Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 100: Строка 100:


=== Внутри ===
=== Внутри ===
[[Файл:Свт. Василий Великий» (1811—1812).jpg|alt=Свт. Василий Великий» (1811—1812)|thumb|300x300px|Свт. Василий Великий» (1811—1812). Образ, написанный В. К. Шебуееым для юго-восточного пилона Казанского собора]]
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО собора организовано достаточно традиционно. Посредством колонн коринфского ордера оно разделено на три нефа, причем центральный шире боковых в четыре раза и перекрытполуцилиндрическим сводом. Боковые нефы имеют кессонированные перекрытия.
ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО собора организовано достаточно традиционно. Посредством колонн коринфского ордера оно разделено на три нефа, причем центральный шире боковых в четыре раза и перекрытполуцилиндрическим сводом. Боковые нефы имеют кессонированные перекрытия.
Материал для колонн Воронихин подбирал во время своего свадебного путешествия на Карельский перешеек, в которое отпра-вился после бракосочетания с чертежницей Мэри Лонд.Его внимание привлекли месторождения гранита близ Выборга. Этот камень наилучшим образом соответствовал замыслу архитектора, и в 1803 году на выборгских каменоломнях начались интенсивные работы.   
Материал для колонн Воронихин подбирал во время своего свадебного путешествия на Карельский перешеек, в которое отпра-вился после бракосочетания с чертежницей Мэри Лонд.Его внимание привлекли месторождения гранита близ Выборга. Этот камень наилучшим образом соответствовал замыслу архитектора, и в 1803 году на выборгских каменоломнях начались интенсивные работы.   
Строка 112: Строка 113:
Только в 1834 году для него нашлось достойное применение: настало время заменить временный иконостас работы Воронихина, так как он был слишком мал для интерьеров Казанского собора, и серебро пошло на новый иконостас, спроектированный К. А. Тоном. «Казачьего серебра» не хватило, и к нему пришлось прибавить еще столько же. В итоге на иконостас истратили около ста пудов драгоценного металла.
Только в 1834 году для него нашлось достойное применение: настало время заменить временный иконостас работы Воронихина, так как он был слишком мал для интерьеров Казанского собора, и серебро пошло на новый иконостас, спроектированный К. А. Тоном. «Казачьего серебра» не хватило, и к нему пришлось прибавить еще столько же. В итоге на иконостас истратили около ста пудов драгоценного металла.


В 1922 году, на волне кампании по изъятию церковных ценностей, тоновский серебряный иконостас разобрали и отправили на переплавку.  
В 1922 году, на волне кампании по изъятию церковных ценностей, тоновский серебряный иконостас разобрали и отправили на переплавку.


== Структура храма ==
== Структура храма ==

Версия от 11:17, 20 января 2017

Идёт загрузка карты…

Казанский собор — один из крупнейших храмов Петербурга, построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Выполнен в стиле ампир. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Сегодня Казанский собор является, в соответствии со своим статусом, центром церковной жизни Санкт- Петербурга, привлекая под свои величественные своды множество паломников и туристов. Открыт собор ежедневно, с половины девятого утра (по воскресеньям — с семи) и до окончания вечерней службы.

История[править | править код]

Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы[править | править код]

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Казанский собор). 1762 г. Воцарение Екатерины II
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Казанский собор). 1762 г. Воцарение Екатерины II

Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чу¬дотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько

предшественников. Сначала икона, привезенная в Петербург в 1710 году, помещалась в малой «светличке» — деревянной часовне близ Невки, на Посадской улице Городового острова (нынешняя Петроградская сторона). В 1727 году обветшавшую часовню закрыли, а чтимый образ Пресвятой

В 1733 году императрица Анна Иоанновна, питая особое почтение к петербургской святыне, повелела конторе интендантских дел просить у Святейшего Синода разрешения «построить на прешпектной дороге, проехав Зеленый (Полицейский) мост, который через Мойку, на правой стороне, церковь, на суммы, назначенные из интендантской конторы». Святейший Синод, разу-меется, строительство благословил.

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. К 1737 году новый «ковчег» для чу-дотворной иконы вырос приблизи-тельно на том месте, где стоит сейчас Казанский собор. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов.

Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

Строительство Казанского собора[править | править код]

Римский собор святого Петра и площадь перед ним на картине XVIII столетия]
Римский собор святого Петра и площадь перед ним на картине XVIII столетия

В 1799 году Павел I, взойдя на престол, объявил конкурс на проект нового Казанского собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Всем им предстояло решить нелегкую задачу: император по-требовал, чтобы новый собор был подобен собору святого Петра в Риме. Этот собор, виденный Павлом I во время его путешествия по Европе в 1780-х годах, поразил его воображение. В особенности потрясла его колоннада Бернини, опоясывающая площадь перед собором. Теперь он желал, чтобы подобная колоннада украшала фасад Казанского собора. Ни один из именитых зодчих не смог удовлетворить требованиям императора.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора. Уже готова была позолоченная табличка, возвещавшая о том, что «благочестивейший, самодер-жавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил». Но до торжественной закладки первого камня в основание храма венценосец не дожил, убитый заговорщиками в собственной спальне.

Закладывать собор пришлось его наследнику, императору Александру I, что он и совершил — причем, как бы искупая свою вину перед по-койным отцом (а о вине этой не го-ворил только ленивый), он так торо-пился с закладкой, что даже не стал дожидаться коронации. Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года, коронация Александра Благословенного — 15 сентября. Опасения Воронихина, что новый император остановит строительство Казанского собора, не подтвердились. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

Казанский собор в начале XIX века
Казанский собор в начале XIX века

Торжественное освящение Казанского собора митрополитом Амвросием состоялось 15 (27) сентября 1811 года. В том же году была разобрана старая церковь. Но к этому времени удалось завершить лишь основные строительные и отделочные работы. Оформление храма продолжалось и после его освящения, на протяжении 1811 —1812 годов. Над внутренним убранством собора трудились лучшие живописцы своего времени — В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, К. П. Брюллов и другие, причем не обходилось без конфликтов между Советом Академии художеств и Святейшим Синодом. Синод настаивал на том, чтобы иконы для собора исполнялись на золотом фоне, тогда как Совет Академии заявлял, что «искусство живописи при оном совершенно теряется». В итоге победила точка зрения академиков, и собор приобрел блестящие с жи-вописной точки зрения полотна на религиозную тему, но — фактически остался без икон, так как произведе-ния мастеров-академистов, воспи-танных на европейской живописи, таковыми считать не приходится.

Казанский собор и русская военная слава[править | править код]

Литография середины XIX века

Отделочные работы в Казанском соборе совпали по времени с началом Отечественной войны. Война нару-шила планы мастеров, стремившихся скорее окончить отделку собора, но впоследствии, промышлением Божиим, послужила к вящей его славе. 8 августа 1812 года М.И. Кутузов принял командование русскими войсками и, отъезжая в действующую армию, молился перед Казанской иконой Пресвятой Богородицы, пре-бывавшей в Казанском соборе.

Приписывая победы русского оружия, пришедшие после унизительных отступлений и поражений, заступничеству Божией Матери, Кутузов питал особые чувства и к Казанскому собору. Трофеи, попа-давшие в руки русских, немедленно отсылались им в Петербург — дабы быть повергнутыми перед чудотворным образом Царицы Небесной. Знамена и штандарты — французские, итальянские, польские, немецкие, — воинские значки и ключи от взятых городов поступали в Казанский собор, превратившийся, таким образом, в своеобразный мемориал русской воинской славы, неотделимой в понимании современников, еще имевших привычку мыслить трезво и смиренно, от славы и силы Божией. На медали «В память Отечественной войны 1812 года», учрежденной указом Александра I в 1813 году, были выбиты слова из 113 псалма: «Не нам, не нам, а имени Твоему» (в псалме — «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Тво-ей, ради истины Твоей»), И это же «не нам...» выразилось в символическом акте приношения трофеев — включая и жезл «железного маршала» Даву, захваченный русскими 5 ноября 1812 года, — в дом Пресвятой Богородицы.

Трофеи прибывали в Казанский собор не только с «западных» фронтов, но и из Закавказья, где Россия вела «как бы» незаметную на фоне борьбы с наполеоновской армией, но кровопролитную войну с Персией.

К началу XX столетия, согласно описям, в соборе содержалось 107 знамен и штандартов и 97 ключей от взятых городов. Затем они были переданы в Москву, где пред-полагалось создать музей Отечественной войны 1812 года. Но музей так и не был организован. Сначала эту идею затмили торжества, посвященные 300-летию дома Романовых, а потом началась Первая мировая война.


До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

Советский период[править | править код]

В 1918 году, когда большевистская власть начала беспрецедентные гонения на Церковь, о. Философ Орнатский устроил в подклете Казанского собора храм во имя священномученика Патриарха Ермогена. Образ этого Первосвятителя, до последнего издыхания призывавшего народ к борьбе против интервентов, был особенно близок верующим в ту пору. Именно здесь, в этом «пещер-ном» храме, проходили богослужения в страшную военно-коммунистическую зиму 1918—1919 годов, так как в промерзшем соборе служить было невозможно.

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

Но настали и худшие времена. Расстрел о. Философа, варварское изъятие ценностей из Казанского собора (в ходе которого погиб и его неповторимый серебряный иконостас), передача храма обновленцам и, наконец, его закрытие и «переоборудование» для нужд антирелигиозной пропаганды. Крест с собора сняли, заменив его «идеологически-нейтральным» шпилем.

25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма.

Война нанесла собору тяжелые раны: его крыша имела более полутора ты-сяч пробоин от осколков снарядов, их следами были испещрены стены и колонны. От сырости разрушались настенные росписи, в некоторых помещениях обрушились перекрытия. Реставрационные работы, проводившиеся с 1951 по 1956 год, позволили привести в порядок интерьеры собора, а его фасады реставрировались уже в 1960-е годы.

В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Свою идеологическую функцию музей, расположившийся под кровом Казанского собора, исправно вы-полнял вплоть до конца 1980-х годов, когда на фоне определенных перемен в отношении государства к своим верующим гражданам атеистическая пропаганда начала давать сбои. Летом 1989 года в здании музея (сиречь собора) состоялось возвращение Церкви мощей благоверного князя Александра Невского, а вслед за тем — мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

В 1990 году в музейном хранилище были обретены мощи преподобного Серафима Саровского, переданные Церкви в январе 1991 года. Спустя еще несколько месяцев на чердаке Казанского собора обнаружились мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые считались исчезнувшими.

В 1994 году над собором вновь засиял крест.

Современное состояние[править | править код]

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.

Архитектура и внутреннее убранство собора[править | править код]

Ближайшим стилистическим предшественником Казанского собора явился собор святого Петра в Риме. Об этом родстве напоминает прежде всего колоннада, «развернутая» к Невскому проспекту.

В остальном архитектурное решение храма представляет собой синтез базиликальных (характерных для римской храмовой архитектуры) и крестово-купольных (традиционных для православной храмоздатель- ной традиции) форм. Собор вытянут вдоль Невского проспекта с запада на восток и имеет в плане форму латинского (удлиненного) креста. Этого, однако, сторонний наблюдатель, созерцая лишь парадный фасад собора, увидеть не может, поскольку основной его объем «отгорожен» от Невского колоннадой.

За двести лет существования Казанского собора его внешность почти не претерпела изменений. В 1903 году усердные прихожане хотели было возвести рядом с собором массивную колокольню, но этот благочестивый проект не реализовался благодаря противодействию Академии художеств. К столетию собора, отмечавшемуся в 1911 году, его отреставрировали, однако сделано было далеко не все из задуманного. Так, из-за недостатка средств не удалось отлить в бронзе статуи Архангелов Гавриила и Михаила. Некогда, к освящению собора, скульптор Мартос выполнил их в гипсе и зато- нировал под бронзу. Впоследствии предполагалось заменить «муляжи» настоящими бронзовыми статуями. В итоге гипсовые Архангелы простояли у проездов колоннад тридцать лет, пока совершенно не разрушились.

Снаружи[править | править код]

Барельефы Скульптурное убранство Казанского собора должно было быть, по замыслу зодчего, гораздо более богатым. Но вмешались финансовые расчеты, началась война, и декоративное оформление храма осталось во многом «недовыполненным». Тем не менее и то, что есть, представляет большой интерес. Снаружи собор украшают 14 барельефов на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, выполненных из пудостьского камня. В центре всех ветхозаветных композиций — пророк Моисей. На фото представлен расположенный на аттике западного проезда барельеф «Дарование Моисею скрижалей».

Двери

Парадные бронзовые двери, расположенные в центральной части северного фасада Казанского собора, являются копией знаменитых дверей флорентийского баптистерия, созданных в XV веке Лоренцо Гиберти. Правда, мастер Василий Екимов, производивший отливку дверей, перепутал последовательность сюжетов и расположил их в несколько ином, чем у Гиберти, порядке. Мраморное обрамление северных врат выполнено по проекту Воронихина.

Купол

Купол петербургского Казанского собора в большей степени напоминает купол парижской церкви Сент-Женевьев или Дома инвалидов, чем массивный купол римского собора святого Петра. Несмотря на свою величину (более V метров в диаметре), он кажется весьма изящным. Любопытно, что при его возведении Воронихин впервые в мире применил металлическую конструкцию, значительно увеличивавшую прочность всего сооружения.

Коллонада

Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, 20 колонн имеет южный портик, 12 — западный. Все колонны — коринфского ордера, для которого характерны пышно украшенные стилизованными листьями капители. Облицовка колонн выполнена из пудостьского камня и покрыта каннелюрами (вертикальными желобками). Благодаря им создается впечатление легкости и стройности колонн, хотя на самом деле каждая из них весит около 28 тонн и имеет в высоту 14 метров.

Внутри[править | править код]

Свт. Василий Великий» (1811—1812)
Свт. Василий Великий» (1811—1812). Образ, написанный В. К. Шебуееым для юго-восточного пилона Казанского собора

ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО собора организовано достаточно традиционно. Посредством колонн коринфского ордера оно разделено на три нефа, причем центральный шире боковых в четыре раза и перекрытполуцилиндрическим сводом. Боковые нефы имеют кессонированные перекрытия. Материал для колонн Воронихин подбирал во время своего свадебного путешествия на Карельский перешеек, в которое отпра-вился после бракосочетания с чертежницей Мэри Лонд.Его внимание привлекли месторождения гранита близ Выборга. Этот камень наилучшим образом соответствовал замыслу архитектора, и в 1803 году на выборгских каменоломнях начались интенсивные работы.

Дивную «выставку» отечественных недр представляют собой и другие элементы внутреннего убранства: пол выложен розовым и серым карельским мрамором с вставками черных шунгито- вых сланцев, а в алтаре и на амвоне — малиновым шокшинским кварцитом, высоко ценимым во всем мире. Важную роль в оформле-нии собора играет живопись, выполненная лучшими тогда-шними мастерами. Более всего Казанский собор был знаменит своим серебряным иконостасом — ныне, увы, безвозвратно утраченным.

В декабре 1812 года М. И. Кутузов отправил митрополиту Санкт-Пе-тербургскому Амвросию (Подобедову) несколько слитков серебра, сопроводив посылку письмом следующего содержания: «Благословите сей дар, приносимый воинами Подателю победы. Храбрые Донские казаки возвращают Богу из храмов Его похищенное сокровище. На меня возложили обязанность доставить Вашему

Высокопреосвященству сие серебро, бывшее некогда украшением Святых Ликов, потом доставшееся в добычу нечестивых хищников и, наконец, храбрыми донцами из их когтей исторгнутое. Предводитель Войска Донских казаков граф М. И. Платонов и вместе с ним все его воины и я желаем, чтобы слитки сии, составляющие весу сорок пудов серебра, были обращены в изображения четырех Евангелистов и служили убранством церкви Казанския Божия Матери в Санкт-Петербурге...» Идея отлить в серебре евангелистов понравилась и владыке, и государю, однако потом дело застопорилось. Модели статуй изготовил Мартос, но они показались Синоду «слишком обнаженными», и вопрос о трофейном серебре отложили в долгий ящик.

Только в 1834 году для него нашлось достойное применение: настало время заменить временный иконостас работы Воронихина, так как он был слишком мал для интерьеров Казанского собора, и серебро пошло на новый иконостас, спроектированный К. А. Тоном. «Казачьего серебра» не хватило, и к нему пришлось прибавить еще столько же. В итоге на иконостас истратили около ста пудов драгоценного металла.

В 1922 году, на волне кампании по изъятию церковных ценностей, тоновский серебряный иконостас разобрали и отправили на переплавку.

Структура храма[править | править код]

Казанский собор. Структура храма

ОБОЗНАЧЕНИЯ

  1. Купол
  2. Световой барабан
  3. Колоннада
  4. Западный фасад
  5. Северный фасад
  6. Восточный фасад
  7. Южный фасад
  8. Центральный неф
  9. Иконостас

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

Казанская икона Божией Матери (Петербург)

Главная святыня храма — Чудотворная икона, она была обретена в Казани в 1579 г. Через двадцать пять лет после взятия Казани Иваном Грозным, город пострадал от пожара. Сгорел дотла и дом стрельца Онучина. Его восьмилетняя дочь Матрёна увидела во сне Божью Матерь, сказавшую, что Её чудотворная икона находится в земле под развалинами сгоревшего дома. Девочка сама достала икону, которая сияла новыми красками. Скорее всего, эта икона была закопана в земле ещё при татарах или кем-то из русских пленников, или обратившихся в православие мусульман. У иконы начали совершаться чудеса. На месте, где она была обнаружена, позднее выстроили монастырь.

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:

  • Икона Спасителя в иконостасе.
  • Иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым.
  • Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова в 1891 году.
  • Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.
  • Копия Туринской плащаницы, которую в 2010 году Святейший Патриарх Кирилл передал Казанскому собору

Храм-памятник[править | править код]

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина.

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов взятых русской армией.

А в 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего Синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Видео[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Проезд: пешком от ст. м. «Канал Грибоедова« (Невский проспект)

Адрес: Санкт-Петербург, Казанская площадь, д. 2

Телефоны: +7 (812) 314-46-63 (секретарь); +7 (812) 314-58-56 (вахта, с 8:оо до 21:00)

E-mail: sobor.go@mail.ru

Официальный сайт

Расписание богослужений[править | править код]

Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Собор открывается в буднии дни в 7:00, в воскресные и праздничные дни в 6:30. Закрывается после окончания вечернего богослужения.

В будние дни:

ранняя Божественная литургия — 7:30, начало исповеди в 7:30.

Поздняя Божественная Литургия — 10:00, начало исповеди в 9:30.

Вечернее богослужение — 18:00.

В воскресные и праздничные дни:

Ранняя Божественная Литургия — 7:00, начало исповеди в 7:00.

Поздняя Божественная Литургия — 10:00, начало исповеди в 9:30.

Вечернее богослужение — 18:00.

В течение дня в соборе совершаются Таинства крещения и венчания, а также молебны и панихиды. В соборе постоянно находится дежурный священник.

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

Ссылки[править | править код]