Воскресенский собор на Дебре (Кострома): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 9 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=57.75556,40.94861|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение святыни|локация=57.75556,40.94861|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Храм на Дебре.jpg|мини|справа|alt=Воскресенский собор на Дебре (Кострома)]] | |||
[[ | '''Храм Воскресения на Дебре''' — [[Аннотация::единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года.]] По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. | ||
== История == | == История == | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви. | В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви. | ||
[[Файл:Храм на Дебре3.jpg|мини|слева|alt=Воскресенский собор на Дебре (Кострома)]] | |||
Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но ,в отличии от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом»(т.е.имитирующими объем четырехугольными шашечками)-такой прием неоднократно применялся в храмах XVII век, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц. | Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но ,в отличии от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом»(т.е.имитирующими объем четырехугольными шашечками)-такой прием неоднократно применялся в храмах XVII век, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц. | ||
В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. | В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — [https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/ Иоанна Златоуста], [https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Bogoslov/ Григория Богослова] и Василия Великого. | ||
Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали. | Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали. | ||
[[Файл:Храм на Дебре9.jpg|мини|справа|Церковь Воскресения в Костроме, 1910 год (фото Сергея Прокудина-Горского)|alt=Воскресенский собор на Дебре (Кострома)]] | |||
Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый-1852 года ,но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса. | Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый-1852 года ,но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса. | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
=== Описание === | === Описание === | ||
[[Файл:Храм на Дебре4.jpg|мини|слева|alt=Воскресенский собор на Дебре (Кострома)]] | |||
Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырёхстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена галереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами). | Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырёхстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена галереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами). | ||
Строка 39: | Строка 40: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
[[Файл:Храм на Дебре8.jpg|мини|справа|Чтимый список с чудотворной Федоровской иконы Божией Матери.|alt=Воскресенский собор на Дебре (Кострома)]] | |||
Начиная рассказ о святынях храма Воскресения Христова на Дебре, нельзя не напомнить еще раз, что в нем более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Богоявленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного образа, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмалями тонкой работы (в данный момент находится на реставрации). | Начиная рассказ о святынях храма Воскресения Христова на Дебре, нельзя не напомнить еще раз, что в нем более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Богоявленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного образа, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмалями тонкой работы (в данный момент находится на реставрации). | ||
Строка 63: | Строка 65: | ||
'''Адрес:''' Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37 | '''Адрес:''' Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37 | ||
'''Телефон:''' +7 (4942) 32 05 71 (канцелярия храма) | '''Телефон:''' [tel:+74942320571 +7 (4942) 32 05 71] (канцелярия храма) | ||
'''Электронная почта:''' [mailto:karyagin.aleksander44@yandex.ru karyagin.aleksander44@yandex.ru] | |||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | |||
Храм_на_Дебре1.jpg | |||
Храм_на_Дебре2.jpg | |||
Храм_на_Дебре5.jpg | |||
Храм_на_Дебре7.jpg | |||
Храм_на_Дебре6.jpg | |||
</gallery> | |||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=0zYJ9jwn89s| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=0zYJ9jwn89s|350|left|Церковь Воскресения Христова на Дебре (Кострома)|frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=QKBIoCYOics| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=QKBIoCYOics|350|left|Кострома. Церковь Воскресения на Дебре|frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=4NWf8NDpWqY| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=4NWf8NDpWqY|350|left|Церковь Воскресения на Дебре 1645-1651 г.г. (внутри)|frame}} | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[http://voskresenskiy-s.cerkov.ru/ СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ НА ДЕБРЕ] | [http://voskresenskiy-s.cerkov.ru/ СОБОР ВОСКРЕСЕНИЯ НА ДЕБРЕ] | ||
[https://azbyka.org/otechnik/Ivan_Bazhenov/voskresenskaja-chto-na-debre-tserkov-v-gorode-kostrome/ Воскресенская, что на Дебре, церковь в городе Костроме. Иван Васильевич Баженов] | |||
{{SEO|в Кострому, cобор Воскресения Христова на Дебре|Костромы}} | {{SEO|в Кострому, cобор Воскресения Христова на Дебре|Костромы}} |
Текущая версия от 22:53, 11 сентября 2021
Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней.
История[править | править код]
Храм Воскресения на Дебре — единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре»,то есть в густых зарослях у реки, была поставлена младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича — Василием Ярославичем Квашней. Предание также гласит, что здешние места были излюбленными охотничьими угодьями молодого костромского князя.
В XV веке здесь стали селиться люди, разросся в эту сторону посад, и к XVII веку здешняя часть города славилась своим искусными кожевниками. Разумеется, район был богатым. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная церковь Воскресения с приделом Екатерины и с теплой церковью Козьмы и Дамиана. С возведением нынешнего храма ,одного из лучших украшений Костромы, также предшествовало интересное событие. В середине XVII века костромской купец из Гостиной сотни, Кирилл Григорьев, сын Исаков, ведший крупную торговлю кожами, среди бочонков краски поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотом. Богобоязненный купец решил, что такой подарок можно использовать только на постройку церкви.
Новый каменный храм получился поистине великолепным. Но ,в отличии от грандиозного величественного Троицкого собора Ипатьевского монастыря, на который он отчасти похож, храм Воскресения на Дебре более оживлен декором и от этого смотрится более ярко, нарядно и жизнерадостно. Это высокое пятиглавое здание с крупными главами на мощных световых барабанах, стены разделены парными изящными полуколонками, а наличники окон украшены кокошниками. Замечательны апсиды храма, расписанные «бриллиантовым рустом»(т.е.имитирующими объем четырехугольными шашечками)-такой прием неоднократно применялся в храмах XVII век, например, в Троице-Сергиевой Лавре или в кремле Ростова Великого. Кроме того, храм украшен поливными изразцами и каменной резьбой с изображением растений, мифических зверей и птиц.
В храме было устроено два придела, возможно, по именам святых покровителей родителей Исакова, которых звали Григорием и Екатериной. Южный придел в дьяконнике был освящен в честь Екатерины(в старой деревянной церкви также значится Екатериненский придел, и сохранили его не случайно),а большой северо-восточный придел — в честь Трех Святителей — Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого.
Церковь окружена одноэтажной галереей с арками(ныне они заложены, первоначально же были открытыми и придавали храму еще большую легкость и объемность).На галерею ведут крыльца на ползучих арках(т.е.арках на разной высоте).Северное и Южное крыльцо увенчаны широкими гранеными шатрами, добавляющими к облику церкви большую сложность и нарядность. Шатры на крыльцах окружены двойными рядами кокошников в лучших традициях русского узорочья. Третье крыльцо — западное, особенно интересно. Первоначально оно также было самостоятельным и выводило в сторону красивых трехшатровых Святых ворот — равесников храма. Позднее западное крыльцо было соединено с воротами переходом. Ворота- сами по себе выдающийся памятник русского зодчества, они увенчаны тремя гранеными маленькими шатрами, украшены каменной резьбой и изразцами. Храм был окружен оградой, которую сначала перестроили в 1802 году, заменив на кованную, а в советское время разобрали.
Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650-1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. В процессе многочисленных ремонтов фрески были закрашены, их раскрыли заново только в 1960-х годах. Все фрески восстановить не удалось, но частично старинная роспись снова видна. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин, расписавший многие храмы в Ярославле и собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале. Придел Трех Святителей замечателен еще и тем, что в нем сохранился старинный пятиярусный резной иконостас с тончайшей деревянной резьбой и древними иконами. В главном храме иконостас более новый-1852 года ,но с включенными в него древними образами из прежнего иконостаса.
Первоначально при храме была колокольня. Но при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составлявшего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающяя к Знаменской церкви.
Церковь Воскресения на Дебре известна тем, что в 1913 году, во время празднования 300-летия Дома Романовых, ее посещал император Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Утверждается даже, что они поднимались на колокольню Знаменской церкви, чтобы полюбоваться оттуда видами Волги.
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Колокольня «теплой»3наменской церкви была разрушена, а само здание находилось в тяжелом состоянии. Немногим лучше было состояние и церкви Воскресения-по воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна..Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. В течение всех послевоенных лет церковь Воскресения на Дебре постоянно пытались закрыть, но прихожане и церковные власти сопротивлялись настолько сильно, что в конце концов сделали кафедральным, взамен разрушенного Успенского собора в центре города-видимо, решили, что церковь на отдаленном конце улицы не будет слишком мозолить глаза властям. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь-икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была пересена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря.
Современное состояние[править | править код]
Описание[править | править код]
Здание церкви — крестовокупольное, без трапезной, четырёхстолпное и пятиглавое, с тремя апсидами. Церковь поставлена на подклет и окружена галереями с крыльцами (три шатровых крыльца с лестницами-всходами).
Северный придел Трёх Святителей с горкой кокошников — одноглавый. Его интерьер является наиболее древним и цельным.
Помещение храма разделено четырьмя квадратными столбами с перекинутыми между ними и стенами подпружными арками на девять частей. Подкупольный квадрат сдвинут к востоку. У галереи — коробовые своды с распалубками над арками, у крылец — крестовые. Придел перекрыт сомкнутым сводом, все апсиды — коробовыми с конхами.
«Святые ворота» ограды находятся с западной стороны церкви и представляют собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями в виде двухпролётной арки с широким проездом и более узким проходом, поставленное вдоль улицы.
Деятельность прихода[править | править код]
- Попечительство о больных
- Организация паломнических поездок
- Помощь малоимущим и многодетным семьям
- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание юношества и детей
Святыни[править | править код]
Начиная рассказ о святынях храма Воскресения Христова на Дебре, нельзя не напомнить еще раз, что в нем более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Богоявленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного образа, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он одет богатым окладом, инкрустированным эмалями тонкой работы (в данный момент находится на реставрации).
Древней святыней можно считать и центральный иконостас, так как, хоть он и был заменен в 1852 году, но в нем сохранились некоторые образа из иконостаса XVII столетия.
Перед иконостасом в специально устроенном ковчеге почивают частицы мощей Киево-Печерских святых: прп. Ильи Муромца (память 19 декабря по н/с); прп. Прохора Лебедника (память 10 февраля по н/с); прп. Дамиана Целебника (память 5 октября по н/с);св. Нифонта, архиепископа Новгородского (память 8 апреля по н/с) и прп. Марка Гробокопателя (память 29 декабря по н/с) и прп. Спиридона Просфорника (память 31 октября по н/с). Над ковчегом помещена большая икона этих святых.
Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, называемой «Николо-Бабаевской», с восемью клеймами.
Первообраз связан с Николо-Бабаевским монастырем, который располагается на Волге, неподалеку от нынешней границы Ярославской и Костромской областей.
Чудесное явление иконы произошло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотворная святого Николы, — повествует оно, — приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при сплаве леса. — Ред.), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дубраву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»
Престольные праздники[править | править код]
Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата
Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее) - 26 сентября
Екатерина Александрийская, великомученица - 7 декабря
Собор Трех Святителей - 12 февраля
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37
Телефон: +7 (4942) 32 05 71 (канцелярия храма)
Электронная почта: karyagin.aleksander44@yandex.ru
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Воскресенская, что на Дебре, церковь в городе Костроме. Иван Васильевич Баженов