прот. Иоанн Козлов

Источник

Право церкви изменять обряды

1) 5 правило св. апостол: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонет жены своея под видом благоговения. Аще же изгонит, да будет отлучен от общения церковного: а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина».

12 правило 6 вселенск. собора: «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих Боголюбезнейших предстоятелей (т. е. епископы), и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно с своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устрояти к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего такового. Лице же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен».

2) 26 правило св. апостол: «Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы».

10 правило Анкирского собора: «Поставляемые во диаконов, аще при самом поставлении засвидетельствовали, и объявили, что они имеют нужду оженитися, и не могут без того пребыти: таковые после сего оженившись, да пребывают в своем служении».

А шестой вселенский собор 6 правилом постановил: «Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступать в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер, не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступать в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинить, да будет извержен».

Матфей Властарь – Синтагма. буква Г. гл. 2, стр. 102: «А на 10 правило собора Анкирского, которое говорит, что диакону можно вступать в брак и после рукоположения, с позволения своего епископа. – не обращай совсем внимания».

3) 101 правило 6 всел. соб.: «Аще кто хощет, во время литургии, причаститися пречистого тела, и едино с ним чрез причастие быти: руки да слагает во образ креста, и тако да приступает, и да приемлет общение благодати. Ибо из злата, или иного вещества вместо руки, некие вместилища устроящих для приятия. Божественного дара, и посредством оных пречистого общения сподобляющихся, отнюдь не одобряем, яко предпочитающих Божию образу вещество бездушное и подчиненное рукам человеческим. Аще же кто усмотрен будет пресвятое причащение преподающий приносящим таковые вместилища: да будет отлучен и сей, и приносящий оные».

А в Кирилловой книге повелевается преподавать дары лжицею (л. 304 об. – 305 и 79), и замечается, что за лжицу православную церковь укоряют еретики; см. в статье «Лжица» стр. 245.

4) 1 правило св. ап. Петра и Павла, Кормчая л. 27: «Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати пять дней в недели, в субботу же и в неделю да упражняются в церковь, поучения ради еже на благоверие».

29 правило Лаодикийского собора (Полн. Кормчая стр. 240): «Не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа».

Стоглавый же собор, гл. 95, опять приводит правило 1 Ап. Петра и Павла: «Ответ, како подобает христианом праздновати. О том же Божию святую и верховную апостол Петра и Павла правило 1 и 2-е: аз Петр и Павел заповедаяве людем делати 5 дний в недели, в субботу же и в неделю да упражняются в церковь поучения ради книжного».

5) 15 правило Неокесарийского собора: «По первоначальному правилу, диаконам седми быти должно, аще и весьма велик град. В сем удостоверен будеши из книги Деяний Апостольских».

16 правило 6 всел. соб.: «Поскольку в книге деяний апостольских предано, яко седмь диаконов поставлены от апостолов: отцы же Неокесарийского собора, в постановленных ими правилах, ясно рассуждали, что седмь диаконов должны быти по правилу, хотя бы то было и в весьма великом граде, удостоверяя в сем книгою деяний: того ради мы, сличив мысль отдов с изречением апостолов, обрели, что у них било слово не о мужах служащих таинствам, но о служении в потребностях трапез (Далее идет выдержка из кн. деяний)... На основании сего и мы проповедуем, яко вышереченные седмь диаконов не должны приемлемы быти за служителей таинствам, по изложенному учению, но суть те, которым поручено было домостроительство для общей потребности тогда собранных».

Толкование Зонара: «неокесарийское правило не соблюдалось и прежде издания настоящего правила» (Полн. Кормч. стр. 81) Толкование по слав. Кормчей: «Се же правило глаголет, не добре разумеша того собора отцы, еже в книгах деяний Апостольских, о седми диакон лежащаго словесе» (Поля. Кормч. 83 стр.).

6) 69 правило св. апостол: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

А в Тактиконе Никона Черногорца, сл. 3. л. 24 об. – 25: «В великий же пост, аще есть мощно мирским не причащатися рыбе разве субботы и недели, иноком же маслу. Аще ли не произволяют, вторник и четверток точию разрешают, они убо на рыбу, сии же на масло... И сей убо первый от мене устав... Вторый же сице: аще ли не произволяют запрещаемии в сем уставе, паче же немогут, в понедельники убо и среды и пятки да держат убо чисты всячески, сиречь мирстии убо мяса и сыра и рыб не вкушающе; разве масла точию: иноцы же аще не болезнуют, ни масла: иные же четыре дни в неделя быти невозбраненом о всем во всех, яко комуждо коегождо обетования ясти. Мирстии убо на вся и на мясо: иноцы же такожде на сыр и на яйца и млеко». (То же см. Потребник Филаретовский, гл. 18, л. 157 об. – 158 и Иоасафа л. 136).

7) Деяния всел. соб. 5-го, стр. 225: «Очевидно, дается нам позволение вновь пересматривать то, что там (т. е. в Халкидоне) совершено сверх дел веры относительно лиц. Следовательно, все, что совершается сверх веры, как оказывается по учению Льва, ни что не препятствует вновь подвергать обсуждению».

8) Иероним ч. 2. п. 66, стр. 258–259: «Церковные предания, в особенности те, которые не вредят вере, должно сохранять так, как они преданы предками, и что обычаи одних не разрушаются противоположным обыкновением других... Пусть каждая провинция исполняет свои обычаи и правила предков считает установлениями апостольскими».

9) Киприан Карф. ч. 1, п. 59, стр. 284 (а по 2 изд. 331): «В этом деле (т. е. чиноприеме) и мы никого не принуждаем, никому не даем закона, потому что всякий предстоятель свободен управлять своею церковью по своей воле, имея дать отчет в своем действовании Господу».

10) Там же, п. 60, стр. 300 (а по 2 – 349): «Все это (т. е. об обычаях чиноприема еретиков) в краткости мы написали тебе, возлюбленнейший брат, по мере сил наших, не имея в мыслях наших ни предписывать ни навязывать кому-либо своего мнения; пусть всякий епископ по свободному своему произволению поступает так, как считает должным». (То же у Иеронима ч. 4, стр. 90).

11) Викентий Лиринский гл. 23, стр. 106–107 и 111–112 (а по раск. изд. 34–36): «Скажет кто-нибудь: в церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния религии? Всеконечно должно быть и притом весьма большое; ибо кто так завидлив людям и так ненавистен Богу, что решится не допустить этого? Только, преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры... Ибо украшать, улучшать, усовершать с течением временя древние догматы небесного любомудрия позволительно».

12) Симеон Солунский т. 2, стр. 405: «В мирских церквах не читают псалтири, кроме одной великой Четыредесятницы, так как выполнять все по уставу – не по силам людей, живущих в мире. Так делают только все священные обители».

13) Кн. о Вере гл. 13, л. 107: «Иаков, первый епископ Иерусалимский от Христа научився литургию написа, и предаде церкви... Сего св. апостола литургию божественный Василий Великий, елико к вере чиновне целу приняв, в словесех точию сократи. Юже божественный Иоанн Златоустый восприем, молитвы за усопших на некоих местех расположи».

14) Четь Минея 23 октября (Алекс. Вып. 282): «Иаков первее литургию изложи и написа, наставляющу его в том Св. Духу: юже потом св. Василий Великий, тоже Златоуст Святый, человеческие ради немощи сократиша».

15) О поповском погребении – см. «Порицания», § 3, в разборе 7 возражения, стр. 334.

16) Стоглав гл. 79, стр. 163: «Мнози святии отцы из правил апостольских и отеческих оставиша, что есть на вред церкви и на соблажнение христианству

17) Зонара в толковании 11 правила Лаодикийского собора: «У древних были некоторые обычаи, исполняемые в церквах, из которых одни с течением времени изменились, а другие и совершенно прекратились, а некоторые запрещены и правилами».

18) В Потребнике п. Филарета, в гл. 37 изложен особый «Чин братотворения», состоящий из ектении и двух молитв. В Потребнике же патр. Иоасафа, л. 40, об этом чине сказано: «И чин братотворения да не твориши, законопреступна бо суть сия».

В Кормчей. гл. 51. л. 549 и об.: «Братию творити рехом, не прощено быти от законов... братию же умышляти и уставляти нам, ни едина вина известная вводит, закон же приемлет яже суть разумная, отметает яже несущих сицевая, сице яко аще что сицево сотворено будет, вменено будет якоже бы не было сотворено... священник же казним будет... Образ братотворения, вменяется якоже и не быти ему сотворену… образ или служба братотворения, ни во что же вменяется в церкви; сего ради священника творящего сию отлучаем на время от священнодействия».

19) Иероним, ч. 10. стр. 205: «Простирает же Господь руку Свою на Иерусалим, чтобы исправить согрешающего и отвергнуть законоположения его, которые, пока он соблюдал заповеди Божии, назывались законоположениями Господа. Ηо когда он стал чтить идолов и обратил благочестие в нечестие, то они не называются законоположениями Его. Это нужно понимать не только в отношении к закону и священнодействиям, но также в отношении к субботам и праздничным дням и новомесячиям».

20) Герман, патр. Константинопольский пишет: «Молиться на восток, подобно всему прочему, предано от св. апостолов» («Писания св. о.о. и учит. Церкви» т. 1, стр. 364; 91 прав. Вас. Вел.).

Бароний, лето 443. ч. 2, 497 об.: «А понеже древний обычай церковный бе и есть на восток солнца молитися. В то время, ради сих манихеев, возбрани Лев на восток солнца обращатися молящимся, бояся дабы прикладом оных мерзостных идолопоклонства коего либо не творили».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle