Роудс Рон (протестант)

Источник

Кто такой Святой Дух?

Святой Дух – Личность, а не сила, и эта Личность – Бог в той же самой мере и в том же самом смысле, что Отец и Сын.

Миллард Дж. Эриксон422

По учению Общества Сторожевой Башни, Святой Дух – не личность и не Бог. Святой Дух – это безличная «действенная сила» Бога, исполняющая Его волю в мире423. Вот и в журнале «Сторожевая башня» за 2000 год говорится, что Святой Дух – «не личность, а мощная действующая сила Бога, с помощью которой он исполняет свою волю»424. Это отрицание личности и божественности Святого Духа естественным образом вытекает из отрицания учения о Троице.

В брошюре «Следует ли верить в Троицу?» Общество утверждает, что Святого Духа в какой-то степени «можно уподобить электричеству – силе, которую можно приспособить для выполнения самых разнообразных дел»425. Подобно тому как человек использует электричество в своих целях, так и Бог использует безличную силу, именуемую Святым Духом, для достижения Своих целей.

Именно эта мощная сила в виде голубя сошла на Иисуса во время крещения (Мк.1:10). «Эта действующая сила Бога позволила Иисусу исцелять больных и воскрешать мертвых»426. Эта же сила дается и христианам, что «позволяет им претерпевать испытания веры и делать то, что без этого духа было бы им не под силу»427.

Общество Сторожевой Башни утверждает, что его точку зрения подтверждают библейские истории о людях, которые исполнялись, крестились и помазывались Святым Духом. Подобные выражения уместны только в том случае, если Святой Дух – сила, а не личность428. Как может одна личность наполнять тысячи людей одновременно? Личность таким образом не разделишь.

Кроме того, если бы Святой Дух был личностью, Он, как и Отец, и Сын, имел бы собственное имя. Мы знаем из Писания, говорит Сторожевая Башня, что личное имя Отца – Иегова. Личное имя Сына – Иисус. Но личное имя Святого Духа в Писании нигде не названо429. Следовательно, Святой Дух в отличие от Отца и Сына – не личность.

Общество Сторожевой Башни признает, что иногда Святому Духу действительно приписывается способность говорить с людьми, которую можно истолковать как свойство личности, но тут же выдвигает контраргумент: «...Хотя в некоторых библейских стихах сказано, что дух говорит, другие стихи показывают, что в действительности это делается через людей или ангелов (Мф.10:19–20; Деян.4:24–25; 28:25; Евр.2:2). Действие духа в таких случаях подобно действию радиоволн, с помощью которых передаются сообщения между людьми, находящимися далеко друг от друга»430. «Своим духом Бог передает послания и сообщает свою волю умам и сердцам своих служителей на земле, которые, в свою очередь, могут донести это послание до других»431.

Свидетели Иеговы утверждают, что Дух Святой – не личность, а действующая сила Бога, и Писание лишь придает Ему личностные черты – точно так же, как оно придает личностные черты мудрости, греху и смерти432. Брошюра «Следует ли верить в Троицу?» приводит в пример текст Быт.4:7 в одном из английских переводов: «Грех – это демон, притаившийся у двери». Здесь грех изображен как злой дух, лежащий у дверей Каина433. «Но, конечно, грех – это не духовная личность; точно так же и одушевление святого духа не делает его духовной личностью»434.

В результате подобных рассуждений Общество Сторожевой Башни приходит к выводу: «Итак, святой дух – не личность и не часть Троицы. Святой дух – это действующая сила Бога, которую он использует для исполнения своей воли. Эта сила не равна Богу, а всегда в его распоряжении и подчинена ему»435.

Рассуждая при помощи Писания

Быт.1:1–2 – Действующая сила Бога при сотворении мира

Учение Сторожевой Башни. Текст Быт.1:1–2 в «Переводе нового мира» звучит так: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была бесформенна и пуста, и тьма была над поверхностью бездны, и действующая сила Бога носилась туда-сюда над водами» (пер. с англ., курсив автора). На основании этого стиха Свидетели Иеговы утверждают, что «дух Бога был его действующей силой, которая придавала очертания Земле»436.

По словам Общества Сторожевой Башни, при создании Вселенной Бог пользовался этой действующей силой («святым духом») точно так же, как человек пользуется руками и пальцами, когда строит дом. Писание говорит о Святом Духе как о «руках» и «перстах» Бога (Пс.8:4; 18:2; Мф.12:28, сравните с Лк.11:20)437.

Общество Сторожевой Башни признает, что еврейское слово ruach (именно его они переводят фразой «действующая сила» в Быт.1:2) в Ветхом Завете много раз переводится как «дух». Но то же самое слово переводится как «ветер» и «иными способами, представляющими его невидимой действующей силой»438. Именно на основании этого факта, как утверждает Общество, Быт.1:2 следует переводить: «Действующая сила Бога носилась туда-сюда над водами».

Если кто-то спросит, что общего между «ветром» и «духом», – ответ прост: эти слова «обозначают то, что невидимо человеческому взору, но при этом проявляет себя в силе или в движении. Такая невидимая сила способна на видимые проявления»439. Следовательно, рассуждают Свидетели, невидимая сила Духа Божьего при сотворении мира положила начало существованию Вселенной.

Библейское учение. Начнем с того, что еврейское слово ruach действительно может выступать в разных значениях – в том числе дыхание, воздух, сила, ветер, дуновение, дух, смелость, характер и Дух (т.е. Святой Дух)440. Но дает ли это Обществу Сторожевой Башни право переводить слово ruach как «действующая сила» в Быт.1:1–2 и других отрывках, в которых речь идет о Святом Духе?

Ни в коем случае! Более того, в тех случаях, когда слово ruach используется применительно к Духу Божьему, мы постоянно встречаемся с ясными свидетельствами личности Святого Духа. Присутствие в таком контексте личностных качеств исключает возможность перевода «действующая сила». Ведь действующая сила личностных свойств не имеет. X.К.Люпольд пишет в своем комментарии на Книгу Бытие, что в стихе Быт.1:2 слово ruach определенно означает «Дух Божий». По единодушному мнению специалистов, нет оснований переводить этот текст как-либо иначе441.

Теперь давайте рассмотрим некоторые библейские свидетельства в пользу личности Святого Духа. (Заметьте, что приведенные ниже доводы опровергают утверждения Сторожевой Башни не только по поводу Быт.1:2, но и по поводу всех прочих мест, на которые они ссылаются, когда речь заходит о Святом Духе).

Святой Дух обладает всеми свойствами личности

Принято считать, что личность обладает разумом, чувствами и волей. К «силе» такое определение неприменимо. Если мы сумеем продемонстрировать, что у Духа есть разум, чувства и воля, учение Сторожевой Башни рассыплется, словно карточный домик.

Святой Дух обладает разумом. Некоторые отрывки Писания ясно на это указывают. К примеру, интеллект Святого Духа отчетливо виден в 1Кор.2:10, где сказано, что «Дух все проницает» (ср. Ис.11:2; Еф.1:17). Греческий глагол, переведенный как «проницает», означает «тщательно изучать предмет». Святой Дух исследует разумом «глубины Божьи» и открывает их верующим. Иисус говорил иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную...» (Ин.5:39, курсив автора). В 1Кор.2:10 апостол Павел использовал то же греческое слово. Святой Дух использует разум для исследования «глубин Божьих» точно так же, как иудеи использовали разум для исследования Писаний.

В 1Кор.2:11 мы читаем, что Святой Дух знает мысли Бога. Как может Дух «знать» что-либо о Боге, если у Него нет разума? Сила ничего знать не может. Мыслительный процесс без разума невозможен.

По словам Павла, Бог Отец «знает, какая мысль у Духа» (Рим.8:27, курсив автора). В известном лексиконе Арндта и Джингриха указывается, что слово, переведенное как «мысль», означает «способ мышления, разум, цель, стремление, усилие»442. Сила не обладает «способом мышления, разумом, целью, стремлениями» и не способна на «усилие».

Святой Дух обладает чувствами. Например, в Еф.4:30 Павел предостерегает: «...не оскорбляйте Святого Духа Божия...» Оскорбление нужно почувствовать, а сила чувствами не обладает. Святой Дух чувствует Себя оскорбленным, когда верующие совершают грех. Послание к ефесянам относит к числу таких грехов ложь (Еф.4:25), гнев (Еф.4:26), воровство (Еф.4:28), лень (Еф.4:28) и злоречие (Еф.4:29).

В качестве иллюстрации давайте заметим, что коринфские верующие огорчились, получив от апостола Павла суровое послание (2Кор.2:2, 5). Здесь употреблен тот же греческий глагол, что и в Ефес.4:30 (где он переведен словом «оскорбляйте»). Святой Дух может чувствовать огорчение и оскорбление точно так же, как коринфские верующие.

Святой Дух обладает волей. В 1Кор.12:11 мы читаем, что Святой Дух распределяет духовные дары «каждому особо, как Ему угодно» (курсив автора). Словами «Ему угодно» переведено греческое слово bouletai, означающее «обдуманное сознательное решение»443. Святой Дух единовластно решает, какие дары получит тот или иной христианин. Сила такой волей не обладает.

Следует отметить, что греческое слово, которым здесь описывается воля Святого Духа, в Иак.1:18 использовано применительно к воле Бога Отца. Святой Дух проявляет Свою волю так же, как и Отец.

Еще один ключевой стих, в котором Святой Дух проявляет волю, – Деян.16:6. Здесь Дух запрещает Павлу проповедовать в Азии и отправляет его на служение в Европу.

Спросите:

Как вы согласуете утверждение Сторожевой Башни, что Дух Святой – это «сила», с библейским учением о том, что Святой Дух обладает 1) разумом и знанием, 2) чувствами и 3) волей, посредством которой Он принимает и претворяет в жизнь решения?

Личность Святого Духа подтверждается Его делами

Библия приписывает Святому Духу многие действия, на которые способна только личность. Многие Его дела аналогичны делам Отца и Сына. Например, Святой Дух учит верующих (Ин.14:26), свидетельствует о Христе (Ин.15:26), направляет верующих (Рим.8:14), назначает людей на служение (Деян.13:4), дает распоряжения (Деян.8:29), ходатайствует или молится (Рим.8:26) и говорит с людьми (Ин.15:26; 2Пет.1:21). Давайте чуть подробнее остановимся на трех перечисленных моментах.

Святой Дух свидетельствует. Из Ин.15:26 мы узнаем, что Дух Святой «будет свидетельствовать» о Христе. Это же греческое слово употребляется в Ин.15:27 применительно к свидетельству апостолов. В Ин.5:33 сказано, что Иоанн Креститель «засвидетельствовал» об истине. Бог Отец «дал [ученикам] свидетельство» (Деян.15:8). Будучи личностью, Святой Дух свидетельствует о Христе точно так же, как апостолы, Иоанн Креститель и Бог Отец (все они личности). Сила ни о чем свидетельствовать не может: на это способна только личность.

Святой Дух ходатайствует (молится) за верующих. В Рим.8:26 сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». В других отрывках Писания мы видим, что за верующих ходатайствует (то же самое греческое слово) Иисус Христос (Рим.8:34, Евр.7:25). Святой Дух (личность) ходатайствует за верующих точно так же, как и Христос (личность). Сила не может ходатайствовать или молиться за других.

Святой Дух отдает распоряжения. В Деян.8:29 мы читаем, что Дух Святой повелел Филиппу подойти к эфиопскому евнуху. В Деян.13:2 Лука пишет, что Святой Дух призвал Павла и Варнаву на миссионерскую работу, а в Деян.13:4 – что они были «посланы Духом Святым».

Иногда Дух запрещал Павлу и его соработникам посещать какие-то города – например, Он запретил Павлу и Силе проповедовать в провинции Асии (Деян.16:6). Безличная сила не может посылать людей в одни места и не пускать их в другие. Это может только личность, обладающая разумом и волей.

Спросите:

Как вы примирите учение Сторожевой Башни о том, что Святой Дух – это «сила», с тем фактом, что Святой Дух совершает дела, на которые способна только личность: молится, говорит, дает приказания, свидетельствует и учит?

К Святому Духу относятся как к личности

Чарльз Райри отмечает, что «по отношению к Святому Духу совершаются некоторые действия, которые были бы совершенно неуместны, не будь Он настоящей личностью»444. Давайте коротко рассмотрим некоторые из этих действий.

Святого Духа можно оскорбить. Как мы уже отметили выше, в Еф.4:30 нам дана заповедь не оскорблять Святого Духа. Сила не может почувствовать оскорбление. На это способна только личность.

Святого Духа можно похулить. Ни одному человеку в здравом уме не придет в голову хулить445 силу (электричество) или неодушевленную вещь (компьютер). Похулить в нашем обычном представлении можно только личность. В Писании мы встречаемся с хулой в адрес Бога Отца (Откр.13:6; 16:9) и Сына Божьего (Мф.27:39; Лк.23:39). Хула на Святого Духа также упоминается в Библии (Мф.12:32; Мк.3:29–30).

Вдумайтесь в слова Христа: «...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:32, курсив автора). Обратите внимание на отчетливую аналогию между личностью Сына Человеческого и личностью Святого Духа446.

Духу Святому можно солгать. Деян.5 повествует об Анании и Сапфире, которые согрешили, солгав Духу Святому. Эти супруги лишились жизни из-за того, что оскорбили Духа. Солгать силе или вещи невозможно; солгать можно только личности. Что подумает человек, которому вы признаетесь в том, что сегодня утром солгали электрическому току?

Святому Духу можно повиноваться. Писание говорит, что верующие повинуются указаниям и наставлениям Святого Духа. Мы уже видели, что Павел и Варнава повиновались Духу (Деян.13:2). Петр также повиновался Духу, когда пошел в дом Корнилия, чтобы поделиться с ним Благой Вестью (Деян.10). Нельзя повиноваться силе или вещи – только личности.

Святой Дух был послан. В Ин.14:26 мы читаем о том, что Отец посылает Святого Духа (ср. Ин.16:7). Безличную силу послать невозможно447. Личность можно послать с конкретным поручением. Отец послал Святого Духа точно так же, как и Иисуса (Ин.6:38).

Спросите:

Как вы примирите убеждение Сторожевой Башни, что Святой Дух – это «сила», с тем фактом, что Святому Духу можно солгать или повиноваться, что Его можно оскорбить или похулить?

Святой Дух противопоставляется нечистым духам

В Евангелии от Мк.3:29–30 Святой Дух четко противопоставляется нечистому духу. Озлобленные иудейские вожди заявили Иисусу, что в Нем живет нечистый дух. Господь ответил, что это не нечистый, а Святой Дух. Обратите внимание на важный момент: поскольку нечистый дух – личность (а именно так считает Сторожевая Башня448), то и его полная противоположность – Святой Дух – тоже является личностью449.

Отсутствие личного имени

Свидетели Иеговы говорят, что у Святого Духа, будь Он действительно личностью, непременно было бы личное имя, как и у Отца с Сыном. Оправдано ли такое утверждение?

Ни в коем случае! Духовные существа в Писании далеко не всегда называются по имени. Например, имена нечистых духов в Писании упоминаются редко – их называют тем же греческим словом, что и Святого Духа: pneuma. Чаще всего этих духов именуют согласно особенностям их природы (т.е. «нечистый», «злой» и т. п.).

Аналогично Дух Божий именуется Святым в соответствии со Своим отличительным свойством – святостью. Утверждать, что Дух не является личностью, поскольку Его не называют по имени, было бы ошибкой.

Спросите:

Известно ли вам, что в большинстве случаев нечистые духи в Писании не носят имен, а именуются в соответствии со своими характерными свойствами – например, нечистый дух или злой дух?

Имена большинства нечистых духов в Писании не названы, но значит ли это, что они не личности? (Очевидно, что это не так.)

Напротив, разве не очевидно, что имя «Святой Дух» указывает на Его характерные особенности, а не на Его безличность?

Авторитетные исследователи греческого Нового Завета

В подтверждение своих представлений о Святом Духе Общество Сторожевой Башни нередко цитирует слова знатоков греческого языка. Однако нельзя не упомянуть, что все эти знатоки греческого языка – Ф. Ф. Брюс, А. Т. Робертсон, Джон Н. Дарби, Р. Ч. Тренч, Дж. X. Тэйер, Марвин Р. Винсент, У. И. Вайн и Р. Янг – считали Святого Духа личностью450. Ссылаться на мнение этих людей в поддержку собственных взглядов – настоящий обман со стороны Общества Сторожевой Башни.

Спросите:

Известно ли вам, что все знатоки греческого языка, на слова которых Сторожевая Башня ссылается в доказательство того, что Святой Дух – сила, на самом деле считали Святого Духа личностью? (Назовите несколько имен.)

Мф. 3:11 (ср. Мк.1:8) – Крещение Духом Святым

Учение Сторожевой Башни. По версии «Перевода нового мира», Иоанн Креститель сказал: «Я крещу вас водой, потому что вы раскаялись, но идущий за мной сильнее меня, и я недостоин снять его сандалии. Он будет крестить вас святым духом и огнем» (курсив автора).

Свидетели Иеговы утверждают, что дух и вода в этом стихе составляют прямую параллель друг с другом, то есть дух – такая же безличная субстанция, как и вода451. Поскольку Святой Дух в Писании столь похож на безличные субстанции – в данном случае на воду, – Сторожевая Башня считает, что и сам Дух не может быть личностью452.

Библейское учение. Утверждать, что Святой Дух безличен, поскольку вода не является личностью, нет никаких оснований. И дело не только в том, что подобное утверждение идет вразрез с указаниями на личность Святого Духа, которыми изобилует Новый Завет (см. раздел, посвященный Быт.1:1–2), – неправомерна грубая и топорная параллель между двумя явно непохожими существительными.

Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид отмечает, что таким же образом можно «доказать», что Иисус Христос в земной жизни не был личностью. Рид приводит в пример слова Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились!» (Рим.6:3, курсив автора). Следуя логике Сторожевой Башни, Иисус Христос не может быть личностью, потому что смерть – не личность453. Нелепость подобных рассуждений очевидна.

Спросите:

В Рим.6:3 сказано, что «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились". Разве Иисуса можно не считать личностью потому лишь, что смерть не является личностью? (Ответ будет отрицательным. Аналогичным образом факт, что вода не является личностью [Мф.3:11], не означает, что Святой Дух безличен.)

Деян.2:4 – Исполнение Святым Духом

Учение Сторожевой Башни. Текст Деян.2:4 в «Переводе нового мира» звучит так: «...и исполнились все святого духа и стали говорить на разных языках, как дух давал им способность говорить». Свидетели Иеговы утверждают, что Святой Дух не может быть личностью, поскольку Им исполнились все ученики. В книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле» задается вопрос: «„Исполнились» они личностью? Нет, но они исполнились Божьей действенной силой... Как мог бы святой дух быть личностью, если 120 учеников исполнились им в одно и то же время?»454.

В Ветхом Завете примером человека, исполненного Духом Божьим, был Самсон, обретший в результате такого исполнения сверхъестественную силу (Суд.14:6). «Неужели божественная личность действительно вошла в Самсона или захватила его, заставив его тело сделать то, что он сделал?» – спрашивают Свидетели Иеговы. «Нет, – отвечают они сами себе, – согласно другому переводу Библии „сила Господа сделала Самсона сильным""455.

Далее Свидетели Иеговы напоминают, что в Еф.5:18 Павел учит христиан исполняться не вином, а Святым Духом. Вино – явно не личность456. Значит, и Святой Дух не является личностью. Он – действующая сила Бога. Вино и Святой Дух в этом стихе противопоставляются друг другу.

Библейское учение. Укажите собеседнику на Еф.3:19, где говорится об исполнении Самим Богом457. Бог может наполнять Собою все, но это вовсе не означает, что Он – не личность. Аналогично факт, что Святой Дух «исполняет» многих людей, не означает, что Он – не личность.

В Еф.4:10 сказано, что Христос наполняет все. В Еф.1:23 Он назван «Тем, кто наполняет Собой все творение» (перевод В. Н. Кузнецовой). Христос может наполнять все, но это не означает, что Он – не личность. То же самое можно сказать о Святом Духе. Очевидно, что рассуждения Сторожевой Башни по данному вопросу ошибочны.

Спросите:

Разве факт, что Бог Отец и Христос могут наполнять Собою все, означает, что Они – не личности? (Последует отрицательный ответ.)

Почему же Общество Сторожевой Башни отказывает Святому Духу в праве называться личностью потому лишь, что Он наполняет некоторое число людей?

Что касается противопоставления с вином, якобы доказывающего безличную природу Святого Духа (Еф.5:18), этот довод также несостоятелен. Контекст не дает никаких оснований для подобных примитивных аналогий. Вдобавок этот довод идет вразрез с многочисленными новозаветными свидетельствами личности Святого Духа (см. комментарий на Быт.1:1–2). В действительности Павел говорит здесь о том, что мы, христиане, не должны отдавать себя во власть безличной субстанции (вина), способной вовлечь нас в грех. Напротив, мы должны исполняться Святым Духом, Который не только направляет и учит нас, но и производит в нашей жизни конкретные плоды (Гал.5:22–23)458.

1Ин.5:6–8 – Три «свидетеля»

Учение Сторожевой Башни. Текст 1Ин.5:6–8 в «Переводе нового мира» звучит так: «Это тот, кто пришел посредством воды и крови, Иисус Христос, не только с водой, но с водой и кровью. И дух свидетельствует, поскольку дух есть истина. Ибо есть три свидетеля: дух, вода и кровь, и все трое в согласии друг с другом» (курсив автора).

Свидетели Иеговы утверждают, что Святой Дух – не личность, так же, как вода и кровь459. И вода, и кровь, и «святой дух», по их мнению, – всего лишь персонификации, одушевленные образы безличных субстанций.

Библейское учение. Действительно, о воде и крови в этом отрывке говорится образно, как об одушевленных свидетелях. Но это не значит, что Святой Дух – тоже персонифицированный образ. Мы имеем дело еще с одним примером ошибочных рассуждений Общества Сторожевой Башни.

Небольшой экскурс в историю поможет нам понять смысл этого отрывка. Лжеучитель по имени Керинф высказал еретическую мысль, что «Христос» (некое космическое духовное существо) сошел на человека Иисуса в момент крещения и покинул его перед распятием. 1Ин.5:6–8 опровергает эту выдумку. «Вода» упоминается в связи с крещением Иисуса, а «кровь» относится к Его распятию, – они выступают в роли персонифицированных свидетелей того, что Иисус Христос принял и крещение, и крестную смерть. Святой Дух (в других отрывках именуемый Духом истины) является третьим свидетелем этого факта. Присутствие трех свидетелей соответствует требованиям иудейского Закона (Втор.19:15). Не стоит отрицать личность Святого Духа лишь потому, что вода и кровь – не личности.

Олицетворение как литературный прием часто встречается в Писании, но читателю обычно нетрудно понять, какой характер носит предмет речи – личностный или безличный. По словам Роберта Боумэна, «какие бы безличные реалии ни персонифицировались... факт их безличности к этому моменту уже хорошо известен»460. И наоборот, «большинство людей (в том числе и большинство противников учения о Троице), прочитав Новый Завет, сочли Святого Духа личностью, и у них были на то серьезные причины»461. Таким образом, если Святой Дух все-таки не личность, нам придется признать, что Библия противоречит сама себе, поскольку Писание неоднократно приписывает Святому Духу черты и свойства личности462.

Следует также отметить, что Иисус в Писании неоднократно ассоциируется с безличными предметами, однако мы не считаем Его безличным существом. Иисус назван хлебом (Ин.6:35), дверью (Ин.10:7), светом (Ин.8:12), скалой (1Кор.10:4), камнем (1Пет.2:4–8), истиной (Ин.14:6), лозой (Ин.15:1), путем (Ин.14:6) и Словом (Ин.1:1). Очевидно, что Иисусу нельзя отказать в праве называться личностью лишь потому, что применительно к Нему используются такие понятия.

Спросите:

Имеем ли мы основание отказать Иисусу в праве называться личностью потому, что Писание часто сравнивает Его с безличными вещами, такими как хлеб, дверь, свет, скала, камень и лоза? (Ответ будет отрицательным.)

В таком случае можем ли мы утверждать, что Святой Дух – не личность лишь потому, что Его упоминают наряду с безличными вещами, такими как вода и кровь?

Ин.14–16 – «Иной помощник»

Учение Сторожевой Башни. Беседуя с учениками в горнице, Иисус назвал Святого Духа «помощником» (ПНМ) – именно в этом качестве Духу приписывается способность «учить», «вести», «свидетельствовать», «говорить» и «слышать» (Ин.14:16, 17, 26; 15:26; 16:13). Но можно ли истолковать эти отрывки как указание на личность Святого Духа?

Если верить Обществу Сторожевой Башни – ни в коем случае. Свидетели Иеговы считают, что подобные отрывки, на первый взгляд изображающие Святого Духа личностью, попросту наделяют Его чертами личности463. Именно этим якобы объясняется факт, что в 14–16 главах Евангелия от Иоанна Иисус использует применительно к Святому Духу местоимение «он», – в таком контексте личное местоимение не является однозначным признаком личности. Кроме того, поскольку Библия приписывает Святому Духу личностные черты, выражения вроде «Дух говорит» или «Дух слышит» носят образный характер и не доказывают, что Он действительно личность464.

Как утверждает Общество, Иисус использовал (Ин.16:7–8) личное местоимение мужского рода («он») применительно к Святому Духу лишь для согласования со словом «помощник», употребляемым в 14–16 главах. Иными словами, личное местоимение мужского рода здесь не указывает на личность Святого Духа, а обусловлено правилами грамматики, поскольку греческое слово parakletos («помощник») – мужского рода.

В прочих же новозаветных отрывках, продолжает Сторожевая Башня, где используется существительное среднего рода (pneuma, дух), Иисус употребляет местоимение среднего рода («оно»). И соответствующий вывод: «Использование в Библии личного местоимения мужского рода в сочетании со [словом „помощник"] в Ин.16:7–8 обусловлено лишь правилами грамматики и не продиктовано богословскими соображениями»465.

Библейское учение. Дэвид Рид советует напомнить Свидетелям об одной статье, опубликованной в журнале «Пробудитесь!» за 1973 год: «Дьявол – это персонификация или личность? ...Может ли неразумная „сила» поддерживать беседу с личностью? ...Только разумная личность способна на это... „Любое качество, любое действие, указывающие на его личность, описаны в выражениях, которые не допускают иного толкования""466.

Если эта логика приемлема, когда речь идет о личности дьявола, ее вполне (и даже с большим основанием) можно использовать для доказательства личности Святого Духа. Ведь Святой Дух может поддерживать беседу с другими личностями (Деян.8:29; 13:2), обладает всеми свойствами личности (см. 1Кор.2:10, 12:11; Еф.4:30) и совершает поступки, свойственные личности (см. Ин.14:26; 15:26; Деян.8:29; Рим.8:14). Личностные особенности Святого Духа описаны в выражениях, которые не допускают иного толкования.

Апологет Мэриан Бодин предлагает построить беседу со Свидетелем так:

Спросите:

Христианин: «Верите ли вы, что сатана – духовная личность? »

Свидетель Иеговы: "Да».

Христианин: «Вы верите, что сатана – личность, потому что он обладает качествами, которые указывают на его личность? »

Свидетель Иеговы: «Вероятно, но к чему вы клоните?»

Христианин: «Согласны ли вы с тем, что разумное существо (личность) непременно мыслит, действует, общается и проявляет волю? »

Свидетель Иеговы: «Да, у сатаны все это есть».

Христианин: «Почему же вы не верите, что Святой Дух – личность? Согласно Библии, Он обладает всеми свойствами, присущими личности». (Покажите из Писания несколько конкретных свойств, свидетельствующих о личности Святого Духа.)467

Мы знаем, что Иисус и апостолы, говоря о Святом Духе, использовали личные местоимения. Но еще важнее другое: Святой Дух использовал личные местоимения, когда говорил о Себе! «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2; курсив автора). Что бы ни говорили Свидетели Иеговы, Святой Дух явно считает Себя личностью, а не персонифицированной силой!

Спросите:

Если Святой Дух – сила, как утверждает Общество Сторожевой Башни, почему Он называет Себя личным местоимением «Я» (Деян.13:2)?

По поводу личных местоимений, используемых применительно к Святому Духу, реформатский богослов Чарльз Ходж говорит, что Святой Дух «столь часто изображается личностью в контексте не только поэтической или возвышенной речи, но и обычного повествования и наставления, и Его личность подтверждается столь многими косвенными доказательствами, что объяснять употребление личных местоимений по отношению к Нему персонификацией значит поступать вопреки всем правилам толкования»468.

Обратите особое внимание на Ин.14:16: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя [в ПНМ „помощника». – Примеч. науч. ред], да пребудет с вами вовек...» (курсив автора). В греческом языке есть два слова, которые переводятся на русский язык словом «другой»: одно из них (heteros) означает «еще один, но иного рода», а другое (allos) – «еще один такой же, следующий». В Иоанна 14:16 использовано слово allos. Таким образом, Иисус говорит, что Он попросит Отца послать другого Утешителя, такого же, как и Он Сам – то есть личность! Все три года Своего земного служения Иисус помогал ученикам, выступая в роли их личного ходатая и представителя, но теперь у них будет другой личный ходатай и представитель – Святой Дух, Который останется с ними навсегда.

Святой Дух придет, чтобы свидетельствовать о Христе (Ин.15:26–27). На это способна только личность. Примечательно, что апостолы должны были идти и свидетельствовать после того, как они сами получат свидетельство от Святого Духа. Очевидно, что свидетельство – дело личности469.

Ин.16:13 также сообщает нам, что Святой Дух «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит». Утверждать, что сила способна повторять услышанное, нелепо470. Это так же нелепо, как ожидать, что электрический ток из моего дома может пересказать вам мои слова.

А что насчет существительных и местоимений среднего рода, которые употребляются применительно к Святому Духу? Говоря о греческих словах мужского, женского и среднего рода, мы вторгаемся в область, которой многие, вероятно, предпочли бы не касаться. Но раз уж Свидетели Иеговы затрагивают этот вопрос в стремлении доказать, что Святой Дух – не личность471, нам придется дать краткий ответ.

Прежде всего, каждое существительное в греческом языке принадлежит к одному из трех родов – мужскому, женскому или среднему. Однако грамматический род не является показателем пола. Дж. У. Уэнхам в своем учебнике греческого языка поясняет, что «в греческом языке род связан с формой слова и не имеет большого отношения к полу. Существуют формы мужского, женского и среднего рода, но греческое слово „хлеб» всегда мужского рода, „голова» – женского, а „ребенок» – среднего»472. Таким образом, если существительное грамматически относится к мужскому роду, это не означает, что речь идет о существе мужского пола. Если существительное грамматически относится к женскому роду, это не означает, что речь идет о существе женского пола. А если слово относится к среднему роду, это не означает, что речь идет о неодушевленном предмете.

Свидетели Иеговы называют Святой Дух «действующей силой» потому, что греческое слово pneuma, переведенное как «Дух», – среднего рода. Но такая логика, как мы уже отметили выше, ошибочна, поскольку род слова связан с его грамматической формой, а не с половыми или личностными свойствами существа или объекта, обозначенного этим словом. Так, в Писании слова среднего рода используются применительно к младенцам (Лк.1:41, 44; 2:16; 18:15), девицам (Мф.9:24–25; Мк.5:39–42), нечистым духам (Мф.12:24, 27–28; Мк.7:26, 29, 30), и ангелам (Евр.1:14). Очевидно, что все перечисленные существа – личности, хотя в греческом языке это существительные среднего рода. Мы можем с полной уверенностью заключить, что средний род существительного не свидетельствует об отсутствии личностных свойств.

Спросите:

Знаете ли вы, что в Новом Завете используются существительные среднего рода, обозначающие младенцев, девиц, нечистых духов и ангелов?

Если о младенцах, детях, девицах, нечистых духах и ангелах говорится при помощи существительных среднего рода, значит ли это, что все они – не личности? (Ответ будет отрицательным.)

Вправе ли, в таком случае, Сторожевая Башня утверждать, что Святой Дух – не личность, на том лишь основании, что существительное pneuma – среднего рода?

Хотя средний род и не указывает на отсутствие личности, авторы Писания иногда заменяли существительное среднего рода «Дух» (pneuma) местоимением мужского рода473. Богослов Чарльз Райри объясняет:

Согласно любому обычному грамматическому правилу, всякое местоимение, подставленное вместо этого существительного среднего рода [pneuma], и само должно быть среднего рода. Но в некоторых местах библейские авторы не следуют обычным грамматическим канонам и вместо того, чтобы заменить существительное среднего рода [pneuma] местоимением среднего рода, сознательно идут вразрез с грамматическим правилом и используют местоимение мужского рода... Это показывает, что они считали Духа личностью, а не просто вещью474.

Спросите:

В Писании существительное среднего рода, как правило, требует использования местоимения среднего рода. Как вы думаете, почему авторы Писания сознательно нарушают грамматические правила и заменяют существительное среднего рода, означающее «Дух», местоимением мужского рода (когда речь идет о Святом Духе)?

Мф.28:19 – «Имя» Святого Духа

Учение Сторожевой Башни. Мф.28:19 в «Переводе нового мира» звучит так: «А потому идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа...». Из этого стиха явствует, что Святой Дух – личность, поскольку и Отец, и Сын являются личностями, а слово «имя» относится к Духу в той же мере, что и к Отцу, и к Сыну. Но Свидетели Иеговы с этим не согласятся.

Они утверждают, что слово «имя» не всегда означает имя собственное. Например, говоря: «именем закона»,– мы не подразумеваем некую личность. Скорее, мы указываем на то, что закон символизирует, – на его власть. В брошюре «Следует ли верить в Троицу?» говорится, что «имя» – обычный способ указать на «силу или власть»475. Именно в таком смысле слово «имя» якобы использовано в Мф.28:19476. Следовательно, этот стих нельзя использовать как основание для веры в личность Святого Духа.

Библейское учение. Прежде всего следует задуматься над заявлением Сторожевой Башни о том, что слово «имя» далеко не всегда обозначает имя собственное. На самом деле все выглядит как раз наоборот: греческое слово, переводимое как «имя», в Новом Завете почти всегда означает реальную личность. Как говорит Роберт Боумэн: «Греческое слово, означающее „имя» (onoma), в Новом Завете встречается примерно 228 раз и во всех случаях, за исключением четырех географических названий (Мк.14:32; Лк.1:26; 24:13; Деян.28:7; см. также Откр.3:12), всегда относится к личности»477. А поскольку в Мф.28:19 слово «имя» использовано применительно к Отцу, Сыну и Святому Духу, присутствие личностного элемента в этой фразе представляется довольно очевидным, поскольку Отец и Сын – несомненные личности. Соответственно, Святой Дух тоже должен быть личностью.

Спросите:

Известно ли вам, что греческое слово onoma («имя»), употребляется в Новом Завете примерно 228 раз и за исключением четырех мест с географическими названиями всегда относится к личности?

В свете этого факта и учитывая, что в Мф.28:19 не упоминаются никакие географические названия, не означает ли это, что Сторожевая Башня заблуждается, отрицая, что слово «имя» в Мф.28:19 указывает на личность Святого Духа?

А как быть с утверждением Сторожевой Башни, что слово «имя» может обозначать силу или власть? Изучение Писания ясно показывает, что это слово действительно может обозначать силу и власть, – но это всегда сила и власть личности478. Это слово никогда не обозначает силу и власть некой энергии или вещи.

Факт, что слово «имя» может означать силу или власть, не только не укрепляет позиции Сторожевой Башни, но и наносит по ним сокрушительный удар.

Святой Дух: личность

Мы видели, что Святой Дух говорит о Себе как о личности (используя личные местоимения); что другие обращаются к Нему как к личности; что Он обладает всеми качествами, свойственными личности (разумом, эмоциями и волей); что Он совершает действия, на которые способна только личность (молится и ходатайствует); что другие поступают с Ним так, как можно поступать только с личностью (Ему можно солгать); и что Он поддерживает взаимоотношения с другими личностями – в том числе с Отцом и Сыном. Совершенно очевидно, что учение Сторожевой Башни, представляющее Святого Духа силой, идет вразрез с ясным, последовательным свидетельством всего Писания в целом.

* * *

422

Эриксон Миллард. Христианское богословие. СПб.: Санкт-Петербургский христианский университет, 1999. С. 731.

423

Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 40. Обратите также внимание, что в публикациях Сторожевой Башни слова «святой дух» всегда пишутся с маленькой буквы.

424

Сторожевая башня. 2000. 15 октября. С. 21.

425

Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 20.

426

Там же. С. 21.

427

Там же. С. 20.

428

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 380. См. также: Сторожевая башня. 1993. 15 октября. С. 30.

429

Сторожевая башня. 1991. 15 января. С. 3–4.

430

Следует ли верить в Троицу? С. 22.

431

Aid to Bible Understanding (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 1543. См. также: Сторожевая башня. 1992. 1 февраля. С. 10.

432

Сторожевая башня. 1991. 1 января. С. 4.

433

Следует ли верить в Троицу? С. 21.

434

Там же.

435

Там же. С. 23.

436

Там же. С. 20.

437

Aid to Bible Understanding. С. 1544. См. также: Сторожевая башня. 1992. 1 февраля. С. 9 (сноска).

438

New World Translation of the Holy Scriptures, with footnotes (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 9. См. также: Следует ли верить в Троицу? С. 20.

439

Aid to Bible Understanding. С. 1542.

440

Francis Brown. S. R. Driver and Charles A. Briggs, A Hebrew and English Lexicon of the Old Testament (Oxford: Clarendon Press, 1980), p. 926.

441

H. C. Leupold. Exposition of Genesis (Grand Rapids: Baker Book House, 1968), p. 49.

442

William Arndt and F. Wilbur Gingrich. A Greek English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 874.

443

Там же. С. 146.

444

Charles С. Ryrie. The Holy Spirit (Chicago: Moody Press, 1965), p. 13.

445

Слово «хулить» в наши дни вышло из широкого употребления. Толковый словарь Даля объясняет его смысл так: «Не одобрять, порицать, хаять, порочить, унижать, осуждать, обзывать дурным, плохим, негодным». Греческая фраза, употребленная в Мф.12:32, дословно означает «говорить против». В параллельном отрывке Мк.3:29–30 употреблено греческое слово, означающее «дурно говорить о ком-то, легкомысленно отзываться о святых вещах». Примеч. науч. ред.

446

Robert M. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 118.

447

Там же. С. 116.

448

Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 46.

449

Там же. С. 48.

450

Вы убедитесь в этом, ознакомившись с трудами перечисленных ученых.

451

Следует ли верить в Троицу? С. 21–22; Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 40.

452

Aid to BibLe Understanding. С. 1543. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 января. [На англ. яз.]. С. 4.

453

David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 51.

454

Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 40–41.

455

Следует ли верить в Троицу? С. 21.

456

Там же. С. 21–22.

457

Robert М. Bowman. С. 122.

458

Там же.

459

Следует ли верить в Троицу? С. 21.

460

Robert М. Bowman. С. 121.

461

Там же. С. 120.

462

Там же. С. 121.

463

Reasoning from the Scriptures. С. 380. См. также: Сторожевая башня. 1992. 15 сентября. С. 16 (сноска).

464

Reasoning from the Scriptures. С. 381.

465

Should You Believe in the Trinity? (Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 22. Цитата приведена в переводе с английского, поскольку текст в русском издании совершенно другой. Это разночтение, по-видимому, объясняется тем, что в русском языке, в отличие от английского, род местоимения не всегда указывает на одушевленность или неодушевленность объекта речи. Святой Дух в русском языке всегда «он». Соответственно, тем, кто переводил на русский язык «Христианские Греческие Писания» и брошюру «Следует ли верить в Троицу?», пришлось выразить неодушевленность Святого Духа иначе. Большинство переводчиков, поддерживающих учение о Трои­це... придают слову «дух» значение живого существа, личности. Грамматически это выражается в русском языке в форме вини­тельного падежа. Винительный падеж одушевленных имен суще­ствительных мужского рода соответствует родительному падежу, а винительный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода – именительному. Несмотря на то что здесь «дух» обозначает действующую силу Бога и, следовательно, является неодушевленным именем сущест­вительным, во многих переводах Библии винительный падеж сло­ва «дух» соответствует родительному падежу («духа»), что оши­бочно указывает на одушевленность духа (Следует ли верить в Троицу? С. 22).

466

Пробудитесь! 1973. 8 декабря. [На англ. яз.]. С. 27. См. также: David A. Reed, Index of Watchtower Errors (Grand Rapids: Baker Book House, 1990), p. 85.

467

Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses, рукописный текст 24-го издания (Irvine, СА: n.p., 1993).

468

Charles Hodge. Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1952), 1:524.

469

Robert М. Bowman. С. 116.

470

Там же. С. 117.

471

Сторожевая башня. 1992. 15 сентября. С. 15 (сноска).

472

J. W. Wenham. The Elements of New Testament Greek (Cambridge: Cambridge University Press, 1979), p. 8.

473

The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 1219.

474

Charles C. Ryrie. C. 14.

475

Следует ли верить в Троицу? С. 22.

476

Сторожевая башня. 1992. 1 февраля. С. 14–15.

477

Robert М. Bowman. С. 115.

478

Там же.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle