Свято-Данилов мужской монастырь (Москва): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 141: Строка 141:
=== Преподобноисповедник Георгий (Лавров) ===  
=== Преподобноисповедник Георгий (Лавров) ===  
'''В годы гонений на веру преподобноисповедник Георгий (Лавров), исполняя послушание духовника Даниловой обители, стяжал глубокое почитание среди духовенства и мирян. Его считали прозорливым и обладающим редким духовным даром утешения монахом.'''
'''В годы гонений на веру преподобноисповедник Георгий (Лавров), исполняя послушание духовника Даниловой обители, стяжал глубокое почитание среди духовенства и мирян. Его считали прозорливым и обладающим редким духовным даром утешения монахом.'''
Святой Георгий (в миру Герасим Дмитриевич Лавров) родился в 1868 году в деревне Касимовке Дамской волости Елецкого уезда Орловской губернии в благочестивой крестьянской семье. Еще в детстве его посетило видение: преподобный Сергий Радонежский наставлял идти отрока в знаменитую на всю Россию Оптину Пустынь, славную своими старцами. Герасим выполнил это указание. Сначала послушник, а с 1898 года монах, будущий святой стремился стать подвижником в самом высоком смысле этого слова. Вскоре его рукоположили в сан иеродиакона и перевели в Мещовский Георгиевский монастырь Калужской епархии. В эту обитель по традиции назначались настоятелями монахи из Оптиной. Настоятелем Мещовского монастыря отец Георгий был в тяжелейшую пору Первой мировой войны, с 1915 года и до революции 1917 года.
Уже через год после большевистского переворота монастырь был закрыт, а его настоятель попал в застенки ВЧК. В июне 1919 года отец Георгий был приговорен «революционным трибуналом» к расстрелу. Накануне казни он горячо молился в переполненной камере. Во время молитвы ему было видение, удостоверяющее его в том, что он останется жив, как и его шестеро сокамерников. Привести приговор в исполнение предполагалось в Калужской тюрьме. Однако на утро вагон со смертниками по ошибке прицепили к поезду, направлявшемуся в Москву. В начавшейся неразберихе прошло время, оказавшееся спасительным: большевики объявили амнистию.
Но амнистия не принесла свободы отцу Георгию: расстрел заменили ему пятилетним сроком заключения. Тюрьма стала местом близкого знакомства отца Георгия с крупнейшими церковными иерархами и будущими мучениками: митрополитом Кириллом (Смирновым) и настоятелем Данилова монастыря архиепископом Феодором (Поздеевским). Они взяли бывшего мещовского настоятеля под свое духовное покровительство. После освобождения в 1922 году отец Георгий был принят в число старцев Данилова монастыря.
Здесь он занял должность братского духовника. Кроме того, отец Георгий принимал исповедь и у многочисленных даниловских мирян. Исполняя такое послушание, он стяжал большое уважение среди духовенства и мирян. Его считали прозорливым и обладающим редким духовным даром утешения.
Особенно следует отметить внимание подвижника к молодежи, подвергавшейся в советской системе тотальной идеологической обработке. Сохранились его слова: «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить». Руководствуясь этим, отец Георгий подвиг многих молодых людей на исповедание веры, на хранение ее в годы господства атеизма. Нетрудно представить, какое громадное влияние имел на молодых людей этот монах, переживший расстрельный приговор.
Но исповеднический путь для отца Георгия только начинался. В мае 1928 года он был вновь арестован. А уже в июне было сфабриковано ложное обвинение, и неправедный суд отправил прозорливого старца в ссылку на три года в казахские степи. Чудесным образом отец Георгий не остался одиноким: и в этом захолустье с ним оставались его духовные чада. Здесь же был создан домовый храм, где служили во все праздники, а Великим Постом — ежедневно.
В ссылке старец тяжело заболел, и это стало основанием для ходатайства о переводе его в Россию. 15 мая 1932 года отец Георгий был освобожден, ему разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Исповедник счел это знаком свыше и говорил: «Спасение из Нижнего». Действительно, в этом переезде был перст Божий. Перед близящейся кончиной старца к нему смогли приехать и получить последний совет его многочисленные ученики, священнослужители и миряне.
4 июля 1932 года старец, причастившись, скончался на руках своей духовной дочери Татьяны Мельниковой. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил архимандрита Георгия (Лаврова) к Собору новомучеников и исповедников Российских. 11 октября того же года были обретены его мощи. В настоящее время они пребывают в Москве, в Покровском храме Данилова монастыря.


== Святыни ==
== Святыни ==

Версия от 17:04, 19 февраля 2017

Идёт загрузка карты…

Дани́лов монасты́рь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь на юго-востоке столицы, в 5-ти километрах от Кремля. В этой обители встречаются многие исторические сюжеты Москвы и всей России.

История[править | править код]

Монастырь в эпоху собирания русских земель вокруг Москвы[править | править код]

Основание[править | править код]

Предание, бытующее в Даниловой обители, не расходится с данными ученых: этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом Александровичем во имя прп. Даниила Столпника.

Обитель возникла, когда до ранга столичного граду Москве было далеко. Поэтому не удивительно, что в ее истории много неясного. Достаточно вспомнить, что над раздробленной Русью в то время тяготело монгольское иго, да и сам монастырь уже в 1293 году подвергся татарскому разорению.

Князь Даниил Московский был сыном святого князя Александра Невского. (Символично, что частица мощей святого князя хранилась в монастыре до самого его закрытия в 30-е годы XX века.)

Монастырь строился вокруг церкви прп. Даниила Столпника, которая находилась на месте современного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Первым его настоятелем стал архимандрит Иоанн, впоследствии епископ Ростовский.

В 1303 году святой благоверный князь Даниил скончался в 42-летнем возрасте, приняв монашество в основанной им обители. Согласно его смиренному завещанию, его похоронили не в самом храме, как это следовало делать в соответствии с его княжеским титулом, а на обыкновенном церковном погосте.

При Иване Калите[править | править код]

В 1330 году Данилов монастырь пережил событие, прервавшее его историю на два столетия. Тогда хозяйственный князь Иван Калита перенес обитель в Кремль, ближе к княжескому дому, переименовав ее в Преображенскую. К этому времени относится запустение монастыря и монастырского кладбища. Спустя сто лет после основания обители забыли даже о самом месте «святого Данилы за рекой», и позже пришлось обращаться к помощи помнивших древние предания старцев, чтобы обнаружить это место. Житие святого князя Даниила объясняет это тем, что Данилов монастырь объединили со Спасской обителью, находившейся неподалеку, а игумены последней не заботились должным образом об этом своем приобретении.

На старом месте остался лишь храм, превращенный в обычную приходскую церковь. Здесь духовно окормлялись жители «сельца Даниловского», как оно именовалось в документах того времени. Однако благоверный князь Даниил не покинул своей обители, с конца XV века известны свидетельства о его явлениях и чудесах. Так, святой явился одному молодому боярину и наказал передать свои слова великому князю Ивану III Васильевичу (1440—1505): «Если ты меня забыл, то Бог меня не забывал никогда».

При Иване Грозном[править | править код]

При царе Иване Грозном монастырь был возрожден на прежнем месте, и его центром стал новый храм Семи Вселенских Соборов. Это была первая каменная постройка в обители.

Храм Семи Вселенских Соборов с его семью приделами — единственный в своем роде не только в России, но и во всем христианском мире. Он должен был стать духовным центром для семи соборных церковных округов Москвы, или, как выражается летопись, «на собрание священником и диаконом о духовных советех». Этот храм явился как бы московским «Собором соборов», как и Москва явилась для русских Третьим Римом, заменившим «семихолмные» столицы древности — Рим и Константинополь.

18 мая 1561 года святитель Макарий Московский освятил храм в присутствии царя Ивана Грозного и царевичей Иоанна и Феодора. С тех пор в этот день ежегодно Иван Грозный посещал монастырь с митрополитом Московским и всем столичным духовенством.

Тогда же монастырь обнесли каменными стенами, превратив его в неприступную крепость, преграждавшую путь врагам. У этих стен шли битвы и с войсками крымских татар, и с «ворами» Смутного времени.

Монастырь при династии Романовых[править | править код]

К наступившим наконец мирным временам относятся первые сведения о числе насельников обители. Согласно писцовым книгам 1626—28 годов, в монастыре имелись келья игумена и четыре кельи иноков. В конце XVII века в нем подвизались «два попа», иеродиакон и «шесть старцев», то есть простых монахов.

Середина XVII века отмечена важнейшим событием в истории обители: 30 августа 1652 года были обретены мощи св. князя Даниила. По указанию светского и духовного владык — царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона — мощи торжественно перенесли в храм Семи Соборов.

Во времена Российской Империи[править | править код]

При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха.

Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин). Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое "социальное" - служение: в ней была устроена богадельня.

К этому же времени (1792—1800 го¬ды) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа.

В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили Данилов монастырь. В частности, они ободрали золото с раки, где пребывали мощи святого князя Даниила.

В XIX веке Данилов монастырь прославился своими подвижниками. Среди них выделялся иеросхимонах Фома (Шаховцов) (ум. 1859).

В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов.

Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов, как впоследствии и в Первую мировую войну, в обители действовал госпиталь.

В августе 1892 года при монастыре была организована бесплатная церковно-приходская школа, где обучались дети местных жителей. Значение обители в предреволюционные годы значительно выросло. В самом начале XX века в составе ее братии числились девять иеромонахов, шесть иеродиаконов, восемь монахов и два послушника. Теперь монастырем управлял епископ — викарий Московской епархии. На этом посту Данилов видел крупных духовных лиц и замечательных церковных деятелей. В 1904—1906 годах здесь настоятельствовал известный церковный писатель и администратор епископ Никон (Рождественский). А в предвоенные годы монастырь возглавлял епископ Анастасий (Грибановский), будущий митрополит, глава Русской Зарубежной Церкви.

Наконец, в революционном 1917 году настоятелем Данилова монастыря назначили епископа Феодора (Поздеевского). При епископе Феодоре Данилов пережил свою самую трудную пору — пору гонений и духовной победы над атеистическим режимом.

Монастырь в ХХ веке[править | править код]

Послереволюционные годы[править | править код]

В 1919 году большевики закрыли обитель. Некоторое время в ней была зарегистрирована Даниловская приходская община, которой даже удалось подписать договор с Моссоветом об использовании для богослужений храма Святых Отцов Семи Соборов, Троицкого соборного храма, колокольни с храмом прп. Симеона и часовни. На этот момент собственно в монастыре подвизались шестнадцать монахов, но членов Даниловской общины насчитывалось гораздо больше тысячи человек.

«Даниловцы» сыграли значительную роль в истории Русской Церкви. Их община стала центром притяжения для всех «тихоновцев» — последователей Святейшего Патриарха Тихона, который подвергался в то время гонениям как со стороны большевиков, так и со стороны обновленцев, стремившихся «вписать» Православную Церковь к идеологические реалии «нового мира». Так, «даниловцы» отказывались молиться за советскую власть. И большевики этого им не простили.

Во времена СССР[править | править код]

К началу 1930-х годов «Покровская община» (так теперь официально име-новался Данилов монастырь) была самой многочисленной группой духовенства в столице. После архиепископа Феодора (Поздеевского), который почти все время пребывал в ссылках, обитель возглавляли архимандрит Герасим (Садковский) (ум. в 1920 г.), архимандриты Поликарп (Соловьев), Стефан (Сафонов). Последним настоятелем в 1929—1930 годах был архимандрит Тихон (Беляев).

Как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий».

Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.

На рубеже 1920—30-х годов был уничтожен монастырский некрополь. В июле 1931 года власти распорядились перенести останки Н.В. Гоголя, Н.Г. Рубинштейна, А. С. Хомякова, Н. М. Языкова. Остальные могилы запахали, а надгробия распродали в качестве стройматериала. Была организована продажа восемнадцати колоколов американскому бизнесмену Крейну. Лишь несколько лет назад Гарвардский университет вернул колокола их законному владельцу.

Осень 1937 года венчала историю "старого" Данилова. 9 сентября были расстреляны архимандрит Симеон (в схиме Даниил) (Холмогоров), игумен Алексий (Селифонов), иеромонах Игнатий (Бекренев), иеродиакон Анания (Алексеев); 23 октября — архиепископ Феодор (Поздеевский); 27 октября — архимандрит Поликарп (Соловьев).

Возвращение монастыря Русской Православной Церкви[править | править код]

Территорию обители занял приемник-распределитель для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Храм Святых Отцов переоборудовали в тюрьму. Новые обитатели монастырских помещений за полвека привели его в состояние полной разрухи. Осенью 1982 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен предложил властям вернуть обитель Церкви, мотивируя свою просьбу приближающимся празднованием 1000-летия Крещения Руси. Решением Совета министров СССР Данилов монастырь в 1983 году передали Церкви. Верующие москвичи хорошо помнят то время, поскольку во всех храмах Москвы тогда было введено пение тропаря св. князю Даниилу.

Символично, что руководству колонии не удалось эвакуировать из обители установленный в ней памятник Ленину. Когда его стали поднимать с помощью крана, трос лопнул и памятник разлетелся на куски...

Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ставший спустя семь лет Первоиерархом Русской Православной Церкви, возглавил Комиссию по восстановлению Даниловой обители. Наместником-восстановителем Данилова назначили архимандрита Евлогия (Смирнова), ныне архиепископа Владимирского и Суздальского.

3 сентября 1983 года в обители впервые за полвека прошли богослужения. В празднество Тысячелетия Крещения Руси, 26 марта 1988 года, был освящен восстановленный храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Современное состояние[править | править код]

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. С 10 мая 1992 года и по сей день повседневной жизнью монастыря управляет архимандрит Алексий (Поликарпов).

Так Москва вновь обрела свой семипрестольный собор. Сегодня Данилов не просто один из московских монастырей. Как и задумывали его восстановители пять веков тому назад, обитель стала центром Православия. При ней возведена резиденция Патриарха и Священного Синода с домовой церковью Всех Святых. В бывшем братском корпусе монастыря расположен Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви.

Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство "Даниловский благовестник", экскурсионная служба, разные мастерские. Организован "Телефон доверия".

Святые[править | править код]

Благоверный князь Даниил (Московский)[править | править код]

Благоверный князь Даниил — это московский святой по преимуществу. Московский князь, строитель Москвы, московский подвижник, основатель первого монастыря в столице и небесный ее покровитель — все это о князе Данииле.

Князь Даниил родился в 1261 году в городе Владимире-на-Клязьме. Он был последним, четвертым, сыном князя Александра Невского, и поэтому получил в наследство самое малое и захудалое княжество, каким была тогда земля Московская.

В двухлетнем возрасте Даниил осиротел, и ему пришлось уже без наставления святого своего отца управлять княжеством и стяжать духовное богатство.

Поразительно, что здесь, в основании московской истории, мы встречаем бедность, нестяжание и миролюбие. Каков контраст с последующим богатством, хозяйственностью и властностью! Это была другая Москва, которая послужила, однако, прочным фундаментом для будущей царственной столицы.

В числе деяний святого князя Даниила особняком стоит факт основания им Данилова монастыря в 1282 году. По традиции князь посвятил обитель своему небесному заступнику — преподобному Даниилу Столпнику. К княжению святого Даниила относится и постройка целого ряда храмов в Москве.

Но князь Даниил прославился не только мирными подвигами. Против свой воли он был втянут в княжеские междоусобицы. Однако и здесь он не был ни утонченным дипломатом, ни хитроумным интриганом, а показал себя миротворцем в евангельском духе, радея о мире между русскими князьями.

Когда же была крайняя нужда, святому князю Даниилу доводилось и возглавлять московские войска. Владея малым уделом и слабым войском, он, тем не менее, не потерпел ни одного поражения на поле боя. Но татарам во главе с Дюденем удалось в 1293 году опустошить Москву, в том числе и основанный князем Даниилом монастырь. Привел же врагов... старший брат святого Даниила — князь Андрей Александрович.

Восстановив разрушенную Москву и Данилов монастырь, князь Даниил простил брату вероломство. В 1301 году на собрании князей в Дмитрове Даниил окончательно разрешил все споры с братом Андреем.

Известен успешный поход святого Даниила против князя Константина Рязанского, который с помощью татарских войск собирался вторгнуться в пределы Московского княжества. Святой князь опередил противника и разгромил татар у Переяславля. Он пленил рязанского князя, но держал его в Москве, воздавая ему княжеские почести, что особо отмечается летописцами.

Князь-бессребреник, князь-хозяин, святой Даниил расширил свои владения не силой и хитростью, а мудростью и милостью. Так, скончавшийся в 1302 году князь Иоанн Переяславский завещал свое обширное княжество Даниилу именно ради его святого устроения. Этот надел положил начало возрастанию Москвы.

В 1303 году князь Даниил принял схиму в основанном им Даниловом монастыре. Здесь после болезни он нашел свое последнее земное пристанище — причем на кладбище монастыря, а не в стенах храма. Так диктовало ему смирение и упование на милость Бога по слову царя Давида: «Господь призрит на уничижение мое».

После кончины князя обитель на два века пришла в запустение, и постепенно истончилась память о могиле святого благоверного князя Даниила. Лишь чудесами и явлениями своими святой Даниил стал напоминать царственным потомкам о себе и о том, что прожил богоугодную жизнь.

Царь Иван IV Грозный восстановил Данилов монастырь, а при царе Алексее Михайловиче были обретены нетленные мощи святого князя Даниила.

Священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский)[править | править код]

Будущий архипастырь родился в 1876 году в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в многодетной семье протоиерея Василия Поздеевского. В 1896 году Александр (так звали его в миру) поступил в Казанскую духовную академию. Во время учебы он принял монашество с именем Феодор.

Научный и организаторский талант отца Феодора сразу заметили: вскоре он стал магистром богословия и инспектором академии, одновременно читая в ней курс пастырского богословия. Тогдашняя церковно-научная жизнь была весьма бурной. Слышались в ней и отголоски революционных настроений, не говоря уже о модных культурных влияниях — декадентстве, символизме и пр. Все это было чуждо и враждебно о. Феодору, монаху, исповеднику строгого Православия.

Чуть позже его назначили ректором Тамбовской, затем Московской семинарии, Московской духовной академии. Все предвещало, что о. Феодор вот-вот станет архиереем. И действительно, 14 сентября 1909 года он был рукоположен в сан епископа будущим священномучеником Владимиром (Богоявленским).

В это время владыка опубликовал пророческую статью «К вопросу о страданиях». В ней он утверждал, что христианство не оставляет человека наедине с его страданиями: «Божественное откровение, объясняя причину страданий жизни, не оставляет человека только в сознании неизбежности зла, а дает ему и надежду на спасение, указывает на отраду и радость бытия в Боге и с Ним. Это и есть по преимуществу тайна креста Христова».

И собственный путь архиепископа был путем страдания и сопротивления злу. К этому его готовила подвижническая жизнь, в которой он, помимо монашеской молитвы, исполнял множество административных обязанностей. Владыка Феодор ни с кем не сближался, подчеркнуто держал дистанцию с подчиненными и семинаристами. Воздвигнутый им невидимый барьер служил на пользу возложенному на него Церковью делу. Но после Февральской революции часть недовольных студентов и преподавателей добилась отстранения «слишком строгого» иерарха.

Для Академии это событие стало несомненным «проигрышем», зато явно выиграл московский Данилов монастырь, куда епископа Феодора назначили настоятелем. Произошло это 1 мая 1917 года. Здесь начинает собираться община «даниловцев», духовных лиц и мирян, единомышленных с владыкой. Летом того года собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви, в котором в качестве делегата от монашествующих участвовал и епископ Феодор.

При большевиках Данилов монастырь под руководством епископа становится мощным центром притяжения для ревнителей Православия. В 1918 году в нем открылась Высшая богословская школа. Однако самому епископу Феодору уже не довелось руководить жизнью обители.

Он был арестован и с июля 1920 по март 1922 года содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах. В 1923 году последовал второй арест и четырехмесячное тюремное заключение. По-своему отметила заслуги архиерея Церковь: Патриарх Тихон возвел его в августе 1923 года в сан архиепископа.

Но гонения на владыку не прекращались: в 1924 году он дважды оказывается в большевистских застенках, а в июне 1925 года приговаривается к ссылке в Казахстан. По окончании трехлетней ссылки архиепископ Феодор жил в Тургае, Орске и Владимире. Во Владимире он был опять арестован как контрреволюционер и отправлен в Свирлаг. Амнистировали владыку в 1932 году, но по сфабрикованному делу «Партии возрождения России» вновь подвергли аресту.

В 1935 году престарелый узник был осужден и отправлен в ссылку, сначала в Архангельск, затем в Сыктывкар. 4 марта 1937 года архиепископа Феодора арестовали в последний раз. Состоявшаяся 23 октября в Ивановской тюрьме НКВД казнь увенчала его путь страдания, явившись началом его славы.

В 1981 году архиепископ Феодор был прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Русской Зарубежной Церковью.

Преподобноисповедник Георгий (Лавров)[править | править код]

В годы гонений на веру преподобноисповедник Георгий (Лавров), исполняя послушание духовника Даниловой обители, стяжал глубокое почитание среди духовенства и мирян. Его считали прозорливым и обладающим редким духовным даром утешения монахом.

Святой Георгий (в миру Герасим Дмитриевич Лавров) родился в 1868 году в деревне Касимовке Дамской волости Елецкого уезда Орловской губернии в благочестивой крестьянской семье. Еще в детстве его посетило видение: преподобный Сергий Радонежский наставлял идти отрока в знаменитую на всю Россию Оптину Пустынь, славную своими старцами. Герасим выполнил это указание. Сначала послушник, а с 1898 года монах, будущий святой стремился стать подвижником в самом высоком смысле этого слова. Вскоре его рукоположили в сан иеродиакона и перевели в Мещовский Георгиевский монастырь Калужской епархии. В эту обитель по традиции назначались настоятелями монахи из Оптиной. Настоятелем Мещовского монастыря отец Георгий был в тяжелейшую пору Первой мировой войны, с 1915 года и до революции 1917 года.

Уже через год после большевистского переворота монастырь был закрыт, а его настоятель попал в застенки ВЧК. В июне 1919 года отец Георгий был приговорен «революционным трибуналом» к расстрелу. Накануне казни он горячо молился в переполненной камере. Во время молитвы ему было видение, удостоверяющее его в том, что он останется жив, как и его шестеро сокамерников. Привести приговор в исполнение предполагалось в Калужской тюрьме. Однако на утро вагон со смертниками по ошибке прицепили к поезду, направлявшемуся в Москву. В начавшейся неразберихе прошло время, оказавшееся спасительным: большевики объявили амнистию.

Но амнистия не принесла свободы отцу Георгию: расстрел заменили ему пятилетним сроком заключения. Тюрьма стала местом близкого знакомства отца Георгия с крупнейшими церковными иерархами и будущими мучениками: митрополитом Кириллом (Смирновым) и настоятелем Данилова монастыря архиепископом Феодором (Поздеевским). Они взяли бывшего мещовского настоятеля под свое духовное покровительство. После освобождения в 1922 году отец Георгий был принят в число старцев Данилова монастыря.

Здесь он занял должность братского духовника. Кроме того, отец Георгий принимал исповедь и у многочисленных даниловских мирян. Исполняя такое послушание, он стяжал большое уважение среди духовенства и мирян. Его считали прозорливым и обладающим редким духовным даром утешения.

Особенно следует отметить внимание подвижника к молодежи, подвергавшейся в советской системе тотальной идеологической обработке. Сохранились его слова: «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить». Руководствуясь этим, отец Георгий подвиг многих молодых людей на исповедание веры, на хранение ее в годы господства атеизма. Нетрудно представить, какое громадное влияние имел на молодых людей этот монах, переживший расстрельный приговор.

Но исповеднический путь для отца Георгия только начинался. В мае 1928 года он был вновь арестован. А уже в июне было сфабриковано ложное обвинение, и неправедный суд отправил прозорливого старца в ссылку на три года в казахские степи. Чудесным образом отец Георгий не остался одиноким: и в этом захолустье с ним оставались его духовные чада. Здесь же был создан домовый храм, где служили во все праздники, а Великим Постом — ежедневно.

В ссылке старец тяжело заболел, и это стало основанием для ходатайства о переводе его в Россию. 15 мая 1932 года отец Георгий был освобожден, ему разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Исповедник счел это знаком свыше и говорил: «Спасение из Нижнего». Действительно, в этом переезде был перст Божий. Перед близящейся кончиной старца к нему смогли приехать и получить последний совет его многочисленные ученики, священнослужители и миряне.

4 июля 1932 года старец, причастившись, скончался на руках своей духовной дочери Татьяны Мельниковой. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил архимандрита Георгия (Лаврова) к Собору новомучеников и исповедников Российских. 11 октября того же года были обретены его мощи. В настоящее время они пребывают в Москве, в Покровском храме Данилова монастыря.

Святыни[править | править код]

Главная святыня монастыря — частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Первая после возрождения частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 году архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием.

Престольные праздники[править | править код]

Преподобного Даниила Столпника - 24 декабря

Памяти обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского,

Памяти пророка Даниила,

Памяти прп.Симеона Столпника,

Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа

Памяти св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,

Памяти прп. Георгия исповедника.

Местонахождение[править | править код]

Адрес: Россия, 115191, г. Москва, ул. Даниловский вал, 22

Телефоны:

Для справок - +7(495)958-11-07; +7(495)952-34-08

Офис и экскурсионное бюро - +7(495)958-05-02

Проезд:

Метро "Тульская" (из центра - последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти прямо до монастыря

Метро "Павелецкая", далее на любом трамвае до остановки "Свято-Данилов монастырь"

Паломнику[править | править код]

Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Монастырь своей гостиницы не имеет и поэтому не может предложить размещение для паломников.

Расписание богослужений

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Московский Данилов мужской монастырь
Миротворец. Святой Даниил Московский
Возвращение даниловских колоколов Как это было
Святыни Москвы. Выпуск от 22 сентября. Данилов монастырь

Ссылки[править | править код]

Данилов монастырь