Благовещенская церковь (Одате): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 23: Строка 23:


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
В Магата около 20 семей прихожан, в основном это пожилые люди, так как молодежь уезжает на работу и учебу в большие города. Верующим трудно издалека приезжать на богослужения и в субботу, и в воскресенье. Поэтому часто по субботам благочинный служит совсем один в старинном деревянном храме. Во время воскресной литургии на службе бывает десять человек. «Количество верующих уменьшилось по сравнению с периодом Мэйдзи, однако благодаря ревностной вере нынешних прихожан не угасает огонек Православия», – читаем мы на сайте благочиния.
В Магата около 20 семей прихожан, в основном это пожилые люди, так как молодежь уезжает на работу и учебу в большие города. Верующим трудно издалека приезжать на богослужения и в субботу, и в воскресенье. Поэтому часто по субботам благочинный служит совсем один в старинном деревянном храме. Во время воскресной литургии на службе бывает десять человек.  


Вероятнее всего, специально для гостьи из России иерей Стефан Утида и диакон Иоанн Камая произносят сегодня некоторые ектении и возгласы на церковнославянском языке. Священнослужители с теплотой вспоминают свои поездки в Россию и мечтают вновь побывать в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. «Первый раз я посетил лавру в 1970 году, тогда это был еще Загорск. В России мне довелось побывать четыре раза, а мои дети изучают русский язык», – улыбаясь, говорит отец Иоанн.
Вероятнее всего, специально для гостьи из России иерей Стефан Утида и диакон Иоанн Камая произносят сегодня некоторые ектении и возгласы на церковнославянском языке. Священнослужители с теплотой вспоминают свои поездки в Россию и мечтают вновь побывать в [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Свято-Троицкой Сергиевой лавре]]. «Первый раз я посетил лавру в 1970 году, тогда это был еще Загорск. В России мне довелось побывать четыре раза, а мои дети изучают русский язык», – улыбаясь, говорит отец Иоанн.


В храме Магата есть икона дяди диакона Иоанна – Петра Сасаки. Иконописец Петр Сасаки писал иконы и для другого сельского храма благочиния Мориока. Сейчас он живет в одном из финских монастырей, куда вскоре в паломническую поездку собирается и отец Иоанн. Профессиональный фотограф, диакон Иоанн Камая является главным фотографом Сэндайской епархии и автором сайта прихода Магата.
В храме Магата есть икона дяди диакона Иоанна – Петра Сасаки. Иконописец Петр Сасаки писал иконы и для другого сельского храма благочиния Мориока. Сейчас он живет в одном из финских монастырей, куда вскоре в паломническую поездку собирается и отец Иоанн. Профессиональный фотограф, диакон Иоанн Камая является главным фотографом Сэндайской епархии и автором сайта прихода Магата.

Версия от 18:49, 5 июля 2021

Идёт загрузка карты…

Благовещенская церковь в Одате в 1966 году была признана памятником культуры префектуры.

История[править | править код]

В результате административной реформы Магата стал частью города Одатэ, однако раньше это была небольшая деревня в предместье старинного княжеского города. В самом Одатэ прежде также были и храм, и самостоятельный приход. Однако здание храма не сохранилось, и приходы были объединены.

«Прихожане Магата живут и в самой Магата, и в центре города Одатэ, и в ближайшей к Магата деревне, откуда родом первый православный христианин Акахира Мисао, – рассказывает благочинный иерей Стефан Утида. – Сейчас легко путешествовать на машине, а в послевоенные годы священникам Иову Баба (митрофорный протоиерей, до 2008 года был благочинным Хакодатэ, сейчас служит в Камиисо. – Г.Б.) и протоиерею Василию Тагути (священник в Исиномаки, рядом с Сэндай. – Г.Б.) приходилось ездить на поезде и ходить пешком. Так и путешествовали они из дома в дом, останавливаясь на ночлег у прихожан. А каково пройтись пешком по таким заснеженным сельским дорогам? Да и прежние тепловозы не зря назывались “черные поезда”. При въезде в туннель клубам дыма от сгоравшего топлива было некуда деться, они опускались на пассажиров, и те становились совсем черными».

Первым катехизатором в здешних местах стал присланный из Хакодатэ Алексий Яманака. В то время в Магата учителем местных ребятишек был Акахира Мисао. Услышав от своего ученика Хатакэяма Итиносукэ про катехизатора в Одатэ, Акахира начал посещать лекции и участвовать в дискуссиях, задавая множество вопросов. В конце концов Акахира стал приверженцем Православия. Теперь он смог ответить своему ученику Итиносукэ о том, как нужно относиться к Православию: «Следует уверовать». Однако Итиносукэ происходил из семьи, где веками чтился буддизм, и это было для него не так просто.

Акахира принял крещение с именем Павел. Благодаря наставлениям катехизатора Алексия Яманака и своего друга Павла Акахира в 1879 году крестился и Итиносукэ, нареченный Иоанном. Крещение совершил священник из консульской церкви в Хакодатэ иеромонах Анатолий (Тихай).

«Иоанн Хатакеяма – старик 47 лет, вполне преданный Церкви, – писал впоследствии святитель Николай об основателе общины Магата. – Он стоит звания катехизатора и по своей ревности к проповеданию слова Божия. Он очень уважаем в здешней местности и известен здесь всякому просто под именем “Магата-но оя-гата” (то есть “родоначальник деревни Магата”. – Г.Б.), имеет много родичей» (запись в дневнике от 8 мая 1893 года).

8 марта 1891 года Иоанн совершил паломничество в Токио, где присутствовал на освящении кафедрального собора Воскресения Христова (Николай-до). Пораженный величием круглого купола этого собора византийского стиля, он задумал построить церковь и для общины в Магата. Иоанн попросил епископа Николая прислать инженера-плотника, работавшего на строительстве кафедрального собора. Так на земельном участке семьи Хатакэяма всего за три месяца была возведена деревянная церковь. 31 июля 1892 года она была освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

«В церкви много кое-чего скопировано с миссии; церковка внутри производит приятное впечатление, тем более что иконостас для нее, написанный в мастерской Ириной Ямасита, вышел довольно красивый», – пишет святитель Николай (запись в дневнике от 8 мая 1893 года). Все 18 икон храма написаны Ириной-Рин Ямасита и являются культурным сокровищем города Одатэ. В храме имеется икона «Воскресение Христово», точная копия подаренной в 1891 году цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору-страстотерпцу, святителем Николаем Японским. По просьбе императора Японии владыка Николай отправился с этим подарком к цесаревичу, чтобы загладить впечатление от печального инцидента в Оцу (недалеко от Киото), где на наследника русского престола было совершено покушение.

Прихожане церкви написали грамоту-благословение, сохранившуюся до наших дней. В ней повествуется об истории Православия в Иерусалиме и Греции, о пламенной вере строителей храма, о необходимости православной проповеди в Японии. Грамота и сейчас висит в притворе, при входе в среднюю часть храма. Одна из прихожанок Магата – внучка православного христианина Авраама, подписавшего в 1892 году грамоту от имени остальных верующих.

Деревянное здание храма Благовещения в 1966 году было признано памятником культуры префектуры.

Современное состояние[править | править код]

В Магата около 20 семей прихожан, в основном это пожилые люди, так как молодежь уезжает на работу и учебу в большие города. Верующим трудно издалека приезжать на богослужения и в субботу, и в воскресенье. Поэтому часто по субботам благочинный служит совсем один в старинном деревянном храме. Во время воскресной литургии на службе бывает десять человек.

Вероятнее всего, специально для гостьи из России иерей Стефан Утида и диакон Иоанн Камая произносят сегодня некоторые ектении и возгласы на церковнославянском языке. Священнослужители с теплотой вспоминают свои поездки в Россию и мечтают вновь побывать в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. «Первый раз я посетил лавру в 1970 году, тогда это был еще Загорск. В России мне довелось побывать четыре раза, а мои дети изучают русский язык», – улыбаясь, говорит отец Иоанн.

В храме Магата есть икона дяди диакона Иоанна – Петра Сасаки. Иконописец Петр Сасаки писал иконы и для другого сельского храма благочиния Мориока. Сейчас он живет в одном из финских монастырей, куда вскоре в паломническую поездку собирается и отец Иоанн. Профессиональный фотограф, диакон Иоанн Камая является главным фотографом Сэндайской епархии и автором сайта прихода Магата.

Во время службы отец Иоанн звонит в громадный колокол, который один из прихожан Осака специально заказал для Магата в Америке. Звучные густые звуки метрового колокола в маленькой заснеженной деревушке, где, подобно другим сельским местам Японии, особенно сильно ощущается родовая приверженность буддизму, – это еще одно чудо неугасаемой православной веры в современной Стране восходящего солнца.

Престольные праздники[править | править код]

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля

Как добраться[править | править код]

Адрес: Япония, 〒018-5603 Akita, Odate, Magata, 80−1 (яп. 〒018-5603 秋田県大館市曲田80−1)

Телефон: +81186426985

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Официальный сайт храма

ПО ПРАВОСЛАВНОЙ ЯПОНИИ: СТАТЬЯ 5 Восточно-Японская епархия