Роудс Рон (протестант)

Источник

Свидетели Иеговы и имя Бога

Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22–23).

Иисус Христос

Публикации Сторожевой Башни сообщают Свидетелям Иеговы, что истинное имя Бога – Иегова, и что суеверные иудейские переписчики давным-давно вычеркнули это имя из Библии. Но беспокоиться не стоит, говорит Общество. В своем «Переводе нового мира» Сторожевая Башня «смело и по праву» восстановила божественное имя во всех местах Ветхого Завета, где стоят древнееврейские буквы ЙХВХ111.

Более того, комитет, работавший над «Переводом нового мира», вставил имя «Иегова» в те стихи Нового Завета, в которых, как считали эти люди, речь идет об Отце112. Они взяли на себя такую смелость, невзирая на то, что их решение идет вразрез с тысячами греческих рукописей Нового Завета, которыми мы располагаем, – причем некоторые манускрипты датируются II веком н. э. (В Новом Завете всегда используются слова «Господь» [греч. kurios] и «Бог» [греч. theos], а слово «Иегова» не используется никогда, даже в цитатах из Ветхого Завета113.)

Очень вероятно, что постучавшийся в вашу дверь Свидетель Иеговы заговорит о важности употребления правильного имени Бога – «Иегова». Он откроет «Перевод нового мира» и процитирует какой-нибудь стих, например, Рим.10:13 («Ибо „каждый призывающий имя Иеговы спасется"») или Иез.39:6 («...и люди узнают, что Я – Иегова» [пер. с англ.]). Цитируя подобные отрывки, Свидетелю нередко удается убедить доверчивого и несведущего в Библии человека, что надлежащее использование «правильного» имени Бога абсолютно необходимо для спасения. С помощью такого подхода Общество Сторожевой Башни приобрело немало новообращенных.

Свидетели Иеговы убеждены, что они, будучи единственной группой, которая называет Бога Его «истинным» именем, являются единственными истинными последователями Бога114. Все прочие так называемые христианские конфессии с их точки зрения принадлежат к лживому, вдохновляемому сатаной христианскому миру.

Происхождение «божественного имени»

Когда я читаю лекции по культам, слушатели иногда спрашивают, откуда взялось имя «Иегова». Изучая Библию, многие обнаруживают, что в еврейских и греческих рукописях, которые были положены в основу английских (и русских. – Примеч. науч. ред.) переводов Библии, этого имени нет115. (В Ветхом Завете присутствует имя «Яхве» или, точнее, четыре буквы ЙХВХ [древнееврейские тексты писались только согласными].) Откуда же в таком случае взялось имя «Иегова»?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что древние евреи испытывали перед именем ЙХВХ суеверный страх. Они опасались, что, произнося его вслух, могут нарушить третью заповедь, в которой говорится об употреблении имени Бога всуе (Исх.20:7). Таким образом, чтобы застраховать себя от возможного нарушения заповеди, в течение многих столетий при публичном чтении Писания евреи подставляли вместо букв ЙХВХ слово Adonai (Господь) или какое-либо другое.

Впоследствии боязливые иудеи-переписчики решили соединить гласные из слова Adonai (а-о-а) с буквами ЙХВХ116. В результате образовалось слово «Яхова» или «Иегова». Таким образом, слово «Иегова» возникло в результате соединения букв ЙХВХ и гласных слова Adonai. Публикации Сторожевой Башни признают этот факт117.

Все это я сказал к тому, что в действительности слово «Иегова» взято не из Библии. Оно выдумано людьми.

Почему же имя «Иегова» встречается в признанных переводах Библии?

Помимо «Перевода нового мира» есть и другие англоязычные переводы Библии (речь идет о признанных переводах), в которых присутствует имя «Иегова» – либо всегда, как в American Standard Version (1901), либо в некоторых стихах. Примером перевода, в котором слово «Иегова» используется лишь в отдельных случаях, является King James Version (всего четыре раза: Исх.6:3, Пс.83:18; Ис.12:2; 26:4)118. В New English Bible это имя также используется в Книге Исх.3:15 и Исх.6:3. Свидетели Иеговы нередко удивляют людей, ссылаясь на то, что имя «Иегова» используется и в других переводах. Создается впечатление, что Свидетели Иеговы правы и что «Иегова» – действительно единственное истинное имя Бога.

Прежде чем мы пойдем дальше, я хотел бы сделать одно важное замечание. Имя «Иегова» не имеет под собой библейского основания, но вы должны понимать, что богословы не знают, как правильно произносится древнееврейское слово ЙХВХ119. Большинство современных исследователей (к числу которых принадлежу и я) считает правильным говорить «Яхве», однако мы едва ли можем упрекнуть Свидетелей Иеговы за то, что они используют слово «Иегова» в тех местах Ветхого Завета, где встречаются еврейские буквы ЙХВХ (хотя их можно упрекнуть за безосновательные вставки этого имени в Новом Завете). В конце концов, некоторые евангелические христиане и некоторые заслуживающие доверия переводы Библии также предпочитают огласовку «Иегова».

Поскольку многие уже согласились, что использование слова «Иегова» – это удобный способ говорить о Боге, наши разногласия со Свидетелями связаны не со словом как таковым, а с тем, как Сторожевая Башня использует его в своих толкованиях Библии и богословских утверждениях. Вскоре мы убедимся, что подход Общества к употреблению слова «Иегова» можно заслуженно назвать еретическим.

Является ли Иисус Иеговой?

Главная особенность богословия Сторожевой Башни состоит в том, что Иисус, по мнению Свидетелей Иеговы, не является Иеговой. Они говорят, что Христос был сотворен как ангел – точнее, как архангел Михаил. В журнале «Сторожевая башня» читаем: «Писание дает нам основание сделать вывод, что Иисус Христос, прежде чем он покинул небеса и после своего возвращения, носил имя Михаил»120. Более того: «„Михаил, князь великий», – не кто иной, как сам Иисус Христос»121.

Свидетели Иеговы согласны называть Иисуса «богом крепким», но не допускают и мысли, что Он, подобно Иегове, может быть Всемогущим Богом122. Журнал «Сторожевая башня» спрашивает: «Если Иисус „Нового Завета» – это Иегова „Ветхого Завета», как утверждают многие, разве не должна найтись хотя бы одна библейская ссылка, где было бы сказано, что Иисус есть Иегова? Но ни одной такой ссылки нет»123.

Свидетели Иеговы часто апеллируют к словам Самого Иисуса из Лк.4:8 в «Переводе нового мира»: «Поклоняйся Иегове, Богу твоему, и только ему совершай священное служение» (обратите внимание на неоправданную вставку слова «Иегова» в этот новозаветный стих). По мнению Свидетелей Иеговы, подобные стихи доказывают, что Иисус – не Иегова. Только Отец носит имя Иегова, утверждают они.

Рассуждая при помощи Писания

Чаще всего в обоснование своих представлений об имени Бога Свидетели Иеговы ссылаются на Исх.3:15 и Мф.6:9. Но есть и много других, менее значимых стихов, на которые они могут сослаться в беседе с вами.

Когда мы будем подробно разбирать два упомянутых отрывка, помните, что они – лишь малая часть большого списка. Однако приведенные ниже аргументы из Писания, опровергающие толкование Сторожевой Башни, вполне применимы к любым аналогичным стихам.

Исход 3:15 – Иегова: имя Бога навеки?

Учение Сторожевой Башни. В стихе Исх.3:15 мы находим ответ Бога на вопрос Моисея о Его имени: «Вот, что ты должен сказать сынам Израилевым: „Иегова, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал Меня к вам». Это Мое имя на бесконечные времена, и это напоминание обо Мне из рода в род» (ПНМ, пер. с англ.).

Как полагают Свидетели, этот стих заповедует людям всегда называть Бога Иеговой. В одной из публикаций Сторожевой Башни говорится:

Для этого самого поколения в двадцатом веке, для нашего собственного поколения, начиная с 1914 г. н. э. имя вечного Бога – ИЕГОВА. Таково его святое имя на всю вечность, и в качестве напоминания о нем, именно под этим именем мы должны помнить о нем вовеки. Это его неизменное имя. С начала существования человека до дней Моисея оно не изменилось, и от Моисея в далеком 1514 г. до н. э. до настоящего дня это имя не изменилось. Поэтому после всех этих тысячелетий нам сегодня приличествует использовать это имя достойным образом124.

Как мы уже отмечали выше, Общество Сторожевой Башни утверждает, что Свидетели Иеговы – единственные, кто последовательно называет Бога этим именем, а потому только они являются истинными последователями Бога. Все остальные находятся вне царства Иеговы.

Библейское учение. В беседе о том, как Сторожевая Башня толкует Исх.3:15, нужно оспорить справедливость утверждения, что имя Иегова – единственное имя библейского Бога. Писание указывает на личность Бога и другими способами. Возьмите, к примеру, фразу «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», которая много раз встречается в Писании125. Да, Бога называют Иеговой (точнее, Яхве) – но не только. У Него есть и другие имена. И из рассматриваемого стиха не следует, что Иегова – единственное имя, которым можно называть Бога.

Спросите:

Бога часто называют «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» – без какого-либо упоминания имени Иегова. Не следует ли отсюда, что имя Иегова – не единственное возможное обращение к Богу?

В связи с вышеизложенным следует отметить, что в новозаветные времена Иисус ни разу не назвал Отца Иеговой126. Если Свидетели правы, и Бога всегда нужно называть именем Иегова, Иисус однозначно нарушил это правило. (Время от времени «Перевод нового мира» вкладывает в уста Иисуса имя Иегова, но это решение создателей ПНМ идет вразрез со свидетельством тысяч греческих рукописей, которыми мы располагаем.)

Вспомните Молитву Господню. Иисус начал эту молитву не словами «Иегова Бог, сущий на небесах». Он сказал: "Отче наш, сущий на небесах!» (Мф.6:9, курсив автора)127. Таким же образом Иисус начинал и другие молитвы (Мф.11:25; 26:39–42; Мк.14:36; Лк.10:21; 22:42; 23:34)128. И то, что Иисус учил Своих последователей молиться именно таким образом, неудивительно. Поскольку мы – дети Божьи, у нас есть исключительная привилегия приходить к Отцу и обращаться к Нему: «Авва! Отче!» (Рим.8:15; Гал.4:6). Мы можем называть Бога Отцом, и это еще раз подтверждает, что в Исх.3:15 не следует искать единственное имя, которым можно называть Бога129.

С учетом всего, сказанного выше,

Спросите:

Поскольку Иисус никогда не называл Отца Иеговой и поскольку Он учил нас называть Бога Отцом, можно ли сказать, что имя Иегова – не единственное возможное обращение к Богу?

Необходимо еще раз подчеркнуть, что слово «Иегова», судя по греческим рукописям Нового Завета, ни разу не встречается в тексте Нового Завета. Это очень важно: ведь если бы имя Иегова было единственным именем Бога для всех поколений, оно, несомненно, присутствовало бы в Новом Завете. Но его там нет, хотя в своем «Переводе нового мира» Сторожевая Башня попросту вставляет это имя в новозаветные стихи, в которых говорится о Боге Отце.

Отметив для себя данный факт, давайте кратко рассмотрим текст Исх.3:15 и выясним, что этот стих означает на самом деле. Имя Яхве («Иегова», как вы помните, – неправильная огласовка) родственно древнееврейскому глаголу «быть». Впервые мы встречаем это имя в 3-й главе Книги Исход, где Моисей спрашивает Бога, каким именем Его следует называть. Бог отвечает: «...Я есмь Сущий... так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх.3:14).

Фраза «Я есмь Сущий» и слово «Яхве» – не одно и то же. Однако и «Сущий» (Исх.3:14), и «Яхве» (Исх.3:15) – производные одного и того же глагола «быть». В 14-м стихе (Исх.3:14) Бог открыл Моисею имя «Я есмь Сущий», которое выражает Его вечную природу, а в 15-м стихе (Исх.3:15) сократил это имя до «Яхве». Оба имени происходят от одного корня, и их, по сути, можно считать взаимозаменяемыми.

Прежде чем мы двинемся дальше, очень важно запомнить, что в древнем мире имя было не просто набором букв. Считалось, что имя отражает сущность его обладателя. «Знать имя» человека значило иметь представление о его природе и существе.

Изучение текста Писания показывает, что Сам Бог и Его имя часто упоминаются в одном контексте, образуя параллелизм (литературный прием, указывающий на близкое соответствие). Множество подобных примеров можно найти в Псалтири: «За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему...» (Пс.17:50); «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его« (Пс.67:5); «Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое» (Пс.73:18); «Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно...» (Пс.85:12) (курсив автора). Сущность Бога и Его имя в Писании неразделимы. Знать одно – все равно, что знать другое.

Большинство богословов сегодня сходится во мнении, что имя «Яхве» выражает идею вечного и самодостаточного существования. Яхве не возник в какой-то определенный момент времени, поскольку Он существовал всегда. Он никогда не рождался. Он никогда не умрет. Он не стареет, потому что Он вне времени. Знать Яхве – значит знать Вечного130. Богословы также отмечают, что имя «Яхве» выражает идею абсолютного главенства и всевластия Бога. Таким образом, это имя раскрывает образ Бога как вечного Господа и верховного Владыки Вселенной.

Следовательно, когда Бог сказал: «Вот имя Мое навеки и памятование о Мне из рода в род» (Исх.3:15), Он не только сообщил Моисею Свое имя, но и пообещал, что проявит Себя (на протяжении всех поколений) таким, каким Его описывает имя Яхве (то есть Обладателем вечного и самодостаточного существования и Носителем верховной власти). Бог обещал сделать это, чтобы все поколения знали и почитали Его таким, какой Он есть на самом деле.

Таким образом, главная мысль нашего библейского отрывка не ограничивается лишь указанием на имя Бога, но – что более важно – заключается в том, что люди во всех поколениях будут понимать Его истинную природу и сущность. Бог будет свидетельствовать всем поколениям, что Он вечен и самодостаточен по Своей природе, что Он – верховный Владыка Вселенной. Эти качества отличают Бога Библии от ложных богов, которые не существуют сами по себе (да и вовсе не существуют) и ни над чем не имеют власти (3Цар.18:86). Бог абсолютно уникален как самодостаточный и верховный Владыка Вселенной, и имя Яхве должно было возвестить всем поколениям об этой уникальности.

Подведем итоги: 1) у Бога есть имя Иегова (Яхве), но не только это имя; 2) в Писании Бога называют и другими именами, не только именем Иегова; 3) Иисус никогда не называл Бога Иеговой, а называл Его «Отцом»; 4) верующие имеют исключительную привилегию называть Бога «Отцом»; 5) слово «Иегова» не встречается в Новом Завете нигде (ни в одной греческой рукописи); 6) главная мысль стиха Исх.3:15 не сводится лишь к упоминанию имени Бога, но – что более важно – указывает на то, что люди во всех поколениях будут понимать Его истинную природу и сущность.

С учетом всего вышесказанного утверждение Сторожевой Башни, что Бога всегда следует называть именем Иегова (Яхве), не соответствует учению Писания. Хотя «Яхве» – почти наверняка правильное имя Бога, не менее правильно будет называть Его и другими именами, что подтверждается и Ветхим Заветом, и Новым.

Мф.6:9 – «Святить имя Бога»

Учение Сторожевой Башни. В Мф.6:9 мы читаем: «А потому молитесь так: „Отец наш на небесах, да освятится имя Твое..."» (ПНМ). Единственный способ святить имя Бога, говорят Свидетели Иеговы, – называть Его истинным именем, «Иегова», и относиться к этому имени как к святыне131. Более того, чтобы наши молитвы были услышаны, мы должны обращаться к Богу, используя это имя132. Называть Бога каким-либо другим именем значит бесчестить Его133.

Как мы уже знаем, Сторожевая Башня полагает, что суеверные иудеи и христиане-отступники удалили священное имя Иегова из Библии134. Развивая эту мысль, Свидетели Иеговы говорят нам, что большинство современных переводов Библии также вводит людей в заблуждение, не используя слово «Иегова» в качестве имени Бога. В 1961 году Общество Сторожевой Башни издало книгу, озаглавленную словами из Мф.6:9Let Your Name Be Sanctified [«Да освятится имя Твое»], в которой мы читаем:

Перевод Книги [Библии] на все большее количество языков и диалектов продолжается, чтобы Книга могла достигать все новых и новых людей, вечная жизнь которых находится в опасности. Но из многих подобных переводов мы не можем узнать имени нашего Творца, потому что вместо него используются другие слова или титулы. Такие переводы не уважают и не почитают имя и не содержат его в святости; фактически оно было скрыто от читателей, которым необходимо знать это имя для своего спасения135.

Как же узнать это «имя», которое даст нам спасение? Та же публикация Сторожевой Башни объясняет:

Если наше сердце озабочено вечными интересами, мы побеспокоимся о том, чтобы познакомиться с Богом, узнать его таким, какой он есть, а не таким, каким его неверно изображают христиане. Мы можем приобрести это знание путем чтения и изучения Книги его имени, Святой Библии, и близкой связи с одобренной им видимой организацией, «людьми имени его», остатком его помазанных свидетелей, классом «верного и благоразумного раба»136.

Библейское учение. Правда ли, что суеверные переписчики-иудеи вычеркнули священное имя Иеговы из Библии, как утверждают Свидетели Иеговы? Абсурд! Это утверждение абсолютно необоснованно. (Вы можете даже попросить собеседника привести какие-нибудь неопровержимые свидетельства.)

Особенно нелепо это утверждение звучит ввиду того, что Общество Сторожевой Башни настаивает на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей137. Так, в своей публикации «Ты можешь жить вечно в раю на земле» они ссылаются на слова сэра Фредерика Кеньона и выражают свое согласие с автором. Между тем Кеньон свидетельствует о достоверности текста как Ветхого, так и Нового Завета138.

Утверждение Сторожевой Башни, что божественное имя было удалено из Библии суеверными переписчиками, – выдумка, беспардонная ложь! И дело не только в том, что это заявление не основано на фактах, – существует огромное число фактов, свидетельствующих об обратном. И чем больше рукописей мы изучаем, тем больше убеждаемся, что древние переписчики воспроизводили библейский текст с поразительной точностью.

Спросите:

Как может Общество Сторожевой Башни одновременно настаивать на абсолютной точности ветхозаветных и новозаветных рукописей и утверждать, что имя Иегова было вычеркнуто из этих рукописей суеверными переписчиками-иудеями?

Мэриан Бодин, одна из моих коллег по Христианскому исследовательскому институту, говорит, что внедрение имени Иегова в Новый Завет вопреки свидетельству рукописей – это «лишь очередная попытка Свидетелей Иеговы скрыть истину о том, что Новый Завет последовательно возвеличивает имя Иисуса, а не Иеговы»139. Мэриан предлагает ряд вопросов, при помощи которых можно обосновать ее утверждение (не забывайте во время беседы обращаться к указанным стихам).

Спросите:

Во имя Кого мы должны собираться (Мф.18:20; 1Кор.5:4)?

Чьему имени повинуются бесы (Лк.10:17; Деян.16:18)?

Во имя Кого нам следует проповедовать покаяние и прощение (Лк.24:47)?

Во имя Кого вы веруете и получаете прощение грехов (Ин.1:12; Деян.10:43; 1Ин.3:23; 5:13)?

Чьим именем (и ничьим другим) мы обретаем спасение (Деян.4:12)?

Чье имя мы должны призывать, обращаясь к Богу с прошениями в молитвах (Ин.14:13, 14; 15:16; 16:23–24)?

Чьи имя и власть призывали апостолы, исцеляя больных и хромых (Деян.3:16; 4:7–10, 30)?

Чье имя велел нам призывать Павел (1Кор.1:2)?

Чье имя превыше любого другого имени (Еф.1:21; Фил.2:9–11)140?

Очевидно, что ответ на все эти вопросы – имя Иисуса Христа. Если Свидетель Иеговы честен сам с собой, указанные стихи должны привлечь его внимание. Перечисленных ссылок на Писание более чем достаточно, чтобы понять, какое имя отличает истинных последователей Бога.

Вы можете также сказать своему собеседнику, что текст Фил.2:9–11 – где сказано, что Христу было дано имя превыше всякого имени, «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землей, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом» (ПНМ), – Павел позаимствовал из ветхозаветного отрывка, в котором речь идет о Яхве. Павел, превосходный знаток Ветхого Завета, явно намекает на слова, записанные пророком Исаией: «...Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис.45:22–24). Павел использует знание Ветхого Завета, стремясь показать: что истинно в отношении Яхве, то истинно и в отношении Христа, Владыки всего человечества.

Изложив все вышесказанное, вы можете перейти к решающему аргументу. В Деян.1:8 записаны слова Иисуса, обращенные к апостолам: «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (курсив автора). Мы призваны быть свидетелями Иисуса Христа, а не Иеговы!141

Спросите:

Исходя из текста Деян.1:8 чьими свидетелями мы должны быть?

Поскольку вы уделяете исключительное внимание Иегове, будет ли честно сказать, что вы исполняете поручение, данное нам в Деян.1:8?

Но если имя, по которому можно узнать истинных последователей Бога, – это имя Иисуса (как мы уже убедились), что же имел в виду Иисус, когда сказал: «А потому молитесь так: „Отец наш на небесах, да освятится имя Твое..."" (Мф.6:9, ПНМ, курсив автора)? Прежде всего обратите внимание, что в этом стихе (как и в любом другом отрывке Писания) Иисус называет Бога не Иеговой, а Отцом. Уже один этот факт опровергает толкование Сторожевой Башни.

Вспомните, что было сказано выше об отношении древних к имени человека. Имя считалось эквивалентом того, кто его носит. Знание имени человека было равносильно знанию его природы и существа. Соответственно, имя Бога указывает на то, каким образом Он открыл Себя человечеству. Имя Бога – отражение того, кто Он есть142. Следовательно, в Мф.6:9 речь идет не просто о почитании имени Бога, но прежде всего о почитании Личности, которую это имя представляет.

С учетом этих обстоятельств важно отметить, что слово «святить», использованное в греческом тексте, означает «почитать», «обращаться как со святыней», «высоко ценить, почитать и обожать» . Безусловно, Бог уже свят. Это молитва не о том, чтобы Бог или Его имя стали святыми, а о том, чтобы Божий народ относился к Богу и Его имени как к святыне, с почтением (ср. Исх.20:8; Лев.19:2, 32; Иез.36:23; 1Пет.1:15)143. Мы святим имя Бога не тем, что вслух называем Его Иеговой (словом, которого нигде – я повторяю: нигде нет в контексте), а тем, что следим за своими мыслями и поступками, чтобы ничем не уронить Его достоинство.

Антонимом слова «святить» является слово «сквернить», которое также означает «относиться с равнодушием», «пренебрегать», «не принимать всерьез». Именно так на протяжении всей истории обращались с Богом язычники. В отличие от язычников, дети Божьи должны проявлять к Нему величайшее почтение во всех своих мыслях и поступках.

Иисус и есть Яхве

Будь Иисус на самом деле Иеговой (Яхве), говорят Свидетели Иеговы, хотя бы один библейский стих непременно называл бы Его этим именем. Я покажу вам, что Иисус – Яхве, но прежде позвольте мне обратить ваше внимание на один важный факт.

Давайте вспомним, что в Новом Завете (в большинстве переводов) имени Яхве нет. Уже по одной этой причине в Новом Завете не может быть стиха, в котором Иисус был бы прямо назван Яхве144. С другой стороны, апологет Роберт М. Боумэн замечает: «Однако и о том, что Отец есть Иегова, Библия нигде не говорит именно таким образом»145. Иными словами, Отец нигде прямо не назван Иеговой.

Тем не менее в Писании сказано, что Яхве – единственный истинный Бог (Быт.2:4; Втор.6:4; Ис.45:5, 21). Опираясь на этот факт и зная, что Отец – тоже единственный истинный Бог (Ин.6:27; 17:3), мы логическим путем приходим к выводу, что Отец есть Яхве. Точно таким же образом мы узнаем из Писания, что Иисус – истинный Бог (Ин.1:1; 8:58; 20:28; Тит.2:13; Евр.1:8). Следовательно, Он тоже Яхве146. Кроме того, – и об этом мы еще поговорим – Иисус открыто признал Себя Яхве в Ин.8:58, когда сказал иудеям: «...прежде нежели был Авраам, Я есмь» (ср. Исх.3:14).

Дополнительные указания на то, что Христос есть Яхве, мы находим в Септуагинте. Септуагинта – это перевод Ветхого Завета на греческий язык, сделанный еще до рождения Христа. Еврейская фраза «Я ЕСМЬ» (имя Бога) из Исх.3:14 в данном тексте переведена греческой фразой ego eimi147. Как показывает греческий текст Нового Завета, Иисус много раз использовал эту фразу, чтобы отождествить Себя с Богом148. Например, в Ин.8:24 Иисус говорит: «...если не уверуете, что это Я [Я ЕСМЬ, или ego eimi], то умрете во грехах ваших». В оригинальном греческом тексте слова «это» нет. В буквальном переводе 24-й стих (Ин.8:24) выглядит так: «Если не уверуете, что Я ЕСМЬ, то умрете во грехах ваших».

Далее, в 28-м стихе (Ин.8:28), Иисус говорит иудеям: «...когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я [Я ЕСМЬ, или ego eimi]...». Текст греческого оригинала и здесь звучит так же: «Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что Я ЕСМЬ» (слова «это» нет). Иисус намеренно использовал эту фразу, чтобы показать, что Он – Яхве149.

Очень показателен факт, что ветхозаветные тексты, в которых говорилось о Яхве, в Новом Завете прямо применяются к Иисусу. Например, пророк Исаия сказал: «...в пустыне: приготовьте путь Господу [Yahweh], прямыми сделайте в степи стези Богу [Elohim] нашему...» (Ис.40:3). Евангелие от Марка сообщает нам, что исполнением этих слов Исаии стало служение Иоанна Крестителя, который приготовил путь Иисусу Христу (Мк.1:2–4).

Еще одним примером служит отрывок Ис.6:1–5, где пророк рассказывает, что видел Яхве, «сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис.6:1). Серафимы при этом восклицали: «Свят, Свят, Свят Господь [Yahweh] Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3). Исаия также приводит слова Яхве: «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы моей иному» (Ис.42:8). Впоследствии апостол Иоанн по вдохновению Святого Духа написал, что Исаия «видел славу Иисуса» (Ин.12:41). Слава Яхве приравнивается к славе Иисуса.

О      божественности Иисуса свидетельствует и то, что многие дела, которые в Ветхом Завете совершает Яхве, в Новом Завете приписываются Иисусу. Например, в Пс.118 мы не менее десяти раз читаем, что Яхве дарует и сохраняет жизнь. Однако Иисус в Новом Завете претендует на такую же власть: «...ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин.5:21). Иоанн также приводит слова Иисуса, сказанные в беседе с Марфой, сестрой Лазаря: «...Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25–26).

В Ветхом Завете голос Яхве уподобляется «шуму вод многих» (Иез.43:2). О прославленном Иисусе на небесах мы также читаем: «...и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его – как шум вод многих» (Откр.1:15). Что справедливо в отношении Яхве, то справедливо и в отношении Иисуса.

Очень интересно и то, что Ветхий Завет описывает Яхве как «вечный свет», перед которым меркнут солнце, луна и звезды: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис.60:19–20). Иисус тоже будет вечным светом грядущего вечного города, в котором святые будут жить вовеки: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр.21:23).

Дэвид Ф. Уэллс в своей книге The Person of Christ перечисляет еще больше общих черт Христа и Яхве:

Яхве – освящающий нас (Исх.31:13) и вездесущий (Пс.138:7–10), наш мир (Суд.6:24), наша праведность (Иер.23:6), наша победа (Исх.17:8–16) и наш целитель (Исх.15:26), но и Христос обладает всеми этими свойствами (1Кор.1:30; Кол.1:27; Еф.2:14). Евангелие названо Божьим (1Фес.2:2, 6–9; 1Пет.4:17), но это же самое Евангелие названо и Христовым (1Фес.3:2; Гал.1:7). Церковь названа Божьей (Гал.1:13; 1Кор.15:9), но эта же самая Церковь названа и Христовой (Рим.16:16). Царство Божье (1Фес.2:12) – также и Христово (Еф.5:5); любовь Божья (Еф.1:3–5) – также и Христова (Рим.8:35); Слово Божье (Кол.1:25; Фес.2:13) – также и Христово (1Фес.1:8; 4:15); Дух Божий (1Фес.4:8) – также и Христов (Флп.1:19); мир Божий (Гал.5:22; Флп.4:9) – также и Христов (Кол.3:15; ср. Кол.1:2; Флп.1:2; 4:7); Божий судный «день» (Ис.13:6) – также и Христов судный «день» (Флп.1:6, 10; 2:16; 1Кор.1:8); Божья милость (Еф.2:8–9; Кол.1:6; Гал.1:15) – также и Христова (1Фес.5:28; Гал.1:6; 6:18); Божье спасение (Кол.1:13) – также и Христово спасение (1Фес.1:10); воля Божья (Еф.1:11; Фес.4:3; Гал.1:4) – также и воля Христова (Еф.5:17; ср. 1Фес.5:18). А потому неудивительно, что Павел называл себя рабом Бога (Рим.1:9) и Христа (Рим.1:1; Гал.1:10) и утверждал, что живет во славу Бога (Рим.5:2; Гал.1:24) и Христа (2Кор.8:19, 23; ср. 1Кор.4:6), что он верит в Бога (1Фес.1:8, 9; Рим.4:1–5) и в Христа Иисуса (Гал.3:22), и что спасительное познание Бога (Гал.4:8; 1Фес.4:5) заключается в познании Христа (2Кор.4:6)150.

Вне всякого сомнения, Иисус есть Яхве (Иегова). Он существует от вечности и равен Богу Отцу и Богу Святому Духу. Прежде чем время начало свой бег, Христос уже был «Я ЕСМЬ». Он был прежде всего. Подобно Отцу и Святому Духу, Он жив от века и до века.

Показав собеседнику приведенные выше доказательства тождественности Иисуса и Яхве,

Спросите:

Многие отрывки Ветхого Завета, где речь идет о Яхве, в Новом Завете прямо применяются к Иисусу. Что это говорит об истинной природе Иисуса?

В беседе со Свидетелем Иеговы вы можете использовать сведения, приведенные ниже в виде таблицы. В ней перечислены имена, титулы и качества Яхве и Иисуса, которые свидетельствуют об их тождестве. Что истинно в отношении Яхве, истинно и в отношении Иисуса. Это самая важная мысль относительно имени Бога, которую вы можете донести до Свидетеля Иеговы.

Сравнение Яхве и Иисуса


Описание Употребляется по отношению к Яхве Употребляется по отношению к Иисусу
Яхве(«Я ЕСМЬ») Исх.3:14 Втор.32:39 Ис.43:10 Ин.8:24 Ин.8:58 Ин.18:4–6
Бог Быт.1:1 Втор.6:4 Пс.44:7–8 Ис.7:14; 9:6 Ин.1:1,14 Ин.20:28 Тит.2:13 Евр.1:8 2Пет.1:1
Альфа и Омега (Первый и Последний) Ис.41:4 Ис.48:12 Откр.1:8 Откр.1:17–18 Откр.2:8 Откр.22:12–16
Господь Ис.45:23 Деян.7:59–60 Деян.10:36 Рим.10:12 1Кор.2:8 1Кор.12:3 Фил.2:10–11
Спаситель Ис.43:3 Ис.43:11 Ис.63:8 Лук.1:47 Ин.4:10 1Тим.4:10 Мф.1:21 Лук.2:11 Ин.1:29 Ин.4:42 Тит.2:13 Евр.5:9
Царь Пс.94:3 Ис.43:15 1Тим.6:14–16 Откр.17:14 Откр.19:16
Судья Быт.18:25 Пс.49:4–6 Пс.95:13 Рим.14:10 Ин.5:22 2Кор.5:10 2Тим.4:1
Свет 2Цар.22:29 Пс.26:1 Ис.42:6 Ин.1:4, 9 Ин.3:19 Ин.8:12 Ин.9:5
Скала (Твердыня) Втор.32:3–4 2Цар.22:3 Пс.88:27 Рим.9:33 1Кор. 10:3–4 1Пет.2:4–8
Искупитель Пс.129:7–8 Ис.48:17 Ис.54:5 Ис.63:9 Деян.20:28 Еф.1:7 Евр.9:12
Наше оправдание Ис.45:24 Иер.23:6 Рим.3:21–22
Муж Ис.54:5 Ос.2:6 Мф.25:1 Мк.2:18–19 2Кор.11:2 Еф.5:25–32 Откр.21:2, 9
Пастух Быт.49:24 Пс.22:1 Пс.79:2 Ин.10:11, 16 Евр.13:20 1Пет.2:25
Творец Быт.1:1 Иов.33:4 Пс.94:5–6 Пс.101:26–27 Ис.40:28 Ин.1:2, 3, 10 Кол.1:15–18 Евр.1:1–3, 10
Дает жизнь Быт.2:7 Втор.32:39 1Цар.2:6 Ин.5:21 Ин.10:28 Ин.11:25
Прощает грехи Исх.34:6, 7 Неем.9:17 Дан.9:9 Ион.4:2 Мк.2:1–12 Деян.26:18 Кол.2:13 Кол.3:13
Господь наш Исцелитель Исх.15:26 Деян.9:34
Вездесущий Пс.138:7–12 Прит.15:3 Мф.18:20 Мф.28:20 Еф.3:17; 4:10
Всеведущий 3Цар.8:39 Иер.17:9–10, 16 Мф.11:27 Лук.5:4–6 Ин.2:25 Ин.16:30 Ин.21:17 Деян.1:24
Всемогущий Ис.40:10–31 Ис.45:5–13 Мф.28:18 Мк.1:29–34 Ин.10:18 Иуд.24
Существовал до сотворения мира Быт.1:1 Ин.1:15, 30 Ин.3:13, 31, 32 Ин.6:62 Ин.16:28 Ин.17:5
Вечный Пс.101:25, 27–28 Авв.3:6 Ис.9:6 Мих.5:2 Ин.8:58
Неизменный Чис.23:19 Мал.3:6 Иак.1:17 Евр.13:8
Тот, Кому поклоняются Мф.4:10 Ин.4:24 Откр.5:14 Откр.7:11 Откр.11:16 Мф.14:33 Мф.28:9 Ин.9:38 Фил.2:10–11 Евр.1:6
Говорит с божественным авторитетом «Так сказал Господь» – используется сотни раз Мф.23:34–37 Ин.7:46 «Истинно, истинно, говорю Я...»

* * *

111

Божье имя пребудет вовеки. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1994. C. 27.

112

Там же. См. также: Библия. Христианские Греческие Писания – Перевод нового мира. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 2001. C. 1433–1434.

113

Robert M. Bowman. Understanding Jehovah*s Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 114. Вопрос о правомерности восстановления имени «Иегова» подробнейшим образом рассмотрен в книге «Имя Бога в „Переводе нового мира"» (СПб.: «Библия для всех», 2003).

114

Божье имя пребудет вовеки. С. 30.

115

Свидетели Иеговы ссылаются на несколько рукописей Септуагинты, в которых есть имя Иегова (Сторожевая башня. 1993. 1 ноября. С. 30–31), но полагаться на свидетельство таких манускриптов не стоит. В абсолютном большинстве рукописей это имя отсутствует. См. также: Библия. Христианские Греческие Писания – Перевод нового мира. С. 1428–1433.

116

Robert М. Bowman. С. 110.

117

Божье имя пребудет вовеки. С. 8.

118

David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 34.

119

Robert M. Bowman. C. 110.

120

Сторожевая башня. 1969. 15 мая. [На англ. яз.]. С. 307.

121

Сторожевая башня. 1984. 15 декабря. [На англ. яз.]. С. 29.

122

Следует ли верить в Троицу? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 28–29; Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 39–40.

123

Сторожевая башня. 1975. 15 марта. [На англ. яз.]. С. 174.

124

Let Your Name Be Sanctified (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1961), p. 88.

125

Robert M. Bowman. C. 113.

126

Cm.: David A. Reed. C. 28–29.

127

Robert M. Bowman. C. 117.

128

David A. Reed. C. 29.

129

Там же. С. 52.

130

См.: Ron Rhodes. Christ Before the Manger: The Life and Times of the Preincarnate Christ (Grand Rapids: Baker Book House, 1992).

131

Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 28.

132

Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 27.

133

Let Your Name Be Sanctified.

134

Божье имя пребудет вовеки. С. 27.

135

Let Your Name Be Sanctified. C. 12, вставка автора. См. также: Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 6; 1997. 1 октября. С. 17.

136

Там же. С. 374–375.

137

Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 52–53; Библия – слово Бога или человека? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1998. C. 59–60.

138

Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 53.

139

Marian Bodine. Christian Research Newsletter, «Bible Answer Man» column, May/June 1992, p. 3.

140

Там же.

141

Свидетели Иеговы осознают реальность этой проблемы и даже пытаются как-то объяснить возникшее противоречие, но их «объяснение» в действительности ничего не объясняет. Скорее, они просто уходят от вопроса. См.: Сторожевая башня. 1998. 1 декабря. С. 4–7. – Примеч. науч. ред.

142

Общество Сторожевой Башни признает этот факт. См.: Божье имя пребудет во­веки. С. 4, 28. – Примеч. науч.ред.

143

Общество Сторожевой Башни признает этот факт. См.: Божье имя пребудет во­веки. С. 28. – Примеч. науч. ред.

144

Robert M. Bowman. С. 119.

145

Там же.

146

Там же.

147

Jon A. Buell and О. Quentin Hyder. Jesus: God, Ghost or Guru? (Grand Rapids: Zodervan Publishing House, 1978), p. 27. См. также: Мак-Дауэлл Джош, Ларсон Барт. Иисус. Чикаго: SGP, 1989. С. 16–17.

148

Robert L. Reymond. Jesus, Divine Messiah: The New Testament Witness (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1990), pp. 92–94.

149

Millard J. Erickson. The Word Became Flesh: A Contemporary Incarnational Christology (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), pp. 28–29.

150

David F. Wells. The Person of Christ (Westchester, IL: Crossway Books, 1984), pp. 64–65.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle