Роудс Рон (протестант)

Источник

Меньше ли Христос Отца? Часть 2

В предыдущей главе мы убедились, что Общество Сторожевой Башни последовательно искажает текст и смысл Писания, чтобы доказать, что Христос меньше Отца. В этой главе мы продолжим начатый разговор и обратимся к одному из любимых отрывков Свидетелей Иеговы – Ин.14:28, где Иисус говорит: «Отец Мой более Меня».

Рассуждая при помощи Писания

Ин.14:28 – «Отец больше Меня»

Учение Сторожевой Башни. Ин.14:28 в «Переводе нового мира» звучит так: «Вы слышали, что я сказал вам: я ухожу и приду к вам опять. Если бы вы любили Меня, то обрадовались бы, что Я иду к Отцу; потому что Отец больше Меня» (выделено автором). Книга Let God Be True сообщает нам, что Иегова больше Иисуса не только по положению, но и как личность304. Иегова больше Иисуса по природе.

Таким образом, Общество Сторожевой Башни приходит к выводу, что Иисус не может быть Богом Всемогущим, потому что Иегова «мощнее» его. Раз Иисус меньше Иеговы, Он не может быть Богом в том же смысле, что и Иегова305. И действительно, «в целом ряде случаев Иисус ясно говорил, что он менее Отца, и что он подчиняется Отцу... Даже после вознесения Иисуса на небеса его апостолы продолжали говорить то же самое»306.

Библейское учение. Очень важно понимать, что в Ин.14:28 Иисус говорит не о Своей вечной природе и сущности (ранее Христос сказал: «Я и Отец – одно» [Ин.10:30]), а о том положении, которое Он, уничижив Себя, занял после воплощения307. Афанасьевский Символ Веры утверждает, что Христос «равен Отцу по Божеству, менее Отца по человечеству»308.

В своем толковании на Евангелие от Иоанна Артур У. Пинк связывает слова Христа о том, что Отец «более» Его, с огромным уничижением, на которое пошел Христос, став человеком.

Воплотившись и пребывая в теле среди людей, [Христос] величайшим образом уничижил Себя, добровольно снизойдя навстречу позору и страданиям в самом жестоком их виде... Таким образом, Христос здесь сопоставляет Свое положение с положением Отца в небесном святилище. Отец восседал на троне величайшего могущества; сияние Его славы было немеркнущим; Его окружали сонмы святых существ, превозносивших Его в непрестанной хвале. Но для Его воплотившегося Сына все было иначе: презренный и отверженный людьми, окруженный неумолимыми врагами, Он, словно преступник, ожидал скорого распятия на кресте309.

Очень важно подчеркнуть разницу между греческими словами «больше» (meizon) и «превосходнее» (kreitton)310. Иисус выразился очень точно: «Отец Мой более Меня», а не «Отец Мой превосходнее Меня». Слово «более» указывает на более высокое положение Отца (на небесах), а не на превосходство природы Отца. Вот если бы Иисус использовал слово «превосходнее», это означало бы, что Отец выше Его по природе.

Это различие ясно видно в Евр.1:4, где превосходство Иисуса над ангелами описывается словом «превосходнее» (kreitton). Слово «превосходнее» в этом стихе свидетельствует, что Иисус выше ангелов не только по положению, но и по самой Своей природе. Иисус отличается от ангелов (в большую сторону) и по чину, и по существу.

Это различие между «больше» и «превосходнее» можно увидеть и на другом примере. Президент государства занимает более высокое положение по сравнению с рядовыми гражданами. Поэтому он больше (meizon) своих соотечественников по статусу. Но президент по-прежнему остается человеком – следовательно, он ничем не превосходнее (kreitton) нас по природе.

Отметьте для себя, что Иисус никогда не использовал слова «превосходнее» (kreitton) для описания Своих отношений с Отцом, потому что Он не меньше и не ниже Отца по природе. Для этого Иисус использовал слово «более» (meizon), которое указывает лишь на более высокое положение Отца. Уничиженное положение Иисуса по сравнению с Отцом было обусловлено тем, что Он жил в человеческом мире.

Спросите:

Можно ли сказать, что президент страны превосходит нас по природе, или же правильнее сказать, что он занимает более высокое положение, чем мы?

Учитывая различие между греческими словами «более» (которое обозначает превосходство по положению) и «превосходнее» (которое обозначает превосходство по природе), разве не очевидно, что в Ин.14:28 Иисус говорит о более высоком положении Отца, а не о превосходстве Его природы?

Уничиженное положение Христа: Флп.2:6–9

В разговоре о том, в каком смысле Отец «более» Христа, некоторое внимание следует уделить отрывку Фил.2:6–9. Говоря о воплощении, апостол Павел пишет, что Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек...» (Фил.2:6,7).

Очень важно то, что Павел называет Христа «образом Божиим». По Своей природе Христос всегда был и остается вечным Богом – таким же, как Отец и Дух Святой. Богослов Чарльз Райри отмечает, что греческое слово morphe, переведенное на русский язык как «образ», в греческом языке означает «неотъемлемый и внутренне присущий атрибут. В нашем случае это означает, что Христос до воплощения обладал сущностью Божества»311. Реформатский богослов Бенджамин Уорфилд поясняет, что слово morphe – «это понятие, обозначающее совокупность характерных качеств, которые делают каждую вещь тем, что она есть»312. Применительно к Отцу это слово означает «совокупность характерных черт, которые делают Того, кого мы называем „Богом», а не кем-то другим – скажем, ангелом или человеком»313.

Подчеркните, что слово «будучи» ("будучи образом Божиим») – это деепричастие настоящего времени, и оно несет в себе идею непрерывного божественного существования314. Это значит, что «Христос всегда был Богом, – из чего следует, что Он и сейчас Бог»315. Роберт Реймонд отмечает: «Учитывая силу деепричастия настоящего времени, которое выражает идею „непрерывного [изначального] существования» (что в свою очередь исключает любые предположения о прекращении этой формы существования после того, как Он принял образ раба), в этом стихе мы находим самое смелое и безусловное указание на предземное существование, а также полную и неограниченную божественность Иисуса Христа, какое только можно надеяться встретить на страницах Нового Завета»316. Таким образом, Фил.2:6–9 свидетельствует о том, что Иисус Христос всегда, от вечности был Богом и проявлял божественные качества. Из утробы Марии на свет появился Бог, облекшийся в человеческое тело, но нисколько не утративший Свою божественность.

После всего, что уже было сказано об извечной божественности Христа, нам остается ответить на ключевой вопрос: в каком смысле Он «уничижил Себя Самого», облекшись в плоть (Фил.2:7)? Эти слова Павла подразумевают три важных факта: Христос скрыл Свою предземную славу; Христос добровольно отказывался (в отдельных случаях) использовать некоторые божественные качества; Христос снизошел до уровня человека, когда уподобился ему.

Прежде всего мы можем быть уверены, что Иисус, облекшись в плоть, не отрекся от божественности. Бог просто не может перестать быть Богом. Как говорит Писание, чтобы принять вид человека, Он должен был отказаться от внешнего облика Бога. Но от божественной славы Христос, конечно же, никогда не отрекался. Вспомните, как на горе преображения (еще до распятия), Иисус на короткое время позволил Своей славе проявиться, и она осветила всю гору (Мф.17).

Однако Иисусу пришлось скрыть Свою предземную славу, чтобы обитать среди смертных людей. Если бы Он этого не сделал, люди не могли бы на Него смотреть. С ними случилось бы то же, что с апостолом Иоанном, который через 50 лет после воскресения Христа увидел Его в славе и «пал к ногам Его, как мертвый» (Откр.1:17), или с пророком Исаией, который, увидев в храме славу Христа, воскликнул: «...горе мне! погиб я!..» (Ис.6:5; см. Ин.12:41).

Во-вторых, уничижив Себя при воплощении, Иисус в некоторых случаях сознательно не пользовался некоторыми божественными качествами. Совсем отречься от каких-либо Своих качеств Он не мог, ведь тогда Он перестал бы быть Богом317. Но Он мог не пользоваться некоторыми из них, пока жил на земле (примерно с 4 г. до н. э. до 29 г. н. э.), среди немощных людей.

Итак, Христос обычно не проявлял Свои божественные качества, но порой все же использовал их. В течение тех лет Своего общественного служения Он несколько раз демонстрировал такие божественные способности, как всеведение (Ин.2:24; 16:30), вездесущность (Ин.1:48) и всемогущество (свидетельством тому Его многочисленные чудеса – Ин.11). Таким образом, какие бы ограничения ни установил для Себя Христос, «уничижив Себя Самого» (Фил.2:7), Он не утратил ни одного божественного качества и ни в коей мере не сделался меньше Бога.

В таком случае возникает вопрос, почему Иисус не пользовался некоторыми Своими божественными качествами? Вероятно, потому, что Его целью было жить среди людей и разделять с ними их немощи. Он никогда не использовал Свою божественность ради Себя, но она, конечно же, славнейшим образом проявлялась в многочисленных чудесах, которые Он совершал ради других.

Если говорить конкретнее, Писание свидетельствует, что Христос никогда не использовал Свое всеведение, чтобы облегчить Себе жизнь в качестве человека. «Он испытал на Себе все неудобства того времени, хотя, обладая божественным всеведением, прекрасно знал каждое приспособление, когда-либо изобретенное человеком для своего удобства»318.

Точно так же Иисус не пользовался Своей вездесущностью или Своим всемогуществом, чтобы облегчить Себе земную жизнь. Будучи вездесущим, Он мог бы мгновенно перенестись из Вифании в Иерусалим одним лишь усилием воли, однако Он шел пешком, как любой другой человек, и уставал в дороге. Будучи вездесущим Богом, Христос, конечно же, присутствовал одновременно и в Вифании, и в Иерусалиме. Но в течение трех лет Своей земной жизни Он предпочитал не пользоваться этим свойством, когда оно могло облегчить Ему жизнь. «Одним словом, Он отказался от преимуществ, которые давали Ему божественные качества в земной жизни, и предпочел не использовать их, чтобы подняться над обычными человеческими слабостями»319.

В-третьих, «уничижив» Себя в воплощении, Христос сделался «подобным» (букв, «принял облик, вид») человеку и принял образ («сущность, природу») раба320. Таким образом, Христос был человеком в полном смысле слова. Его человеческая природа была подвержена искушениям, отчаянию, слабости, боли, печали и немощам321. Однако следует заметить, что «подобие» предполагает как сходство, так и различие. Богослов Роберт Лайтнер поясняет: «Христос обладал подлинно человеческой природой, но отличался от всех людей безгрешностью»322. Тем не менее уподобиться человеку было огромным самоуничижением со стороны второго Лица Троицы.

Богословы всегда подчеркивали, что воплощение – это принятие человеческих качеств, а не отказ от божественных. Апостол Павел ясно выразил эту мысль, сказав, что в воплощении Христос «принял образ раба», «сделался подобным человеку» и «по виду стал как человек» (Фил.2:7–8). Дж. И. Пакер объяснял это так: «Тогда [в воплощении] Он был Богом в не меньшей степени, чем раньше; но Он стал человеком. Он был не Богом минус какие-то божественные элементы, но Богом плюс все, что Он усвоил, облекшись в человеческое естество. Он, сотворивший человека, теперь узнавал, каково это – быть человеком»323 (курсив ориг.). Иными словами, суть воплощения состояла не в лишении божественности, а в принятии человеческой природы.

Итак, чтобы жить среди людей, Христос уничижил Себя в том смысле, что Он спрятал Свою прежнюю славу, добровольно отказался от использования некоторых божественных качеств (не отказываясь от них самих) и облекся в человеческую природу. Все это придает глубокий смысл словам Иисуса: «...Отец Мой более Меня» (Ин.14:28). Он явно произнес их, имея в виду Свое воплощение.

Ин. 20:17 – «Бог Мой и Бог ваш»

Учение Сторожевой Башни. Ин.20:17 в «Переводе нового мира» звучит так: «Иисус сказал ей: „Перестань за Меня держаться. Ибо Я еще не восшел ко Отцу. Но пойди к моим братьям и скажи им: «Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему и к Богу моему и Богу вашему«"» (курсив автора).

Раз Иисус говорил о «Своем Отце» и «Своем Боге», уверяют Свидетели Иеговы, Он никак не мог быть Всемогущим Богом. Книга Reasoning from the Scriptures поясняет: «Отец был Богом для воскресшего Иисуса точно так же, как Он был Богом для Марии Магдалины»324. И наоборот, «нигде в Библии не записано, что Отец называл Сына „Бог мой»"325.

Библейское учение. Почему Иисус называет Отца «Своим Богом»? Значит ли это, что Сам Иисус – не Бог? Вовсе нет! До воплощения Христос, второе Лицо Троицы, обладал лишь божественной природой. Однако при воплощении Он воспринял человеческую природу и «Своим Богом» называл Отца именно как человек. Как Бог, Иисус не мог бы назвать Отца «Своим Богом», поскольку во всех отношениях был совершенно равен Ему.

Богослов Пол Дж. Уизерс тонко подметил:

Поскольку Иисус пришел на землю в образе человека, а одной из неизбежных для человека обязанностей является поклонение Богу, Он совершенно справедливо называл Отца «Своим Богом», обращаясь к Нему в молитве. Выступая в роли Человека, Еврея и Первосвященника («во всем уподобившись братиям» – Евр.2:17), Иисус мог называть Отца «Мой Бог». Однако Он не обращался к Отцу таким образом, пока не «уничижил Себя Самого» и не стал человеком (Фил.2:6–8)326.

Слова Иисуса, что Он восходит к «Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:17), наводят на интересную мысль: почему Иисус не сказал просто: «Я иду к нашему Отцу и нашему Богу»? Дело в том, что Иисус всегда четко разграничивал Собственные отношения с Отцом и отношения людей с Ним. Как полагает Роберт Боумэн, Иисус уделял этому столь большое внимание по той причине, что «был Сыном Бога по природе, тогда как христиане являются приемными „сыновьями» Бога. Аналогичным образом для Иисуса Отец был Богом потому, что Он смирил Себя, чтобы стать человеком (Фил.2:7); для нас же Отец является Богом, потому что мы – Его творения по самой своей природе»327.

Комментируя это принципиальное различие, Роберт Реймонд пишет:

Примечательно, что Иисус, наставляя Своих учеников, никогда не называл Бога «наш Отец» или «наш Бог». На всем протяжении Своего служения Он называл Отца «Отец» или «Мой Отец», но никогда – «наш Отец». (Фраза «Отче наш» из так называемой молитвы Господней не является исключением из правила, поскольку в этом случае Иисус показывает Своим ученикам, как им следует сообща обращаться к Богу в молитве.) Здесь [в Ин.20:17] Иисус по Своему обыкновению отказался от очевидно более краткой формы выражения («наш») и воспользовался более длинной («Мой» и «ваш»). Я полагаю, что в этом случае Он стремился подчеркнуть различие между Своим положением как Сына Божьего по природе и по праву и положением Своих учеников как сыновей Божьих по благодати и по усыновлению328.

Спросите:

Как вы думаете, почему Иисус всегда тщательно разграничивал отношения людей с Отцом и Свои отношения с Ним?

Почему Иисус всегда говорил «Мой Отец» или «ваш Отец», но никогда – «наш Отец»?

Что бы ни ответил вам Свидетель, с помощью этих вопросов вы сможете показать, что Христос был Сыном Божьим по природе, тогда как христиане – приемные сыновья Бога. Поскольку Иисус – Сын Божий по природе, Он – истинный Бог. Но Он обладает и человеческой природой (после воплощения), а потому может называть Отца «Мой Бог».

Мк.13:32 – О дне том или часе не знает никто

Учение Сторожевой Башни. Мк.13:32 в «Переводе нового мира» звучит так: «О дне том или часе не знает никто: ни ангелы на небе, ни Сын, но только Отец». Христос не знал времени конца, говорят Свидетели Иеговы, и не может быть Всемогущим Богом, потому что Бог знает все. «Если бы Иисус был равной частью Божества, Он знал бы все, что знает Отец. Но Иисус не знал всего, потому что он не был равен Отцу»329. Только Отец есть Иегова, и только Отец знает все.

Библейское учение. Как это ни сложно, вы должны объяснить собеседнику, что вечный Сын Божий, до воплощения обладавший одной природой и одной личностью (был полностью божественным) – в воплощении приобрел две природы (божественную и человеческую), но при этом остался одной личностью. Сын, Который всегда был личностью, при воплощении приобрел не человеческую личность, а человеческую природу.

Один из самых сложных аспектов взаимоотношений между двумя природами Христа состоит в том, что, хотя свойства одной природы никогда не приписываются другой, свойства обеих природ следует приписывать одной и той же личности. Таким образом, Христос обладал качествами, которые, казалось бы, противоречат друг другу. Он был конечен и одновременно бесконечен, слаб и одновременно всемогущ, возрастал в знании и одновременно знал обо всем, находился лишь в одном месте и одновременно был вездесущ. После воплощения личность Христа распоряжалась свойствами обеих природ, а потому все, что можно сказать о любой из этих природ – человеческой или божественной, – можно сказать о Его единственной личности.

Иногда Христос поступал соответственно Своей человеческой природе, иногда – согласно божественной, но все, что Он делал и что Собой представлял, неизменно можно приписать Его единственной личности. Христу как человеку были знакомы голод (Лк.4:2), усталость (Ин.4:6) и потребность во сне (Лк.8:23), а как Бог Он был всеведущ (Ин.2:24), вездесущ (Ин.1:48) и всемогущ (Ин.11). Все эти качества были присущи одной и той же личности Иисуса Христа.

Евангелия ясно показывают, что в разные моменты жизни Христа главную роль играла то одна, то другая Его природа. Он поступал как человек в той мере, в какой это было необходимо для достижения земных целей, предусмотренных вечным планом спасения, и действовал как Бог, насколько это было возможно в период Его уничижения (Фил.2:6–9).

Вот ключевая мысль: во многих событиях, записанных в Евангелиях, проявлялись обе природы Христа. Например, когда Христос подошел к смоковнице, чтобы сорвать плод и утолить голод, Он проявил неведение, естественное для человеческого разума (Мф.21:19). (Человек не мог заранее знать, что на дереве нет плодов.) Но тут же проявил Свое божественное всемогущество, повелев дереву засохнуть (Мф.21:19).

В другой ситуации благодаря Своему божественному всеведению Иисус узнал, что Его друг Лазарь умер, и пошел в Вифанию (Ин.11:11). Придя же туда, Иисус спросил (не проявляя всеведения в соответствии с человеческой природой), куда положили Лазаря (Ин.11:34). Роберт Реймонд отмечает: «Будучи Богочеловеком, [Иисус] одновременно всеведущ как Бог (наравне с другими Лицами Божества) и не знает о некоторых вещах как человек (наравне с другими представителями человеческой расы)»330.

Все вышесказанное помогает правильно понять слова Иисуса в Мк.13:32: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». В этом отрывке Иисус говорит как человек. Как человек, Он был не всеведущ, но ограничен в Своих познаниях, подобно всем людям. Если бы Иисус говорил как Бог, Он не сказал бы этих слов.

Очень важно указать Свидетелю Иеговы, что по Своей божественной природе Иисус был точно так же всеведущ, как и Отец. Писание говорит об этом совершенно ясно. Апостол Иоанн писал, что Иисус «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин.2:25). Ученики говорили: «Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Ин.16:30, выделено автором). После воскресения, когда Иисус в третий раз спросил Петра, любит ли он Его, ученик ответил: «...Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин.21:17, выделено автором).

Томас Шульц блистательно подытожил обширные свидетельства о всеведении Христа.

Во-первых, Он знает тайные помыслы и воспоминания человека, что свойственно Богу (3Цар.8:39; Иер.17:9–16). Он видел зло в сердцах книжников (Мф.9:4); Он знал заранее, кто отвергнет Его (Ин.10:64), а кто последует за Ним (Ин.10:14). Он мог читать в сердце каждого человека (Мк.2:8; Ин.1:48; 2:24, 25; 4:16–19; Деян.1:24; 1Кор.4:5; Откр.2:18–23). Простой смертный может лишь обоснованно предполагать, что происходит в сердцах и умах других людей.

Во-вторых, Христос знает о том, что недоступно для человеческого восприятия. Он точно знал, где в воде была рыба (Лк.5:4–6; Ин.21:6–11), и точно знал, у какой рыбы во рту будет монета (Мф.17:27). Он знал будущее (Ин.11:11; 18:4) во всех подробностях (Мф.21:2–4), знал о смерти Лазаря (Ин.11:14).

В-третьих, Он знал Божество изнутри, что свидетельствует о Его близком общении с Богом и совершенном знании. Он знает Отца так же, как Отец знает Его (Мф.11:27; Ин.7:29; 8:55; 10:15; 17:25).

Четвертое и завершающее учение Писания по этому вопросу заключается в том, что Христос знает все (Ин.16:30; 21:17) и что в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:3)331.

Главным же свидетельством всеведения Христа, несомненно, является факт, что Он слышит молитвы христиан и отвечает на них. «Говоря о Своей власти слышать молитвы учеников и отвечать на них, – считает Роберт Реймонд, – Иисус претендовал на всеведение. Тот, кто способен слышать бесчисленные молитвы Своих учеников, возносимые к Нему днем и ночью на протяжении столетий, безошибочно определять, кто высказал ту или иную просьбу, и отвечать на каждую просьбу в соответствии с божественным разумом и волей, не может не быть всеведущим»332.

Указав Свидетелю Иеговы на некоторые из перечисленных выше отрывков, касающихся всеведения Христа, или даже зачитав их вслух,

Спросите:

Можно ли, не обладая всеведением, делать то, что, судя по этим стихам, делал Христос?

Может ли кто-нибудь еще, кроме Бога, обладать всеведением?

В воплощении Христос обладает и человеческой, и божественной природой и в Евангелиях неоднократно проявлял всеведение, свойственное Богу. Когда Он сказал, что не знает ни дня, ни часа, понимаете ли вы, что Он говорил по человеческой природе?

Мк. 10:17–18 – «Никто не добродетелен, кроме одного – Бога»

Учение Сторожевой Башни. Мк.10:17–18 в «Переводе нового мира» звучит так: «И когда он отправлялся в путь, подбежал один человек и, упав пред ним на колени, спросил его: „Учитель Добродетельный, что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь?» Иисус сказал ему: „Почему ты называешь меня добродетельным? Никто не добродетелен, кроме одногоБога"" (выделено автором).

На основании этого стиха Свидетели Иеговы отрицают божественность Христа, поскольку Он Сам говорит, что добродетелен только Бог. Брошюра «Следует ли верить в Троицу?» сообщает читателю: «Этими словами Иисус подчеркнул, что никто, даже он сам, не благ так, как Бог. То, в какой мере благ Бог, отличает его от Иисуса»333. Справочник Aid to Bible Understanding также говорит, что «Хотя Иисус Христос и обладал высочайшей нравственностью, он не принял титула „Добродетельный»... Тем самым он признал, что Иегова – высший стандарт добродетели»334.

Библейское учение. В рассматриваемом отрывке Иисус вовсе не отрицает, что Ему присуща божественная «добродетель» (в Синодальном переводе «благость». – Примеч. науч. ред.). Не отрицает Он и Своей божественности. Скорее, Он просто расспрашивал юношу, чтобы понять, чего тот хочет. По сути дела, Иисус сказал: «Понимаешь ли ты, о чем говоришь, называя Меня благим? Называешь ли ты Меня Богом?»335. Джон Дж. Грассмик поясняет: «Ответ Иисуса был не отрицанием Его божественности, но завуалированным ее утверждением. Человек, легкомысленно назвавший Иисуса „благим», должен был понять, кто Он такой на самом деле»336.

Апологет Норман Гайслер по этому поводу пишет: «Юноша не понимал, какой вывод вытекает из его слов. Поэтому Иисус поставил перед ним очень неприятную дилемму. Либо Иисус благ и является Богом, либо Он не благ и является человеком. Благой Бог или грешный человек – но только не добродетельный человек. Таковы реальные варианты выбора относительно сущности Христа. Ни один добродетельный человек не назвал бы себя Богом, не будучи Им»337.

Суть того, что Иисус сказал молодому вельможе, можно подытожить следующим образом: «Если Я не Бог, не называй меня благим, ибо благ только Бог»338. Или: «Ты назвал меня титулом, приличествующим одному только Богу. Сознаешь ли ты это и действительно ли имеешь это в виду?»339. Свидетели не могут опираться на Мф.10:17–18, когда говорят, что Иисус – не Всемогущий Бог, поскольку Он не обладает благостью Бога.

Объяснив это Свидетелю Иеговы,

Спросите:

Где в этом отрывке Иисус недвусмысленно говорит, что Он не благ? (Спросить: «Почему ты называешь Меня благим?» еще не значит отрицать свою благость.)

Разве из контекста не очевидно, что на самом деле Иисус имел в виду: «Ты назвал меня титулом, приличествующим одному только Богу. Сознаешь ли ты это и действительно ли имеешь это в виду? »

1Кор.8:6 – «Один Бог, Отец... один Господь, Иисус Христос»

Учение Сторожевой Башни. 1Кор.8:6 в «Переводе нового мира» звучит так: «...Для нас есть только один Бог, Отец, от которого все, и мы для него; и один Господь, Иисус Христос, через которого все, мы через него» (курсив автора).

Свидетели Иеговы говорят, что, поскольку существует «один Бог» (Иегова) и Он отличен от «одного Господа» (Иисуса), Иисус не может быть Богом. Этот стих изображает Отца существом иного «класса», нежели Иисус Христос340; он свидетельствует, что Иегова совершенно уникален и не делит Свое величие ни с кем другим. Иегова явно отличается от всех прочих так называемых объектов поклонения341.

Библейское учение. В 1Кор.8:6 Отец действительно назван единственным Богом, а Иисус Христос – единственным Господом, однако на этом основании мы не можем утверждать, что Иисус – не Бог, так же, как не можем утверждать, что Отецне Господь. В конце концов в Писании Отец не раз называется Господом, а Сын – Богом.

Очень важно, чтобы Свидетель Иеговы довел свою мысль до логического завершения. Если Иисус – не Бог, потому что Отец назван единственным Богом, то Отец, следуя той же логике, – не Господь, поскольку Иисус Христос назван единственным Господом342. Но ни один Свидетель не согласится с таким выводом. Не позволяйте собеседнику уйти от темы. Нельзя толковать первую часть стиха так, а вторую иначе.

Свидетели Иеговы ошибаются, полагая, что применение какого-либо титула к одному лицу в одном контексте автоматически исключает его применение к другому лицу в другом контексте343. Им следовало бы не опираться на это неверное предположение, а свериться с тем, что говорит об Отце и Иисусе Христе Писание в целом, и только потом делать выводы. В Писании же Отец называется Богом (1Пет.1:2) и Господом (Мф.11:25), и Иисус Христос тоже называется Богом (Ин.20:28; Евр.1:8) и Господом (Рим.10:9)344. Позволив Писанию толковать Писание, мы увидим, что предложенное Сторожевой Башней толкование 1Кор. 8:6 – огромная ошибка.

Спросите:

В 6-м стихе Иисус назван единственным Господом, но значит ли это, что Отец (Иегова) – не Господь? (Когда ваш собеседник ответит отрицательно, покажите ему вышеперечисленные стихи.)

Почему нет? (Интересно было бы послушать, что он вам ответит!)

Если факт, что Иисус – единственный Господь, не означает, что Отец не является Господом, то факт, что

Отец – единственный Бог, не означает, что Иисус не является Богом. Понимаете ли вы это?

Пс.109:1 – Иегова и «мой Господь»

Учение Сторожевой Башни. Пс.109:1 в «Переводе нового мира» звучит так: «Сказал Иегова Господу моему: „Сиди по правую руку от Меня, пока не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"» (пер. с англ., курсив автора). Как указывает книга Reasoning from the Scriptures, в Мф.22:41–45 Иисус отождествляет Себя с «Господом», о котором Давид писал в этом псалме. А поскольку Иегова и «Господь» – разные личности, Иисус не может быть Всемогущим Богом345.

Библейское учение. С точки зрения тринитарного богословия смысл этого стиха абсолютно ясен. Изучив слова Христа из Мф.22:41–46 в более широком контексте, мы увидим, что Христос «загнал фарисеев в угол», задав им вопрос о личности Мессии. Иисус спросил: «Чей Он сын?» (Мф.22:42).

Фарисеи ответили: «Давида», – и были правы, поскольку Ветхий Завет подробно прослеживал происхождение Мессии от Давида (2Цар.7:14). Но их ответ был неполон. Писание называет грядущего Мессию не только Сыном Давида по человеческой природе, но и Богом, – и Христос хотел, чтобы фарисеи признали именно этот последний факт.

Христос, конечно же, предвидел половинчатый ответ фарисеев. Именно поэтому в следующем стихе Он процитировал псалом Давида: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Мф.22:44; ср. Пс.109:1). Слова «Господь мой» относятся к Мессии Давида. Этот божественный Мессия приглашен сесть по правую руку от «Господа» (Бога Отца). Первое Лицо Троицы обращается ко второму Лицу Троицы346.

Иисус спросил фарисеев: если Мессия был «сыном» или потомком Давида, «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом?» (Мф.22:43). Со стороны Давида было бы странно называть «своим Господом» собственного потомка. Мессия – сын Давида, и это, конечно, свидетельствует о его человеческой природе. Слова же Давида о «Господе моем» указывают на полную божественность Мессии, поскольку слово «Господь» (по-еврейски adonai) – это божественный титул347. Грядущий Мессия должен быть как сыном Давида, так и Богом Давида. Мессия должен быть и Богом, и человеком. Чтобы разъяснить это, Христос повторил вопрос иначе: «Если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?» (стих 45).

Фарисеи попались в ловушку и поняли это. Дж. Дуайт Пентекост в своей замечательной работе The Words and Works of Jesus Christ поясняет:

Если бы фарисеи ответили, что Давид называл Его своим Господом, поскольку Он – Бог, им нечего было бы возразить Христу, Сыну Давида по плоти, когда Он называл Себя Сыном Божьим. Согласившись с тем, что Мессия должен быть истинным человеком и истинным Богом, они были бы вынуждены снять свои возражения против претензий Христа. Фарисеи поняли, какой выбор встал перед ними, и отказались отвечать. С мудростью слов Христа никто не мог поспорить, и «с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Мф.22:46)348.

Очевидно, что Пс.109:1 не только не подтверждает, что Христос менее Отца, но и указывает на Его совершенную божественность.

Объяснив все это Свидетелю Иеговы,

Спросите:

Знаете ли вы, что еврейское слово adonai, переведенное в Пс.109:1 как «Господь» и относящееся к Иисусу Христу, неоднократно используется в Писании применительно к Отцу (Исх.23:17; Втор.10:17; Нав.3:11)?

Иисус хотел объяснить фарисеям, что Мессия должен быть одновременно и сыном Давида, и Богом Давида – разве это не очевидно из контекста 22-й главы Матфея?

Ис. 9:6 – Иисус – «Бог крепкий»?

Учение Сторожевой Башни. Ис.9:6 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо младенец был рожден нам, сын был дан нам; и владычество будет на плечах его. И его именем будет Чудный Советник, Мощный Бог, Вечный Отец, Князь Мира» (пер. с англ., курсив автора).

Свидетели Иеговы согласны называть Иисуса «Мощным Богом», но не допускают и мысли, что Он, подобно Иегове, может быть Всемогущим Богом349. Кроме того, утверждают Свидетели, «называть Иегову Бога „Всемогущим» не имеет большого смысла, если нет других существ, также именуемых богами, но занимающих подчиненное или менее высокое положение»350.

Библейское учение. Обсуждая со Свидетелями Иеговы этот отрывок, отметьте, что уже в следующей главе (Ис.10:21) Исаия называет «Богом сильным» (то же самое еврейское слово) Самого Иегову351. Данный факт полностью лишает смысла рассуждения Сторожевой Башни, что выражение «Бог сильный» или «Бог крепкий» непременно указывает на меньшую степень божественности по сравнению со «Всемогущим Богом». Наоборот, то обстоятельство, что Иисуса называют таким же титулом, как и Отца, указывает на Его равенство с Отцом.

Кроме того, вы можете сказать собеседнику, что Иегова назван «Богом сильным» и в Иер.32:17–18: «...О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них; Боже великий, сильный, Которому имя Господь [Иегова] Саваоф!» (курсив автора)352.

Поскольку Библия называет «Богом сильным» и Иегову, и Иисуса,

Спросите:

Учитывая, что «Богом сильным» Библия называет не только Иисуса (Ис.9:6), но и Иегову (Ис.10:21), может быть, Общество Сторожевой Башни ошибается, считая этот титул указанием на меньшую степень божественности?

Если Иисус – «Бог сильный», и Иегова – «Бог сильный», что вы можете сказать о божественной природе Иисуса?

Если Иегова – «Бог сильный», и Иисус – «Бог сильный», как быть с учением Писания, что на небесах не может быть двух сильных Богов? Единственно возможное объяснение: учение о Троице истинно.

Подтвердить, что на небесах есть только один сильный Бог, можно следующими стихами:

Ис.44:6: «...Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога».

Ис.44:8: «Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю».

Ис.45:5: «Я – Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня...».

Прочитав эти отрывки,

Спросите:

Как вы увяжете прочитанные стихи с тем, что Исаия называет «Богом сильным» и Иегову (10:21), и Иисуса (9:6)?

Развивая эту тему, вы можете упомянуть, что словом «Бог» в Библии чаще всего переводится еврейское слово Elohim. Elohim – самое распространенное имя Бога в Ветхом Завете, где встречается примерно 2570 раз. В буквальном переводе это слово означает «сильный», а окончание множественного числа (-im) указывает на полноту силы или власти353. Elohim в Ветхом Завете изображается могущественным и суверенным Властелином Вселенной, держащим в Своих руках все человечество. Слово Elohim входит в состав таких титулов, как «Бог всей земли» (Ис.54:5), «Бог всякой плоти» (Иер.32:27), «Бог небесный» (Неем.2:4, букв. «Бог небес». – Примеч. науч. ред.) и «Бог богов и Владыка владык» (Втор.10:17).

Покажите Свидетелю Иеговы, что Исаия называет Иисуса одновременно и Яхве (Иеговой), и Элогимом: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу [Yahweh], прямыми сделайте в степи стези Богу [Elohim] нашему» (40:3). Это пророчество о грядущем пришествии Иисуса Христа (см. Ин.1:23) и одно из сильнейших ветхозаветных утверждений божественности Христа. Кроме того, Исаия называет Его «нашим Богом», а не «их» Богом, и тем самым показывает, что Иисус Христос – Бог одновременно и Ветхого, и Нового Завета. Таким образом, учение Сторожевой Башни, преуменьшающее божественность Иисуса в сравнении с Иеговой, абсолютно неверно.

Иисус как «Вечный Отец». При случае, подчеркните важность того обстоятельства, что в тексте Ис.9:6 Иисус назван «Вечным Отцом» (ПНМ). Эту фразу из Ис.9:6 будет правильнее перевести как «Отец вечности» (так в Синодальном переводе. – Примеч. науч. ред.). В данном конкретном контексте выражение «Отец вечности» означает «обладающий вечностью». Это традиционный для еврейского и арабского языков оборот: обладатель какого-то качества именуется его отцом. Так, фраза «отец силы» означает «сильный»; «отец знания» – «разумный»; «отец славы» – славный354. Аналогичным образом «отец мира» означает «миролюбивый», «отец сострадания» – сострадательный, а «отец доброты» – добрый355. Следовательно, в соответствии с общим правилом фраза «Отец вечности» в Ис.9:6 означает «вечный». Как «Отец вечности» Иисус существует вечно356. Отсюда библеист Джон А. Мартин делает закономерный вывод, что фраза «Вечный Отец» – просто «идиома, которая описывает взаимоотношения Мессии со временем, а не Его взаимоотношения с другими членами Троицы»357.

Такое понимание подтверждают «таргумы» – упрощенные парафразы Ветхозаветных Писаний, которыми пользовались древние евреи. В таргуме Ис.9:6 выглядит следующим образом: «Его имя было наречено издревле, Чудный Советник, Могущественный Бог, Живущий вечно, Помазанник (или Мессия), во дни которого у нас прибавится мира»358. Очевидно, что древние евреи считали фразу «Отец вечности» указанием на вечность Мессии. Нет никаких сомнений, что Исаия хотел донести до своих читателей именно этот смысл.

Ин.4:23 – Поклоняться только Отцу?

Учение Сторожевой Башни. Ин.4:23 в «Переводе нового мира» звучит так: «Впрочем, настает час, и уже настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец и ищет себе» (курсив автора). Свидетели Иеговы часто ссылаются на данный стих в подтверждение того, что поклоняться следует лишь Богу Отцу, то есть Иегове. Иисусу, как меньшему божеству, поклоняться не следует359.

В Новом Завете по отношению к Иисусу Христу употребляется то же самое греческое слово (proskuneo), которым описывается поклонение Иегове, однако Общество Сторожевой Башни утверждает, что применительно ко Христу это слово следует переводить не как «поклонение», а как «почтение»360. Христу можно воздавать почести, но не поклоняться, поскольку поклонение следует обращать лишь к Иегове Богу361.

Библейское учение. Прежде всего, следует заметить, что Общество Сторожевой Башни некогда поощряло поклонение Иисусу. В одном из первых номеров журнала «Сторожевая башня» (1880) говорилось, что «поклонение Христу в любой форме не может быть ошибкой»362. В другом номере этого журнала (1892) читаем: «Да, мы верим, что нашему Господу Иисусу на земле действительно поклонялись и поклонялись заслуженно. Хотя и не будучи Богом Иеговой, он все же был Богом»363.

Лишь много лет спустя журнал «Сторожевая башня» безапелляционно заявил, что «Писание не позволяет поклонникам живого и истинного Бога поклоняться Сыну Бога, Иисусу Христу»364. Общество предостерегало: «Не сделайте ошибочного вывода, что христиане должны поклоняться Христу; он учил не этому»365.

С учетом такой перемены во взглядах,

Спросите:

Почему в ранних номерах журнала «Сторожевая башня» говорилось, что нам следует поклоняться Иисусу, тогда как более поздние его номера утверждают, что Ему поклоняться не следует?

В более поздних номерах журнала «Сторожевая башня» говорится, что «Писание не позволяет» поклоняться Христу, – значит ли это, что ранние номера «Сторожевой башни» противоречили Писанию?

Что говорит нам столь радикальное изменение о претензиях Общества Сторожевой Башни на звание истинного Божьего пророка?

Если проанализировать, каким образом Общество переводит греческое слово proskuneo («поклоняться») в разных контекстах, богословская предвзятость Сторожевой Башни очевидна. Как я уже упоминал, в тех случаях, когда речь идет об Иегове, создатели «Перевода нового мира» правильно переводят это слово как «поклоняться» (22 раза). Но когда слово proskuneo используется применительно к Христу, его переводят как «уважение», «почтение» или «честь». Перевод Общества Сторожевой Башни просто замалчивает тот факт, что в Новом Завете Иисусу поклоняются как Богу.

По свидетельству Евангелий, Христу много раз поклонялись как Богу (proskuneo), – и Он всегда принимал такое поклонение как должное. Иисус принял поклонение Фомы (Ин.20:28). Всем ангелам было велено поклоняться Иисусу (Евр.1:6). Волхвы поклонились Иисусу (Мф.2:11), прокаженный поклонился Ему (Мф.8:2), начальник склонился перед Ним в поклонении (Мф.9:18), слепорожденный поклонился Ему (Ин.9:38), женщина кланялась Ему (Мф.15:25), Мария Магдалина поклонилась Ему (Мф.28:9), и ученики поклонились Ему (Мф.28:17).

В Книге Деяний есть любопытная история: в городе Листра Павел и Варнава силой Божьей исцелили человека, и собравшиеся вокруг зеваки закричали: «...боги в образе человеческом сошли к нам» (Деян.14:11). Когда Павел и Варнава поняли, что люди собираются им поклониться, они «разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки...» (Деян.14:14–15). Как только апостолы поняли, что происходит, они немедленно удержали людей, принявших их за богов, от ужасной ошибки.

Напротив, Иисус никогда не одергивал Своих последователей и не «наставлял их на путь истинный», когда они кланялись и поклонялись Ему. Он считал такое поклонение абсолютно уместным. Факт, что Он принимал поклонение и не одергивал поклонявшихся Ему, еще раз подтверждает, что Он поистине был Богом во плоти.

Вы можете показать Свидетелям Иеговы, что в книге Откровение к Богу Отцу и Иисусу Христу явно обращено одинаковое поклонение. Укажите на Откр.4:10, где поклонение адресовано Отцу, и на Откр.5:11–14, где мы видим все небеса поклоняющимися Агнцу Божьему, Иисусу Христу.

Спросите:

Какой вывод мы можем сделать об истинной природе Иисуса, читая в Откровении Иоанна Богослова, что Ему поклоняются так же, как и Отцу?

Факт, что Иисусу поклоняются, очень много говорит нам о Его истинной природе, поскольку Писание запрещает поклоняться кому-либо, кроме Бога. В Книге Исх.34:14 мы читаем: «...ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его – „ревнитель»; Он – Бог ревнитель» (см. Втор.6:13; Мф.4:10). Иисусу неоднократно поклонялись, а значит, Он – действительно Бог.

Евр.1:6 – «Почтение» Иисусу?

Учение Сторожевой Башни. В английском тексте366 «Перевода нового мира» Евр.1:6 звучит так: «Но когда он снова приводит своего Первородного на обитаемую землю, он говорит: „И пусть все ангелы Божьи выразят ему почтение"» (пер. с англ., курсив автора). В этом стихе используется то же самое греческое слово (proskuneo), которое в других отрывках употребляется применительно к поклонению Отцу, однако Общество Сторожевой Башни переводит его как «почтение», потому что здесь речь идет об Иисусе Христе367. Это должно означать, что Иисус, в отличие от Бога, достоин почестей, но не поклонения.

Библейское учение. Любопытно отметить, что в «Переводе нового мира» издания 1961 г. текст Евр.1:6 звучит так: «Но когда он снова приводит своего Первородного на обитаемую землю, он говорит: „И пусть все ангелы Божьи поклонятся ему«» (пер. с англ., курсив автора). В издании 1971 года этот же стих звучит иначе: «Но когда он снова приводит своего Первородного на обитаемую землю, он говорит: „И пусть все ангелы Божьи выразят ему почтение»» (пер. с англ., курсив автора).

Спросите:

Почему «Перевод нового мира» издания 1961 г. гласит, что нам следует поклоняться Иисусу, а издание 1971 года говорит, что мы должны просто воздавать Ему почести?

Что говорит нам столь радикальная перемена о претензиях Общества Сторожевой Башни на звание истинного Божьего пророка?

Если Общество Сторожевой Башни право, видя в Иисусе лишь недостойное поклонения творение, то Сам Отец совершил ужасный грех, когда в Евр.1:6 повелел ангелам богохульствовать, поклоняясь (proskuneo) простому творению.

Но это еще не самое страшное. Допустим, что Свидетели Иеговы правы: Иисус в «дочеловеческом существовании» был ангелом (Архангелом Михаилом), а после крестной смерти вернулся к ангельскому состоянию. Тогда получается, что ангелы, упомянутые в Евр.1:6, получили повеление поклоняться такому же ангелу, как и они сами! Как же Бог мог такое допустить – тем более, что в других отрывках Писания Он Сам говорил, что поклонения достоин только Он (Исх.34:14; Втор.6:13; Мф.4:10)?

Как ясно показывает Новый Завет, ангелы всегда отвергают любое поклонение себе. Поэтому бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид предлагает:

Предложите Свидетелю Иеговы открыть его собственный «Подстрочник Царства»368 на Откр.22:8–9, где в греческом оригинале используется то же самое слово proskuneo. Здесь апостол Иоанн говорит: «[Я] пал к ногам ангела, ...чтобы поклониться [корень: proskuneo]. Но он говорит мне: „Смотри, не делай этого!.. Богу поклонись [корень: proskuneo]» ". Укажите Свидетелям Иеговы, что поклонение, которое ангел отказался принять, но которое он повелел Иоанну воздать Богу, – это то же самое proskuneo, которое Отец повелел воздавать Его Сыну Иисусу в Евр.1:6. Таким образом, Сын – явно не ангел369.

Мы также должны подчеркнуть, что правильное понимание 1-й главы Послания к евреям в большой степени зависит от знания контекста. Следует помнить, что одна из основных целей этого послания, в особенности 1-й главы, состоит в том, чтобы продемонстрировать превосходство Иисуса Христа – в том числе Его превосходство над пророками (Евр.1:1–4), ангелами (Евр.1:5–2:18) и Моисеем (Евр.3:1–6). Каким образом продемонстрировано это превосходство? Христос изображается высшим откровением Бога (Евр.1:1); Он назван Творцом и Хранителем Вселенной (Евр.1:2–3); и Ему приписывается обладание природой Бога (Евр.1:3). Ничего этого нельзя сказать ни о пророках, ни об ангелах, ни о Моисее.

Опять-таки отрывок Евр.1:5–2:18 провозглашает превосходство Христа над ангелами. В Евр.1:6 мы читаем, что ангелы поклоняются (proskuneo) Христу. Однако в «Переводе нового мира» превосходство Христа не заметно из-за того, что Сторожевая Башня перекроила этот стих.

Толкователь Рэй Стедман отмечает, что «в Песне Моисея ангелов призывают поклоняться Яхве (Иегове). Новозаветные писатели без колебания применяли такие отрывки к Иисусу. Многие места Писания свидетельствуют о послушании ангелов; к примеру, Иов.38:7, Лк.2:13 и Откр.5:11–12. Мк.3:11 показывают, что даже бесы (падшие ангелы) падали перед Иисусом, когда видели Его, и обращались к Нему как к Сыну Божьему»370.

Очевидно, что Христу воздавали такое же поклонение (proskuneo), как и Отцу. Уйти от этого факта невозможно. Итак, еще раз

Спросите:

Что говорит нам об истинной природе Иисуса факт, что Ему поклоняются точно так же, как и Отцу?

* * *

304

Let God Be True (Brooklyn, NY: Wachtower Bible and Tract Society, 1946), p. 110. См. также: Время для истинной покорности Богу. Brooklyn, NY: Watchtower Bible and Tract Society, 1994. C. 29.

305

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn, Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 410.

306

Aid to Bible Understanding (Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 919.

307

Leon Morris. The Gospel According to John (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1971), p. 658.

308

Цит. по кн.: Афанасий Великий. Творения: В 4 т. М.: Издание Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. Т. 4. С. 479.

309

Arthur W. Pink. Exposition of the Gospel of John, vol. 3 (Swengel, PA: Bible Truth Depot, 1945), pp. 281–282.

310

Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), pp. 162–164.

311

Райри Чарльз. Основы богословия. М.: Духовное возрождение, 1997. С. 307. (Серия «Библейская кафедра»).

312

Benjamin В. Warfield. The Person and Work of Christ (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing, 1950), p. 39.

313

Там же.

314

John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord (Chicago: Moody Press, 1980), p. 138.

315

Там же. С 138–139.

316

Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), p. 258.

317

Cm.: Millard J. Erickson. The Word Became Flesh: A Contemporary I near national Christology (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 734.

318

John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord. C. 144.

319

Там же.

320

Robert P. Lightner. «Philippians», The Bible Knowledge Commentary, New Testament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1983), p. 654.

321

John F. Walvoord. Jesus Christ Our Lord. C. 143.

322

Robert P. Lightner. C. 654.

323

Пакер Джеймс. Познать Бога. Чикаго: SGP, 1990. С. 44.

324

Reasoning from the Scriptures. С. 212.

325

Там же. С. 411.

326

Уизерс Пол Дж. Отвечая на доводы Свидетелей Иеговы против учения о Троице. [Статья ЦАИ С-028]. С. 6.

327

Robert М. Bowman. Why You Should Believe in the Trinity (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 42.

328

Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness. C. 210–211.

329

Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 19.

330

Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness. C. 80.

331

Цит. по кн.: Мак-Дауэлл Джош и Ларсон Барт. Иисус. Чикаго: SGP, 1989. С. 49–50.

332

Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness. C. 122.

333

Следует ли верить в Троицу? С. 17.

334

Aid to Bible Understanding. С. 676.

335

Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 350.

336

The Bible Knowledge Commentary, New Testament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1983) p. 150.

337

Norman Geisler and Thomas Howe. C. 350.

338

Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA: n.p., n.d.), pp. 41–42.

339

J. Dwight Pentecost. The Words and Works of Jesus Christ (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982), p. 359.

340

Reasoning from the Scriptures. C. 411.

341

Там же. С. 150.

342

См.: David A. Reed. Jehovah*s Witnesses Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 96.

343

Robert M. Bowman. C. 73.

344

David A. Reed. C. 96.

345

Reasoning from the Scriptures. C. 198. См. также: Сторожевая башня. 1994. 1 июня. С. 28.

346

См.: Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness.C.105.

347

J. Dwight Pentecost. C. 391–392.

348

Там же. С. 392.

349

Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 28–29; Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 39–40. См. также: Сторожевая башня. 1992. 1 апреля. С. 26.

350

Цит. по кн.: Robert М. Bowman. С. 97.

351

Robert М. Bowman. С. 97–98.

352

David A. Reed. С. 43.

353

См.: Robert P. Lightner. The God of the Bible (Grand Rapids: Baker Book House, 1978), pp. 109–110.

354

Albert Barnes. Notes on the Old TestamentIsaiah (Grand Rapids: Baker Book House, 1977), p. 193.

355

E. W. Hengstenberg. Christology of the Old Testament (Grand Rapids: Kregel, 1970), p. 196.

356

Там же.

357

John Martin. «Isaiah», The Bible Knowledge Commentary, Old Testament, p. 1053.

358

J. F. Stenning. The Targum of Isaiah (London: Oxford Press, 1949), p. 32.

359

Сторожевая башня. 1964. 1 ноября. [На англ. яз.].

360

Сторожевая башня. 1983. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 18.

361

Следуя этому принципу, в своем «Переводе нового мира» на английском языке Свидетели Иеговы перевели одно и то же греческое слово proskuneo как worship («поклоняться») везде, где речь идет о Боге Отце, и как do obeisance («выражать почтение») в тех случаях, когда речь идет об Иисусе Христе. См., напр., Мф.2:11; Лк.24:52; Ин.9:38; Деян.10:25; Евр.1:6; Откр.3:9. Однако в «Переводе нового мира Христианских Греческих Писаний» на русском языке (изд. 2001 г.) слово proskuneo во всех перечисленных случаях почему-то переведено правильно, т.е. «поклоняться». Нигде в тексте издания не поясняется, с чем связано такое отступление Общества Сторожевой Башни от ранее заявленного принципа. При чтении дальнейшего материала книги следует иметь в виду это различие между английским и русским текстом «Перевода нового мира». – Примеч. науч.ред.

362

Сторожевая башня. 1880. март. [На англ. яз.]. С. 83.

363

Сторожевая башня. 1892. 15 мая. [На англ. яз.]. С. 1410.

364

Сторожевая башня. 1964. 1 ноября. [На англ. яз.]. С. 671.

365

Сторожевая башня. 1959. 15 июля. [На англ. яз.]. С. 421.

366

См. примечание 362.

367

Сторожевая башня. 1983. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 18.

368

Имеется в виду изданный Свидетелями Иеговы подстрочный перевод Нового Завета (Kingdom Interlinear Translation). На русском языке этого издания нет, а потому в беседе со средним Свидетелем Иеговы совету Дэвида Рида едва ли удастся последовать. Однако вы можете с тем же успехом воспользоваться «Новым Заветом на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык» (СПб.: Российское Библейское общество, 2001). – Примеч. науч. ред.

369

David A. Reed. С. 101.

370

Ray Stedman. Hebrews (Downers Grove, IL: Inter Varsity Press, 1992), p. 29.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle