Храм Воскресения Христова в парке «Патриот»: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 114: Строка 114:
== Святыни ==
== Святыни ==
[[Файл:Храм Воскресения Христова в парке «Патриот»10.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм Воскресения Христова в парке «Патриот»10.jpg|мини|справа]]
* '''Главной иконой главного храма Вооруженных сил РФ является «Спас Нерукотворный».''' Икона Спас Нерукотворный представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа, по преданию, чудесным образом отпечатавшееся на куске материи и переданное им самим слуге царя Авгаря V. Лик на иконе окружают образа Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещенные на художественных рельефах, которые изображают знаковые события в истории Российского государства. В ковчеге, который неизменно сопровождает икону, находится восемь частиц святых покровителей: великомученика Георгия Победоносца, апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Варвары, апостола Петра, великомученика Пантелеимона Целителя, а также праведного воина Феодора Ушакова, который был командующим Черноморским флотом и является одним из самых почитаемых святых на флоте. Образ Спасителя помещен в бронзовый складень и имеет вес около 100 кг. Сама икона без складня имеет размеры около 98 × 84 × 10 см.
* '''Главной иконой главного храма Вооруженных сил РФ является «Спас Нерукотворный».''' Спас Нерукотворный с давних времен покровительствует русскому воинству. Раньше он изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители — защитника и спасителя. Икона написана по старинным технологиям на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева. На прикладе одной из них указан 1944 год и сохранилось приемочное клеймо «стрела в звезде» Ижевского механического завода.
* '''Икона «Господь Вседержитель».''' Икона написана в Ярославле, в начале XIX века. Об этом свидетельствует колорит иконы и характерные кусты, встречающиеся в поздних произведениях Поволжья. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Известно большое количество примеров размещения ростовых икон Христа в иконографическом типе «Спас Смоленский» в составе местного чина, особенно в Новое время. Икона «Господь Вседержитель» — центральный образ Христа. Она встречается в нескольких композициях — по плечи, по пояс и торжественно, как на представленной иконе — во весь рост. Господь изображается анфас, он повернут к молящимся. Правой рукой он благословляет людей, а в левой держит книгу. Книга — символ Христа. Верующие обращаются к иконе с благодарностью Господу или в поисках утешения.
* '''ИКОНА «ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ».''' Икона написана в начале XIX века в Центральной России. Она является списком с чудотворного Тихвинского образа, который почитался в русской армии и на флоте. Богородице-Успенский монастырь обязан своим спасением от нашествия шведов в 1613 году именно этой иконе. О чудесах образа упоминается и во время Отечественной войны 1812 года. Иконописец декорировал образ миниатюрными деталями: россыпью золотых звезд на мафории и тунике Приснодевы, жемчужной обнизью, цветными каменьями и бахромой на кайме, мелким орнаментом на подкладе плаща.
* '''ИКОНА «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОПИРАЮЩИЙ ДЬЯВОЛА».'''Икона написана в середине XIX века (с антикварной реставрацией конца XX в.) в регионе Ветка в Беларуси или в месте, связанным с ним. Архангел Михаил — самый почитаемый ангел из небесного воинства. Архангел неоднократно упоминается в Священном писании — в христианском искусстве его представляют в воинском одеянии, с копьем или мечом в руке. На иконе он пронзает копьем диавола — длиннохвостого оскалившегося змия. Вероятно, образ располагался в храме и являлся южной алтарной дверью.
* '''ИКОНА «ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ».''' Великомученик Георгий — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Димитрием Солунским и Феодором Стратилатом. Сюжет «Чудо Георгия о змие» очень рано оформился в самостоятельную иконографию. Согласно житию, это чудо — одно из посмертных деяний Георгия. Святой спас дочь правителя Бейрута от дракона, пожиравшего людей. В русской средневековой иконописи змий изображался как воплощение сил зла. В религиозной живописи синодального периода художники часто следовали за текстом жития, воспроизводя выжженные солнцем ливанские пейзажи, город и спасенную царевну. Примером такой трактовки «Чуда Георгия о змие» является представленная икона. Образ написан около 1913 года В.Л. Герасимовым в Вятском уезде Вологодской губернии.
* '''ИКОНА «ЧУДО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО О ЦАРЕ КАЛОЯНЕ».''' Икона написана во второй половине XVIII века на Русском Севере. Великомученик Димитрий Солунский — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Стратилатом. Литературной основой сюжета стал эпизод из жития св. Димитрия. Согласно нему, в начале XIII века нашествие на Фессалоники совершил болгарский царь Калоян. Тогда жители города увидели явление Димитрия Солунского, скачущего на коне с копьем в руках, которым он пронзил царя. Иконографическая схема памятника напоминает сцену «Чуда Георгия о змие» с аналогичным изображением воина-триумфатора, под ногами которого — поверженный враг.
* '''ИКОНА «АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ, ГРОЗНЫХ СИЛ ВОЕВОДА».''' Архистратиг Михаил — это и небесный посланник, возвещающий о скорой кончине мира, и стражник Царствия Небесного, и воин-защитник всех христиан от сатаны, и одновременно — карающая грешников грозная сила. Святой архистратиг, предводитель небесного воинства, изображен скачущим на огненном крылатом коне, с распростертыми крыльями. Атрибуты архангела — радуга, книга в левой руке и копье, увенчанное крестом, в правой. Это оружие направлено на воду, в которой от удара вспыхивает огонь, испепеляющий города. Возникновение иконографии Архангела Михаила как воеводы на коне относится ко времени правления Иоанна Грозного. Икона написана в конце XVIII века на Русском Севере.


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==

Версия от 23:46, 4 сентября 2023

Идёт загрузка карты…

Храм в честь Воскресения Христова — главный храм Вооруженных сил России, «посвященный 75-летию победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах». Храм расположен в парке «Патриот» в Одинцовском районе Московской области.

На его территории разместилась выставочная экспозиция, посвященная истории становления Российского государства и его вооруженных сил.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

Решение о строительстве главного храма Вооруженных сил России в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» было принято в 2018 г.. 19 сентября того же г. Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу освятил закладной камень в основание собора в честь Воскресения Христова. Строительство завершено 9 мая 2020 г. Освящение прошло 14 июня 2020 г. в рамках празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне. Открытие храма заявлено на 22 июня 2020 г.

Храм строился за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц (к началу февраля 2020 г. был собрано более 3 млрд рублей пожертвований; а госконткрактов было заключено на 6 млрд рублей) и бюджетные средства Москвы (2 млрд рублей) и Московской области (950 млн рублей). Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.

Расположение храма было выбрано неслучайно. Парк «Патриот» Одинцовского района Московской области — это, прежде всего, место ожесточенные боев за Москву в ноябре 1941 года. Он объединил на своей территории несколько военных музеев, спортивные сооружения и полигон для подготовки воинов, образцы вооружений и техники. Парк стал излюбленным местом отдыха молодежи. Это военно-патриотический парк культуры и отдыха не только для военнослужащих и их семей, но и для всех желающих.

Размеры храма.

Высота храма вместе с крестом по проекту составляет 95 метров. Третий по высоте православный собор в мире после храма Христа Спасителя в Москве (103 метра) и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (102 метра).

Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метров. 1945 год — окончание Великой отечественной войны.

Высота звонницы составляет 75 метров. В 2020 г. исполнилось 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны.

Высота малого купола составляет 14,18 метров. 1418 дней и ночей длились боевые действия в Великой Отечественной войне.

Площадь храмового комплекса — 11 тыс. м². Вместимость внутреннего помещения храма — до 6 тысяч человек.

Боковые приделы.

Каждый из приделов посвящен святому — покровителю одного из родов войск и видов Вооруженных сил России:

придел Святого Илии Пророка — покровителя Воздушно-космических сил и Воздушно-десантных войск; придел Святой Варвары Великомученицы — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения; придел Святого Апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота; придел Святого Александра Невского — покровителя Сухопутных войск.

Купол.

15 ноября 2019 г. на храм водрузили 80-тонный центральный купол, высота и диаметр которого составляют по 12 метров.

Всего храм имеет шесть куполов, из которых четыре одинаковых, каждый из которых весом в 34 тонны, центральный самый большой и один — на звоннице. Конструкция имеет каркас из высоколегированной стали с коэффициентом прочности от 300 до 1500 лет.

Колокола.

Колокола изготовлены на Воронежском литейном заводе. Убранство колоколов разработано на основе орнаментов, которые украсят храм. На колоколах отражена тема Победы в Великой Отечественной войне, иконы покровителей русского воинства. Главный колокол-благовестник украсили барельефы с изображениями ключевых событий Великой Отечественной войны. Работа над изготовлением колоколов велась на протяжении полуг.. Вес ансамбля более 20 тонн, в него вошли 18 колоколов, самый большой из которых весит 10 тонн. 17 из 18 колоколов посвящены видам и родам войск. С одной стороны на колокол нанесена эмблема, с другой — изображение святого покровителя.

23 августа 2019 г. колокола установлены на звонницу храма.

Внешнее и внутреннее убранство.

Храм спроектирован в монументальном русско-византийском стиле, включающем современные архитектурные подходы и уникальные для православного храмоздательства приемы. Фасады здания отделаны металлом, своды — остеклены. Стены храма украшены росписями с батальными сценами из военной истории и текстами из Священного писания.

Отделка нижнего (малого) храма выполнена из керамики и украшена гжельской росписью, а при изготовлении мозаичных панно использовались кусочки стеклянной смальты. Центральная апсида, посвященная Воскресению Христову, выполнена в виде металлического рельефа. Отделка храма, икона и иконостас созданы из меди с эмалями, как это делалось на походных воинских иконах. Своды храма собраны из витражей с изображением орденов, которыми награждали за ратные подвиги в разные периоды истории России. Образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе храма — самое большое изображение лика Христа, выполненное в мозаике.

Однако известность храму принесли не только его впечатляющие размеры или красота внутреннего убранства, но и мозаики с изображением политических деятелей СССР и РФ, военнослужащих Вооруженных сил РФ, символов атеистического советского государства.

Так, в апреле 2020 г. стало известно о создании в храме мозаики с изображением Владимира Путина, Сергея Шойгу и Валентины Матвиенко. Настоятель храма епископ Клинский Стефан объяснил такое решение традицией изображения исторических событий. «Понятно, что одно из таких значимых событий — присоединение Крыма. В этом присоединении участвовали первые лица государства, которые будут там изображены», — сказал он. По словам пресс-секретаря президента Пескова, Путин, получив доклад о мозаике, сказал: «Когда-нибудь благодарные потомки оценят наши заслуги, но сейчас это делать еще рано». В течение нескольких дней после этого мозаика была демонтирована. По словам председателя художественного совета по строительству храма протоиерея Леонида Калинина, «мозаика сохранена, и она будет находиться в музее или в каком-то еще месте как некий исторический артефакт».

Тогда же стало известно о создании в храме мозаики, изображающей Парад Победы, на которой есть портрет Иосифа Сталина. Глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда высказал мнение, что изображения Сталина в храме быть не должно. Открытое письмо патриарху Кириллу с просьбой убрать изображение Сталина написали также православные деятели, известные консервативными и монархическими взглядами.

Заместитель министра обороны России, начальник Главного военно-политического управления Андрей Картаполов прокомментировал появление мозаики с изображением Сталина так: «Сталин — наш верховный главнокомандующий и председатель совета народных комиссаров», который «вынес на себе всю тяжесть войны и принимал самые ответственные решения». По словам Картополова, «Сталин вернул религию», а потому мозаика уместна. Стыдиться же ее, по его мнению, «велят какие-то господа из-за бугра».

Тем не менее, в Церкви и обществе развернулись дискуссии вокруг изображений, представленных в Главном храме Вооруженных сил РФ.

По мнению председателя Отдела религиозного образования и катехизации Тихвинской епархии, настоятеля собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Шлиссельбурге, протоиерея Евгения Горячева, наличие таких изображений в храме свидетельствует о церковном архитектурно-мировоззренческом упадке и является кощунственным надругательством над самой сутью христианского храмового пространства. Речь идет «о превращении его в неоязыческий символ сакрализованного государства, его армии и руководителей»: «Канонический принцип воздействия церковных интерьеров на человека сводится ... всего лишь к нескольким концептуальным вещам. Во-первых, изображения обучают, они выполняют функцию книги для неграмотных. Во-вторых, изображения создают у молящихся ощущение единства между земным и Небесным миром. И я стою в храме не в одиночестве, но в окружении многих, взирающих на меня с Небес, праведников. И, наконец, любое священное изображение — это, как говорил отец Павел Флоренский, окно в другое измерение, и я смотрю через него в мир Бога и Его святых, и оттуда, в свою очередь, смотрят на меня. Все эти принципы нельзя без ущерба перенести на людей и события, весьма далекие от христианской святости. То, что вполне закономерно может быть экспонировано в светском музее, да и то с определенными оговорками, совершенно неуместно в православном храме. Общественно значимые события или исторические деятели государства, которые могут быть весьма выдающимися, но которые не являются, тем не менее, носителями живой, очевидной христианской морали, а уж тем более святости, не могут и не должны быть предметами иконического творчества. Святейший Патриарх Кирилл не раз говорил о Церкви как об институте, который принципиально возвышается над всеми политическими, партийными предпочтениями. Об этом уместно вспомнить и в данном случае. Любые личности и события, вызывающие широкий противоречивый общественный резонанс, не смогут умиротворить и солидаризировать присутствующих на богослужении людей своими псевдоиконными изображениями. А вот обратный эффект практически гарантирован. В этом случае как никогда уместно вспомнить, что Богу — Богово, а кесарю — кесарево. Однако, какими бы неуместными ни казались мне в этом месте мозаики, запечатлевающие фигуры современного политического руководства нашей страны, гораздо больше меня ужасает наличие в новом храме изображения Иосифа Сталина. Это не просто абсурд, это полная этическая и богословская дезориентация. Абсолютная неспособность художников и их заказчиков различать добро и зло, опираясь на новозаветные, евангельские критерии. Увы, но эти горе-мастера пытаются художественными средствами воцерковить невоцерковимое. Портрет Сталина в храме, внутри ритуального богослужебного пространства — как же такое возможно? Для людей, тысячами гнивших в лагерях, для всех этих обездоленных, обесчещенных, прошедших через коллективизацию и ГУЛАГи, для детей расстрелянных отцов и сосланных матерей, для всех, кто остался при большевиках без семей, без призвания, без родины, без всего в настоящем, кроме израненной жизни, с одной лишь памятью о прошлом, о той стране, где когда-то все было иначе… Так вот, для всех этих, либо уже перешедших в другой мир, либо для все еще живущих среди нас людей — красные флаги, серп и молот, портреты коммунистических вождей в храме — это страшное, ужасающее кощунство. Это то же самое, что поместить у себя в квартире рядом с семейным портретом фотографию палача, убившего большую часть членов твоей семьи. Интересно, как бы отнеслись евреи к предложению разместить в помещениях их синагог нацистскую символику? Или даже изображения руководителей Третьего Рейха. Говорят, в том числе и некоторые духовные лица, что такова православная традиция. Не знаю. Не уверен. Но даже если такие примеры действительно встречаются в нашей и византийской истории, ни в коем случае нельзя возводить их в канонический и мировоззренческий идеал. В конце концов, любая традиция без истины — это всего лишь ошибочный застарелый обычай (сщмч. Киприан Карфагенский)».

По словам кандидата искусствоведения, проректора Библейско-богословского института святого апостола Андрея в Москве, Ирины Константиновны Языковой, «ни стиль, ни сами изображения совершенно неуместны для храма»: «Да, императоров изображали, но, как вы правильно сказали, что их изображали всегда преклоненными или, по крайней мере, смиренно стоящими перед Престолом Божиим или перед Божией Матерью. А здесь — Христос отодвинут, в лучшем случае — Он где-то там в алтаре. А здесь — сплошной человеческий триумф. Это немножко люди перепутали, это не для храма — такие изображения. И, конечно, в храме неуместно прославлять такие земные победы, здесь все-таки прославляется единственная победа — победа Христа над смертью, Его жертва, Его воскресение. Поэтому, что тут говорить о традиции. Конечно, традиции были разные, мы видели и императоров, и полководцев, и так далее, но все-таки они более или менее были но хоть как-то причастны к духовной жизни, кто-то из них святой, кто-то благоверный… А здесь такие мелкие политические деятели и вдруг они в один ряд стоят. Это просто люди не понимают, что они строят. Потому что храм — это не мемориал. Да, может быть храм-памятник, как там Храм Христа Спасителя или там другие храмы, когда строили в память о победах, но чтобы молиться там о людях, положивших свои жизни за эту победу. Но не так, чтобы делать из этого советский плакат».

Настоятель храма Троицы в Хохлах в Москве, протоиерей Алексей Уминский, считает «безобразным, безумным, отвратительным событием ... этот псевдохрам — псевдохристианский и псевдопобедный, который пытаются нам сейчас преподнести на тарелочке с голубой каемочкой, как нечто такое удивительно прекрасное событие в жизни нашей страны. Это позор всему тому, что с нами случилось в последнее время. Я думаю, что нам всем стоит сильно почесать затылок в связи с этим всем и подумать, до чего же мы, собственно, дошли. У нас есть прекрасный памятник победы — это храм Христа Спасителя, который воздвигнут в честь победы над Наполеоном. И мы можем обратиться к этому образцу храма победы, и увидеть, что там нет ни одной батальной сцены, ни одного исторического персонажа, Кутузова, например. Но — имена павших воинов, которые свидетельствуют о поминовении тех, чьими силами, чьим подвигом та победа нам досталась. Вот это — два храма антипода. Два храма, которые друг другу противоречат. Два храма, которые не могут быть вместе на одном пространстве иеротопическом, понимаете. Потому что есть вот храм — действительно храм победы — храм Христа Спасителя, совершенно очевидный и подлинный, и есть такой псевдо-, ложный. Есть о чем подумать, конечно».

«В храме будет до 6 тысяч мест для прихожан, хотя какие могут быть прихожане в парке «Патриот»? Разве что приведенные строем военнослужащие. Но, с другой стороны, в вооруженных силах нашей страны процент практикующих христиан, наверняка, и полпроцента не составляет, ибо это в основном мужчины и мужчины молодые. А у нас по всей стране и 3 процентов практикующих христиан не наберется. Перед нами была какая-то заведомая химера. Ну, а теперь на этой химере появились еще несколько дополнительных мозаик, которые очень органично укладываются не только ... в этот замысел этого так называемого храма, они укладываются в традицию храмового зодчества и русскую, и православную, только в этой традиции не все было по христиански приемлемо. И все эти ведомственные храмы, военные или гражданские, уже в самом определении своем профанировали понятие храма. Храм Божий может принадлежать только одному «ведомству» — Церкви Христовой. И люди, пребывающие в храме, должны ощущать себя прежде всего членами этого «ведомства», служащими этого «ведомства», а не какого-то другого», — считает заведующий кафедрой церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла, протоиерей Георгий Митрофанов.

Не обошлись и без последствий для одного из противников появления храма в том виде, в каком он сейчас существует, доцента кафедры богословия Новосибирской семинарии, иеремонаха Иоанна Курмоярова, который за свои высказывания был запрещен в служении сроком на два месяца.

В конце концов, 16 мая глава Экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин сообщил, что мозаика с изображением Сталина будет размещена в музее рядом с храмом, а не в самом храме.

Современное состояние[править | править код]

Парк «Патриот» сегодня – это многогранный, впечатляющий своими масштабами и разнообразием комплекс, который включил в себя технику всех видов и родов войск, в том числе экспериментальные, редкие и единичные экземпляры, множество уникальных тематических экспозиций, тактические игры, веревочный городок, полосу препятствий, катание на мини-танках, стрельбу из боевого, охолощенного и пневматического оружия, военные тренажеры-симуляторы, катание верхом на лошадях и многое другое.

Ежедневно Парк посещают не только жители близлежащих регионов, но и гости из самых разнообразных уголков нашей страны и за ее пределами. В дни проведения массовых мероприятий число посетителей может достигать сотни тысяч.

На данный момент на территории общей площадью 5500 гектаров работают:

  • Музейная площадка № 1
  • Технический центр
  • Партизанская деревня
  • Многофункциональный огневой центр
  • Центр военно-тактических игр
  • Конно-спортивный комплекс
  • Платформа «Арми»
  • Выставочный павильон
  • Студия военных художников имени М.Б. Грекова
  • Экспозиция, посвященная конфликту в Сирии
  • Тренировочный скоростной спуск
  • Музей славы АрМИ
  • Храм Георгия Победоносца
  • Пункт технического обслуживания и ремонта техники
  • Зона реконструкции исторических событий
  • Лагерь настоящих героев
  • Конгрессно-выставочный центр «Патриот»
  • Главный храм ВС РФ и музей Великой Отечественной войны "Дорога памяти"
  • Лагерь «Авангард»
  • Отель ПСБ Патриот Cosmos Hotels

Богослужения в храме совершаются совершаются ежедневно утром и вечером.

Совершить виртуальную экскурсию внутри храма

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Взаимодействие с Вооруженными Слами России
  • Организация памятных мероприятий посвященных Воинскому служению

Святыни[править | править код]

  • Главной иконой главного храма Вооруженных сил РФ является «Спас Нерукотворный». Спас Нерукотворный с давних времен покровительствует русскому воинству. Раньше он изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Воины всегда видели в нем своего покровителя, а мирные жители — защитника и спасителя. Икона написана по старинным технологиям на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. С тыльной стороны доски скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева. На прикладе одной из них указан 1944 год и сохранилось приемочное клеймо «стрела в звезде» Ижевского механического завода.
  • Икона «Господь Вседержитель». Икона написана в Ярославле, в начале XIX века. Об этом свидетельствует колорит иконы и характерные кусты, встречающиеся в поздних произведениях Поволжья. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса, справа от царских врат. Известно большое количество примеров размещения ростовых икон Христа в иконографическом типе «Спас Смоленский» в составе местного чина, особенно в Новое время. Икона «Господь Вседержитель» — центральный образ Христа. Она встречается в нескольких композициях — по плечи, по пояс и торжественно, как на представленной иконе — во весь рост. Господь изображается анфас, он повернут к молящимся. Правой рукой он благословляет людей, а в левой держит книгу. Книга — символ Христа. Верующие обращаются к иконе с благодарностью Господу или в поисках утешения.
  • ИКОНА «ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ». Икона написана в начале XIX века в Центральной России. Она является списком с чудотворного Тихвинского образа, который почитался в русской армии и на флоте. Богородице-Успенский монастырь обязан своим спасением от нашествия шведов в 1613 году именно этой иконе. О чудесах образа упоминается и во время Отечественной войны 1812 года. Иконописец декорировал образ миниатюрными деталями: россыпью золотых звезд на мафории и тунике Приснодевы, жемчужной обнизью, цветными каменьями и бахромой на кайме, мелким орнаментом на подкладе плаща.
  • ИКОНА «АРХАНГЕЛ МИХАИЛ, ПОПИРАЮЩИЙ ДЬЯВОЛА».Икона написана в середине XIX века (с антикварной реставрацией конца XX в.) в регионе Ветка в Беларуси или в месте, связанным с ним. Архангел Михаил — самый почитаемый ангел из небесного воинства. Архангел неоднократно упоминается в Священном писании — в христианском искусстве его представляют в воинском одеянии, с копьем или мечом в руке. На иконе он пронзает копьем диавола — длиннохвостого оскалившегося змия. Вероятно, образ располагался в храме и являлся южной алтарной дверью.
  • ИКОНА «ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ». Великомученик Георгий — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Димитрием Солунским и Феодором Стратилатом. Сюжет «Чудо Георгия о змие» очень рано оформился в самостоятельную иконографию. Согласно житию, это чудо — одно из посмертных деяний Георгия. Святой спас дочь правителя Бейрута от дракона, пожиравшего людей. В русской средневековой иконописи змий изображался как воплощение сил зла. В религиозной живописи синодального периода художники часто следовали за текстом жития, воспроизводя выжженные солнцем ливанские пейзажи, город и спасенную царевну. Примером такой трактовки «Чуда Георгия о змие» является представленная икона. Образ написан около 1913 года В.Л. Герасимовым в Вятском уезде Вологодской губернии.
  • ИКОНА «ЧУДО ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО О ЦАРЕ КАЛОЯНЕ». Икона написана во второй половине XVIII века на Русском Севере. Великомученик Димитрий Солунский — один из трех наиболее почитаемых в православном мире святых воинов, наряду со святыми Георгием Победоносцем и Феодором Стратилатом. Литературной основой сюжета стал эпизод из жития св. Димитрия. Согласно нему, в начале XIII века нашествие на Фессалоники совершил болгарский царь Калоян. Тогда жители города увидели явление Димитрия Солунского, скачущего на коне с копьем в руках, которым он пронзил царя. Иконографическая схема памятника напоминает сцену «Чуда Георгия о змие» с аналогичным изображением воина-триумфатора, под ногами которого — поверженный враг.
  • ИКОНА «АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ, ГРОЗНЫХ СИЛ ВОЕВОДА». Архистратиг Михаил — это и небесный посланник, возвещающий о скорой кончине мира, и стражник Царствия Небесного, и воин-защитник всех христиан от сатаны, и одновременно — карающая грешников грозная сила. Святой архистратиг, предводитель небесного воинства, изображен скачущим на огненном крылатом коне, с распростертыми крыльями. Атрибуты архангела — радуга, книга в левой руке и копье, увенчанное крестом, в правой. Это оружие направлено на воду, в которой от удара вспыхивает огонь, испепеляющий города. Возникновение иконографии Архангела Михаила как воеводы на коне относится ко времени правления Иоанна Грозного. Икона написана в конце XVIII века на Русском Севере.

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, Московская область, Одинцовский район, 55 км Минского шоссе (парк "Патриот").

Телефон: +7

Электронная почта: odinc-eparh@bk.ru

Сайт: https://ghvs.ru

Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений:

Богослужения в соборе будут совершаться дважды в день – в 9 и 17 часов, заявил глава художественного совета по строительству храма протоиерей Леонид Калинин. По его словам, в храме будет действовать временный порядок богослужений.


Музеи[править | править код]

На территории комплекса создан музейный комплекс «Дорога памяти» длиною 1418 шагов в память о 1418 днях и ночах Великой Отечественной войны. Галерея с помощью технологии микрофотографии оформлена десятками миллионов фотографий участников войны.

«Поле победы» — такое символичное название получил музей под открытым небом, явившийся собирательным образом сражения под Москвой в 1941 г. и вошедший в комплекс Главного храма Вооруженных сил. Его место расположения — район, где немцы предприняли последнюю попытку прорваться к столице. Территория музея разделена на несколько тематических зон, в каждой из которых использованы вооружения и боевая техника времен Великой Отечественной войны. Реконструкция местности создавалась по архивным документам и снимкам фронтовой поры.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Официальный сайт храма

Строительство главного храма Вооруженных сил России завершено

Макет Главного храма Вооруженных Сил РФ

Помнить истинные уроки истории

Минобороны сообщило об окончании строительства храма в парке «Патриот»

Главный храм Вооруженных Сил России построят в парке «Патриот»

В подмосковном парке «Патриот» будет построен главный храм Вооруженных сил России. Официальный сайт Московского патриархата (5 сентября 2018). Дата обращения 24 августа 2019

Колокола с изображением покровителей видов и родов войск установили

На звонницу главного храма Вооруженных сил РФ установили колокола

Главный храм Вооруженных сил РФ украсили центральным куполом весом в 80 тонн

Министр обороны России проверил ход строительства ГХВС России

В РПЦ объяснили демонтаж мозаики с Путиным из храма Вооруженных сил

Песков сообщил о реакции Путина на мозаику с ним в храме Минобороны

Главный храм ВС и музей «Дорога Памяти» в Подмосковье откроют 22 июня

Замминистра обороны РФ о Сталине в храме: «Он вернул религию»

Крест, серп и молот

Определена дальнейшая судьба мозаики со Сталиным из храма Минобороны

В парке «Патриот» создали музей, посвященный битве под Москвой

Реквизиты для пожертвования на строительство Главного храма ВС РФ

Главный храм Вооруженных сил РФ получил статус Патриаршего собора РПЦ

Сумма госзакупок на строительство главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот» — ₽6 млрд.

На храм Вооруженных сил выделено ₽3 млрд из бюджета, хотя его обещали строить за пожертвования