Секта «странников» или «бегунов»

– В городе Казани, по сообщению газет, недавно открыты тайные притоны сектантов, так называемых «странников» или «бегунов». Но эта секта не новая: основателем ее, еще в конце прошлого столетия, был некий переяславский мещанин Евфимий, избравший центром своей пропаганды селение Сопелки в 15 вер. от Ярославля. После его смерти секта «странников» распространилась по губерниям ярославской, костромской, новгородской и тверской.

Странническая секта, приняв все заблуждения беспоповщинских толков – нетовщины, поморщины, федосеевщины и филипповщины, доводит эти заблуждения до крайних пределов изуверства. Подобно им, отвергая духовенство после патриарха Никона, странники называют его предреченным в апокалипсисе антихристом и толкуют, что со времени его господствующая вера есть зловерие, что ее епископы и священники – антихристовы жрецы, лживые пророки и лжеучители. Для вступления в странническую секту непременным условием полагается перекрещивание даже для тех, которые поступают в нее из других беспоповщинских толков.

Церковный брак странники считают состоянием беспрерывного прелюбодеяния: «жена дана дьяволом, а девка – Богом, жить с женой – грех, а с девкой нет греха; детей не надо», так говорят эти изуверы. Лжеучение беспоповщинских толков об антихристе, который будто бы царствует невидимо, странники дополняют тем, что антихрист уже явился и царствует видимо со времен Петра. Таким образом, прочие толки, хотя и отвергают власть, но считают нужным скрывать это и по наружности повиноваться, странники напротив неповиновение власти поставляют в непременное условие спасения. По их учению «день Христов – день брани. Сего ради подобает служить единому Господу, сему же льстецу и гонителю повиноваться и покоряться воле его не повелело: слушай бо повеления чувственного антихриста, слушает самого сатану; спасется только не покорившийся мучителю». Следуя сему, странники, даже при следствии и на суде, самым решительным и дерзким образом говорят, что они не признают властей и законов. Кто же не дерзает вести открытую брань и хочет спастись, тому должно оставить дом и семейство, «бегать», таиться. Вследствие сего из последователей секты одни скрываются в лесах, другие бродят по городам и селениям, укрываясь в тайниках и подпольях, отчего и называются в народе «бегунами» или подпольниками. Вообще, принимая за правило «не иметь здесь пребывающего града, но искать грядущего», они странствуют будто бы для спасения души, отчего и называются «странниками». Но спасение души, по большей части, есть только предлог; на самом же деле, такая жизнь нравится своей свободой, за которой следует разрыв семейных связей, тунеядство и разврат. Первой обязанностью и с тем вместе первым действием по вступлении в секту, считается уничтожение паспорта и вообще всякого письменного вида.

Пороками странники далеко превзошли сектантов других толков. Сам основатель секты Евфимий имел при себе неразлучную спутницу Ирину Федорову, беглую крестьянку из каширского уезда. Преемник его Никита Семенов имел их несколько. Они доходят до страшных преступлений: грабежи, разбои среди них были не редки, подкидывание, вытравливание, бросание детей в воду, в местах зараженных лжеучением этой секты – вещи самые обыкновенные. Получая большие подаяния, странники не редко проводят время в кабацких увеселениях, среди которых некоторые и пойманы.

Пропаганда этой секты тем более успешна, что у них всякий бродяга может быть «вселенским учителем», всякая девка учительницей и что способ учения их резко ругательный, и вместе с тем льстивый, всегда сопровождается, изумляющей простой народ, набожностью и увлекает его. «Аще хощеши спасти душу свою, приими мя, странника, Христа ради; аще же ни, прах отрясу от ног моих», так говорит бродяга-учитель, подходя к странноприимцу. При входе в дом, он кладет до тысячи и более земных поклонов. Затем приступает к учению, которое темному люду кажется «строгим» и «страшным». Два-три часа такого учения неслыханного для крестьян, особенно в глухих местностях, производит то, что в тот же день изувер приобретает последователей своей секты или собирает богатую дань с слушателей в виде милостыни на молитву и раздачу его братии.

К секте странников принадлежат, в виде кандидатов, так называемые «мирские или жиловые христиане», странноприимцы. Они обязаны принимать, питать и укрывать у себя странников. Для укрывательства они строят в домах своих разного рода помещения, большей частью разбросанные по одиночке в разных местах жилья, особенно в подпольях. Эти «жиловые христиане» идут в странствие уже в старости, не редко всем семейством, так что дом их заколачивается, как опустевший.

Ц. Вест

Комментарии для сайта Cackle