Рим

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску


Идёт загрузка карты…
41.902695; 12.496176
Италия, Рим
Рим,Лацио
Италия


Базилика святого апостола Павла в Риме

Рим — (итал. и лат. Roma [ˈroːma]) — столица и крупнейший город Италии (по населению агломерации уступает Милану и Неаполю). Административный центр области Лацио и одноимённой территориальной единицы Рим, приравненной к провинции. Расположен на реке Тибр.

История[править | править код]

Основанный в 753 г. до н. э. Рим является одним из старейших городов Европы, древняя столица Римской империи. Ещё в античности (III век н. э.) Рим называли Вечным городом (лат. Roma Aeterna, Urbs Aeterna). Одним из первых так назвал Рим римский поэт Альбий Тибулл (I век до н. э.) в своей второй элегии. Представления о «вечности» Рима во многом сохранились и после падения древнеримской цивилизации, принеся соответствующий эпитет в современные языки.

Также Рим называют «городом на семи холмах». Первоначально поселения располагались на холме Палатин, впоследствии были заселены соседние холмы: Капитолий и Квиринал. Несколько позже поселения появились на последних четырёх холмах (Целии, Авентине, Эсквилине и Виминале).

Древнейшее название реки Тибр, на которой расположен город — Румо или Румон — послужило основой для образования названия Рим (итал. Roma). Предполагается, что название реки связано с наименованием одного из племён этрусков — древнего населения берегов этой реки. Топонимическая легенда о связи названия города с именем Ромула, одного из двух братьев, вскормленных волчицей, — классический пример попытки осмыслить непонятное древнее название.

Древний Рим[править | править код]

Первые поселения на месте современного Рима появились задолго до традиционно приводимой даты основания города (753 год до н. э.).

Царский период[править | править код]

Согласно самой распространённой легенде, братья Ромул и Рем, рождённые от дочери царя Альба-Лонги, Реи Сильвии и бога Марса, выросли на берегу Тибра. Восстановив на троне Альба-Лонги законного правителя — своего деда Нумитора, Ромул и Рем вернулись к Тибру для основания колонии. Между братьями возникла ссора: Ромул убил Рема и основал укреплённое поселение на Палатине. В I веке до н. э. было вычислено несколько дат основания Рима, наиболее известная из которых — 21 апреля 753 года до н. э.

Ромул называется первым царём Рима. Всего традиция называет семь царей. Царь Сервий Туллий традиционно называется строителем известной Сервиевой стены. Во время царской эпохи в Риме появляются первые храмы, в том числе Храм Весты и Храм Януса.

По сообщению историка Тита Ливия, Сервий Туллий во время первой переписи насчитал в Риме 80 тысяч граждан. Республиканский Рим

Долгое время город был ограничен Сервиевой стеной, которая являлась не столько физической, сколько сакральной границей города (для обозначения границы Рима использовался термин померий). По мере расширения Римского государства были проложены дороги, которые сначала связали Рим с колониями в Италии, а затем и с отдалёнными провинциями.

Центральной площадью Рима стала долина между Палатином и Квириналом, известная как Форум. Отсюда расходились важнейшие улицы: via sacra, поднимающаяся к главной святыне Рима — храму Юпитера Капитолийского. Параллельно ей, у подножия Палатина, проходила via nova и др. Другой важной площадью внутри города был рынок скота у Тибра — Бычий форум, располагавшийся в самой оживлённой торговой части города. По соседству, но вне стен города, лежал овощной рынок.

Количество храмов республиканского Рима доказывает глубокую религиозность римского народа; в каждой части города можно, на основании далеко неполного предания, насчитать несколько крупных святилищ. Также в городе находился храм древней триады Ceres, Liber, Libera, построенный, по преданию, в 496 году до н. э.

За ростом Римского государства последовало постепенное изменение самого города, который был уже столицей огромной империи. Расширение померия Луцием Корнелием Суллой и возведение новых построек Гнея Помпея предшествовали деятельности Цезаря и Августа. Целые городки, возникшие у Тибра, на Марсовом поле, за porta Capena, по Аппиевой дороге, необходимо было сделать юридически частями города, в состав которого они фактически входили. Только таким путём можно было создать сносные условия жизни в центре города, отвлечь жизнь на окраины и предоставить более простора для общественных зданий в центре.

Императорский Рим[править | править код]

Гай Юлий Цезарь воздвиг новое здание сената и заложил основание новой колоссальной базилике на западной стороне форума, названной его именем. Ему же принадлежит идея создать новую территорию для общественных зданий на Марсовом поле и соединить рядом построек общественного и религиозного характера старый город у форума с новым городом на Марсовом поле. Первая из этих идей нашла своё выражение в постройке портика для голосований[en] на Марсовом поле, вторая — в создании искусственных площадей (fora), в сущности являющихся ничем иным, как периболами (дворами) вокруг центрального храма. Первой из них был форум Юлия Цезаря с храмом Венеры-Прародительницы, прародительницы Юлиев. Полное осуществление планы Цезаря нашли только при Августе, который создал новый город четырнадцати кварталов. Рим с этого времени теряет свой характер укреплённого города, пространство внутри Сервиевой стены окончательно застраивается, в пределы города входят и предместья.

На Римском форуме, кроме реставрации и перестройки храмов, курии и Юлиевой базилики, Августу принадлежит постройка храма Цезаря и нового центра политической жизни Рима, перешедшей теперь на форум и сосредоточившейся вокруг новой народной трибуны, новых ростр. Возле форума Цезаря возник форум Августа, а поблизости расположился Храм Марса-Мстителя, чем сделан был новый шаг к соединению центра с Марсовым полем. Был также построен сохранившийся до наших дней Пантеон.

В правление императора Нерона в Риме произошёл «великий пожар». Город полностью отстраивается, на этот раз более красиво, только с утверждением династии Флавиев. Ряд мер полицейского характера меняет вид улиц. Новые дома имеют более благообразный вид: одной из мер Веспасиана было обязательное снабжение каждого дома портиком, благодаря чему улицы получали вид крытых галерей. Свободным пространством после пожара Флавии воспользовались для своих монументальных построек. В долине между Палатином и Эсквилином возник Колизей, вокруг него — ряд построек служебного характера.

Деятельность первых императоров блестящим образом довершает Траян; он окончательно связывает ряд императорских площадей с Марсовым полем колоссальной площадью (forum Traianum). Всемирно известна созданная в это время колонна Траяна. Главным созданием Адриана был Храм Венеры и Ромы на Велии, возведением которого было закончено превращение центральной части города в ряд блестящих построек, связывавших форум с Марсовым полем с одной стороны и с площадью у Колизея — с другой. За Тибром Адриан выстроил себе мавзолей, существующий ещё и теперь в виде крепости св. Ангела; там же возник в это время и новый цирк. Императоры вели активное строительство грандиозных терм (общественных бань).

Позднее строительство новых зданий значительно замедлилось из-за осложнившегося положения Римской империи. В конце III в. были возведены новые укрепления, известные как стена Аврелиана. Они охватывали весь разросшийся город с его затибрской частью. Они совпадали с таможенной линией и отчасти с границей померия, но во многих случаях в пределы стены были введены и гробницы (в том числе пирамида Цестия и гробница Эврисака[it]). В IV веке начинается строительство христианских храмов.

Сложное для города время наступило в V веке. В 410 году Рим взял и разграбил вождь вестготов Аларих, в 455 году город жестоко разграбили вандалы.

Рим в Средние века[править | править код]

Папа Лев III возлагает императорскую корону на голову Карла Великого на Рождество 800 г. в Риме, миниатюра из Больших французских хроник, ок 1455—1460 г.

В 476 году Одоакр низложил последнего западно-римского императора, но скоро в свою очередь уступил место остготу Теодориху, правление которого ознаменовалось началом широкой реставраторской деятельности в городе.

В войне Византии с остготами (536—552) Рим шесть раз подвергался осаде и переходил из рук в руки. При этом остготские цари, и в особенности Тотила, брали многочисленных заложников из числа жителей Рима, что привело к уничтожению самых знатных фамилий и уменьшило население Рима до 30—50 тыс. человек.

В течение последующих двух веков (570—750), когда значительная часть Италии была отторгнута от Византии лангобардами, папы стали играть первенствующую роль в светских делах города при номинальном подчинении слабой Византии (равеннскому экзарху).

Хотя покинувшие Рим императоры продолжают поддерживать отдельные здания, но эти реставрации — только исключения; большинство общественных зданий медленно разрушается. Только Теодорих попробовал было развить широкую реставраторскую деятельность, но она помогла ненадолго. Разрушению зданий сопутствовало похищение из них украшений из бронзы, мрамора и другого дорогого материала очередными завоевателями.

С возвышением пап всё большую роль в городе играет базилика святого Петра и центр города перемещается на Ватиканский холм, вокруг которого уже при Льве IV возводятся новые оборонительные сооружения.

Старые здания беспрепятственно разрушаются, сохраняются лишь те, в которых нашли себе приют христианские церкви или феодальные крепости. Так мавзолей Адриана, выгодно расположенный рядом с Ватиканским холмом, ещё при постройке стен Аврелиана стал небольшой крепостью, а со временем превратился в неприступный папский Замок Святого Ангела, выдержавший несколько осад (последнюю в 1527 году во время т. н. Разграбления Рима).

Рим в Новое и Новейшее время[править | править код]

В феврале 1798 года французские войска под командованием Бертье заняли Рим. Была провозглашена Римская республика. От папы Пия VI потребовали отречения от светской власти. Он отказался, был вывезен из Рима и умер в изгнании. Французы вывозили из Рима произведения искусства. Вскоре, однако, движение австрийского генерала Мака на Рим заставило французов оставить город, и 26 ноября 1798 года он был занят войсками неаполитанского короля Фердинанда I. После этого многие республиканцы были казнены. В сентябре 1799 года неаполитанцы оставили Рим, а в 1800 году новый папа Пий VII прибыл в него.

В 1808 году Наполеон I упразднил Папское государство, а Пий VII был вывезен из Рима. Затем в 1811 году Наполеон провозгласил римским королём своего новорождённого сына. Эпоха французского владычества была ознаменована значительным развитием городского благоустройства: нищенство было искоренено, много было сделано для освещения улиц. Тогда же стали производить раскопки по строго научному плану.

После поражения Наполеона 2 мая 1814 года Пий VII вернулся в Рим и Папское государство было восстановлено.

Осенью 1848 года в Риме началась революция, папа Пий IX бежал в Гаэту, и 6 февраля 1849 года вновь была провозглашена Римская республика. Но в июле 1849 года Рим был взят французскими войсками под командованием Ш. Удино (англ.), и 14 июля Удино формально объявил о восстановлении в Риме папской власти. В апреле 1850 года папа вернулся в Рим. Французский гарнизон покинул Рим только в 1866 году.

20 сентября 1870 года войска Итальянского королевства заняли Рим, и он стал столицей королевства.

В 1922 году состоялся марш на Рим итальянских фашистов. В 1929 году в результате Латеранских соглашений на территории Рима было образовано государство Ватикан.

Во время Второй мировой войны Рим, в отличие от многих европейских городов, в целом избежал разрушений, однако подвергся немецкой оккупации в 1943-44 годах и был освобождён англо-американскими войсками 4 июня 1944 года.

Гонения на христиан в Римской империи[править | править код]

Гонение при императоре Нероне (64–68)

Причина — сильный пожар в Риме в 64 году, в нем обвиняли самого императора. Чтобы отвести подозрения от себя, Нерон назначил виновными христиан. С законодательной точки зрения христиане оказались «в вакууме» — они перестали подчинятся иудейскому законодательству и законам Римской империи, которая официально была языческой. Христиан стали считать врагами общества и государства.

Христиан преследовали в самом Риме и его окрестностях. Открыто исповедующих христианство прибивали к крестам, бросали на съедение диким зверям, сжигали, чтобы освещать город по ночам. По Преданию, именно в этот период апостола Петра распяли вниз головой, а апостолу Павлу отрубили голову.

При императоре Домициане (96)

Гонение началось в последние месяцы пятнадцатилетнего правления императора, который был подозрительным тираном. Он проводил жесткую финансовую политику и обложил дополнительным налогом иудеев и тех, кто скрывал свое происхождение. К последним относили христиан. В этот раз гонения не ограничились Римом и дошли до провинций.

Среди пострадавших был епископ Пергама Антипа, апостола Иоанна Богослова сослали на остров Патмос.

При императоре Траяне (98–117)

Траян составил юридическое основание для преследования христиан. Все началось с его наместника Плиния Младшего, который в своих письмах императору обвинял христиан просто в принадлежности к незнакомой религии: «Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, их следовало наказать за непреклонную закостенелость и упрямство». Император одобрил действия наместника, но государство не искало христиан целенаправленно для наказания.

Среди пострадавших был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский.

При императоре Адриане (117–138)

Император постановил судить христиан по закону и не обращать внимание на призывы толпы убивать непонятных для них христиан. Исключение — если только обвинитель может доказать вину христианина на суде. Казалось, что закон даже защищает христиан, но на практике казни исключительно за веру продолжались. Например, был убит Римский Папа святитель Телесфор. Также церковное Предание говорит о мученичестве Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

При императоре Антонине Пии (138–161)

Формально продолжалась политика императора Адриана, но христиан часто судили за исповедание их веры под натиском невежественного народа, который в любом катаклизме или неудачах винил христиан. Власть шла на уступки, так как христиан становилось больше и они перестали считаться маргинальной сектой. Правительство опасалось христиан как вольнодумцев и бунтовщиков, исповедующих неофициальную религию, которая угрожала традиционной культуре римлян.

В этот период пострадал священномученик Поликарп Смирнский.

При императоре Марке Аврелии (161–180)

Юридически ничего для христиан не поменялось. Но гонений на христиан становилось все больше, причем они инициировались простолюдинами, которые буквально «охотились» на христиан, грабя и убивая. Когда же для разбирательства приезжал императорский наместник, всех христиан прятали в тюрьмы и на суде добивались от них либо отказа от веры, либо убивали. Сам император считал стойкость христиан глупым упрямством.

При императоре Коммоде (180–192)

Относительно спокойные времена для христиан — император мало интересовался политикой. Даже при дворе стали появляться христиане. В провинции действовали с оглядкой на столицу, но порой крайне дико. Так в Африке пострадали 12 христиан, отказавшиеся перед проконсулом принести жертву богам.

При императоре Септимии Севере (193–211)

Под страхом наказания запретил переход в иудейство и христианство, поэтому гонения затрагивали в основном новообращенных христиан или даже тех, кто еще только собирался креститься.

При императоре Александре Севере (222–235)

Император лояльно относился к христианам и даже хотел построить храм в честь Христа и сделать Его одним из богов. Но Предание говорит, что в его правление пострадали святая Татиана, мученица Мартина. В результате восстания легионеров императора Александра убили, а солдаты сами назначили следующего правителя.

При императоре Максимине Фракийце (235–238)

Выбран солдатами взамен убитого ими императора Александра Севера. Максимин ненавидел предшественника и заодно всех его придворных, многие из которых были христианами. Итог — недолгое гонение, которое затронуло в основном клириков, обвиненных в обучении христианству.

В этот период пострадали Папа Понтиан, священномученик Ипполит Римский и Папа Антер.

При императоре Деции (249–251)

Считал христиан опасными для государства, которое к тому времени переживало кризис. Чтобы сплотить нацию, император устроил по всей империи обязательные жертвоприношения, которые выявили множество христиан. Также жертвоприношение расценивалось как присяга на верность императору. Не отрекавшихся от веры жестоко мучили, убивали или долгое время держали в тюрьмах.

Самые известные мученики этого периода: Папа Фабиан, епископ Никон Тавроменийский и 199 его учеников, мученица Агафия, мученик Парамон Вифинский с 370 мучениками. Также предание говорит о 7 спящих Эфесских отроках.

При императоре Валериане (253–260)

Император вначале нормально относился к христианам, но затем попал под влияние своего приближенного Макрина, последователя восточных культов и врага христиан. Издал два эдикта против верующих.

Первый эдикт предписывал принести жертву богам всем епископам Церкви. За отказ — ссылка. Также запрещалось собираться для молитвы или на кладбищах.

Второй эдикт предписывал казнить клириков за отказ приносить жертву, знатных христиан лишать имущества и, если упирались, — казнить. Государственных чиновников и их родственников -—лишать имущества и отправлять на принудительные работы.

В этот период пострадало огромное количество христиан. Среди них: Папа Сикст II с диаконами Лаврентием, Фелициссимом и Агапитом, диаконы Ипполит, Ириней.

Период мира (260–302)

В 260 году императора Валериана взяли в плен персы, и к власти пришел его сын, который терпимо относился к Церкви и даже разрешил собираться христианам для молитвы. Но это не означало, что христианство стало разрешенной религией — в этот период все равно были мученики.

«Великое гонение» императора Диоклетиана (303–313)

Первые 18 лет правления Диоклетиана проходили благоприятно для христиан — они даже занимали государственные должности и освобождались от обязательного жертвоприношения богам. Более того, его жена и дочь также были христианками. Жестокие гонения начал его соправитель — цезарь Галерий, который после удачного военного похода на персов решил «вычистить» ряды армии от христиан. Он казнил множество воинов.

Переломный момент наступил во время жертвоприношения, когда главный жрец объявил, что невозможно узнать результаты гаданий из-за присутствия христиан. Император разгневался и приказал, чтобы всем во дворце вплоть до слуг принесли жертву богам, отказавшихся велел выпороть плетьми. Затем приказ распространился на всех солдат империи. Отказавшихся изгоняли со службы. Окружение императора (в том числе Галерий) подстрекало его к открытым гонениям, но Диоклетиан ограничился эдиктом об уничтожении христианских книг и храмов, лишении христиан званий и привилегий.

Масштабные гонения начались после пожаров в императорском дворце, в которых обвинили христиан. С этого момента они снова стали врагами государства, которых за отказ отречься от своей веры мучили и убивали. Среди них Папа Римский Маркеллин, великомученица Анастасия Узорешительница, великомученик Георгий Победоносец, мученик Андрей Стратилат. В 304 году император издал эдикт, обязующий всех христиан империи принести жертву богам, за отказ — смерть. В 305 году Диоклетиан отрекся от власти.

При императоре Галерии (293–311)

Галерий принял власть после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником, цезарем Максимином Дазой, он продолжили гонения. Среди пострадавших: великомученик Димитрий Солунский, Адриан и Наталия Никомидийские, бессребреники Кир и Иоанн, великомученик Феодор Тирон. В конце жизни именно император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи эдикт, который сделал христианство «дозволенной религией». Случилось это в 311 году, когда его поразило неизлечимое заболевание.

При императоре Максимине Дазе (305–313)

Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа.

Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан.

При императоре Лицинии (308–324)

Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил.

При императоре Юлиане Отступнике (361–363)

Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы.

Святой император Константин I Великий (306-337)

Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.

Святые[править | править код]

Благодаря своим святыням, благодатным и неветшающим сокровищам, Рим является одним из самых великих городов мира. Духовным сердцем Рима являются мощи двух столпов Церкви: первоверховных апостолов Петра и Павла. Так много в городе связано с их трудами и мученическим подвигом.

Оказаться в Риме было желанием апостола Павла. Находясь в 54-57 гг. в Эфесе, он имел намерение, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, а затем посетить столицу империи: «Побывав там, я должен видеть и Рим» (Деян. 19:21). Об этом он еще раз писал ок. 58 года христианам Римской Церкви незадолго до своего последнего путешествия из Коринфа в Иерусалим: «Всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим.1:10-12). В 61/62 г. апостол был уже в Риме, куда он был доставлен в узах. Вериги эти сохранились. Они хранятся в специальной сокровищнице (Cappella delle Reliquie) Собора св. апостола Павла по Остийской дороге. Глядя на эти обычные, грубо сделанные кандалы, испытываешь трудно передаваемое состояние: на какое-то короткое время чувствуешь себя современником того, кто их носил. Лишь небольшое пространство и стекло отделяет тебя от них.

Здесь, в Риме, апостол составил несколько Посланий: ефесянам, колоссянам, 2-е к Тимофею (указание содержится в тексте: 1:17). Послание к своему ученику Павел составил после того, как в первый раз был вызван на суд к Нерону. В тексте об этом он пишет так: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей» (2 Тим.4:16-17). Павел пишет о своем желании видеть верного помощника в деле благовествования, но, зная о своем скором отшествии из земной жизни, с любовью побуждает к подвигу, потому что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3:12). Вся почти двухтысячелетняя история христианства является исполнением этого пророчества. Относится оно как к эпохам преследования Церкви, так и к «мирным временам».

По-видимому, Тимофей не застал в живых учителя, но Господь соединил их не только на Небе, но и на земле: их святые мощи находятся рядом под одним престолом в Соборе святого апостола Павла.

О времени прибытия в Рим апостола Петра мнения сильно расходятся. Есть основание полагать, что он поселился в этом городе после Павла. Плодом пастырских трудов его были 1 и 2 Соборные послания. Указание на это находится в тексте: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет. 5:13). У новозаветных священных писателей словом «Вавилон» называется Рим (Откр.14:8 и др.). Здесь же евангелист Марк со слов апостола Петра написал Евангелие. Мнения этого держались древние христианские писатели (Папий, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский).

Об апостольских трудах Петра свидетельствует церковь св. Пуденцианы девы. Находясь в Риме, св. Петр бывал в доме сенатора Пуда (Пуденса) на Эсквилинском холме. Апостол обратил и крестил сенатора, 4-х его детей и 90 домочадцев. Пуд (принял в 67г. св. мученичество; причислен к собору св. 70 апостолов) в своем доме устроил алтарь. По преданию – это первых христианский храм в Риме. Здесь священнодействовал апостол Петр. На этом месте в 145 г. была освящена церковь в память св. мученицы Пуденцианы – дочери св. Пуда. Храм был перестроен в IV веке. Сохранилась мозаика этого времени.

Апостолы Петр и Павел общались между собой. Узы апостола Павла этому не препятствовали. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» («Камо грядеши, Господи?»), Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. Там же находится одна из стрел, которой он был пронзен.

Апостол Петр, узнав волю Спасителя, вернулся, чтобы претерпеть страдания и принять смерть. Он был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). За недостатком времени мы не смогли побывать в ней. Воспользуемся рассказом наших отечественных паломников: епископа Порфирия (Успенского), который вел подробный дневник своего путешествия («Святыни земли Италийской», М., 1996, репринт), и настоятеля Православной русской церкви в Риме архимандрита Дионисия (Валединского; ум. в 1960 г. митрополитом Варшавским), составившего очень ценный путеводитель («Спутник русского православного богомольца в Риме», 1912 г.; переизд.:Рим, 2002).

Согласно историку Титу Ливию («История Рима от основания города»), темницу эту построил в 640 г. до Р.Х. четвертый римский царь Анк Марций для устрашения преступников. Самый мрачный нижний этаж, не имевший в древности ни входа, ни света (людей туда опускали через небольшое отверстие) был соооружен шестым царем Сервием Туллием в 578г. до Р.Х. Сюда сажали государственных преступников, осужденных на смерть. В нее были заключены апостолы Петр и Павел.

«В верхней темнице, в которой устроена теперь церковь во имя святого апостола Петра «в Темнице», в стене на стороне от престола, над лестницей, ведущей на нижний этаж, доселе сохранился прикрытый решеткой камень с отпечатавшимся на нем следом лика апостола Петра. По преданию, апостол Петр, втолкнутый в темницу грубыми воинами, ударился лицом об этот камень. В нижнем этаже темницы, где собственно содержались апостолы Петр и Павел, доселе сохранились: небольшой мраморный столб, к которому были прикованы оба благовестника; источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей Прокесса и Мартиниана и 47 заключенных» (архим. Дионисий…, с.86-87). Чудо было совершено потому, что, на месте заточения не оказалось воды, для совершения таинства крещения, когда были обращены к вере стражи и узники.

Святыни[править | править код]

Большинство церквей в Риме, например, собор святого Петра, являются католическими. В итальянской столице существуют места, священные для всех последователей Христа.

С древних времен Римская кафедра считает своим основателем святого апостола Петра. Хотя это оспаривается сейчас даже католическими учеными, трудно подвергнуть сомнению факт его пребывания, проповеди и мученической кончины в этом городе. В Риме есть несколько мест, связанных с памятью апостола Петра: Собор святого Петра, воздвигнутый над его мощами; Мамертинская темница, в которой он был заключен вместе с апостолом Павлом; храм апостола Петра «в веригах», в котором благоговейно хранятся его вериги.

Собор апостола Петра на Ватиканском холме[править | править код]

Собор является самым большим храмом христианского мира, сердцем Римо-католической Церкви. Он стоит на месте древних катакомб (или подземных кладбищ), в которых нашли себе упокоение первые в Риме святые мученики, пролившие кровь за Христа в находившемся поблизости цирке Нерона. Здесь, по преданию, священномученик Климент, епископ Римский, с честью похоронил в 67 году тело своего учителя, апостола Петра после его распятия. Это место свято чтилось христианами, и около 90 года над ним был воздвигнут особый памятник. Современные исследователи Ватиканских катакомб среди настенных надписей I века находят обращения к святым апостолам Петру и Павлу. В 324 году при участии святителя Сильвестра, папы Римского, святой равноапостольный император Константин положил основание великолепной базилики. В XVI-XVIII веках базилика была перестроена и обрела настоящий вид. Главный престол храма воздвигнут над честными останками святого апостола.

Вопрос о том, где был распят апостол Петр, долгое время являлся предметом дискуссий. На одном из предполагаемых мест, на Яникульском холме, испанским королем в 1502 году была воздвигнута церковь. С места распятия апостола Петра паломники обычно берут на память песок.

Храм апостола Петра, именуемый «в веригах»[править | править код]

В этом храме хранятся железные вериги (цепи) апостола Петра, которыми он был дважды закован за проповедь о Христе. Честные вериги Петровы хранятся в особом ковчеге, стоящем внутри главного престола. Так же, в подземной пещере храма, в особом саркофаге находятся мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа). В церковной ризнице хранятся мощи святой мученицы Агнии (память 21 января) и части крестов, на которых были распяты святые апостолы Петр и Андрей Первозванный.

Базилика святого апостола Павла[править | править код]

Базилика находится на Остийской дороге, вне стен древнего города, на месте погребения святого апостола Павла. По своим размерам загородный собор во имя святого апостола занимает, после Ватиканского собора, первое место в числе всех церквей Рима. В реликварии базилики хранятся вериги апостола Павла; часть его посоха, с которым он совершал свои путешествия, а также множество других, почитаемых православными христианами святынь.

В реликварии базилики, вместе с описанными выше, хранятся такие значимые для христианского мира святыни, как:

  • Частица Животворящего Древа;
  • частица мощей апостола Иакова Заведеева;
  • частица мощей апостола Варфоломея;
  • часть честной ноги апостола Иакова, брата Господня во плоти;
  • честная глава апостола Анании;
  • частица мощей праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии.

Храм святого апостола Павла «на Трех Фонтанах»[править | править код]

Храм стоит на том месте, где святой апостол Павел воспринял мученическую кончину 29 июня 67 года. По преданию, усеченная глава апостола при падении трижды ударилась о землю, и на местах прикосновения к земле произвела три источника, или три фонтана живой воды, которая не иссякла и поныне. От этих трех фонтанов храм и получил свое название.

Часовня святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова «в Елее»[править | править код]

Часовня «в Елее» именуется так потому, что устроена на том месте, где, по преданию, апостол и евангелист Иоанн Богослов по повелению императора Домициана был ввергнут в котел с кипящим мясом, откуда вышел невредимым, после чего был сослан в изгнание на остров Патмос.

Храм во имя святого великомученика Евстафия Плакиды[править | править код]

Храм, основанный при святом равноапостольном царе Константине на месте, где в гонение императора Адриана в 120 году пострадали святой мученик Евстафий Плакида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. В этом храме престолом служит рака, в которой почивают честные мощи мучеников (память 20 сентября).

Храм священномученика Климента, Папы Римского[править | править код]

Храм расположен на месте дома, принадлежавшего священномученику Клименту, Папе Римскому, который пострадал в 102 году на берегу Черного моря. Его честные мощи были чудесным образом обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием в IX веке и торжественно перенесены в Рим. Гробница, в которой почивают мощи святителя, находится внутри возвышения, на котором стоит главный престол. Из церковной ризницы широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику святителя Климента. Помимо своей древности она священна для нас, русских, потому что служила некогда местом упокоения святого равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского. При раскопках были найдены явные следы пребывания здесь мощей святого Кирилла. Справа от того места, где в древнем храме должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, пустое внутри.

Храм святого мученика архидиакона Лаврентия[править | править код]

Над местом упокоения святого мученика Лаврентия (память 10 августа), который был архидиаконом при святом папе Сильвестре I, святым равноаостольным императором Константином около 320 года был сооружен храм его имени. В церковной ризнице в числе разных святынь хранятся часть мученической крови святого Лаврентия; частица мощей священномученика Сикста, Папы Римского; частица мощей мученика Романа, воина, обратившегося ко Христу при виде мучений святого Лаврентия, и другие святыни.

Храм святого Григория Двоеслова, папы Римского[править | править код]

Святой Григорий Двоеслов (собеседник) именуется так за свое сочинение «Беседы, или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов». Память этого великого святого, с именем которого в православном богослужении связана Литургия Преждеосвященных Даров, совершается 12 марта. Прежде своего избрания на папскую кафедру, он устроил в доме, доставшемся ему от родителей, храм во имя святого апостола Андрея Первозванного и при нем - монастырь. Впоследствии Римский Папа Григорий II соорудил здесь настоящую церковь. Честные мощи святителя Григория Двоеслова почивают в Соборе святого апостола Петра в специально устроенном приделе. Храм святого мученика Вонифатия и святого Алексия, человека Божия

Жизнь столь почитаемых на Руси святых непосредственно связана с Римом. Святой мученик Вонифатий (память 19 декабря) пострадал на рубеже III и IV веков и был погребен в имении своей бывшей госпожи - богатой римлянки Аглаиды, которая устроила для его честных мощей храм.

В V веке рядом с этим храмом жил святой Алексий, человек Божий (память 17 марта), который ради Христа оставил дом своих знатных родителей и молодую супругу и удалился в Эдессу. Спустя 17 лет, он вернулся обратно и еще 17 лет прожил в образе нищего под лестницей родного дома, никем не узнанный. Мощи святого Алексия были с честью погребены в храме святого Вонифатия, в котором было совершено его бракосочетание.

Впоследствии над храмом святого Вонифатия был устроен другой, более обширный храм святого Алексия, человека Божия, куда в 1216 году были перенесены мощи обоих угодников Божьих. Справа от главного престола был устроен особый придел, где помещается Эдесская чудотворная икона Божией Матери. Икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукою, - та самая, которая стояла прежде в Эдессе, в храме Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет. Так же здесь хранится остаток деревянной лестницы, состоящей из десяти ступеней, под которой жил и спасался святой Алексий, человек Божий.

Латеранский собор[править | править код]

Латеранская базилика святого Иоанна Крестителя - один из самых древних храмов христианства, является кафедральным собором Рима. Здесь, в особом помещении, за решеткой и красной занавесью хранится священная трапеза, или стол, на котором Спаситель совершил Тайную Вечерю с учениками. В соборном дворике находятся мраморный верхний обруч колодца, над которым Спаситель беседовал с самарянкой; две половинки колонны из храма Иерусалимского, треснувшей во время Голгофского землетрясения.

В соборной ризнице храма:

  • Терн от венца Спасителя;
  • часть животворящего Древа Креста Господня и бывшего на нем титла;
  • часть губки, на которой воины подносили уксус к устам Спасителя на Кресте;
  • часть багряницы, в которую был облечен воинами Господь наш Иисус Христос во дворе Пилатовом;
  • часть лентиона (полотенца), которым Спаситель отирал ноги ученикам Своим на Тайной Вечери;
  • частица камня от столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания;
  • плат, которым была обвернута глава положенного во гроб Иисуса;
  • часть волос Божией Матери;
  • часть честной челюсти Иоанна, Пророка, Предтечи и Крестителя Господня;
  • частица мощей святой равноапостольной Марии Магдалины;
  • честная рука святой равноапостольной царицы Елены и многое другое.

Храм «Святая Святых»[править | править код]

Рядом с Латеранским Собором находится храм, именуемый «Святая Святых», в котором также хранится множество святынь, привезенных с Православного Востока в разное время. Это Святая лестница из дворца Пилата, по которой Спаситель проходил четыре раза; древняя икона Спасителя, тайно присланная в Рим святителем Германом, патриархом Константинопольским, во времена иконоборчества; часть мощей преподобномученика Анастасия Персиянина (память 22 января).

Собор Божией Матери «Маджоре»[править | править код]

Собор именуется «Маджоре», что значит «больший», так как по своей величине превосходит все существующие в Риме храмы во имя Божией Матери, а их - около восьмидесяти. Здесь хранятся ясли, в которых лежал Богомладенец Христос. Эти ясли перенесены в Рим в 642 году вместе с мощами блаженного Иеронима, и тогда же положены в этом соборе. Ясли в первоначальном их виде уже не существуют: пять досок, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе. Эти доски из тонкого, почерневшего от времени дерева.

Церковь Честного и Животворящего Креста Господня[править | править код]

Эта церковь возведена на том самом месте, где некогда возвышался Сессорианский дворец. Здесь жила святая равноапостольная императрица Елена, мать святого равноапостольного императора Константина (их память 21 мая). Святая царица привезла сюда из Иерусалима часть Животворящего Древа с бывшим на нем титлом, землю с Голгофы и другие святыни. Эти драгоценные святыни хранятся теперь в приделе реликвий. Среди них есть гвоздь Христов, большая часть креста разбойника благоразумного, и честной перст святого апостола Фомы.

Мамертинская темница[править | править код]

Из Мамертинской темницы святые апостолы Петр и Павел были выведены на мученическую кончину. Темница находится у подножия Капитолийского холма, со стороны Римского Форума. В верхнем этаже темницы устроен храм во имя святого апостола Петра «в Темнице». В нижнем этаже сохранился небольшой мрачный столб, к которому были прикованы оба первоверховных апостола. Сохранился и источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей и 47 заключенных.

В Мамертинской темнице, во времена гонения императора Валериана, содержались многие христианские мученики: Адриан, его супруга Павлина и чада Неона и Мария; диакон Ипполит; диакон Маркелл; пресвитер Евсей; святой Сикст, папа Римский; диаконы Фелициссим и Агапит, и многие другие.

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.
Она состоит из двух подземных этажей, устроенных один под другим, в разное время. Верхний этаж (иначе — камера), в который богомолец спускается от входа с улицы по длинной лестнице, и который имеет форму неправильною четырехугольника, устроен, согласно Титу Ливию, за 640 лет до Р.Х. Анком Марцием, четвертым царем Рима. Нижний этаж, который имеет форму продолговатого круга, и куда богомолец спускается из верхнего этажа по устроенной в позднейшие времена небольшой лестнице, основан за 578 лет до Р.Х. Сервием Туллием, шестым царем Рима. Стены и своды обоих этажей темницы выложены диким камнем. Самым ужасным местом заключения был нижний этаж темницы, не имевший в древности ни входа, ни света. Он составлял удел государственных преступников, осуждаемых на смерть. Этих несчастных спускали туда через небольшое круглое отверстие, существующее и поныне в своде, разделяющем два этажа темницы, а там предавали их смерти, после чего трупы бросали в Тибр.
С самым началом появления в Риме христианства в числе мамертинских узников, обреченных на смерть, как тяжкие государственные преступники, находились и святые Христовы мученики. В этой темнице томились в продолжении нескольких месяцев перед своей мученической кончиной апостолы Петр и Павел. В верхнем этаже темницы, в котором устроена теперь церковь во имя св. апостола Петра «в Темнице» (Саpella di San Pietro in Carcere), в стене на левой стороне от престола, над лестницей, ведущей на нижний этаж, доселе сохранился прикрытый решеткой камень с отпечатавшимся на нем следом лика апостола Петра. По преданию, апостол Петр, втолкнутый в темницу грубыми воинами, ударился лицом об этот камень.
В нижнем этаже темницы, где собственно содержались апостолы Петр и Павел, доселе сохранились: небольшой мраморный столб, к которому были прикованы оба первоверховных апостола; источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей Прокесса и Мартиниана и 47 заключенных.
Свв. Прокесс и Мартиниан (память 11 апр.) были сначала язычниками и исправляли должность надзирателей в Мамертинской темнице в то время, когда туда были заключены за проповедь о Христе апостолы Петр и Павел. Тогда в темнице содержались еще 47 узников. Видя чудеса, совершаемые апостолами в темнице, Прокесс и Мартиниан, а равно и 47 заключенных, уверовали во Христа и все были крещены апостолом Петром водой из упомянутого чудесного источника. Свою веру во Христа свв. Прокесс и Мартиниан вскоре запечатлели мученической кровью. Мощи их ныне почивают в Ватиканском соборе. Память сорока семи лиц, разделявших узничество апостолов Петра и Павла в темнице и крещенных апостолом Петром, как местночтимых святых, совершается в Риме 14 марта нов. ст.
Из Мамертинской темницы апостолы Петр и Павел вместе были выведены на мученическую кончину. За городскими воротами, именуемыми ныне Павловыми (Porta San Paolo), апостолы были разлучены друг с другом: апостола Петра отвели на Яникульский холм для распятия, а апостола Павла — за город в местность, называвшуюся «Сальвийские Воды», для усечения мечем.
Мамертинская темница была особенно переполнена христианами в середине III в. и в начале IV в. Здесь в гонение Валериана содержались святые мученики: Адриан; супруга его Павлина и чада их Неона и Мария; брат упомянутой Павлины Ипполит, диакон римской Церкви; диакон Маркелл; пресвитер Евсей; св. Сикст, папа римский; диаконы Фелициссим и Агапит и другие. Память святых мучеников Сикста, папы римского, и диаконов Фелициссима и Агапита совершается 10 августа; память других поименованных мучеников, как местночтимых святых, совершается в Риме 2  декабря нов. ст.
В страшное гонение Диоклетиана в Мамертинской темнице содержались святые мученики: Сисиний и Кирим диаконы; старец Сатурнин; Смарагд; Ларгий; Крискентий и другие, всего числом 21 человек — о всех их повествуется в Четьих Минеях под 7 числом июня, в житии священномученика Маркелла, папы римского (304-310).
Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

Катакомбы[править | править код]

Катакомбы - это одна из самых красноречивых святынь Рима, которая не оставит равнодушным никого из посетителей. Это подземные кладбища, где христиане первых веков полагали своих усопших и мучеников, а также совершали богослужения. Катакомбы образовали целый подземный мир, который окружал Рим как бы могильным поясом. К V веку обычай погребать в катакомбах прекратился, но они оставались местом почитания мощей мучеников. Начиная с VII века, священные останки стали переносить в городские храмы. Таким образом, к IX веку катакомбы опустели и оставались забытыми в течение нескольких веков. Их повторное открытие и начало исследования относится к концу XVI века. В настоящее время найдены и обследованы тысячи километров подземных галерей. Наиболее известными и открытыми для посещения являются катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домициллы, катакомбы Прискиллы и некоторые другие.

Катакомбы святого Себастьяна[править | править код]

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла. Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г. 

Катакомбы святого Каллиста[править | править код]

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Катакомбы святой Агнии[править | править код]

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона — выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Колизей[править | править код]

Свое название Колизей получил от латинского слова «великан». Так впоследствии был назван за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 годах I века. Колизей был одним из любимых мест развлечения для жителей Древнего Рима. Здесь они наслаждались страшным зрелищем борьбы зверей и людей. При императоре Траяне на арене Колизея появились и христиане, которых ненавистники-язычники выставляли причиной всех общественных бедствий. Мучения христиан в Колизее продолжались целых два века. Это не единственный цирк Рима, в котором проливалась христианская кровь.

Невозможно перечислить имена всех мучеников, пострадавших на арене Колизея. Их были не десятки и не сотни, а многие тысячи. По словам святителя Григория Двоеслова, «эта земля пропитана кровью мучеников за веру».
Первым, чья кровь обагрила песок Колизея, был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (память 20 января и 29 декабря). Свою мученическую кончину здесь приняли святая мученица Татиана (память 12 января), святые мученики Персидские князья Авдон и Сеннис (память 30 июля), священномученик Елевферий (память 15 декабря) и множество других страстотерпцев Христовых.
При святом равноапостольном императоре Константине гонения на христиан прекратились, но гладиаторские бои в Колизее продолжались вплоть до начала V века.
Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.
Колизей построен в форме продолговатого, наподобие яйца, круга, занимающего пространство в две с половиной десятины (размеры амфитеатра: 188 х 156 м – снаружи; 86 х 54 м – внутри; высота 49 м) и вмещавшего некогда в себе до 100 тысяч зри­телей. 64 огромных входа впускали в цирк всю эту толпу. В самом нижнем этаже цирка находились царские ложи и почетные места для сенаторов, следующий этаж принад­лежал сословию римских всадников, третий и четвертый этажи отведены были для народа.
Этажи поднимались один над другим широкими усту­пами в виде огромного крыльца, разделенного каменными преградами для удобства входов, а кругом всего здания были еще крытые переходы, где тоже толпился народ. Потолка не было: в случае непогоды или слишком яркого солнца об­ширное пурпурное покрывало натягивалось поверх всего цирка. Под нижним этажом были помещения для гладиаторов, или бойцов, а под ареной, или ристалищем, находились Клетки с хищными зверями.
Колизей был любимым местом жителей древнего Рима, стекавшихся сюда для того, чтобы наслаждаться зрелищем борьбы зверей и людей, происходившей обык­новенно внутри его на арене. Никто не в состоянии пе­речислить все те жертвы человеческие, которые пали здесь: одни под ударами гладиаторов, другие под когтями диких зверей, на доставление которых из отдаленнейших стран не жалели денег. При открытии Колизея празд­нества продолжались 100 дней кряду, причем имели место всевозможные увеселения, какие только могли быть придуманы праздными людьми, жаждавшими лишь «хле­ба и зрелищ», например: охоты, бои слонов, бои жу­равлей, битвы гладиаторов, военные и морские сражения. Однажды сражались здесь 3 тысячи человек; в другой раз в один день погибло на арене 5 тысяч зверей. После­дующие императоры только продолжали дело, начатое их предшественниками. При Траяне в течение 120 дней происходили травли зверей, и они стали так редки, что строго было запрещено убивать львов в Африке; их должны были ловить и доставлять в Рим для народного увеселения. Количества гладиаторов совсем не считали: они были дешевле зверей, и на игрищах Траяна их погибло до 10 тысяч. Однажды 400 пленных гетулов сражались против 20 слонов — и все сочувствие народа было на стороне последних из-за их редкости.
При императоре Траяне на арене Колизея появились и христиане, которых ненавистники мира выставляли причиной всех общественных бедствий. Когда Тибр на­воднял Рим, когда Нил не орошал полей, когда затворя­лось небо, когда случалось землетрясение, голод, моровая язва, язычники тотчас кричали: «Ко львам христиан!» (Christianos ad leones!). Мучения христиан в Колизее, на­чавшиеся при Траяне, продолжались целых два века, почти при всех его преемниках. Нет сил и возможности перечислить имена всех мучеников, пострадавших за это время на арене Колизея; их были не десятки и не сотни, а многие тысячи. Кровь их насквозь пропитала всю землю в Колизее. Недаром св. Григорий Двоеслов, папа римский, дал послам императора Юстиниана, пришедшим к нему из Византии, как высшую святыню, горсть земли из Ко­лизея, завернув ее в богатую ткань; причем, заметив, что они не понимают значения этого дара, сказал им с сер­дечным умилением: «Вы не понимаете, что я даю вам: эта земля пропитана кровью мучеников за веру».
Первый, чья кровь обагрила песок Колизея, был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохский (память 20 янв. и 29 дек.). Мужественно выступали за Христа на арене того же Колизея великомученик Евстафий Плакида и его супруга Феопистия и их чада Агапий и Феопист (память 20 сент.), св. мученица Татиана (па­мять 12 янв.), свв. мученики Персидские князья Авдон и Сеннис (память 30 июля), священномученик Елевферий (память 15 дек.) и множество других страстотерпцев Христовых, из которых одни здесь же обрели себе бла­женную во Христе кончину, а другие, явившись вне­запно, подобно пророку Даниилу, пастырями львов яко овец, выходили из Колизея Божиим велением невредимы для того, чтобы на ином пути страданий стяжать мучени­ческие венцы.
С водворением мира в Церкви Божией при св. рав­ноапостольном царе Константине гонения на христиан прекратились; но гладиаторские бои в Колизее все про­должались до начала V в., когда они были отменены ука­зом императора Гонория. О прекращении их в церковной истории блаженного Феодорита, епископа Кирского, рас­сказывается так: «Был тогда некто Телемах, возлюбивший подвижническую жизнь. Удалившись с Востока и с из­вестной целью прибыв в Рим именно в то время, когда происходило то ненавистное зрелище, он сам вступил на поприще и, сошедши вниз, покушался остановить бой­цов, действовавших друг против друга оружием. Но зрители кровопролития были раздражены этим и, воспла­менившись неистовством демона, который увеселяется человеческой кровью, побили камнями поборника мира. Узнав это, дивный царь причислил Телемаха к победо­носным мученикам, а нечестивое зрелище отменил». Зна­менательно, как первый из христиан, обагривший своей кровью арену Колизея, был священномученик восточный, так и последний, стяжавший здесь мученический венец свой, был пустынножитель того же Востока.
После страшных набегов на Рим разных варварских народов Колизей был разрушен и оставлен жителями Рима; в начале XII в. он представлял собой не амфитеатр, а какую-то гору камней. В половине XIV в. в нем опять начались игры, турниры и кулачные бои; в XV в. он служил каменоломней, а при папе Клименте XI (1700-21) в нем был устроен склад селитры. В правление того же папы пала от землетрясения часть Колизея, обращенная к Целийскому холму. Все здание пришло в такое запустение, что в нем стали жить волки, за истребление которых даже назначена была премия.
Так продолжалось до папы Венедикта XIV (1740-58), который взял Колизей под свое покровительство, поставил вокруг арены его 12 каменных алтарей, посвященных Страстям Господним (Via Crucis, Крестный путь), а посередине -крест, около которого собирался народ слушать проповедь монахов-капуцинов о страданиях Христовых. Последующие папы также предпринимали разные меры к предотвращению уцелевших остатков Колизея от разрушения, но все-таки две трети здания пропали.
В настоящее время от Колизея остался лишь исполинский остов, который страшно смотрит сквозь пустые отверстия своих окон на окружающие его развалины древнего Рима и свидетельствует как о тщетности и ничтожестве язычествa, так еще более о величии и силе христианства, приводит нам на память целый сонм мучеников и невольно застав­ляет нас молитвенно взывать к ним: «Вси святии мученицы молите Бога о нас».
Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

Привезенные святыни[править | править код]

Большинство из святынь Рима по своему происхождению можно считать исконно римскими, так как это, в основном, честные мощи святых апостолов и мучеников, пострадавших и погребенных именно на этой земле. Однако множество святынь попало в Рим из Святой Земли и Византии после эпохи гонений на христиан. Иногда это были подарки Византийских императоров и иерархов; иногда - святыни, похищенные в Малой Азии под предлогом спасения от осквернения иноверцами (например, мощи святителя Николая Чудотворца). Однако подавляющее большинство восточных святынь оказалось на Западе в результате Крестовых походов XIII века.

Русское паломничество[править | править код]

Что касается русского паломничества в Италийскую землю, есть все основания предполагать, что в домонгольский период многочисленные паломники из новопросвещенной Киевской Руси, устремившиеся на Святые места Палестины, что является несомненным фактом церковной истории, посещали иногда и Апеннинский полуостров. Об этом, в частности, свидетельствует установление на Руси празднования перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 году при Киевском митрополите Ефреме. Установление празднования памяти святителя Николая и его широкое распространение на Руси произошло практически одновременно с самим событием, что говорит о том, что среди очевидцев перенесения его мощей могли быть и наши соотечественники.

Официальное разделение Восточной и Западной Церквей в 1054 году не сразу отозвалось в народном сознании. Практически все южное побережье Италии долго находилось в военной и церковной юрисдикции Византии. На этом основании можно предполагать, что церковный раскол не являлся до начала XIII века препятствием для паломничества к святыням Италии в сознании восточных христиан, в том числе и славян.

В период с XIII по XVIII век можно говорить не только о спаде паломничества, но практически о полном отсутствии русских паломников в Италии. Латинские Крестовые походы начала XIII века, предпринятые с целью освобождения Святой Земли от иноверцев, жертвами которых стали Константинополь и многие другие византийские города, оставили глубочайший след в православном сознании и значительно усугубили раскол. Множество награбленных на Православном Востоке святынь оказалось в Европейских городах. Однако какое-либо регулярное паломничество Восточных христиан на Запад с трудом представляется возможным. Кроме того, в эту эпоху в Западной Церкви формируется негативное и даже враждебное отношение к православным как к схизматикам. В это же время Древняя Русь надолго оказывается под монгольским игом, что так же сказывается на значительном сокращении паломничества за рубеж.

Первые письменные свидетельства о посещении Италии нашими соотечественниками восходят к XV веку. Это описания путешествия московской церковной делегации на Ферраро-Флорентийский Собор в 1438-1439 гг. Кроме описания заседаний Собора автор, инок Симеон Суздальский, оставляет подробный перечень увиденных храмов и святынь Феррары, Флоренции, Болонии и Венеции. В описаниях ощущается глубокое благоговение к увиденному. Однако налицо недоумение инока относительно того, как выразить свое почитание святыни, находящейся в инославном храме.

В XVII веке, в связи с преобразованиями императора Петра I Алексеевича, возрастает поток русских путешественников в Европу. Для изучения паломничества огромный интерес представляет путешествие стольника Петра Андреевича Толстого в Италию, в 1697-1699 гг. Он был направлен царем Петром I в Венецию для освоения военно-морского дела. Но будучи очень набожным человеком, он оставил подробное описание святынь многих итальянских городов, которые ему довелось посетить - в том числе и Рима.

Практически одновременно совершил свое путешествие на остров Мальта, побывав во многих других городах, граф Борис Петрович Шереметев.

Одним из самых объемных произведений паломнического жанра является «Странствования Василья Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.» В Италии его спасало знание латыни и различные документы и удостоверения местных властей, которые принимали его за польского католика. Из описаний Григоровича-Барского становится ясно, что в то время простому русскому человеку совершить паломничество в Европу было делом весьма проблематичным. Можно предположить, что на подобную авантюру могли отважиться немногие.

Таким образом, в период с XII по XVIII век паломнические поездки русских в Италию могли быть только единичными. И только в XIX веке поток русских паломников, включающий все слои общества, становится регулярным. К началу этого периода относится паломничество крестьянина Кирилла Бронникова в 1820-1821 гг.

Важнейшим этапом в формировании русского паломничества в Италию стало путешествие в Рим и последующее его описание в своих «Римских письмах» А.Н. Муравьева в 1840-х годах. Александр Николаевич Муравьев вошел в русскую культуру благодаря возрождению им паломнических традиций. В Италию он прибыл не как простой богомолец, в некотором смысле его можно было считать посланником от Русской Православной Церкви в связи с грядущим посещением Папского государства императором Николаем I Павловичем. По его мнению, русский богомолец в Риме ради основных целей своего паломничества должен «на время заглушить... самое чувство православия». Много внимания в своих описаниях он уделил святыням, но и здесь не жалел красок на критику католических обычаев - в частности, отсутствие возможности прикладываться к мощам, столь важным для православных. Его оскорбляло, что необыкновенное множество святынь Православного Востока попало сюда в результате лукавства и хищений.

Работу А.Н. Муравьева использовал как путеводитель по Риму граф В.Ф. Адлерберг, побывавший в Италии немного позднее. Своими впечатлениями о поездке в Италию письменно поделился преосвященный Софроний, епископ Туркестанский и Ташкентский. Очень ценное и глубоко научное описание итальянских святынь оставил епископ Порфирий (Успенский), побывавший здесь в 1854 году.

Среди русских паломников в Риме были не только духовные и образованные лица, но и простые крестьяне. Весьма показательна и любопытна поездка по обету двух крестьянок из Перми к святителю Николаю Чудотворцу. С повозкой, вмещавшей только одного человека, они прошли путь из Сибири до Неаполя без документов, не зная ни одного иностранного слова.

Первым русским автором, систематически исследовавшим римские святыни, стал В.В. Мордвинов, побывавший в Италии в 1880-е годы и составивший подробный путеводитель для богомольцев. Этот первый опыт систематического описания Рима для православных богомольцев был удачным, и православные паломники им охотно пользовались. Именно 80-е годы XIX века стали временем массового паломничества в Италию. Хотя эта страна, как и прежде, не находилась в русле самых популярных русских маршрутов, но тем не менее многие богомольцы, плывшие морем из Одессы в Палестину, на обратном пути посещали Бари и Рим. Основной трудностью для наших паломников являлось незнание местного языка, чем зачастую злоупотребляли проворные итальянцы. Незадачливых русских богомольцев обирали и при оплате транспорта, и в местах ночлега, и в сувенирных лавках. Весьма ощущалось также почти полное отсутствие православных храмов.

Организацию паломничества в Италию взяло на себя Императорское Палестинское Православное Общество. Для паломников в Риме, в первую очередь, был нужен странноприимный дом и помощь при осмотре святынь. Для этой цели использовалась резиденция польских кардиналов - так называемый Дом святого Станислава, куда принимались на постой все русские посетители Рима, попавшие за рубеж по каналам Палестинского Общества. В Бари в 1915 году было предпринято грандиозное строительство Русского храма святителя Николая Чудотворца и странноприимного дома для паломников.

Вершиной паломнической литературы по Италии следует считать «Спутник русского православного богомольца в Риме», подготовленный и изданный настоятелем посольского храма в Риме, архимандритом Дионисием (Валединским) в 1912 году. Автору, вслед за предшественниками и самими паломниками, пришлось проделать кропотливую работу по разграничению вселенских святынь от чисто католических. Выполняя пасторский долг, отец Дионисий предостерегал своих читателей: «Нельзя не упомянуть о том, что все описанные священные места и святыни находятся в руках неправославных христиан-латинян. Посему русским богомольцам, при хождении по церквам Рима, невозможно освящаться в них ни латинскими молитвами, ни благословением, ни таинствами, а приходится довольствоваться молчаливым поклонением». Однако через два года после выхода «Спутника», вспыхнула Первая мировая война, а за ней революция, и этот кропотливый труд попал в руки лишь считанных паломников.

В течение советского периода говорить о русском православном паломничестве в Италию не приходится. Начиная с 1960-х годов, вечный город посетили лишь несколько официальных делегаций Русской Православной Церкви.

Православные приходы Рима[править | править код]

Приход Святителя Николая Чудотворца в Риме[править | править код]

Церковь свт. Николая Чудотворца (Рим)

Адрес: Via Palestro, 69/71; 00185 Roma, Italia

Проезд: От метро Termini или Castro Pretorio пешком.

Телефон: +39 328 2843097, +39 06 445 0729

Электронная почта: romasannicola@mail.ru

Подробнее...

Приход святой великомученицы Екатерины в Риме[править | править код]

alt=Церковь вмц. Екатерины (Рим)

Адрес: Via del LagoTerrione, 77/79, 00165 Roma, Italia

Проезд: 1) От станции Termini автобусом №64 до конечной остановки San Pietro; 2) на метро. Линия "А" до станции Ottaviano-San Pietro; 3) на автомобиле до пересечения via Lago Terrione и via Clivio di Monte del Gallo.

Телефон: +39 06 3937 5477, +39 06 3991 5151

Электронная почта: s.caterina.roma@rambler.ru

Подробнее...

Паломнику[править | править код]

Паломническая служба прихода святой великомученицы Екатерины в Риме[править | править код]

Паломническая служба прихода святой великомученицы Екатерины была создана в сентябре 2008 года по благословению Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, ныне – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Цель Паломнической службы — способствовать организации паломничества православных христиан из России, стран СНГ, а также из Европы и Америки в Рим — город, чьё значение для христианского мира сравнимо с такими городами, как Иерусалим и Константинополь.

В апреле 2009 года в Риме состоялась презентация Паломнической службы прихода святой великомученицы Екатерины в Риме. Возглавил презентацию архиепископ Корсунский Иннокентий, управляющий приходами Русской Православной Церкви в Италии. Открывая презентацию, Владыка Иннокентий отметил, что созданная Паломническая служба призвана стать координационным центром для уже существующих паломнических служб италийских приходов.

Служба ставит своей основной задачей содействие в организации паломничеств к общехристианским святыням Италии. Программа поездок составляется так, что богомольцы могут не только посетить святые места земли Италийской, но и принять участие в богослужениях, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Расцвет православного паломничества в Рим и вообще в Италию пришёлся на XVIII — ХIХ вв. Паломнический поток для того времени был достаточно велик. Выходили в свет новые книги, посвященные описанию святынь, путеводители и спутники православного богомольца, очерки и переиздания уже вышедших публикаций. В Риме в конце ХIХ вв. был открыт Дом Православного Паломника. Как ни печально, всё это и многое другое было утрачено в послереволюционный период. Таким образом, целью Паломнической службы Екатерининского храма является также возрождение давней традиции православного паломничества или, что точнее, «поклонничества» общехристианским святым местам Вечного города и Италии.

Служба организует паломничества по главным городам христианской Италии — Рим, Бари, Венеция, Милан, Флоренция, Неаполь и Амальфи, Лорето и др. Маршрут паломничества может быть скорректирован и изменен по индивидуальным запросам групп. Опытный православный сопровождающий работает с группой паломников по всему маршруту поездок, в то время как профессиональные православные гиды встречают паломников каждом городе и знакомят гостей с его святынями. Паломническая служба работает как с организованными группами, так и с отдельными паломниками.

Адрес: Via del LagoTerrione, 77/79, 00165 Roma, Italia

Проезд: 1) От станции Termini автобусом №64 до конечной остановки San Pietro; 2) на метро. Линия "А" до станции Ottaviano-San Pietro; 3) на автомобиле до пересечения via Lago Terrione и via Clivio di Monte del Gallo.

Телефон: +39 0639375477, +39 349 3802676 (с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов, Наталья Викторовна)

Skype: santa_caterina_protomartire

Электронная почта: palomnik.stcaterina@mail.ru

По вопросам организации индивидуального паломничества по Православным святыням Рима можно обратиться к лицензированному гиду по г. Риму Татьяне Шуляк, тел. +39 3485920330

Паломнический центр Московского Патриархата[править | править код]

Адрес: 119192, г. Москва, Мичуринский проспект, дом 8 строение 1.

Телефон: +7 (495) 363-35-84

Электронная почта: palomnik@poklonnik.ru

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]