О народах на Страшном суде

По одному лицевому сборнику XVII века, Новгородской Софийской библиотеки

Эпизод о народах, собравшихся на последнее судище перед Небесным Судьей, едва ли не самый характеристический и замечательный в русских изображениях Страшного суда и в описаниях сюжета в толковых подлинниках180. В дополнение к общеизвестным подробностям этого эпизода предлагаю любопытнейший вариант по одному сборнику конца XVII века, принадлежащему Новгородской Софийской библиотеке, под № 1430, в лист, на 57 листах (ныне в бибилиотеке С.-Петербургской духовной академии).

Этот сборник, весь в лицах с объяснительным текстом, без начала и без конца, вероятно, составлял часть Синодика с повестями181. Описание Страшного суда в лицах помещено в этом сборнике между повестями и другими назидательными статьями, из них иные взяты из русских источников, что придает особенную цену Софийскому сборнику сравнительно с другими того же рода.

Чтобы познакомить читателей с любопытным содержанием этой рукописи, предлагаю общее обозрение всех статей ее в том порядке, как они следуют, а в описании Страшного суда войду в большие подробности.

1) Чудо св. Варлаама о пономаре, о моровом поветрии и о пожаре в Новгороде. Слич. в моих Исторических Очерках II, стр. 271 и след.

2) В лето 6964, о взятии Царяграда.

3) Маргарит. Слово 7, лист 472. Всяк человек суета сует.

4) Св. отца Еулогия о том же (?).

5) Слово от Старчества. Известная повесть о том, как душа не выходила из мертвого тела одного праведного человека до тех пор, пока не была вызвана оттуда самим царем Давидом помощью звуков псалтири. Над этой сценой изображены мытарства, по обычаю, в кругах, привешенных к извивающейся линии, а не составляющих звенья адской змеи, как вообще было принято у нас в старину изображать этот предмет.

6) Страшный суд, начиная с оборота 11-го листа. Этот предмет изображен не целиком, в одной картине, но разделен на следующие эпизоды, отдельно один от другого:

– Иоанн Предтеча и другие священные лица молят Небесного Судью о христианах.

– Горний Иерусалим.

– Престол Господень с мерилом праведным.

– Ангел трубит в трубу над гробами умерших.

– Праведники и грешники проходят реку огненную.

– Вострубил Михаил Архангел, и земля и море в виде символических женщин отдают мертвецов. Слич. в моих Историч. Очерках, II, стр. 137–138.

– Народы, сошедшиеся на Страшное судище, рисованы на 14-м листе, разделенном на четвероугольнике в четыре ряда, по три в ряд. Всего 12. В каждом четвероугольнике особый народ, писан в виде толпы.

Первый ряд: Русь. – Жиды, с подписью: «Св. Моисей пророк взя Пилата и указаше ему Христа, крест и копие» Слич. в историч. Очерках, II, стр. 141–142. Ляхи.

Второй ряд: Литва. – Крымляна, с бритыми лбами. – Турки, с обритыми бородами и без усов.

Третий ряд: Елины, в немецких коротких кафтанах, с разрезами на полах, в голландских пышных борках, в шляпах с полями, в штанах и в башмаках с чулками по колено. – Агаряне. – Колмыки, с усами.

Четвертый ряд: Лопляня. – Жмойденя. – Кезелбашене.

В подлинниках приводятся на Страшный суд следующие десять народов: 1) Жиды, 2) Литва, 3) Арапы синие, 4) Индияне, 5) Измаильтяне, Песьи Главы, 6) Турки, 7) Срацины, 8) Немцы, 9) Ляхи, 10) Русь. См. истор. Очерки, II, стр. 134. Это, как кажется, древнейшая редакция. Ее подновляет Новгородский Софийский сборник присовокуплением народов, с которыми входила Русь в сношение в течение своей исторической жизни. Это народы: Крымляна, Колмыки, Лопляня, Жмойденя, Кезелбашене; что же касается до Еллин, то судя по костюмам, надобно полагать, что ими заменены Немцы, то есть, вообще нехристь, бусурманы; потому что все языческое и иноверное наши предки называли то немецким и бусурманским, то еллинским.

За листом с изображением народов следует:

– Ангел ведет праведных в рай.

– Ангел напущает на грушников бурю, то есть ветер с громом и молнией. Ветер изображен, согласно преданиям древнехристианского искусства, в виде мальчика, с сиянием вокруг головы, дующего в трубу. Этого символического мальчика держит на руках ангел. Слич. в Историч. Очерках, II, стр. 205. Точно так же изображаются ветры в виде мальчиков, несомых ангелами, в лицевых апокалипсисах, XVI–XVIIIвека.

– Муки грешникам, в отдельных четвероугольниках. Между прочими встречается и Милостивыйблудник, привязанный к столбу. Около него ангел. См. Историч. Очерки, II, стр. 140–141.

– Мытарства, в виде кругов, соединенных друг с другом двумя черточками, означающими тянущийся хвост змия.

– Праведников несут ангелы в рай, а грешников низвергают в вечные муки.

– Ад с огне.

За эпизодом о Страшном суде продолжается ряд повестей и назидательных статей, а именно:

7) Повесть священноинока Симеона Суждальца, как римский папа Евгений составил осьмый собор со своими единомышленниками.

8) Житие св. Антония Римлянина.

9) Св. Андрея Юродивого. О невесте. – Како Феодора мучит 15 лет епарх.

10) Книга о вере. О взятии Царяграда от Римлян. Начало: «В лето 1204-е Французове и Латиницы, а именно Валдве Фляндер со иными» и т. д.

11) Книга Андрея Цареградского Христа ради юродивого. О кончине и о Антихристе. – Опять идет ряд изображений загробной жизни Страшного суда.

* * *

Примечания

180

См. мои Историч. Очерки, II, стр. 133 и след.

181

Слич. там же, I, стр. 622 и след.


Источник: Сочинения по археологии и истории искусства / Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-. / Т. 1. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, 1908. - [2], IV, 552, II, [1] c., [1] л. портр. : ил.

Комментарии для сайта Cackle
Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #