Сергиев Посад: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 67: Строка 67:
В 1812 г. смертельно раненный под Бородином Багратион просил обитель позаботиться о спасении её святынь, и прежде всего – мощей прп. Сергия. И уже начали разбирать сень над ракой, готовя её к вывозу, но митрополит Платон запретил нарушать веру в защиту святых. И действительно, имеются свидетельства о чудесах, которыми лавра была ограждена от рыскавших вокруг Москвы вражеских отрядов.
В 1812 г. смертельно раненный под Бородином Багратион просил обитель позаботиться о спасении её святынь, и прежде всего – мощей прп. Сергия. И уже начали разбирать сень над ракой, готовя её к вывозу, но митрополит Платон запретил нарушать веру в защиту святых. И действительно, имеются свидетельства о чудесах, которыми лавра была ограждена от рыскавших вокруг Москвы вражеских отрядов.


Среди архимандритов лавры последних веков также были святые: святители Иоасаф Белгородский, Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов), священномученик Владимир (Богоявленский). Всего среди монахов лавры насчитывают до 70 канонизированных святых. Братьями лавры было основано более 50 монастырей.
Среди архимандритов лавры последних веков также были святые: святители Иоасаф Белгородский, Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов), [https://azbyka.org/otechnik/Vladimir_Bogojavlenskij/ священномученик Владимир (Богоявленский)]. Всего среди монахов лавры насчитывают до 70 канонизированных святых. Братьями лавры было основано более 50 монастырей.


Коммунисты закрыли лавру в 1919 г. Устроили музей. Последний наместник лавры архимандрит Кронид, уже немощный и слепой, был арестован и расстрелян в 1937 г.
Коммунисты закрыли лавру в 1919 г. Устроили музей. Последний наместник лавры архимандрит Кронид, уже немощный и слепой, был арестован и расстрелян в 1937 г.

Версия от 10:23, 2 ноября 2017

Идёт загрузка карты…
56.315311; 38.135972
Россия, Московская область, Сергиев Посад
Сергиев Посад,Московская область
Россия



Общее описание[править | править код]

Объективно

Районный центр Московской области, в 71 км к северо-востоку от Москвы. На р. Канчуре. Население – 111 тыс. человек.

Субъективно

Сияние куполов и святынь лавры полностью затмевает остальной город, разбросанный, местами довольно симпатичный.

Жителям Сергиева Посада трудно забыть о значении Церкви в нашей жизни и истории.

Одного дня достаточно.

История города[править | править код]

От Посада – к городу

С ростом обители и увеличением количества паломников росли и посады, в которых развивались торговля и промыслы.

Постепенно посады слились в один. В 1782 г. вышел указ об образовании города Сергиев Посад. В 1792 был составлен план его застройки, осуществить который удалось лишь частично. Перепись 1799 г. насчитала в городе 1640 мужчин, из них 506 купцов.

В 1865 г. Сергиев Посад и Москву связала железная дорога. В городе работал фарфоровый завод, шелкоткацкая фабрика.

В 1919 г. город стал называться Сергиев, а в 1931 г. был переименован в Загорск в честь погибшего большевика. В 1991 г. городу вернули первоначальное название.

Монастыри[править | править код]

Свято-Троицкая Сергиева лавра[править | править код]

Свято-Троицкая Сергиева лавра

Сердце города

Подобно многим городам, Сергиев Посад возник как монастырская слобода. В 1337 г., когда Варфоломей пришёл сюда со своим братом, ему было 23 года. В лесах, на холме Маковец, братья срубили келью и церковь в честь Живоначальной Троицы. Брат Варфоломея вскоре не выдержал тягот и ушёл. Варфоломей примерно через 2 года постригся с именем Сергия.

Постепенно вокруг Сергия собрались желающие уединения и молитвы. Преподобный дал будущим игуменам пример смирения, работая наравне со всеми и даже построив для нескольких братьев кельи (братья не сразу объединили свою собственность). Позднее преподобный ввёл в Троицком монастыре общежительный устав. Впрочем, подвиги и чудеса «игумена земли Русской» известны большинству православных. Преподобный Сергий почил 25 сентября (8 октября) 1392 г.

Сергий передал игуменство своему келейнику Никону за полгода до смерти, уходя в затвор. Никон пришёл в Троицкую обитель в 1375 г., после «обучения» в Серпуховском Высоцком монастыре у прп. Афанасия, к которому Сергий направил юного Никона. Важнейшими событиями в игуменство Никона были восстановление обители после нашествия Едигея (1408), обретение нетленных мощей прп. Сергия (1422) и строительство каменного Троицкого собора (1425). При нашествии Едигея монастырь был сожжён, братья спаслись в лесу. Преподобный Никон преставился в 1426 г.

Слава о чудесах святых настоятелей монастыря привлекала могущественных паломников и благотворителей. Здесь молились Димитрий Донской (перед Куликовской битвой), Иоанн IV (перед походом на Казань), Василий Шуйский (после победы над Иваном Болотниковым).

Супруга Иоанна III София ходила к прп. Сергию молиться о даровании наследника и была утешена чудесным явлением старца. Через год над ракой Сергия был крещён её сын Василий Иоаннович. А спустя ещё полвека здесь же был крещён сын Василия Иоанн IV и более того – положен к преподобному в раку, словно бы поручен его заботам.

Здесь избавленный Иоанном IV от несправедливого заточения Максим Грек удерживал царя от паломничества в Кириллов монастырь. Иоанн не послушался, несмотря на пророчество прп. Максима, что заплатит жизнью царевича, и на этом пути услышал от епископа Вассиана совет «не иметь советников мудрее себя», послуживший ужасному изменению характера царя. Сын Иоанна вскоре умер.

В 1540-1550 гг. Иоанн Грозный обнёс монастырь каменной стеной с 12 башнями. Тогда её высота составляла менее половины от нынешней – 6 м. Спустя 60 лет эти стены пригодились. Во время польского нашествия обитель была одним из главных вдохновителей сопротивления. Это, а также драгоценная утварь храмов монастыря и его стратегическое положение на Ярославском тракте подвигли врагов на упорную осаду святого места. Осада длилась 16 месяцев. «Лукошко», как называли эти стены осаждающие, обороняли монахи, жители посадов и московский отряд в 500 человек – всего около 3000 мужчин. Против них было до 30 000 опытных бойцов. Воеводы князь Григорий Долгорукий и Алексей Голохвастов над гробом прп. Сергия целовали крест в том, чтобы «сидеть в осаде без измены». Осаждённые готовились к приступам покаянием и причащением, а осаждающие – пирами.

63 пушки врага почему-то не попадали в храмы, а выбоины в стенах быстро заделывались защитниками. Осаждённым неоднократно являлся св. Сергий, который звал их на молитву, предупредил о грядущем приступе противника, исцелял больных и грозил карой недостойно ведущим себя в обители воинам.

Когда враг уже почти подвёл под стену подкоп, осаждённые сделали дерзкую вылазку: крестьяне Никон Шилов и Пётр Слота ценой своих жизней подорвали подкоп. Вопреки приказам осторожных начальников, пошли вперёд, перебили до 1500 врагов и захватили много боеприпасов. Ни один приступ противника не достиг успеха.

Спасение обители далось дорого. Царевна Ксения, дочь Бориса Годунова, находившаяся тогда в обители, писала, что от болезней каждый день умирает до 20 человек. Всего за время осады в монастыре погибло более 2500 человек. Сапега и Лисовский сняли осаду после сражения, которое 12 января 1610 г. им дал М. В. Скопин-Шуйский. Историю осады монастыря описал его келарь Авраамий Палицын.

После снятия осады настоятелем обители стал архимандрит Дионисий. При нём монастырь много помогал раненым, больным и голодным. А когда московские купцы, пользуясь народным бедствием, вздули цену на хлеб, Дионисий вывез на рынок монастырский запас пшеницы и тем сбил цены. Архимандрит Дионисий рассылал в русские города грамоты с призывом идти на Москву. После того как поляки в Москве уморили голодом патриарха Ермогена, Дионисий остался главным вдохновителем второго ополчения, освободившего столицу. 18 августа 1612 г. на горе Волкуше (в 4 км от монастыря) он благословил ополченцев во главе с Мининым и Пожарским.

Позднее за мнимые ошибки при исправлении богослужебных книг Дионисий был заключён в темницу и приговорён ежедневно совершать принародно тысячу земных поклонов. Смиренный Дионисий вместо тысячи исполнял две. А народ обзывал Дионисия еретиком и бросал в него чем попало. Память прп. Дионисия Радонежского празднуется 12 (25) мая.

После окончания Смутного времени поток пожертвований в великую обитель ещё больше возрос. Земельные и денежные владения монастыря стали сравнимы только с царскими. Стены были надстроены на два яруса, высота их достигла 14 м.

За этими крепкими стенами в 1682 г. от восставших стрельцов укрывались царевна Софья с братьями Петром и Иваном. По легенде, Пётр стрелял уток на пруду с одной из башен, которую теперь называют Утичьей. В 1689 г. Пётр спасался здесь от интриг сестры. Позднее Пётр I переплавил часть колоколов монастыря на пушки.

В 1742 г. в монастырь из Москвы перевели семинарию, в 1814 г. – Духовную академию. Звание лавры обители в 1744 г. присвоила императрица Елизавета Петровна.

В 1770 г. монастырь был спасён от эпидемии, поразившей всё вокруг, в следующем веке – от холеры, хотя множество больных приходило сюда молиться.

В 1812 г. смертельно раненный под Бородином Багратион просил обитель позаботиться о спасении её святынь, и прежде всего – мощей прп. Сергия. И уже начали разбирать сень над ракой, готовя её к вывозу, но митрополит Платон запретил нарушать веру в защиту святых. И действительно, имеются свидетельства о чудесах, которыми лавра была ограждена от рыскавших вокруг Москвы вражеских отрядов.

Среди архимандритов лавры последних веков также были святые: святители Иоасаф Белгородский, Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов), священномученик Владимир (Богоявленский). Всего среди монахов лавры насчитывают до 70 канонизированных святых. Братьями лавры было основано более 50 монастырей.

Коммунисты закрыли лавру в 1919 г. Устроили музей. Последний наместник лавры архимандрит Кронид, уже немощный и слепой, был арестован и расстрелян в 1937 г.

Современное состояние

Лавра была вновь открыта в 1946 г. Нынче старые стены вмещают крупнейший действующий мужской монастырь, семинарию, Духовную академию и музей.

В лавре около 200 братьев. Духовное значение лавры не ограничивается церковными молитвами, издательской деятельностью, записями лаврского хора, «отчиткой» одержимых. Обитель, как и при Сергии, является матерью новым, возрождаемым монастырям, посылая в неё своих питомцев. Многие иеромонахи лавры служат настоятелями приходских храмов в Москве и Подмосковье, несут миссионерское послушание в Сибири.

Богослужения. Литургии в будни – в 6.15, 6.30, 9.30, в воскресные и праздничные дни – в 5.30, 6.20 (в Троицком соборе), 7.20 (в Духовской церкви). Вечерние богослужения в 17.00. Молебны с акафистом прп. Сергию – с 8.30 до 21.00. Исповедь в будни с 6.00 до 11.00 (в Предтеченском храме), в праздники с 5.00 до 11.00.

Ночлег и питание для паломников. В лавре есть мужской и женский странноприимные дома, но места в них бывают далеко не всегда. Талоны на бесплатное питание выдаются в мужском странноприимном доме с 8 до 20 ч.

Адрес странноприимного дома: Пожарный пер., 2. Тел.: 4-56-81.

Храмы[править | править код]

Храм Нерукотворного Спаса в селе Деулино[править | править код]

В бывшем лаврском селе в 1618 г. был подписан договор о перемирии между Россией и Польшей. В память об этом важном для России событии двумя годами позже была построена деревянная церковь Сергия Радонежского. Она сгорела в 1860 г. Действующая каменная церковь Нерукотворного Спаса в селе Деулино построена в 1850-1853 гг.

Проезд. Из г. Сергиев Посад автобусами №№20, 21, 42, 58 до остановки «Деулино».

Достопримечательности[править | править код]

Ключ гремячий

Ключ гремячий

Примерно в 15 км к востоку от Сергиева Посада находится достопримечательность Сергиева Посада, Гремячий ключ. Это три источника на высоком обрыве, которые, сливаясь вместе, рождают самый высокий (25 м) водопад в Подмосковье. Водопад стекает в р. Ляпинку, вытекающую из озера Торбеевское (в 7 км от озера по реке, примерно посередине между деревнями Взгляднево и Ляпино).

Согласно преданию, этот ключ появился по молитве прп. Сергия, когда он покинул Троицкую обитель, уходя от смуты, поднятой на него его братом Стефаном, и направлялся на р. Киржач. Говорят, что воды хотел не он, а его ученик, прп. Роман Киржачский, сопровождавший Сергия.

Над источниками поставлена деревянная часовня. (В 2000 г. она была сожжена, в 2002 г. восстановлена краше прежней.) Есть также купальни, которые посещает множество людей.

Проезд.

На машине поворот с трассы А108 у д. Малинники, 4 км по указателю.

Автобусом №37 из Сергиева Посада до остановки «Шильцы», затем 3 км пешком через д. Ляпино.

Проезд из Москвы[править | править код]

С Ярославского вокзала на Сергиев Посад курсируют в среднем 3 поезда в час (подходят идущие до Александрова, Балакирева).

С Центрального автовокзала более 8 рейсов в сутки, 1,5 ч в пути.

На машине из Москвы до Сергиева Посада по М8 80 км, 1 ч 10 мин пути.

Прочая информация[править | править код]

Куда дальше из Сергиева Посада[править | править код]

Вокзалы Сергиева Посада

Железнодорожный и автовокзалы находятся рядом.

На вокзальной площади Сергиева Посада установлен памятник меценату Савве Мамонтову, который в расположенном неподалёку имении Абрамцево принимал московских художников.

От ж/д вокзала к лавре Сергиева Посада нужно идти мимо этого памятника, далее всё время прямо до смотровой площадки, с которой откроется вид на лавру.

Александров

Более 10 электропоездов в день, 45 мин в пути.

Дмитров

3 автобусных рейса в день. В пути около 1,5 ч.

На машине по Р104, затем А108 48 км, 40 мин пути.

Переславль-Залесский

12 автобусных рейсов в день. 10 из них следуют на Ярославль (через Ростов). В пути – около 1 ч.