Пантелеимонов монастырь (Афон): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 118: Строка 118:
}}
}}


{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=g8wB7lvZVls|230|left||frame
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=mfCljkuWuWQ|230|left||frame
}}
}}



Версия от 21:20, 19 марта 2017

Идёт загрузка карты…

Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона также известен как Ро́ссикон или Но́вый Ру́ссик — один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон; занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей, традиционно считается русским, хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны). Греческие названия: Μονή Αγίου Παντελεήμονος и Ρωσσικόν.

Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь).

История[править | править код]

Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца).

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами. В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.

Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарем Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Константинопольским Патриархом Константием I.

Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (в миру князя Ширинского-Шахзматова) и иеромонаха Иеронима (купеческого сына Иван Соломенцов; † 1885).

После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.

Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века значительно разросся и отстроился.

В 1861 году духовной собор старцев монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в московский Богоявленский монастырь святыни из Пантелеимонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевиками).

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством). Такая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Русская православная церковь и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.

К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1446 монахов, а к 1913 году — более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307 году, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.

Вследствие политики Константинопольского патриархата, направленной на выдавливание русских монахов с Афона и действий властей Греции по ограничнию прибытия граждан СССР на Афон, в Пантелеимоновом монастыре в начале 1970-х годов осталось 13 монахов; в письме Патриарху Московскому Пимену от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил (Легач) писал: «…Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека…».

После визита на Святую Гору Патриарха Пимена в 1972 году (первое в истории посещение Афона Всероссийским Патриархом), ситуация, при активном содействии правительства СССР, с пополнением братии стала немного улучшаться.

Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин (9 сентября 2005 года).

Подвижники, святыни и реликвии[править | править код]

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых — старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

Сокровище монастыря — библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных святынь, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.

Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей.

В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции.

По состоянию на 2006 год братия монастыря составляла около 50 монахов и послушников.

Подворья и скиты[править | править код]

Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:

  • Старый Нагорный Руссик. Ныне в нём проживает один монах Иона.
  • Андреевский скит. После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед.
  • Скит Новая Фиваида. В этом скиту подвизался с братией иеромонах Рафаил (Берестов).
  • Скит Крумица (Кормилица). Находится практически на границе Афона, недалеко от городка Уранополи(с). Вокруг скита расположены многочисленные виноградники монастыря. Скит являлся монастырской здравницей, во времена расцвета в нем было несколько сотен монахов. На данный момент скит восстанавливается несколькими насельниками, отправленными из монастыря св. Пантелеимона. Во время большого пожара на Афоне в августе 2013 года скит чудом уцелел. Примечательно, что огонь подошел к скиту в ночь на память св.Пантелеимона, и, хотя вокруг выгорела под корень вся растительность на многие километры, скит и виноградники остались нетронуты пламенем.
  • Ильинский скит. Основан Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор.
  • Скит Богородицы Ксилургу (Древодела). Древнейшая русская обитель в мире, в 2016 году в скиту отмечается 1000-летие русского православия на Афоне.

Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой) и в Санкт-Петербурге.

Также монастырь имеет подворье в Стамбуле. Русское подворье и действующий храм Святого Великомученика Пантелеимона находится в районе Каракёй, по адресу Hoca Tahsin Sokak, No 19, Karaköy, Istanbul

21 октября 2012 года в Киеве при храме святителя Михаила было открыто подворье Пантелеимонова монастыря.

19 июня 2014 года решением Синода УПЦ скит прп. Силуана Афонского, открытый 5 января 2013 года в с. Загребля, Житомирской области, был присоединен к Киевскому подворью Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]