Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «45» на «45»)
м (Замена текста — «45» на «45»)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=Украина, Киев, улица Лаврская, 15|вид=Монастырь}} [[Категория:Монастыри с гостиницей]][[Категория:Пещеры]]
{{Местоположение|локация=Украина, Киев, улица Лаврская, 15|вид=Монастырь}} [[Категория:Монастыри с гостиницей]][[Категория:Пещеры]]
[[Файл:Киево-Печ.лавра.jpg|thumb|350x350px|Свято-Успенская Киево-Печерская лавра]]
[[Файл:Киево-Печ.лавра.jpg|thumb|350x350px|Свято-Успенская Киево-Печерская лавра|alt=Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Киево-Печ.лавра]]
'''Ки́ево-Пече́рская Ла́вра'''  — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
'''Ки́ево-Пече́рская Ла́вра'''  — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.


Строка 17: Строка 17:
С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.
С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.


[[Файл:Гравюра.jpg|мини|слева|Гравюра мастера Тимофея Петровича. Пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. 1623 г.]]
[[Файл:Гравюра.jpg|мини|слева|Гравюра мастера Тимофея Петровича. Пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. 1623 г.|alt=Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Гравюра]]


После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной ― до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже ― замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты ― костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.
После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной ― до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже ― замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты ― костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.
Строка 26: Строка 26:


== Описание ==
== Описание ==
[[Файл:Киево-Печерская лавра.jpg|мини|слева|Киево-Печерская лавра]]
[[Файл:Киево-Печерская лавра.jpg|мини|слева|Киево-Печерская лавра|alt=Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Киево-Печерская лавра]]


На территории Киево-Печерской Давры находится около ста сооружений. Большинство строений Монастыря датируется ХII-ХIII веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах.
На территории Киево-Печерской Давры находится около ста сооружений. Большинство строений Монастыря датируется ХII-ХIII веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах.
Строка 39: Строка 39:


=== Храмы и сооружения на территории Лавры ===
=== Храмы и сооружения на территории Лавры ===
[[Файл:Успенский собор киев.jpg|мини|справа|Успенский собор]]
[[Файл:Успенский собор киев.jpg|мини|справа|Успенский собор|alt=Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Успенский собор киев]]


* Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся.  
* Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся.  
Строка 53: Строка 53:
* Церковь Всех Святых
* Церковь Всех Святых


[[Файл:Ближние.jpg|мини|справа|Ближние пещеры]]
[[Файл:Ближние.jpg|мини|справа|Ближние пещеры|alt=Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Ближние]]


* Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря
* Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря
Строка 75: Строка 75:
== Святыни ==
== Святыни ==


[[Файл:Uspenie.png|мини|справа|Киево-Печерская икона Успения Богородицы]]
[[Файл:Uspenie.png|мини|справа|Киево-Печерская икона Успения Богородицы|alt=Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Uspenie]]


Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы — святыня монастыря. По преданию, икону вручила Сама Пресвятая Богородица строителям Киево-Печерской Лавры. От иконы нередко совершались чудеса, исцеления. Оригинал иконы исчез после взрыва Успенского собора в 1941 году.  
Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы — святыня монастыря. По преданию, икону вручила Сама Пресвятая Богородица строителям Киево-Печерской Лавры. От иконы нередко совершались чудеса, исцеления. Оригинал иконы исчез после взрыва Успенского собора в 1941 году.  

Версия от 10:50, 13 мая 2020

Идёт загрузка карты…
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Киево-Печ.лавра
Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.

На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются Ближние и Дальние пещеры, где покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина). При обители имеется гостиница.

В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История[править | править код]

Киево-Печерская_Лавра (схема)

Впервые пещеры лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (нач. XII в.). Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в храме Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Отец Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату ― 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись возле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. 10 лет спустя, когда число братии достигло 12 человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).

С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому преподобный Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Гравюра
Гравюра мастера Тимофея Петровича. Пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. 1623 г.

После погребения в пещерах преподобного Антония (†1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной ― до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже ― замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты ― костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. ― преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская лавра становится главной отечественной святыней ― русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах ― церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних ― Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних ― во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних ― преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. ― наместником Киево-Печерской лавры (†1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва.

Описание[править | править код]

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра

На территории Киево-Печерской Давры находится около ста сооружений. Большинство строений Монастыря датируется ХII-ХIII веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах.

Название «Печерская» происходит от слова «пещеры», которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи.

На территории Лавры находятся множество музеев и выставок. Например, в музее драгоценностей можно увидеть бесценное собрание исторических ценностей времён Киевской Руси.

Киево Печерская Лавра делится на две части: Нижнюю и Верхнюю. Верхняя Лавра – это территория государственного историко-культурного заповедника. В Нижней Лавре располагается действующий мужской монастырь, находятся Ближние (Антониевы) и Дальние (Феодосиевы) пещеры.

Сегодня лабиринты Ближних и Дальних пещер являются сложной системой подземных коридоров высотой 2 –2,5 ми в ширину до1,5 м, но многие значительно уже. Залегают пещеры на глубине от 5 до15 м, причем, дальние пещеры более глубокие. Длина Ближних пещер-313 м, Дальних –293 м.

Храмы и сооружения на территории Лавры[править | править код]

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Успенский собор киев
Успенский собор
  • Надвратный (над святыми вратами Лавры) храм во имя Живоначальной Троицы. Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся.
  • Аннозачатиевская церковь
  • Большая Лаврская колокольня
  • Колокольня на Ближних пещерах
  • Колокольня на Дальних пещерах
  • Крестовоздвиженская церковь
  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия
  • Церковь «Всех преподобных отцов печерских»
  • Церковь «Живоносный источник»
  • Церковь Всех Святых
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Ближние
Ближние пещеры
  • Церковь и бывшие больничные покои Никольского монастыря
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • Церковь Спаса на Берестове
  • Церковь Христова Воскресения
  • Благовещенская церковь
  • Киевские Духовная Семинария и Академия
  • Киевское областное училище культуры
  • Колодец преподобного Антония
  • Колодец преподобного Феодосия
  • Малярная башня
  • Митрополия
  • Онуфриевская башня
  • Памятник Нестору Летописцу
  • Часовая башня
  • Часовня
  • Южные ворота
  • Могила Петра Столыпина

Святыни[править | править код]

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, Uspenie
Киево-Печерская икона Успения Богородицы

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы — святыня монастыря. По преданию, икону вручила Сама Пресвятая Богородица строителям Киево-Печерской Лавры. От иконы нередко совершались чудеса, исцеления. Оригинал иконы исчез после взрыва Успенского собора в 1941 году. Одна из копий древней иконы сейчас находится в Крестовоздвиженском храме над царскими вратами. Она также украшена, как и оригинальная икона. Также по древнему обычаю после литургии ее опускают, чтобы прихожане могли поклониться святыне.

Мощи в Ближних пещерах[править | править код]

В Ближних пещерах находится захоронение основателя Печерского монастыря преподобного Антония. Также в Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец. В честь святых, погребённых в Ближних пещерах установлено празднование — Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер.

Мощи в дальних пещерах[править | править код]

В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых, среди которых: святитель Филарет, митрополит Киевский (Амфитеатров), святитель Павел, митрополит Тобольский (Конюскевич), св. священномученик Владимир, митрополит Киевский, преп. Иосиф Многоболезненный.

В Дальних пещерах также был похоронен в 1074 году один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский. Мощи Феодосия были найдены в 1091 году и торжественно перенесены в Успенский собор Киево-Печерской лавры. В 1240 году, когда войска хана Батыя захватили Киев, мощи во избежание осквернения были спрятаны. Место захоронения держалось в тайне и со временем забылось.

В честь святых, погребённых в Дальних пещерах, установлено празднование Собор преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. Кроме святых, известных по именам, в составе Собора совершается память тридцати безымянных святых, чьи главы являются мироточивыми и хранятся в Дальних пещерах.

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Местонахождение[править | править код]

Лаврская ул., 15, корп. 42 Киев, Украина, 01015

Где остановиться[править | править код]

В Лавре на сегодня (май 2016 г.) есть 3 гостиницы. Бронировать места следует заранее по телефону:

Дом "Лаврский паломник"

Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15

Телефоны:

+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус №58
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 - Дом "Лаврский паломник" корпус №54
+38(093)345-01-21 - Дом "Лаврский паломник" корпус №56

Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц и не более чем на 3 суток. При этом присутствует возможность продления.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).

До гостиниц ближе идти от остановки ул. Цитадельная. Отсюда видны врата, ведущие в Нижнюю Лавру. Нужно зайти в них и спуститься вниз по брусчатому спуску до Церкви во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте. Пройдя её, повернуть направо.

Гостиницы расположены в корпусах 54, 56 и 58. В корпусе 54 имеются номера 2-, 3-, и 4-местные. 1-й этаж - мужской, 2-й - женский, 3-й не помню.:) Стоимость за 1 сутки на 1 человека: в 3- и 4-местном - 130 гривен, в 2-местном - 150 гривен. В номере только всё самое необходимое: кровати и прикроватные тумбы, вешалки, стол, чайник, чашки. Чисто, уютно. На этаже имеется туалет (несколько кабин, расположен в конце коридора) и душевая (тоже несколько кабин но в отдельном от туалета помещении). С горячей водой проблем нет. Если нужен холодильник, то нужно обратиться к администратору, он даст ключ от помещения, где есть холодильник. В 56-м корпусе условия предположительно хуже. В 58-м корпусе есть номера повышенной комфортности.

Галерея[править | править код]


Видеопаломничество[править | править код]

Святыни Киево-Печерской Лавры
Киево-Печерская обитель. Фильм 1
Киево-Печерская обитель. Фильм 2

Ссылки[править | править код]

Киево-Печерский Патерик

Сайт Киево-Печерской лавры