Храм Всех Святых на Соколе (Москва): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=55.80389,37.51389|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение|локация=55.80389,37.51389|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Храм во | [[Файл:Храм во Всехвятском10.jpg|мини|справа]] | ||
[[Аннотация::'''Хра́м Все́х Святы́х во Всехсвя́тском''' построен в 1733—1736 годах в подмосковном селе Всехсвятском по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны. Храм относится к стилю анненское барокко. В 1992 году получил статус патриаршего подворья.]] | [[Аннотация::'''Хра́м Все́х Святы́х во Всехсвя́тском''' построен в 1733—1736 годах в подмосковном селе Всехсвятском по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны. Храм относится к стилю анненское барокко. В 1992 году получил статус патриаршего подворья.]] | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
В 1917 году храм Всех Святых оказался в черте города Москвы. В 1923 году были попытки закрыть церковь и передать соседней фабрике под клуб. Однако церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев. Службы в церкви совершались по новому обряду, и количество прихожан стало постепенно уменьшаться. В 1939 году храм был закрыт, а его старинный пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе. Внутри храма расположили склад. За время войны от сырости почти полностью осыпалась фреска XIX века «Собор Святых Отец». | В 1917 году храм Всех Святых оказался в черте города Москвы. В 1923 году были попытки закрыть церковь и передать соседней фабрике под клуб. Однако церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев. Службы в церкви совершались по новому обряду, и количество прихожан стало постепенно уменьшаться. В 1939 году храм был закрыт, а его старинный пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе. Внутри храма расположили склад. За время войны от сырости почти полностью осыпалась фреска XIX века «Собор Святых Отец». | ||
[[Файл:Храм во Всехвятском3.jpg|мини|справа]] | |||
В 1945 году местные жители добились разрешения открыть храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён. Во многом открытию храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» О. И. Богословская. Она писала во все инстанции, даже Сталину, о необходимости открыть церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина. Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия церкви прихожане избрали её старостой. По словам старожилов и служителей церкви, в храме неоднократно бывал Сталин. | В 1945 году местные жители добились разрешения открыть храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён. Во многом открытию храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» О. И. Богословская. Она писала во все инстанции, даже Сталину, о необходимости открыть церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина. Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия церкви прихожане избрали её старостой. По словам старожилов и служителей церкви, в храме неоднократно бывал Сталин. | ||
Версия от 09:19, 14 сентября 2016
Хра́м Все́х Святы́х во Всехсвя́тском построен в 1733—1736 годах в подмосковном селе Всехсвятском по инициативе имеретинской царевны Дарьи Арчиловны. Храм относится к стилю анненское барокко. В 1992 году получил статус патриаршего подворья.
История[править | править код]
Царевна Дарья Арчиловна была инициатором строительства во Всехсвятском новой церкви, которая дошла до наших дней. В июле 1733 года был выдан указ о строительстве церкви. На время проведения строительных работ рядом была устроена полотняная церковь во имя Богоявления Господня. К осени 1733 года были построены и освящены оба придела церкви: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В сентябре 1736 года был освящён основной храм.
Известно, что придел храма — Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы — освятили во имя небесных покровителей императрицы Анны Иоанновны, которая перед коронацией останавливалась в селе Всехсвятском. По одной из версий, Дарья Арчиловна сделала это, чтобы избежать опалы.
Службы в храме вплоть до присоединения Грузии к России в 1783 году велись на грузинском языке. Вплоть до начала XX века в церкви проводились как русские, так и грузинские церковные обряды. Около храма существовало грузинское кладбище. Клировые ведомости за 1788 год отмечали, что внутри храма полиняла настенная живопись и штукатурка. В 1798 году храм Всех Святых поновлялся, в нём был устроен иконостас, а на левом клиросе — царское место.
В 1812 году храм был разорён наполеоновским войском. Французские солдаты устроили в нём стойло для лошадей. Но уже на следующий год начались работы по восстановлению церкви. Основной престол был освящён в 1813 году, а приделы — в 1815 году. Церковная ведомость 1822 года сообщает, что церковь имеет ветхую крышу, но «утварью достаточна и внутренним украшением благолепна». В 1838 году в холодной церкви поновлялась живопись. В 1846 году в верхней надалтарной части храма по эскизу художника Ф. А. Бруни была создана фреска «Собор Святых Отец». В 1860 году в тёплой церкви был сделан позолоченный иконостас.
В 1873 году в приходе храма Всех Святых насчитывалось 1588 человек (863 мужчины и 765 женщин), из которых 435 человек были жителями села Всехсвятского. Помимо Всехсвятского в приход церкви входили Коптево, Коптевские выселки, Петровское-Зыково, Михалково и Петровский дворец. В связи с быстрым ростом числа прихожан во второй половине XIX века появилась необходимость расширить помещения храма. В июне 1884 года храм осматривал митрополит московский Иоанникий (Руднев). После посещения церкви он отметил, что она «низка, темна и, несмотря на все старания, по самому своему внутреннему устройству крайне холодна и грязна, при большом стечении молящихся стены её очень потеют и с них буквально льёт вода». Митрополит Иоанникий постановил в ближайшем времени заняться переустройством церкви. В том же году начались реставрационные работы в холодной церкви. Иконописцем Соколовым был возобновлён иконостас и вновь расписаны стены.
Проект перестройки храма разработал в 1886 году академик архитектуры А. П. Попов. В том же году была расширена трапезная и обеспечен более благоприятный воздухообмен. Пилоны трапезной были разобраны, наружные стены передвинуты на 2 метра. Свод церкви был полностью перестроен, таким образом, он стал выше почти на 4 метра.
К началу XX века население Всехсвятского насчитывало уже более 1300 человек. В 1902 году начались новые работы по расширению церкви. Проект перестройки разработал архитектор Н. Н. Благовещенский. Предусматривался снос старых стен трапезной и значительное её расширение. Были сделаны более широкие окна, дававшие достаточно освещения.
В 1917 году храм Всех Святых оказался в черте города Москвы. В 1923 году были попытки закрыть церковь и передать соседней фабрике под клуб. Однако церковь сохранилась, примкнув к движению обновленцев. Службы в церкви совершались по новому обряду, и количество прихожан стало постепенно уменьшаться. В 1939 году храм был закрыт, а его старинный пятиярусный иконостас публично сожгли во дворе. Внутри храма расположили склад. За время войны от сырости почти полностью осыпалась фреска XIX века «Собор Святых Отец».
В 1945 году местные жители добились разрешения открыть храм, и уже к Пасхе 1946 года он был вновь освящён. Во многом открытию храма поспособствовала сподвижница Елизаветы Фёдоровны и бывшая глава санатория «Ромашка» О. И. Богословская. Она писала во все инстанции, даже Сталину, о необходимости открыть церковь. Неоднократно бывала на приёме у Калинина. Богословская связывалась с грузинскими писателями и поэтами, указывая, что храм представляет собой памятник российско-грузинской дружбы. После открытия церкви прихожане избрали её старостой. По словам старожилов и служителей церкви, в храме неоднократно бывал Сталин.
В 1946 году в храме был установлен новый иконостас. В 1960-х годах возобновлена живопись. В 1979 году после долгого перерыва вновь зазвонил колокол храма. В 1970-х годах храм перекрашивали в красный цвет, согласно церковным канонам. Но в 1980-х по просьбе прихожан храму вернули прежний жёлтый цвет.
В советское время у храма было очень много прихожан. В 1970-х годах его приход был самым большим в Москве. По воспоминаниям очевидцев, в некоторые дни, когда в храме шла раздача святой воды, очередь за ней тянулась более чем на километр. Основной причиной популярности был тот факт, что на севере и северо-западе Москвы почти не было других действующих православных храмов. В связи с большим числом прихожан в 1981 году в храме был освящён четвёртый приставной престол.
В 1992 году храм получил статус патриаршего подворья. Во второй половине 2000-х годов в храме проходила реставрация. Обновлялась живопись, проводились внешние фасадные работы. На колокольню были установлены куранты. Снаружи церковь была украшена мозаикой. Кроме того, на территории церкви был построен новый двухэтажный приходской дом, в котором разместилась воскресная школа и церковная лавка. В одном из помещений старого приходского дома был устроен крестильный храм, освящённый в честь Богоявления.
Современное состояние[править | править код]
Архитектура[править | править код]
Архитектура церкви относится к раннему барокко и является промежуточным звеном между храмами Петровского времени и развитыми барочными постройками середины XVIII века. Для церквей этой эпохи характерны тяжеловесные пропорции.
Церковь имеет трёхчастное продольно-осевое построение «кораблём». Архитектура здания относится к распространённому типу «Восьмерик на четверике». К четверику (основному объёму) примыкает такой же ширины двухпредельная трапезная, полукруглая апсида и колокольня. Перекрытый сомкнутым сводом восьмерик не играет существенной роли в объёмной композиции церкви. Он опирается на стены четверика и на ступенчатые тромпы. Снаружи восьмерик воспринимается как постамент для купола. В своде храма имеются большие ложные окна-люкарны, появившиеся в конце 1960-х годов (в 2000-х годах люкарны были заделаны и расписаны снаружи). В стенах трапезной имеются большие полукруглые окна, между которыми расположены боковые пилястры и горизонтальные карнизы.
Колокольня Всехсвятского храма имеет три яруса и построена полностью в стиле московского зодчества начала XVIII века. На двухъярусное основание колокольни опирается восьмигранный столп. В нём имеются узкие арочные проёмы звона. Характерной чертой колокольни являются полуглавия в тимпанах, которые зрительно смягчают переход от четверика к восьмерику. Лестница на колокольню начинается в толще западной стены трапезной и имеет самостоятельный вход снаружи.
Храм подвергался значительным перестройкам. Первоначально в трапезной располагались четыре круглые колонны, на которые опирался свод. В 1886 году по проекту архитектора А. П. Попова трапезная была перестроена: колонны убраны, возведён единый свод, повышены стены. В 1902—1903 годах по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского трапезная вновь перестраивалась: были расширены боковые приделы.
Колокольню храма часто называют одной из «пизанских башен» Москвы — она имеет наклон около 5 градусов. Существует мнение, что наклон колокольни произошёл вследствие влияния вод речки Таракановки, заключённых в коллектор, близости метро и особенностей почвы (не случайно здешние улицы названы Песчаными).
Интерьер[править | править код]
Внутри храм имеет настенную роспись. Самая большая в церкви живописная композиция — «Собор Всех Святых» — расположена над главным иконостасом. Она была выполнена в конце 1940-х годов в васнецовском стиле. На композиции изображены православные святые в молитвенном предстоянии. Среди них почитаемые в Грузии святые: Нина, Тамара и Дарья. На стенах восьмерика, на своде храма и в апсиде сохранилась масляная живопись, выполненная в 1884 году в манере позднего академизма. Часть росписей храма была выполнена в 1960-х годах.
Центральный резной иконостас был изготовлен в конце 1940-х в псевдорусском стиле. Он имеет три яруса. Тогда же были изготовлены и иконостасы боковых приделов. Цвет иконостасов — бело-кремовый с позолотой. В западной части трапезной над входом расположены хоры. На стенах храма сохранилось несколько мемориальных досок, посвящённых похороненным здесь священникам и представителям грузинских княжеских родов.
Кладбище при храме[править | править код]
Кладбище при церкви Всех Святых известно с XVIII века. Здесь были похоронены многие представители грузинских княжеских родов (Багратионы, Цициановы и другие). По некоторым данным, на Всехсвятском кладбище похоронен грузинский писатель Сулхан-Саба Орбелиани. В конце XIX века на этом кладбище хоронили зажиточных крестьян. При этом древние могильные плиты зачастую уничтожали или переставляли с места на место.
Кладбище существовало до 1982 года, после чего было уничтожено по распоряжению о ликвидации кладбищ в черте Москвы. По одной из версий, сносу надгробий способствовали высокопоставленные жильцы соседнего «Генеральского дома». Многих из них не устраивал открывавшийся из окна вид на кладбище.
Тем не менее до наших дней сохранились некоторые надгробные плиты. Среди них — надгробие князя Ивана Александровича Багратиона (1730—1795). Памятник поставил на могиле его сын, великий полководец Пётр Иванович Багратион. Монумент представляет собой каннелированную пирамиду на высоком постаменте. Надгробие И. А. Багратиона неоднократно меняло своё местоположение. Сейчас оно установлено с севера от храма около мемориала «Примирение народов». Надгробный памятник И. А. Багратиона относится к памятникам истории федерального значения.
Мемориал "Примирение народов"[править | править код]
Мемориал «Примирение народов России, Германии и других стран, воевавших в двух мировых и гражданской войнах» был установлен в 1994—1998 годах на территории храма Всех Святых по инициативе группы ветеранов Великой Отечественной войны и других частных лиц[30]. Он включает в себя несколько мемориальных плит и крестов, посвящённых жертвам Крымской, Балканской, Русско-японской, Первой мировой, Гражданской и Первой чеченской войн, а также жертвам красного террора, представителям Белого движения и казакам. Часть памятников была первоначально установлена на территории бывшего Московского городского Братского кладбища, а затем перенесена к храму Всех Святых.
Широкий общественный резонанс вызвала установка плиты, посвящённой командирам 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС, воевавшего во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии. Неоднократно предпринимались попытки добиться сноса этого монумента, однако они не увенчались успехом. 8 мая 2007 года накануне Дня Победы плита была разбита неизвестными (по данным газеты «Московский комсомолец», плиту могли разбить члены одной из леворадикальных организаций). Настоятель храма протоиерей Василий Бабурин отметил, что данная плита не имеет никакого отношения к храму Всех Святых. От памятника оставался небольшой осколок, пока в 2014 году он не был заменён на плиту «Казакам, павшим за Веру, Царя и Отечество».
Деятельность прихода[править | править код]
В храме действует воскресная школа для детей, учебный детский хор. Воскресная школа для взрослых, певческая школа, курсы церковнославянского языка. Молодежная организация, паломническая служба, группа социального служения, группа помощи заключенным.
Святыни[править | править код]
- Св. миро от мироточивых глав Киево-Печерских угодников
- Камень Синайской горы
- Камень прп. Серафима Саровского
- Камень гроба прп. Леонида
- Гвоздь от гроба прп. Амвросия Оптинского
- Пальма прп. Саввы Освященного
- Часть Животворящего Креста Господня
- Часть одежды свт. Филарета Московского
- Часть мантии прп. Серафима Саровского
- Часть мантии прп. Иоанна , новомуч. Иерусалимского
- Казанская икона Божией Матери
- Икона свт. Николая Чудотворца
- Икона Всех Святых
- Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
- Частицы мощей многих святых
Престольные праздники[править | править код]
Всех Святых - Июнь 26
Веры, Надежды, Любови и матери их Софии - Сентябрь 30
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - Ноябрь 6
Праведных Симеона и Анны - Февраль 16, Сентябрь 10
Как добраться[править | править код]
Адрес: 125057, Ленинградский просп., 73а. м. «Сокол»
Телефон:(499) 157-27-05
Паломнику[править | править код]
Актуальное расписание богослужений
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Храм Всех Святых во Всехсвятском