Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Беле-Кушальское): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) |
Катерина (обсуждение | вклад) м (Катерина переименовал страницу Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» (Беле-Кушальское) в Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Беле-Кушальское)) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация=56.9442, 36.1407|вид=Приходской храм}} | {{Местоположение|локация=56.9442, 36.1407|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:«Казанская» в Беле-Кушальском.jpg|мини|справа|alt=Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» (Беле-Кушальское), «Казанская» | [[Файл:«Казанская» в Беле-Кушальском.jpg|мини|справа|alt=Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» (Беле-Кушальское), Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»]] | ||
[[Аннотация:: Каменный храм сооружен в 1824-42 годах. Сохранившиеся в интерьере фрагментарно и в плохом состоянии росписи маслом, являются своеобразным памятником монументального искусства с необычной трактовкой ряда сцен, выдержанных в духе академической живописи.]] | [[Аннотация:: Каменный храм сооружен в 1824-42 годах. Сохранившиеся в интерьере фрагментарно и в плохом состоянии росписи маслом, являются своеобразным памятником монументального искусства с необычной трактовкой ряда сцен, выдержанных в духе академической живописи.]] | ||
== История == | == История == | ||
Церковь расположена на северной окраине села, на кладбище и доминирует в окружающем равнинном пейзаже. Была построена рядом с деревянной Казанской церковью 1759 г., разобранной в 1854 г. Каменный храм, место для которого освидетельствовал тверской губернский архит. Н.Н. Легранд (возможно, автор проекта), сооружен в 1824-42 гг. (приделы освящены в 1847 г.) на средства прихожан, в том числе помещика У.И. Мартынова. В 1902-03 гг. по проекту архит. А.П. Федорова трапезная в обе стороны расширена приделами Иоанна Предтечи и Дмитрия Солунского. При этом боковые стены первоначальной трапезной были разобраны, в их линии поставлены две пары столбов с использованием старой кладки, выложены новые подпружные арки и своды, повторившие прежние конструкции. В 1930-н годы храм был закрыт. В советское время своды и столбы в трапезной были разрушены. Были утрачены также главы храма и колокольни. Здание сооружено из кирпича с широким использованием белого камня, снаружи оштукатурено; нижняя часть цоколя состоит из белокаменных блоков снизу, а верхняя - из отесанного гранита. Один из ярких памятников тверского культового зодчества в стиле позднего классицизма. | Церковь расположена на северной окраине села, на кладбище и доминирует в окружающем равнинном пейзаже. Была построена рядом с деревянной Казанской церковью 1759 г., разобранной в 1854 г. Каменный храм, место для которого освидетельствовал тверской губернский архит. Н.Н. Легранд (возможно, автор проекта), сооружен в 1824-42 гг. (приделы освящены в 1847 г.) на средства прихожан, в том числе помещика У.И. Мартынова. В 1902-03 гг. по проекту архит. А.П. Федорова трапезная в обе стороны расширена приделами Иоанна Предтечи и Дмитрия Солунского. При этом боковые стены первоначальной трапезной были разобраны, в их линии поставлены две пары столбов с использованием старой кладки, выложены новые подпружные арки и своды, повторившие прежние конструкции. В 1930-н годы храм был закрыт. В советское время своды и столбы в трапезной были разрушены. Были утрачены также главы храма и колокольни. Здание сооружено из кирпича с широким использованием белого камня, снаружи оштукатурено; нижняя часть цоколя состоит из белокаменных блоков снизу, а верхняя - из отесанного гранита. Один из ярких памятников тверского культового зодчества в стиле позднего классицизма. | ||
[[Файл:«Казанская» в Беле-Кушальском1.jpg|мини|слева|«Казанская» | [[Файл:«Казанская» в Беле-Кушальском1.jpg|мини|слева|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»]] | ||
Церковь имеет продольно-осевую симметричную композицию. Четверик храма увенчан барабаном-ротондой с 12 арочными окнами и пологим куполом на ступенчатом аттике. Пониженный алтарь состоит из центральной полукруглой апсиды и фланкирующих ее прямоугольных жертвенника и дьяконника. Прямоугольная трапезная вытянута по поперечной оси. Высокая колокольня состоит из трех убывающих кверху четвериков с арочными проемами. Фасады храма строги и одновременно парадны. Основную роль играют равные четверику по высоте боковые портики с далеко отстоящими от стен четырьмя белокаменными колоннами тосканского ордера, триглифно-метопным фризом в широком антаблементе и треугольным фронтоном с мутулами в карнизе. На стене колоннам отвечают оригинальные трехъярусные пилястры, помещенные в простенках арочных проемов. Прямоугольные окна на флангах фасадов четверика заглублены в высокие ниши и завершены | Церковь имеет продольно-осевую симметричную композицию. Четверик храма увенчан барабаном-ротондой с 12 арочными окнами и пологим куполом на ступенчатом аттике. Пониженный алтарь состоит из центральной полукруглой апсиды и фланкирующих ее прямоугольных жертвенника и дьяконника. Прямоугольная трапезная вытянута по поперечной оси. Высокая колокольня состоит из трех убывающих кверху четвериков с арочными проемами. Фасады храма строги и одновременно парадны. Основную роль играют равные четверику по высоте боковые портики с далеко отстоящими от стен четырьмя белокаменными колоннами тосканского ордера, триглифно-метопным фризом в широком антаблементе и треугольным фронтоном с мутулами в карнизе. На стене колоннам отвечают оригинальные трехъярусные пилястры, помещенные в простенках арочных проемов. Прямоугольные окна на флангах фасадов четверика заглублены в высокие ниши и завершены сандриками-полочками на кронштейнах. Боковые части алтаря на две трети высоты покрыты ленточным рустом. Фасады трапезной с пятью прямоугольными проемами в средней части выделены трехоконным ризалитом, который завершен аттиком. Декор стилизован под первоначальные формы церкви: над окнами прямые и треугольные сандрики, фланги стен обработаны ленточным рустом. Колокольня наиболее нарядна по декору. Нижний ярус оформлен филенчатыми пилястрами, второй - колоннами, вставленными в углы и арки проемов, ленточным рустом на пилонахи рустованными архивольтами. Третий ярус с широкими лопатками завершен полуфронтонами с круглым отверстием резонатора. | ||
[[Файл:«Казанская» в Беле-Кушальском2.jpg|мини|справа|«Казанская» | [[Файл:«Казанская» в Беле-Кушальском2.jpg|мини|справа|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»]] | ||
В хорошо освещенном и просторном интерьере храма четыре широко расставленных пилона сложной формы несут при помощи подпружных арок и парусов купольную ротонду. Неглубокие рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками на торцах, угловые ячейки - крестовыми, у апсиды - коробовый свод С конхой и распалубками, а жертвенник и дьяконник перекрыты цилиндрическими сводами. Помещение трапезной разделено на нефы четырьмя парами крестообразных столбов, которые несли подпружные арки и поперечные коробовые своды с глубокими распалубками, Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Кирпичная лестница на ярус звона берет свое начало внутри западной стены старой трапезной и далее продолжается в северо-западном пилоне колокольни. Вход на нее расположен снаружи, на западном фасаде трапезной. | В хорошо освещенном и просторном интерьере храма четыре широко расставленных пилона сложной формы несут при помощи подпружных арок и парусов купольную ротонду. Неглубокие рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками на торцах, угловые ячейки - крестовыми, у апсиды - коробовый свод С конхой и распалубками, а жертвенник и дьяконник перекрыты цилиндрическими сводами. Помещение трапезной разделено на нефы четырьмя парами крестообразных столбов, которые несли подпружные арки и поперечные коробовые своды с глубокими распалубками, Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Кирпичная лестница на ярус звона берет свое начало внутри западной стены старой трапезной и далее продолжается в северо-западном пилоне колокольни. Вход на нее расположен снаружи, на западном фасаде трапезной. | ||
[[Файл:«Казанская» в Беле-Кушальском3.jpg|мини|слева|«Казанская» | [[Файл:«Казанская» в Беле-Кушальском3.jpg|мини|слева|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»]] | ||
Сохранившиеся в интерьере фрагментарно и в плохом состоянии росписи маслом, выполненные в 1875 г., являются своеобразным памятником монументального искусства с необычной трактовкой ряда сцен, выдержанных в духе академической живописи. Колорит сдержанный, холодный, преобладают бледно-зеленые, желто-коричневые и фиолетовые тона. В куполе изображена Церковь Казанская. План."Новозаветная Троица" и архангелы, в простенках барабана - апостолы, на парусах - евангелисты. На коробовом своде южного рукава написано "Благовещение" в насыщенных красных, коричневых и синих тонах, с изысканными по силуэту фигурами архангела Гавриила и Марии. На боковых стенах живопись расположена в два яруса. На северной стене, помимо традиционных изображений апостолов внизу и сцены "Явление Христа народу", с восточной стороны над окном написана необычная композиция "Благовестие Захарии". На южной стене расположены: вверху "Христос-отрок поучает во храме", внизу святые митрополиты, с восточной стороны вверху - "Встреча Марии и Елизаветы". Композиции богородичного цикла выделяются среди остальных изящными, удлиненными фигурами, как бы парящими над землей. На восточной стене над несохранившимся иконостасом помещены три композиции на тему "Страстей": "Распятие", "Моление о чаше" и "Положение во гроб". В конхе алтаря изображено "Сошествие Святого Духа", на северной стене - "Жертвоприношение Авраама" и "Неопалимая Купина". На пилонах колокольни фрагментарно сохранились фигуры апостолов Петра и Павла и ангелов со свитками. | Сохранившиеся в интерьере фрагментарно и в плохом состоянии росписи маслом, выполненные в 1875 г., являются своеобразным памятником монументального искусства с необычной трактовкой ряда сцен, выдержанных в духе академической живописи. Колорит сдержанный, холодный, преобладают бледно-зеленые, желто-коричневые и фиолетовые тона. В куполе изображена Церковь Казанская. План."Новозаветная Троица" и архангелы, в простенках барабана - апостолы, на парусах - евангелисты. На коробовом своде южного рукава написано "Благовещение" в насыщенных красных, коричневых и синих тонах, с изысканными по силуэту фигурами архангела Гавриила и Марии. На боковых стенах живопись расположена в два яруса. На северной стене, помимо традиционных изображений апостолов внизу и сцены "Явление Христа народу", с восточной стороны над окном написана необычная композиция "Благовестие Захарии". На южной стене расположены: вверху "Христос-отрок поучает во храме", внизу святые митрополиты, с восточной стороны вверху - "Встреча Марии и Елизаветы". Композиции богородичного цикла выделяются среди остальных изящными, удлиненными фигурами, как бы парящими над землей. На восточной стене над несохранившимся иконостасом помещены три композиции на тему "Страстей": "Распятие", "Моление о чаше" и "Положение во гроб". В конхе алтаря изображено "Сошествие Святого Духа", на северной стене - "Жертвоприношение Авраама" и "Неопалимая Купина". На пилонах колокольни фрагментарно сохранились фигуры апостолов Петра и Павла и ангелов со свитками.<ref>Добровольский. с. 28-29; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 142 об., Д. 16554. Л. 355; Оп. 3. Д. 2882; Ф. 466. Оп. 1. Д. 83800; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6793. | ||
(По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. 2006.)</ref> | |||
== Современное состояние == | == Современное состояние == | ||
Строка 31: | Строка 29: | ||
'''Телефон:''' [tel:+79206992483 +7 (920) 699-24-83] | '''Телефон:''' [tel:+79206992483 +7 (920) 699-24-83] | ||
'''Проезд:''' | '''Проезд:''' от г. Тверь автобусом "Тверь-Орша" (от автовокзала) или №119 (от ж/д вокзала) до с. Беле-Кушальского. Церковь стоит у самой дороги. | ||
от г. Тверь автобусом "Тверь-Орша" (от автовокзала) или №119 (от ж/д вокзала) до с. Беле-Кушальского. Церковь стоит у самой дороги. | |||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
Строка 41: | Строка 36: | ||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | <gallery> | ||
«Казанская» в Беле-Кушальском0.jpg | «Казанская» в Беле-Кушальском0.jpg|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» | ||
«Казанская» в Беле-Кушальском11.jpg | «Казанская» в Беле-Кушальском11.jpg|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» | ||
«Казанская»_в_Беле-Кушальском5.jpeg | «Казанская»_в_Беле-Кушальском5.jpeg|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» | ||
-«Казанская» в Беле-Кушальском8.jpg | -«Казанская» в Беле-Кушальском8.jpg|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» | ||
-«Казанская» в Беле-Кушальском9.jpg | -«Казанская» в Беле-Кушальском9.jpg|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» | ||
«Казанская» в Беле-Кушальском9.jpg | «Казанская» в Беле-Кушальском9.jpg|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» | ||
-«Казанская» в Беле-Кушальском10.jpg | -«Казанская» в Беле-Кушальском10.jpg|Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская» | ||
</gallery> | </gallery> | ||
Текущая версия от 14:34, 10 ноября 2020
Каменный храм сооружен в 1824-42 годах. Сохранившиеся в интерьере фрагментарно и в плохом состоянии росписи маслом, являются своеобразным памятником монументального искусства с необычной трактовкой ряда сцен, выдержанных в духе академической живописи.
История[править | править код]
Церковь расположена на северной окраине села, на кладбище и доминирует в окружающем равнинном пейзаже. Была построена рядом с деревянной Казанской церковью 1759 г., разобранной в 1854 г. Каменный храм, место для которого освидетельствовал тверской губернский архит. Н.Н. Легранд (возможно, автор проекта), сооружен в 1824-42 гг. (приделы освящены в 1847 г.) на средства прихожан, в том числе помещика У.И. Мартынова. В 1902-03 гг. по проекту архит. А.П. Федорова трапезная в обе стороны расширена приделами Иоанна Предтечи и Дмитрия Солунского. При этом боковые стены первоначальной трапезной были разобраны, в их линии поставлены две пары столбов с использованием старой кладки, выложены новые подпружные арки и своды, повторившие прежние конструкции. В 1930-н годы храм был закрыт. В советское время своды и столбы в трапезной были разрушены. Были утрачены также главы храма и колокольни. Здание сооружено из кирпича с широким использованием белого камня, снаружи оштукатурено; нижняя часть цоколя состоит из белокаменных блоков снизу, а верхняя - из отесанного гранита. Один из ярких памятников тверского культового зодчества в стиле позднего классицизма.
Церковь имеет продольно-осевую симметричную композицию. Четверик храма увенчан барабаном-ротондой с 12 арочными окнами и пологим куполом на ступенчатом аттике. Пониженный алтарь состоит из центральной полукруглой апсиды и фланкирующих ее прямоугольных жертвенника и дьяконника. Прямоугольная трапезная вытянута по поперечной оси. Высокая колокольня состоит из трех убывающих кверху четвериков с арочными проемами. Фасады храма строги и одновременно парадны. Основную роль играют равные четверику по высоте боковые портики с далеко отстоящими от стен четырьмя белокаменными колоннами тосканского ордера, триглифно-метопным фризом в широком антаблементе и треугольным фронтоном с мутулами в карнизе. На стене колоннам отвечают оригинальные трехъярусные пилястры, помещенные в простенках арочных проемов. Прямоугольные окна на флангах фасадов четверика заглублены в высокие ниши и завершены сандриками-полочками на кронштейнах. Боковые части алтаря на две трети высоты покрыты ленточным рустом. Фасады трапезной с пятью прямоугольными проемами в средней части выделены трехоконным ризалитом, который завершен аттиком. Декор стилизован под первоначальные формы церкви: над окнами прямые и треугольные сандрики, фланги стен обработаны ленточным рустом. Колокольня наиболее нарядна по декору. Нижний ярус оформлен филенчатыми пилястрами, второй - колоннами, вставленными в углы и арки проемов, ленточным рустом на пилонахи рустованными архивольтами. Третий ярус с широкими лопатками завершен полуфронтонами с круглым отверстием резонатора.
В хорошо освещенном и просторном интерьере храма четыре широко расставленных пилона сложной формы несут при помощи подпружных арок и парусов купольную ротонду. Неглубокие рукава внутреннего креста перекрыты коробовыми сводами с распалубками на торцах, угловые ячейки - крестовыми, у апсиды - коробовый свод С конхой и распалубками, а жертвенник и дьяконник перекрыты цилиндрическими сводами. Помещение трапезной разделено на нефы четырьмя парами крестообразных столбов, которые несли подпружные арки и поперечные коробовые своды с глубокими распалубками, Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. Кирпичная лестница на ярус звона берет свое начало внутри западной стены старой трапезной и далее продолжается в северо-западном пилоне колокольни. Вход на нее расположен снаружи, на западном фасаде трапезной.
Сохранившиеся в интерьере фрагментарно и в плохом состоянии росписи маслом, выполненные в 1875 г., являются своеобразным памятником монументального искусства с необычной трактовкой ряда сцен, выдержанных в духе академической живописи. Колорит сдержанный, холодный, преобладают бледно-зеленые, желто-коричневые и фиолетовые тона. В куполе изображена Церковь Казанская. План."Новозаветная Троица" и архангелы, в простенках барабана - апостолы, на парусах - евангелисты. На коробовом своде южного рукава написано "Благовещение" в насыщенных красных, коричневых и синих тонах, с изысканными по силуэту фигурами архангела Гавриила и Марии. На боковых стенах живопись расположена в два яруса. На северной стене, помимо традиционных изображений апостолов внизу и сцены "Явление Христа народу", с восточной стороны над окном написана необычная композиция "Благовестие Захарии". На южной стене расположены: вверху "Христос-отрок поучает во храме", внизу святые митрополиты, с восточной стороны вверху - "Встреча Марии и Елизаветы". Композиции богородичного цикла выделяются среди остальных изящными, удлиненными фигурами, как бы парящими над землей. На восточной стене над несохранившимся иконостасом помещены три композиции на тему "Страстей": "Распятие", "Моление о чаше" и "Положение во гроб". В конхе алтаря изображено "Сошествие Святого Духа", на северной стене - "Жертвоприношение Авраама" и "Неопалимая Купина". На пилонах колокольни фрагментарно сохранились фигуры апостолов Петра и Павла и ангелов со свитками.[1]
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время службы в храме возобновлены, более пяти лет идут ремонтно-восстановительные работы.
Престольные праздники[править | править код]
Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" - 21 июля, 4 ноября
Иоанн Предтеча, пророк - 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор
Димитрий Солунский, великомученик - 8 ноября
Контакты[править | править код]
Адрес: 170512, Тверская обл., Калининский р-он, с. Беле-Кушальское, д. 118
Телефон: +7 (920) 699-24-83
Проезд: от г. Тверь автобусом "Тверь-Орша" (от автовокзала) или №119 (от ж/д вокзала) до с. Беле-Кушальского. Церковь стоит у самой дороги.
Паломнику[править | править код]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Фото[править | править код]
-
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
-
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
-
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
-
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
-
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
-
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
-
Церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
Ссылки[править | править код]
Сайт: http://beleku.ru/
Церковь в честь иконы Божией Матери "Казанская"
- ↑ Добровольский. с. 28-29; ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 16481. Л. 142 об., Д. 16554. Л. 355; Оп. 3. Д. 2882; Ф. 466. Оп. 1. Д. 83800; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р-III. № 6793. (По материалам официального сайта Тверской епархии и книги Свод памятников архитектуры и монументального искусства России / Гос. ин-т искусствознания Федерального агенства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997. (Свод памятников истории и культуры России). Тверская область: в 6 ч. Ч. 2 / [отв. ред. Г.К. Смирнов]. 2006.)