Храм в честь Василия Великого (Васильевское): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
История церкви теряется во глубине веков. Из опубликованных в 1877 г. под редакцией Н.В. Колачева «Писцовых книг ХVII века» точно известно, что церковь Василия Великого в 1594 г. уже существовала. В документе указано: «в церкви образы, и книги, и свечи, и все церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова, да на колокольнице колокола». Служили в ней – поп, проскурница, пономарь: «а дворов в селе: дв[ор] попов, дв[ор] проскурницын, дв[ор] понамарев, да 8 келей, а в них живут нищие, питаютца о церкви Божии». Судя по этим сведениям, приход был состоятельным и храм не бедствовал. Ведь при нем окормлялись три представителя духовенства, вероятнее всего с семьями, да еще призирались как минимум 8 человек нищих.
Каменную церковь начинают строить в 1783 году. В это время в Васильевском по переписи жительствует около 2700 человек. Основной храм с приделом Сергия Радонежского был окончен и освящен в 1802 году. Храм был построен без каменной колокольни, звонница оставалась от разобранной деревянной церкви. В 1816 году проект колокольни одорила консистория, и началось строительство отдельностоящей каменной звонницы (предп. проект архитектора А.А. Трофимова), которое в этом же году было приостановлено из-за крупного пожара, уничтожевшего 300 домов, 10 деревянных церковных торговых лавок, леса вокруг строящейся колокольни и старую деревянную звонницу. В 1826 году во время строительства вокруг храма каменной ограды, колокольня уже стояла. Изначальное ее завершение было шпилевидным. Думается, что в этот же период появились и каменные лавки со сторожкой.


Но 1594 г. – это первое упоминание о храме в источниках. Наверняка он существовал и раньше. Ведь в 1594 г. церковь выглядит уже оснащенной всем необходимым: в ней есть и колокольня с колоколами, и образа, и книги. Да и клир с призреваемыми нищими вполне обустроен. В этой связи любопытно отметить, что в документе 1594 г. храм характеризуется как «церковное строенье вотчинниково Василья Поликарпова». А в более раннем документе, 1470-80-х гг., упоминается некий Василий Поликарпов (Полукарпов). Не он ли и возвел приблизительно в то же время, то есть в 1470-80-х гг., храм? В пользу этой версии говорит совпадение имени Поликарпова – Василий и названия храма – Василия Великого! Известно, что на Руси среди состоятельных людей было принято строить церкви в честь своих небесных покровителей.
Теплые приделы начали строить в 1837 году в т.ч. на деньги церковного старосты - зажиточного крестьянина Михаила Даниловича Камелова. Закончена трапезная была в 1844 году и освящена в честь Архистратига Михаила (южный придел) и святителя Митрофана Воронежского (северный). Кстати, после скорой своей смерти Михаил Камелов был похоронен по спудом Михайловского придела. Сегодня его могила утеряна.


Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.
Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.
[[Файл:Храм Василия Великого.jpg|мини|слева|Храм Василия Великого]]
[[Файл:Храм Василия Великого.jpg|мини|слева|Храм Василия Великого]]
Итак, по окончании строительства в церкви имелось три престола: главный (белокаменный) – во имя свт. Василия Великого, правый (кирпичный) – во имя Святой Троицы и левый (также кирпичный) – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Главный престол с очень высоким куполом – холодный, правый и левый, в сравнительно низкой трапезной – теплые, отапливавшиеся горячим воздухом по воздуходувам, отведенным от печей. Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике. Апсида – одна, большая, пятигранная, с пятигранной кровлей. На ее внешней стороне, в центральной части, находилось выполненное на железном листе изображение Свт. Василия Великого, к сожалению, ныне утраченное. Святой был написан в темном одеянии. «Все молились иконе Василия Великого, – вспоминает Константин Егорович Филиппов. – Как идешь, эту икону видно, святой как будто кого-то охранял. Впечатление такое сильное, что даже кровь в жилах застывала. Даже боялись на кладбище ходить. Мы до сих пор помним свои ощущения».
В холодном храме сохранилась уникальная настенная живопись, которая на сегодняшний день представляет собой чудом сохранившуюся работу малоизвестной тверской иконописной школы, активно работавшей в Твери и уезде в начале XIX века. Когда точно были расписаны стены храма в Васильевском, неизвестно. Известно лишь, что в 1842 году живопись Васильевского холодного храма обновлялась, а на рубеже XIX-XX вв. первоначальная клеевая, она была прописана маслом.
[[Файл:Храм Василия Великого1.jpg|мини|справа|храм василия великого]]
[[Файл:Храм Василия Великого1.jpg|мини|справа|храм василия великого]]
Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах – старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, – многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон – сцены с изображением Иисуса Христа.
Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах – старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, – многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон – сцены с изображением Иисуса Христа.


Клеевая живопись в интерьере храма, возможно, первоначальная, поновлялась в 1840-х гг., а на рубеже 19-20 вв. была прописана маслом. Росписи в стиле классицизма необычны по иконографическому составу. На сводах изображены "Новозаветная Троица", архангелы и евангелисты в медальонах. На боковых стенах композиции расположены в три яруса: в верхнем нетрадиционно для этого места написаны апостолы, в среднем - редко встречающиеся в это время сцены Вселенских соборов; живопись нижнего яруса ("Жертвоприношение Авраама" и избранные святые) не сохранилась. Большую часть западной стены занимает "Тайная вечеря". Очень интересны пышные гризайльные композиции с атрибутами церкви и головками херувимов в медальонах, расположенные на подпружных арках, в верхней части столбов и на лопатках стен. На своде апсиды изображено "Отечество". Сохранился остов главного четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. в духе эклектики, его резное убранство утрачено. Пол в храме выложен метлахской плиткой с ковровой дорожкой на продольной оси.
Клеевая живопись в интерьере храма, возможно, первоначальная, поновлялась в 1840-х гг., а на рубеже 19-20 вв. была прописана маслом. Росписи в стиле классицизма необычны по иконографическому составу. На сводах изображены "Новозаветная Троица", архангелы и евангелисты в медальонах. На боковых стенах композиции расположены в три яруса: в верхнем нетрадиционно для этого места написаны апостолы, в среднем - редко встречающиеся в это время сцены Вселенских соборов; живопись нижнего яруса ("Жертвоприношение Авраама" и избранные святые) не сохранилась. Большую часть западной стены занимает "Тайная вечеря". Очень интересны пышные гризайльные композиции с атрибутами церкви и головками херувимов в медальонах, расположенные на подпружных арках, в верхней части столбов и на лопатках стен. На своде апсиды изображено "Отечество". Сохранился остов главного четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. в духе эклектики, его резное убранство утрачено. Пол в храме выложен метлахской плиткой с ковровой дорожкой на продольной оси.
Церковь Свт. Василя Великого была закрыта в 1930-е гг. Называются разные годы: 1934, 1936, 1937-й. В здании храма разместили колхозные кладовые (склад) и мастерские.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==

Версия от 02:02, 23 сентября 2020

Идёт загрузка карты…
Тверская область (храмы), Храм Василия Великого в Васильевском

1594 г. – первое упоминание о храме в источниках. Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807 и 1875 гг. на месте более старой.

История[править | править код]

Каменную церковь начинают строить в 1783 году. В это время в Васильевском по переписи жительствует около 2700 человек. Основной храм с приделом Сергия Радонежского был окончен и освящен в 1802 году. Храм был построен без каменной колокольни, звонница оставалась от разобранной деревянной церкви. В 1816 году проект колокольни одорила консистория, и началось строительство отдельностоящей каменной звонницы (предп. проект архитектора А.А. Трофимова), которое в этом же году было приостановлено из-за крупного пожара, уничтожевшего 300 домов, 10 деревянных церковных торговых лавок, леса вокруг строящейся колокольни и старую деревянную звонницу. В 1826 году во время строительства вокруг храма каменной ограды, колокольня уже стояла. Изначальное ее завершение было шпилевидным. Думается, что в этот же период появились и каменные лавки со сторожкой.

Теплые приделы начали строить в 1837 году в т.ч. на деньги церковного старосты - зажиточного крестьянина Михаила Даниловича Камелова. Закончена трапезная была в 1844 году и освящена в честь Архистратига Михаила (южный придел) и святителя Митрофана Воронежского (северный). Кстати, после скорой своей смерти Михаил Камелов был похоронен по спудом Михайловского придела. Сегодня его могила утеряна.

Достоверно, по документам, известно, что существующая в настоящее время церковь во имя свт. Василия Великого была построена в 1807, 1875 гг. на месте более старой. В 1807 г. возведен из старицкого белого известкового камня на средства прихожан главный храм. А в 1875 г. к его западной стороне пристроены выполненные из кирпича трапезная и трехъярусная колокольня. Причем, трапезная завершалась двумя приделами.

Храм Василия Великого

В холодном храме сохранилась уникальная настенная живопись, которая на сегодняшний день представляет собой чудом сохранившуюся работу малоизвестной тверской иконописной школы, активно работавшей в Твери и уезде в начале XIX века. Когда точно были расписаны стены храма в Васильевском, неизвестно. Известно лишь, что в 1842 году живопись Васильевского холодного храма обновлялась, а на рубеже XIX-XX вв. первоначальная клеевая, она была прописана маслом.

храм василия великого

Внутри храм был украшен росписью. По сведениям 1915 г., живопись в холодном приделе выполнена живописцем с. Иваниши Старицкого у. (имя, к сожалению, не указано), в теплых приделах – старицким живописцем Н.Еф. Жуковым. В настоящее время сохранились только фрагменты росписи. На правой боковой стене свода, примыкающего к главному приделу и ведущему в помещение трапезной, – многофигурная сцена, в том числе, три святителя. На западной стене трапезной с обеих сторон – сцены с изображением Иисуса Христа.

Клеевая живопись в интерьере храма, возможно, первоначальная, поновлялась в 1840-х гг., а на рубеже 19-20 вв. была прописана маслом. Росписи в стиле классицизма необычны по иконографическому составу. На сводах изображены "Новозаветная Троица", архангелы и евангелисты в медальонах. На боковых стенах композиции расположены в три яруса: в верхнем нетрадиционно для этого места написаны апостолы, в среднем - редко встречающиеся в это время сцены Вселенских соборов; живопись нижнего яруса ("Жертвоприношение Авраама" и избранные святые) не сохранилась. Большую часть западной стены занимает "Тайная вечеря". Очень интересны пышные гризайльные композиции с атрибутами церкви и головками херувимов в медальонах, расположенные на подпружных арках, в верхней части столбов и на лопатках стен. На своде апсиды изображено "Отечество". Сохранился остов главного четырехъярусного иконостаса 2-й пол. 19 в. в духе эклектики, его резное убранство утрачено. Пол в храме выложен метлахской плиткой с ковровой дорожкой на продольной оси.

Современное состояние[править | править код]

В 2008 г. чаяниями о. Романа (Ожерельева), священника расположенного неподалеку от с. Васильевского храма Свт. Николая, принадлежащего подворью тверского Христорождественского монастыря, в церкви свт. Василия Великого возобновились богослужения. В том же 2008 г. «усердием и иждивением» Леонида Васильевича Дворникова (04.03.1951 – 21.04.2012) в храме начались восстановительные работы.

Приписной к местной религиозной организации православному Приходу церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» д. Броды Тверской и Кашинской Епархии.

Престольные праздники[править | править код]

Василий Великий, святитель14 января, 12 февраля (Собор Трех святителей)

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» - 6 ноября

День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи

Контакты[править | править код]

Адрес: Тверская область, Старицкий р-он, д. Васильевское

Тел.: +7 (904) 026-95-69

E-mail: kbrody@mail.ru

Паломнику[править | править код]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото[править | править код]