Ильинский храм (Воронеж)
Ильинский храм - православный храм в честь пророка Илии в Воронеже.
История[править | править код]
Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви, в тот момент уже считавшейся ветхой, относится к 1642 г. В 1642—1645 г. она была перестроена воеводой М. А. Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Илии пророка. К концу XVII в Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входоиерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Во время пожара 1748 г. деревянная церковь сгорела. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви (ту переделывали в каменную). Простояла такая церковь всего полтора десятилетия.
В 1767 г. началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 г. Еще один придельный алтарь в трапезной — в честь мученика Антипы — устроен в 1810— 1812 г. на средства купца И. Рындина. Деньги на создание иконостасов в приделах пожертвовал купец Н. Рубцов. Как отмечал в конце минувшего века Д.И. Самбикин, заботами старосты А. Петрова Ильинский храм “благолепно” украшен, его интерьер лучший в Воронеже: стены отделаны под мрамор и покрыты росписью. Внимание прихожан приковывали великолепные иконы, среди них Божия Матерь, написанная в XVIII в.и одетая в 1847 г. серебряной ризой в память об избавлении города от холеры, а также иконы священномученика Антипы и благоверного князя Александра Невского.
К началу XX столетия Ильинская церковь считалась одним из наиболее оригинальных сооружений стиля воронежского барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи. Храм представлял собой обычный тип восьмерика на четверике с массивным сводом. Хорошо знакомый читателям искусствовед Юрий Успенский составил в 1922 г. детальное описание церкви, отметив в ней общие для воронежской архитектуры элементы и указав оригинальные, только ей свойственные черты: “Восьмерик покрыт барочного типа крышей и венчается восьмигранным же барабаном с главкой. Углы восьмерика окаймлены рустованными пилястрами; при гранях его, будто летучие мыши, поместились большие окна с широкими причудливыми наличниками, так напоминающими своей своеобразной формой окна Петропавловской церкви. Напоминают последнюю и пятигранная алтарная часть, и план церкви в виде креста, боковые части которого образованы низенькими пристройками классического типа, и маленькие главки, расположенные на алтарной части и трапезной.
Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмеричок, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проемами звонов, украшены оригинальными парными, соединенными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и книзу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая ее приземистость напоминают что-то далекое, русское. А ее прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко”.
Ильинская церковь была одноштатной: священник, дьякон, псаломщик. Жалование свое они получали за счет процентов с капитала в восемь тысяч рублей да в виде арендной платы с 49 десятин пахотной земли. Прихожан насчитывалось до 500 душ. В 1872 г. для помощи бедным было создано церковное попечительство. Существовала и богадельня для престарелых женщин, на содержание которой в 1879 г. мещанин А. Петин пожертвовал пятьсот рублей.
В середине XVIII в. у Ильинской церкви было отмежевано приходское кладбище размерами примерно по 27 аршин (19 метров) во все стороны от храма. Особо примечательных похорон купцы Елисеевы тут не наблюдали, отметив лишь погребение в 1770 г. матери купца Антона Тресорукова.
Священников в Ильинской церкви почти за три столетия ее жизни сменилось немало, в большинстве своем это были весьма достойные люди. Внимание любителей старины прежде всего привлекает фамилия Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич (?—1776) был священником этого храма в 60—70-е г. ХVII в. По всей видимости, священнический сын Евфимий (1767—1837), в будущем митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был окрещен в Ильинской церкви, тогда еще старой, деревянной.
Семья Болховитиновых жила неподалеку от места службы своего хозяина. 15330Уже после его смерти, в 1782 г., вдовой и детьми было застроено дворовое место в Ильинском приходе, “идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка на левой стороне четвертое от погоста угольное место”. Переулок этот, соединяющий две церкви, цел и сейчас, но старинного деревянного на каменном фундаменте дома там уже не сыскать.
В 1809 г. Входоиерусалимская церковь стала местом крещения старшего сына в семье Кольцовых: “Октября 3 рожден у купца Василия Петрова сына Кольцова и жены его Параскевы Ивановой сын Алексий. Воспринимали при крещении купец Николай Иванов Галкин и купецкая жена Евдокия Васильевна Чеботарева”. В тот момент семья обитала неподалеку от церкви, на Большой Стрелецкой улице. Прасольскому сыну Алексею Кольцову суждена была в жизни общероссийская слава поэта, певца подворонежских степей.
В 1860—1910-е г. священствовал в Ильинском храме Аристарх Алексеевич Аристов. В канун революции 1917 г. пастырский посох находился в руках его внука, отца Алексея Аристова, в советское время перешедшего к Тихвино-Онуфриевской церкви.
История Входоиерусалимской церкви в большевистский период нашей жизни осталась в тени. Нет в документах Губсовнархоза и ответа на запрос о том, какие драгоценные предметы в оной сберегаются. Нет упоминаний, находилась ли она в руках верующих патриаршей ориентации или была отобрана обновленцами. Не встретилась и точная дата ее закрытия. Ясно лишь, что это произошло в начале 1930-х г. Доподлинно известно, что уже в 1934 г. там находился архив. Церковное помещение использовалось под хранилище рукописей совместно Областным архивом Октябрьской революции и социалистического строительства и Областным историческим архивом.
В Ильинскую же церковь архив вернулся из эвакуации. В доме причта, что справа от храма, с 1944 г. расположилось архивное управление, тогда входившее в ведомство НКВД, и читальный зал. Исследователи работали там недолго, вскоре перешли в Успенскую церковь, а затем в специально построенное здание рядом с областной библиотекой. Сейчас Ильинская церковь используется исключительно как фондохранилище. На высоченных многоярусных стеллажах покоятся связки дореволюционных и советских документов. Сюда из основного корпуса отправлены те из них, которые не пользуются особой популярностью у краеведов, чтобы пореже приходилось носить тяжеленные тома. Но в последние годы само понятие ценности информации меняется. Сотрудникам госархива чуть ли не каждодневно приходится отправляться в Ильинку за делами фонда Палаты гражданского суда. Без фактов, содержащихся здесь, не восстановить детальную историю воронежских памятников истории и архитектуры.
Современное состояние[править | править код]
При храме действует воскресная школа, также храм окормляет Воронежский дом-интернат милосердия для ветеранов и инвалидов.
Престольные праздники[править | править код]
Илия Фесвитянин, пророк - 2 августа
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, г. Воронеж, ул. Севастьяновский Съезд, 26.
Телефон: 8 (473) 255-90-20
Электронная почта: romanstrelkin@mail.ru
Паломнику[править | править код]
Божественная Литургия — 8.00
Вечернее богослужение — 16.00
Для свободного посещения во внеслужебное время храм открыт каждый день.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]