патриарх Иоаким

Слово на Никиту Пустосвята

Источник

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь

Иоаким, милостью Божией, патриарх царствующего великого града Москвы и всей России. В Господе, возлюбленном святой восточной православной церкви настоящей, всем благословенным христианам, всякого чина и возраста, благодать, милость и мир Божий да умножится.

Потому что Вседержавный, всех существующих тварей владыка Иисус Христос Бог воплощенный, благоволением Бога Отца и содействию Бога Духа Святого, вручив нашей верной восточной православной церкви во всем Российском царстве, церковную полноту вас христиан, как мирную ладью, стяжать же промысел и руководить нам повелел, вернейшую паству свою такими словами: «Если любите Меня, пасите овцы Мои1», которые искупил Он, дорогою ценою крови Своей, о ней мерность наша по Его Спасителя нашего завещанию, больше всего, со всей полнотой и тщательностью, иметь попечение. Да соблюдается Его силой стадо Его словесное всякой напасти и озлобления, большому и малому вреду напрасно. Так как Сам Всеблагой Бог, овец своих от нашей мерности хочет взыскать, по слову божественного Иезекиля пророка, так: «овец моих из рук пастырей взыщу»2, и еще, в указ нам, тому же пророку говорит Господь: «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня»3, потому что стерегущего дело есть, от надлежащей беды и от нашествия грядущего зла, людей возвещением спасать. Так говорит Господь: «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою»4. Святой же апостол Павел всегда нас наставляет о преданном служении пастве такими словами: «Предание сохрани»5. Этими словами наставляет нас, ощущая сильную боль, видя в пастве нашей, нынешнего времени и в эти дни, в церковном собрании многих людей большое смущение и душевную погибель, которая пришла от злых людей и противников святой церкви. Ради этого, как пастырь всего Российского государства, со всей церковью, о вашем спасении промышляя, всем возвещаю: «Состоящим в святой церкви и нашем правильном послушании, в утверждение – да не соблазнятся льстивыми словами: соблазняющиеся и соблазнившиеся злою бедою безумных людей и обличением соблазнов изменщиков, да не покорятся в конец обманам, бабьем веяниям и нас не слушающих погибнут, но отвратятся и последуют церкви. Хотя много с давних времен на благочестивое лоно святых церквей, изливая речи пагубных лживых слов, но стирающихся, о каменную твердь исполняемого закона. Так как православная кафолическая соборная восточная церковь основана на камне и врата ада не одолеют ее. И сейчас (о людях божьих) также, истине непокоряющиеся, суетные и лживые люди, изменники церкви святой и вносящие раздор, которые Бога не бояться, людей не стыдятся, не знают Священного Писания по степени служебного звания, не знают также слов и утвержденного учения – от них же есть низверженный собором от звания бывший поп Никита и другие многие безумным и своенравным обычаем соблазнившиеся, воздувающие злохудные и мракодержимые слова в простой народ, который также неразумно суще на святую церковь и на святые таинственные чины (т.е. на святое крещение, причастие и все остальное), и на наши архиерейские звания говорят хулу и проповедуют тому подобное. Также против благочестия, которые не смогут встать, впрочем всякий срамной их ум и лестное учение, и пагубное дерзновение, да уведет. В Российском царстве, всего Московского государства, принимая благочестивыми великими князьями и великими царями, со всем народом православную веру в Святую Троицу и святое крещение, из Константинополя от греков учение всегда в благочестии пребывает, и все Божественное Писание и отеческое придание, чины же церковные и законы градские, с их греческого языка переложившие на славянский наш язык, крепко удерживая. Как вера и доныне непоколебима ни в чем в нас здесь пребывает и на всем свете, есть всем народам восточная церковь сном ведома. Как в Московском государстве прежде были и иные суть цари благочестия и православной веры блюстители. Также и моя братия и святейшие патриархи, пасущие благочестно Христову церковь в вере до кончины жизни своей, пребывали непоколебимы ветром лжеучения и никто не был противником святой веры. И все, держащие церковь святую, соборную, митрополиты российские, первые архиереи, из них же святой Петр, Алексий, Фома и Филипп чудотворцы, поставлялись митрополиты в Константинополе, вселенским патриархом греческим и оттуда чинами в церкви святой действовали, священное песнопение все воспринимали. Если бы здесь в России от этих царей было в вере святой повреждение или в церкви бесчинное действо в Святых Таинствах церковных, не по чину восточной церкви или какой ереси, и святейший бы вселенский патриарх, с прочими православными патриархами: Александрийскими, Антиохийскими и Иерусалимскими, не боясь здешних царей и патриархов, обличали бы и писали бы всюду, и всему народу то было бы ведомо. Этот же изверженный поп Никита, был бы за такое возмущение и упорство, и в церкви крамолу от всего собора проклятый (даже познав свою прелесть и самомненную беду, святой церкви покорился, тогда даже приняв христианское прощение, сана же пресвитера не удостоился). И иные многие неразумные люди всякого чина: священники, монахи и простые, по мистрам и пустыням, в городах по домам пребывающим, мнящиеся в святом писании обрести разум и ради самомнения своего, не только погибают сами, но иных неразумных, вечной погибели творя соучастие, так говорю: они злые люди и безумные. Так здесь в российской церкви учинили новую веру и что есть вера, того не знают. В безумных же своих письмах укоряют и бесчестят, во-первых благочестивых и православных наших царей, блаженной памяти великого государя царя и великого князя Алексия Михайловича и сына его государя царя и великого князя Федора Алексиевича, всея великой и малой России самодержавец. Также прежде святейших: Никона, Иосифа, Петирима, патриархов православных московских и всей России и ныне нашу мерность, и всех российских архиереев, монахов, священников и весь народ (которые бегают льстивого их гласа и ими гнушаются) называют всех еретиками и богоотступниками – это не главная ли их дерзновенная погибель? Так не нам только противятся, но самому Богу, по учительству святого апостола Павла в послании к Римлянам в главе 13:1: «Всякая душа, говорит, которая если будет подчинена властям, да повинуется им, ибо нет власти (если) не от Бога»6. «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение»7. А досаждающие святой церкви, суть прокляты, и благочестивых царей бесчестящие и злословящие – градскими законами казнятся смертно. Да они же обманывают словно у нас новая вера, новые и книги, и это их главная прелесть и ложь, потому что здесь в государстве были напечатаны, и теперь печатаются повелением благочестивых царей, также благословением святейших патриархов и всего освященного собора, книги старые, Ветхий и Новый Завет и отцов святых пение псалмов и канонов, все что издревле писаны и переведены с греческого языка, все суть старые и вновь те не писаны. Так как с неразумением смотрят. Потому что книги новые видятся тебе, которые вновь сотворятся или с иного языка переведены будут и иной веры. А если их суете подучившийся язык говорит, что в этих старых книгах некоторые слова исправлены, когда были напечатаны, то не самомнением и не кроме переводов старых славянских книг с греческого языка, но советом и истинным разумом и учением грамматических правил, как всем есть разумно. А они слепые, ни этих слов силы, ни с чего сделаны, и как что исправить не знают. И таким неуместным слепцам и невеждам, знать писания Божественных книг не могут. Для того, что какому ремеслу, иконному художеству или златарному или иному, которому человек не учился, того делать не умеет. А иной и учился, но как мастер сделать не может. В Божественном Писании много глубоких смыслов, их знать может не каждый. Как разными смыслами пишутся книги: иногда само дело писание показывает, иногда говорит притчею. Каноны же и тропари особым учением творятся, подобными же и различными стихотворными мерами. Поэтому каноны подписываются: канон творение святого Иоанна или Иосифа. А если где текст исправляется, то в этом нет вины и нет ереси. И это их неразумное распутство. Потому что когда не было во всех государствах печатей, то и тогда книги писались и от неправильности правописания и познания, многое тексты изменили или забыли и по их мнению, как бы лучше хотели написать, а умом своим не могут ради неподдельности уразуметь, применяя другие слова. Как и теперь есть древние, старые книги, которые бывают написаны без точек и просодий, и их не то что понять, но и читать сложно. А пропусков слов бывает очень много. А как слова эти раскольницы и мятежницы церковные, неразумением своим давившиеся и неспособностью понять, называли как бы ересью, и на те их слова в царствующем здесь городе, повелением блаженной памяти великого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всей великой и малой и былой Росси самодержавца и суждением бывших тогда Александрийского и Антиохийского, и здесь святейших православных патриархов, и всего освященного собора, издается книга жезл правления – и там видно их явное неразумение, который любой читающий может понять.

Да тот же изверженный поп Никита, в прошлом, в 175 году, между патриаршества, всему собору покаяние свое приносил, и какою злобою и неразумением своим на святую церковь и на новоисправные книги, говорил ложь и укоризну, клятвами страшными сам себя проклинал, чтобы и впредь такого безумства и прелести в людях не сеять, и быть послушным во всем святой соборной церкви. И после того, он же Никита, святейшим патриархам Паисию Александрийскому, Макарию Антиохийскому, Иосафу Московскому в том своем расколе и в неразумении, на новоисправные книги во всяком укорении винился, бил челом и подал челобитную, чтобы его в том церковном возмущении простили. И быв прощен снова в том же злом его начинании и развратном учении, при нашей мерности был запрещен и опять прощен, кроме священства. И в прошлом, в 189 году, нашей мерности на соборе, как бы покаялся святой соборной церкви, он, проклятый Никита, во всем повинуется, подал челобитную, написанную его рукой так: «Великому господину, святейшему Иоакиму, патриарху Московскому и всей России, бьет челом богомолец твой Суздальской соборной церкви, Рождества Пресвятой Богородицы, бывший поп Никита Константинов. В прошлом, в 179 году, между патриаршества прогневал я преосвященный собор письмом на новоисправные книги, и за то с меня священство снято. И познал я свою вину братьям твоим святейшим вселенским патриархам и святейшему Иосафу, патриарху Московскому и всей России, и всему преосвященному собору покаяние принес. И святейшие патриархи, со всем освященным собором меня простили, и то прошение указали напечатать в соборном своем пределе в 27 статье. И после того прогневал я Бога и тебя, великого архиерея Божия, своим безумным, невежественным прекословием, и за то опять в запрещение впал. И теперь, государь, во всем том согрешении своем Богу и тебе, великому архиерею Божию, и всему преосвященному собору, вину свою и покаяние приношу и соборной и апостольской церкви во всем последую. А если я, государь, на прежнее свое безумие возвращусь и церкви Божией не согласен в чем явлюсь или тебе, великому архиерею Божию и всему преосвященному собору, прекословить в чем буду и за то будет мне ваша архиерейская прежде бывшая соборная клятва не прощена в этот век и в будущей, и да буду без всякой пощады достоин казни. Милостивый великий Государь, святейший Иоаким, патриарх Московский и всей России, смилуйся надо мной грешным, положи как Отец небесный на плечо свою погибшую овцу, не дай мне в отчаянии в конец погибнуть. Подай мне архипастырское совершенное прощение, ради пролившего кровь, и душу свою за грешников положившего, Христа Бога нашего, и благослови государь опять священником действовать. Государь смилуйся».

И после челобитной своей снова теперь еще безудержней ругает и бесчестит святую церковь. И с единомышленниками своего безумства, отдалившиеся от соборной церкви и не только достигшие, но и не знают чинов и степеней, и преданий церковных, и уже в церкви хотят устанавливать чины, которым не вернули правление, стараются управлять и поносить укорами нас, и называют еретиками.

А в правилах святых отцов написано так: «Как не надлежит простому человеку укорять священника или запрещать, или поносить, или клеветать, или обличать в лицо, если по сути нет места истине (здесь же у них вообще нет истины), если не добравшийся до сути, это сделает простолюдин, то есть простой человек, да будет анафема, и да изгнан будет из церкви, отлучен будет от Святой Троицы, и послан будет во Иудино место».

Написано: князю людей твоих – не говори злого и настоятеля не бесчести. Какие же князи достойны будут, досаждающие царям своим и архиереям. По истине это безумные люди идут на поводу своих желаний, отделяющие себя от единства веры, прельщенные дьяволом. Как святой церкви, как благочестивым царем, так и нашему пастырству и всему собору не покоряются. Всегда по упрямству погибают противящиеся святой восточной церкви – от нее нам вера Господа Бога и все Писание. Таких обольстителей всегда избегай, по учению святого апостола Павла: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся»8. Если кто снова иначе учит и не прислушивается к здравым словам и учению Господа нашего Иисуса Христа, дабы по отсутствию знаний, богобоязненности дерзко восставать, но страдающий о спорах и словопрениях, от которых бывает зависть, стремление опорочить, прикрытие лукавое: худые разговоры, людей развращенных умом и лишенных истины, пренебрегающими стать благочестивыми и отступающими от таких.

Какой милости достойны такие злые люди, которые по дворам суть настоящие волки, скрытно ходящие, учат не знающих и простых людей своей погибели и возмущают все государство, в святой церкви творят раздор. Поистине недостойно не только в дома таких церковных мятежников пускать, но и малого куска хлеба в пищу им подавать.

Так во-первых возмущают и гневят Бога, во-вторых святую мать нашу – православную церковь бесчестят, в-третьих благочестивых наших царей, как и пастырей не только не слушают, но и еретиками называют и богоотступниками, в-четвертых в вере возмущают все государство и творят раздор. За эту вину такие раскольники и досаждатели соборной церкви, без всякого милосердия извергаются из церкви и подлежат проклятию. По городским же законам – казнятся с суровыми муками. Следовательно, наша законность, как пастырей российских, поставленных Господом Богом и согласием благочестивого царя и всего священного собора, всем вам православным христианам, любому званию и возрасту, злых дел таких врагов и отступников церкви, возвещаю: да будет же всем это известно, если кто к их безумию привяжется, и церкви святой не будет покорен, слов наших об этом не послушает – осуждение от Господа Бога примет, свидетельство упорства на него будет во веки.

Разумно, итак будет всем вам, о люди божии, как есть я, если и грешен перед Господом Богом, но все же ваш пастырь, а также православный архиерей сейчас в православной вере, пребывал и пребываю; все Божественное Писание и книги здесь переведенные с греческого языка и напечатанные – принимаю, и звания церкви восточной, в российской церкви соединяю: все кто ведет греховную жизнь и в надежде на исполнение воли Спасителя нашего Христа, честные страдания, несомненную надежду имею спастись. Потому что в святой церкви восточной, где святейшие православные патриархи в Греции, Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме и во всех христианских: Сербии, Болгарии, Молдавии, малой России (и белой, и равнинной) – слушаются восточную церковь, в вере святой изменения нет. Также и здесь во всем государстве, никакого повреждения в вере святой нет, и церковных таинствах изменения, и ничего нового не обретается. Ради этого как у нас здесь были и другие великие государи, цари благочестивые и святейшие патриархи благочестивые и православные, еретиков же и отступников святой веры не было и об этом все знают. А праведные и не плененные ли люди так оставят государей своих и пастырей, ведущих Божественное Писание и всю православную восточную церковь, всех людей и последуют умам смердящим, врагам Божиим, безумным капитанам, и на лживом учении паучьей ткани утверждаются. Таких людей не слушают церкви святые и настоящие пастыри, Господь Сам говорит так: «Аще (кто) церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь»9. Подобает человеку, покоряющемуся церкви святой, тех злых людей избегать, как слуг бесовских. Когда на них прогневается Господь, да не погибнут с ними там, где будет тьма вечная и огонь негасимый вовеки сохраняется, как не устрашившихся Бога. А если они, заблудившиеся капитаны, бабьих басней, не смогут в проклятом своем учении людей прельстить, ради этого говорят несведущим людям: как бы ради новой веры и в новых книгах правления и изменения чинов в Святых Таинствах, великая беда произошла в государстве Московском: неурожай хлеба, возмущение – за это все бывает. И это их явная погибельная и обворожительная ложь, и бабьи басни. Потому что от этих слов любой может понять, раскольников святой церкви буйство и явную прелесть, которые говорят, что недостатки и бедность людей постигают, и земля не приносит плода, и смущения – от изменения веры, которая у нас никогда не менялась. Потому что Господь, беды и смущения, врагов, огненные пожары и всякие казни на христиан посылает за то, что будучи христианами и людьми Милосердного, Живого и всю тварь содержащего Бога, живем не по-христиански и не как рабы Божии угождаем Владыке, так как во всех званиях нет любви, друг на друга враждуют, обижают, говорят неправду, грабят, упиваются, блудом и всяким неистовством оскверняются, святой же соборной церкви не покоряются и творят в ней раскол. Если же люди отойдут от таких злых дел, и будут повиноваться матери своей – соборной и апостольской церкви, и пойдут непорочные в путь, законом Господнем, то Вседержавный Господь, сотворивший нас и все устроивший на пользу, за творение добрых дел здесь и в будущем веке, подаст неизреченные блага. Если кто начнет верить таким раскольникам прелестным, лживым их словам, конечно гнев Божий их постигнет. Потому что благодатью Божией, в пастве нашей новой веры нет, и в книгах святых повреждения никакого не обнаруживается. В наших архиерейских чинах, таким невеждам, званий и указов по правилам святых отцов, устанавливать и полагать рассуждения не подобает. По святому же апостолу Павлу: «Кийждо в звании в немже призван бысть, в том да пребывает»10. Впрочем и в домах все люди имеют первого человека, с ним о всем спрашивают и отдают послушание. А то скоро как в нашей церкви и в великом государстве нет начальника, что из лесу, искусством приходящие враги Божии, не имеют чем кормиться, настоящие тунеядцы, клеветники правды, беззаконию и отступлению от церкви учат и их слушают, прельщаются. Никто из них не имеет веры, словно обманщикам и отступникам церкви дьявольским учением.

Ради этого молю вас всех православных христиан и сообщаю мое пастырское слово: не приобщайтесь а таким врагам Божиим, которые бесчестят матерь свою – святую церковь и благочестивых царей, священнический чин и всех православных христиан, не прельщайтесь их лживою беседою.

Будьте же между собой в любви и хранитесь от всякого зла, и кто себе не хочет чего сделать, то не только не делай кому-то, но и не пожелай. И Господь Бог дарует мир, милость и неизреченную свою благость, предстательством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и всех святых, святых: Петра и Алексия, Ионы и Филиппа Московских и всей России чудотворцев, ради этой нашей верности благословение архиерейское вам всем благое подаю. Аминь.

* * *


Источник: Слово на Никиту Пустосвята / [Патриарх Иоаким]. - [Москва : Печатный двор], [VII. 1682]. - 1-30 лл.

Комментарии для сайта Cackle