Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому — архимандрит Леонид (Кавелин) <br><span class=bg_bpub_book_author>Архимандрит Леонид (Кавелин)</span>

Историческое описание Сербской царской лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому — архимандрит Леонид (Кавелин)
Архимандрит Леонид (Кавелин)

«Преподобный Савва оставляет монастырь Пресвятой Богородицы, рекуще Святая Святых, нарицаемый Хиландарь, сбирает мужи Богупотребные, сам образ собою показа им пощения, воздержания, чистоты и всяких добрых детелей, прибежище сотвори общаго спасения своему Отечеству, Сербсцей земли». (Грамота Патриарха Сербскаго Никодима 1422 года.)

«Потьща се и сотвори оградой великой, храм Пресвятые Богородицы, Святая Святых, монастырь, нарицаеми Хиландарь, насадив Богоподобные муже, правилу духовному научив и наказав, пристанище сотвори спасению своего отечества людям». (Хрисовул Краля Милутина 1312 года.)

Хиландарь или Хилендарь, Сербская Царская Лавра и общая задужбина всех сербских королей и царей, создан родоначальником дома Неманичей, Великим Жупаном Стефаном Неманею (в монашестве Св. Симеон Мироточец), отцом Пр. Саввы, как ясно свидетельствует о сем хрисовул, данный им самим сему монастырю, где говорится, что он нашел это место (монидрион, маленький монастырь), называемый Хиландарь, храм Введения Пресвятой Богородицы, разрушенным, и воздвиг на нем церковь того же имени. Причины, приведшие

Великаго Сербскаго Жупана сперва в монастырь, а потомъ на Св. Гору, обшеизвстны: он принял пострижение в монашество в созданной им в Сербии Лавре Студеницкой, а отсюда в 1198 году пришел на Св. Афонскую Гору, для сожительства с любимым сыном своим, Растком (в монашестве Св. Саввой), который, оставив все красное мира сего: отечество, царский дом, богатство и славу, в 1186 году, скрылся на Св. Афонскую Гору, в Русский монастырь. Преследуемый и открытый здесь посланцами огорченного его бегством родителя, Растко, вместо возвращения домой, усыпив их бдительность обещанием беспрекословно исполнить волю родителя, между тем тайно принял обручение великого Ангельского образа и с высоты монастырского пирга (башни) сбросил им свою Царственную одежду, показывая тем искреннее и конечное отречение от мира. Из Русской обители Св. Пантелеймона Савва вскоре был перемещен, по воле Прота Св. Горы, в Ватопед, куда и пришел, для сожительства с ним (в 1198 г.), престарелый отец его, мних Симеон. Ему-то принадлежит благая мысль создать на Св. Горе особый монастырь для иноков сербского языка, подобный, уже процветавшим тогда на Афоне монастырям, Болгарскому, Зографу, и Русскому, Русику.

«Изидох, пишет св. Симеон (в своем хрисовуле Хиландарю 1199 года) из отечества своего в Святую Гору, и обретох манастирь николи бывши, зовомы Хиландарь, Введение Святыя и Преславныя Владычице наше Богородице, идеже не б камень остал на камени, но развален однудь; и потрудив старость свою, поспешествующу ми сыну ми, велиему Жупану Стефану, сподоби ме владыка мой быти ему ктитору, и чести его погибшея взысках и обнових, и по изволению владычице Богородице. И да ере (еже) испросих парике у Царя у Призрене, да дах од них манастиру у Святой Горы Святой Богородицы, у Милеях села: Непробища, Момушу, Сламодравы, Ретивлу, Трние, Ретивщица, Трновец, Хоча и друга Хоча, и Трг тунге (тут же), и два винограда тунге (тут же) насадих и улинике (пчельника) .д҃. (4): един у Трпезях, други у Дабшор, трети у Голишеве, четврти у Парицех; а за коимжде улиником по два человека, и планину Богачу; а од влах: Радово судуство и Дургево, a всеге влахь .р҃о. (170). И дах од добытка что моге, и у Зете кобыле и соли .л҃. (30) сьпудовь…

Тогдашний византийский император, Алексей Комнин (1195–1203), зять сына Немани, Сербского Великого Жупана Стефана подарил Симеону и Савве в пользу основанного им монастыря, сверх старых его владений на Св. Горе и вне ее, еще опустелый монастырек Зиг со всем, что ему принадлежало, и подтвердил за Хиландарем купленый Св. Саввою у Ватопеда «за 600 перпер (червонцев) велицех» монастырек Скорпиу. Тот же император, по просьбе св. ктиторов, даровал Хиландарю право именоваться отныне навсегда Царским, и в выборе игумена и в управлении не зависеть ни от Святогорского Прота, ни от других монастырей, или, как поясняет Пр. Савва в своем Уставе, «свободну быти святому сему манастыру од всех ту (на Афони) владык, и од Прота, и од иных манастырь, и од особых владык, и ни под кими же да есть правдами, ни царскими, ни церковными, ни иными ницемре, но под единою Пресвятою Богородицею Наставницею (Одигитриею) и преблаженнаго и святого отца нашего молитвою игуменующего в нем.» В знак этих прав вручен был Пр. Савве от родственника императора Игуменский жезл, на котором вырезана по-славянски следующая надпись: «Сей жезл даровал Царь Алексий Комнен Святому Сербскому Савве в знак Царския власти поставляти Игумена самовластна, лета от Христа 1181». Надпись эта, очевидно, сделана в последствии и потому в отношении года неверна; ибо известно, что Савва прибыл на Афон лишь в 1186 году. Жезл черного дерева окован золотом и серебром и украшен драгоценными камнями, бисером и кораллами. Глава а жезла (верх) сделана из красного камня в богатой оправе.

Читать далее…

Комментировать