Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 5: Строка 5:
В годы советской власти монастырь был закрыт, его постройки в основном сохранились, но заняты исправительной колонией. С конца 1990-х началось постепенное ворожение монастыря: Заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Синод официально открыл этот монастырь.
В годы советской власти монастырь был закрыт, его постройки в основном сохранились, но заняты исправительной колонией. С конца 1990-х началось постепенное ворожение монастыря: Заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Синод официально открыл этот монастырь.
== История ==
== История ==
Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIXвека в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIXвека собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.
Открытие монастыря в трех верстах от Бузулука, утвержденное императором Николаем Iи Св. Синодом состоялось 4 октября 1853 года и стало важным событием на административно-географическом пространстве Самарского Заволжья и Южного Приуралья. На тот момент братская община уже насчитывала до 55 человек. Ее распорядитель, попечитель и основатель Поликарп Рыжих указом Самарской духовной консистории был назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 9 мая (по его собственным словам, а по другим данным 29 марта 1854 года) был пострижен в мантию под именем Палладия. Другой активный организатор общины Мефодий Рыжих был пострижен в монашество 20 июня 1854 года под именем Мартирий. Богослужения в устроенном из дома с мезонином храме Смоленской иконы Божией Матери проводил священник села Тримихайловского (совр. Сухоречка).
Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841) иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников.
После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий.
Украшением обители, ее округи были Казанский собор, освященный 13 сентября 1861 года. Колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью были освящены 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесен на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители.
Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя.
== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
== Храмы ==
== Храмы ==

Версия от 20:37, 14 мая 2017

Идёт загрузка карты…

Бузулу́кский Спасо-Преображе́нский монасты́рь — мужской монастырь Бузулукской епархии Русской православной церкви, основанный в 1853 году рядом с городом Бузулук. В предреволюционные годы являлся крупнейшим мужским монастырём Самарской епархии, действовал по строгому уставу пустынножительства, заимствованному из знаменитой Глинской пустыни. Монастырь владел списком со знаменитой иконы «Всех Скорбящих Радость» с грошиками, тоже почитавшимся чудотворным. Являлся центром местного паломничества, ежегодно его посещали тысячи человек, неоднократно посещал его Лев Толстой.

В годы советской власти монастырь был закрыт, его постройки в основном сохранились, но заняты исправительной колонией. С конца 1990-х началось постепенное ворожение монастыря: Заново отстроен один из храмов монастыря, расположенный над монастырским пещерным скитом, устроенным по подобию пещер Киево-Печерской Лавры. Сами пещеры, которые были расчищены, являются крупнейшим центром паломничества в Оренбургской области. 4 мая 2017 года Священный Синод официально открыл этот монастырь.

История[править | править код]

Бузулукский Спасо-Преображенский мужской монастырь был образован к середине XIXвека в результате духовных и материальных усилий жителей г. Бузулука и Бузулукского уезда возле Атаманской горы в нескольких километрах от города. Поэтому иногда монастырь назывался подгородним. Интересно, что в народном предании эти места уже носили сакральный характер. Там в начале XIXвека собирались первые общины ревнителей уединенной жизни, которым слышался звон незримых колоколов. Эти ревнители выкопали пещеры.

Открытие монастыря в трех верстах от Бузулука, утвержденное императором Николаем Iи Св. Синодом состоялось 4 октября 1853 года и стало важным событием на административно-географическом пространстве Самарского Заволжья и Южного Приуралья. На тот момент братская община уже насчитывала до 55 человек. Ее распорядитель, попечитель и основатель Поликарп Рыжих указом Самарской духовной консистории был назначен исполняющим обязанности настоятеля, а 9 мая (по его собственным словам, а по другим данным 29 марта 1854 года) был пострижен в мантию под именем Палладия. Другой активный организатор общины Мефодий Рыжих был пострижен в монашество 20 июня 1854 года под именем Мартирий. Богослужения в устроенном из дома с мезонином храме Смоленской иконы Божией Матери проводил священник села Тримихайловского (совр. Сухоречка).

Монастырю было выделено 150 десятин земли, озеро Каютино, мельница и т.д. Для устроения общины на началах известных общежительных монастырей по просьбе Самарского архиерея в Бузулук прибыл уставщик Глинской пустыни, ученик знаменитого игумена Филарета (Данилевского, †1841) иеромонах Аполлинарий, которого вскоре возвели в сан игумена. С ним же прибыло несколько послушников.

После назначения 25 марта 1854 года настоятелем игумена Аполлинария началась активная работа по созданию проектной документации культовых и хозяйственных построек монастыря. План и проекты, составленные архитекторами, прошли согласования в департаменте публичных и общественных зданий МВД и были утверждены императором. В дореволюционный период истории монастыря на его территории и в окрестностях было построено несколько десятков зданий.

Украшением обители, ее округи были Казанский собор, освященный 13 сентября 1861 года. Колокольня 28 саженей высоты с устроенной во втором ярусе Преображенской церковью были освящены 14 сентября 1869 года. 19 сентября 1882 года освящен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца (за ветхостью первоначальный деревянный храм Смоленской иконы Божией Матери был перенесен на обширную площадь монастыря, перестроен и переименован). В 1903 году был построен храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на пещерах, освящение которого было приурочено к празднованию 50-летия основания обители.

Сами пещеры представляют собой подземные коридоры и кельи, где жили подвижники. Собственно с подземных келий и начинался монастырь. 29 июня 1875 года в пещерах состоялась беседа великого русского писателя Л.Н. Толстого со старцами. Впечатления от посещения монастыря отображены в переписке писателя.

Современное состояние[править | править код]

Храмы[править | править код]

Святыни[править | править код]

Престольные праздники[править | править код]

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Паломнику[править | править код]