Аннотация АВ
Произведение священноинока Дорофея «Цветник» (62 главы) является памятником древнерусской письменности начала XVII века и представляет собой руководство к монашеской жизни. Вопрос о времени написания этого труда является спорным. Предположительно, «Цветник» был составлен в середине – 2-й половине XVII в.
В своем сочинении автор «свидетельствует о жизни по святым отцам», т.е. о возможности жить «не по плоти, но по духу» (Рим.8:4) во всякое время и на всяком месте. Книга проникнута эсхатологическим ожиданием и содержит многочисленные напоминания о «нынешних последних временах».
Сборник «Цветник» создавался для чтения в храме или за братской трапезой. Он включает поучения для монахов, начиная с евангельских заповедей и апостольских преданий и заканчивая бытовыми советами. Автор побуждает к чтению Священного Писания и духовных книг, пишет о сердечной чистоте, бесстрастии, помрачении и трезвении ума, о чистой молитве, о страстях и добродетелях и пр.
В книге помимо назиданий содержится автобиография священноинока Дорофея. Он пишет, что живя в миру, видел множество душевных и телесных смертей. Боясь неминуемой кончины и вечных мук, мечтая об уединенной жизни и непрестанной молитве, автор удалился в общежительный монастырь, а затем – в пустыню, где в течение 3-х лет был сильно искушаемым от бесов.
Важно отметить, что глава 31 противоречит учению Церкви и содержит мессалианские мысли. В ней говорится, что через Иисусову молитву через 3 года в человека вселяется Святая Троица: в 1-й год вселяется Святой Дух, во 2-й – Сын Божий, в 3-й – Бог Отец. Прп. Амвросий Оптинский не рекомендует читать эту главу и полагает, что она была испорчена старообрядцами: «Эта глава, во-первых, не согласна и с содержанием всей книги, а во-вторых, несогласна и с учением других святых отцов, из которых ни один не говорит об определенных сроках вселения благодати в человека и порознь Лиц Святой Троицы».
Выдержки из «Цветника» были приписаны прп. Паисию Величковскому и изданы под названием «Крины сельные».
Глава 16. Поучение о памяти смертной
Крайне нужно и очень полезно для души всегда помнить о смертной кончине. Ничто так не помогает нам, как это. И ничто не приносит нам такого блага, как чтение книг о кончине людской. Ибо отсекает от нас все страсти душевные и телесные, усердно побуждает к добродетелям и возводит к совершенству. Если бы всегда держали в уме и не забывали смертный час, никогда бы не грешили.
Когда забываем о смерти, приятна бывает нам жизнь нынешнего века, привязываемся к ней, пребываем в лени и безпечности, впадаем во все злые и греховные страсти и удаляемся от Бога. Но по пустякам волнуемся в суете нынешнего века. Не заботимся о грядущем блаженстве. Не думаем: разве не нагими рождаемся в этот мир? Не нагими разве и покидаем его, умирая? Не нагими ли и на Страшный Суд восстанем? Только в дела, которые творим здесь, и в помышления облечены будем, как в ризу. Либо в злые, либо в добрые. Те прегрешения, которые совершаем ныне, внутри тела, как в зеркале, видны будут всем людям. И мучить станут душу и тело. И чем больше плоть сотворила грехов, тем сильнейшую муку испытает. А души и тела совершавших добро, засверкают от их добрых дел, как солнце. И от всяких страданий и нужд, и от сияния бледности. И чем больше человек принуждает себя, тем большего блаженства сподобится в Царстве Небесном. Кроме добрых дел ничто и никто не поможет нам тогда. И поэтому, когда находит на нас уныние или лень, или безпечность, или усталость, или какие-нибудь суетные и непотребные мирские вожделения и прихоти, тогда следует нам вспоминать о смерти.
Придем мысленно к могиле, о братья, и посмотрим на лежащего там мертвеца четверодневного. Как он чернеет и распухает, и испускает зловоние. А еще червивеет, раскисает и разлагается, ни красоты не имеет, ни вида. Посмотрим в другом месте на лежащие в могилах кости юных и старых, благообразных и безобразных. Поймем ли, кто был благообразен, а кто безобразен? Кто был постником, а кто не воздерживался? Кто был подвижником, а кто нерадивым? И есть ли польза в обильных наслаждениях и сытости нынешнего века?
Вспомним и нескончаемые муки, описанные в святых книгах: огонь геенский, тьму кромешную, скрежет зубов, тартар ледяной, червя неусыпающего. И представим мучимых грешников. С горькими слезами вопиют, но нет для них избавителя. Тяжко вздыхают и плачут, но нет им милости. Рыдают из глубины сердечной, но нет им заступника. Молятся, взывают и сетуют, но нет им помощника.
Помыслим и о том, как непрестанно служат Господу, Создателю своему, все творения и сменяют друг друга, ибо каждое знает свое время. И какие славные чудеса от века являет Бог рабам своим. Как смирился и пострадал Господь Бог нашего ради спасения. Как облагодетельствовал нас и освятил род человеческий! За все это будем воздавать Человеколюбцу Богу благодарение. И с такими размышлениями крепко держаться молитвы Иисусовой.
Следует также помнить грядущую жизнь безконечную, Царство Небесное, неизреченные радость и блаженство. Тогда исчезнут уныние, лень и усталость, и разные суетные прихоти и мирские вожделения нынешнего века, непотребные и обманчивые. Из них душа наша, словно из мертвых, восстанет по благодати Христовой, ныне и присно и во веки веков.
