Воскресенский Угличский мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 45: Строка 45:
<p>В настоящее время, с помощью Божией и при неустанном попечении Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, в обители возрождается монашеская жизнь. Совершаются ежедневные Богослужения, восстанавливаются храмы, ведется строительство монастырской ограды.<p>
<p>В настоящее время, с помощью Божией и при неустанном попечении Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, в обители возрождается монашеская жизнь. Совершаются ежедневные Богослужения, восстанавливаются храмы, ведется строительство монастырской ограды.<p>
== Храмы ==
== Храмы ==
<p>Здания монастыря сооружались в 1674-1677 годах по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича), который когда-то был иноком этой обители.
Здания монастыря сооружались в 1674-1677 годах по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича), который когда-то был иноком этой обители.
Прекрасные и разноликие строения монастыря живописно раскинулись на обширной площади.</p>
Прекрасные и разноликие строения монастыря живописно раскинулись на обширной площади.


<p>Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII века для России. В нем прорабатывались идеи, которые в последствие стали основой для других более масштабных проектов, в том числе и для комплекса метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII века, что неоднократно отмечалось исследователями.</p>
Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII века для России. В нем прорабатывались идеи, которые в последствие стали основой для других более масштабных проектов, в том числе и для комплекса метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII века, что неоднократно отмечалось исследователями.


<p>Собор, звонница и трапезная с церковью , соединены переходами и образуют слитную, асимметричную композицию.  
Собор, звонница и трапезная с церковью , соединены переходами и образуют слитную, асимметричную композицию.  
С северной стороны ансамбля крайним является большой Воскресенский собор с двумя приделами (южный освящен в честь Иакова, северный – в честь Архангела Михаила). За собором следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской.
С северной стороны ансамбля крайним является большой Воскресенский собор с двумя приделами (южный освящен в честь Иакова, северный – в честь Архангела Михаила). За собором следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской.
Нижний ярус звонницы представляет собой высокий подклет, на втором ярусе находится церковь Марии Египетской, а на третьем расположена звонница.
Нижний ярус звонницы представляет собой высокий подклет, на втором ярусе находится церковь Марии Египетской, а на третьем расположена звонница.
Строка 57: Строка 57:
Завершают комплекс трапезная палата с церковью Смоленской Богоматери. Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы.
Завершают комплекс трапезная палата с церковью Смоленской Богоматери. Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы.
На соединяющую все строения галерею ведет каменное крыльцо, покрытое шатровой крышей, повторяющей форму крыши часовой башни.
На соединяющую все строения галерею ведет каменное крыльцо, покрытое шатровой крышей, повторяющей форму крыши часовой башни.
В отделке Воскресенского монастыря — впервые в Угличе — использовались «муравленые» изразцы, покрытые зеленой глазурью. </p>
В отделке Воскресенского монастыря — впервые в Угличе — использовались «муравленые» изразцы, покрытые зеленой глазурью.


== Святыни ==
== Святыни ==

Версия от 23:47, 12 января 2017

Следующая пара координат не была опознана: ,.Следующая пара координат не была опознана: ,.
Идёт загрузка карты…

История[править | править код]

Дата основания: не позже 1482

Архитекторы:

1660-е-1670-е: Иона III

1660-е-1670-е: Устинов А.

1950-е - 1970-е: Новиков С. Е. - реставрация

Статус: действ.

Телефон: (48532) 2-22-50; (48532) 2-49-17

Web: http://svyato-voskresenskiy.narod.ru/

Дата основания монастыря доподлинно неизвестна историкам. Однако, остались сведения, которые гласят, что он образовался к XIII в., возможно, в период княжения Романа Угличского. Первоначально располагался на берегу Волги, вблизи устья Троицкого ручья. Впервые, в письменных источниках, монастырь упоминается во второй половине XV в.: архимандрит Нафанаил был современником угличского князя Андрея Большого, присутствовал на освящении Покровского собора в одноименном угличском монастыре в 1482 г. (Архимандрия сохранялась в монастыре до момента его закрытия в 1764 г.) По грамоте удельного князя Димитрия Жилки 1509 г. получил сельцо Синцово с деревнями, сельцо Олифннково.

В 1609 г., на долю монастыря выпало тяжелое испытание. Поляки с боем взяли монастырь. Погибли архимандрит Лаврентий, около 60 монахов и около 500 граждан, защищавших обитель. В "Угличском летописце" имеется указание, что до разорения "монастырь Воскресенский строения был весь деревянного, и в нем церкви Воскресения Христова и Смоленския пресвятыя Богородицы, и собор Гавриила архангела и Марии египетской, и печерской Богородицы, со пределом апостола Иакова, брата Божия по плоти, и строение, кельи иноческие и житницы хлебные, деревянныя ж".В Монастыре, имелась промыслово-ремесленная слобода, в которой проживало 15 мастеров различных специальностей. В Тетериной слободке, находящейся на р.Корежечне, проживали "детеныши монастырские".Впоследствии, обитель была возобновлен на прежнем месте, которое, однако, не устраивало ее насельников, поскольку в весеннее время заливалось водой.

По свидетельству источников в 1670-х гг. на территории монастыря имелись только деревянные постройки: соборный Воскресенский храм, церковь Смоленской Богоматери Одигитрии с трапезной, надвратный храм Марии Египетской, шатровая колокольня, жилые и хозяйственные помещения, ограда. В 1674-1677 гг. по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича), бывшего пострижеником обители, на новом месте, называемом "Лужицы", сооружен каменный ансамбль Воскресенского монастыря, представляющий собой замечательный образец ростовского зодчества второй половины XVII в. Руководил возведением монастыря "подмастерье каменных дел" И.Сакуяин, а росписи выполняли костромские иконописцы во главе с О. Иониным (сохранилось лишь несколько небольших фрагментов).

Воскресенский монастырь стал хранилищемзамечательных произведений древнерусского и декоративно-прикладного искусства. Храмовая икона "Воскресение со страстями", написанная царскими изографами в первой трети XVII в., крест серебряный позолоченный, потир и звездица 1678 г., вложенные в монастырь Ростовским Митрополитом Ионою, Евангелие печати 1644 г., подаренное в обитель Н.Е.Протопоповым. Небольшая монастырская библиотека хранилась в Смоленском храме. При обители имелось древнее кладбище, на котором были похоронены многие знатные угличане. Например, предки К.И Шестовой, матери царя Михаила Романова.

Древний вид Воскресенского монастыря

В 1736 г. к монастырю приписана Ламская Успенская мужская пустынь. По данным ревизии 1744 г. в вотчинах Воскресенского монастыря имелось 935 душ мужского пола. В 1764 г. монастырь упразднен, преобразован в приходскую церковь, настоятелем которой назначается иеромонах Филофей. Находившиеся в нем иконы, утварь, предметы церковного быта были переданы в угличский Алексеевский монастырь, а потом частично возвращены назад для оборудования приходского храма. При устройстве прихода был упразднен престол Марии Египетской. Изменились названия приделов Воскресенского собора: северный (Архангельский) стал именоваться в честь Владимирской Богоматери, южный (Яковлевский) - Знаменским. В 1777-1778 гг. выездная комиссия духовной консистории произвела проверку каменных зданий упраздненного монастыря и вынесла решение о необходимости безотлагательных ремонтных работ. Большинство деревянных сооружений обители к этому времени также находилось в аварийном состоянии. С 80-х гг. XVIII в. в подклетном помещении трапезной располагалось уездное духовное училище.

В начале XIX в. в Воскресенском монастыре начались восстановительные работы: ремонт крыши, укрепление стен и сводов соборного храма, возобновление ограды. К 1811 г. были полностью восстановлены кирпичные ворота. С 1814 г. начинаются работы по восстановлению живописного убранства во Владимирском и Знаменском приделах собора. В 1851 г. художником А.И.Ненастьевым был расписан купол Воскресенского собора, а в 1862-65 гг. живописец Д.Г.Буренин заново расписал стены этого храма. Фрагменты росписей сохранились до настоящего времени.

Монастырь в начале ХХ века

В начале XX в. ансамбль Воскресенского монастыря оказался в аварийном состоянии. Слабый грунт не выдерживал тяжести огромных зданий, которые начинали разрушаться. Однако, это было не самое страшное, что выпало на долю Воскресенского монастыря, в период правления безбожной советской власти. В 1918 г. монастырь был передан Угличскому музею древностей, в нем временно разместилась часть экспонатов из коллекции древнерусского искусства. В 1920-х гг. подклетные помещения использовались для устройства складов. В середине 1930-х гг. ансамбль Воскресенского монастыря попал в зону строительства Угличской ГЭС и использовался для нужд "Волгостроя" НКВД. В конце 1980-х гг. началась музеефикация монастыря, которая была свернута по причине отсутствия средств. Однако, были и положительные моменты, например, В 1950-1970-х гг. была проведена комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, включавшая среди прочих мероприятий химическое укрепление грунта. Уникальный памятник был спасен от гибели.

Современное состояние[править | править код]

На сегодняшний день, комплекс зданий Воскресенского монастыря находиться под юрисдикцией Русской Православной Церкви и в нем возобновлена мужская обитель с весны 1999г. благодаря трудам ныне покойного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея,. Первым наместником стал игумен (ныне архимандрит) Виктор (Захаров). 6 июня 2000г. состоялась первая Божественная Литургия, а 18 сентября того же года Преосвещеннейшим Иосифом, епископом Угличским (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский), был освящен храм Смоленской иконы Божией Матери.

С декабря 2000г. наместником монастыря является иеромонах Димитрий (Гордатюк).

В настоящее время, с помощью Божией и при неустанном попечении Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, в обители возрождается монашеская жизнь. Совершаются ежедневные Богослужения, восстанавливаются храмы, ведется строительство монастырской ограды.

Храмы[править | править код]

Здания монастыря сооружались в 1674-1677 годах по благословению ростовского митрополита Ионы (Сысоевича), который когда-то был иноком этой обители. Прекрасные и разноликие строения монастыря живописно раскинулись на обширной площади.

Воскресенский монастырь является одним из выдающихся творений русского ансамблевого зодчества XVII века для России. В нем прорабатывались идеи, которые в последствие стали основой для других более масштабных проектов, в том числе и для комплекса метрополии в Ростове Великом. Сложная композиция памятника обусловливает при его обзоре большое число архитектурных картин, а значительные размеры делают его композиционным узлом юго-западной части старого города. Выверенность архитектурных форм, соотнесенность объемов различных сооружений, лаконичность и благородная простота декора, в насыщенности, характере и такте размещения которого учтено назначение каждой из частей ансамбля, говорит о незаурядном мастерстве строителей XVII века, что неоднократно отмечалось исследователями.

Собор, звонница и трапезная с церковью , соединены переходами и образуют слитную, асимметричную композицию. С северной стороны ансамбля крайним является большой Воскресенский собор с двумя приделами (южный освящен в честь Иакова, северный – в честь Архангела Михаила). За собором следует трехпролетная звонница, в которой также имелся престол Марии Египетской. Нижний ярус звонницы представляет собой высокий подклет, на втором ярусе находится церковь Марии Египетской, а на третьем расположена звонница. Высокая трехъярусная звонница имеет двускатную крышу и увенчана маленькой маковицей на тонком барабане. Три яруса раскрыты арками, обычные окна имеет только ярус под звоном, где размещалась церковь Марии Египетской. Завершают комплекс трапезная палата с церковью Смоленской Богоматери. Над трапезной расположена часовая башня, где прежде находились часы. На соединяющую все строения галерею ведет каменное крыльцо, покрытое шатровой крышей, повторяющей форму крыши часовой башни. В отделке Воскресенского монастыря — впервые в Угличе — использовались «муравленые» изразцы, покрытые зеленой глазурью.

Святыни[править | править код]

Престольный праздник[править | править код]

Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата

В Воскресенском монастыре престольный праздник совершается 21 января,по новому стилю, в день празднования преподобного Паисия Угличского

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Воскресенский Угличский монастырь

Как добраться[править | править код]

Адрес: Ярославская обл., г. Углич, ул. Академика Опарина, 2А