Фундаментальный труд свт. Димитрия Ростовского «Жития святых» («Четьи-Минеи») представляет собой обширный сборник агиографических текстов, организованный по месяцам и дням церковного календаря, охватывающий жития православных святых, мучеников, преподобных, святителей и других угодников Божиих. Месяцеслов Четьих-Миней стал общепринятым в Русской Православной Церкви, составляя и сейчас основную часть наших церковных календарей.

Работа над сочинением велась более 20 лет (1684-1705).

В 12 томах (на каждый месяц года) автор систематизировал и переработал материалы из греческих, латинских, польских и церковнославянских источников: свод «Acta sanctorum» болландистов, «De probatis sanctorum historiis» Лаврентия Сурия, житие прп. Симеона Метафраста, сочинение Петра Скарги «Żywoty świętych», Успенский список Великих Миней-Четьих, Киево-Печерский патерик и др.

Сочинение содержит 765 статей, не считая памятей (краткие, часто в одну фразу заметки о лицах и событиях, которым не посвящены большие статьи): жития святых, Слова на большие праздники (всего 22), синаксари на Господские, Богородичные и иные праздники, отдельные исторические рассуждения, 2 статьи посвящены вопросам календаря (март).

По времени и месту подвижничества святых – жития разделяются на четыре группы: жизнь и подвиги ветхозаветных (24 жития), общехристианских (571 житие), русских (65 житий), югославянских (4 жития). Каждое житие включает биографические сведения, описания чудес и подвигов веры, нравственные поучения (темы веры, покаяния, благочестия, борьбы с грехом, любви к ближнему, стремления к святости, ожидания Страшного суда).

Для каждой статьи святитель использовал несколько источников, стараясь собрать как можно больше сведений, которые соединял в одно целое и добавлял собственные переложения. В сборнике также содержатся элементы научно-справочного аппарата: ссылки на источники, указание сходных сюжетов в житиях и чудесах разных святых, справки, переходящие в исследования.

Язык Четьих-Миней не сухой и академичный, а живой, красочный, обращенный к сердцу читателя. Святитель использует яркие образы и метафоры, взятые из Священного Писания, природы или повседневной жизни. Например, мученик сравнивается с воином, одерживающим победу в бою, или с земледельцем, собирающим урожай. Жития изобилуют диалогами между мучениками и их гонителями, между святыми и Богом. Это оживляет повествование и помогает читателю «услышать» героев.

Святитель Димитрий ставит своей целью не только рассказать, но и убедить читателя в истинности веры и необходимости подражания святым. Так, речи мучеников становятся богословскими трактатами в миниатюре. В них святые доказывают бессмысленность идолопоклонства, истинность единобожия и божественность Христа.

Автор показывает внутренний мир героев: их борьбу со страхом, сомнениями, молитвенную готовность и конечную решимость. Описание этой внутренней борьбы делает святых близкими и понятными людьми, а их победу – достойной подражания.

«Жития святых» свт. Димитрия Ростовского оказали огромное влияние на духовную, культурную и литературную жизнь русского народа. Они были основным источником для ежедневного чтения в храмах, монастырях и домах, формируя религиозное сознание народа. В Синодальной России они использовались в школах и семинариях, формируя национальное самосознание на основе христианских идеалов.

В публикации представлена дореволюционная переработка труда на русский язык, выполненная под редакцией В.О. Ключевского в 1904-1911 гг.

Память святого мученика Евпла диакона

Память 11 августа

В царствование Диоклетиана и Максимиана гонение на христиан распространилось по всей вселенной. В это время упомянутыми нечестивыми царями в Сицилию был послан для розыска и мучений христиан один, известный своею жестокостью, князь, по имени Пентагур. Придя в город Катану, мучитель приказал городскому начальнику Калвисиану собрать на площадь весь народ, не только живущий в городе, но в окрестностях. На Ахиллиевой площади было приготовлено место для зрелища, и на звуки труб и бубнов собралось множество народа обоего пола и разного возраста. Сюда пришел и князь Пентагур с Калвисианом; увидев народ, он спросил последнего:

– Все ли воздают честь и поклонение и приносят жертвы нашим богам?

Калвисиан отвечал:

– Поистине, светлый князь, все, которых ты видишь, усердно служат великим богам, принося множество жертв; среди них нет ни одного нечестивца.

Этот ответ привел Пентагура в сильную радость, и он выразил свое одобрение как народу, так и начальнику города; затем, обнародовав повеление царей, он пред всеми дал власть Калвисиану, – если найдется кто-либо называющий себя христианином, то он может предать его мучениям и умертвить. После этого Пентагур удалился в другие города; Калвисиан же призвал к себе преторских слуг и приказал им тщательно разыскивать, не найдется ли где-либо в городе или его окрестностях кто-либо, хотя бы даже тайно исповедующий христианскую веру, – такого человека они должны взять для мучений. Тогда подошел один из слуг и сказал:

– Здесь в городе есть человек по имени Евпл: он носит с собою какую-то книгу и, обходя дома и улицы, учит народ, называя великим христианского Бога.

(Святой Евпл был диакон и носил с собою Евангелие: читая из него народу о чудесах Христовых, он учил его веровать во Спасителя).

Услышав это, Калвисиан тотчас послал взять его и привести к себе связанного. Воины отправились, разыскивая святого Евпла по всему городу; наконец, они нашли его в одной бедной хижине, где он читал Святое Евангелие, поучая слушающих; воины взяли его, связали ему назади руки и повели на суд к городскому начальнику, захватив и Евангелие. Увидев святого Евпла, Калвисиан сказал:

– Ты ли хулитель богов и преступник приказаний царских?

Святой Евпл отвечал:

– Кто такие ваши боги, чтобы я почитал их?

– Наши боги – Юпитер, Асклипий и Диана, – сказал Калвисиан.

– Ты, – возразил ему святой, – слеп, не зная единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, создавшего человека из земли и нас христиан облекшего бесценною и пресветлою одеждою бессмертия, которая есть святое крещение.

– Ты потому говоришь так горделиво, что не испытал еще мучений, – сказал Калвисиан.

– Для меня эти муки венец светлый, а для тебя тьма и погибель, – возразил святой Евпл.

Тогда Калвисиан, сильно разгневавшись, приказал повесить святого Евпла и строгать его железными гребнями. Во время этих мучений святой Евпл поднял к небу глаза свои и, молясь, говорил:

– Господи Иисусе Христе, облеки меня, с которого как одежду совлекают теперь плоть, бессмертием в будущей жизни, даруй мне на час сей крепость, чтобы не победили меня муки. И с неба был голос:

– Мужайся и крепись, Евпл! Тебе уже уготована истинная одежда.

Долго строгали святого мученика, причем Калвисиан говорил ему:

– Неужели ты не оставишь своего заблуждения? Почему ты не хочешь войти в храм богов и принести им жертву, чтобы от них получить прощение своих грехов, от царей – честь и богатство, от нас – предложение дружбы; вообще через это ты приобрел бы много золота и серебра.

– О сын погибели слуга и сообщник дьявола! – отвечал святой Евпл, – не знаешь ли, как грозно в день Страшного Суда Божия ты будешь наказан за всех тех, которых теперь склоняешь к идолопоклонству золотом и серебром?

Еще более разгневавшись, мучитель приказал бить святого по челюстям железными молотками и сокрушать ему бедра и голени. Во время этих побоев святой Евпл укорял мучителя, говоря:

– Безумный, ослепленный злобою человек! К чему ты причиняешь мне эти муки, которые я, укрепляемый моим Богом, считаю за паутинные сети? Если можешь, изобрети еще более лютые, а эти для меня не более как игра.

После этого Калвисиан приказал отвязать святого Евпла и, повесив ему на шею Евангелие, отвести в темницу, при этом он велел особенно тщательно запереть тюремные двери и запечатать их его перстнем, и поставить стражу, чтобы никто не мог пройти к святому Евплу и принести с собою хлеба и воды: Калвисиан хотел, чтобы он, мучимый жаждою и голодом, умер. Святой Евпл пробыл в темнице семь дней и ночей и почувствовал сильнейшую жажду; тогда он помолился Господу:

– Господи Иисусе Христе, истинный Бог наш, дарующий пищу всему живущему, Ты, напоивший в древности людей Твоих, водимых по пустыне Моисеем, источив им из камня живую воду (Исх.17:6), Ты, изведший для Сампсона воду из сухой челюсти ослиной (Суд.15:19) и омывший нас водою святого крещения, дай и мне, молю Тебя, прохладу, ибо я изнемогаю от жажды: повели, да истечет в темнице этой источник воды и утолит жажду мою, и все узнают, что Ты один Бог и нет другого, подобного Тебе.

Когда святой Евпл окончил эту молитву, внезапно в темнице появился источник воды; он выпил этой воды и удовлетворил ею не только свою жажду, но и свой голод, как будто бы пищею; святой Евпл воспел, славя и благодаря Бога. По прошествии семи дней, Калвисиан приказал вывести из темницы мученика, если он еще жив: он полагал, что святой Евпл отчасти от ран, отчасти от голода и жажды уже умер. Когда воины пришли и открыли двери темницы то пришли в ужас, увидев, что вся темница полна воды. Святой же Евпл простер руки над водою, как бы повелевая, и вода тотчас стала невидима. Воины сказали друг другу:

– Поистине велик Бог, Которому служит этот человек!

И, взяв святого мученика, они повели его в дом городского начальника. Последний увидев, что святой Евпл нисколько не изменился телом и весел, точно идет с пиршества, очень удивился и сказал:

– Хотя теперь поклонись богам, прежде чем тебе не отсекут головы.

Святой Евпл отвечал:

– Коварный и ослепленный друг дьявола! Кому охота оставить свет для того, чтобы ходить во тьме?

Разгневанный градоначальник приказал оторвать ему уши железными крючками и отвести связанного в претор для суда; сюда пришел и сам мучитель и, севши на своем месте, долго принуждал святого к принесению нечестивых жертв, но, видя, что святой Евпл остается непреклонным, Калвисиан осудил его на усекновение мечом. Выслушав свой смертный приговор, святой Евпл просил градоначальника, чтобы пред усекновением ему дано было время для молитвы, Калвисиан изъявил свое согласие на просьбу. Когда воины повели святого мученика на казнь, то им сопутствовала большая толпа народа, среди которой немало было и христиан, тайно державшихся своей веры. Достигнув места, святой Евпл остановился; потом, обратившись к народу, он взял Евангелие, которое всегда носил с собою, и, открыв, начал читать о чудесах Христовых, поучая познанию истинного Бога, и многие из язычников просветились светом истины Христовой. Затем святой Евпл начал молиться Богу и к нему пришел глас свыше:

– Блажен ты Евпл, добрый и верный раб Мой, гряди и вступи в радость Господа твоего, наслаждаясь покоем со всеми от века благоугодившими Мне!

После того как раздался этот глас, святой Евпл преклонил главу свою и, по усечении ее, отошел ко Господу своему: его страдания закончились в одиннадцатый день августа месяца5059. Благоговейные мужи из христиан взяли честное тело и главу и погребли в особо уготованном месте, и по молитвам святого мученика при гробнице его совершалось много исцелений, в которых действовала благодать Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и слава вовеки. Аминь.

Кондак, глас 1:

Законы Христовы в руку обнося, предстал еси вопия врагом в подвизе: самозван есмь страдальчествовати твердейши. Темже приклонив радостно выю твою, подъял еси усечение мечом, скончавый течение твое.

* * *

Примечания

5059

По другим, более достоверным, известиям святой Евпл усечен 12 августа в 304 году. Мощи его находятся в пределах неаполитанских в Тривико (теперь vico della Baronia); когда сюда перенесены из Катаны не известно; в 1656 году перенесена отсюда часть мощей обратно в Катану.


Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

Комментарии для сайта Cackle
Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #