Храм Богоявления Господня (Серпухов): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Район, где расположен Богоявленский храм, был заселён людьми с глубокой древности(1). Во всяком случае, при составлении Сотной переписи серпуховского посада князем Василием Семёновичем Фуниковым, в 1552 г. храм Богоявления уже существовал как центр развитой населённой части города — Богоявленского конца. Тогда храм окружали 16 дворов зажиточных горожан, почти исключительно кожевников, и 30 дворов менее достаточных «молодых» посадских, также кожевников, казаков — то есть подённых работников, мясников и сапожников. Незадолго до переписи к Богоявленской части посада отошла бывшая слободка, «что была за татары» — 17 дворов, где жили кожевники, кузнецы, торговцы(2).
Район, где расположен Богоявленский храм, был заселён людьми с глубокой древности. Во всяком случае, при составлении Сотной переписи серпуховского посада князем Василием Семёновичем Фуниковым, в 1552 году храм Богоявления уже существовал как центр развитой населённой части города — Богоявленского конца.  


Существующее церковное здание было построено на средства прихожан в 1713 г. — 3 июля дан указ о пристройке к храму Богоявления придела во имя Рождества Богородицы, а уже через три дня — указы об освящении Богоявленского храма и его Богородице-Рождественского придела. Придел, как видно, был возведен уже заранее: по прошению прежнего настоятеля Петра Антипова, — а разрешение оформлено «задним числом» (3). В 1761 г. на средства серпуховского купца Алексея Ивановича Остапова с северной стороны храма был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, вскоре же после канонизации этого святителя в 1757 г.(4)
Существующее церковное здание было построено на средства прихожан в 1713 году — 3 июля дан указ о пристройке к храму Богоявления придела во имя Рождества Богородицы, а уже через три дня — указы об освящении Богоявленского храма и его Богородице-Рождественского придела. Придел, как видно, был возведен уже заранее: по прошению прежнего настоятеля Петра Антипова, — а разрешение оформлено «задним числом». В 1761 году на средства серпуховского купца Алексея Ивановича Остапова с северной стороны храма был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, вскоре же после канонизации этого святителя в 1757 году.


Архитектура и художественное убранство Богоявленского храма были вполне обыкновенны для русского зодчества рубежа XVII и XVIII веков(5). Это типичная посадская церковь типа «восьмерик на четверике», с пристроенными с запада трапезной и колокольней. К трапезной примыкали два обширных придела, с которыми план здания приобрёл вид неправильного греческого креста. Утраченная ныне алтарная часть в виде полукружия по площади почти равнялась четверику(6). Храм вообще выделялся среди городских церквей своей обширностью(7) и высотою шатровой колокольни с четырьмя ярусами слухов.
Архитектура и художественное убранство Богоявленского храма были вполне обыкновенны для русского зодчества рубежа XVII и XVIII веков. Это типичная посадская церковь типа «восьмерик на четверике», с пристроенными с запада трапезной и колокольней. К трапезной примыкали два обширных придела, с которыми план здания приобрёл вид неправильного греческого креста. Утраченная ныне алтарная часть в виде полукружия по площади почти равнялась четверику. Храм вообще выделялся среди городских церквей своей обширностью и высотою шатровой колокольни с четырьмя ярусами слухов.


Построенная из кирпича церковь была украшена лепными карнизами, наличниками окон под килевидными фронтонами, лопатками по граням восьмерика, горизонтальным поясом посредине высоты северного придела, колонками на западном фасаде. На стене южного предела, в нише, было живописное изображение Рождества Богородицы(8). Стены храма были побелены, его кровли, главы, барабан и шатёр колокольни – окрашены(9). По описанию 1887 г., кровли были зелёного, а главы — синего цвета; крест на храме был позолочен, а на колокольне (деревянный) — окрашен в жёлтый цвет.
Построенная из кирпича церковь была украшена лепными карнизами, наличниками окон под килевидными фронтонами, лопатками по граням восьмерика, горизонтальным поясом посредине высоты северного придела, колонками на западном фасаде. На стене южного предела, в нише, было живописное изображение Рождества Богородицы. Стены храма были побелены, его кровли, главы, барабан и шатёр колокольни – окрашены. По описанию 1887 года, кровли были зелёного, а главы — синего цвета; крест на храме был позолочен, а на колокольне (деревянный) — окрашен в жёлтый цвет.


Внутри храм был расписан, а высокий, шестиярусный, с резным растительным орнаментом иконостас (вероятно, XVIII в.) считался одним из самых замечательных в городе(10). Ещё в 1920-х гг. в храме сохранялось не менее 208 икон(11), из которых особенно почитаем был образ Богоматери «Живоносный Источник». В нише стены трапезной, слева от входа в храм, стояла резная деревянная статуя Христа в темнице, размерами «в малый рост человека»(12).
Внутри храм был расписан, а высокий, шестиярусный, с резным растительным орнаментом иконостас (вероятно, XVIII века) считался одним из самых замечательных в городе. Ещё в 1920-х годах в храме сохранялось не менее 208 икон, из которых особенно почитаем был образ Богоматери «Живоносный Источник». В нише стены трапезной, слева от входа в храм, стояла резная деревянная статуя Христа в темнице, размерами «в малый рост человека».


В 1870 г. Богородице-Рождественский придел с южной стороны храма был «распространён» старанием купца Семёна Семёновича Астапова(13). Серпуховские купцы Астаповы (Остаповы), владельцы близлежащего кожевенного завода, на протяжении многих десятилетий являлись ктиторами и старостами Богоявленского храма(14), хотя в 1830-х гг. причту его и доводилось вступать с этим семейством в земельные споры(15).
В 1870 году Богородице-Рождественский придел с южной стороны храма был «распространён» старанием купца Семёна Семёновича Астапова. Серпуховские купцы Астаповы (Остаповы), владельцы близлежащего кожевенного завода, на протяжении многих десятилетий являлись ктиторами и старостами Богоявленского храма, хотя в 1830-х годах причту его и доводилось вступать с этим семейством в земельные споры.


Приход Богоявления с ранних времён включал в себя не только часть Серпухова, но и ряд населённых мест к северо-западу от города по правому берегу р. Нары: деревни Глазечня, Гавшино и Злобино, сельцо Мокрово, сельца Пущино и Тверетиново(16). С начала XVII по начало ХХ вв. Богоявленский храм духовно окормлял селения, удалённые от него на расстояния до 8,5 км. В 1826 г. в его приходе было 137 дворов, 718 душ мужского пола и 726 — женского; в 1860 — соответственно, 135 дворов, 718 прихожан и 806 прихожанок; в 1917 г. – 217 дворов, 1043 прихожанина и 1120 прихожанок(17).
Со времени между 1840 и 1843 годами к Богоявленскому храму была приписана каменная часовня на городском выгоне (ныне участок к югу от дома 7а по ул. Красный Текстильщик). Это была весьма чтимая серпуховичами Захарьевская часовня в память об отшельнике Захарии, по преданию, жившем, убитом и похороненном на этом месте в начале XVII столетия.


Со времени между 1840 и 1843 годами к Богоявленскому храму была приписана каменная часовня на городском выгоне (ныне участок к югу от дома 7а по ул. Красный Текстильщик)(18). Это была весьма чтимая серпуховичами Захарьевская часовня в память об отшельнике Захарии, по преданию, жившем, убитом и похороненном на этом месте в начале XVII столетия(19).
В 1923 году общину храма Богоявления составляли 165 верующих, почти исключительно — рабочих с фабрики «Красный текстильщик» и деревни Нижняя Глазечня. В 1930 году храм был закрыт. Здание его занимал клуб Суконной фабрики, а в 1990-х годах — коммерческие структуры; за всё это время оно перестроено до неузнаваемости.


В 1839 г. прихожанке Богоявленской церкви, статской советнице Наталье Алексеевне Донауровой (урождённой Хитрово) было разрешено устроить домовую церковь в угловой юго-восточной комнате второго этажа принадлежавшего ей усадебного дома в сельце Пущино-на-Наре. В 1841 г. разрешение это было возобновлено для очередной владелицы Пущина — вдовы генерал-майора Александры Петровны Потаповой. Домовый храм в Пущино во имя Покрова Богородицы действовал с 1843 по конец 1847 г. Службы там совершались причтом Богоявленского храма. В 1849 же г. Покровская церковь была перевезена Потаповыми в сельцо Чертёж Холмского уезда Псковской губернии(20).
== Современное состояние ==
4 октября 2006 года храм был возвращён Русской Православной Церкви; начиная с Пасхи 2008 года в нём регулярно совершается богослужение.  


В 1923 году общину храма Богоявления составляли 165 верующих, почти исключительно — рабочих с фабрики «Красный текстильщик» и дер. Нижняя Глазечня(21). В 1930 г. храм был закрыт. Здание его занимал клуб Суконной фабрики, а в 1990-х гг. — коммерческие структуры; за всё это время оно перестроено до неузнаваемости.
При храме работают еженедельные двухгодичные курсы по изучению церковнославянского языка и православного богослужения. Именно на базе Богоявленского храма проводятся занятия с детьми-воспитанниками православного клуба «Трилистник». Дети еженедельно поют на Всенощном бдении и воскресной Литургии, изучают и поют духовные стихи, народные и казачьи песни, играют традиционный рождественский вертеп.


4 октября2006 г. храм возвращён Русской Православной Церкви; начиная с Пасхи 2008 г. в нём регулярно совершается богослужение. При храме работают еженедельные двухгодичные курсы по изучению церковнославянского языка и православного богослужения. Именно на базе Богоявленского храма проводятся занятия с детьми-воспитанниками православного клуба «Трилистник». Дети еженедельно поют на Всенощном бдении и воскресной Литургии, изучают и поют духовные стихи, народные и казачьи песни, играют традиционный рождественский вертеп.
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Богоявление (Крещение Господне)]]''' - [http://azbyka.ru/days/prazdnik-svjatoe-bogojavlenie-kreshchenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 19 января]


Здесь можно увидеть современный интерьер Богоявленского храма.
'''[[Престольный праздник::Рождество Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 21 сентября]
 
'''[[Престольный праздник::Димитрий Ростовский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-rostovskij 4 октября (обре́тение мощей), 10 ноября]
 
== Контакты ==
'''Адрес:'''Московская область, город Серпухов, улица Пролетарская, дом 86
 
'''Телефон:''' [tel:+74967761770 +7(496)776-17-70], [tel:+79168809353 +7(916)880-93-53], [tel:+74967761770 +7(496)776-17-70]
 
'''Как добраться:''' с Курского вокзала до станции "Серпухов", далее автобусом № 15 до остановки "Улица Пролетарская"
 
== Паломнику ==
Актуальное расписание богослужений смотрите на [https://tsobor.ru/%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%81%d0%bb%d1%83%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9-%d0%b2-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%8f%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd-2/ '''сайте храма''']
 
== Фото ==
<gallery>
Example.jpg|Описание1
Example.jpg|Описание2
</gallery>

Версия от 19:02, 7 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Богоявления Господня в городе Серпухов выстроен в 1713 году попечением о. П. Антипова. Приделы в трапезной — Рождество-Богородицкий и Димитриевский, четвертый престол — мучениц Агриппины и Акилины. Закрыт в 1931 году и капитально перестроен под фабричный клуб, повторно перестроен в 1990-х.

История[править | править код]

Район, где расположен Богоявленский храм, был заселён людьми с глубокой древности. Во всяком случае, при составлении Сотной переписи серпуховского посада князем Василием Семёновичем Фуниковым, в 1552 году храм Богоявления уже существовал как центр развитой населённой части города — Богоявленского конца.

Существующее церковное здание было построено на средства прихожан в 1713 году — 3 июля дан указ о пристройке к храму Богоявления придела во имя Рождества Богородицы, а уже через три дня — указы об освящении Богоявленского храма и его Богородице-Рождественского придела. Придел, как видно, был возведен уже заранее: по прошению прежнего настоятеля Петра Антипова, — а разрешение оформлено «задним числом». В 1761 году на средства серпуховского купца Алексея Ивановича Остапова с северной стороны храма был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, вскоре же после канонизации этого святителя в 1757 году.

Архитектура и художественное убранство Богоявленского храма были вполне обыкновенны для русского зодчества рубежа XVII и XVIII веков. Это типичная посадская церковь типа «восьмерик на четверике», с пристроенными с запада трапезной и колокольней. К трапезной примыкали два обширных придела, с которыми план здания приобрёл вид неправильного греческого креста. Утраченная ныне алтарная часть в виде полукружия по площади почти равнялась четверику. Храм вообще выделялся среди городских церквей своей обширностью и высотою шатровой колокольни с четырьмя ярусами слухов.

Построенная из кирпича церковь была украшена лепными карнизами, наличниками окон под килевидными фронтонами, лопатками по граням восьмерика, горизонтальным поясом посредине высоты северного придела, колонками на западном фасаде. На стене южного предела, в нише, было живописное изображение Рождества Богородицы. Стены храма были побелены, его кровли, главы, барабан и шатёр колокольни – окрашены. По описанию 1887 года, кровли были зелёного, а главы — синего цвета; крест на храме был позолочен, а на колокольне (деревянный) — окрашен в жёлтый цвет.

Внутри храм был расписан, а высокий, шестиярусный, с резным растительным орнаментом иконостас (вероятно, XVIII века) считался одним из самых замечательных в городе. Ещё в 1920-х годах в храме сохранялось не менее 208 икон, из которых особенно почитаем был образ Богоматери «Живоносный Источник». В нише стены трапезной, слева от входа в храм, стояла резная деревянная статуя Христа в темнице, размерами «в малый рост человека».

В 1870 году Богородице-Рождественский придел с южной стороны храма был «распространён» старанием купца Семёна Семёновича Астапова. Серпуховские купцы Астаповы (Остаповы), владельцы близлежащего кожевенного завода, на протяжении многих десятилетий являлись ктиторами и старостами Богоявленского храма, хотя в 1830-х годах причту его и доводилось вступать с этим семейством в земельные споры.

Со времени между 1840 и 1843 годами к Богоявленскому храму была приписана каменная часовня на городском выгоне (ныне участок к югу от дома 7а по ул. Красный Текстильщик). Это была весьма чтимая серпуховичами Захарьевская часовня в память об отшельнике Захарии, по преданию, жившем, убитом и похороненном на этом месте в начале XVII столетия.

В 1923 году общину храма Богоявления составляли 165 верующих, почти исключительно — рабочих с фабрики «Красный текстильщик» и деревни Нижняя Глазечня. В 1930 году храм был закрыт. Здание его занимал клуб Суконной фабрики, а в 1990-х годах — коммерческие структуры; за всё это время оно перестроено до неузнаваемости.

Современное состояние[править | править код]

4 октября 2006 года храм был возвращён Русской Православной Церкви; начиная с Пасхи 2008 года в нём регулярно совершается богослужение.

При храме работают еженедельные двухгодичные курсы по изучению церковнославянского языка и православного богослужения. Именно на базе Богоявленского храма проводятся занятия с детьми-воспитанниками православного клуба «Трилистник». Дети еженедельно поют на Всенощном бдении и воскресной Литургии, изучают и поют духовные стихи, народные и казачьи песни, играют традиционный рождественский вертеп.

Престольные праздники[править | править код]

Богоявление (Крещение Господне) - 19 января

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября

Димитрий Ростовский, святитель - 4 октября (обре́тение мощей), 10 ноября

Контакты[править | править код]

Адрес:Московская область, город Серпухов, улица Пролетарская, дом 86

Телефон: +7(496)776-17-70, +7(916)880-93-53, +7(496)776-17-70

Как добраться: с Курского вокзала до станции "Серпухов", далее автобусом № 15 до остановки "Улица Пролетарская"

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма

Фото[править | править код]