(не показано 30 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1:
Строка 1:
{{Субъект}}
{{Населённый пункт}}
'''Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика''' или '''Кабардино-Балкария''' (кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; карач.-балк. Къабарты-Малкъар Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский.
[[Файл:КБР.JPG|мини|[[Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)]]]]
== История ==
'''Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика''' или '''Кабардино-Балкария''' (кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; карач.-балк. Къабарты-Малкъар Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский. Столица — город [[Нальчик]].
История уводит нас в далекие 60-е годы XVI века, когда царь Иоанн IV Васильевич Грозный, после смерти царицы Анастасии 7 августа 1560г., склоняется на просьбу митрополита вступить в новый брак и ищет невесту непременно из иных земель.
Летом 1561г. Темрюк Идаров (праправнук Инала - кабардинского владетеля, от которого ведет начало княжеский род Черкасских) отправляет в Москву своего сына Салтанкула (названного во святом крещении Михаилом) и дочь Гошаней (Кученей). Прибывшей княжне отвели хоромы вблизи Кремля.
== Православие в Кабардино-Балкарии ==
Народы Кабардино-Балкарии одни из первых на Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье «посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей».
Прошло несколько дней, и царь «княжне черкасской велел быти на своем дворе» в Кремле. Иоанну приглянулась юная дочь Кабарды. Он «смотрел ее и полюбил» - так запишет летописец об этих царских смотринах. Вскоре в дворцовом Благовещенском соборе собравшимся боярам и духовенству объявили, что Гошаней готовится к обряду крещения и будет наречена Марией - во имя святой Марии Магдалины. В тот же день царь назвал ее своей невестой и по древнему русскому ритуалу вручил своей суженной кольцо и платок, унизанный жемчугом.
Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди зикхов, касогов и алан - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.
20 июля (2 августа) 1561г. Гошаней крестили в кремлевском Успенском соборе (со времен Иоанна IV место коронации всех русских царей). Крестил ее сам митрополит российский Макарий, причисленный впоследствии Церковию к лику святых. После завершения обряда крещения Иоанн Васильевич, по обычаю, приподнес Марии золотой крест-складень, а царевичи Иван и Федор вручили ей кресты, украшенные алмазами и жемчугом.
Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.
21 августа (3 сентября) москвичи проснулись от переливчатого звона всех пяти тысяч колоколов многочисленных церквей и соборов столицы. Перезвон стоял такой, что «люди в разговоре не могли слышать друг друга». Венчал Иоанна и Марию в «соборной и апостольской церкви Успения Макарий, митрополит всея Руси», будущий российский святитель.
Условия для раннего распространения христианства в Зихи-Косогии, а несколько позже и в Алании, были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.
По промыслу Божию Мария стала женой царя тогда, когда вокруг него усилились интриги, некоторые бояре и князья предали его, перейдя на сторону врагов России. Царь и так был очень осторожным и осмотрительным, но тут в нем усилилась подозрительность, на него, вероятно, стали находить приступы болезненной тоски и уныния. И всегда в таких случаях на помощь приходила кроткая и незлобивая царица. Она тихой беседой могла разогнать тоску Иоанна, прикосновением своих белоснежных рук, похожих на пару лебединых крыл, водворяла спокойствие и мир в его мятущейся душе. Судя по всему, Иоанн очень радовался тогда счастливым переменам в своей жизни. Они вместе ездили в храмы и монастыри, усердно и подолгу молились.
Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией.
Почти через три столетия царица Мария по-восточному тонко и иносказательно, и по-царски с величием и кротостью напомнила своим землякам... не о себе, нет, а о Промысле Всевышнего, управляющего жизнью не только каждого человека, но и судьбами целых народов. В 1851 г. в слободе Нальчик «майор Хлюпин, с Высочайшего разрешения, возвел каменную церковь во имя Симеона Столпника в память своего брата - Начальника Центра Кавказской линии».
Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном.
Казалось бы ничего в этом нет примечательно, но Нальчик разросся и стал столицей республики, маленький храм стал великолепным кафедральным собором, но самое замечательное в том, что день памяти святого преподобного Семиона Столпника - 1 (14) сентября, точно приходится на день памяти Благоверной царицы Великой Княгини Марии Темрюковны.
Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди».
В 1992г. по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского, под руководством приснопоминаемого протоиерея Иоанна (Остапчук) был построен крестильный храм в честь святой мироносицы равноапостольной Марии Магдалины, именем которой и была окрещена княжна Гошаней.
И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг.
Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве.
[[:Файл:Христианские_святыни_Кабардино-Балкарии.pdf|Христианские святыни Кабардино-Балкарии]]. Справочник–путеводитель знакомит читателя с храмами, событиями и персоналиями, связанными с распространением христианства на территории Кабардино-Балкарии<ref>[http://xskb.ru/index.php/publikatsii/nauchno-publitsisticheskie/86-khristianskie-svyatyni-kabardino-balkarii Православные святыни Кабардино-Балкарии]</ref>.
=== Мощи святителя Николая Чудотворца Мирликийского ===
=== Мощи святителя Николая Чудотворца Мирликийского ===
В 90-е годы XX в. образ свтт. Николая Чудотворца Мирликийского с частицами его мощей по благословлению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона был с почестями перенесен в в [[Свято-Никольский храм (Кабардино-Балкария|Свято-Никольский храм ]] ( г. Прохладный, КБР), где находится и по ныне.
В 90-е годы XX в. образ свтт. Николая Чудотворца Мирликийского с частицами его мощей по благословлению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона был с почестями перенесен в в [[Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)|Свято-Никольский храм]] ( г. Прохладный, КБР), где находится и поныне.
[[Кабардино-Балкарская Республика (монастыри)|Все монастыри Кабардино-Балкарии]]
[[Кабардино-Балкарская Республика (монастыри)|Все монастыри Кабардино-Балкарии]]
=== Свято-Троицкий Монастырь в с. Совхозном ===
=== [[Свято-Троицкий Серафимовский монастырь (Совхозное)]] ===
[[Файл:Свято-Троицкий_монастырь_(Кабардино-Балкария).jpg|alt=Свято-Троицкий монастырь (Кабардино-Балкария) |thumb|300x300px|Свято-Троицкий монастырь]]
[[Файл:Свято-Троицкий_монастырь_(Кабардино-Балкария).jpg|alt=Свято-Троицкий монастырь (Кабардино-Балкария) |thumb|300x300px]]
В 1895 г. Екатерина Алексеевна Хомякова (дочь [https://azbyka.org/otechnik/Aleksej_Homyakov/ Алексея Степановича Хомякова] - главы движения славянофилов) на личные средства в «своем имении близ Пятигорска», по благословлению Владикавказской Духовной Консисторией и с согласия Терского областного правления начала строительство храма во имя Святой Троицы, по проекту С. У. Соловьева. В 1902 году по завершению строительства Свято-Троицкий храм был освящен.
В 1895 г. Екатерина Алексеевна Хомякова (дочь [https://azbyka.org/otechnik/Aleksej_Homyakov/ Алексея Степановича Хомякова] - главы движения славянофилов) на личные средства в «своем имении близ Пятигорска», по благословлению Владикавказской Духовной Консисторией и с согласия Терского областного правления начала строительство храма во имя Святой Троицы, по проекту С. У. Соловьева. В 1902 году по завершению строительства Свято-Троицкий храм был освящен.
Строка 48:
Строка 50:
'''Расположение:''' Монастырь расположен в 70 км. севернее г. Нальчика, на южном отроге горы Джанал, по адресу: Зольский район, с. Совхозное, ул. Нагорная, 8.
'''Расположение:''' Монастырь расположен в 70 км. севернее г. Нальчика, на южном отроге горы Джанал, по адресу: Зольский район, с. Совхозное, ул. Нагорная, 8.
[[Свято-Троицкий монастырь (Кабардино-Балкария)|Подробнее...]]
[[Свято-Троицкий Серафимовский монастырь (Совхозное)|Подробнее...]]
== Храмы Кабардино-Балкарии ==
== Храмы Кабардино-Балкарии ==
Строка 54:
Строка 56:
=== [[Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)]] ===
=== [[Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)]] ===
[[Файл:Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)2.jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)2.jpg|мини|справа|alt=Кабардино-Балкарская Республика, Храм святителя Николая Чудотворца (Прохладный)2]]
В конце 1823 года трудами жителей станицы Прохладная был построен деревянный храм в честь и славу Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В 1873 году деревянный храм сгорел. В 1877 году собранием станичников (2300 душ) было принято решение о строительстве каменной Церкви, которое началось в 1882 году.
В конце 1823 года трудами жителей станицы Прохладная был построен деревянный храм в честь и славу Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В 1873 году деревянный храм сгорел. В 1877 году собранием станичников (2300 душ) было принято решение о строительстве каменной Церкви, которое началось в 1882 году.
[[Файл:Храм преподобного Евфимия (Екатериноградская).jpg|мини|справа|alt=Кабардино-Балкарская Республика, Храм преподобного Евфимия (Екатериноградская)]]
В 1845 году после визита императора Николая I приступили к постройке собора во имя преподобного Евфимия. Для строительства император Николай I пожертвовал бывший дворец главнокомандующего и казарменные здания в бывшей крепости, которые были разобраны и использованы для возведения стен. В 1850 году строительство собора завершилось и 1 июля состоялось его освящение.
В 1845 году после визита императора Николая I приступили к постройке собора во имя преподобного Евфимия. Для строительства император Николай I пожертвовал бывший дворец главнокомандующего и казарменные здания в бывшей крепости, которые были разобраны и использованы для возведения стен. В 1850 году строительство собора завершилось и 1 июля состоялось его освящение.
Строка 77:
Строка 79:
* Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288 (Нальчик-Прохладный), на развязке повернуть направо по указателю «Прохладный»; прямо 9 км., на кругу при въезде в г. Прохладный первый съезд направо; 1,3 км по ул. Шаумяна через переезд на ул. Промышленная; 13 км. прямо по Р-262, после ж/д переезда взять правее; 1 км. прямо, повернуть налево; 0.7 км прямо, повернуть направо; 100 м. прямо, слевой стороны расположен храм.
* Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288 (Нальчик-Прохладный), на развязке повернуть направо по указателю «Прохладный»; прямо 9 км., на кругу при въезде в г. Прохладный первый съезд направо; 1,3 км по ул. Шаумяна через переезд на ул. Промышленная; 13 км. прямо по Р-262, после ж/д переезда взять правее; 1 км. прямо, повернуть налево; 0.7 км прямо, повернуть направо; 100 м. прямо, слевой стороны расположен храм.
Кабарди́но-Балка́рская Респу́блика или Кабардино-Балкария (кабард.-черк. Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэ; карач.-балк. Къабарты-Малкъар Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Государственными языками Кабардино-Балкарской Республики на всей её территории являются кабардинский, балкарский и русский. Столица — город Нальчик.
Народы Кабардино-Балкарии одни из первых на Кавказе были просвещены Христовым Учением. В Ι веке от Рождества Христова, когда апостолы разошлись по разным концам Земли с Благой Вестью, Кавказ и Закавказье «посетили с проповедью пять св. апостолов: четыре из числа дванадесяти - св. Андрей, св. Матфей, св. Иуда Фаддей, называемый Левием, св. Варфоломей, и один от семидесяти - св. Фаддей».
Согласно Священному Преданию и святоотеческим источникам, со стороны Черного моря на Кавказ приходили апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, которые проповедовали христианское вероучение среди зикхов, касогов и алан - предков коренных народов Кабардино-Балкарии.
Апостольский период в истории Христианства Северного Кавказа, неоспоримо доказанный различными материальными и духовными источниками, является тем значимым звеном, которое помогает приоткрыть завесу зарождения самостоятельных епархий и митрополий в составе Константинопольской Церкви, а затем и Русской Православной Церкви, вписывается в общую закономерность возникновения и развития Восточных Церквей.
Условия для раннего распространения христианства в Зихи-Косогии, а несколько позже и в Алании, были идентичны с Грузией, Арменией и Кавказской Албанией. В частности, они были связаны с наличием здесь еврейской диаспоры, в пределах которой первоначально возникли небольшие христианские общины, в том числе и тайные.
Дальнейшее распространение христианства на территории Северного Кавказа обусловлено активной миссионерской деятельностью Византийской империи, где христианство было признано государственной религией.
Общепризнанным является тот факт, что распространение христианства среди адыгов связано с византийским императором Юстинианом (VI в.). Об этом сообщает Ш. Ногмов, называя Юстиниана «союзником адыхейского народа» и «адыхейским витязем», подчеркивая, что адыги так уважали Юстиниана, что даже клялись юстиниановым столом и юстиниановым троном.
Христианский автор того времени- монах Епифаний свидетельствует, что зихи (приморские адыги) - «народ жестокий и варварский и доныне наполовину неверующий», а касоги (закубанские адыги) –«это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди».
И уже на рубеже VII-VIII вв. центром христианства на Западном и Северном Кавказе становится Зихская епархия, которая упоминается в епископском списке, составленном в 807-815 гг.
Создание на территории Западного и Северного Кавказа самостоятельной епархии позволило ее представителям принять непосредственное участие во Вселенских Соборах, внести свой вклад в разрешение богословских споров, которые будоражили Восток и определить для себя неизменность халкидонского исповедания веры. Все это способствовало широкой миссионерской деятельности, итогом которой становится повсеместное крещение народов Западного и Северного Кавказа в средние века и признание христианства государственной религией в Зихо-Касогском племенном союзе, а несколько позже и в Аланском государстве.
В 90-е годы XX в. образ свтт. Николая Чудотворца Мирликийского с частицами его мощей по благословлению митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона был с почестями перенесен в в Свято-Никольский храм ( г. Прохладный, КБР), где находится и поныне.
В 1895 г. Екатерина Алексеевна Хомякова (дочь Алексея Степановича Хомякова - главы движения славянофилов) на личные средства в «своем имении близ Пятигорска», по благословлению Владикавказской Духовной Консисторией и с согласия Терского областного правления начала строительство храма во имя Святой Троицы, по проекту С. У. Соловьева. В 1902 году по завершению строительства Свято-Троицкий храм был освящен.
В конце двадцатых годов (1928?) монастырь закрыли, инфраструктуру разрушили. К современному периоду очень пострадал Троицкий храм. Хотя внешние стены храма были целы, но их тронули сырость, плесень. Внешняя облицовка стен частично разрушена. Кровли, окон, купола, у храма не было. Не было сводов, столпов. Внутреннее помещение храм было засыпано мусором почти до окон.
В 1995 году по благословлению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона началось восстановление Свято-Троицкий обители. 7 марта 2000 года Священным Синодом РПЦ по прошению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона Свято-Троицкий приход в селе Совхозное Зольского района (Кабардино-Балкарская Республика) преобразован в Свято-Троицкий женский монастырь.
Святыни монастыря и храма: Источник Серафима Саровского. Архиерейская копия пояса Пресвятой Богородицы. Иконы с мощевиками: Преподобных Отцов Киево-Печерской Лавры; прп.Никиты Столпника Переяславского; Васильевских новомученников; нвмцц. великой княгини Елизаветы и инокини Варвары.Месточтимые списки с чудотворных икон и образов: Божьей Матери «Достойно есть»; прп. Серафима Саровского; свт. Антония Великого.
Расположение: Монастырь расположен в 70 км. севернее г. Нальчика, на южном отроге горы Джанал, по адресу: Зольский район, с. Совхозное, ул. Нагорная, 8.
В конце 1823 года трудами жителей станицы Прохладная был построен деревянный храм в честь и славу Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В 1873 году деревянный храм сгорел. В 1877 году собранием станичников (2300 душ) было принято решение о строительстве каменной Церкви, которое началось в 1882 году.
В 1937 году храм был закрыт и стал использоваться как склад для хранения зерна.
В начале 90-х годов храм был впервые расписан, а для колокольни приобретены новые колокола. В 1998 году окончено строительство Крестильного храма в честь Св. Иоанна Предтечи. На территории собора построены Иордань и купель. Проведен капитальный ремонт здания и внутренних помещений собора, деревянный пол заменён на каменный, перекрыты все купола.
К 120- летию храма искусными мастерами с Западной Украины была завершена масштабная роспись собора. Главная святыня собора - Моздокская икона Божией Матери трудами прихожан была поновлена и изготовлена драгоценная риза.
Расположение: Свято-Никольский Собор расположен в центральной части города на пересечении улиц Свободы, Строительной и Баритинюка, по адресу: г. Прохладный, ул. Строительная, 141.
В 1845 году после визита императора Николая I приступили к постройке собора во имя преподобного Евфимия. Для строительства император Николай I пожертвовал бывший дворец главнокомандующего и казарменные здания в бывшей крепости, которые были разобраны и использованы для возведения стен. В 1850 году строительство собора завершилось и 1 июля состоялось его освящение.
Адрес: Россия, Кабардино-Балкарская республика, Прохладненский р-он, ст. Екатериноградская, ул. Советская, 38
Проезд:
Из г. Нальчика от автовокзала №1 на пригородной автобусе «Нальчик –Екатериноградская». В ст. Екатериноградской выйти на ул. Ленина у здания администрации, повернуть направо и пройти 100 метров.
Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288 (Нальчик-Прохладный), на развязке повернуть направо по указателю «Прохладный»; прямо 9 км., на кругу при въезде в г. Прохладный первый съезд направо; 1,3 км по ул. Шаумяна через переезд на ул. Промышленная; 13 км. прямо по Р-262, после ж/д переезда взять правее; 1 км. прямо, повернуть налево; 0.7 км прямо, повернуть направо; 100 м. прямо, слевой стороны расположен храм.
Проезд: Из г. Нальчика с автовокзала № 1 пригородным автобусом «Нальчик –Майский», в г. Майском выйти на углу улиц Железнородожная и Чекалова, пройти 300 м. по ул. Чкалова.Из г. Нальчика на личном транспорте- 44 км. прямо по Р-288, на развязке повернуть направо по указателю «Майский», на въездном кольце второй съезд, 100 м. до пересечения с ул. Калинина, повернуть направо, 1км. прямо, слева по ходу движения расположен храм.