Аннотация АВ
Фундаментальный труд свт. Димитрия Ростовского «Жития святых» («Четьи-Минеи») представляет собой обширный сборник агиографических текстов, организованный по месяцам и дням церковного календаря, охватывающий жития православных святых, мучеников, преподобных, святителей и других угодников Божиих. Месяцеслов Четьих-Миней стал общепринятым в Русской Православной Церкви, составляя и сейчас основную часть наших церковных календарей.
Работа над сочинением велась более 20 лет (1684-1705).
В 12 томах (на каждый месяц года) автор систематизировал и переработал материалы из греческих, латинских, польских и церковнославянских источников: свод «Acta sanctorum» болландистов, «De probatis sanctorum historiis» Лаврентия Сурия, житие прп. Симеона Метафраста, сочинение Петра Скарги «Żywoty świętych», Успенский список Великих Миней-Четьих, Киево-Печерский патерик и др.
Сочинение содержит 765 статей, не считая памятей (краткие, часто в одну фразу заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи): жития святых, Слова на большие праздники (всего 22), синаксари на Господские, Богородичные и иные праздники, отдельные исторические рассуждения, 2 статьи посвящены вопросам календаря (март).
По времени и месту подвижничества святых – жития разделяются на четыре группы: жизнь и подвиги ветхозаветных (24 жития), общехристианских (571 житие), русских (65 житий), югославянских (4 жития). Каждое житие включает биографические сведения, описания чудес и подвигов веры, нравственные поучения (темы веры, покаяния, благочестия, борьбы с грехом, любви к ближнему, стремления к святости, ожидания Страшного суда).
Для каждой статьи святитель использовал несколько источников, стараясь собрать как можно больше сведений, которые соединял в одно целое и добавлял собственные переложения. В сборнике также содержатся элементы научно-справочного аппарата: ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых, справки, переходящие в исследования.
Язык Четьих-Миней не сухой и академичный, а живой, красочный, обращенный к сердцу читателя. Святитель использует яркие образы и метафоры, взятые из Священного Писания, природы или повседневной жизни. Например, мученик сравнивается с воином, одерживающим победу в бою, или с земледельцем, собирающим урожай. Жития изобилуют диалогами между мучениками и их гонителями, между святыми и Богом. Это оживляет повествование и помогает читателю «услышать» героев.
Святитель Димитрий ставит своей целью не только рассказать, но и убедить читателя в истинности веры и необходимости подражания святым. Так, речи мучеников становятся богословскими трактатами в миниатюре. В них святые доказывают бессмысленность идолопоклонства, истинность единобожия и божественность Христа.
Автор показывает внутренний мир героев: их борьбу со страхом, сомнениями, молитвенную готовность и конечную решимость. Описание этой внутренней борьбы делает святых близкими и понятными людьми, а их победу – достойной подражания.
«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского оказали огромное влияние на духовную, культурную и литературную жизнь русского народа. Они были основным источником для ежедневного чтения в храмах, монастырях и домах, формируя религиозное сознание народа. В Синодальной России они использовались в школах и семинариях, формируя национальное самосознание на основе христианских идеалов.
В публикации представлена дореволюционная переработка труда на русский язык, выполненная под редакцией В.О. Ключевского в 1904-1911 гг.
Празднование святителям московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу
Память 5 октября
Как три великих столпа православия: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст сохранили непотрясенным здание древней Восточной Церкви во время обрушившихся на нее гонений со стороны еретиков, так и три великих святителя Церкви Московской: Петр, Алексий и Иона сохранили неврежденным Православие на святой земле Русской в тяжкие годины ее внутренних нестроений и бед от многочисленных внешних врагов. И как Вселенская Церковь, помимо празднований, положенных каждому из трех Вселенских святителей в отдельности, установила особый праздник, посвященный всем трем святителям вместе, твердо памятуя, что одна была у них всех вера, одна – ревность по ней, одна – любовь к ближним, заставлявшая их одинаково подвергать ради этих ближних жизнь свою опасностям, так и на Руси святой еще со времени царя Феодора Иоанновича и патриарха Иова (с 1596 года) соединили в одном всеобщем праздновании 5 октября три священных имени Московских первосвятителей.
Но Русская земля среди Московских первосвятителей имела и еще одного охранителя православия, карателя злых нравов и страдальца за веру и правду, имя коего по неизвестным причинам оставалось долгое время неприсоединенным к празднованию 5 октября. Это был св. митрополит Филипп.
Впервые на сие обратил внимание высокопреосвященнейший Иннокентий, митрополит Московский. В 1875 году Святеший Синод, по его ходатайству, определил вместе с священною памятью Московских митрополитов: Петра, Алексия и Ионы совершать 5 октября воспоминание о святом Московском митрополите Филиппе. В этом же году был утвержден Святейшим Синодом и чин празднования всем четырем святителям вместе, составленный митрополитом Иннокентием. Совершается празднование сие в Москве и до настоящего времени. Накануне праздника, то есть 4 октября, в Большом Успенском соборе отправляется малая вечерня с торжественным молебным пением святителям, как это обыкновенно принято совершать во всех Московских церквах и монастырях на храмовые праздники. Затем в свое время по всем церквам столицы совершается с вечера всенощное бдение с красным звоном. Во время благовеста к вечерне, из Чудова монастыря с крестным ходом переносится местная икона святителя Алексия в Успенский собор, где и остается до вечерни следующего дня.
Тропарь, глас 4:
Первопрестольницы российстии, хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, православия наставницы, Петре, и Алексие, Ионо и Филиппе, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 3:
Во святителех благочестно пожисте, и люди к богоразумию настависте, и добре Богу угодисте: сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся, яко ученицы Божия благодати.
