Смольный Воскресения Христова собор (Санкт-Петербург): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 17: Строка 17:


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
[[Файл:Смольный Воскресенский собор.jpg|мини|слева|]]
[[Файл:Смольный Воскресенский собор.jpg|мини|250px|слева|]]
24 мая 2009 г. в день славянской письменности и культуры в Смольном соборе было совершено первое в наши дни богослужение - молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В следующем году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил первую Божественную литургию. С тех пор в приделесвятой равноапостольной Марии Магдалины богослужения стали постоянными.
24 мая 2009 г. в день славянской письменности и культуры в Смольном соборе было совершено первое в наши дни богослужение - молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В следующем году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил первую Божественную литургию. С тех пор в приделесвятой равноапостольной Марии Магдалины богослужения стали постоянными.


Строка 29: Строка 29:


== Архитектура ==
== Архитектура ==
Смольный монастырь в плане представляет собой греческий крест, в центре которого расположен пятиглавый собор. Величественный, устремлённый ввысь собор – шедевр русского барокко. Храма такой величины на то время в России не существовало. Высота собора составляла 44 сажени (93 метра).
[[Файл:Смольный монастырь.png|мини|справа|]]
[[Файл:Смольный монастырь.png|мини|справа|]]
В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93,7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства. Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).
== Архитектура ==
Смольный монастырь в плане представляет собой греческий крест, в центре которого расположен пятиглавый собор. Величественный, устремлённый ввысь собор – шедевр русского барокко. Храма такой величины на то время в России не существовало. Высота собора составляла 44 сажени (93 метра).
Высокий купол и четыре боковые главки как бы слиты воедино и доминируют над ансамблем Новодевичьего Смольного монастыря, основанного Императрицей Елизаветой Петровной. Только один из куполов собора относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане, по размерам он больше остальных, имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка. Четыре колокольни состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря, у каждой из них один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.  
Высокий купол и четыре боковые главки как бы слиты воедино и доминируют над ансамблем Новодевичьего Смольного монастыря, основанного Императрицей Елизаветой Петровной. Только один из куполов собора относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане, по размерам он больше остальных, имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка. Четыре колокольни состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря, у каждой из них один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.  



Версия от 17:34, 23 марта 2020

Идёт загрузка карты…

Смольный Воскресенский собор считается жемчужиной петербургского барокко, основан в 1748 году.

История[править | править код]

Закладка Воскресенского Смольного собора состоялась в 1748 г. изволением императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта собора выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли создал свое творение в стиле елизаветинского барокко, но не успел завершить его.

Интерьер храма в начале ХIХ века создал другой знаменитый архитектор В. П. Стасов.

19 июля 1835 г. митрополит Серафим (Глаголевский) освятил здание собора, вмещавшее до 6000 человек. По утвержденному императором Николаем I «Положению о соборе» храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны.

Почти 90 лет в храме регулярно совершались богослужения. Особенно торжественной службой был отмечен день святой равноапостольной Марии Магдалины - 22 июля (4 августа по новому стилю), когда в храм приезжала императорская семья. В этот день здесь собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе возникшего в 1764 г. в монастырских корпусах, окружавших собор, первого высшего женского учебного заведения России – Воспитательного общества благородных девиц.

В храме служили известные священнослужители, среди них ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии протоирей Николай Розанов. Последним настоятелем перед закрытием собора в 20-х годах прошлого века был член Государственной Думы протоиерей Андрей Юрашкевич.

После революции храм перешел в управление церковной двадцатки, в апреле 1922 г. из него были изъяты ценности. 7 октября 1922 г. собор был закрыт. Просьбы верующих о возвращении храма не были удовлетворены.

Современное состояние[править | править код]

24 мая 2009 г. в день славянской письменности и культуры в Смольном соборе было совершено первое в наши дни богослужение - молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. В следующем году, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) совершил первую Божественную литургию. С тех пор в приделесвятой равноапостольной Марии Магдалины богослужения стали постоянными.

25 января 2016 года собор был передан Русской Православной Церкви. Продолжая прервавшиеся традиции, храм вновь стал именоваться собором всех учебных заведений. Духовное окормление учащихся стало первостепенным в служении причта и прихожан храма.

Ежегодно в день памяти св. мц. Татианы – день российского студенчества, в соборе в присутствии учащихся, преподавателей и руководителей учебных заведений города, совершается особо торжественное богослужение.

В этот день знаком святой мученицы Татианы награждаются студенты и наставники молодежи, отличившиеся в деле духовно-нравственного просвещения.

29 апреля 2013 г. был освящен колокол Смольного собора. Колокол весит 10 тонн, он был отлит в Воронеже. Иконографические изображения на нем выполнили с участием мастеров из Санкт-Петербурга. В нижней части благовеста отлиты названия основных вузов северной столицы.

Архитектура[править | править код]

Смольный монастырь в плане представляет собой греческий крест, в центре которого расположен пятиглавый собор. Величественный, устремлённый ввысь собор – шедевр русского барокко. Храма такой величины на то время в России не существовало. Высота собора составляла 44 сажени (93 метра).

Высокий купол и четыре боковые главки как бы слиты воедино и доминируют над ансамблем Новодевичьего Смольного монастыря, основанного Императрицей Елизаветой Петровной. Только один из куполов собора относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане, по размерам он больше остальных, имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка. Четыре колокольни состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря, у каждой из них один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

Святыни[править | править код]

  • частица мощей мц. Татианы

Престольные праздники[править | править код]

Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата

Контакты[править | править код]

Адрес: г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, 1

Телефон: +7 (812) 900-70-15, по вопросам экскурсионной деятельности: +7 (961) 808-97-38

Электронная почта: smolniysobor@gmail.com

Паломнику[править | править код]

Собор открыт для посещения с 7.00 до 20.00.

Расписание богослужений[править | править код]

Богослужения в Смольном соборе совершаются ежедневно.

7.00 и 9.30 - две Божественные литургии (по воскресеньям)

7.00 - Божественная литургия (ежедневно, по будням и субботам)

14.00 - молебен

15.00 - панихида

18.00 - вечернее богослужение

Примечание: в период Великого поста порядок служб изменяется в соответствии в богослужебным уставом.

В соборе совершаются таинства Крещения (после огласительной беседы, огласительные беседы проводятся по субботам в 17.00), Венчания (по согласованию), Соборования (Великим постом по воскресеньям в 13.00).

Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на сайте собора.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Официальный сайт собора

Страница собора в соцсети "Вконтакте"

Страница собора в соцсети "Facebook"

Страница собора в соцсети "Instagram"

Храм Воскресения Христова «Смольный собор». Общие сведения