Храм святых Бориса и Глеба (Енино): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=54.865589°N 37.713182°E|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение|локация=54.865589°N 37.713182°E|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Храм святых Бориса и Глеба (Енино)22.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм святых Бориса и Глеба (Енино)22.jpg|мини|справа]]
'''Храм святых Бориса и Глеба в деревне Енино''' [[Аннотация::после Смутного времени был восстановлен только в 1672 году. Храм каменный, однокупольный, в архитектурном стиле — ампир, с небольшой трапезной и колокольней, которая была возведена в 1818-1828 годах. В трапезной были освящены Никольский и Пафнутьевский приделы.]]
'''Храм святых Бориса и Глеба в деревне Енино''' [[Аннотация::после Смутного времени был восстановлен только в 1672 году. Храм каменный, однокупольный, в архитектурном стиле — ампир, с небольшой трапезной и колокольней, был возведен в 1818-1828 годах. В трапезной были освящены Никольский и Пафнутьевский приделы.]]


== История ==
== История ==
Наиболее раннее свидетельство о Енине (Генине) дают писцовые книги Серпуховского уезда от 1627 г. как о владении Богородицерождественского Пафнутьева Боровского монастыря сельце Борисоглебское Енино тож, где «бывал храм Бориса и Глеба развалился». Около 1672 г. на данном месте «прибыла» новая церковь того же посвящения, храм этот был деревянный.  В сентябре 1712 г. московским Патриаршим приказом архимандриту Пафнутьева монастыря Серапиону велено освятить «новоприрубленный» к нему алтарь.  
Наиболее раннее свидетельство о Енине (Генине) дают писцовые книги Серпуховского уезда от 1627 года, как о владении Богородицерождественского Пафнутьева Боровского монастыря сельце Борисоглебское Енино тож, где «бывал храм Бориса и Глеба развалился». Около 1672 года на данном месте «прибыла» новая церковь того же посвящения, храм этот был деревянный.  В сентябре 1712 года московским Патриаршим приказом архимандриту Пафнутьева монастыря Серапиону велено освятить «новоприрубленный» к нему алтарь.  


Соседство с дремучими приокскими лесами несло OLYMPUS DIGITAL CAMERAопасности и невзгоды для села: под 5 мая 1756 г., как доносил в столицу боровский архимандрит Митрофан Шеинков, в Енино «приехав воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильеву, и двор его и церковь Божию во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба зажгли и от того пожара сгорело семь дворов крестьянских и оная церковь». Но иконы, книги, ризы, богослужебную утварь и антиминс тогда удалось спасти. 13 марта 1757 г. церковным начальством разрешено было возобновить Борисо-Глебский храм; в новом здании он простоял до 1820-х гг. Ризничная опись села Енино 1821 г. производит смешанное впечатление скудости и богатства: убранство исключительно скромное даже для сельского храма одежды жертвенника ситцевые, одна из священнических риз и стихарь набивного холста; однако в церковной библиотеке редкостный Шестоднев 1663 г. издания. Царские врата и образа иконостаса были выполнены в необычной для местного края технике резьбы по левкасу. Являясь тогда уже более полувека приходской, церковь в Енино помнила своё монастырское прошлое: в местном ряду её иконостаса стояла икона преподобного Пафнутия.
Соседство с дремучими приокскими лесами несло опасности и невзгоды для села: под 5 мая 1756 года, как доносил в столицу боровский архимандрит Митрофан Шеинков, в Енино «приехав воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильеву, и двор его и церковь Божию во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба зажгли и от того пожара сгорело семь дворов крестьянских и оная церковь». Но иконы, книги, ризы, богослужебную утварь и антиминс тогда удалось спасти. 13 марта 1757 года церковным начальством разрешено было возобновить Борисо-Глебский храм; в новом здании он простоял до 1820-х годов. Ризничная опись села Енино 1821 года производит смешанное впечатление скудости и богатства: убранство исключительно скромное даже для сельского храма одежды жертвенника ситцевые, одна из священнических риз и стихарь набивного холста; однако в церковной библиотеке редкостный Шестоднев 1663 года издания. Царские врата и образа иконостаса были выполнены в необычной для местного края технике резьбы по левкасу. Являясь тогда уже более полувека приходской, церковь в Енино помнила своё монастырское прошлое: в местном ряду её иконостаса стояла икона преподобного Пафнутия.


За начало XIXв. приход села Енино, куда входили деревни Никифорово и Жидовиново (ныне Родники), увеличился почти вдвое; в 1790 г. в нём числилось 49 дворов, а в 1823 89. В 1823 г. в селе уже строилась на средства прихожан каменная церковь свв. Бориса и Глеба. В храме существовало еще два придела, южный святителя Николая и северный преподобного Пафнутия Боровского, которые все были освящены в 1828г. Одновременно с храмом построена и колокольня. Церковь села Енино – хороший образец провинциального ампира. Храм стоит на взгорье, у края заповедного леса. Щипцовые завершения фасадов четверика зрительно возвышают венчающую его ротонду. Размеренные проёмы окон, дверей и пролётов колокольни сообщают всему телу здания особую лёгкость.
За начало XIX века приход села Енино, куда входили деревни Никифорово и Жидовиново (ныне Родники), увеличился почти вдвое; в 1790 году в нём числилось 49 дворов, а в 1823 году — 89. В 1823 году в селе уже строилась на средства прихожан каменная церковь святых Бориса и Глеба. В храме существовало еще два придела, южный святителя Николая и северный преподобного Пафнутия Боровского, которые все были освящены в 1828 году. Одновременно с храмом построена и колокольня.  


В середине XIX в. к приходу села Енино какое-то время была приписана Троицкая церковь в селе Лужки. В 1863 г. трапезная и пристроенные к ней приделы отапливались; около 1903 г. во всём храме устроено духовое отопление.
Церковь села Енино — хороший образец провинциального ампира. Храм стоит на взгорье, у края заповедного леса. Щипцовые завершения фасадов четверика зрительно возвышают венчающую его ротонду. Размеренные проёмы окон, дверей и пролётов колокольни сообщают всему телу здания особую лёгкость.


В советское время православная община села Енина, наряду с сопредельными ему приходами Игумнова и Турова отличалась активностью и волей к жизни: например, в 1933 г. члены церковного совета подали в область жалобу на запрещение местными властями колокольного звона. Однако к концу 1930-х гг. храм был уже закрыт. Его здание использовалось как зерносклад, пекарня; позднее подверглось запустению. С 1999 г. оно возвращено Русской Православной Церкви. К 2012 году храм, благодаря попечению благотворителей Виталия Бриль и Ольги Борисовой, полностью восстановлен и расписан.
В середине XIX века к приходу села Енино какое-то время была приписана Троицкая церковь в селе Лужки. В 1863 году трапезная и пристроенные к ней приделы отапливались; около 1903 года во всём храме устроено духовое отопление.
 
В советское время православная община села Енина, наряду с сопредельными ему приходами Игумнова и Турова отличалась активностью и волей к жизни: например, в 1933 году члены церковного совета подали в область жалобу на запрещение местными властями колокольного звона. Однако к концу 1930-х годов храм был уже закрыт. Его здание использовалось как зерносклад, пекарня; позднее подверглось запустению.  
 
== Современное состояние ==
С 1999 года храм возвращен Русской Православной Церкви. К 2012 году храм, благодаря попечению благотворителей, уже был полностью восстановлен и расписан.
 
В настоящее время в хрема регулярно проходят богослужения согласно распианию. На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, паломнические поездки.
 
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Борис и Глеб, благоверные князья]]''' - [https://azbyka.org/days/saint/4933/476/group 18 сентября, 15 мая]
 
'''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря]
 
 
'''[[Престольный праздник::Пафнутий Боровский, преподобный, игумен]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-pafnutij-borovskij 14 мая]

Версия от 22:48, 26 февраля 2021

Идёт загрузка карты…

Храм святых Бориса и Глеба в деревне Енино после Смутного времени был восстановлен только в 1672 году. Храм каменный, однокупольный, в архитектурном стиле — ампир, с небольшой трапезной и колокольней, был возведен в 1818-1828 годах. В трапезной были освящены Никольский и Пафнутьевский приделы.

История[править | править код]

Наиболее раннее свидетельство о Енине (Генине) дают писцовые книги Серпуховского уезда от 1627 года, как о владении Богородицерождественского Пафнутьева Боровского монастыря — сельце Борисоглебское Енино тож, где «бывал храм Бориса и Глеба развалился». Около 1672 года на данном месте «прибыла» новая церковь того же посвящения, храм этот был деревянный. В сентябре 1712 года московским Патриаршим приказом архимандриту Пафнутьева монастыря Серапиону велено освятить «новоприрубленный» к нему алтарь.

Соседство с дремучими приокскими лесами несло опасности и невзгоды для села: под 5 мая 1756 года, как доносил в столицу боровский архимандрит Митрофан Шеинков, в Енино «приехав воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильеву, и двор его и церковь Божию во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба зажгли и от того пожара сгорело семь дворов крестьянских и оная церковь». Но иконы, книги, ризы, богослужебную утварь и антиминс тогда удалось спасти. 13 марта 1757 года церковным начальством разрешено было возобновить Борисо-Глебский храм; в новом здании он простоял до 1820-х годов. Ризничная опись села Енино 1821 года производит смешанное впечатление скудости и богатства: убранство исключительно скромное даже для сельского храма — одежды жертвенника ситцевые, одна из священнических риз и стихарь набивного холста; однако в церковной библиотеке — редкостный Шестоднев 1663 года издания. Царские врата и образа иконостаса были выполнены в необычной для местного края технике резьбы по левкасу. Являясь тогда уже более полувека приходской, церковь в Енино помнила своё монастырское прошлое: в местном ряду её иконостаса стояла икона преподобного Пафнутия.

За начало XIX века приход села Енино, куда входили деревни Никифорово и Жидовиново (ныне Родники), увеличился почти вдвое; в 1790 году в нём числилось 49 дворов, а в 1823 году — 89. В 1823 году в селе уже строилась на средства прихожан каменная церковь святых Бориса и Глеба. В храме существовало еще два придела, южный — святителя Николая и северный — преподобного Пафнутия Боровского, которые все были освящены в 1828 году. Одновременно с храмом построена и колокольня.

Церковь села Енино — хороший образец провинциального ампира. Храм стоит на взгорье, у края заповедного леса. Щипцовые завершения фасадов четверика зрительно возвышают венчающую его ротонду. Размеренные проёмы окон, дверей и пролётов колокольни сообщают всему телу здания особую лёгкость.

В середине XIX века к приходу села Енино какое-то время была приписана Троицкая церковь в селе Лужки. В 1863 году трапезная и пристроенные к ней приделы отапливались; около 1903 года во всём храме устроено духовое отопление.

В советское время православная община села Енина, наряду с сопредельными ему приходами Игумнова и Турова отличалась активностью и волей к жизни: например, в 1933 году члены церковного совета подали в область жалобу на запрещение местными властями колокольного звона. Однако к концу 1930-х годов храм был уже закрыт. Его здание использовалось как зерносклад, пекарня; позднее подверглось запустению.

Современное состояние[править | править код]

С 1999 года храм возвращен Русской Православной Церкви. К 2012 году храм, благодаря попечению благотворителей, уже был полностью восстановлен и расписан.

В настоящее время в хрема регулярно проходят богослужения согласно распианию. На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, паломнические поездки.

Престольные праздники[править | править код]

Борис и Глеб, благоверные князья - 18 сентября, 15 мая

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря


Пафнутий Боровский, преподобный, игумен - 14 мая