Смоленская область: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
== Православие в Смоленской области == | == Православие в Смоленской области == | ||
=== История === | === История === | ||
Христианство стало распространяться на Смоленской земле вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись, «в лето 6498 иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли». Первым городом княжества, принявшим крещение, стал Смоленск. | |||
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Смоленск стал столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сыну Ярослава — Вячеславу, потом внуку, Владимиру Мономаху. | |||
Смоленщина находилась в составе Переяслав-Хмельницкой епархии до тех пор пока внук Мономаха, князь Ростислав Мстиславич Набожный (1128—1158) не исходатайствовал для Смоленска самостоятельного епископа. Соглашение между ним и первым епископом вошло в историю как «Уставные грамоты Ростислава». Смоленская епископия получила от князя значительные доходы, земельные владения. На Смоленской земле в XII—XIII веках разворачивалась деятельность многих выдающихся проповедников и церковных писателей. Ярким именем в их плеяде является, имя святого преподобного Авраамия Смоленского. | |||
В 1415—1419 и 1458—1514 годах находилась в канонической юрисдикции Киево-Литовских митрополитов. | |||
С 26 января 1539 года — архиепископия; с 1681 по 1728 годы — митрополия. | |||
В советское период известность получил процесс «Смоленское дело» 1922 года, в результате которого, за попытку остановить изъятие церковных ценностей из Успенского собора Смоленска, не подвергшегося разграблению даже при нашествии Наполеона, привлечено было 45 человек, 25 из которых попали в заключение, 5 — расстреляны. К 2008 году были известны 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших в гонениях. | |||
В 1941—1943 Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский». | |||
С 1984 по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено. | |||
=== Настоящее время === | === Настоящее время === | ||
Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский». | |||
Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. из состава епархии выделена Вяземская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Смоленский и Рославльский». Смоленская епархия включена в состав Смоленской митрополии. | |||
== Населённые пункты == | == Населённые пункты == | ||
* [[Вязьма|Вязьма]] | * [[Вязьма|Вязьма]] | ||
== Святые == | == Святые == | ||
С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена: | |||
* св. блгв. кн. Ростислав — Михаил Набожный (+1167): из всех многочисленных заслуг его можно выделить устроение монастыря на Смядыни, на месте обретения тела св. кн. Глеба; устроение также четырех каменных церквей в Смоленске: в честь свв. Бориса и Глеба, свв. апп. Петра и Павла, св. пророка Илии и св.бессребр. Косьмы и Дамиана | |||
* прп. Авраамий Смоленский (+1224): с его именем связан расцвет духовной жизни Смоленска. Праведник, философ, иконописец, литератор, он переписывал книги, составлял новые сборники для чтения, проповедовал, ежедневно, став иеромонахом, служил литургия и проповедовал, создал иконописную мастерскую и библиотеку рукописных книг | |||
* мч. Меркурий воин (+1239): Божия Матерь избрала этого благочестивого воина для того, чтобы он спас Смоленск от нашествия хана Батыя. Мученик бесстрашно сражался,ценой своей жизни сумев остановить продвижение врага к городу. В Успенском Соборе до сих пор хранятся его сандалии | |||
* прп. Андрей Смоленский (+после 1390): будучи князем, роздал имение и тайно вышел из города, «изменив княжеские одежды на рубища, яко один из сирот». В Переславле-Залесском стал служить пономарем. В подвигах непрестанной молитвы, ношения вериг на одном месте провел тридцать лет. Только по его смерти в руке святого нашли хартию о его княжеском происхождении | |||
* мц. Иулиания Вяземская в трудные годы литовского нашествия на Смоленск совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность | |||
* св. равноап. Николай, архиепископ Японский (+1912): окончил Смоленскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию и, приняв постриг, попросился быть настоятелем консульского храма г.Хакомата. В 1868 году его паства включала 20 японцев. В 1911 году в Японии было уже 266 общин, 33 тысячи христиан, 2 епископа, 35 священников | |||
* новомученики: сщмч. Макарий (Гнеушев, +1918); прп. Рахиль Бородинская (+1928); сщмч. Серафим (Остроумов, +1937) и многие другие | |||
== Святыни == | == Святыни == | ||
Икона Божией Матери Одигитрия, по преданию написанная евангелистом Лукой | |||
В 1046 г. греческий император Константин Мономах выдал дочь за князя Всеволода и благословил ее этой иконой. Анна Константиновна, в свою очередь, благословила потом ею своего сына — Владимира Мономаха, который стал князем Смоленским в 1097 г. и привез икону Одигитрии в Смоленск. В 1103 г. Владимир Мономах построил Успенский собор и поставил туда икону. С тех пор она именуется Смоленской. Два раза святыню спасала Москва, укрывая ее от неприятелей: когда Смоленск взят был Литвой в XV в. и при осаде города Сигизмундом в XVII в. Во время французского нашествия икона вновь побывала в Москве, потом в Ярославле, и только по изгнании врагов из Смоленска, святыню принесли в Успенский собор на прежнее место. Там икона пребывала до 40-х гг. XX в., когда она бесследно исчезла. | |||
Икона Божией Матери Одигитрия из Надвратной церкви | |||
Сейчас находится на месте утерянной первописанной иконы в Успенском соборе. Прислана в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными Фроловскими воротами у Днепровского моста по окончании строительства крепостной стены. Во время французского нашествия находилась среди войско 3-й гренадерской дивизии с августа по ноябрь 1812 года. С 16 марта 1813 года по 1941 год находилась в Надвратной церкви. | |||
Выдающимися памятниками духовной истории Руси являются многие храмы Смоленской епархии, но прежде всего Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска, Свято-Троицкий собор города Вязьмы, смоленские храмы XII века (св. апостолов Петра и Павла, Михаило-Архангельский и Иоанно-Богословский), архитектурные комплексы Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского (Болдино), Авраамиевского, Троицкого и Вознесенского монастырей (Смоленск). | |||
== Монастыри == | == Монастыри == | ||
Версия от 23:37, 4 августа 2015
Россия
Карта[править | править код]
{{#yandexmap:Смоленская область|400|300|cdzMP}}
Православие в Смоленской области[править | править код]
История[править | править код]
Христианство стало распространяться на Смоленской земле вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись, «в лето 6498 иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли». Первым городом княжества, принявшим крещение, стал Смоленск.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Смоленск стал столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сыну Ярослава — Вячеславу, потом внуку, Владимиру Мономаху.
Смоленщина находилась в составе Переяслав-Хмельницкой епархии до тех пор пока внук Мономаха, князь Ростислав Мстиславич Набожный (1128—1158) не исходатайствовал для Смоленска самостоятельного епископа. Соглашение между ним и первым епископом вошло в историю как «Уставные грамоты Ростислава». Смоленская епископия получила от князя значительные доходы, земельные владения. На Смоленской земле в XII—XIII веках разворачивалась деятельность многих выдающихся проповедников и церковных писателей. Ярким именем в их плеяде является, имя святого преподобного Авраамия Смоленского.
В 1415—1419 и 1458—1514 годах находилась в канонической юрисдикции Киево-Литовских митрополитов.
С 26 января 1539 года — архиепископия; с 1681 по 1728 годы — митрополия.
В советское период известность получил процесс «Смоленское дело» 1922 года, в результате которого, за попытку остановить изъятие церковных ценностей из Успенского собора Смоленска, не подвергшегося разграблению даже при нашествии Наполеона, привлечено было 45 человек, 25 из которых попали в заключение, 5 — расстреляны. К 2008 году были известны 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших в гонениях.
В 1941—1943 Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский».
С 1984 по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено.
Настоящее время[править | править код]
Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский».
Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. из состава епархии выделена Вяземская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Смоленский и Рославльский». Смоленская епархия включена в состав Смоленской митрополии.
Населённые пункты[править | править код]
Святые[править | править код]
С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена:
- св. блгв. кн. Ростислав — Михаил Набожный (+1167): из всех многочисленных заслуг его можно выделить устроение монастыря на Смядыни, на месте обретения тела св. кн. Глеба; устроение также четырех каменных церквей в Смоленске: в честь свв. Бориса и Глеба, свв. апп. Петра и Павла, св. пророка Илии и св.бессребр. Косьмы и Дамиана
- прп. Авраамий Смоленский (+1224): с его именем связан расцвет духовной жизни Смоленска. Праведник, философ, иконописец, литератор, он переписывал книги, составлял новые сборники для чтения, проповедовал, ежедневно, став иеромонахом, служил литургия и проповедовал, создал иконописную мастерскую и библиотеку рукописных книг
- мч. Меркурий воин (+1239): Божия Матерь избрала этого благочестивого воина для того, чтобы он спас Смоленск от нашествия хана Батыя. Мученик бесстрашно сражался,ценой своей жизни сумев остановить продвижение врага к городу. В Успенском Соборе до сих пор хранятся его сандалии
- прп. Андрей Смоленский (+после 1390): будучи князем, роздал имение и тайно вышел из города, «изменив княжеские одежды на рубища, яко один из сирот». В Переславле-Залесском стал служить пономарем. В подвигах непрестанной молитвы, ношения вериг на одном месте провел тридцать лет. Только по его смерти в руке святого нашли хартию о его княжеском происхождении
- мц. Иулиания Вяземская в трудные годы литовского нашествия на Смоленск совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность
- св. равноап. Николай, архиепископ Японский (+1912): окончил Смоленскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию и, приняв постриг, попросился быть настоятелем консульского храма г.Хакомата. В 1868 году его паства включала 20 японцев. В 1911 году в Японии было уже 266 общин, 33 тысячи христиан, 2 епископа, 35 священников
- новомученики: сщмч. Макарий (Гнеушев, +1918); прп. Рахиль Бородинская (+1928); сщмч. Серафим (Остроумов, +1937) и многие другие
Святыни[править | править код]
Икона Божией Матери Одигитрия, по преданию написанная евангелистом Лукой
В 1046 г. греческий император Константин Мономах выдал дочь за князя Всеволода и благословил ее этой иконой. Анна Константиновна, в свою очередь, благословила потом ею своего сына — Владимира Мономаха, который стал князем Смоленским в 1097 г. и привез икону Одигитрии в Смоленск. В 1103 г. Владимир Мономах построил Успенский собор и поставил туда икону. С тех пор она именуется Смоленской. Два раза святыню спасала Москва, укрывая ее от неприятелей: когда Смоленск взят был Литвой в XV в. и при осаде города Сигизмундом в XVII в. Во время французского нашествия икона вновь побывала в Москве, потом в Ярославле, и только по изгнании врагов из Смоленска, святыню принесли в Успенский собор на прежнее место. Там икона пребывала до 40-х гг. XX в., когда она бесследно исчезла.
Икона Божией Матери Одигитрия из Надвратной церкви
Сейчас находится на месте утерянной первописанной иконы в Успенском соборе. Прислана в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными Фроловскими воротами у Днепровского моста по окончании строительства крепостной стены. Во время французского нашествия находилась среди войско 3-й гренадерской дивизии с августа по ноябрь 1812 года. С 16 марта 1813 года по 1941 год находилась в Надвратной церкви.
Выдающимися памятниками духовной истории Руси являются многие храмы Смоленской епархии, но прежде всего Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска, Свято-Троицкий собор города Вязьмы, смоленские храмы XII века (св. апостолов Петра и Павла, Михаило-Архангельский и Иоанно-Богословский), архитектурные комплексы Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского (Болдино), Авраамиевского, Троицкого и Вознесенского монастырей (Смоленск).
Монастыри[править | править код]
Храмы[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
[]