Киевская духовная академия и семинария: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 77: Строка 77:


== Храм Рождества Пресвятой Богородицы ==
== Храм Рождества Пресвятой Богородицы ==
[[Файл:КДАиС1.JPG|400px|мини|справа|Церковь Рождества Пресвятой Богородицы]]
[[Файл:КДАиС1.JPG|300px|мини|справа|Церковь Рождества Пресвятой Богородицы]]
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1696 году на месте деревянной.  
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1696 году на месте деревянной.  



Версия от 13:48, 30 апреля 2018

Идёт загрузка карты…
Православные духовные школы, КДА

Киевская духовная академия — высшее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, являющееся научно-богословским и образовательным центром, который осуществляет подготовку священнослужителей, преподавателей богословских учебных заведений, церковных ученых и т.д.

Академия готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: кандидат богословия, магистр богословия.

Киевская духовная семинария - среднее богословское учебное заведение Украинской Православной Церкви, реализующее стандарт богословского (теологического) образования с 4-годовым сроком обучения. Семинария готовит священнослужителей, а также церковнослужителей согласно стандарту духовного образования УПЦ.

Семинария готовит специалистов образовательно-квалификационного уровня: бакалавр.

История[править | править код]

Киевская духовная академия[править | править код]

Киево-братская школа (1615—1631)[править | править код]

Первоначально, в 1615, архимандритом Елисеем Плетенецким в Богоявленском монастыре была учреждена Киево-братская школа, предназначенная для изучения классических языков, риторики, богословия и некоторых предметов элементарного образования.

Киевский митрополит Пётр Могила объединил эту школу с основанным им училищем; заведение получило впоследствии звание высшего учебного заведения, известного под названием Киево-Могилянской коллегии (1631—1701).

Киево-Могилянская коллегия (1631—1701)[править | править код]

По своему основному характеру коллегия напоминала иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам Могила. Здесь преподавались: языки (славянский, греческий и латинский), пение и элементарная теория музыки (по европейскому образцу), катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия, или фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия и богословие. Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректор, префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Лазарь Баранович, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивиловский, Гавриил Домецкий, Варлаам Ясинский, св. Димитрий (Туптало), Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский, Феофан Прокопович, св. Иннокентий Кульчинский и Гавриил Буянинский.

Киево-Могилянская академия (1701—1817)[править | править код]

В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика.

Число преподавателей к концу XVIII доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10000 книг. Богословие с 1759 преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика — по руководству к красноречию Ломоносова, остальные предметы, главным образом, — по иностранным руководствам.

Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищей и дровами; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причём пели священные стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в.

Из неё вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии.

С появлением Московского университета (1755) и Харьковского университета (1805) значение Киево-Могилянской академии падало. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта. Одновременно в Киеве учреждалась Киевская духовная семинария.

Киевская духовная академия (1819—1919)[править | править код]

Киевская духовная академия была открыта «в новом её устройстве» 28 сентября 1819 года на своём историческом месте, в Братском Богоявленском училищном монастыре.

Деятельности Киевской духовной академии и выдающимся учёным-историкам профессорам КДА, проживавшим на Андреевском спуске: Афанасию Булгакову, Степану Голубеву, Петру Кудрявцеву, Фёдору Титову, Александру Глаголеву и другим посвящено несколько музейных витрин киевского Музея одной улицы.

В научной среде ведутся споры о том, можно ли считать Киевскую духовную академию правопреемницей Киево-Могилянской академии, так как после реформы 1819 года полностью изменился учебный процесс и из числа старого преподавательского состава был оставлен только один человек.

Закрытие в годы советской власти[править | править код]

В 1919 году Киевская духовная академия была официально закрыта советской властью. В советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище. Однако ещё несколько лет занятия продолжались в новосозданной Православной Богословской академии, которую возглавил последний ректор КДА протоиерей Александр Глаголев, а преподавателями были оставшиеся в Киеве профессора. Эта академия не имела определенного помещения, занятия проводились на частных квартирах. Сохранились сведения о том, что она существовала ещё в 1925 году.

Киевская духовная семинария[править | править код]

Киевская духовная семинария была учреждена в связи с изданием нового Устава духовных школ Русской Православной Церкви от 1808 года, предполагавшего трёхступенчатую систему обучения. Киево-Могилянская академия была преобразована согласно этому уставу в 1817—1819 годах. Киевская духовная семинария, оснащённая новым преподавательским корпусом преимущественно из выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, начала свою работу 27 октября 1817 года.

28 сентября 1819 года семинария была переведена в здание, находившееся на берегу Днепра и бывшее известным под именем «бурсы». В 1832 года была вновь перемещена в здания бывшего греческого Петропавловского монастыря.

В годы гражданской войны семинария прекратила своё существование.

В 1945 году Совет Министров СССР дал своё согласие на открытие в Киеве пастырско-богословских курсов. В 1946 году начался процесс преобразования курсов в духовные семинарии, и Киевская духовная семинария была торжественно открыта 18 февраля 1947 года.

Первоначально Киевская семинария располагалась в Михайловском монастыре. В 1949 году эта обитель была закрыта, и духовная школа вынуждена была переселиться в стилобат Андреевской церкви — место, мало подходящее для учебного заведения.

В 1959 году украинские органы власти начали негласную подготовку к закрытию Киевской семинарии. 4 мая 1960 года на встрече с патриархом Алексием председатель Совета по делам Русской Православной Церкви В. А. Куроедов потребовал ликвидировать Киевскую семинарию. Патриарх был вынужден пойти на это и 8 июня того же года Учебный комитет при Священном Синоде принял решение о закрытии семинарии. Студенты были переведны в Одесскую духовную семинарию.

Современное состояние[править | править код]

После распада СССР и образования независимой Украины, в 1992 году Украинской православной церковью (УПЦ) и Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) независимо было образовано два учебных заведения под названием «Киевская духовная академия», про каждое из которых было объявлено, что оно является правопреемником Киевской духовной академии, закрытой советской властью в 1919 году. Впоследствии Киевская духовная академия УПЦ КП была названа «Киевской православной богословской академией».

Киевская духовная академия[править | править код]

Киевская духовная академия (УПЦ)расположена на территории Киево-Печерской лавры.

Ректором Академии с 31 мая 2007 года по 21 декабря 2017 года являлся высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Броварской, управляющий делами Украинской православной церкви.

21 декабря 2017 года ректором Киевской духовной академии и семинарии назначен Преосвященнейший Сильвестр (Стойчев), епископ Белогородский.

Печатные издания академии:

  • "Труды Киевской духовной академии";
  • Студенческий журнал "Академический летописец".

Киевская духовная семинария[править | править код]

В 1989 году было получено разрешение властей на возрождение Киевской духовной семинарии. Первоначально семинария разместилась в 53-м корпусе Лавры.

Весной 1990 года в распоряжение Церкви было передано несколько корпусов бывшего Гостиного двора Лавры, в том числе 63 и 64, которые решено было использовать для нужд семинарии.

В 1992 году было решено возобновить и академию, после чего семинария во многих вопросах оказалась сдвоенной с высшим учебным учреждением. У них был общий ректор, общий храм, общий актовый день, и т. д.

В 2007—2008 учебном году была начата реформа образовательной системы, согласно которой срок обучения в семинарии был увеличен до пяти лет. В рамках проведения реформы в семинарии был повышен уровень преподавания древних и новых языков, а также введены новые учебные дисциплины.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы[править | править код]

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1696 году на месте деревянной.

Сначала церковь была трёхкупольной, трёхкамерной, что характерно для церковной деревянной архитектуры Киева того времени. В 1767 году ко всем четырём углам храма были сделаны пристройки, над которыми дополнительно установлены четыре декоративные бани, которые значительно обогатили силуэт церкви. Стены храма на углах и алтарной апсиде украшены пилястрами, которые вверху переходят в составной профилированный карниз. Портал оформлен колонками коринфского ордера.

Деревянный иконостас выполнен в 1784 году в стиле рококо. Он имел серебряные нарезные царские врата массой более двух пудов работы мастера Г. Чижевского. На их позолоту пошло 66 червонцев. Сейчас эти царские врата находятся в «Коллекции Гилбертов» лондонского музея «Сомерсет хаус».

Церковь украшали живописью несколько раз. Первые росписи храма не сохранились. В 1817 году Киевский художник Иван Квятковский расписал храм, но во время Великой Отечественной войны росписи были сильно повреждены. В 1966—1970 годах церковь была полностью отреставрирована по проекту архитектора И. Макушенко, живопись полностью переписана современными мастерами.

В настоящее время церковь Рождества Пресвятой Богородицы является храмом Киевской духовной академии и семинарии.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

В тег EmbedVideo введен неверный id "https://www.youtube.com/watch?v=..." видео для сервиса "youtube".

Как добраться[править | править код]

Адрес: 01015, м. Київ, вул. Лаврська, 15, корп. 64.

Телефон:

приемная ректора: +38 (073) 431-47-19;

канцелярия: +38 (044) 255-11-79;

e-mail:

приемная ректора: sekretarykdais@gmail.com;

канцелярия: chancellery.kda@gmail.com.

web: http://kdais.kiev.ua/

Паломнику[править | править код]