прот. Иоанн Козлов

Источник

Безпоповские ереси

а) Несторианская – в содержании ее обличал Аввакума и Лазаря диакон Феодор – Материалы для истории раскола т. 6 стр. 96, 107, 108 и 535 (выписка см. в ст. «клятвы Макария и соборов»).

б) Иреней Лионский обличал, как еретиков, тех, кои не следуют пресвитерам, имеющим преемство епископов – кн. 4 гл. 26 стр. 498, a по изд. 1900 г. стр. 387 (выписка в статье «Церковь» против австрийцев § 3).

в) Беспоповцы не причащаются, а таковых Матфей правильно называет еретиками – Синтагма, буква Α. гл. 2 стр. 24 (выписка в статье «Причащение» A § 14).

г) Они учат только о необходимости внутренней жертвы, а в Баронии читаем: «дабы не глаголал еретик, яко церковь Христова не имать внешния жертвы, еже есть противно истине и всей древности» лето 260. ч. 8 л. 165 об. Апостол Толковый зач. 150 л. 548 об.: «еще глаголют еретицы да тело и душу нашу, а не Господне тело Господу Богу приносимо».

д) Отвергая «священство, беспоповцы имеют ересь Севира, – акефалитов, сиречь безглавных.

Четь-Минея, 30 августа, житие Александра, Иоанна и Павла, патр. Константин.. л. 139 об.: «От окаяннаго Севира произыде еретичествование Акефалитов, сиесть безглавных, нареченных тако того ради, яко не хотяху быти под епископами православными начальствующими церквам, якоже глава начальствует прочим членам, но сами себе кииждо начальник и учитель творяшеся по умствованию своея главы бозумныя» (Озерский 1, 89).

е) Ересь стригольников и Лютера:

Макар. Минея 31 августа, слово м. Фотия на еретиков стригольников (Материалы Зеленкова стр. 93–94, § 170): «Воста та ересь и хула от Карпа диакона стригольника, на церковь Божию, и на архиепископов и на попов, яже нача окаянный хулити и клеветати, яко несть ни единаго истиннаго попа в Московском государстве, понеже поставляеми не поистине, но на мзде. Да еще многое имение собирают, берут бо с живых и мертвых, и ядят и пиют с пияницами, и того ради не подобает к попам каятися, ни крещение от них приимати, ни причащения брати вси бо еретицы постипцы, молебницы и книжницы, аще бо от книг глаголали бы, то кто бы веровал прелести их... Отверже хиротонисанный архиереом священства чин и рукодоложение творити, и вместо совершеннаго рукоположения, простым мужем действовати попусти и (избиратися) им устави. Увы, безумия сих, како дерзостию своею сию православия церковнаго отпадоша, и Лютера еретика ученики сташа, по Люторскому мудрованию священников рукоположенных отрекошася, а сами собою простии рукоположишася и церковная тайны недозволенная им творити дерзнуша».

ж). Ересь богомилов:

Четь-Минея, древлеписьм. Макария м. Московского, 31 августа – Слово св. Косьмы пресвитера на еретики богомилы, иже Богу не милы: Богомилы еретицы есть. И мужие простые у них исповедали между себе, не токмо же мужие, но и жены... себе истинии христиане именуют... О, Христолюбцы, не имите им веры, лживи бо суть, якоже и отец их диавол; како бо могут христиане быти, не имуще себе попов, ни самаго тела крови Христовой пиюще, ни попов честно творяще («Материалы Зеленкова», стр. 92–93 § 170).

з) Мессалианская ересь – «кроме области священнической прощает грехи» Тактикон сл. 14 л. 70 (выписка эта и другие см. в статье «епитимия» в разборе 3 возражения).

i) Беспоповцы учат, что антихрист овладел всею вселенною впали в ересь Люциферианскую.

Иероним ч. 4, стр. 57: ..Недавно один последователь Люцифера в нестерпимо-болтливом споре с другим, питомцем церкви, высказал чисто собачье (по злости) красноречие. Он утверждал, что диавол овладел всем миром, и что церковь как это уже в обычае у них говорить, обратилась в публичный дом» He таковы ли и беспоповцы?

и) Слово Божие и св. Отцы учат, что обетования Господни непреложны и непременно исполнятся, а старообрядцы учат, что обетования Божии не исполнятся, исполнение их зависит от людей. Такое учение неправославное, а еретиков Донатистов, которых за это обличал бл. Августин (см. в статье «обетования» § 11).

к) Уча о двух и нескольких антихристах, беспоповцы содержат заблуждение еретика Лютера.

«О безбожии и антихристе» проф. Беляева стр. 743–745: «Невольно обращает на себя внимание сходство учения об антихристе наших русских беспоповцев с учением о нем Лютера. Лютер признал антихриста не единоличным: и беспоповцы учат также. Лютер признал за антихриста пап, безпоповцы признали антихристом пап и русских архиереев, начиная с Никона... Лютер не допускает мысли о царствовании антихриста только в течение трех с половиною лет; и беспоповцы допускают неопределенно долгое протяжение времени его царствования. Под великоиою скорбью, имеющею быть в царствование антихриста, Лютер разумеет исключительно духовные бедствия: и беспоповцы антихристово гонение верующих в Бога признают почти только духовным. Учение Писания о будущем пришествии на землю Илии пророка Лютер перетолковывал так, что Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя: и беспоповцы учат, что учение Писания о явлении пророков, обличающих антихриста, нужно понимать духовно... стр. 744: Одним словом, почти все важнейшие изречения Писания об антихристе Лютер понимает не буквально, толкует их аллегорически. Но совершенно также толкуют учение Писания об антихристе и русские беспоповцы... стр 745: Так как учение беспоповцев, об антихристе явилось полутора веками позже учения Лютера, явилось тогда, когда протестантская вера значительно распространилась в Западной России и протестантов было не мало в самой Москве, то не может быть сомнения в том, что беспоповцы основные начала своего учения об антихристе заимствовали у протестантов... Корми беспоповщинского учения об антихристе лежат в учении Лютера и других протестантских богословов, вообще в протестантском исповедании, откуда беспоповцы заимствовали основные начала и даже некоторые частности своего учения об антихристе».

л) Беспоповцы, отвергая литургию и священство, содержат ересь Лютера:

Кириллова, л. 263, об – 264 и 265: «Мартин, сын самого сатаны злоименитый Лютер... Священную литургию укорив, и похулив, и отверже... хиротонисанный, сиречь святительский руковозложенный чин, еже поставляти епископы, и попы, и диаконы, и иных церковных чиновников отрину, и в место совершенного, от простых мужей рукополагается им уставн... л. 265: «проклят да будет Лютер, и со всеми прилагающимися ему».

м) Без попов вера окаянная:

Макар. Минея, м. июнь, послание патр. Антония Цареградского (Моск. Син. библ. № 181; Озерский 1. 145), л. 805 об: «рцете еретицы где хощете попа взяти себе. Аще глаголете не достоин есть патриарх, и недостойни суть митрополити. To по вашему ныне слову не единаго несть попа на земли... вам же где есть поставити попа по своей окаянней вере не прииде бо Христос второе вплотитися на землю. He сныдет ангел освятити вам попа. Аще бо вам ангел освятил погипа, то и тому не подобает веровати по апостолу Павлу рекшему: аще ангел вам благовестит паче проведаннаго еже приясте «проклят да будет».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle