Часть первая
Китай… Бетонно-стеклянные небоскребы и маленькие деревянные домики с резными крышами. Здесь были изобретены бумага, порох, компас и мороженое. Эта страна поражает своей необычностью, тысячелетней историей и вековыми традициями, которые живы по сей день.
Считается, что христианство пришло на китайские земли в I веке, вместе с апостолом Фомой. Православие же появилось здесь во второй половине XVII столетия.
Албазинцы
После взятия монголами древнего Киева тысячи пленных попали в глубинные районы Азии.
Албазино — первое русское поселение на Амуре (ныне это Амурская область России). В 1665 году здесь была построена пограничная крепость. Спустя некоторое время в острог Албазин прибыл старец Гермоген. В 1671 году совместно с албазинцами он заложил близ острога православную обитель во имя Всемилостивого Спаса, а также церковь в честь Воскресения Господня. (Албазинской также называется одна из чудотворных икон Пресвятой Богородицы — покровительница Дальнего Востока и Восточной Сибири.)
Однако китайский император старался вытеснить русских с берегов Амура. В 1685 году русский форпост был захвачен, а около полусотни казаков вместе с семьями взяты в плен и отправлены в Пекин, где им выделили участок земли близ городской крепостной стены. Кроме этого, часть албазинцев составила особую императорскую роту. Среди тех, кто попал из Абазина в Пекин, был и «белый соборный поп» — священник Максим Леонтьев. Именно с него началась непростая история Российской духовной миссии в Поднебесной. Саму же миссию официально утвердил император Петр I в 1712 году.
Китайский император Канси отдал распоряжение перестроить ламаистскую кумирню (буддийский монастырь-университет) в Пекине в православную часовню в честь святителя Николая Чудотворца. С тех пор православные Китая особо почитают этого святого.
Несмотря на небольшую численность, влияние среды, а также смешанные браки, потомкам албазинцев удалось сохранить православную веру.
В XVIII веке в Китае была утверждена епископская кафедра. А митрополиту Филофею, управлявшему тогда Сибирской епархией, пришла мысль отправить в Китай архиерея. Он написал князю Гагарину о необходимости прославления имени Божия среди китайцев, для чего незамедлительно нужен добрый и мудрый человек. Так первым православным епископом в Китае был назначен святитель Иннокентий (Кульчицкий) , однако на саму китайскую землю он так и не ступил…
Православие в те годы было не единственной христианской деноминацией на китайских землях. Немало было иезуитов, доминиканцев и францисканцев. К 1860 году в Китае насчитывалось только около 200 православных.
В 1864 году с открытием Русского Посольства в Пекине Русская духовная миссия больше не должна была исполнять никаких дипломатических функций, и ее члены занялись переводами на китайский язык богослужебной литературы.
Начало XX века стало периодом расцвета Пекинской миссии. Было возведено 37 храмов, существовало не менее 40 проповеднических точек, действовало пять епархий; были открыты православная семинария, два десятка мужских и женских религиозных школ, библиотека, на трех языках (русском, китайском и английском) выпускался журнал «Китайский благовестник», велась благотворительная деятельность.
Но благоприятное время длилось недолго… Так называемое боксерское восстание 1899–1901 годов принесло огромные потери: к этому времени в Китае насчитывалась тысяча православных, и потеряно из них было триста. Кто-то отрекся, но двести двадцать два православных христианина стали мучениками и исповедниками за веру.
«Боксерское восстание»
1900 год — трагический в истории Китая, год жесточайшего выступления ихэтуаней — по своей сути религиозного движения, которое в Европе по неудачному переводу англичан более известно как «боксерское восстание». Оно было направлено против иностранцев, чье влияние на жизнь Китайской империи во многом усилилось с проникновением западных миссионеров. Идеологией этого восстания было антихристианство. Чудом спасшийся сын убитого ихэтуанями китайца-священномученика Митрофания Цзичуня (первый священник-китаец, рукоположенный в Японии святителем Николаем Японским) протоиерей Сергий Чан спустя время написал: «Это была своеобразная община, которая прельщала народ своим учением о сверхъестественных силах для возвышения Китая и истребления иностранцев, которых называли бесами, а принявших Крещение китайцев — их исчадиями; некрещеных, но общавшихся с иностранцами — вторыми исчадиями; а боксеры считались небесным воинством».
Ихэтуани устраивали собственные кумирни и совершали жертвоприношения. Вплоть до весны 1900 года официальная власть Китая поддерживала иностранные Миссии, но уже летом императрица Цыси отдала приказ поддержать восстание в столице. Были казнены те, на кого пало подозрение в связях с иностранцами.
Мятежники сжигали не только жилища европейцев, но и целые кварталы, где проживали китайцы-христиане. Боксеры подстрекали кричать всем ша — «убивай»… По всему Пекину слышались крики и стоны.
Перед приходом боксеров китайские солдаты, поставленные охранять Русскую миссию, начали стрелять из ружей, а затем вместе с пришедшими людьми разграбили подворье и подожгли.
Главным днем мученической кончины православных китайцев стало 11 июня (24 июня по новому стилю) 1900 года. Вот что писал об этом начальник Миссии: «Еще накануне по всем улицам расклеены были прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от Православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Страшна была их участь. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах. По свидетельству самих язычников-очевидцев, некоторые из православных китайцев встречали смерть с изумительным самоотвержением. Православный катехизатор Павел Ван умер мученически с молитвой на устах. Учительница школы Миссии Ия Вэнь была мучима дважды. В первый раз боксеры изрубили ее и полуживую забросали землей. Когда она очнулась, ее стоны услышал сторож (язычник) и перенес ее в свою будку. Но спустя некоторое время боксеры вновь схватили ее и на этот раз замучили до смерти. В обоих случаях Ия Вэнь радостно исповедовала Христа перед своими мучителями…»
Среди пострадавших за Христа были и потомки первых албазинцев. Многие христиане, спасаясь от смерти, оказались в доме священника Митрофана. Здесь были и те, кто не любил отца Митрофана, но он не выгонял никого, утешал малодушных. Вечером 10 июня солдаты и боксеры окружили дом священника. На тот момент внутри находилось 70 христиан; часть из них смогли убежать, оставшиеся были замучены. Отцу Митрофану боксеры искололи грудь. Позже иеромонах Авраамий подобрал его тело, и в 1903 году оно было положено в храме мучеников под алтарем, с другими мучениками.
У отца Митрофана были жена Татиана и три сына: старший Исайя, второй Сергий (теперь он протоиерей) и третий Иван. В тот трагический вечер матушка Татиана смогла спастись, но наутро вместе с другими была казнена, ей отсекли голову. Их старший сын был казнен еще раньше, ему также отсекли голову. А его девятнадцатилетняя невеста по имени Мария за несколько дней до боксерского погрома пришла в дом к отцу Митрофану, изъявив желание умереть в семье своего жениха. Средний сын отца Митрофана, Сергий, не единожды пытался отговорить ее от такого шага, но девушка отказалась изменить свое решение. Младший сын отца Митрофана, Иван, которому на момент восстания было 8 лет, также претерпел невероятные мучения: боксеры отрубили ему пальцы на ногах, разрубили плечи, отрезали нос и уши. Мария, которая на тот момент еще была жива, спрятала мальчика в отхожем месте. Когда отрока спрашивали, больно ли ему, он отвечал, что за Христа страдать не больно. Вскоре он снова был взят боксерами.
Иннокентий Фань, эконом церкви, также был убит, а его жена с сыном Евмением и двумя дочерьми, Софией и Надеждой, были убиты и брошены в колодец.
Ия Вэнь, руководительница школы Албазинских девиц и наставница приходящих к вере Христовой, также замучена до смерти.
Убита семья Мирона и Марии Жуй вместе с восьмью детьми — Марфой, Анастасией, Евдокией, Иннокентием, Саввой, Нилом, Марией и Еленой.
Пожилой китаец Андрей Чжу, недавно принявший Крещение и работавший над печатанием Часослова и Псалтири, узнав о надвигавшемся боксерском восстании, как ни в чем не бывало остался работать. Там и был убит.
Вдова и мать Екатерина Чжунь со всеми своими детьми (Витт, Матвей, Никифор, Кирилл, Васса, Елена), которые помогали проповедовать Евангелие, также были убиты.
Афанасий А, переплетчик и клиросный певчий, сказал боксерам, которые вели его на смерть, что пусть сделают это здесь — во дворе Миссии, в которой он духовно родился.
Капитон Ин, знатный маньчжур из царствующей династии, работавший типографским печатником при Миссии, а также являвшийся нотным писцом и певчим, — убит.
Албазинец Симеон Си, всю жизнь проживший при Миссии, отливавший свечи, выпекавший просфоры для литургии, звонивший в колокола, — убит.
Климент Куй, алтарник, — убит.
Афанасий Шуан, чтец Апостола, — убит.
Албазинка Анна Жуй — убита в собственном доме.
Алексей Чжань-Фу-Жунь, сторож деревенской церкви, — убит вместе со своими домашними.
Почтенные старцы, в числе которых Кир Чжан, Анна Чжан, Иона Гуй, Ольга А, Елена Хо, Анна Линь, Иосиф Фу, также были убиты.
Сергий Филиппов Чжан, певчий Успенской церкви, — убит.
И это лишь малая часть погибших в 1900 году православных китайцев. 11 октября 1901 года начальник Пекинской духовной миссии представил поименный список 222 православных китайцев, убиенных за веру, и попросил разрешения устроить храм в честь Всех Святых Мучеников Православной Церкви на месте уничтоженной церкви в Пекине, где располагался бы склеп для погребения убиенных православных китайцев. Указом Святейшего Синода № 2874 от 22 апреля 1902 года было установлено празднование китайским новомученикам. Их останки были погребены в усыпальнице храма, освященного в их честь. Многие из них оказались нетленны. В том же году Святейший Синод канонизировал 222-х китайских мучеников.
Начальником Российской духовной миссии в Китае был назначен архимандрит Иннокентий (Фигуровский) и возведен в сан епископа.
Жизнь после восстания
С 1905 по 1913 год были предприняты поездки в отдаленные уголки Китая с миссией крещения китайцев.
Одним из ярких проповедников Евангелия в Китае тех лет был священник Михаил Тан. Он духовно окормлял 600 православных китайцев в 40 местностях. Это было непросто — важнейшим препятствием к принятию Православия считалось существующее на китайских землях конфуцианство.
Большей частью проповедовать приходилось крестьянам. Поскольку Миссия не имела достаточного денежного обеспечения из России, то и миссионерские станы действовали только в тех районах, где само население могло их обеспечить. Так, в уезде Мяньян миссионерская школа функционировала за счет православных торговцев Капитона и Евгения Чэнь. Миссионерские школы предоставляли возможность бесплатно обучаться (большинство населения было неграмотным) и в дальнейшем получить работу при Миссии.
К 1915 году в миссионерских станах китайскими учителями обучалось более 400 учеников.
Часто сами крестьяне просили православного служителя совершить над ними таинство Крещения. Кто-то хотел принять и российское подданство. Однако нашему миссионерскому служению катастрофически не хватало духовенства. Возникший интерес китайского населения к православной вере не смог быть вовремя поддержан. Так, миссионерская школа в Фынкоу спустя 5 лет была закрыта. В 1907 году архимандрит Симон (Виноградов) сетовал, что за долгим отсутствием священника паства постепенно забывала, как полагать на себя крестное знамение. В том же году около 400 человек в провинции Чжили, устав ждать православных священников, крестились у протестантов.
Некоторые китайские женщины отказывались от Крещения, стыдясь священников, а в некоторых провинциях они не желали молиться на службе рядом с мужчинами.
Кроме того, среди китайского народа существовало немало суеверий. И даже приняв таинство Крещения, некоторые китайцы не могли сразу отказаться от признания Конфуция, а также сохраняли изображения буддистских святых, воскуряли перед православными иконами не церковный ладан, а буддистские благовония…
Центром миссионерской деятельности на юге Китая в этот период стал Шанхай. Потрудился в этих районах брат владыки Иннокентия — священник Павел Фигуровский. В 1916 году в районах близ Шанхая проживало около 1000 православных китайцев, примерно 600 человек приняли Крещение.
К 1905 году на территории Китая у Миссии было 17 храмов.
В 1913 году подворье Миссии было открыто в Москве, рядом проживало много китайцев. Жертвователем на открытие подворья был бывший начальник Миссии — Киевский митрополит Флавиан (Городецкий).
Подворье Миссии было тем местом, где стажировались китайские семинаристы.
Для распространения Православия в Китае в Москве было основано миссионерское общество «Китайское братство», а его небесным покровителем выбран патриарх Ермоген, святитель Московский.
Кроме этого, к 1909 году в ведении Миссии состояли: храм в Порт-Артуре и Даляне, 2 часовни, 5 кладбищ, 14 миссионерских станов и 15 школ. В 1909 году были открыты еще 3 миссионерских стана, а на конец года было крещено больше тысячи китайцев. Богослужения велись на китайском языке.
Указом Синода в 1903 году Православная Духовная Миссия была учреждена в Маньчжурии, которая имела собственные храмы на северо-востоке Китая. Самая первая русская православная церковь в Старом Харбине была обустроена в бараке из циновок в феврале 1898 года. Чуть позже ее перенесли в специально оборудованное помещение и освятили в марте 1899 года в честь святителя Николая Чудотворца. Ее первым настоятелем стал отец Александр Журавский.
В 1909 году на китайский язык были переведены Послания святых апостолов, Псалтирь, напечатаны и переведены важнейшие места Пятикнижия, готов большой китайско-русский словарь, катехизис, ежегодно выходил православный календарь на трех языках: русском, китайском и английском. Напечатаны сотни литографий к Библии, вторая часть Октоиха, Псалтирь и молитвослов с толкованиями.
На попечении Миссии состоял приют для престарелых и увечных, где находилось 24 человека.
В школах Миссии по всему Китаю насчитывалась 3000 человек. Особое место уделялось изучению Закона Божия, который преподавали на китайском языке. Сюда входили знакомство с молитвословом, катехизисом, Священной Историей, а также изучение Нового Завета. Кроме этого, ученики изучали русский, китайский и церковнославянский языки и географию.
К 1915 году сгоревшая библиотека Миссии была частично восстановлена.
К следующему году численность китайцев, принявших Православие, достигала 5587 человек. А Миссия уже управляла 19 храмами, 5 подворьями (Петербург, Москва, Харбин, Маньчжурия, Далянь), 20 школами. Полностью был завершен перевод богослужебных книг на китайский язык.
Русско-японская война
1904–1905 годы. Убиты десятки тысяч русских воинов. Все они были похоронены на восемнадцати русских военных кладбищах на северо-востоке Китая. В феврале 1904 года в Харбине по предложению начальника Миссии был рассмотрен вопрос о положении раненых и их семей, оставленных без материальной поддержки. Для помощи им были организованы «Братство Православной Церкви в Китае» и комитет, который опекал раненых, больных и нуждающихся воинов, их семьи. Возглавил братство преосвященный Иннокентий.
Русская эмиграция
Период с 1900 по 1918 годы был отмечен всплеском храмостроительства, а главной заботой Миссии в эти годы было просвещение китайцев.
Изгнанничество русской эмиграции 1917 года в Китай расцвело плодами святости: святители Иона Ханькоуский и Иоанн Шанхайский, а также другие благочестивые архипастыри, монахи Харбинских монастырей, множество тайных подвижников благочестия. В Китае свое последнее пристанище обрели родственники последнего убиенного русского императора страстотерпца Николая II, а также князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, граф Владимир Павлович Палей и барон Феодор Ремез. До переезда в Иерусалим в Пекине почивали мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой).
Трагические события в России этих годов, а с ними и огромная волна эмиграции русских остановили миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви на китайских землях. Духовенство Пекинской миссии в те годы сосредоточило свои труды на пастырском окормлении русских беженцев и почти не вело проповедничество православной веры среди коренного населения.
С 1918 года связь с Родиной у Русской духовной миссии была оборвана, позже она подчинилась Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей.
В 1928 году по благословению владыки Иннокентия было решено перезахоронить останки Алапаевских мучеников в связи с тем, что их гробы стали крошиться. Бывший врач Императорской дипломатической миссии в Пекине Петр Судаков, учувствовавший в перезахоронении останков, писал (выдержки из частного письма): «Со дня смерти прошло 8 лет, и я не знал, в каком состоянии будут тела, поэтому обратился за помощью к моему другу, профессору патологии. Когда мы приехали на место захоронения, то три гроба уже были перенесены из подвала в Церковь. Когда с самого большого гроба сняли железо и вскрыли деревянную доску гроба, то увидели массивное тело, распахнули саван и увидели лицо серого цвета с бородой. Признаков тления не наблюдалось, что удивило меня. Присмотревшись, я понял, что тело было забальзамировано. Лицо хорошо сохранилось, и я узнал в нем Великого князя Сергея Михайловича»…
Чаще всего русская эмиграция, раздираемая внутренними распрями, не выражала благодарности Миссии и отвечала враждебностью к ней. Так, в Пекине монастырское имущество было расхищено. Всё это постепенно привело Миссию к оскудению, а молодое советское государство силилось считать имущество Миссии своим собственным. Со стороны советского посольства в Пекине были предприняты попытки дискредитировать Российскую духовную миссию, приютившую беженцев из России, в глазах китайских властей.
22 февраля 1923 года в Шанхае по инициативе врача-эмигранта Казакова открылось «Русское Православное Братство», которое занималось благотворительностью, пыталось укреплять нравственные устои среди эмигрантов, сохранять русскую культуру и проповедовать Православие. Братство часто выступало с многочисленными общественными собраниями и лекциями. В Шанхае братство построило русскую школу и госпиталь для бедных, а также коммерческое училище и убежище для одиноких и престарелых женщин.
Только Миссия в это время пришла в совершенный упадок: безденежье, долги и козни неприятелей владыки Иннокентия, которые не любили его за обличительные проповеди и непоколебимую позицию, что Церковь должна быть выше всякой политической партии.
Религиозная жизнь постепенно стала приходить в упадок. Начальник 18-й Миссии писал: «Много православных увлечены теософским учением. Кто-то по неведению, а кто-то — для достижения скрытых недобрых целей. Основательница этого учения писала: «Наша цель — уничтожить на земле христианство». Для теософов Иисус Христос — не Бог. Таковым Церковь анафематствует».
В пределах Харбинской епархии дела обстояли иначе. В этих местах селились эмигранты, открывались храмы, строились школы и семинария, издавались православные книги, существовала благотворительная деятельность.
На территории Маньчжурии иерархи проявляли свои труды в делах милосердия и заботе о страждущих. По инициативе епископа Димитрия Хайларского были созданы «Серафимовский приют» для мальчиков-сирот, а также «Серафимовская столовая», которая давала обеды за символическую плату малоимущим, часть людей кормили здесь бесплатно.
В Харбине открыли «Дом-убежище митрополита Мефодия» для сирот, вдов и престарелых. Средства для него собирали с помощью концертов, лотерей и пожертвований.
В Модягоу архиепископом Камчатский Нестором был построен Скорбященский храм Камчатского подворья, более известный как Дом милосердия. Здесь были приют для девочек-сирот и престарелых женщин, а также иконописная мастерская. У входа была часовня-памятник в честь усопших русского императора Николая II и сербского короля Александра.
В 1929 году советские войска вторглись в пределы Китая, преследуя беженцев из Сибири и белогвардейцев. Красные отряды уничтожали целые поселки русских, убивали мужчин, а женщин и детей насиловали, пытали и убивали. Волна русских беженцев из Трехречья хлынула в Харбин. Здесь их укрыли в «Доме-убежище». Женская Богородице-Владимирская обитель также приняла участие в помощи беженцам, основав приют для девочек во имя Святой равноапостольной княгини Ольги.
В 1930 году начинается строительство огромного Софийского храма в Харбине. На протяжении 1918–1931 годов в Харбине были построены: Свято-Николаевский тюремный храм, Свято-Петропавловский храм, Свято-Преображенский храм, Камчатское подворье, Богородицко-Владимирская женская обитель с пещерным храмом в честь великомученика Димитрия Солунского, Казанско-Богородицкий мужской монастырь, Борисоглебская церковь, Свято-Николаевская церковь, Иоанно-Богословская церковь, Иоанно-Предтеченская казарменная церковь, Пророко-Ильинская церковь, Покровская кладбищенская церковь. Железнодорожные церкви — Свято-Троицкая, Свято-Николаевская, Свято-Георгиевская, Свято-Владимирская, Спасо-Преображенская.
Русская эмиграция в основном жила ностальгируя по Родине и не стремилась найти духовную дорогу к сердцам гостеприимных китайцев. Полмиллиона русских людей, три десятилетия живших в Китае, так и не смогли рассказать и показать Китаю красоту и истину Православия. Лишь благотворительность открывала свой миссионерский потенциал — никому из приходящих не отказывали в помощи. Также уважение китайцев заслужили строительство храмов и почитание кладбищ.
28 июня 1931 года преставился митрополит Иннокентий. С его кончиной завершилась целая эпоха жизни Миссии в Китае. На место владыки Иннокентия был назначен архиепископ Симон.
Часть вторая
Прибыв в Пекин, архиепископ Симон усердно взялся за миссионерское служение и решил восстановить разрушенную ихэтуанями Миссию. Он проявлял заботу о русских эмигрантах, был добросердечен к другим и строг к себе, а также имел дар слова и прозорливости.
Тем временем сын священномученика Митрофана Цзи, протоиерей Сергий Чан, обратился к Китайскому правительству с прошением о назначении его, как старейшего китайского священнослужителя, начальником Миссии. Будучи коренным китайцем, он был убежден в том, что основная задача Миссии — проповедовать Православие среди китайского народа, а Миссия все усилия направляла на заботу о русской эмиграции. Правительство Китая удовлетворило просьбу священника, и он стал хозяином всего имущества Миссии, однако фактически ею управлял архиепископ Симон, проявив твердость в некоторых вопросах, решения которых требовали сторонники протоиерея Сергия Чана.
Гражданская война 1927 года
Кафедральный собор Богоявления в Шанхае оказался в самой гуще военных действий. Духовенство собора со всем русскоязычным населением Шанхая было эвакуировано на территорию французской концессии, а собор был разграблен солдатами.
На территории концессии было начато строительство нового храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
28 января 1932 года в ходе военных действий в колокольню Богоявленского собора попал японский снаряд, что стало причиной пожара, в результате которого храм был уничтожен.
В феврале 1933 года, освящая места для строительства будущего кафедрального собора в Шанхае, архиепископ Симон сильно простудился, что стало причиной его кончины. Его тело погребли в Пекине, в склепе храма Всех Святых Мучеников, рядом с митрополитом Иннокентием.
Начальником 20-й Миссии был назначен епископ Виктор (в миру — Леонид Святин). До монашеского пострига он был начальником в Оренбургской Белой армии. Впоследствии заболел тифом и был вывезен в Китай. Его, как и многих других, приютили в стенах Русской духовной миссии, здесь же будущий епископ обрел своего духовного наставника — архимандрита Симона. При пострижении в монашество Леонид попросил дать ему имя отца — Виктор, который также был священнослужителем. В 1922 году иеромонах Виктор оказался в Тяньцзине, где стал настоятелем храма. Он помогал очень многим: одевал, кормил, устраивал на ночлег или службу. Его квартира стала домом милосердия. Эмигранты называли ее «Отель Виктор». В 1929 году состоялось освящение Покровского храма в Тяньцзине, и иеромонах Виктор стал архимандритом. А в ноябре 1932 года он стал уже Шанхайским епископом.
В июле 1934 года владыка Виктор возглавил Русскую духовную миссию. Во время своей деятельности на посту начальника Миссии владыка подразделил совет Миссии на отделы: просветительный и учебно-воспитательный, миссионерский, церковно-приходских и благотворительных организаций, бракоразводный, церковно-административный и судебный. При нем также велся строгий учет церквей, духовенства, были заведены приходно-расходные книги, отчетные ведомости; открывались катехизаторские курсы для китайского населения; продолжил издаваться журнал «Китайский благовестник». Все действия, предпринятые владыкой, благотворно повлияли на улучшение финансового положения Миссии.
За время управления Миссией владыкой Виктором были открыты более десятка храмов и молитвенных домов по всему Китаю, завершены ранее начатые строительства.
В 1934 году на праздник Введения Божией Матери во храм в Китай Шанхайским епископом прибыл будущий святитель Иоанн (Максимович). Владыка Иоанн смог восстановить церковное единство в шанхайской пастве, заручиться дружбой с православными греками и сербами в Шанхае и взяться за завершение строительства собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Особое внимание владыка уделял монашеству. Он считал, что монастыри — хранители Православия. И уже в 1936 году в Шанхае открылось подворье Пекинского женского Свято-Покровского монастыря. Впоследствии здесь подвизались пятнадцать сестер.
Владыку Иоанна очень любили за добрые дела, он лично участвовал в постройке госпиталя, приюта, домов для престарелых, общественной столовой, гимназии. В Харбин митрополиту Мелетию от паствы владыки пришло такое письмо: «…из ничего появился приют кормящий, обувающий и учащий двести детей; больных во всех госпиталях Шанхая посещают священники и всегда причащают… наш святитель всегда посещает больницы, тюрьмы, светские учреждения, школы и церкви, с собой неся ободрение и веру».
Владыка Иоанн считал, что Господь не случайно привел в Китай из России такую огромную волну людей и что важнейшая задача эмиграции — проповедь Православия в Китае.
Летом 1935 года в Шанхае появилось Китайское Православное Братство, целью которого было объединить вокруг Православной Церкви как русских, так и китайцев. Его задачами были переводы православной литературы на китайский язык и проповедь. Владыка Иоанн был убежден, что Слово Божие должно быть проповедано в каждом народе.
При братстве существовала китайско-русская школа, действовали курсы русского языка и вечерняя школа. В большей мере братство ставило акцент на обучение китайскому языку русских людей.
В 30-е годы немало трудов по просвещению Китая взял на себя протоиерей Николай Ли Сюнь И. После первого курса семинарии девятнадцатилетним юношей он от всей души стремился проповедовать Евангелие среди своих земляков. Его назначили чтецом, катехизатором и учителем в православной школе, а в 1936 году рукоположили во пресвитеры.
Японо-Китайская война
28 июля 1937 года был взят Пекин, 29 июля Китай лишился Тяньцзиня. Началась японская оккупация. Русские подвергались строгому контролю и притеснениям со стороны японских военных. Кроме того, японцы действовали против Церкви: был разрушен храм-памятник в Тяньцзине, убиты иеромонах Павел и священник Федор Боголюбов, замучен до смерти настоятель храма в Калгане — о. Александр Жуч. Японцы отобрали принадлежащие Церкви дом милосердия, библиотеку, школу и больницу.
Но Русская духовная миссия в Китае в годы этой войны не прекращала своей деятельности, хотя это и было весьма трудно. В Пекине Миссия была убежищем для нуждающихся, давала приют абсолютно всем. Здесь же в школе бесплатно обучались более сотни детей из бедных семей. Православным китайцам выдавались жалованья, а также пособия на лечение, бракосочетание и погребение.
В Тяньцзине находились школа, ясли, библиотека, больница, дом милосердия и кладбище. Церковная школа и больница были в Циндао.
В независимой от Миссии Харбинской епархии на полном попечении находились четыре приюта, где проживало около 500 человек.
В существующих неспокойных условиях русская эмиграция встала перед выбором: вернуться на Родину — в неизвестный им СССР, или продолжить скитаться в других землях. Перед выбором была и Церковь — признать юрисдикцию Московского Патриарха или остаться в подчинении Зарубежному Архиерейскому Синоду. Многие из русских эмигрантов вернулись в Россию, признав главой своей Церкви новоизбранного патриарха. Еще часть русских подалась в Соединенные Штаты Америки и Австралию.
27 декабря 1945 года с просьбой о воссоединении с Матерью Церковью выступили митрополит Харбинский Мелетий и начальник Миссии архиепископ Пекинский Виктор с их викариями.
Автономия
Определением Синода от 27 декабря 1945 года № 31 было решено считать воссоединенными с Русской Православной Церковью архипастырей: митрополита Харбинского Мелетия, архиепископа Димитрия (Вознесенского), архиепископа Нестора (Анисимова), архиепископа Виктора (Святина), епископа Цицикарского Ювеналия и начальника Корейской Миссии архимандрита Поликарпа (Приймака), клир и мирян Харбинской епархии. В пределах Китая и Кореи был создан единый митрополичий округ с присвоением митрополиту титула Харбинский и Восточно-Азиатский.
Архиепископ Димитрий и епископ Ювеналий вернулись в Россию. Митрополит Мелетий ушел в отпуск по болезни, управлять митрополичьим округом временно был назначен архиепископ Нестор.
Митрополит Нестор был обязан возобновить и развить миссионерскую работу, особенно в Маньчжурии. Московская Патриархия отказывалась от церковных отчислений, всё шло на развитие миссионерской деятельности.
Патриаршим Указом от 11 июня 1946 года № 664 митрополичий округ был преобразован в Восточно-Азиатский Экзархат. Патриаршим Экзархом назначен архиепископ Нестор, возведенный в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского.
Гражданская война в Китае
К окончанию Второй мировой войны на территории Китая существовали два государственных формирования: официальное правительство и «освобожденные районы» — расположенные преимущественно на севере страны, под управлением китайских коммунистов. Летом 1946 года армии Чан Кайши начали наступление против «освобожденных районов». Было прервано телеграфное и железнодорожное сообщение между Пекином и Шанхаем.
Гоминьдановское правительство покровительствовало владыке Иоанну и враждебно относилось к начальнику Русской духовной миссии владыке Виктору, считая Миссию «советским учреждением» в Китае. Существование Миссии было названо незаконным.
Миссия нуждалась в восстановлении, но местное русское духовенство больше мечтало о возвращении в Россию.
В 1949 году Национальная Освободительная Армия Китая победила гоминьдановские войска. 1 октября 1949 года родилась Китайская Народная Республика. Началась новая волна эмиграции. Первый пароход с группой в 600 русских уплыл из Шанхая еще в январе 1949 года. Владыка Иоанн (Максимович), отслужив напутственный молебен, благословил каждого.
Сам архиепископ Иоанн со своей паствой и клиром покинул Шанхай в мае 1949 года. Большая часть имущества Миссии была вывезена, а документы частично уничтожены.
С сентября 1949-го по декабрь 1950 года Шанхай покинуло около 10 000 иностранных эмигрантов. Подобная участь постигла и другие города Китая.
Вернувшиеся в Россию
Митрополит Нестор, арестованный в 1948 году китайцами как военный преступник, был депортирован в СССР и осужден на восемь лет за то, что написал книгу «Расстрел Московского Кремля». Также его обвинили в совершении заупокойных служб в 1920 году над телами Великих князей Романовых.
Много мирян было сослано в лагеря или расстреляно.
В заблуждение был введен и владыка Виктор, писавший в Москву патриарху о том, что пора бы заявить китайским властям, что Православная Церковь — не маленькая община. Он был уверен, что в СССР все, как и раньше, свободно ходят в храмы. Но всей правды владыка, как и многие другие, не знал…
Владыка Иоанн и шанхайские иерархи не приняли советского гражданства.
Православие в Китайской Народной Республике
Архиепископ Пекинский Виктор (Святин), начальник 20-й Русской духовной миссии в Китае, считал, что Миссия призвана быть связующим звеном между Россией и Китаем. Он выделил пять основных направлений деятельности Миссии: миссионерскую, монастырскую, культурную, хозяйственную и благотворительную.
В рапорте патриарху архиепископ Виктор просил о помощи и о замене священнослужителей, прося в Китай новую, 21-ю Русскую духовную миссию.
Однако святейший патриарх Алексий I ответил на рапорт владыки так: «Проповедь Православия в Китае — главная цель Русской духовной миссии». Патриарх укорял владыку за коммерческую сторону деятельности Миссии. Он требовал с Божией помощью создать по-настоящему Китайскую Православную Церковь с многочисленной китайской паствой. И выдвинул для этой цели минимум: часть священнослужителей и завершение перевода на китайский язык богослужебной литературы.
В июле 1950 года владыка Виктор принял участие в заседании Синода по вопросам Русской духовной миссии в Китае, проходившем в Москве. В своем докладе он просил назначить нового молодого наместника в монастырь в Пекине, видя в этом залог развития миссионерской работы, а также даровать Миссии ее подворья в Москве и Ленинграде, чтобы китайские дети могли там обучаться.
В августе того же года архиепископ Пекинский Виктор (Святин) был назначен Патриаршим Экзархом Восточно-Азиатского Экзархата и начальником Миссии в Китае с резиденцией в Пекине.
Предстояла большая работа в миссионерском служении — перевод на китайский богослужебной литературы, так как старые переводы для многих были непонятны.
Тем временем правительство КНР обложило имущество Миссии высокими налогами, а часть его, в особенности земельные владения, перешла во власть государственных органов.
Первый епископ-китаец
В июле 1950 года Синод в Москве принял решение поставить протоиерея Феодора Ду во епископа Тяньцзиньского, после чего он был пострижен с именем Симеон. Еще через несколько дней состоялось наречение архимандрита Симеона во епископа Тяньцзиньского, хиротонию совершил сам патриарх Алексий.
По возвращении в Пекин новоназначенному Патриаршему Экзарху предстояло решить вопрос о посвящении в сан иереев и диаконов из числа китайцев.
Владыка Виктор активно привлекал китайское духовенство к управлению Экзархатом, во главе Высшей начальной школы Миссии стоял китайский священник Гермоген Тан, кафедральным протоиереем был отец Михаил Мин, экономом Миссии стал священник Леонид Лю.
Миссия имела огромные материальные проблемы в связи с высокими земельными налогами. Денег не было даже на пошив ряс новопоставленным священникам. Осенью 1950 года владыка рукоположил около десяти священников, а также дьяконов.
В Пекине открылась катехизаторская школа, но за недостатком преподавателей работа в ней большей частью была самообразовательной. Также в Пекине открылась Женская школа прикладных знаний под руководством игумении-китаянки.
В Харбине существовал Лицей благоверного князя Александра. При храме в Ханькоу действовала средняя школа для китайских детей, а рядом располагались селения, где проживало до двух тысяч православных китайцев.
В Пекине учредили переводческую комиссию, которая должна была заняться переводами богослужебной литературы на современный китайский язык, трудились в ней шесть китайских священнослужителей и мирян.
Зимой 1951 года архиепископ Виктор пишет патриарху о необходимости еще одного епископа-китайца и предлагает к хиротонии архимандрита Василия (Шуана).
Тем временем в Шанхае епископ Симеон основывает Китайское Православное Братство при кафедральном соборе. Действует катехизаторская школа, работают курсы русского и китайского языков. В планах — ведение богослужения на китайском языке и переводческая работа.
Путь к независимости
Малочисленность китайской православной паствы, отсутствие духовных школ, недостаток образованных кандидатов в клир и святоотеческой литературы на китайском языке, нехватка православных переводчиков и почти полное отсутствие экономического фундамента — на этом нужно было устраивать Автокефальную Китайскую Православную Церковь.
Власти Китая с недоверием относились к Экзархату. Существовали трудности с получением разрешений на поездки иностранных граждан по Китаю, из-за чего терялась связь между епархиями и приходами.
Журнал Миссии «Китайский благовестник», выходивший в течение почти пятидесяти лет, также не получил разрешения на издание, закрылись типография Миссии и переплетная мастерская. А городские власти Пекина обязали насельников Миссии участвовать в общественно полезных работах.
К упадку шла и панически настроенная Шанхайская епархия.
И тем не менее Миссия готовилась к автокефалии. При ней работали три бесплатные школы для китайских детей и бесплатный детский сад, катехизаторская школа и школа для переводчиков. В Пекинской епархии богослужение совершалось на китайском языке.
К 1953 году епархия уже не могла содержать все свои храмы, и владыка Симеон предложил все их закрыть, кроме кафедрального собора. Была закрыта и катехизаторская школа. Единственным источником существования оставалось малое пособие от патриархии.
К 1954 году такое же тяжелое положение создалось и в Пекинской епархии. Во всех неудачах Экзархата стали винить начальника Миссии — владыку Виктора.
30 июля 1954 года из Москвы пришло постановление о том, что Русскую духовную миссию в Китае нужно упразднить, а все православные храмы в Китае отдать в ведение Экзархата Московской Патриархии в Восточной Азии.
Сам Восточно-Азиатский Экзархат также был упразднен, а вскоре за этим последовал отъезд всех русских клириков и мирян.
Все недвижимое имущество Экзархата должно было быть передано Китайскому правительству, а недвижимость в Пекине — Советскому посольству. Преосвященным епископам Симеону и Никандру поручалось обеспечить непрерывность совершения богослужений во вверенных им храмах на это время.
Часть третья
Время запустения
24 апреля 1956 года Пекинским епископом был назначен архимандрит Василий (Шуан). По совместительству он был обязан исполнять и функции главы Китайской Православной Церкви, а архиепископу Виктору (Святину) было предложено сдать ему все дела и имущество Пекинской епархии (в конце мая того же года последний покинул Пекин).
Однако спустя всего шесть дней владыка был вызван в Религиозный отдел при Правительстве КНР, где ему сообщили, что с этого момента управлять церковными делами будет Религиозный отдел и что все дела следует согласовывать с ним.
Позже Московская Патриархия добровольно передала свое недвижимое имущество правительству Китая, но лояльности к Православию со стороны властей не прибавилось. Движимое имущество надлежало передать в собственность Китайской Православной Церкви. Подсобные предприятия Экзархата — источник доходов Миссии — были переданы советскому посольству, как и вся территория Миссии вместе с храмами.
Как иностранному религиозному учреждению, Экзархату требовалось ликвидировать свои учебно-воспитательные учреждения, хотя по состоянию на 15 октября 1955 года в школе Миссии обучался 281 человек, а в детском саду было 240 детей.
16 июля 1956 года был закрыт храм Табынской иконы Божией Матери в Пекине.
Пострадавший из-за дождя Свято-Серафимовский храм нуждался в ремонте крыши, но Религиозный отдел отказал в помощи.
19 июля 1956 года школа и детский сад Миссии были полностью переданы китайским властям. К середине ноября того же года многие постройки Миссии были уничтожены, а один из парков Миссии переделан в городской сад.
Впрочем, для духовенства и бывших насельников Миссии правительство всё же построило многоквартирный жилой дом.
Китайская Автономная Православная Церковь
23 ноября 1956 года Священный Синод под председательством Патриарха даровал Китайской Православной Церкви автономию. Как уже говорилось выше, Пекинским епископом стал архимандрит Василий (Шуан). В январе 1957 года Религиозный отдел дал согласие на поездку архимандрита Василия в Москву для совершения хиротонии.
Отец Василий (в миру — Игнатий Яо Фуань) родился 23 декабря 1888 года в Пекине. Учился в Православной духовной академии. 11 мая 1915 года был рукоположен в диаконы епископом Иннокентием (Фигуровским). Спустя 33 года он был рукоположен во иерея и принял монашеский постриг с именем Василий, после чего был возведен в сан игумена и поставлен духовником двух монастырей Миссии: Успенского мужского и Покровского женского.
Наступивший 1957 год принес одни разрушения православным храмам на территории Китая.
Храм Успения Пресвятой Богородицы на бывшей территории Миссии был приспособлен под посольский гараж, в церковной ризнице устроили консульский отдел, а в храме святителя Иннокентия — банкетный зал и гостиницу.
В 1957 году так же, как и полвека назад — во времена восстания ихэтуаней — горела библиотека Миссии.
При вручении жезла новопоставленному епископу митрополит Николай, совершавший хиротонию, отметил, что теперь в своей внутренней жизни Китайская Православная Церковь будет самостоятельна, но пусть она помнит, что русские архиереи останутся любящими братьями, всегда готовыми помочь…
По возвращении в Китай новопоставленный епископ должен был быть избран главой Китайской Православной Церкви, а для этого необходимо было созвать Собор. Однако разделение клира на два соперничающих лагеря помешало этому.
Тем временем политика КНР по отношению ко всем религиям ужесточалась. В 1958 году был закрыт и превращен в цирковое училище Благовещенский храм в Харбине. Покоившиеся здесь останки Харбинского митрополита Мелетия были осквернены.
Подверглись разрушению два православных кладбища Харбина, где находилось не менее 100 000 захоронений. А надгробными плитами с этих кладбищ была вымощена набережная местной реки. Для перезахоронения власти Китая предложили другой участок земли, в 25 километрах от центра Харбина. На новом участке построили церковь Рождества Иоанна Крестителя.
Храм Покрова Божией Матери стал книжным складом, а Успенская церковь — комнатой смеха.
Помощи из России не было.
Русские продолжали покидать Харбин и Тяньцзинь. Даже активный священник-миссионер протоиерей Иоанн Ду, настоятель Тяньцзиньского храма, просил о новом месте служения в России…
Вскоре русским, не имевшим гражданства КНР, было предложено покинуть пределы Китая.
Летом 1961 года епископ Василий, упав с кровати, сломал бедро правой ноги. А 3 января 1962 года его не стало, он умер от инсульта.
В Москву об этом известии — погребении последнего Пекинского епископа — протоиереем Николаем Ли было сообщено только летом 1962 года. Сам протоиерей после смерти владыки вступил в должность управляющего Пекинской епархией.
К середине 1964 года в Пекине был закрыт последний православный храм, который превратили в склад. Имущество храма увезли в неизвестном направлении.
Многие насельники Миссии болели, еще часть из них умерла.
В феврале 1962 года закрылись Камчатское подворье и Дом милосердия. А в дни Рождества по распоряжению городских властей был закрыт кафедральный собор святителя Николая. Вновь служить здесь разрешат только 19 мая 1963 года — в престольный праздник.
В начале 1963 года китайские власти запретили распространение журнала Московской Патриархии. К весне 1963 года в Харбине оставались только два русских протоиерея — Николай Стариков и Виктор Черных.
А 3 марта 1965 года в Шанхае преставился последний китайский архиерей — епископ Симеон. Некому было даже сообщить об этом в Москву…
С его смертью закрылся и шанхайский кафедральный собор. Сегодня в его стенах находится банк.
10 июля 1965 года скончался настоятель харбинского Преображенского храма протоиерей Фотий Хо.
28 августа 1965 года, когда из него уехала последняя начальница — игуменья, закрылся единственный на территории Китая православный монастырь.
6 февраля 1966 года в своем письме из Гонконга в Москву протоиерей Виктор Черных сообщал, что в Китае осталось всего восемь священников, а во внутренней Монголии и в Трехречье служит по одному священнику.
Смерть Свято-Николаевского собора
18 августа 1966 года в Свято-Николаевском соборе совершалось торжественное всенощное бдение. В это же время хунвейбины (члены созданных в 1966‒1967 годах отрядов студенческой и школьной молодежи в Китае, одни из наиболее активных участников Культурной революции. — Прим. ред.) собрали митинг, посвященный судьбе этого и других храмов Харбина. На Преображение во время службы в собор вошли несколько молодых китайцев, разговаривавших на русском. Молодые люди попросили разрешения подняться на хоры, где простояли всю литургию. Прощаясь, они пообещали, что вернутся.
Утром 23 августа харбинские хунвейбины во главе с теми самыми молодыми китайцами с барабанным боем, криками и плясками ворвались в собор. Кто-то из них, забравшись на крышу собора, ставил там красные знамена, а кто-то выносил из храма иконы и церковную утварь. Были сожжены абсолютно все иконы собора, а также иконы других храмов города. Во время сожжения, которое длилось три дня, хунвейбины звонили в церковные колокола. Часть икон была выставлена для поругания в парках и клубах…
24 августа крышу и стены собора начали разбирать. К 27 августа от здания остался лишь фундамент, на котором разместили памятник «Бойцам культурной революции». Сегодня на месте собора располагается сквер.
Судьбы других храмов и священнослужителей
Закрытый Свято-Иверский храм стал пошивочной мастерской.
Свято-Софийский храм был преобразован в общежитие. Свято-Алексеевский храм стал столовой и продуктовым складом.
В мужском монастыре в Гондатьевке разместился завод по изготовлению щитов из прессованной стружки.
Бесчинства тех страшных дней не обошли стороной и православное духовенство. На священников надевали шутовские халаты и увешивали плакатами с кощунственными надписями, их лица измазывали сажей и водили по улицам, избивали и поносили. После всенародных издевательств священников судили и приговорили к длительным тюремным срокам с работой в шахтах и каменоломнях.
Настоятеля Свято-Алексеевского храма в Модягоу протоиерея Стефана У поставили на колени на столе, усыпанном острым щебнем, перед храмом. На него также надели шутовской халат, а на голову водрузили колпак, набитый металлическими стружками, лицо измазали сажей. На протяжении двух суток отца Стефана били деревянным молотком по голове и стальными палками по плечам, плевали на крест в его руке, после чего, уже полумертвого, отвезли в тюремную больницу. Подлечив, его расстреляли.
Теперь православные не имели права совершать богослужений. Но православные китайцы продолжили хранить в своих сердцах верность вере и Церкви.
Часть четвертая
Возрождение православной веры в Китае началось в 80-х годах XX века.
Первым, в 1986 году, свои двери открыл храм Покрова Божией Матери в Харбине. Настоятелем храма стал иерей Григорий Чжу, прослуживший там до самой своей смерти в 2000 году. Богослужение ведется на церковнославянском языке (некогда переведенные на китайский язык богослужебные тексты до сих пор не найдены). В настоящее время этот приход посещают около 120 православных китайцев.
Осенью 1997 года после реставрации открылся красивейший храм Харбина — собор святой Софии.
Семь тысяч православных живет в Трехречье, в основном это потомки живших здесь русских казаков. Когда-то на этой территории было 18 православных храмов, но до сегодняшних дней ни один из них не сохранился, все они были разрушены. Лишь один храм есть там сегодня — в честь святителя Иннокентия Иркутского, освященный в 2009 году. Но богослужения проходят в нем крайне редко, так как при храме нет постоянного клира.
В 1986 году в Синьцзяне русская община начала строительство храма в честь Святителя Николая Чудотворца. В 1990 году храм был построен, но до сих пор не освящен, богослужения в нем также не совершаются из-за отсутствия священнослужителя. По воскресным и праздничным дням православные жители города сами приходят сюда на молитву. Городские власти этого автономного района Китая объявили Рождество Христово выходным днем для православного населения, а в пасхальный период организовывают для православных торжественный банкет.
В 1993 году в Китай в составе делегации Русской Православной Церкви прибыл будущий патриарх всея Руси Кирилл. А после с ответным визитом в Москве побывала делегация из Китая во главе с иереем Григорием Чжу.
Имя предстоятеля Русской Православной Церкви непременно поминается за богослужениями во всех приходах Китайской Православной Церкви.
В Пекине до сих пор проживает около полусотни потомственных албазинцев, сохранивших православную веру даже в годы «культурной революции».
Небольшая часть православных китайцев проживает сейчас в Шанхае. Но здесь, как и в Пекине, православные храмы запрещены к открытию городскими властями, а сами здания храмов считаются архитектурными памятниками. В кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» находится биржа, а в храме в честь Святителя Николая, воздвигнутом в память об убиении русского императора Николая II, — ресторан.
Последний священник-китаец Китайской Православной Церкви преставился в 2015 году.
В 2018 году один священник все-таки был рукоположен. И началось издание богослужебных и катехизических текстов на китайском языке.
В 1996 году Константинопольский Патриархат установил митрополию Гонконга и Юго-Восточной Азии. А в 2008 году их Синодом были установлены новые границы митрополии Гонконга с добавлением в них Китайской Народной Республики, Тайваня и части государств Юго-Восточной Азии. Но Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в ответ на это заявил о нерушимости канонических границ Китайской Автономной Православной Церкви.
Сегодня на постоянной основе в Китайской Народной Республике все-таки ведется богослужебная жизнь:
1) в Пекине — на территории Посольства Российской Федерации. Храм Успения Божией Матери, бывший посольский гараж, теперь — освященный православный храм. Службы совершаются по субботам и воскресеньям, а также по большим праздникам. По средам здесь читают акафист Успению Божией Матери. При храме организована воскресная школа для прихожан. Сами прихожане помогают в алтаре, поют на богослужениях и обустраивают церковь. Проход в храм осуществляется по спискам, так как территория посольства — это режимный объект. Граждане Китая не допускаются на службу (на законодательном уровне иностранным миссионерам запрещено проводить проповедь среди граждан этого государства). На территории посольства также расположена библиотека;
2) в Шанхае — в помещении для выдачи виз иностранным гражданам при Генеральном консульстве Российской Федерации. Службы проходят здесь каждое воскресенье. Для этого протоиерей Алексей Киселевич совместно с добровольцами договариваются с работниками консульства о проведении богослужения, а также о том, чтобы привозить и отвозить всю необходимую церковную утварь каждое воскресенье на машинах в консульство. Позже, в 2010, на время проведения ЭКСПО, православной общине был временно передан Свято-Николаевский храм. 9 мая нынешнего года в стенах храма, где до этого располагались склад, ресторан и ночной клуб, впервые было совершено православное богослужение. В настоящее время службы в храме совершаются каждое воскресенье и в праздничные дни. Сегодня богослужения в этом храме посещают также православные греки, американцы, румыны, сербы и болгары;
3) в Харбине — в храме Покрова Божией Матери. Здесь в связи с отсутствием китайского священника службы проходят только по очень большим праздникам (Пасха, Рождество). Богослужения совершаются мирским чином по воскресным дням;
4) на территории внутренней Монголии, Трехречья (Лабдарина) — в храме святителя Иннокентия Иркутского. Храм воздвигли еще в 1990 году, но освятить смогли только в 2009-м. Этот храм Китайской Автономной Православной Церкви — один из четырех храмов, имеющих официальный статус;
5) в Гонконге — в храме святых апостолов Петра и Павла. Это самая значительная православная община Гонконга, которая занимается изданием книг о Православии в Китае, а также переводит богослужебную литературу и труды святых отцов на китайский язык. Сегодня только на территории Гонконга вплоть до 2047 года действует закон, не ограничивающий права иностранных миссионеров. В настоящее время этот приход объединил в себе прихожан Гонконга, США, Франции, Австралии, России и Украины. Богослужения проводятся на славянском, английском и китайском языках;
6) в провинции Гуандун в городе Шэньчжэнь — в открытом храме в честь преподобного Сергия Радонежского.
К сожалению, большинство православных храмов Китая находится в запустении, а святыни храмов утеряны. А в Тайване, например, есть только домовая церковь Греческой Православной Церкви.
19 апреля 1997 года в Пекине по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был установлен поклонный крест в память о Миссии, православных китайцах и русских китаеведах как свидетельство грядущим поколениям о подвижнических трудах и добрососедстве между народами двух стран.
Зимой 2011 года по указу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было учреждено Китайское патриаршее подворье на базе московского храма святителя Николая в Голутвине.
Весной 2013 года Китай посетил патриарх Кирилл. В ходе своего визита он встретился с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и совершил богослужения в Пекине, Харбине и Шанхае, пообщался с китайскими православными верующими.
Святые покровители Китая
Святитель Иннокентий Иркутский
Первым архиереем, назначенным в Китай, стал святитель Иннокентий Иркутский (Кульчицкий) (1680–1731). Но до самого Китая он не доплыл. В то время большое влияние на Китайского императора имели католические миссионеры, благодаря «стараниям» которых прибывшему в пограничный город Кяхту русскому архиерею было отказано во въезде. Позже святитель Иннокентий открыл при Вознесенском монастыре миссионерское училище с углубленным изучением монгольского и китайского языков.
В честь святителя Иннокентия в Китае основано Православное Братство, созданы храмы в Пекине и Тяньцзине. Русская духовная миссия считала святителя своим небесным покровителем. И даже первого епископа Китая нарекли в его честь.
Святитель Иона Ханькоуский
Был вторым викарием Пекинской епархии, с 19 октября 1922 года жил в Маньчжурии. Нес подвиг апостольского служения. Появившись в Маньчжурии, образованный и духовно настроенный владыка Иона организовал благотворительную и общественную деятельность, а также снискал всеобщую любовь людей. Принимал участие в воспитании детей, основал детский приют. Кроме этого, им были созданы начальные училища с бесплатным образованием, существовали бесплатная столовая, а также амбулатория и библиотека.
Владыка издавал листки духовно-нравственного содержания и читал курс лекций на богословских курсах в Харбине.
За три года своего служения в Китае он сделал столько милосердных дел, сколько кто-то другой не сделал бы и за десятилетия.
Святитель Иона был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей в 1996 году.
Те, кто знали святителя Иону при жизни, говорили о нем так: «Он исполнил главную заповедь Христа: накормил голодного, напоил жаждущего, принял странствующего, одел убогого и посетил больного…»
Святитель Иоанн Шанхайский
Особую любовь среди православных верующих Китая и не только снискал святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский.
Владыка стремился оживить литургическую жизнь Шанхая и ежедневно совершал литургию. В декабре 1939 года он даже совершил древнюю литургию апостола Иакова.
Архиепископ Иоанн (Максимович) прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей в 1994 году. А общецерковно он был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2008 году.
Послесловие
О некогда обширной деятельности Миссии в Китае сегодня напоминают лишь остатки надгробий русского кладбища за воротами города. В пекинских музеях хранятся два русских церковных колокола и надгробная плита начальника первой духовной Миссии, архимандрита Иллариона (Лежайского).
С 1997 года принято решение о том, что до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории Китайской Народной Республики будет осуществляться Московским патриархом…
Подготовила Ольга Александрова
Источник: Свято-Елисаветинский женский монастырь в г. Минске
Комментировать