прот. Иоанн Козлов

Источник

Анна Кашинская

Старообрядцы неправильно обвиняют православную церковь, будто она исключила Анну Кашинскую из лика святых. Это неправда, ибо всенародное ее прославление в 1909 году говорит как раз обратное. А если чествование и было патр. Иоакимом временно приостановлено, то на это были свои причины и из истории канонизации святых видно, что некоторых святых то прославляли, то приостанавливали почитание. Патр. Иоаким не исключал Анну Кашинскую из святых, о чем свидетельствует соборное постановление: «Великий собор 1678 г., подтвердив запрещение малого собора 1677 г. – икон не писать и отдельной службы не отправлять, – не сделал прямого запрещения чествования Благоверной Анны. Распечатав запечатанную малым собором церковь имени преподобной Анны Кашинской, великий собор посвятил ее всем святым: «да будет в оном храме и тоя имя вочтено купно со всеми святыми» («Житие и чудеса Анны Кашинской» свящ. Архангелова, стр. 64, изд. 1909 г.).

Что постановление собора 1678 г. «не состоялось окончательно, и не было надлежаще обнародовано в Кашине, подтверждение этому нельзя не видеть в дальнейшем чествовании Благоверной княгини Анны Кашинской. Замечателен в этом отношении, в Кашинском Воскресенском соборе, дар от князя Ивана Григорьевича Куракина – серебряные, позлащенные сосуды на имя Благоверной, причем на потире надпись: 1678 г. месяца апреля 20 приложил сия сосуды в соборную церковь благоверной княгини Евфросинии» (у Архангелова стр. 75). «Со времени Московских соборов 1677–78 г.г.. в течение 230 лет, хотя и не была уже совершаема отдельная церковная служба в честь благоверной княгини Анны, тем не менее молитвенное почитание ее местное, имело обширные размеры и сохранилось в ясных и многочисленных памятниках. В 1728 году, по ходатайству бурмистра Леонтия Сысоева с товарищи Преосвященнейшим Феофилактом, архиеп. Тверским и Кашинским, в неделю Всех Святых разрешено крестное хождение из Воскресенского собора, где почивают мощи благоверной княгини Анны, по всем обителям и храмам г. Кашина. В сем крестном ходу постоянно носится икона благоверной княгини Анны, по преданию писанная на гробовой ее доске. Сей крестный ход жителями и приходящими богомольцами особенно чтится. Повсегодно мы видим усердствующих в крестном хождении, всякого возраста и звания, по нескольку тысяч человек» (там же стр. 77–78).

«В то время (1812 г.)... были крестохождения двенадцать раз, в коих и обносим был образ Благоверной Великой княгиня Анны, издавна написанный и украшенный серебряною ризою» (стр. 79). «В 1848 году, в июне и июле месяцах, г. Кашин подвергся грозному бедствию от холеры. Во время холеры были два крестных хода кругом города, в которых была носима икона Св. Благоверной княгини Анны. Бедствие, после сего, прекратилось тотчас. В воспоминание этого доселе каждогодно, в июле месяце, в семи разных местностях г. Кашина, после божественной литургии в ближайшем храме, совершается с иконой Св. Благов. кн. Анны крестохождение вокруг домов этой местности» (стр. 79).

«Здесь полное почитание Благоверной происходит одновременно с запрещением, выставленным в соборном деянии. Трудно допустить, чтобы и сами кашинцы, и особенно кашинское духовенство, решились бы так смело нарушать строгое постановление собора, если бы оно когда либо было прислано и обнародовано в Кашине. Подпасть клятве собора и отлучению от церкви едва ли бы решились и те и другие, при полном отсутствии в городе раскола» (75). «Архиепископ Тверской Филофей, впоследствии митр. Киевский, в донесении Св. Синоду от 18 сентября 1862 г., писал: «Местное чествование ея издавна оглашено в народе посредством многих печатных книг, изданных в разное время с одобрения духовной цензуры и частью даже с дозволения Св. Синода, особенно же оглашено посредством изданных в разное время месяцесловов, в которых Благоверная княгиня Анна наименована Святою и означена память прославления ее, как святой; напр., в полном месяцеслове, изданном в 1818 году с дозволения Св. Синода и напечатанном в Московской Синодальной типографии, сказано: в Кашине церковь соборная, в которой находятся мощи Св. Благоверной кн. Анны, супруги Св. Благов. вел. князя Михаила Ярославича Тверского. Местное чествование памяти Благоверной кн. Анны Кашинской, издревле совершаемое, так сильно утвердилось в жителях не только г. Кашина, но и окрестных городов и селений, что если будут обнародованы сведения, противные этому чествованию, то чрез сие, как можно опасаться, будет глубоко возмущено и оскорблено в народе чувство благоговения не только к памяти Благоверной кн. Анны, но и вообще к памяти св. угодников Божиих»... В «описи» 1776 года, месяца февраля, между прочими иконами, написано: «Преподобной Благоверной княгини Анны Кашинской и два венца серебряные». Это указывает, что представители Кашинского городского управления 18 века, имея икону Благоверной княгини Анны, чтили ее молитвенным обращением» (у Архангелова 82–83 стр.).

«...Представителями Кашинского городского управления в 1883 г., Их Императорским Величествам Государю Императору Александру Александровичу и Государыне Императрице Марии Феодоровне по случаю священного коронования, от жителей Кашина, в Твери, была поднесена икона с изображением Благоверной кн. Анны Кашинской, а также была поднесена такая же икона Императору Александру II-му и ныне благополучно царствующему Императору Никола. II (там же 83 стр.)... «В 1885 году, с благословения преосвященного Саввы, архиеп. Тверского, в селе Бережай, Бежецкого уезда, была открыта и доселе существует церковно-приходская школа во имя Св. Благоверной княгини Анны Кашинской. В школе имеется икона Благоверной Анны» (84)... «Кашинское духовенство, всегда с своею паствою, проявляло глубокое молитвенное почитание Благоверной кн. Анны. Иерархи Тверские и Кашинские благосклонно смотрели на почитание Благоверной княгини Анны. Они благословляли новые монастыри, как напр., Николо-Малицкий, близ Твери, Холоколинский Богословский близ Старицы иконами с частицами св. мощей Благоверной Анны». Так, преосвященный епископ Иоасаф (1788–1788) разрешил петь особый канон Благоверной княгине Анне... Архиепископ Филофей (1857–1876) не усомнился, в одно из своих посещений г. Кашина, начать поминать на литии за всенощным бдением и на отпустах Благоверную княгиню Анну в числе святых» (там же стр. 85).

«История канонизации святых» Голубинского стр. 115, изд. 1903 г.: «Иосиф Волоколамский, основатель Волоколамского, по его имени Иосифова, монастыря, который находится в Моск. губ., в 18 верстах от г. Волоколамска, скончавшийся 9 сент. 1515 г. Преп. Иосифу три раза установляемо было празднование, два раза местное и в третий раз общее. В первый раз местное празднование было установлено митроп. Антонием с собором епископов 20 дек. 1578 г».

Стр. 369: «Филипп I, митроп. Московский, скончавшийся 5 апр. 1473 г. (...что некоторое время митрополит был действительно почитаемым усопшим, это дает знать Софийская 2-я летопись, – Собрание летоп. VI, 197–198).

Стр. 351: «Геронтий, митроп. Московский, скончавшийся 28 мая 1489 года. В Московском Успенском соборе, по описям его начала 17 века и 1627 г., находилась икона митроп. Геронтия...

В рукоп. Румянц. музея № 364 есть краткое сказание о митроп. Геронтии вместе с сказаниями о митрополите Филиппе I... а в рукописи гр. Уварова, бывш. Царского, № 396, л. 302, есть наставление как писать митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, Геронтия и двух Филиппов». Интересно бы узнать, когда старообрядцы празднуют память митроп. Филиппа II-го и Геронтия? стр. 301–302, примеч.: «В августе м. 1479 г., по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор, было обретено нетленным тело м. Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 мес. тому назад: в продолжение 12 дней тело не было погребаемо, очевидно, в ожидании, не последует ли от него чудотворений; но чудотворений не последовало, и оно, несмотря на нетление, спустя 12 дней, предано было погребению», – собр. летоп. VIII, 203.

В «Историческом словаре о русских святых» сказано. что преп. Феодосию Черниговскому правосл. церковь два раза устанавливала чествование или канонизовала его, давая этим понять, что она очень осмотрительно относится к делу канонизации святых (читай в словаре о Феодосии).

«История русской литературы» А. Пыпина, т. I, 346 (изд. 3) «Москва, ревниво смотревшая на древнюю славу Новгорода и волею неволею внесшая потом в свои всероссийские священные предания имена некоторых новгородских епископов и монахов, все же не хотела признать общего всероссийского авторитета за святостью Новгородских князей, доселе пользующихся только местным чествованием. Даже самое имя св. Софии, где покоятся останки новгородских князей, осталось для Москвы как бы чуждым».

У него же т. 2, стр. 168–170: «Удельные земли почитали каждая своих святых, не хотели знать других и даже относились к ним с пренебрежением. Обыкновенно удел, имевший много святых, тщеславился ими, и дерзал даже хульно отзываться о святых и подвижниках других местностей. Примером подобных отношений к чужим святым может служить Сергий, москвич родом, назначенный архиепископом в Новгород и назвавший святого Новгородского архиепископа Моисея «смердом»... Β Новгороде не было чествования преподобного Сергия, который так почитался в Москве и оно явилось только при Василии Темном, в последние годы новгородской свободы... Митрополит Петр, один из первых церковных деятелей в возвышении Москвы и первых московских святых, давно пользовавшихся местным почитанием, не был признаваем в других русских областях, и надо было прибегнуть к авторитету константиноп. патриарха, чтобы заставить другие уделы почитать покровителя Москвы. С другой стороны, Москва не признавала чужих святых, и, напр., стремилась даже как будто: унизить новгородскую святыню».

История русской церкви Голубинского т. I, 1-я пол., примеч., стр. 84 (1901 г.) «В нашествие монголов мощи (св. Ольги) были сокрыты под спудом церкви; в 17 веке, по преданию, они были открыты Петром Могилою, а в 18 в. снова сокрыты, по не совсем вразумительной причине, в неизвестном месте».


Источник: В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия: пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке / Оленецкий епархиальный миссионер-священник И. Козлов. - Петроград: Тип.-литогр. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. - 571, [2], XVII, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle