Религиозное состояние древнего мира и особенное положение в нем еврейского народа до христианства. Состояние древнего язычества и иудейства перед появлением христианства

Христианство явилось в то время, когда старые начала религиозной жизни стали изживать и разрушаться. До сих пор в мире господствовали две религии: языческая и иудейская, и обе они очень односторонне развили два основные начала религиозной жизни – начала Божественного авторитета и человеческой свободы. Иудейская религия, отличавшаяся своим единством – в противоположность религии языческой, разбившейся на массу разветвлений, твердо проводила в жизнь начало Божественного авторитета; у иудеев даже внешние формы гражданского быта основаны были от имени Бога, на Божественном Откровении. Языческая религия, напротив, развивала религиозную жизнь на началах человеческой свободы; в ней хотя и заметны остатки религии Божественного Откровения, но они слишком слабы, Божественное Откровение является полузабытым. Эти две религии, развивая свои основные начала, каждая в отдельности дошла до искажений, которые уже не удовлетворяли высшему идеалу религиозной жизни. Язычество дошло до того, что совершенно слило жизнь Божественную с жизнью мировой, изменило, по выражению Апостола, «славу нетленного Бога в подобие тленного человека, и птиц, и четвероногих, и гадов» (Рим.1:23). Вместо того чтобы возвышать нравственность человека, язычество сделалось потворщиком всех его низших, естественных влечений, санкционируя своими мифами естественный разврат человека. В иудействе сохранилась в основе неповрежденной истина Божественного Откровения, но, мало давая места в религиозной жизни свободе человека, оно оцепенело, проникшись формализмом, оно сдавливало жизнь народа, а не развивало ее. Не проникая глубоко в жизнь народа, оно сделало Бога слишком далеким от него, и, высоко поставив Его над миром, оно разобщило Его с ним. Бог являлся только владыкой, грозным судьей, но не любящим Отцом мира и человека. Религиозное служение стало состоять только во внешнем исполнении обрядов; внутреннего удовлетворения души человека не было.

Таким образом, по прошествии многих веков являлось необходимым обновление; и язычество и иудейство в своей несостоятельности и сознании этой несостоятельности дошли до того, что в язычестве последовало разочарование в прежних религиозных идеях. Люди сами стали чувствовать себя выше религии и своих богов и только из обрядности поддерживали старые религиозные формы. В иудействе в лучших людях возникло сознание разобщенности человека от Бога, явилась потребность примирения с Богом – нового Завета, который бы, по выражению пророка, «написан был не на скрижалях каменных, а в сердцах человеческих» (ср. 2Кор.3:3). Но в большинстве народа еврейского преданность ветхозаветным идеям и формам превратилась в ханжество, религия перестала проникать внутреннюю жизнь, не возвышая и не очищая ее; в глазах большинства религия сделалась как бы монополией, так как евреи говорили, что только они одни обладают истинной религией и гордились этим. Идея о Мессии у них исказилась, и из Мессии выработался идеал внешнего земного владыки, который будет царствовать над миром вместе с евреями, и царство это будет состоять в материальных и чувственных наслаждениях.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle
Loading…
Loading the web debug toolbar…
Attempt #