Археологическая драгоценность

В одном из последних заседаний Общества Древнерусского Искусства, что при Московском Публичном Музее, была представлена для рассмотрения серебряная вещь самого раннего периода христианского искусства, которая, по древности и высоким достоинствам первоначального церковного стиля, ничего не имеет себе равного в коллекциях Эрмитажа, Оружейной Палаты, Троицко-Сергиевой, Синодальной и других ризниц. Она замечательна и потому, что, будучи сделана вне России, и, без сомнения, до принятия русскими христианской веры, найдена в Сибири, на Березовых Островах, где она была вырыта из земли. В прошлом 1867 году на Ирбитской ярмарке она была продана на лом московскому купцу Корнилову вместе с другой серебряной утварью.

Это – сассанидской формы блюдце, около четверти в диаметре, весом до полутора фунта. Вероятно, церковный дискос, без надписей, но с литыми и отчеканенными рельефными изображениями на внутренней стороне; внешняя – гладкая, с гладким же поддонышком.

Рельеф имеет следующее содержание. По сторонам четыреугольного креста, водруженного на земном шаре, стоит по архангелу. В левых руках оба они держат по жезлу, а правые руки поднимают с открытыми ладонями, как бы в молитвенном благоговении ко кресту. Священное событие совершается в раю, на что указывают четыре райские реки, орошающие усыпанный цветами луг, на котором стоят архангелы по сторонам креста.

Главные соображения о высоком достоинстве и древности этого произведения, предложенные в заседании Общества, следующие:

Во-первых, крест. По самому древнему начертанию, он четвероконечный, а не позднейший, восьмиконечный. Сверх того, он без распятого Спасителя, и украшенный геммами и драгоценными каменьями (разумеется, в подражание, воспроизведенными из серебра). Изображение подобного креста встречается в IV веке на знаменитом саркофаге, известном под именем саркофага Проба и Пробы. В натуре такой же четвероконечный крест с камеями и драгоценными каменьями, принадлежавший Галле Плацидии, V века, доселе сохраняется в Брешинском музее. Впрочем, по некоторым подробностям, и именно по украшениям перлами, крест нашего дискоса сближается с крестом IX века, на миниатюре греческой рукописи Григория Богослова в Парижской публичной библиотеке.

Во-вторых, земной шар, на котором водружен крест. Такой шар с крестом держит в правой руке ангел на барельефе Британского музея, IV или V века, изданном в снимке Арунделевым Обществом. На сказанной миниатюре Григория Богослова крест тоже на шаре.

В-третьих, архангелы. Они изображены в их первоначальном типе и в древнейшем костюме, а не в византийском, как они являются в памятниках X века, например, на кресте Константина Багрянородного и Романа, ныне находящемся в Лимбургском соборе. Византийские ангелы X века в узких, не изящных одеждах, хотя и украшенных безвкусным великолепием. Что же касается до архангелов нашего дискоса, то они одеты в широком античном одеянии, которое драпируется широкими складками, и вообще во всем сходны с костюмом ангела на упомянутом рельефе IV или V века в Британском музее: такие же кудрявые волосы, украшенные диадемой, но еще без тороков или ленточек, которые, по правилам византийско-русской, уже позднейшей иконописи, должны развеваться около ушей ангельской головки. На ногах такие же сандалии; в руках держат по такому же точно жезлу, еще без креста, а только с шариками по обоим концам. Сверх того, туники архангелов на дискосе украшены широкими полосами или токами, которые по обе стороны от плеч идут до самого подола: подробность, обыкновенно встречающаяся в костюме катакомб и ранних мозаик, и по преданию удерживаемая в византийской и русской иконописи до XII века, но вообще очень редкая в произведениях скульптурных. Наконец, особенного внимания заслуживают раскрытые ладони правых рук обоих архангелов. Точно также именно молятся или благословляют разные священные личности на многих памятниках церковного искусства от ранних времен и до VII века. Это, без сомнения, остаток первобытной христианской молитвы с распростертыми обеими руками, как это обыкновенно встречается в живописи и скульптуре катакомб. Архангелы на дискосе простирают только правые руки, потому что левые заняты жезлом.

В-четвертых, райские реки. Хотя встречаются они и в памятниках позднейших, но принадлежат к древнехристианским сюжетам. Так, например, на упомянутом саркофаге Проба и Пробы IV века, из горы, на которой стоит Спаситель с крестом в руке, изливаются четыре райские реки.

Что касается до общего состава всего рельефа на дискосе, то он вполне соответствует мозаичным изображениям V и VI столетий, что можно видеть из следующего сличения с мозаиками в древнейших храмах Равенны (по изданию Чампини Vetera monumenta).

В храме Михаила Архангела, 545 года, точно также изображены архангелы по сторонам Спасителя с крестом. II, 63.

В храме Св. Виталия, 547 года, вместо того, между двумя архангелами Спаситель восседает на земном шаре. II, 67.

Точно также, в храме Св Агаты, 400 года, Он восседает между двумя архангелами, только на престоле. I, 184.

Замечательно, что архангелы на равеннских мозаиках тоже с жезлами в левых руках и с раскрытыми ладонями рук правых. Сверх того, на этих мозаиках надписями обозначено, что это именно архангелы – Гавриил и Михаил.

Чтобы в точности понять соответствие между нашим дискосом и этими мозаиками, или, лучше сказать, тождество между ними, надобно себе припомнить, что по древнехристианской символике крест служил символом Иисуса Христа и заменял собой Его изображение. Разительный пример этого можно видеть на мозаике равеннского же храма Св. Аполлинария, 567 года, изображающей Преображение Господне, на которой между Моисеем и Ильей преобразившийся Спаситель представлен в виде креста. II, 81.

В заключение этих сближений, в заседании Общества была представлена фотографическая копия с одной камеи VIвека, хранящейся в собрании христианских древностей в Парижской публичной библиотеке. На этой камее, по особенно счастливой случайности, находится именно точно такое же изображение, как и на дискосе, то есть, архангелы по сторонам креста, водруженного на земном шаре, и внизу изливаются четыре райские реки.

Судя по всем вышеприведенным данным, члены Общества Древнерусского Искусства пришли к тому заключению, что хотя некоторые из примет высокой христианской древности могли бы по преданию повториться и в памятнике значительно позднейшем, но совокупность их всех вместе неоспоримо говорит в пользу очень раннего происхождения представленного в Общество на рассмотрение дискоса. Сближение с памятниками древнехристианского искусства свидетельствует о первобытности изображенного на нем сюжета, а сходство с равеннскими мозаиками указывает на его ранний византийский стиль, еще не искаженный эпохой иконоборства: так что приблизительно можно определить время происхождения этого замечательного памятника, по малой мере, не позднее IX столетия. Где было сделано это произведение – вопрос, оставшийся в заседании Общества не решенным; но во всяком случае, где бы оно ни было сделано, в Византии, Равенне или где в другом месте, на Востоке или на Западе, высокие достоинства и ранняя эпоха его происхождения не подлежит сомнению.

Жедательно было бы, чтобы знатоки дела подвергнули этот памятник еще более подробному рассмотрению.

У г. Корнилова эта драгоценность приобретена покупкой за 125 рублей московским купцом Николаем Алексеевичем Сиротининым, у которого находится она и до сих пор в его небольшой коллекции древностей.


Источник: Сочинения по археологии и истории искусства / Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-. / Т. 1. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, 1908. - [2], IV, 552, II, [1] c., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное

Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #