(не показано 28 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1:
Строка 1:
{{Населённый пункт}}
{{Населённый пункт}}
'''А́страхань''' — город в России, административный центр Астраханской области. Старейший экономический и культурный центр Нижнего Поволжья и Прикаспия. Часто называется южным форпостом России и Каспийской столицей. Входит в число 115 городов России, признанных исторически ценными.
'''А́страхань''' — город в России, административный центр [[Астраханская область|Астраханской области]]. Старейший экономический и культурный центр Нижнего Поволжья и Прикаспия. Часто называется южным форпостом России и Каспийской столицей. Входит в число 115 городов России, признанных исторически ценными.
Город располагается в верхней части дельты Волги, на 11 островах Прикаспийской низменности. Расстояние до Москвы по автодороге составляет 1411 км. Город разделён на 4 административных района: Кировский, Советский, Ленинский и Трусовский. Население города — 532 699 чел. (2015). Площадь города 208,7 км². Издавна город считался мультикультурным. Сегодня в Астрахани проживают представители более 100 национальностей, 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур.
Город располагается в верхней части дельты Волги, на 11 островах Прикаспийской низменности. Расстояние до Москвы по автодороге составляет 1411 км. Город разделён на 4 административных района: Кировский, Советский, Ленинский и Трусовский. Население города — 532 699 чел. (2015). Площадь города 208,7 км². Издавна город считался мультикультурным. Сегодня в Астрахани проживают представители более 100 национальностей, 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур.
<p style="text-align:justify">В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].</p>
<p style="text-align:justify">Одно из первых свидетельств о распространении православного христианства на территории Астраханского края относится к 1261 г. -периоду основания епископской кафедры в столице Золотой Орды -Сарае. Возможно, принятая мера была обусловлена стремлением иметь у себя представителя русского митрополита, через которого удавалось бы поддерживать контакты с Византией. Саранская епископия играла важную роль не только в распространении православия, но и способствовала налаживанию плодотворных дипломатических отношений, в том числе между Русскими княжествами и Золотой Ордой. При реше-нии ряда вопросов, в т.ч. посредничестве в переговорах, церковь, в пер-вую очередь, учитывала общегосударственные задачи.</p>
Новая страница истории христианства в Астрахани начинается с момента присоединения Астраханского ханства к России. В этот период одним из выдающихся миссионеров стал основатель первого (Троицкого) монастыря игумен Кирилл, пользовавшийся огромным уважением среди всего многонационального населения края.
<p style="text-align:justify">В 1555 г. после выделения самостоятельной Казанской епархии во главе с епископом Гурием в 1602 г. из нее была выделена Астраханская епархия. Первым Астраханским владыкой стал архиепископ Астраханский и Терской Феодосии (1602-1607).</p>
<p style="text-align:justify">В «смутное время», когда Гришка Отрепьев выдавал себя за убиенного царевича Дмитрия, архиепископ Феодосии стал одним из наиболее мужественных обличителей самозванца. Не страшась возможных гонений, владыка убеждал свою астраханскую паству не поддерживать Отрепьева и не учинять бунта.</p>
Сторонники Лжедмитрия пленили Феодосия и отправили его в столицу. В Москве владыка не отступился ни от одного своего слова.
<p style="text-align:justify">Представ перед Лжедмитрием, архиепископ Феодосии произнес: «Ведаю, что ты называешься царем, но прямое твое имя Бог весть, ибо прирожденный царевич Димитрий Иоаннович убиен в Угличе и мощи его тамо». Видя твердость Астраханского архиерея, Лжедмитрий только смог отослать архипастыря на патриарший двор, где, как известно, Феодосии продолжал и далее обличать самозванца.</p>
<p style="text-align:justify">После казни Григория Отрепьева царь Василий Иоаннович Шуйский направил Феодосия в Углич для перенесения мощей царевича Дмитрия I в Москву, а затем с почестями отпустил владыку в Астрахань.</p>
<p style="text-align:justify">Вторым Астраханским владыкою стал митрополит Онуфрий. Именно он распорядился построить храм во имя Казанской Божией Матери и память освобождения Астрахани от Ивана Заруцкого.</p>
<p style="text-align:justify">В трудное время для Астрахани и России жил митрополит Иосиф. Во время бунта Степана Разина митрополит Иосиф просил астраханцев не творить бесчинств и не вставать на путь разбоя и убийства.</p>
<p style="text-align:justify">После многочисленных угроз в адрес владыки, который укрывал в своем доме людей, приговоренных разинцами к казни, атаман Васька Ус с помощью палача Ларьки подвергли митрополита Иосифа пыткам, а затем возвели его на раскат и сбросили вниз. Митрополит Иосиф был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Его память чтиться 11 (24) мая вместе с равноапостольными словенскими учителями Кириллом и Мефодием.</p>
<p style="text-align:justify">Митрополит Сампсон во время бунта с крестом вошел в Астрахань и остановил возмущение народа, а затем испросил у властей помилования для астраханцев. Благодаря трудам владыки в Астрахани был возведен прекрасный Успенский кафедральный Собор.</p>
<p style="text-align:justify">В 1771 г. к Астрахани подошли войска Пугачева. По аналогии с Отрепьевым, Емельян Пугачев выдавал себя за умершего царевича Петра III. В это время правящим архиереем был епископ Мефодий, который смог убедить народ не поддерживать бунтарей и остаться верным властям. В знак благодарности, императрица Екатирина II весь суд над астраханцами отдала в руки владыки, сказав: «Что он над ними сделает, тому так и быть».</p>
<p style="text-align:justify">В 1916 г. Астраханскую кафедру был назначен выдающийся церковный и государственный деятель архиепископ Митрофан (Красно-польский). Член III Государственной Думы, основной докладчик на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917 г.) по вопросу восстановления патриаршества и канонизации убиенного митрополита Иосифа, владыка Митрофан был известен всей России.</p>
<p style="text-align:justify">В период гражданской войны в Астрахани усилились репрессии на духовенство. Были расстреляны одиннадцать человек - причт и совет церкви села Карантинного. 2 (15) марта расстрелян староста Князь-Владимирской церкви Алексей Иванович Кочкарев - неграмотный конопатчик.</p>
<p style="text-align:justify">25 (7) марта, в день Благовещения, владыка совершал литургию в Благовещенском монастыре и в проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей», а после литургии совершил панихиду по убиенным. За подобные обличения властей владыка Митрофан по приказу начальника ЧК Атарбекова 23 июня 1919 г. был расстрелян вместе с викарием епископом Царевским Леонтием.</p>
== Монастыри ==
== Монастыри ==
===[[Название монастыря]]===
=== [[Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань)|Иоанно-Предтеченский мужской монастырь]] ===
[[Файл:File.jpg|250px|thumb|right]]
[[Файл:Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань).jpg|мини|справа||alt=Астрахань, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Астрахань)]]
<p style="text-align:justify">Описание</p>
<div class="clear"></div>
Мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви в городе Астрахань.
[[Название_монастыря_(город)|Подробнее...]]
Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги).
В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года — заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи.
В 1919 году монастырь был закрыт.
В 1992 году — началось восстановление обители. В 1995 году монастырь окончательно передан Церкви. 22 февраля 1995 г. указом Патриарха Алексия II монастырь получил официальный статус.
Благовещенский женский монастырь в Астрахани относится к Астраханской и Енотаевской епархии. Он был основан в начале 17 в., а в начале 18 в. был перенесен на место упраздненного Вознесенского мужского монастыря.
В 1722 г. на территорию монастыря была перенесена деревянная церковь в честь Апостола Иоанна Богослова, ранее стоявшая в Астраханском кремле.
Вместе с церковью в монастырь была перевезена и особо чтимая икона Богоматери «Живоносный источник».
'''Адрес''': г. Астрахань, сев.-зап. угол ул. Советская и ул. Калинина
[[Благовещенский женский монастырь (Астрахань)|Подробнее...]]
== Храмы ==
== Храмы ==
===[[Название храма]]===
[[Астрахань (храмы)|Основные храмы Астрахани]]
[[Файл:File.jpg|250px|thumb|right]]
<p style="text-align:justify">Описание</p>
=== [[Успенский кафедральный собор (Астрахань)]] ===
<div class="clear"></div>
[[Файл:Успенский собор Астрахань9.jpg|мини|справа|alt=Астрахань, Успенский собор Астрахань9]]
[[Название_храма_(город)|Подробнее...]]
Успе́нский собо́р — крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699—1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон.
Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
'''Адрес:''' город Астрахань, улица Тредиаковского, дом 2, Кремль.
'''Проезд:''' на любом транспорте, маршрут которого проходит через центр города (остановки пл.Ленина, пл.Октябрьская).
[[Успенский кафедральный собор (Астрахань)|Подробнее...]]
=== [[Покровский кафедральный собор (Астрахань)]] ===
[[Файл:Покровский собор Астрахань1.jpg|мини|справа|alt=Астрахань, Покровский собор Астрахань1]]
Строительство Покровского Собора тесно связано с историей северной окраины города Астрахани. В древности вся северная часть города была незаселена. Первоначально это место именовалось «Болдинский остров», так как находилось в междуречье рек Волги, Болды и Кутума.
Север Болдинского острова оказался очень удобным вфортификационном отношении. Но вскоре выяснилось, что это место благословлено Богом и для трудов духовных. По преданию, после начала в Астрахани «свадебного бунта»,митрополит Сампсон был вынужден скрыться из города и несколько месяцев «утаиваться» от мятежников в Болдинской степи. Тогда-то он и приметил место у слияния Волги и Болды, которые ему очень понравились по своему уединенному местоположению, направляющему ум к молитве и духовным размышлениям.
В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк, отчего и сама слобода все чаще стала называться «Казанской». Позже здесь стали селиться «своими домами астраханские купцы и прочие горожане».
В 1753 году горожане просили разрешения выстроить свой храм. А в 1769 году освященный храм был назван в честь Казанской иконы Божией Матери, из-за почитания образа местными жителями, то ли вследствие старого наименования слободы. Как бы то ни было, но за слободой так и закрепилось название «Казанская», теперь уже в честь церкви.
'''Адрес''': Россия, г. Астрахань, ул. Пл. Покровская д.6
[[Покровский кафедральный собор (Астрахань)|Подробнее...]]
=== [[Владимирский собор (Астрахань)]] ===
[[Файл:Владимирский собор Астрахань.jpg|мини|справа|alt=Астрахань, Владимирский собор Астрахань]]
Решение о строительстве собора было принято Городской Думой Астрахани 8 июня 1888 года под председательством В. М. Лазаревского. Храм строился в честь 900-летия крещения Руси, как памятник этому знаменательному событию. Городская Дума приняла решение строить его в шестом участке города Астрахани, где проживало около 11 000 православных христиан. По всем вопросам строительства собора была создана комиссия, куда входили гласные Городской Думы. Они выбрали место будущего храма, на берегу Затона. Само место находилось в центре шестого участка и являлось большим пустырём. Также на выбор места строительства повлияло то, что собор будет воздвигнут на границе русской и татарской слобод. В этом случае храм будет выполнять миссионерские функции по приобщению татар-мусульман к православию, а также способствовал бы их ознакомлению с православным богослужением, крестными ходами, торжественными православными празднествами.
Проект петербургских гражданских инженеров В. А. Косякова и Н. Э. Икавитца был признан комиссией наиболее достойным на заседании 10 сентября 1890 года.
Храм должны были строить в год 900-летия крещения Руси, но из-за целого ряда проблем, таких как: медленный сбор пожертвований, неурожайный для России 1891 год, эпидемия холеры в Астрахани 1892 года, само строительство началось только в 1895 году.
'''Адрес:''' ул. Генерала Епишева, 4, Астрахань, Астраханская обл., Россия, 414024
<p style="text-align:justify">Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до Махачкалы можно на поезде и самолетом.</p>
<p style="text-align:justify">Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до Махачкалы можно на поезде и самолетом.</p>
== Гостиницы ==
== Где остановиться==
<p style="text-align:justify">В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].</p>
<p style="text-align:justify">В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].</p>
Строка 39:
Строка 134:
Файл:Астрахань 6.jpg
Файл:Астрахань 6.jpg
</gallery>
</gallery>
== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=FPEvtRXQHKI|230|left|Астрахань с высоты птичьего полета|frame
}}
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=bkCF_zkVoLw|230|left|Астрахань - город мечты|frame
}}
== Прочая информация ==
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=bkCF_zkVoLw|350|left|Астрахань - город мечты|frame}}
<p style="text-align:justify">В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].</p>
== Ссылки ==
[http://astreparh.ru Официальный сайт Астраханской Епархии]
А́страхань — город в России, административный центр Астраханской области. Старейший экономический и культурный центр Нижнего Поволжья и Прикаспия. Часто называется южным форпостом России и Каспийской столицей. Входит в число 115 городов России, признанных исторически ценными.
Город располагается в верхней части дельты Волги, на 11 островах Прикаспийской низменности. Расстояние до Москвы по автодороге составляет 1411 км. Город разделён на 4 административных района: Кировский, Советский, Ленинский и Трусовский. Население города — 532 699 чел. (2015). Площадь города 208,7 км². Издавна город считался мультикультурным. Сегодня в Астрахани проживают представители более 100 национальностей, 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур.
Одно из первых свидетельств о распространении православного христианства на территории Астраханского края относится к 1261 г. -периоду основания епископской кафедры в столице Золотой Орды -Сарае. Возможно, принятая мера была обусловлена стремлением иметь у себя представителя русского митрополита, через которого удавалось бы поддерживать контакты с Византией. Саранская епископия играла важную роль не только в распространении православия, но и способствовала налаживанию плодотворных дипломатических отношений, в том числе между Русскими княжествами и Золотой Ордой. При реше-нии ряда вопросов, в т.ч. посредничестве в переговорах, церковь, в пер-вую очередь, учитывала общегосударственные задачи.
Новая страница истории христианства в Астрахани начинается с момента присоединения Астраханского ханства к России. В этот период одним из выдающихся миссионеров стал основатель первого (Троицкого) монастыря игумен Кирилл, пользовавшийся огромным уважением среди всего многонационального населения края.
В 1555 г. после выделения самостоятельной Казанской епархии во главе с епископом Гурием в 1602 г. из нее была выделена Астраханская епархия. Первым Астраханским владыкой стал архиепископ Астраханский и Терской Феодосии (1602-1607).
В «смутное время», когда Гришка Отрепьев выдавал себя за убиенного царевича Дмитрия, архиепископ Феодосии стал одним из наиболее мужественных обличителей самозванца. Не страшась возможных гонений, владыка убеждал свою астраханскую паству не поддерживать Отрепьева и не учинять бунта.
Сторонники Лжедмитрия пленили Феодосия и отправили его в столицу. В Москве владыка не отступился ни от одного своего слова.
Представ перед Лжедмитрием, архиепископ Феодосии произнес: «Ведаю, что ты называешься царем, но прямое твое имя Бог весть, ибо прирожденный царевич Димитрий Иоаннович убиен в Угличе и мощи его тамо». Видя твердость Астраханского архиерея, Лжедмитрий только смог отослать архипастыря на патриарший двор, где, как известно, Феодосии продолжал и далее обличать самозванца.
После казни Григория Отрепьева царь Василий Иоаннович Шуйский направил Феодосия в Углич для перенесения мощей царевича Дмитрия I в Москву, а затем с почестями отпустил владыку в Астрахань.
Вторым Астраханским владыкою стал митрополит Онуфрий. Именно он распорядился построить храм во имя Казанской Божией Матери и память освобождения Астрахани от Ивана Заруцкого.
В трудное время для Астрахани и России жил митрополит Иосиф. Во время бунта Степана Разина митрополит Иосиф просил астраханцев не творить бесчинств и не вставать на путь разбоя и убийства.
После многочисленных угроз в адрес владыки, который укрывал в своем доме людей, приговоренных разинцами к казни, атаман Васька Ус с помощью палача Ларьки подвергли митрополита Иосифа пыткам, а затем возвели его на раскат и сбросили вниз. Митрополит Иосиф был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Его память чтиться 11 (24) мая вместе с равноапостольными словенскими учителями Кириллом и Мефодием.
Митрополит Сампсон во время бунта с крестом вошел в Астрахань и остановил возмущение народа, а затем испросил у властей помилования для астраханцев. Благодаря трудам владыки в Астрахани был возведен прекрасный Успенский кафедральный Собор.
В 1771 г. к Астрахани подошли войска Пугачева. По аналогии с Отрепьевым, Емельян Пугачев выдавал себя за умершего царевича Петра III. В это время правящим архиереем был епископ Мефодий, который смог убедить народ не поддерживать бунтарей и остаться верным властям. В знак благодарности, императрица Екатирина II весь суд над астраханцами отдала в руки владыки, сказав: «Что он над ними сделает, тому так и быть».
В 1916 г. Астраханскую кафедру был назначен выдающийся церковный и государственный деятель архиепископ Митрофан (Красно-польский). Член III Государственной Думы, основной докладчик на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917 г.) по вопросу восстановления патриаршества и канонизации убиенного митрополита Иосифа, владыка Митрофан был известен всей России.
В период гражданской войны в Астрахани усилились репрессии на духовенство. Были расстреляны одиннадцать человек - причт и совет церкви села Карантинного. 2 (15) марта расстрелян староста Князь-Владимирской церкви Алексей Иванович Кочкарев - неграмотный конопатчик.
25 (7) марта, в день Благовещения, владыка совершал литургию в Благовещенском монастыре и в проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей», а после литургии совершил панихиду по убиенным. За подобные обличения властей владыка Митрофан по приказу начальника ЧК Атарбекова 23 июня 1919 г. был расстрелян вместе с викарием епископом Царевским Леонтием.
Мужской монастырь Астраханской епархии Русской православной церкви в городе Астрахань.
Монастырь основан в 1688 году на средства Астраханского митрополита Савватия вне Белого города, на Ивановской улице, за рекой Кутум (рукав Волги).
В 1723 году был упразднен и обращён в лазарет; в 1727 году восстановлен. С 1764 года — заштатный, необщежительный монастырь. Храм один, каменный, во имя Иоанна Предтечи (построен в 1697 году). В храме находилась особо чтимая икона Иоанна Предтечи.
В 1919 году монастырь был закрыт.
В 1992 году — началось восстановление обители. В 1995 году монастырь окончательно передан Церкви. 22 февраля 1995 г. указом Патриарха Алексия II монастырь получил официальный статус.
Благовещенский женский монастырь в Астрахани относится к Астраханской и Енотаевской епархии. Он был основан в начале 17 в., а в начале 18 в. был перенесен на место упраздненного Вознесенского мужского монастыря.
В 1722 г. на территорию монастыря была перенесена деревянная церковь в честь Апостола Иоанна Богослова, ранее стоявшая в Астраханском кремле.
Вместе с церковью в монастырь была перевезена и особо чтимая икона Богоматери «Живоносный источник».
Адрес: г. Астрахань, сев.-зап. угол ул. Советская и ул. Калинина
Успе́нский собо́р — крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699—1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон.
Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Адрес: город Астрахань, улица Тредиаковского, дом 2, Кремль.
Строительство Покровского Собора тесно связано с историей северной окраины города Астрахани. В древности вся северная часть города была незаселена. Первоначально это место именовалось «Болдинский остров», так как находилось в междуречье рек Волги, Болды и Кутума.
Север Болдинского острова оказался очень удобным вфортификационном отношении. Но вскоре выяснилось, что это место благословлено Богом и для трудов духовных. По преданию, после начала в Астрахани «свадебного бунта»,митрополит Сампсон был вынужден скрыться из города и несколько месяцев «утаиваться» от мятежников в Болдинской степи. Тогда-то он и приметил место у слияния Волги и Болды, которые ему очень понравились по своему уединенному местоположению, направляющему ум к молитве и духовным размышлениям.
В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк, отчего и сама слобода все чаще стала называться «Казанской». Позже здесь стали селиться «своими домами астраханские купцы и прочие горожане».
В 1753 году горожане просили разрешения выстроить свой храм. А в 1769 году освященный храм был назван в честь Казанской иконы Божией Матери, из-за почитания образа местными жителями, то ли вследствие старого наименования слободы. Как бы то ни было, но за слободой так и закрепилось название «Казанская», теперь уже в честь церкви.
Адрес: Россия, г. Астрахань, ул. Пл. Покровская д.6
Решение о строительстве собора было принято Городской Думой Астрахани 8 июня 1888 года под председательством В. М. Лазаревского. Храм строился в честь 900-летия крещения Руси, как памятник этому знаменательному событию. Городская Дума приняла решение строить его в шестом участке города Астрахани, где проживало около 11 000 православных христиан. По всем вопросам строительства собора была создана комиссия, куда входили гласные Городской Думы. Они выбрали место будущего храма, на берегу Затона. Само место находилось в центре шестого участка и являлось большим пустырём. Также на выбор места строительства повлияло то, что собор будет воздвигнут на границе русской и татарской слобод. В этом случае храм будет выполнять миссионерские функции по приобщению татар-мусульман к православию, а также способствовал бы их ознакомлению с православным богослужением, крестными ходами, торжественными православными празднествами.
Проект петербургских гражданских инженеров В. А. Косякова и Н. Э. Икавитца был признан комиссией наиболее достойным на заседании 10 сентября 1890 года.
Храм должны были строить в год 900-летия крещения Руси, но из-за целого ряда проблем, таких как: медленный сбор пожертвований, неурожайный для России 1891 год, эпидемия холеры в Астрахани 1892 года, само строительство началось только в 1895 году.
Адрес: ул. Генерала Епишева, 4, Астрахань, Астраханская обл., Россия, 414024