Великокняжеская церковь (Елец)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Великокняжеская церковь (Елец)

Великокняжеская церковь - храм во имя святых князей Александра Невского и Михаила Тверского, сооруженный к 300-летию династии Романовых (1909-1911 гг.). Архитектор Э.Э. Вильфарт.

История[править | править код]

Великокняжеский храм — один из самых своеобразных по архитектуре и красивых в Ельце. Вместе со стоящим рядом Домом призрения он является настоящим символом купеческой благотворительности. Сооружением этого комплекса Елец обязан своему знаменитому гражданину — купцу первой гильдии, потомственному почётному гражданину, коммерции советнику Александру Николаевичу Заусайлову, взявшему на себя все расходы по строительству. Храм сооружён в память посещения в 1909 г. Ельца великим князем Михаилом Александровичем — братом императора Николая II.

Инициатива возведения храма принадлежала Елецкому обществу хоругвеносцев. Освящён он во имя святых благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского — небесных покровителей великого князя Михаила Александровича и строителя храма — Александра Николаевича Заусайлова.

Торжества, связанные с закладкой храма, стали настоящим событием в жизни не только города. Вот как писали об этом "Орловские епархиальные ведомости": "15 ноября 1909 г. в городе Ельце произошло событие, может, пока единственное в истории русских хоругвеносцев. В этот день состоялась закладка собственного храма Елецкого общества хоругвеносцев во имя святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского. Слухи о том, что елецкие хоругвеносцы собираются строить свой храм в память посещения 2 октября 1909 года Ельца Его Императорским Высочеством, Великим Князем Михаилом Александровичем, носились ещё в начале октября 1909 года; всех сильно интересовало, как хоругвеносцы возьмутся за такое важное дело, на какие средства… справятся ли хоругвеносцы с таким делом, когда исторический Иверский храм строится уже 14 лет и никак не достроится". Но опасения были напрасными — все финансовые затраты намеревался взять на себя Александр Николаевич Заусайлов, а организационную сторону дела и многочисленныe хлопоты взвалил на свои плечи старшина общества хоругвеносцев Глеб Дмитриевич Фёдоров.

Накануне закладки храма были "разостланы ковры для высокопоставленных особ, заборы и прилегающие строения задрапированы полотнами национальных цветов, колышется множество флагов, рабочие с фонарями спешно заканчивают свои дела, разбрасывают хвойные ветки, сколачивают барьеры".

На торжество по пригласительным билетам собралось около 1 500 человек. Прибыли также эпископ Митрофан (Афонский) и орловский губернатор С.С. Андреевский.

К 9 часам утра к Вознесенскому собору начали стягиваться хоругвеносцы церквей — Покровской, Введенской, Преображенской, Сретенской, Успенской, Иверской с хоругвями и со святынями хоругвеносцев — иконами святителя Тихона Задонского и благоверной Анны Кашинской.

По окончании литургии из собора двинулся крестный ход к месту закладки, впереди 8 пар лучших хоругвей, святые иконы, 18 пар священников, за ними Владыка Митрофан, далее начальник губернии Андреевский, генералитет, чиновники Ельца, а замыкал шествие взвод гусар с хором военной музыки. По обеим сторонам от крестного хода "толпились густые стены народа". На месте будущего храма двор до тесноты уже был наполнен богомольцами, крестный ход с трудом вошёл под шатёр, разбитый над местом будущего алтаря, и начался величественный чин основания храма. Безвозмездно пел хор регента-хоругвеносца П.И. Астахова. "Основывается церковь сия во славу Великого Бога и Спаса нашего Иисуса в честь и память святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского", — громко возглашает Владыка, полагая первый камень в основание храма. После этого Владыка Митрофан обошёл вокруг будущего храма, призывая Божие благословение и окропляя основания будущих стен святою водою. По окончании чина Преосвященный Митрофан сопровождал крестный ход обратно в собор.

Великокняжеский храм задумывался как продолжение Царской часовни. Проект его был выполнен орловским епархиальным архитектором Эдуардом Эдуардовичем Вильфартом, который состоял в этой должности с 1903 г.

Следует отметить те сложности, с которым столкнулся архитектор при проектировании храма. Церковь была задумана как домовая, соединённая с рядом стоящим домом, принадлежавшим обществу хоругвеносцев. Участок под храм имел небольшие размеры: по красной линии 13 саж. 2 арш. и в глубину квартала 17 саж. С юга к церкви примыкал участок священника Архангельского, куда должна была стекать вода с крыши храма. Всё это наложило свой отпечаток на проект. Храм получился асимметричным. Южная его стена была продолжением стены часовни, а северная сильно выдавалась.

Выполнение всех требований строительного комитета привело к сносу старого здания общества хоругвеносцев и незначительным изменениям объемно-пространственной композиции храмового комплекса: звонница перенесена с алтарной части в северо-западный угол храма, несколько упростился каменный декор, исчезли украшения из майоликовых плиток с геометрическим орнаментом на фризе и надписи на подпружных арках "Да будут очи твоя отверсты на сей Храм" и "Приидите ко мне все трудящиеся и обремененные аз упокою вас", завершения в виде корон на малых главках заменили на простые. Управляющий делами великого князя, которому тот поручил согласование проекта, потребовал от заместителя министра внутренних дел А.И. Лыкошина ускорить его принятие строительным комитетом. В докладе комитета на имя Лыкошина все замечания были представлены и определено, что строительство храма возможно лишь минуя нормы по высочайшему соизволению. Такое разрешение вскоре было дано и стало возможно начинать строительство храма.

Был разобран стоящий севернее часовни дом, расчищена площадь для строительства, и начато рытье котлована. Над местом строительства был сооружён деревянный отапливаемый "шатёр", что позволило вести работы без остановки всё зимнее время 1909 — 1910 гг.

К весне 1910 г. работы по возведению стен и сводов Александро-Михайловского храма были завершены, и началась отделка фасадов и интерьера специально изготовленной модульной майоликовой плиткой, а также устройство майоликового иконостаса.

12 марта 1910 г. состоялось торжественное водружение кpeстa на сооружаемый храм. Полый внутри "хрустальный" крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены, кровля покрыта медью и тщательно пропаяна. Чердачное помещение отапливалось. А 18 августа 1910 г. на звонницу был поднят главный колокол весом в 100 пудов.

К началу февраля 1911 г. храм был полностью готов. При его сооружении были использованы все технические новинки начала XX в.: бетонные своды, электричество, автоматически убираемые сидения, водяное отопление, водопровод. С севера и запада входы в храм украсили ажурные чугунные крыльца-сени на фигурных столбах. Котельная размещалась под соседним зданием, а в подвале были смонтированы радиаторы, нагревавшие воздух, который по каналам в стенах поднимался в храм. По завершении строительства на месте снесенного дома по красной линии Успенской улицы была установлена чугунная решетка с одними воротами и двумя калитками.

Освящение храма свв. благоверных князей Михаила Тверского и Александра Невского состоялось 11 февраля 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, орловского губернатора и трёх архиереев — вновь назначенного епископа Орловского и Севского Григория (Вахнина), епископа Елецкого Митрофана (Землянского) и епископа Екатеринбургского и Ирбитского Митрофана (Афонского) — особо дорогого гостя, который прежде был в Ельце епископом и положил первый камень в основание храма.

После кончины строителя (А.Н. Заусайлов скоропостижно скончался от холеры 15 июня 1915 г.) и последовавшей революции круто изменилась яркая судьба Великокняжеской церкви. В 1922 г. из неё изъяли всю ценную утварь весом 2 фунта 94 золотника.

26 августа 1923 г. храм вновь обследовала комиссия "на предмет установления и соответствующей регистрации находящихся там памятников искусства и старины".

Великокняжескую церковь, представлявшую до революции оплот патриотов и монархистов Ельца, закрыли одной из первых в городе. В 1929 г. последовало распоряжение местных властей о расторжении договора с группой верующих Александро-Михайловской церкви: "Принимая во внимание, что здание и культовое имущество церкви находится на учёте наркомпроса, что верующие могут исполнить свои религиозные потребности и в близлежащих церквах, что религиозная община данной церкви по своему социальному положению является враждебной по отношению советской власти, и учитывая требования рабочих, у коих рядом с церковью функционирует клуб, поручить начальнику окр. адмотдела совместно с зав. окр. ОНО, в соответствии с ст. 30 РКПр РСФСР от 18 мая №35 составить на имя Президиума облисполкома о закрытии церкви обстоятельную докладную записку". Эти документы, призванные придать некий вид законности действиям властей в отношении Великокняжеской церкви, готовились, когда храм был фактически уже закрыт. Произошло это в 1927 г., а в 1928 г, в нём был создан антирелигиозный музей.

В музее в 1931 г, находились изъятые из Задонского Богородицкого монастыря мощи святителя Тихона, портрет затворницы Мелании, риза о. Иоанна Борисовича Жданова, Царские Врата из Рождественской церкви, цепь из Преображенской, некогда закреплённая там по приказу святителя Тихона, и другие православные реликвии. Здесь же хранилось знамя "Союза русского народа". Интерьеры храма и внутреннее его убранство, к счастью, были сохранены как фон для ведения экскурсий.

Антирелигиозный музей просуществовал в стенах Великокняжеской церкви до Великой Отечественной войны, а затем уже не возобновлялся.

В январе 1956 г. церковное здание по улице Советской арендовал горторг. В 1962 г. Великокняжеская церковь "безвозмездно" передана "на баланс Елецкому горпромторгу по фактически оценочной стоимости" и использовалась как складское помещение.

По ходотайству Елецкого городского отделения ВОПИиК решением Елецкого горисполкома №79 от 21.02.1990 г. храм был освобождён и решением Липецкого областного Совета народных депутатов №303 от 18.07.1991 г. передан Русской Православной Церкви.

Весь комплекс Великокняжеского храма представлял собой заброшенный квартал с грудами мусора и грязи. Храм выл без кровли, а купола залиты гудроном, окна забиты щитами, сильно пострадала майоликовая плитка на южном фасаде. На иконостасе головки херувимов и ангелов были срублены, иконостас имел многочисленные мелкие утраты.

В 1991 г. начались восстановительные работы в Великокняжеском храме. Финансирование велось из нескольких источников. В 1993 г. 17,5 млн. руб. вложила в реставрацию храма дирекция программы "Возрождение". Государственная дирекция по охране культурного наследия Липецкой области заказала на заводе в Гусь-Хрустальном крест. Основные хлопоты по возрождению комплекса взял на себя благочинный Елецкого округа, настоятель Вознесенского собора протоиерей Василий Яковлевич Романов. Его трудами к настоящему времени храм приведён в свой первоначальный вид.

Престольные праздники[править | править код]

Александр Невский, благоверный князь - 6 декабря, 12 сентября

Михаил Тверской, благоверный князь - 5 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: 399000, Липецкая обл., г.Елец, ул.Советская, 90

Телефон: +7 (47467) 2-92-86

Электронная почта: mail@el-eparhy.ru

Паломнику[править | править код]

Богослужения совершаются в субботу и воскресенье и праздничные дни.

Литургия в 7.30; вечернее богослужение в 17.00

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Храм св. кн. Михаила Тверского г. Елец

ЕЛЕЦ. ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ ХРАМ