Храм Ахтырской иконы Божией Матери (Глафировка): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) |
||
Строка 5: | Строка 5: | ||
== История == | == История == | ||
В Государственном архиве Ростовской области в фонде содержится историческая справка о селе Глафировка. | В Государственном архиве Ростовской области в фонде содержится историческая справка о селе Глафировка. | ||
«Свое название село получило по имени его владелицы, помещицы Глафиры Васильевны Романовой (Норецкой во втором браке) в первой половине 19 века. | «Свое название село получило по имени его владелицы, помещицы Глафиры Васильевны Романовой (Норецкой во втором браке) в первой половине 19 века. | ||
Заселение Глафировки началось согласно архивным данным с 1810 г. Население состояло из переселенных помещиками крестьян, а также беглых. | Заселение Глафировки началось согласно архивным данным с 1810 г. Население состояло из переселенных помещиками крестьян, а также беглых. | ||
Господа Норецкие, это Глафира Васильевна и Казимир (Кузьма ) Норецкие- помещики и владельцы Глафировки - признали за настоятельнейшую потребность иметь в Глафировке храм Божий, который и заложен был 26 апреля 1841 г.во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Сооружение церкви было произведено в одно лето, так, что в 11 день ноября того же года была освящена она ростовским протоиереем с собором окрестного духовенства… Для жительства священника и диакона построено четыре приличных домика по одному плану и фасаду. Глафировские владельцы составили из дворовых людей хор певчих, между которыми есть хорошие голоса. | Господа Норецкие, это Глафира Васильевна и Казимир (Кузьма ) Норецкие- помещики и владельцы Глафировки - признали за настоятельнейшую потребность иметь в Глафировке храм Божий, который и заложен был 26 апреля 1841 г.во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Сооружение церкви было произведено в одно лето, так, что в 11 день ноября того же года была освящена она ростовским протоиереем с собором окрестного духовенства… Для жительства священника и диакона построено четыре приличных домика по одному плану и фасаду. Глафировские владельцы составили из дворовых людей хор певчих, между которыми есть хорошие голоса. | ||
В числе окрестного духовенства был священник Преображенской церкви ст. Старощербиновской, возможно, протоиерей Фома Прага, поскольку в 1848 г. он принимал участие в молебне и освящении места под портовый город Ейск. Церковная территория отделяла господское хозяйство Норецких от крестьянских жилищ. | В числе окрестного духовенства был священник Преображенской церкви ст. Старощербиновской, возможно, протоиерей Фома Прага, поскольку в 1848 г. он принимал участие в молебне и освящении места под портовый город Ейск. Церковная территория отделяла господское хозяйство Норецких от крестьянских жилищ. | ||
Ахтырская церковь однопрестольная имела форму креста, до купола каменная,а купол деревянный. Крыта церковь была железом. Наружные и внутренние стены гладкие, выштукатурены известью. В двух крестах находились мощи 61 святого. Мощи были получены Казимиром Норецким по наследству и подарены церкви. Служителями церкви в первое время были священник, дьячок и пономарь, а к 1901 г. священник и псаломщик. Содержался причт приношениями прихожан и за счет церковной земли в количестве 20 десятин. Впоследствии причт стал получать 146 рублей в год. В Ахтырской церкви селяне крестились, венчались, после отпевания их души упокаивались на местном приходском кладбище. Священнослужители являлись духовными отцами местного населения.» | Ахтырская церковь однопрестольная имела форму креста, до купола каменная,а купол деревянный. Крыта церковь была железом. Наружные и внутренние стены гладкие, выштукатурены известью. В двух крестах находились мощи 61 святого. Мощи были получены Казимиром Норецким по наследству и подарены церкви. Служителями церкви в первое время были священник, дьячок и пономарь, а к 1901 г. священник и псаломщик. Содержался причт приношениями прихожан и за счет церковной земли в количестве 20 десятин. Впоследствии причт стал получать 146 рублей в год. В Ахтырской церкви селяне крестились, венчались, после отпевания их души упокаивались на местном приходском кладбище. Священнослужители являлись духовными отцами местного населения.» | ||
Из Справочной книги Екатеринославской епархии за 1908 г., « церковь эта входила во 2-й благочиннический округ Ростовского уезда Екатеринославской епархии, в 1908 г.местная детвора обучалась в церковно-приходской школе, некоторые в Александровском училище. В тот год в местечке Глафировка насчитывалось 248 дворов, в которых проживало 992 лица мужского пола и 981-женского пола. Из известных жителей села в этой церкви крещены были родившийся 8 ( 20 ) августа 1873 г.сын местного диакона Иоанна Максименко, а впоследствии видный деятель Русской Православной Церкви Заграницей Архиепископ Восточно-Американский и Нью-Джерсийский Виталий ( Максименко ) ( + 1960г.), а в 1914 г. будущий Герой Советского Союза участник Великой Отечественной войны Остапенко Иван Григорьевич - 7 ( 20). 01. 1914 г.-6.08.1992 г. | Из Справочной книги Екатеринославской епархии за 1908 г., « церковь эта входила во 2-й благочиннический округ Ростовского уезда Екатеринославской епархии, в 1908 г.местная детвора обучалась в церковно-приходской школе, некоторые в Александровском училище. В тот год в местечке Глафировка насчитывалось 248 дворов, в которых проживало 992 лица мужского пола и 981-женского пола. Из известных жителей села в этой церкви крещены были родившийся 8 ( 20 ) августа 1873 г.сын местного диакона Иоанна Максименко, а впоследствии видный деятель Русской Православной Церкви Заграницей Архиепископ Восточно-Американский и Нью-Джерсийский Виталий ( Максименко ) ( + 1960г.), а в 1914 г. будущий Герой Советского Союза участник Великой Отечественной войны Остапенко Иван Григорьевич - 7 ( 20). 01. 1914 г.-6.08.1992 г. | ||
Настоятелями Ахтырской церкви в разное время были: первым настоятелем священник Павел Ярошевич- с 1841 по 1843 г.г. включительно. Впоследствии, когда в портовом городе Ейске в 1850 г.была возведена первая городская церковь-Покровская, о. Павел Ярошевич стал ее настоятелем. | Настоятелями Ахтырской церкви в разное время были: первым настоятелем священник Павел Ярошевич- с 1841 по 1843 г.г. включительно. Впоследствии, когда в портовом городе Ейске в 1850 г.была возведена первая городская церковь-Покровская, о. Павел Ярошевич стал ее настоятелем. | ||
С 1844 по 1850 гг. священник Павел Гуликовский. | С 1844 по 1850 гг. священник Павел Гуликовский. | ||
С 1850 по 1851 гг. священник Максим Луценко. | С 1850 по 1851 гг. священник Максим Луценко. | ||
Строка 20: | Строка 25: | ||
С 1877 по 1880 гг.священник Илия Котляров. | С 1877 по 1880 гг.священник Илия Котляров. | ||
С 1881 по 1929 гг. протоиерей Александр Тимофеевич Попов. | С 1881 по 1929 гг. протоиерей Александр Тимофеевич Попов. | ||
Отец Александр с 1898 по 1916 гг. состоял также в должности благочинного 2-го округа церквей Ростовского –на-Дону уезда Екатеринославской епархии. Этот округ включал приходы сел залиманья-от Ей-Укрепления до Шабельска. Будучи ревнителем церковного благочестия, о.Александр умер на пороге своего дома, узнав о намерении властей закрыть Ахтырскую церковь. Был погребен в церковной ограде в алтарной части. Также, на территории церкви находились захоронения господ Норецких-Глафиры Васильевны и Казимира Ивановича. | Отец Александр с 1898 по 1916 гг. состоял также в должности благочинного 2-го округа церквей Ростовского –на-Дону уезда Екатеринославской епархии. Этот округ включал приходы сел залиманья-от Ей-Укрепления до Шабельска. Будучи ревнителем церковного благочестия, о.Александр умер на пороге своего дома, узнав о намерении властей закрыть Ахтырскую церковь. Был погребен в церковной ограде в алтарной части. Также, на территории церкви находились захоронения господ Норецких-Глафиры Васильевны и Казимира Ивановича. | ||
Далее настоятелем церкви в тяжелое богоборческое время служил священник Захарий Петрович Лукашенко. Но не долго-примерно, в 1930 г. его выслали с матушкой. Обратно в село о. Захарий не вернулся,в дальнейшем жил в Донецке, где и похоронен.» | Далее настоятелем церкви в тяжелое богоборческое время служил священник Захарий Петрович Лукашенко. Но не долго-примерно, в 1930 г. его выслали с матушкой. Обратно в село о. Захарий не вернулся,в дальнейшем жил в Донецке, где и похоронен.» | ||
В 1930-е гг., когда власти усилили гонения на веру православную, был разрушен в числе прочих и глафировский храм. Пострадали при этом варварстве также захоронения Глафиры и Казимира. | В 1930-е гг., когда власти усилили гонения на веру православную, был разрушен в числе прочих и глафировский храм. Пострадали при этом варварстве также захоронения Глафиры и Казимира. | ||
В 2011 г. в старом здании был создан приход во имя Ахтырской иконы Божией Матери. А в настоящее время в центре села, на бывшей церковной площади, усердием нынешнего настоятеля иерея Вячеслава Трушина продолжаются работы по возведению нового храма с прежним названием. | В 2011 г. в старом здании был создан приход во имя Ахтырской иконы Божией Матери. А в настоящее время в центре села, на бывшей церковной площади, усердием нынешнего настоятеля иерея Вячеслава Трушина продолжаются работы по возведению нового храма с прежним названием. | ||
== Современное состояние == | == Современное состояние == |
Версия от 12:17, 14 июля 2021
Храм Ахтырской иконы Божией Матери в Глафировке — православный храм Ейской епархии Русской Православной Церкви.
История[править | править код]
В Государственном архиве Ростовской области в фонде содержится историческая справка о селе Глафировка.
«Свое название село получило по имени его владелицы, помещицы Глафиры Васильевны Романовой (Норецкой во втором браке) в первой половине 19 века. Заселение Глафировки началось согласно архивным данным с 1810 г. Население состояло из переселенных помещиками крестьян, а также беглых. Господа Норецкие, это Глафира Васильевна и Казимир (Кузьма ) Норецкие- помещики и владельцы Глафировки - признали за настоятельнейшую потребность иметь в Глафировке храм Божий, который и заложен был 26 апреля 1841 г.во имя Ахтырской иконы Божией Матери. Сооружение церкви было произведено в одно лето, так, что в 11 день ноября того же года была освящена она ростовским протоиереем с собором окрестного духовенства… Для жительства священника и диакона построено четыре приличных домика по одному плану и фасаду. Глафировские владельцы составили из дворовых людей хор певчих, между которыми есть хорошие голоса.
В числе окрестного духовенства был священник Преображенской церкви ст. Старощербиновской, возможно, протоиерей Фома Прага, поскольку в 1848 г. он принимал участие в молебне и освящении места под портовый город Ейск. Церковная территория отделяла господское хозяйство Норецких от крестьянских жилищ.
Ахтырская церковь однопрестольная имела форму креста, до купола каменная,а купол деревянный. Крыта церковь была железом. Наружные и внутренние стены гладкие, выштукатурены известью. В двух крестах находились мощи 61 святого. Мощи были получены Казимиром Норецким по наследству и подарены церкви. Служителями церкви в первое время были священник, дьячок и пономарь, а к 1901 г. священник и псаломщик. Содержался причт приношениями прихожан и за счет церковной земли в количестве 20 десятин. Впоследствии причт стал получать 146 рублей в год. В Ахтырской церкви селяне крестились, венчались, после отпевания их души упокаивались на местном приходском кладбище. Священнослужители являлись духовными отцами местного населения.» Из Справочной книги Екатеринославской епархии за 1908 г., « церковь эта входила во 2-й благочиннический округ Ростовского уезда Екатеринославской епархии, в 1908 г.местная детвора обучалась в церковно-приходской школе, некоторые в Александровском училище. В тот год в местечке Глафировка насчитывалось 248 дворов, в которых проживало 992 лица мужского пола и 981-женского пола. Из известных жителей села в этой церкви крещены были родившийся 8 ( 20 ) августа 1873 г.сын местного диакона Иоанна Максименко, а впоследствии видный деятель Русской Православной Церкви Заграницей Архиепископ Восточно-Американский и Нью-Джерсийский Виталий ( Максименко ) ( + 1960г.), а в 1914 г. будущий Герой Советского Союза участник Великой Отечественной войны Остапенко Иван Григорьевич - 7 ( 20). 01. 1914 г.-6.08.1992 г.
Настоятелями Ахтырской церкви в разное время были: первым настоятелем священник Павел Ярошевич- с 1841 по 1843 г.г. включительно. Впоследствии, когда в портовом городе Ейске в 1850 г.была возведена первая городская церковь-Покровская, о. Павел Ярошевич стал ее настоятелем.
С 1844 по 1850 гг. священник Павел Гуликовский. С 1850 по 1851 гг. священник Максим Луценко. С 1851 по 1861гг. священник Феодосий Егоров. С 1862 до 1863 гг. священник Феофан Лотоцкий. В 1863 г.священник Максим Луценко. С 1864 по 1876 гг.священник Василий Никитенко. С 1877 по 1880 гг.священник Илия Котляров. С 1881 по 1929 гг. протоиерей Александр Тимофеевич Попов.
Отец Александр с 1898 по 1916 гг. состоял также в должности благочинного 2-го округа церквей Ростовского –на-Дону уезда Екатеринославской епархии. Этот округ включал приходы сел залиманья-от Ей-Укрепления до Шабельска. Будучи ревнителем церковного благочестия, о.Александр умер на пороге своего дома, узнав о намерении властей закрыть Ахтырскую церковь. Был погребен в церковной ограде в алтарной части. Также, на территории церкви находились захоронения господ Норецких-Глафиры Васильевны и Казимира Ивановича.
Далее настоятелем церкви в тяжелое богоборческое время служил священник Захарий Петрович Лукашенко. Но не долго-примерно, в 1930 г. его выслали с матушкой. Обратно в село о. Захарий не вернулся,в дальнейшем жил в Донецке, где и похоронен.»
В 1930-е гг., когда власти усилили гонения на веру православную, был разрушен в числе прочих и глафировский храм. Пострадали при этом варварстве также захоронения Глафиры и Казимира.
В 2011 г. в старом здании был создан приход во имя Ахтырской иконы Божией Матери. А в настоящее время в центре села, на бывшей церковной площади, усердием нынешнего настоятеля иерея Вячеслава Трушина продолжаются работы по возведению нового храма с прежним названием.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время строится новое здание храма.
Планируется установка куполов.
Богослужения пока совершаются в старом здании.
Престольные праздники[править | править код]
Икона Пресвятой Богородицы "Ахтырская" - 15 июля
Как добраться[править | править код]
Адрес: 353632, Краснодарский край Щербиновский район с. Глафировка ул. Ленина, д.21
Электронная почта: hram.glafirovka@yandex.ru
Фото[править | править код]
-
-
Строительство нового храма
-
Старый храм
-
Старый храм
-
Епископ Павел возглавил Божественную литургию в храме Ахтырской иконы Божией Матери в Глафировке
-
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Храм Ахтырской иконы Божией Матери с. Глафировка
Епископ Павел возглавил Божественную литургию в храме Ахтырской иконы Божией Матери в Глафировке