современное состояние[править | править код]
В Богоявленско-Анастасиином соборе власть предполагала устроить органный зал. Но после упорной борьбы в 1990 г. она передала Церкви развалины собора, годом спустя – Смоленскую церковь и трапезный корпус. 18 августа 1991 г. в Богоявленско-Анастасиин собор, ещё не восстановленный, но уже ставший кафедральным, перенесли из церкви Воскресения на Дебре главную святыню Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.
Первой настоятельницей монастыря стала игумения Иннокентия. Когда в 1972 г. она с матерью была в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, старец Иоанн (Крестьянкин) неожиданно сказал ей на прощанье: «Приедете домой – сделайте игуменский посох». Восемнадцатилетняя девушка послушалась старца. Для кого этот посох, она узнала лишь в 1991 г.
Только мусора пришлось вывезти более 200 грузовиков. Но даже когда ещё на восстановление монастыря не хватало денег, игумения Иннокентия открыла богадельню для старушек имени св. Марии Магдалины (в 1992) и приют для бездомных девочек имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (в 1993). Материальные и духовные плоды такой веры налицо. Пусть иконостас покрыт не золотом, а белой краской, но Богоявленско-Анастасиин и Смоленский храмы восстановлены и действуют. Чудотворную настенную икону-фреску Смоленско-Костромскую икону Божией Матери (1672), уцелевшую в двух пожарах, удалось очистить и от наслоений советского времени. Больше сорока старушек и инвалидов спасены от голодной смерти, и десятки сирот согреты любовью монахинь. Семь сестёр из Богоявленско-Анастасииного монастыря стали настоятельницами других возрождаемых женских обителей.
С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыниКостромской епархии.
Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Территория монастыря Костромы закрыта для посторонних: открыт только собор. В монастырских гостиницах принимают паломников.
Как добраться[править | править код]
Адрес: 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.
Тел.: (4942) 31-34-86.
Богослужения: утреннее в 8 ч, в воскресные и праздничные дни – в 9 ч, вечернее – в 18 ч.