Всемилостивейший ГОСУДАРЬ!
Повергая к священным стопам ТВОИМ, возлюбленный МОНАРХ! составленное мною описание храма, служащего усыпальницей Царского Дома России, осмеливаюсь всеподданнейше просить дозволения украсить труд мой Августейшим именем ТВОИМ, a все выгоды от него принести в жертву раненым бывшим моим соратниками, доставившим мне счастье заслужить драгоценное внимание Незабвенного ТВОЕГО Родителя и лично ТВОЕ, ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ. Прошу и надеюсь милостивого разрешения не по важности и достоинству труда, но по цели, с которой он предпринят и по усердию, с которым он совершен.
Благоговение, ТОБОЮ обнаруживаемое к последнему приюту ТВОИХ предков, и известная горячая привязанность ТВОЯ к ТВОЕМУ Кавказскому Корпусу, осмеливающему в ряду своих храбрых считать и ТЕБЯ, могущественный Повелитель России! внушает такую решимость, имеющему счастье именоваться ТВОИМ, ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ!
верноподданным,
Семёну Новосёлову
Предисловие
Историограф наш, весьма справедливо, называет Архангельский Собор в Москве «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты до отца Иоанна III и всех последующих Государей до Царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит и Собору Петропавловскому – как служащему усыпальницей Августейших Особ нашего Императорского Дома со времени основания С.-Петербурга. Здесь находятся гробницы всех Боговенчанных Особ с Петра Великого до достойного Его Праправнука, равного Ему исполина-Государя, Незабвенного Императора Николая Павловича, за исключением отрока Императора Петра II. Здесь же покоится прах славных братьев наших Монархов: Цесаревича Константина Павловича – сподвижника походов Суворова и участника громадных войн с Наполеоном, но еще более славного беспримерным самоотвержением для блага родины, и Великого Князя Михаила Павловича – православного рыцаря без страха и упрека, имя которого с благоговением воспоминает русский дворянин и с крестным знамением произносит русский солдат, и Дщерей наших Государей, бывших ангелами на земле.
Петропавловский Собор также достопамятен как краеугольный камень Православия, в странах некогда отторгнутых от отечества и возвращенных России могучею рукою Петра. В нем почти в течение века совершались торжественный благодарения Господа сил за победы нашего христолюбивого воинства над врагом – за победы, раздвинувшие пределы Империи от моря Балтийского до морей Черного и Каспийского. В нем же хранятся и самые трофеи, взятые во время этих побед.
Но до сих пор Петропавловский Собор не имел описания, за исключением нескольких страниц в разных сочинениях о С.-Петербурге. Старейшее из них и лучшее есть описание собора, помещенное в «Историческом, географическом и топографическом описании С.-Петербурга, от начала заведения его, с 1703 по 1751 год», сочиненном Богдановым, дополненном Рубаном и изданном в С.-Петербурге в 1779 году.
Но это описание, несмотря на свои достоинства, не представляет современного изображения храма.
Авторы новейших описаний северной столицы, из которых замечательнейшие: П. П. Свиньин и Пушкарев, говоря о Петропавловском Соборе, заимствовали сведения у Богданова и Рубана, а изменения, ими сделанные, большей частью не верны.
Между тем, каждый Русский считает священным долгом посещать усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывши в С.-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших, и потому часто слышатся сожаления, что не имеется современного описания храма.
Настоящие мои обязанности доставили мне возможность близко ознакомиться с достопамятностями собора, a желание быть полезным храбрым соратником, побудило к изданию настоящего сочинения.
Комментировать