|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Местоположение|локация=-22.918093, -43.186969|вид=Приходской храм}} | | {{Местоположение|локация=-22.918093,-43.186969|вид=Приходской храм}} |
| [[Аннотация::'''Церковь святой мученицы Зинаиды''' принадлежит РПЦ, признана объектом художественной ценности]]. Расположенный в Рио-де-Жанейро, местное название — Igreja de Santa Mártir Zenaide.
| | |
| | '''Церковь святой мученицы Зинаиды''' (порт. Igreja de Santa Mártir Zenaide) — [[Аннотация::православный храм Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в Рио-де-Жанейро.Признан объектом художественной ценности.]] |
|
| |
|
| == История == | | == История == |
| 18 (30) июля 1811 года согласно указу российского императора Александра I в Рио-де-Жанейро было открыто генеральное консульство Российской империи в тогдашней столице Португальской империи. При многих русских миссия за границей существовали православные приходы. На средства императора Николая II было начато строительство православного храма при дипломатической миссии в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского.
| |
|
| |
| К концу 1917 года строительство было окончено, но после октябрьской
| |
| революции Посольство существовать перестало, и власти Рио-де-Жанейро
| |
| передали Никольский храм Антиохийской православной церкви.
| |
| 21 июля 1921 году Рио-де-Жанейро на французском пароходе «Акуитания»
| |
| прибыла первая партия — 650 русских беженцев из турецких лагерей Галлиполи, Лемноса и Константинополя. 2 августа на пароходе «Прованс» прибыл второй эшелон в составе 750 русских, из которых в Бразилии осталось 400. На тот момент Рио-де-Жанейро был столицей и самым крупным городом Бразилии. Это были в большинстве бывшие офицеры, без всяких средств к существованию, без знания португальского языка,
| |
| <nowiki> </nowiki>без какой-бы то ни было организованной помощи со стороны правительства.
| |
| <nowiki> </nowiki>Приблизительно треть осталась в Рио де Жанейро. Остальные рассеялись по
| |
| <nowiki> </nowiki>другим штатам.
| |
|
| |
| После этого русские эмигранты организовали общину святого Георгия
| |
| Победоносца, но более чем десять лет, ввиду отсутствия русского
| |
| духовенства и собственного подходящего помещения для общей молитвы и
| |
| собраний, вынуждены были быть прихожанами Никольского храма.
| |
|
| |
| 4 марта 1930 году община направила в Париж управляющему русскими православными приходами в Западной Европе митрополиту Евлогию (Георгиевскому)
| |
| <nowiki> </nowiki>письмо с просьбой прислать вк ним находящегося в то время в Перу
| |
| иеромонаха Михея (Ордынцева). В письме от 28 марта того же года
| |
| «Митрополит Евлогий приказал передать Вам, что он согласен на переезд
| |
| иеромонаха Михея: в Бразилию, о чём последний извещается».
| |
|
| |
| 28 апреля 1933 года
| |
| <nowiki> </nowiki>на организационном собрании Правления прихода святого Георгия
| |
| Победоносца Н. М. Щелкунов было внёс предложение построить собственный
| |
| храм. Ему же было поручено разработать Устав прихода.
| |
|
| |
| В 1934 году русская православная община была зарегистрирована властями в качестве юридического лица,
| |
| <nowiki> </nowiki>что давало приходу появилась возможность купить в рассрочку участок
| |
| земли в районе для строительства на нём собственного храма. Выбор пал на
| |
| <nowiki> район Санта-Тереза,
| |
| </nowiki>поскольку здесь сходились все трамвайные линии города, и значительная
| |
| часть русских эмигрантов города проживала в этом районе или неподалёку
| |
| от него. Для сбора средств Русская община Санта-Терезы организовывала концерты, балы, театральные вечера и представления.
| |
|
| |
| Проект в стиле псковских храмов конца XIII — начала XIV века и планы строительства были разработаны инженером Константином Трофимовым, удачно совмещавшим технические знания со званием учёного-археолога и знатока церковной архитектуры Древней Руси.
| |
|
| |
| 11 августа 1935 года архиепископ Сан-Паульский и Бразильский Феодосий (Самойлович) и временно находившийся в Бразилии митрополит Тиро-Сидонский Илия (Диб) (Антиохийская Православная Церковь) совершили торжественную закладку будущего храма. После этого началось строительство.
| |
|
| |
| Контроль за строительством осуществлял архитектор Глеб Константинович
| |
| <nowiki> </nowiki>Сахаров. Ко времени возведения основной постройки скончалась супруга, и
| |
| <nowiki> </nowiki>он внёс в фонд строительства весьма крупную сумму, с условием, что храм
| |
| <nowiki> </nowiki>будет освящён в честь небесной покровительницы его супруги — мученицы Зинаиды. Это большое событие для Рио де Жанейро того времени было отмечено в местных газетах.
| |
|
| |
| Практически все русские семьи, проживавшие в то время в
| |
| Рио-де-Жанейро, жертвовали деньги на постройку или лично принимали
| |
| участие в строительстве в свободное время.
| |
| <nowiki> </nowiki>Для сокращения расходов, многие русские ежедневно, после рабочего дня,
| |
| приходили работать на постройке. Посвящали они этому делу и концы
| |
| недели, а также и свои отпуска.
| |
|
| |
| 29 августа 1937 года при большом скоплении молящихся архиепископ Феодосий освятил храм и его престол в честь святой мученицы Зинаиды.
| |
|
| |
| По окончании строительства образовался довольно крепкий и
| |
| многочисленный приход. Первым настоятелем построенного Храма святой
| |
| мученицы Зинаиды стал священник Георгий Гордов, юрист по образованию, до
| |
| <nowiki> </nowiki>революции служивший городским главой одного из небольших городов Крыма.
| |
| <nowiki> </nowiki>В 1939 году настоятелем становится архитектор храма Константин Трофимов, возглавлявший приход до 1950 года.
| |
|
| |
| С 1947 по 1955 годы, в состав русской православной общины
| |
| Рио-же-Жанейро вошли многочисленные русские эмигранты из послевоенной
| |
| Европы. Затем, ещё большее число русских людей прибыло из Китая, где до конца 1940-х годов церковная жизнь жизнь русских была весьма насыщенной.
| |
|
| |
| Расцвет церковной жизни храма и общины приходится на 1950—1963 годы.
| |
| Состав хора под управлением долголетнего регента Бориса Кириллова,
| |
| прибывшего со своей семьей из Харбина,
| |
| <nowiki> </nowiki>в лучшие времена насчитывал до 25 человек. Хор, помимо сопровождения
| |
| храмовых богослужений, давал светские концерты в городе и в Министерстве культуры.
| |
|
| |
| С 1956 по 1959 годы настоятелем храма был священник Николай Падерин,
| |
| <nowiki> </nowiki>также выходец из Харбина. В его настоятельство за счёт общины
| |
| проводились технические работы по укреплению земли на участке и
| |
| реконструкция расположенных на нём построек. Значительная сумма для
| |
| этого была пожертвована прихожанином храма Александром Синковским.
| |
|
| |
| В 1964 году в приходе произошёл конфликт настоятеля с частью
| |
| прихожан. Существующий на то время церковный Совет, хор и половина
| |
| прихожан покинули приход и перешли в Покровский храм города Нитерой. Был начат долгий судебный процесс.
| |
|
| |
| В 1968 году священник Василий Павловский Синодом Русской Православной
| |
| <nowiki> </nowiki>Церкви Заграницей за отказ исполнения распоряжений своего
| |
| священноначалия был запрещён в священнослужении, а 1969 году лишён священного сана. Этим решениям он не подчинился и в том же году перешёл перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии (с 1970 года — Православная церковь в Америке).
| |
|
| |
| В 1973 году приход вернулся в лоно Русской Зарубежной Церкви. Для
| |
| восстановления пустующей церковной казны, группа дам объединилась в
| |
| независимый кружок и, под руководством Лидии Петровны Салатко, устроила
| |
| два больших вечера-бала. Чистый сбор пошел на содержание прихода и был
| |
| настолько велик, что дал приходу возможность просуществовать почти три
| |
| года.
| |
|
| |
| В 1976 году приход снова приняла к себе Православная Церковь в Америке.
| |
|
| |
| В октябре 1978 года храм посетил предстоятель ПЦА митрополит Феодосий (Лазор). За богослужением священник Василий Павловский был возведен в сан протоиерея. Храм неоднократно посещал протоиерей Кирилл Фотиев, известный церковный и общественный деятель русского зарубежья. Постепенно приход «сходил на нет».
| |
|
| |
| Приезд в ноябре 1997 года группы православных Московского Патриархата
| |
| <nowiki> </nowiki>сыграл определенную роль в дальнейшей жизни прихода. По воспоминаниям
| |
| монахини Иоанны: «Хора не было, о. Василий включал магнитофон — вот и
| |
| весь хор. На службе всего несколько человек. Отец Василий интересный:
| |
| <…> служил без подризника и с двумя крестами („серебряным“ и „золотым“, по-детски считая, что носить надо оба), вычеркнул из требника
| |
| <nowiki> </nowiki>некоторые слова, которые, как он считал, туда вписали большевики,
| |
| например „Страшный“, „Со страхом“ (Божиим приступите): „Какой может быть
| |
| <nowiki> </nowiki>страх?“ — недоумевал он, но был батюшка глубоко верующим и искренним».
| |
| Впервые за многие годы прихожане услышали живое пения (многие из них ещё
| |
| <nowiki> </nowiki>помнили знаменитый приходской хор). Это подтолкнуло приход к переходу в
| |
| <nowiki> </nowiki>Московский Патриархат.
| |
|
| |
| В последние годы своей жизни протоиерей Василий Павловский обратился в
| |
| <nowiki> </nowiki>Синод ПЦА с просьбой освободить его от обязанностей настоятеля храма и
| |
| прислать в Рио-де-Жанейро нового настоятеля, но условия проживания
| |
| священника были весьма стесненные, и желающих приехать на такой приход
| |
| не нашлось. В это же время, по соглашению с Синодом ПЦА, протоиерей
| |
| Василий установил контакт с иерархом Русской Православной
| |
| Церквиархиепископом Аргентинским и Южноамериканским Платоном (Удовенко).
| |
|
| |
| После смерти протоиерея Василия Павловского в 1998 году богослужения
| |
| раз в месяц совершались приезжавшим сюда протоиереем Анатолием Топала, настоятелем Храма Преподобного Сергия в городе Порту-Алегри.
| |
|
| |
| 20−28 января 1999 года приход посетил заместитель председателя ОВЦС архимандрит Феофан (Ашурков).
| |
| <nowiki> </nowiki>Во время визита архимандрит Феофан совершил в храме святой мученицы
| |
| Зинаиды Божественную литургию: «К моему удивлению, в храме собралось
| |
| большое количество верующих людей, около 200 человек. Прекрасно пел хор
| |
| из старых прихожан. В последние годы богослужения в храме совершались
| |
| редко. Из-за отсутствия священника не было службы на праздник Крещения Господня,
| |
| <nowiki> </nowiki>поэтому после Божественной литургии я совершил водосвятный молебен.
| |
| Затем состоялось приходское собрание, на котором прихожане храма
| |
| подтвердили свое решение перейти в юрисдикцию Московского Патриархата,
| |
| что и было официально оформлено».
| |
|
| |
| 16 февраля того же года Священный Синод Русской православной церкви
| |
| определил принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви приход святой
| |
| <nowiki> </nowiki>мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро.
| |
|
| |
| 5 октября 1999 года решением Священного Синода настоятелем прихода Святой Зинаиды был назначен игумен Сергий (Зятьков).
| |
|
| |
| 27 января 2000 года Министерством Юстиции Бразилии был
| |
| зарегистрирован новый Устав прихода, принятый общим собранием прихожан.
| |
| 10 февраля того же года устав был зарегистрирован а нотариальной
| |
| конторой Рио-де-Жанейро.
| |
|
| |
| Из-за жаркого климата игумен Сергий не смог продолжительное время оставаться в Рио-де-Жанейро.
| |
|
| |
| 6 октября 2001 года Священным Синодом Русской Православной Церкви
| |
| игумен Сергий был освобождён от должности настоятеля, а новым
| |
| настоятелем храма назначен священник Павел Феоктистов; 30 октября игумен Сергий отбыл в Москву.
| |
|
| |
| В октябре 2002 года состоялось празднование 65-летия храма. 24
| |
| октября, в день памяти святой мученицы Зинаиды, на праздник прибыл
| |
| архиепископ Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко) в
| |
| сопровожении протоиерея Анатолия Топала. Чтобы в торжествах смогли
| |
| принять участие все желающие, празднование юбилея и архиерейское
| |
| богослужение были перенесены на выходные дни 26 и 27 октября.
| |
|
| |
|
| В декабре 2003 года на средства Московской Патриархии был начат
| | == Современное состояние == |
| первый в истории храма капитальный ремонт, в ходе которого престол и
| |
| стены иконостаса были отделаны белым мрамором в сочетании с голубым гранитом, добываемым в штате Баия и особой породой дуба, произрастающего в Бразилии. За счет пожертвований была произведена реставрация храмовых икон.
| |
|
| |
|
| 19 февраля 2006 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и
| | == Святыни == |
| <nowiki> </nowiki>митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон в сослужении
| |
| духовенства бразильского благочиния совершили чин Великого освящения
| |
| Храма. Одновременно храм получил новый антиминс,
| |
| <nowiki> </nowiki>подаренный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II; в этот
| |
| антиминс были заложены мощи священномученика Сергия Раквереского. Прежний был подписан 34 годами ранее митрополитом Иринеем (Бекишем).
| |
|
| |
|
| В ночь на 13 мая 2006 года группа хулиганов изуродовала вход на
| | == [[Престольные праздники]] == |
| территорию храма, изрисовав его граффити и повредив наружную ограду.
| | '''[[Престольный праздник::Зинаида Тарсийская, мученица]]''' — [https://azbyka.ru/days/sv-zinaida-tarsijskaja 24 октября] |
|
| |
|
| В мае 2007 года всё духовенство РПЦЗ в Бразилии не приняло Акта о
| | == Как добраться == |
| каноническом общении между РПЦЗ и Московским Патриархатом, после чего
| | '''Адрес:''' Rua Monte Alegre 210, Santa Tereza, cep 20240-193 Rio de Janeiro, RJ, Brasil |
| некоторые прихожане русского храма в городе Нитерой, расположенного
| |
| рядом с Рио-де-Жанейро, не пожелавшие разделять раскольническую позицию
| |
| своего настоятеля, были приняты в члены прихода во имя во имя Святой
| |
| Мученицы Зинаиды.
| |
|
| |
|
| 25 и 26 октября 2008 года в Рио-де-Жанейро, одном из крупнейших
| | '''Телефон:''' [tel:+55 (2122) 52 14 71 +55 (2122) 52 14 71] (Вы можете также оставить сообщение на автоответчик) |
| городов Бразилии, прошли Дни России, в ходе которых храм посетили
| |
| епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин), митрополит Аргентинский и Южно-Американский Платон (Удовенко), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), архиепископ Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы), архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарёв), епископ Каракасский Иоанн (Берзинь). 26 октября они совершили Божественную литургию возле статуи Христа Спасителя на горе Корковаду.
| |
|
| |
|
| 12 июля 2009 года при Храме Святой Мученицы Зинаиды была открыта
| | '''Электронная почта:''' [mailto:igrejarussa@gmail.com igrejarussa@gmail.com] |
| приходская библиотека. Начало формированию фонда положила встреча с
| |
| некоторыми из пожилых прихожан, которые в беседе признались, что их дети
| |
| <nowiki> </nowiki>не интересуются книгами на русском языке и что они, скорее всего,
| |
| расстанутся с русскими книгами после ухода их родителей. Было решено
| |
| устроить собрание книг русской колонии. Тематика библиотечного фонда —
| |
| иконография, классическая русская литература, детская литература,
| |
| современная русская литература, историческая литература, периодические
| |
| издания.
| |
|
| |
|
| 13 января 2011 года клирики Московского Патриархата, несущие служение
| | == Паломнику == |
| <nowiki> </nowiki>в Бразилии, во второй раз в истории совершили Божественную литургию на
| | Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]]. |
| горе Корковаду в Рио-де-Жанейро, на которой установлена статуя Христа
| |
| Спасителя.
| |
|
| |
|
| 26 февраля 2011 года в приходе Святой Мученицы Зинаиды участники
| | == Фото == |
| «Движения Православной Молодёжи Рио-де-Жанейро» провели круглый стол на
| |
| тему «Карнавал — осквернённый праздник».
| |
|
| |
|
| В канун Пасхи 2011 года была успешно завершена реставрация пяти
| | == Видео == |
| колоколов, молчавших два десятилетия. 24 апреля во время Пасхальной Заутрени на Крестном ходе вокруг Храма вновь зазвучал колокольный звон.
| | {{#ev:youtube||350|left||frame}} |
| | {{#ev:youtube||350|left||frame}} |
| | {{#ev:youtube||350|left||frame}} |
|
| |
|
| 23 февраля 2014 года в храме мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро,
| | == Ссылки == |
| состоялась презентация книги «Русский православный храм в
| | [http://riorussa.cerkov.ru Официальный сайт храма] |
| Рио-де-Жанейро». Отмечалось, что «сегодня церковь имеет небольшой, но
| |
| очень дружный приход: в числе прихожан все больше бразильцев — семьи,
| |
| молодые люди».
| |
| <nowiki> </nowiki>Бразильские прихожане поют в хоре, помогают в работе перевода
| |
| песнопений со славянского на португальский, участвуют во всех службах, и
| |
| <nowiki> </nowiki>в колокол звонит тоже бразилец.
| |
|
| |
|
| 25 июля 2014 года решением Священного Синода Русской Православной
| | [https://www.facebook.com/rioigrejarussa Страница храма в соцсети "Facebook"] |
| Церкви протоиерей Василий Гелеван освобождён от должности настоятеля
| |
| храма святой мученицы Зинаиды в Рио-де-Жанейро в связи с окончанием | |
| срока командировки. Вместо него в распоряжение епископа Аргентинского и
| |
| Южноамериканского Леонида для назначения на должность настоятеля храма
| |
| святой мученицы Зинаиды был направлен священник Сергий Малашкин.
| |
|
| |
|
| 23 ноября 2014 гола в часовне Покрова Пресвятой Богородицы,
| | {{SEO|в Рио-де-Жанейро, церковь святой мученицы Зинаиды|Бразилии}} |
| устроенной для православной миссии с одноименным названием, была
| |
| отслужена первая Божественная Литургия. По её окончании под
| |
| председательством протоиерея Анатолия Топала прошло учредительное
| |
| собрание. Председателем миссии был избран диакон Роман Кунен,
| |
| секретарем — диакон Маркелл Пайва.
| |