Роудс Рон (протестант)

Источник

Называет ли Писание Христа архангелом Михаилом?

Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: «Ты Сын Мой...»

Евр.1:5

Общество Сторожевой Башни учит, что Иисус Христос – всего лишь ангел, первое существо во Вселенной, сотворенное Богом. В журнале «Сторожевая башня» эта мысль излагается так: «Писание дает нам основание сделать вывод о том, что Иисус Христос, прежде чем он покинул небеса, и после своего возвращения, носил имя Михаил»371. Более того, «„Михаил, князь великий», – не кто иной, как сам Иисус Христос»372.

Общество Сторожевой Башни утверждает, что именно через этого сотворенного ангела Бог создал все остальное. Сначала был сотворен Михаил, а затем Бог использовал его, чтобы сотворить остальную Вселенную (см. Кол.1:16 ПНМ)373.

Если верить публикациям Сторожевой Башни, прежде чем стать человеком Михаил (Иисус), вероятно, существовал миллиарды лет. В определенный момент времени он родился на земле как человек. Чтобы «выкупить» человечество из греха, Михаил добровольно отказался от жизни в качестве духовного создания (ангела), после чего Иегова перенес его жизненную силу в утробу Марии.

Это не было воплощением (пришествием Бога во плоти). Скорее, Иисус просто стал совершенным человеком – не больше и не меньше. Во всех отношениях Он был равен Адаму, каким тот был до грехопадения. Иисус прожил человеческую жизнь, исполнял порученное ему Иеговой служение и, оставаясь послушным, умер, чтобы выкупить человечество.

«Воскреснув», Иисус не восстал из мертвых телесно и не стал прославленным человеком. Иисус был «умерщвлен во плоти и воскрешен как невидимое духовное создание»374. Изданная Сторожевой Башней книга «Познание, ведущее к вечной жизни» сообщает читателю, что «Иегова Бог воскресил его [Иисуса] как могущественную духовную личность»375.

Свидетели Иеговы «отрицают, что Он был воскрешен во плоти, и оспаривают любое заявление такого рода как не соответствующее Писанию»376. По сути, "человек Иисус мертв, мертв навеки»377.

Что же в таком случае стало с Иисусом? Если верить публикациям Сторожевой Башни, в момент «воскресения» (правильнее было бы назвать это событие воссозданием) Иисус Христос вновь обрел Свою прежнюю сущность архангела Михаила. Изданный Сторожевой Башней справочник Aid to Bible Understanding объясняет: «Продолжая носить имя Иисуса после воскресения (Деян.9:5), „Слово» показывает свое тождество с Сыном Бога на земле. А вновь принимая свое небесное имя Михаил и титул „Слово Бога» (Откр.19:13), он утверждает свою связь с дочеловеческим существованием»378.

Свидетели Иеговы связывают свое учение о воскресении Христа в виде духовного создания с учением об искуплении. Они говорят, что Иисус отдал Свою человеческую жизнь как искупительную жертву ради человечества. Он навсегда отдал Свое тело в качестве выкупа. В книге «Ты можешь жить вечно в раю на земле» читаем: «Отдав Свою плоть за жизнь мира, Христос никогда не мог бы взять его [так в оригинале. – Примеч. науч. ред.] обратно и снова стать человеком»379. Книга Let God Be True говорит о том же: «Бог не хотел, чтобы Иисус таким образом вечно пребывал в уничижении, вечно оставаясь человеком во плоти. Нет, после того как он принес свою совершенную человеческую жизнь в жертву, Бог воскресил его к бессмертной жизни в качестве прославленного духовного существа»380.

В подтверждение этой идеи Свидетели Иеговы часто ссылаются на Евр.10:5, где Иисус говорит Богу Отцу: «...жертвы и приношения ты не захотел, но приготовил мне тело" (ПНМ, курсив автора). Иисус также говорил: »...хлеб, который я дам, – это плоть моя, за жизнь мира» (Ин.6:51 ПНМ, курсив автора).

Отсюда следует, что «Христос не мог при воскресении забрать свое тело назад, взяв назад жертву, принесенную Богу за человечество. Кроме того, Христу уже не нужно было находиться на земле. Его „дом» – на небесах, с Отцом, который есть не плоть, а дух»381.

Но если Христос не был воскрешен из мертвых физически, что стало с Его человеческим телом? Публикации Сторожевой Башни дают противоречивые ответы на этот вопрос. В одной из первых публикаций говорится: «Никто не знает, было ли оно [тело Иисуса] разложено на газы или до сих пор сохраняется где-то как великое напоминание о любви Бога, о повиновении Христа и о нашем освобождении»382. Другое давнее издание Сторожевой Башни говорит, что физическое тело Иисуса «Бог удалил, разложил его на составные элементы, или атомы»383. В более поздние годы (1975) журнал «Сторожевая башня» утверждал, что «Иегова Бог избавился от принесенного в жертву тела Своего Сына»384. В 1991 году Общество говорило о том же: «Иисус был оживлен в духе, в то время как Его земные останки были удалены неизвестным образом»385.

В связи с этим напрашивается и другой вопрос: если Христос не воскрес из мертвых физически, каким образом Он убедил Своих учеников и последователей, что воскрес? Свидетели Иеговы отвечают, что Иисус появлялся, или «материализовывался», перед Своими последователями не в том теле, в котором сошел в гробницу, а в других «телах»386. «Тела, в которых Иисус являлся своим ученикам после возвращения к жизни, не были тем телом, в котором его пригвоздили ко древу»387. Справочник Aid to Bible Understanding сообщает нам следующее: «В разных ситуациях Иисус появлялся перед своими учениками в различных плотских телах, точно так же, как ангелы являлись людям в древние времена. Как и те ангелы, он мог создавать и уничтожать эти плотские тела по своей воле ради того, чтобы видимым образом доказать, что он воскрес»388.

Сегодня Иисус – духовное существо, архангел Михаил. У него нет материального, плотского тела. Его «воскресение» было не воскрешением материальной плоти, а «воссозданием» архангела Михаила.

Давайте подведем итоги: 1) Иисус миллиарды лет был архангелом Михаилом, прежде чем стать человеком; 2) Он отказался от жизни в виде ангела, когда Иегова перенес Его жизненную силу в утробу Марии, после рождения жил обычной человеческой жизнью и в конце концов был распят; и 3) в момент воскресения Он не восстал из мертвых в физической, телесной форме, а был заново воссоздан как архангел Михаил.

Рассуждая при помощи Писания

Дан.10:13, 21; 12:1 – Михаил, великий князь

Учение Сторожевой Башни. В Дан.10:13 Михаил назван «одним из первых князей». В 21-м стихе он назван «князем» Божьего народа. Далее, в Дан.12:1, мы читаем, что в последние времена восстанет Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего» (курсив автора).

Основываясь на этих стихах, Свидетели Иеговы утверждают, что до Своего пришествия на землю Иисус был архангелом Михаилом и великим князем народа Божьего. Они также говорят, что пророчество в Дан.12:1 указывает на воцарение Михаила (Иисуса) на небесах в 1914 году389. По сути, «Михаил – это имя, данное Иисусу как небесному Правителю»390. (Объясняя, в каком смысле Михаил «стоит», Свидетели говорят, что это слово «[часто] означает какое-то действие царя, например, его приход к власти»391.)

Таким образом, Книга Даниила, как полагает Сторожевая Башня, показывает, что Иисус был Михаилом и до пришествия на землю, и после воскресения. Историю жизни Иисуса можно описать так: ангелчеловекангел.

Библейское учение. Отвечая на предлагаемое Сторожевой Башней толкование Дан.10:13, 21; 12:1, остановитесь на нескольких важных моментах. Во-первых,

Спросите:

Где в тексте 10-й и 12-й глав Книги Даниила прямо сказано, что речь идет об Иисусе Христе?

Показать вам такое ясное утверждение Свидетели Иеговы не смогут, но, вероятно, сошлются на то, что Михаил назван «великим князем», и что это якобы показывает Его власть над остальными ангелами. Это может быть только Христос, скажут они. Здесь очень важно отметить, что в Дан.10:13 Михаил четко называется «одним из первых князей» (курсив автора). Раз Михаил – «один из» великих князей, значит великих князей несколько. Насколько велика эта группа, мы не знаем. Но если Михаил – один среди равных, он уже не уникален. Греческое же слово monogenes («единородный»), использованное в Ин.3:16 применительно к Иисусу, означает «уникальный», «единственный в своем роде».

Спросите:

Если Иисус, первое и высшее творение, в своем дочеловеческом состоянии был архангелом Михаилом, почему же в Дан.10:13 Михаил назван «одним из первых князей»?

Разве указанный стих не говорит, что Михаил – лишь один из некоторого числа равных?

Стоит также подчеркнуть, что Библия нигде не называет Иисуса «великим князем». (Если вам укажут на Дан.10:13, спросите еще раз, где в этом тексте ясно указывается на Иисуса.)

В Откр.19:16 Иисус назван «Царем царей и Господом господствующих». Этот титул свидетельствует об абсолютном полновластии. Царь царей и Господь господствующих облечен гораздо большей властью, нежели простой «великий князь» (один из числа равных). Первый обладает абсолютным полновластием; власть же второго имеет производный, ограниченный характер.

Подчеркните, что основная задача первых трех глав Послания к евреям – показать превосходство Иисуса Христа над пророками (Евр.1:1–4), над ангелами (Евр.1:5–2:18) и над Моисеем (Евр.3:1–6)392. Каким образом проявляется это превосходство? Христос назван высшим и окончательным откровением Бога (Евр.1:1); Он изображен Создателем и Хранителем Вселенной (Евр.1:2–3); Ему приписывается обладание самой природой Бога (Евр.1:3). Ни о пророках, ни об ангелах, ни о Моисее ничего этого сказать нельзя.

В Евр.1:5–2:18 речь идет о превосходстве Христа над ангелами. В Евр.1:5 сказано, что ни один ангел не может называться сыном Бога: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: „Ты Сын Мой..."» Поскольку Иисус – несомненный Сын Бога, а ни один ангел не может называться сыном Бога, Иисус не может быть архангелом Михаилом.

Спросите:

Мы знаем, что ни один ангел не может именоваться сыном Бога (Евр.1:5). Иисус, напротив, является Сыном Бога. Разве из этого не следует, что Иисус не может быть архангелом Михаилом?

Далее, в Евр.1:6 мы читаем, что ангелы поклонялись (proskuneo) Христу. В этом стихе употреблено то же самое слово, которое описывает поклонение Иегове Богу. Христу поклонялись точно так же, как и Отцу. Иного объяснения не существует. Иисус не ангел; ангелы поклонялись Ему.

Толкователь Рэй Стедман замечает, что «в Песне Моисея к ангелам обращен призыв поклониться Яхве (Иегове). Новозаветные писатели без колебаний применяли такие отрывки к Иисусу. Многие отрывки Писания свидетельствуют, что ангелы послушались этого призыва, – особенно Иов.38:7, Лк.2:13 и Откр.5:11–12. Евангелие от Мк.3:11 показывает, что даже бесы (падшие ангелы) склонялись при виде Иисуса и обращались к Нему как к Сыну Бога»393.

Из текста Послания к евреям можно сделать еще один вывод. В стихе Евр.2:5 недвусмысленно сказано, что мир не находитсяне будет) в подчинении у ангелов. Интересно, что рукописи Мертвого моря (найденные в 1947 году в Кумране) выражают надежду на то, что архангел Михаил будет занимать высокое положение в грядущем Царстве Мессии. Возможно, некоторые читатели Послания к евреям испытывали соблазн поставить ангелов выше Христа. Но в Евр.2:5 предельно ясно сказано, что ни один ангел (включая и архангелов) не будет править в Царстве Бога. Верховная власть будет принадлежать прославленному Богочеловеку Христу (Откр.19:16).

Но если никакой ангел не может править миром (Евр.2:5), то Христос не может быть архангелом Михаилом, поскольку Писание постоянно говорит, что именно Он будет правителем Царства Божьего (напр., Быт.49:10; 2Цар.7:16; Пс.2:6; Дан.7:13, 14; Лк.1:32, 33; Мф.2:1–2; 9:35; 13 и далее; Откр.19:16). Не позволяйте Свидетелю Иеговы уйти от этой проблемы.

Спросите:

Ни один ангел не может править миром (Евр.2:5), а Писание ясно говорит, что Христос будет править миром (Лк.1:32–33; Откр.19:16). Разве из этого не следует, что Христос не может быть архангелом Михаилом?

Я хотел бы привести еще один аргумент. Он основан на библейском учении о неизменности Христа. Это одно из ключевых качеств Бога, и Христос (будучи Богом) не изменяется. Это не означает, что Он не движется или ничего не делает, – просто Его божественная природа не растет, не развивается и не изменяется. Учение Сторожевой Башни о том, что Христос был сотворен как ангел, затем превратился в человека, а еще позже (в момент «воскресения») вновь стал ангелом, противоречит библейскому учению о неизменности Христа.

Ключевой отрывок, подтверждающий неизменность Христа – Евр.1:10–12, где Отец говорит о Сыне: «...Ты, Господи, положил вначале основания земли, и небеса – дело рук твоих. Они погибнут, но ты пребудешь; и, подобно верхней одежде, обветшают они, и Ты свернешь их, как накидку, как верхнюю одежду, и будут сменены, но ты тот же, и годы твои никогда не иссякнут» (ПНМ, курсив автора).

Этот отрывок представляет собой цитату из Пс.101:26–28. Любопытно, что в Псалме эти слова обращены к Иегове, а в Евр.1:10–12 эти же слова прямо относятся к Иисусу Христу. Это очень серьезный аргумент в пользу абсолютной божественности Христа.

Как сказано в Евр.1:10–12, даже когда ныне существующее творение износится, как ветхая одежда, Иисус останется неизменным. Речь идет о «преображении небес и земли, которое произойдет после Тысячелетия [грядущего тысячелетнего земного правления Христа] и станет началом вечности (2Пет.3:10–13). Но даже после этих вселенских потрясений годы Сына не иссякнут»394.

Неизменность Христа подтверждается и в Евр.13:8: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (курсив автора). Если Христос один и тот же и вчера, и сегодня, и всегда, Он не мог быть ангелом, потом стать человеком, а затем вновь появиться на свет ангелом.

Христос, вечный Сын Бога, действительно принял на себя человеческую природу при воплощении, однако ортодоксальные исследователи всегда сходились во мнении, что божественная природа Христа осталась неизмененной и неизменной395. Отрицая христианское учение о воплощении, Общество Сторожевой Башни утверждает, что историю жизни Иисуса можно выразить формулой ангелчеловекангел. Такое учение подразумевает изменение природы и противоречит Евр.13:8 и другим библейским отрывкам, говорящим о неизменности Христа.

Спросите:

Если Писание говорит, что Иисус «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр.13:8), как можно утверждать, что Иисус был ангелом, затем стал человеком, и опять ангелом?

1Фес.4:16 – Глас архангела

Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» 1Фес.4:16 звучит так: «...Сам Господь сойдет с неба с призывом, с голосом архангела и с трубой Божьей, и умершие во Христе встанут первыми». Общество Сторожевой Башни объясняет, что здесь Сам Господь объявляет призыв голосом архангела, и делает отсюда вывод, что Иисус и есть архангел Михаил.

Отстаивая правильность такого толкования, справочник Aid to Bible Understanding комментирует: «Михаил – единственный, кто назван „архангелом», что значит „главный ангел» или „начальствующий ангел». Это слово встречается в Библии только в единственном числе. Похоже, отсюда следует, что есть только одна личность, которую Бог назначил начальником, или главой, над воинством ангелов. В 1Фес.4:16 голос воскресшего Господа Иисуса Христа описывается как голос архангела, и это предполагает, что он, по сути, сам является архангелом»396.

Библейское учение. Отвечая Свидетелю Иеговы, начните с утверждения Сторожевой Башни о том, что, поскольку слово «архангел» употребляется только в единственном числе, есть только одна личность, которую Бог назначил начальником, или главой, над воинством ангелов. Укажите собеседнику на стих Дан.10:13, где Михаил конкретно назван «одним из первых князей». Тот факт, что Михаил назван «одним из» первых князей, указывает на его принадлежность к некоей группе первых князей. Как велика эта группа, мы не знаем. Однако Михаил – лишь один из некоторого числа равных, что не позволяет говорить о его абсолютной уникальности.

Спросите:

Если Иисус, как утверждает Сторожевая Башня, – первое и высшее творение и если в дочеловеческом состоянии Он был Михаилом Архангелом, почему в Дан.10:13 Михаил назван «одним из первых князей»? Не означает ли это, что Михаил был одним из некоторого числа равных?

Кроме того, факт, что слово «архангел» стоит в единственном числе и сопровождается определенным артиклем (в 1Фес.4:16), сам по себе еще не означает, что есть только один архангел. Как отмечает богослов Фред Дикасон, «определенный артикль перед словом „архангел» не обязательно ограничивает класс архангелов одним Михаилом. Этот артикль может указывать не на уникальность, а на известность архангела Михаила. Возможно, существуют и другие ангелы того же класса или чина – ведь его называют „одним из первых князей» (Дан.10:13397. Иудейское предание всегда насчитывало семь архангелов398.

Поделившись этой мыслью с собеседником, прочитайте вслух 1Фес.4:16 в надежном переводе: «...потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде...» (Синодальный перевод). Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид комментирует: «Если „голос архангела» делает Господа архангелом, тогда „труба Божья» делает его Богом, – несмотря на то, что руководство Сторожевой Башни предпочло бы ограничиться лишь первой частью этого стиха»399. Замечание Рида вполне правомерно. Мы должны быть последовательны в своем толковании. Нельзя строить свои убеждения на части стиха, вырванной из контекста.

Спросите:

Если упоминание о гласе архангела делает Господа Иисуса архангелом, разве упоминание о трубе Божией, следуя той же логике, не делает Его Богом? (Объясните, что вы не толкуете этот стих таким образом и что ваша вера в божественность Христа основана на целом ряде других отрывков. Цель этого вопроса – указать на нелогичность толкования Сторожевой Башни.)

Как показывает внимательное изучение этого отрывка, в 16-м стихе (1Фес.4:16) не сказано, что глас архангела звучит из уст Самого Иисуса. Это предположение Свидетелей Иеговы основывается исключительно на их богословских предубеждениях. Гораздо более естественно и логично будет понять слова Павла в том смысле, что Иисус снизойдет с небес в сопровождении архангела, чтобы восхитить земную Церковь, – ведь звучит голос архангела (а не Иисуса).

Это соответствует описанию второго пришествия Христа (которое состоится через семь лет после восхищения Церкви, по окончании периода Великой Скорби). Второе пришествие Христа описывается как «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» (2Фес.1:7, курсив автора). Если Христа во время второго пришествия будут сопровождать ангелы, среди них, естественно, будет и архангел Михаил.

Власть запрещать сатане. Говоря об архангеле Михаиле, очень важно заметить, что у него нет власти запрещать сатане. Укажите Свидетелю Иеговы на 9-й стих Послания Иуды: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь"». Иисус же неоднократно запрещал диаволу (см., напр., Мф.17:18; Мк.9:25)400. Раз Михаил не мог запрещать диаволу, а Иисус мог (и запрещал), они не могут быть одной и той же личностью.

Спросите:

Архангел Михаил не имел власти запрещать диаволу, а Иисус имел (и запрещал) – разве это не означает, что Михаил и Иисус не могут быть одной и той же личностью?

Обратите внимание, что в 9-м стихе Послания Иуды архангел Михаил говорит: «Да запретит тебе Господь» (курсив автора). В Новом Завете словом «Господь» переводится греческое слово kurios. Это слово соответствует ветхозаветному Яхве или Иегова. И очень важно, что в Новом Завете Иисуса называют kurios («Господом») много раз, а Михаила – никогда.

Например, из Послания к Фил.2:9–11 мы узнаем, что Иисус – kurios («Господь») и перед Его именем преклонится всякое колено на небесах и на земле, и всякий язык исповедует Его Господом. Будучи прекрасным знатоком Ветхого Завета, апостол Павел намекает на слова пророка Исаии: «...ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис.45:22–23). Павел воспользовался своими глубокими познаниями в Ветхом Завете, чтобы показать, что Иисус Христос – kurios и Яхве, Господь всего человечества.

Сказав: «Да запретит тебе Господь», Михаил воззвал к власти Господа Вселенной. А всевышним Господом Вселенной, без сомнения, является Иисус.

Христос сотворил ангелов. Христос – Творец, а ангелы – часть творения. В Кол.1:16–17 о Христе сказано: «...им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».

Заметьте, что именно Христос создал «престолы», «господства» и «власти». В I веке иудейские раввины использовали эти понятия для описания различных ангельских чинов (см. Рим.8:38; Еф.1:21; 3:10; 6:12; Кол.2:10, 15; Тит.3:1). Очевидно, в городе Колоссы (его жителям Павел адресовал свое послание) процветала ересь, последователи которой поклонялись ангелам. Соответственно, Христос оказался в унижении. Желая исправить это страшное заблуждение, Павел подчеркивал, что все сущее – в том числе и ангелы – сотворено Христом, значит, Он обладает верховной властью, и только Он достоин поклонения. А Михаил – это ангел, который, таким образом, принадлежит к числу творений Христа. Поэтому Христос не может быть архангелом Михаилом.

«Воскресение» Христа как архангела Михаила

1Пет.3:18 – «Воскрес» ли Христос из мертвых как духовное создание?

Учение Сторожевой Башни. 1Пет.3:18 в «Переводе нового мира» звучит так: «Потому что сам Христос раз и навсегда умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу, будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе» (курсив автора).

Свидетели Иеговы считают этот стих доказательством того, что Иисус воскрес в духовном, а не в физическом теле. В книге «Познание, ведущее к вечной жизни» говорится: «Иисус навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь»401. Иными словами, Иисус «не был возведен из могилы как человеческое существо, но был воскрешен как дух»402. Иисус воскрес «в духе», без чего невозможна духовная жизнь на небесах403.

В книге Reasoning from the Scriptures Общество Сторожевой Башни утверждает, что Иисус был воскрешен в духовном теле, потому что слова «плоть» и «дух» в греческом тексте 1Пет.3:18 якобы являются антонимами («будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе"404 – курсив автора).

Библейское учение. В.Н. Кузнецова405 переводит 1Пет.3:18 так: «Потому что и Христос пострадал за грехи – раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни» (курсив автора).

Речь в этом стихе не идет о духовном воскресении Христа. Многие исследователи полагают, что здесь говорится о физическом воскрешении Христа Святым Духом406. Я тоже считаю, что 1Пет.3:18 описывает воскрешение Христа из мертвых – Его «возвращение к жизни» – посредством Святого Духа407. «Бог не воскресил Иисуса как духа, но воскресил Его Своим Духом»408.

Но это вовсе не означает, что Отец и Сын не принимали в процессе воскрешения никакого участия. Библия часто говорит, что Бог Отец воскресил Христа из мертвых (Деян.2:32; 13:30; Рим.6:4; Еф.1:19, 20). Ничуть не умаляя ключевую роль Отца в воскресении, Писание также утверждает, что Иисус Христос Сам воскресил Себя из мертвых. В Ин.10:17–18 Иисус говорит: «...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Очевидно, что в воскрешении Христа принимали участие все Лица Троицы – Отец, Сын и Дух Святой.

Основополагающий принцип толкования Библии состоит в том, чтобы объяснять Писание Писанием. В соответствии с этим принципом, если толкование какого-то отрывка явно противоречит всему контексту Библии, оно неверно по определению. Внутреннее единство Писания имеет первостепенное значение.

Не нарушая этого принципа, из текста 1Пет.3:18 нельзя сделать вывод, что Иисус воскрес из мертвых в духовном теле. Беседуя со Свидетелем Иеговы, укажите ему на следующее обстоятельство:

Сам воскресший Иисус сказал: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:39). Обратите внимание на три обстоятельства: 1) воскресший Христос утверждает, что он не дух; 2) Его воскресшее тело состояло из плоти и костей и 3) телесные руки и ноги Христа были осязаемым доказательством вещественности Его воскресения из мертвых. Аналогичным образом, в Деян.2:31 мы читаем: «...не оставлена душа Его в аде, и плоть его не видела тления». Почему его плоть не видела тления? Потому что Иисус был воскрешен из мертвых в материальном, плотском теле.

Спросите:

В Евангелии от Лк.24:39 Иисус говорит, что Он не дух и у Него есть тело из костей и плоти. Как вы согласуете это с учением Сторожевой Башни о том, что Иисус был воскрешен как духовное создание, лишенное физического тела?

Еще одним аргументом в пользу физического воскресения Христа являются Его собственные слова, записанные в Ин.2:19–21: «Иисус сказал им в ответ: „Разрушьте этот храм, и я в три дня воздвигну его». Тогда иудеи сказали: „Этот храм строили сорок шесть лет, а ты воздвигнешь его в три дня?» Но он говорил о храме тела своего» (ПНМ, курсив автора). Здесь Иисус утверждает, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых телесно, а не духовно.

Спросите:

Что Иисус называет словом «храм» в Ин.2:19–21?

Поскольку «храм» – это тело Иисуса, и поскольку Он обещал, что Сам воздвигнет этот «храм» (тело), не говорил ли Иисус в Ин.2:19–21 о Своем телесном воскресении?

Задав эти вопросы, продолжите беседу и подчеркните следующие несколько моментов:

На воскрешенном теле Иисуса по-прежнему были раны, полученные на кресте. Воскресший Христос показал ученикам эти раны (Лк.24:39) и даже предложил сомневавшемуся Фоме прикоснуться к ним (Ин.20:27).

Воскресший Христос четырежды принимал физическую пищу в подтверждение того, что у Него есть реальное, физическое тело (Лк.24:30, 24:42–43; Ин.21:12–13; Деян.1:4409). Норман Гайслер справедливо замечает, что «со стороны Иисуса было бы обманом демонстрировать способность есть физическую пищу в доказательство Своего телесного воскресения, если в действительности Он не воскрес в физическом теле»410.

Физического тела воскресшего Христа касались разные люди – например, Мария (Ин.20:17) и другие женщины (Мф.28:9). Иисус Сам предлагал ученикам прикоснуться к Нему и удостовериться, что Его тело материально (Лк.24:39).

В Новом Завете, если речь идет о личности, греческое слово soma («тело») всегда означает физическое тело. Исключений нет. Знаток греческого языка Роберт Гандри отмечает «однозначность, с которой Павел использует слово soma в значении физического тела»411. Таким образом, все новозаветные упоминания о «теле» (soma) воскресшего Иисуса следует рассматривать как указания на физическое тело.

Возвращено к жизни было то же самое тело, которое было «посеяно» в смерть (1Кор.15:35–44). Положенное в могилу восстало к жизни (стих 42).

Напоследок можно привести еще один аргумент: вопреки учению Сторожевой башни о том, что Иисус был воскрешен как архангел Михаил, тварное духовное существо, и навсегда отказался от человеческой природы, Новый Завет утверждает, что Иисус после воскресения все еще обладает человеческой природой.

Прежде всего покажите (обязательно раскрыв Библию на нужном отрывке), что Христос воскрес к бессмертию в том же самом человеческом теле, в котором умер (Лк.24:37–39; Деян.2:31; 1Ин.4:2; 2Ин.7). И когда Христос возносился на небеса, Он по-прежнему был в том же физическом человеческом теле – об этом засвидетельствовали несколько учеников (Деян.1:11).

В 1Тим.2:5 об уже воскресшем Иисусе говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус...» (курсив автора). В конце времен Христос вернется как «Сын Человеческий» – этот мессианский титул указывает на Его человеческую природу (Мф.26:64). Вне всякого сомнения, Писание последовательно утверждает, что воскресший Христос навсегда сохранил Свою человеческую природу.

1Кор.15:44–50 – Нефизическое воскресение?

Учение Сторожевой Башни. 15-я глава Первого послания к коринфянам целиком посвящена теме воскресения. 1Кор.15:44 в «Переводе нового мира» звучит так: «Сеется тело физическое – воскресает тело духовное. Если есть тело физическое, то есть и духовное». В этом стихе Свидетели Иеговы находят подтверждение, что Иисус был воскрешен из мертвых как духовное существо. Часто цитируют и 1Кор.15:50 «...плоть и кровь не могут наследовать царство Бога, как и тление не наследует нетление». Нам говорят, что Иисус мог воскреснуть только духовно, поскольку плоть и кровь существовать на небесах не могут.

Общество Сторожевой Башни утверждает, что при воскресении Иисусу «были дарованы бессмертие и нетление, которые не может иметь ни одно творение во плоти»412. Плотским телам свойственны смертность и тление. Воскрешаемое же тело бессмертно и нетленно, потому что имеет духовную природу. Плоть и кровь не могут наследовать Царство Бога, духовное же тело идеально подходит для духовной жизни на небесах413.

Библейское учение. Свидетели Иеговы совершенно не понимают смысл слова «духовный» в 1Кор.15:44. Выражение «духовное тело» обозначает не нематериальное, а сверхъестественное, водимое духом тело. «Греческая фраза soma pneumatikos (переведенная здесь как „духовное тело») обозначает тело, руководимое духом, в противоположность телу, находящемуся под властью плоти»414.

Напомните собеседнику, что в Новом Завете греческое слово soma («тело»), когда речь идет о личности, всегда обозначает физическое тело. Без исключений. Роберт Гандри в своей книге Soma in Biblical Theology указывает на «однозначность, с которой Павел использует слово soma в значении физического тела»415. Таким образом, все новозаветные упоминания о воскрешенном теле (soma) Иисуса следует рассматривать как указания на физическое тело, а под выражением «духовное тело» понимать водимое духом и сверхъестественное, но физическое тело.

Также следует отметить, что в 1 Послании к коринфянам апостол Павел часто использует слово «духовный» для обозначения чего-то сверхъестественного. Духовное тело сверхъестественно, потому что «им управляет не тленная плоть, а дух, пребывающий вечно (1Кор.15:50–58416.

О том, что в 1Кор.15:40–50 Павел использовал слово «духовное» в значении «сверхъестественное», свидетельствуют очевидные противопоставления, которыми изобилует эта глава. Смотрите сами:417


Тело до воскресения Тело после воскресения
Земное (1Кор.40) Небесное
Тленное (1Кор.42) Нетленное
Немощное (1Кор.43) Сильное
Душевное [естественное] (1Кор.44) Духовное [сверхъестественное]
Смертное (1Кор.53) Бессмертное

Спросите:

Разве очевидные противопоставления в 1Кор.15:40–50 (земное – небесное, тленное – нетленное, немощное – сильное, смертное – бессмертное) не доказывают, что Павел противопоставляет естественное тело сверхъестественному?

В беседе со Свидетелем Иеговы подчеркните, что смысл, который апостол Павел обычно вкладывал в слово «духовный», не имеет никакого отношения к нематериальной, или бестелесной, природе объекта, о котором идет речь. Так, например, в 1Кор.2:15 Павел говорит о «духовном человеке». Как показывает контекст, речь идет вовсе не о невидимом, нематериальном человеке, лишенном осязаемого тела. Павел говорил о «человеческом существе из плоти и крови, живущем под водительством сверхъестественной силы Бога418. Он имел в виду обыкновенного человека, жизнь которого движется в духовном направлении»419. Аналогичным образом, фраза «духовное тело» из 1Кор.15:44–50 обозначает не нематериальное тело, а водимое духом и сверхъестественное физическое тело (soma).

Спросите:

Известно ли вам, что в 1Кор.2:15 Павел употребил то же самое греческое слово, которое в 1Кор.15:44–50 переведено словом «духовный»? (Прочитайте отрывок вслух.)

О чем, судя по контексту, Павел говорит в 1Кор.2:15 – о невидимом духовном создании, не имеющем физического тела, или о человеке из плоти и крови, который назван «духовным» в каком-то ином смысле?

Понимаете ли вы, что слово «духовный» – в том смысле, в котором Павел обычно его использует, – вовсе не подразумевает нематериальности или бесплотности? (Подчеркните, что это справедливо и в отношении 15-й главы Первого послания к коринфянам.)

А как быть с 1Кор.15:50, где говорится, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления»? Прежде всего, нельзя согласиться с утверждением Сторожевой Башни, что материальные, физические тела не могут существовать на небесах. Фраза «плоть и кровь» – просто идиома, которой в Писании обозначается смертное человечество. Этот стих говорит, что смертное человечество не может наследовать Царствия Божия. Чтобы жить на небесах, оно должно стать бессмертным. Воскрешенное тело будет наделено особыми качествами, которые позволят ему полностью приспособиться к жизни в присутствии Бога.

В качестве подтверждения этой точки зрения покажите Свидетелю Иеговы последнюю часть 50-го стиха, где говорится о «тленной» человеческой плоти. Правильный контекст поможет верно понять этот стих. Очевидно, что Павел говорит не о плоти вообще, но конкретно о тленной плоти. Павел «не говорит, что воскресшее тело будет бесплотным, но утверждает, что в нем не будет тленной

плоти"420.

Опираясь на эти факты, апологет Норман Гайслер так объясняет смысл фразы «плоть и кровь» в 1Кор.15:50: «В этом контексте под словами „плоть и кровь», очевидно, подразумеваются смертные плоть и кровь, то есть обычная человеческая природа. В пользу такого вывода свидетельствуют другие случаи использования этого выражения в Новом Завете. Когда Иисус сказал Петру: „...не плоть и кровь открыли тебе это...» (Мф.16:17), Он явно не имел в виду субстанцию, из которой состоит тело, – сама по себе эта субстанция не могла открыть Петру, что Иисус есть Сын Божий. Естественнее всего понять 1Кор.15:50 в том смысле, что люди в их теперешнем состояниипривязанные к земле, тленные создания – не могут попасть в славное небесное царство Бога» (курсив Гайслера)421.

Теперь обратите внимание Свидетеля Иеговы на 1Кор.15:53 в котором сказано: «...тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (курсив автора). Иными словами, попав на небеса, мы не перестанем быть людьми и не останемся без физического тела. Скорее, мы «облечем» нашу смертную человеческую природу в бессмертие. Мы ничего не теряем (в т.ч. материальности); наоборот, мы нечто приобретаем (бессмертие). Следовательно, 15-ю главу Первого послания к коринфянам нельзя использовать в подтверждение учения Сторожевой Башни о том, что Иисус был воскрешен как духовное существо.

Спросите:

Как вы думаете, что в этом контексте означает слово «облечься» (1Кор.15:53)?

Разве слово «облечься» в основном своем значении не указывает, что к человеческой природе что-то прибавляется (бессмертие), – а не отнимается (физическое тело)?

В завершение беседы об Иисусе и архангеле Михаиле стоит кратко повторить основные выводы по каждому из перечисленных выше ключевых стихов. Совокупный вес этих аргументов должен привлечь внимание Свидетеля Иеговы и породить в нем сомнения относительно учения Сторожевой Башни.

* * *

371

Сторожевая башня. 1959. 15 мая. [На англ. яз.]. С. 307, курсив автора.

372

Сторожевая башня. 1984. 15 декабря. [На англ. яз. ]. С. 29.

373

Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 39.

374

Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 200.

375

Познание, ведущее к вечной жизни. С. 68.

376

Studies in the Scriptures, vol. 7 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1917), p. 57

377

Там же. Том 7 (1899). С. 454.

378

Aid to Bible Understanding (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 1152.

379

Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 143.

380

Let God Be True. С. 41.

381

Aid to Bible Understanding. C. 1152.

382

Studies in the Scriptures. Том 2 (1888). С. 129, курсив автора.

383

Сторожевая башня. 1953. 1 сентября. [На англ. яз.]. С. 518.

384

Сторожевая башня. 1975. 1 августа. [На англ. яз.]. С. 479.

385

Сторожевая башня. 1991. 15 февраля. С. 15; 1991. 15 ноября. С. 31.

386

Пробудитесь! 1973. 22 июля. [На англ. яз.]. С. 4.

387

The Kingdom Is At Hand (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1944), p. 259.

388

Aid to Bible Understanding. C. 1395.

389

Внимайте пророчеству Даниила! Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1999. C. 289.

390

Там же.

391

Там же.

392

David A. Reed. Jehovah's Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 48.

393

Ray Stedman. Hebrews (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1992), p. 29.

394

The Bible Knowledge Commentary, New Testament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1983) p. 782.

395

John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord (Chicago: Moody Press, 1980), p. 30.

396

Aid to Bible Understanding. C. 1152.

397

Fred Dickason. Angels: Elect and Evil (Chicago: Moody Press, 1975), p. 68, курсив автора.

398

International Standard Bible Encyclopedia, ed. Geoffrey W. Bromiley, vol. 3 (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), p. 347.

399

David A. Reed. C. 47; см. также: The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 1412.

400

Lorri MacGregor. What You Need to Know about Jehovah's Witnesses (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1992), p. 51.

401

Познание, ведущее к вечной жизни. С. 68.

402

Let God Be True. С. 272.

403

Aid to Bible Understanding. C. 1395.

404

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 334.

405

Радостная весть. Новый Завет в переводе с древнегреческого. М.: Российское Библейское общество, 2001.

406

Louis A. Barbieri. First and Second Peter (Chicago: Moody Press, 1979), p. 69. См. также: Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 70; Norman Geisler. When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 533; NIV Study Bible (Grand Rapids: Zondervan, 1985), p. 1893.

407

Louis A. Barbieri. C. 69, курсив автора.

408

Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 70, курсив автора.

409

Греч, слово sunalizomenos в Деян.1:4 можно истолковать как в том смысле, что Господь просто собрал Своих учеников, так и в том смысле, что Он ел с ними. Первое толкование более распространено, но в последнее время многие перевод­чики и толкователи склоняются ко второму варианту. Подробный анализ см.: Левинская И. Деяния апостолов. Главы I–VIII: Историко-филологический ком­ментарий. М.: ББИ св. апостола Андрея, 1999. С. 76–77. – Примеч. науч. ред.

410

Norman Geisler. «The Significance of Christ’s Resurrection», Bibliotheca Sacra, April–June 1989, p. 163.

411

Robert Gundry. Soma in Biblical Theology (Cambridge: Cambridge University Press, 1976), p. 186.

412

Aid to Bible Understanding. C. 1395.

413

Сторожевая башня. 2000. 15 июля. С. 18–19.

414

Norman Geisler. С. 153, курсив автора.

415

Robert Gundry. С. 168.

416

Norman Geisler. С. 153.

417

Там же.

418

Свидетели Иеговы и сами согласны с таким толкованием слова pneumatikos.В журнале «Сторожевая башня» за 15 октября 1993 года этому вопросу целиком посвящен раздел «Вопросы читателей» (с. 31). – Примеч. науч. ред.

419

Там же. С. 154.

420

Norman Geisler. When Critics Ask (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 468, курсив ориг.

421

Там же. С. 469, курсив ориг.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle