Роудс Рон (протестант)

Источник

Общество Сторожевой Башни: Божья организация или тоталитарный культ?

Истина состоит в том, чтобы иметь о чем-то одинаковое с Богом представление.

Жозеф Жубер (1754–1824)37

Истина существует; только ложь приходится выдумывать.

Жорж Брак (1882–1963)38

Публикации Сторожевой Башни изображают Свидетелей Иеговы «всемирным христианским обществом людей, которые активно несут свидетельство об Иегове Боге и его замыслах относительно человечества»39. Никакая другая группа людей не может претендовать на эту роль, говорят они.

Свидетели Иеговы полагают, что Бог лично создал Общество Сторожевой Башни как Свое видимое представительство на земле. По их словам, именно через эту организацию, и ни через какую другую, Бог сегодня дает человечеству знание Библии. Без Общества Сторожевой Башни и его многочисленных публикаций люди якобы абсолютно неспособны понять истинный смысл Писания. Издания Общества снова и снова напоминают Свидетелям Иеговы об этом. Например, в журнале «Сторожевая башня» за разные годы мы читаем:

Общество Сторожевой Башни – это величайшая в мире корпорация, потому что с момента ее создания до сего дня Господь использовал ее как свой канал, чтобы возвещать через него радостные вести40.

Разве Общество Сторожевой Башни – не единственный канал, который Господь использовал, чтобы непрерывно раздавать свою истину с начала периода жатвы?41

У организации Иеговы есть видимая часть на земле, которая представляет Бога и находится под его непосредственным надзором42.

Мы не должны упускать из виду тот факт, что Бог руководит своей организацией43.

Одна только организация Иеговы на всей земле направляется святым духом или действующей силой Бога44.

Чтобы понимать, что нас через свою земную организацию учит сам Иегова, нужна вера45.

Если приведенные выше утверждения истинны, то все прочие христианские организации не руководимы Богом, а следовательно, проповедуют ложь и являются порождением дьявола. Свидетели Иеговы считают себя абсолютным исключением. Они видят в Обществе Сторожевой Башни единственный источник и канал Божьей истины.

Власть Общества Сторожевой Башни

Свидетели Иеговы полагают, что Общество Сторожевой Башни – как видимый представитель Бога на земле – обладает властью над всеми истинными верующими. От Свидетелей Иеговы ожидается, что они будут повиноваться Обществу как гласу Божьему46.

Если указания Общества вступают в противоречие с требованиями правительства, Свидетелей учат, не раздумывая, подчиняться своей организации. Так, например, если молодого человека призывают в армию, он должен подчиниться Обществу Сторожевой Башни и отказаться от военной службы.

Свидетели Иеговы считают, что учения Общества охватывают все стороны жизни. В одном из номеров журнала «Сторожевая башня» Общество называется «организацией, направляющей разум Божьего народа»47. В другом номере говорится, что «организация Иеговы... должна влиять на каждое наше решение»48. «Сторожевая башня» даже осмеливается утверждать, что «мы должны признавать не только Иегову Бога своим Отцом, но и его организацию своей Матерью»49.

Свидетели считают, что просто читать Библию недостаточно для получения знания о Боге. «Сторожевая башня» утверждает: «Если мы не находимся в соприкосновении с этим каналом связи [Обществом Сторожевой Башни], которым пользуется Бог, мы не продвинемся по дороге жизни, как бы много мы ни читали Библию»50. Как мы вскоре убедимся, в некоторых библейских стихах Свидетели Иеговы находят указание на то, что без помощи организации понять дела Божьи нельзя.

«Верный и благоразумный раб» Бога

Утверждается, что «помазанные» последователи Христа – как группа или организация – являют собой исполнение слов Иисуса о «верном и благоразумном рабе» (Мф.24:45–47). В «Переводе нового мира» этот отрывок звучит так: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин назначил над своими домашними, чтобы давать им пищу вовремя? Счастлив тот раб, если господин его, придя, застанет его поступающим так! Истинно говорю вам: он назначит его над всем своим имуществом».

Ниже мы рассмотрим истинное значение этого стиха. Но сначала давайте кратко познакомимся с историей Общества Сторожевой Башни.

Чарльз Тейз Расселл

Изучение истории Сторожевой Башни показывает, что «верным и благоразумным рабом» когда-то считали пастора Чарльза Тейза Расселла – основателя организации Свидетелей Иеговы. Сегодня Свидетели Иеговы отрицают этот факт, но литература Сторожевой Башни доказывает его51. В книге «Арфа Божия» (The Harp of God), которую организация издала в начале 1920-х годов, говорилось: «Несомненно, Проповедник Руссель [т. е. Расселл. – Примеч. науч. ред.] занял пост, который был предусмотрен Господом и о котором Он говорил, и был поэтому мудрым и преданным слугою, дававшим пищу своим по вере вовремя»52. Журнал «Сторожевая башня» (1920) высказывал ту же мысль: «Никто в настоящей истине ни на минуту не сомневается в том, что брат Расселл занимал пост „Верного и Мудрого Раба«"53. И действительно, «подавляющим большинством голосов Общество выразило свою волю по этому вопросу таким образом: брат Расселл занимал пост „того слуги»"54.

Общество Сторожевой Башни изменяет свою историю

К 1927 году (лишь немногим более 10 лет после смерти Расселла) журнал «Сторожевая башня» запел под другую дудку. Пастора Расселла уже не считали верным и благоразумным рабом. После его смерти в 1916 г. в организации произошел раскол, к которому приложил руку новый президент Джозеф Ф. Ратерфорд, захвативший власть в Обществе Сторожевой Башни. Те же, кто остался верен Расселлу, ушли. Эти люди – их называют «расселлитами» – и по сей день считают Расселла избранным рабом Бога55. Но Общество Сторожевой Башни, руководимое Ратерфордом, заявило, что сам Расселл никогда не претендовал на это звание. Скорее, говорил Ратерфорд, все помазанные последователи Христа в Обществе – как группа или организация – являются коллективным инструментом, который избрал Бог56.

Следуя новым веяниям, 15 февраля 1927 г. журнал «Сторожевая башня» сообщил, что выражение «верный и благоразумный раб» нельзя применять к какому-то одному человеку, а тем более к пастору Расселлу. Сам Расселл, как говорилось в статье, никогда не претендовал на роль верного и благоразумного раба57.

Сегодня в литературе Сторожевой Башни можно часто встретить упоминания, что помазанные последователи Христа – как группа – являются коллективным «верным и благоразумным рабом» Бога. Например, как сообщает читателю книга Let God Be True, отрывок Мф.24:45–47 «ясно показывает, что для распространения своего послания Господин использует одну организацию, а не множество различных и враждующих между собой сект. „Верный и благоразумный раб» – это группа, следующая примеру своего Вождя»58. Во главе «группы» помазанных верующих стоит т.н. Руководящий совет59 Общества Сторожевой Башни, который находится в Бруклине, Нью-Йорк, и который можно считать административной верхушкой «верного и благоразумного раба»60.

В полном соответствии с этим учением один из номеров «Сторожевой башни» за 1969 г. сообщает нам, что верный и благоразумный раб – «единственный канал связи» Бога со Своим народом61. «Всем нам нужна помощь, чтобы понять Библию, и мы не можем найти нужного нам библейского руководства вне организации „верного и благоразумного раба""62.

Зная, что Общество Сторожевой Башни изменило свою позицию по вопросу о личности «верного и благоразумного раба»,

Спросите:

Известно ли вам, что ранние публикации Общества Сторожевой Башни называли «верным и благоразумным рабом» Чарльза Тейза Расселла?

Как вы можете объяснить перемену во взглядах Общества Сторожевой Башни по этому чрезвычайно важному вопросу?

Подчинение верному и благоразумному рабу

Свидетели Иеговы говорят нам, что «именно через страницы журнала „Сторожевая башня» Иегова дает своему народу наставления и постоянные советы из Писания»63. Кроме того, «через страницы „Сторожевой башни» все больший свет проливается на Слово Божие по мере того, как Иегова его раскрывает»64.

От каждого Свидетеля Иеговы ожидается подчинение этому верному и благоразумному рабу (в том числе и всем публикациям в журнале «Сторожевая башня»): ведь помазанные верующие из Общества Сторожевой Башни представляют собой «единственный видимый канал, через который – и только через который – дается духовное наставление»65. Таким образом, Свидетели Иеговы должны «признавать и принимать это назначение „верного и благоразумного раба» и быть ему послушными»66.

В одном из номеров журнала «Сторожевая башня» был задан вопрос: «Каково ваше отношение к указаниям „верного и благоразумного раба»? Преданность должна побудить вас к тому, чтобы вы были „готовы покориться""67.

Никаких «частных толкований»

В литературе Сторожевой Башни постоянно встречаются призывы к «зависимому» толкованию Библии – зависимому от Общества Сторожевой Башни. Свидетели Иеговы не должны иметь самостоятельных суждений, когда речь идет о толковании Библии. Они должны подчинить свой ум Обществу Сторожевой Башни. Например, мы читаем:

Бог не распорядился так, чтобы [Его] Слово говорило независимо или излучало животворные истины само по себе. Бог дает этот свет через свою организацию68.

Избегайте независимого мышления... сомнений в наставлениях, данных видимой организацией Бога69.

Сопротивляйтесь независимому мышлению70.

Нам следует стремиться скорее к зависимому изучению Библии, чем к независимому71.

Библию нельзя правильно понять, не принимая в расчет видимую организацию Иеговы72.

Если у нас есть любовь к Иегове и к организации его народа, мы не будем подозрительными, но будем, как говорит Библия, «всему верить», всему, что открывает «Сторожевая башня»73.

Он не наделяет своим святым духом и правильным пониманием своего Слова вне своей видимой организации74.

Чтобы иметь духовную защиту, нам нужно оставаться под крыльями Иеговы. Это значит не развивать в себе дух независимости. Давайте всегда сохранять близкие отношения с Богом Иеговой и его подобной матери организацией. Будем же всегда принимать их руководство и с любовью даваемый совет!75

Общество Сторожевой Башни явно ожидает от всех Свидетелей Иеговы беспрекословного подчинения. Как мы вскоре увидим, оно делает жалкие попытки оправдать подобную зависимость Писанием, используя такие отрывки как Деян.8:30–31 и 2Пет.1:20–21.

Угроза лишения общения

Если Свидетель Иеговы отступает от указаний Общества Сторожевой Башни – даже в каком-то незначительном вопросе, – этот человек считается «отступником», и его ждет наказание в виде «лишения общения». Тем, кто находится на хорошем счету в Обществе Сторожевой Башни, запрещено поддерживать контакты или разговаривать с лишенным общения. Единственное исключение – если общения лишен ваш близкий родственник (например, муж или жена); в этом случае с ним можно поддерживать общение по мере необходимости76. Страх перед лишением общения – одно из самых эффективных средств, при помощи которых Сторожевая Башня удерживает своих последователей в повиновении.

А теперь давайте изучим библейские отрывки, на которые Свидетели чаще всего ссылаются в оправдание своих возвышенных представлений об Обществе Сторожевой Башни.

Рассуждая при помощи Писания

Исаия 43:10 – «Свидетели» Иеговы?

Учение Сторожевой Башни. В «Переводе нового мира» стих Ис.43:10 звучит так: «Вы мои свидетели, – таковы слова Иеговы, – и мой раб, которого я избрал» (пер. с англ.). Применяя эти слова к себе, Свидетели Иеговы убеждены, что из всех религиозных групп на планете Земля лишь они одни избраны Богом и назначены Его «свидетелями»77.

Библейское учение. Стих Ис.43:10, если рассматривать его в контексте, относится исключительно к Израилю как коллективному свидетелю величия, власти, верности и истинности Бога. Этим Израиль разительно отличался от язычников, которые не могли засвидетельствовать о подобных качествах своих ложных богов. Израиль как свидетель должен был подтвердить, что Яхве – единственный истинный Бог.

И вот что здесь следует подчеркнуть особо: взять отрывок, в котором говорится об Израиле как Божьем свидетеле перед языческими народами в ветхозаветное время (более чем за семь столетий до Христа), и назвать современную религиозную организацию, возникшую через девятнадцать столетий после Христа, его исполнением – это очень, очень рискованный шаг. Это классический пример того, что Джеймс Сайр называет «извращением Писания»78.

Чтобы помочь Свидетелю Иеговы понять всю нелепость толкования Ис.43:10, предлагаемого Сторожевой Башней,

Спросите:

Если Свидетели Иеговы – единственные истинные свидетели Божьи и как организация они возникли лишь в конце XIX века (исторический факт), значит ли это, что на протяжении более чем восемнадцати столетий церковной истории Бог обходился вообще без каких-либо свидетелей?

Помогите Свидетелю Иеговы понять вывод, который следует из этого вопроса. Если на протяжении восемнадцати столетий у Бога не было ни одного свидетеля, значит, все это время Бога не беспокоило, знают ли Его люди79.

Разъяснив этот нюанс, перемените тему и обратите внимание собеседника на то, что Новый Завет явно призывает нас быть не свидетелями Иеговы, а свидетелями Иисуса Христа80. Действительно, прежде чем вознестись на небо, Иисус сказал Своим ученикам: «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8, курсив автора).

Изучив остальную часть Нового Завета, мы убедимся, что ученики действительно стали свидетелями Христа (а не Иеговы). И главной частью их свидетельства всегда было телесное, физическое воскресение Христа из мертвых. Это учение является сутью Евангелия (1Кор.15:1–4), и апостол Павел видел в нем условие спасения (Рим.10:9–10), однако Свидетели Иеговы отрицают это учение (заменив его учением о «духовном» воскресении).

Укажите Свидетелю Иеговы на перечисленные ниже стихи и обратите его внимание на то, что апостолы были свидетелями Христа и Его воскресения, а не Иеговы:

«Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян.2:32, курсив автора).

«Сего [Иисуса] Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян.3:15, курсив автора).

«Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян.4:33, курсив автора).

«Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом» (Деян.13:30–31, курсив автора).

Попросите Свидетеля Иеговы прочесть приведенные выше стихи вслух, а потом

Спросите:

В соответствии с этими стихами, чьими свидетелями были первые христиане: Иеговы или Иисуса Христа?

Мф. 24:45–47 – «Верный и благоразумный раб» Бога

Учение Сторожевой Башни. Как уже было отмечено, Свидетели Иеговы считают, что слова Христа о «верном и благоразумном рабе» относятся не ко всем христианам, а лишь к группе, или организации, состоящей из помазанных последователей Христа (144 000 человек) и возглавляемой Руководящим советом Общества Сторожевой Башни в Бруклине, Нью-Йорк. Этой организации – и только ей – Бог поручил заботу о Своих делах на земле. Никто якобы не может понять Библию без мудрых наставлений членов этой организации, содержащихся в различных публикациях Сторожевой Башни.

В противоположность «верному и благоразумному рабу» (Мф.24:45–47), «злым рабом» (Мф.25:48–51) Сторожевая Башня считает отступнический христианский мир, то есть все христианские конфессии. Этому ли в действительности учит Писание?

Библейское учение. Обсуждая этот отрывок со Свидетелем Иеговы, задайте ему те же самые вопросы, что и в предыдущем разделе.

Спросите:

Вы утверждаете, что коллективным «верным и благоразумным рабом» Бога являются помазанные верующие как организация и они одни помогают людям понимать Писание. Поскольку эта организация возникла не ранее конца XIX века, значит ли это, что на протяжении многих столетий у Бога не было истинных представителей на земле?

Что этот факт говорит нам о Боге? Значит ли это, что многие сотни лет Бога вовсе не беспокоило, понимают ли люди Библию?

Задав вопросы, подчеркните следующее: если в течение стольких веков у Бога не было истинных представителей на земле, это явно идет вразрез с учением Писания, что Церковь благополучно просуществует на земле до конца времен. Например, в Мф.28:20 Иисус говорит Своим последователям: «...Я с вами во все дни до скончания века» (курсив автора). Отсюда можно сделать вывод, что последователи Иисуса будут на земле всегда. (Как Иисус может быть с ними «во все дни», если их самих уже нет?) В этих словах Христа нет ни единого намека на то, что у Него восемнадцать веков не будет истинных представителей на земле (см. Еф.4:11–16).

Объяснив этот момент, обратитесь к другому вопросу: в чем же подлинный смысл притчи из Мф.24:45–47? В этой притче Иисус уподобляет Своего ученика рабу, назначенному управлять хозяйством своего господина. Иисус противопоставляет два возможных способа, которыми каждый, кто называет себя Его учеником, может выполнить задание, – верный и неверный. У каждого раба есть возможность проявить верность или неверность в исполнении своих обязанностей.

Раб, который решил хранить верность, добросовестно исполняет свои обязанности в отсутствие господина. Он дорожит вверенной ему властью. Он обращает внимание на все нюансы данного ему поручения и не допускает небрежности и халатности в работе. Он строит свою жизнь таким образом, чтобы быть готовым к встрече господина, когда бы тот ни вернулся.

Неверный же раб, наоборот, рассчитывает, что его господин еще долго не вернется, и дурно обходится с другими рабами, а себе устраивает «сладкую жизнь». Он беспечен, бессердечен, потакает собственным прихотям и не исполняет поручений своего господина. Очевидно, что этот человек остается слугой только на словах, в действительности он лицемер. Это не настоящий раб.

Таким образом, эта притча говорит, что все, именующие себя рабами Христовыми, должны сделать выбор: быть верными слугами и всегда исполнять волю Господа или неверными – пренебрегать волей Бога и жить ради себя. Сохранившие верность по возвращении Господа получат награду и войдут в Его царство; неверные же по возвращении Господа будут наказаны отлучением от Его царства.

Таким образом, данный отрывок относится не к организации (Обществу Сторожевой Башни), четко и неизменно отделенной от остальных людей (отступнического христианского мира). Скорее, эти стихи применимы ко всем, называющим себя последователями Христа: Господь призывает их быть верными, а не неверными рабами.

Деян.8:30–31 – Роль Общества Сторожевой Башни

Учение Сторожевой Башни. В Деян.8:30–31 говорится, как Филипп встретил эфиопского евнуха, который читал Книгу пророка Исаии, и спросил его: «Понимаешь ли, что читаешь?» (ПНМ). Тот ответил: «Как же я могу, если никто не наставит меня?» Тогда Филипп сел рядом с евнухом, чтобы наставить его.

В этом отрывке Свидетели Иеговы находят подтверждение, что Общество Сторожевой Башни – это организация, созданная Богом на земле, чтобы толковать Библию. Они говорят, что человечество не может понять Писание без помощи Общества, – точно так же, как евнух, читавший Книгу пророка Исаии, не мог понять ее без помощи Филиппа. В изданной Сторожевой Башней книге Your Will Be Done on Earth говорится: «Для того чтобы понимать Слово Бога и распознавать его волю, мы... нуждаемся в помощи его преданного, организованного народа [помазанных верующих в Обществе Сторожевой Башни]. Читавший Библию эфиоп признал этот факт»81.

Библейское учение. Свидетели Иеговы вкладывают в названный отрывок совершенно чуждый ему смысл. Да, эта история показывает, что подчас человек просто неспособен понять Писание без помощи со стороны. Смысл некоторых мест Писания не всегда очевиден даже для тех, кто искренне пытается его понять. (Петр открыто писал, что некоторые из писаний апостола Павла трудны для понимания – 2Пет.3:16.) Именно поэтому Бог дает Церкви учителей (Еф.4:11). И именно поэтому Дух Святой просвещает и наставляет нас (Ин.16:12–15; 1Кор.2:9–12).

Но в приведенном выше отрывке нет никаких указаний на организацию, непогрешимые взгляды которой были бы обязаны принимать все истинные последователи Бога. Здесь говорится, что один человек (Филипп) проповедовал эфиопу непосредственно из Писания (а не из публикаций, составленных некоей организацией), после чего евнух исповедал свою веру во Христа и был крещен (Деян.8:34–38)82.

Примечателен и другой факт. Библия сообщает нам: «Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха... и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деян.8:39, курсив автора). Евнуху не нужно было вступать ни в какую организацию и подчиняться ее толкованиям83. Евнух больше никогда в жизни не видел Филиппа! Однако он не только не ощутил никакой потери после ухода учителя, но и продолжал свой путь, радуясь Спасителю.

Чтобы объяснить это Свидетелю Иеговы,

Спросите:

Где в библейском тексте вы находите подтверждение тому, что люди должны вступать в организацию и подчиняться ее толкованиям? (В отрывке упоминается только один человек – Филипп, которого евнух – после единственной встречи – никогда больше не видел.)

В разговоре с евнухом Филипп пользовался одним только Писанием или ему приходилось пользоваться дополнительной литературой?

Если Филиппу и евнуху было достаточно одного лишь Писания, разве недостаточно одного Писания и для нас?

2 Тим. 3:16–17 – Достаточно ли одной Библии?

Учение Сторожевой Башни. Отрывок 2Тим.3:16–17 в «Переводе нового мира» звучит следующим образом: «Все Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для вразумления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всем, полностью приготовлен ко всякому доброму делу».

Хотя на словах Свидетели Иеговы и согласны с этими словами апостола84, своими действиями они их отвергают. Свидетели отрицают, что человек может стать приготовленным, читая одну только Библию: ему необходимо также читать публикации Сторожевой Башни. Без этих публикаций, уверяют Свидетели, человек не может по-настоящему понять Библию. Один бывший Свидетель вспоминал, как его убеждали, что для получения вечной жизни нужно кое-что сделать: «[Мне говорили], что я должен прилежно изучать Библию – и только по публикациям Сторожевой Башни»85.

Пример такого образа мышления мы находим и в изданной Обществом серии книг Studies in the Scriptures86:

Мы не только обнаруживаем, что люди не способны увидеть божественный план, изучая одну лишь Библию, но видим также, что, если кто-то отложит «Исследования Писания» в сторону даже после того, как он уже пользовался этими книгами, после того, как он уже ознакомился с ними, после того, как он уже читал их в течение десяти лет, – если он затем отложит их в сторону и будет читать одну только Библию, наш опыт свидетельствует, что в течение двух лет он погрузится во тьму.

С другой стороны, если бы он просто читал «Исследования Писания» со всеми ссылками и не прочел ни одной страницы из Библии как таковой, он оказался бы во свете по истечении тех же двух лет, потому что у него был бы свет Писаний87.

Библейское учение. Вы должны задать Свидетелю Иеговы два ключевых вопроса (они похожи на те, что мы задавали раньше, но все-таки чрезвычайно важны).

Спросите:

Как же люди понимали Библию в течение девятнадцати столетий, когда Общества Сторожевой Башни еще не было? (Если человек действительно не способен понять Библию без публикаций Сторожевой Башни, значит, на протяжении девятнадцати веков люди не могли понимать Библию.)

Что это за Бог, Который дает Своему народу Библию, но не дает никаких средств, чтобы ее понять?

Как только вы поможете Свидетелю Иеговы понять, какой вывод отсюда следует, переключайтесь на 2Тим.3:16–17. Чтобы рассмотреть этот отрывок в правильном контексте, сначала укажите на 15-й стих (2Тим.3:15), где Павел говорит Тимофею: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (курсив автора).

Во времена, когда жил Тимофей, еврейские мальчики начинали серьезно изучать ветхозаветные Писания в пятилетнем возрасте. Бабушка и мама учили Тимофея Священным Писаниям с раннего детства. 15-й стих ясно указывает, что одних Писаний было вполне достаточно, чтобы дать Тимофею необходимую мудрость, ведущую к спасению через веру во Христа. И для нас сегодня единственным источником духовного знания по-прежнему остаются одни только Писания.

Спросите:

Исходя из прочитанного отрывка было ли Тимофею достаточно одних Писаний, чтобы получить знания, необходимые для спасения?

Если Тимофею хватало одних Писаний, разве не достаточно будет одних Писаний и для нас?

Далее в стихах 16 и 17 (2Тим.3:16–17) мы читаем, что все Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». В этом стихе не сказано, что для научения, обличения и т.д. полезно Писание в толковании Общества Сторожевой Башни. Для всего этого достаточно одного Писания. Писание же обладает такими возможностями потому, что «все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16). Слово «богодухновенно» означает «вдохновлено Богом». Писания достаточно потому, что его источником является Бог. Публикации же Сторожевой Башни, напротив, созданы грешными людьми.

Следует также отметить, что слово «совершен» (во фразе «да будет совершен Божий человек») означает «подходящий, полный, способный, достаточный; то есть соответствующий всем требованиям»88. Только Писание может сделать человека полноценным и способным соответствовать всем требованиям. Писание дает человеку все знания, необходимые, чтобы спастись и возрастать в благодати.

2 Пет. 1:20–21 – Никаких «личных истолкований»

Учение Сторожевой Башни. Во 2Пет.1:20 говорится: «Ибо вы прежде всего знаете то, что ни одно пророчество в Писании не происходит от чьих-либо личных истолкований» (ПНМ). Иногда Свидетели Иеговы ссылаются на этот стих в подтверждение того, что люди должны не изобретать свои собственные частные толкования Писания, а опираться на слова Общества Сторожевой Башни89. Но таков ли подлинный смысл этого отрывка?

Библейское учение. Слово «истолкования» во 2Пет.1:20 (ПНМ) в буквальном переводе с греческого означает «высвобождение»90. Этот стих можно перефразировать следующим образом: «Никакое пророчество Писания нельзя высвободить по собственному желанию». Иными словами, пророчества исходят не от самих пророков и не являются плодом человеческого воображения, но посылаются Богом (о чем недвусмысленно и говорится в 21-м стихе (2Пет.1:21)). Таким образом, речь в отрывке идет не о том, как толковать Писание, а каким образом Писание было написано91.

Помня об этом, давайте вместе поразмышляем над стихами 20 и 21: «...зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя [высвободить] самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (курсив автора). Слово «ибо» в начале 21-го стиха выполняет пояснительную функцию – оно показывает, что 21-й стих поясняет 20-й, воспроизводя его содержание, а затем указывая на Бога как автора Писания. Таким образом, не истолкование, а происхождение Писания является общей темой обоих стихов.

Следует также подчеркнуть, что слово «движимы» (во фразе «будучи движимы Духом Святым») буквально обозначает «гонимы» или «влекомы». Лука использует это же слово в Деяниях, когда пишет о корабле, гонимом ветром (Деян.27:15, 17). Опытные моряки не могли управлять кораблем, поскольку ветер был очень силен. Ветер гнал корабль, направлял его и влек вперед.

Подобным же образом Святой Дух влек и направлял библейских писателей, когда они составляли Библию (2Пет.1:20–21). Слово «движимы» – сильное слово, оно говорит, что Дух Святой безраздельно властвовал над авторами-людьми. Тем не менее подобно тому как каждый моряк на корабле осознанно делает свое дело, каждый автор Слова Божьего осознанно трудился над составлением Писания. Но руководил и двигал ими Святой Дух.

С учетом всех этих фактов, 2Пет.1:20–21 нельзя считать подтверждением учения Общества Сторожевой Башни о том, что люди не должны иметь своего частного мнения относительно смысла Писания. Как мы уже убедились, речь в указанном отрывке идет о происхождении Писания, а не его истолковании.

Кроме того, вопреки утверждениям Сторожевой Башни, апостол Павел говорил, что христиане должны все испытывать (будь то учение одного человека или организации – 1Фес.5:21). Лука с одобрением отзывался о верийских христианах, которые проверяли слова Павла, желая убедиться, что проповедь апостола находится в согласии с Писанием (Деян.17:11). Бог призывает нас испытывать свои убеждения! Мы должны не бездумно усваивать толкования организаций вроде Общества Сторожевой Башни, а сопоставлять подобные толкования с тем, о чем говорит Писание в целом.

В подтверждение своих слов укажите Свидетелю Иеговы на 2Кор.13:5 в «Переводе нового мира»: «Проверяйте, в вере ли вы, испытывайте самих себя». Журнал «Сторожевая башня» также «приветствует тщательное и критическое изучение его содержания в свете Писаний»92.

Рассмотрев вышеперечисленные моменты,

Спросите:

Правы ли были верийские христиане, проверяя учения апостола Павла Писанием (Деян. 17:11)? (Свидетелю придется ответить «да».)

Верите ли вы, что последователи Бога должны слушаться указаний, данных в 1Фес.5:21, и испытывать все? (Свидетелю придется ответить «да».)

Верите ли вы, что последователи Бога должны поступать в соответствии с 2Кор.13:5 и проверять, «в вере» ли они?

Поскольку Бог заповедовал нам проверять все Писанием и сам журнал «Сторожевая башня» приглашает читателей критически исследовать его содержание в свете Писания, готовы ли вы исследовать учения Общества Сторожевой Башни в свете одного лишь Писания?

Если вы обнаружите, что некоторые учения Общества Сторожевой Башни противоречат тому, что говорит Писание, что вы будете делать?

С помощью этих вопросов вы сможете объяснить собеседнику, что беседа должна строиться на Писании, а не на толковании тех или иных отрывков, предложенном Обществом Сторожевой Башни.

1Кор.1:10 – Абсолютное единомыслие?

Учение Сторожевой Башни. 1Кор.1:10 в «Переводе нового мира» звучит так: «Увещаю же вас, братья, именем нашего Господа Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и чтобы не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены одними мыслями и одними рассуждениями».

Общество Сторожевой Башни находит этому отрывку два применения. Во-первых, они требуют от Свидетелей Иеговы единства во всех богословских взглядах93. В книге Reasoning from the Scriptures говорится, что «такое единство никогда бы не было достигнуто, если бы люди не собирались все вместе, не извлекали пользу из одной и той же программы духовного питания и не уважали организацию [Общество Сторожевой Башни], через которую такие наставления были даны»94. Мы также читаем, что Бог «хочет единства своих земных служителей, и поэтому он сегодня поставил понимание Библии в зависимость от нашей принадлежности к его организации [Обществу Сторожевой Башни]»95.

Во-вторых, по мнению Общества Сторожевой Башни, этот отрывок доказывает, что Свидетели Иеговы – единственные истинные христиане, потому что они находятся в «полном согласии» с Обществом Сторожевой Башни и «соединены одними мыслями и одними рассуждениями». Общество хвалится тем, что его члены во всем мире имеют «одно сердце и душу»96. Такого единства, говорят они, нет среди конфессий христианского мира97.

Библейское учение. В беседе со Свидетелями Иеговы вы должны развеять миф о том, что абсолютное единомыслие делает членов какой-либо группы единственными истинными христианами, а отсутствие такого единомыслия непременно превращает в лжехристиан. Скажите, что апостол Павел написал коринфянам эти строки именно потому, что среди них не было единства (см. 1Кор. 6:13; 8:10; 10:25; 11:2–16; 14; 15). Некоторые из них говорили: «я Павлов», «я Аполлосов», «я Кифин», «а я Христов» (1Кор.1:12).

Спросите:

Среди коринфян были разделения – значит ли это, что они не были христианами? (Павел определенно считал их христианами – 1Кор. 1:2.)

Указав на этот очевидный факт, вы должны вежливо, но твердо объяснить, что в 1Кор.1:10 ничего не сказано о достижении единства путем подчинения некоей организации, распространяющей богословские наставления. Апостол Павел ни разу (ни здесь, ни в каком-либо ином отрывке) даже намеком не говорит, что христиане должны безоговорочно подчиняться какой-то группе. Кроме того, как уже отмечалось выше, Павел указывал, что мы должны все испытывать, а не безоговорочно принимать на веру слова учителя (1Фес.5:21). Верийские христиане удостоились похвалы за то, что проверяли все слова Павла, желая убедиться, что его учение не расходится с Писаниями (Деян.17:11)! Мы должны поступать так же.

Чтобы подчеркнуть эту мысль,

Спросите:

Где в 1Кор.1:10 есть указание или хотя бы намек на какую-то организацию?

Где в 1Кор.1:10 говорится, что единства следует достигать путем подчинения такой организации?

Вам стоит также отметить, что Свидетели Иеговы, доказывая необходимость существования Общества Сторожевой Башни на основании Библии (например, используя 1Кор.1:10), допускают логическую ошибку, именуемую «кругом в доказательствах». «Каким же образом?» – спросите вы. Обратите внимание на логический «круг» в следующем рассуждении: Общество Сторожевой Башни утверждает, что люди нуждаются в понимании Писания, поскольку так сказано в Писании, – но мы верим, что в Писании действительно так сказано, поскольку так утверждает Общество Сторожевой Башни98. Подобные логические неувязки в рассуждениях Свидетелей Иеговы отнюдь не способствуют доверию к точке зрения Общества.

Кроме того, Общество Сторожевой Башни противоречит само себе. Как отмечает апологет Роберт Боумэн, призывая своих последователей «прочесть эти стихи в Библии и убедиться, что вам нужна Божья организация, чтобы понимать Библию», Сторожевая Башня одновременно подразумевает, что «они могут понять Библию» и что «они не могут понять Библию»99. Эти утверждения не могут быть истинными одновременно. Они противоречат друг другу.

Отметив эти факты, вновь обратитесь к 1Кор.1:10 и напомните собеседнику, с какой исторической ситуацией Павел столкнулся в Коринфе. Для начала объясните, что коринфская церковь разделилась на четыре фракции, которые считали своими вождями, соответственно, Павла (отца коринфян во Христе), Аполлоса (отличавшегося прекрасными ораторскими способностями), Кифу (лично знавшего Христа и в прошлом неформального лидера двенадцати апостолов) или Самого Христа (1Кор.1:12). Каждая из этих фракций, по-видимому, с неприязнью относилась к трем другим.

Желая положить конец этим разногласиям, апостол Павел подчеркивал, что все мы – одно во Христе. Он сформулировал эту ключевую мысль в виде вопроса: «Разве разделился Христос?» (1Кор.1:13).

Павел страстно желал, чтобы коринфские христиане «говорили одно» (1Кор.1:10) – здесь Синодальный текст буквально передает мысль греческого оригинала. Это выражение позаимствовано из политической жизни Греции, и его можно перефразировать так: «Перестаньте выкрикивать лозунги своей партии»100.

Павел хотел, чтобы христиане Коринфа «соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10). Фразой «соединены были» переведено греческое слово, которым обозначали вправление сломанных костей и починку порванных рыболовных сетей101. Иными словами, Павел не хотел видеть в церкви болезненных разделений и раздоров, – раздоров, из-за которых верующие отдаляются друг от друга.

Важно отметить, что Павел не просил коринфских христиан избавиться от всех разномыслий и личных мнений. Это явствует из 1Кор.3:6–9, где он никак не возражает против различных подходов к исполнению служения. Лучший пример допустимых разногласий между братьями во Христе находится в Послании к римлянам102, где Павел пишет:

Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим.14:2–5).

Возможно, вам следует предложить Свидетелю Иеговы прочесть этот отрывок вслух, а затем

Спросите:

Разве этот отрывок не говорит, что в некоторых религиозных вопросах среди христиан допустимы разногласия?

Итак, в 1Кор.1:10 Павел просил христиан не покончить со всеми разномыслиями, но, скорее, избавиться от своего отношения друг к другу, не подобающего братьям и нарушающего единство в церкви. Павел стремился к единству в многообразии – подобно одеялу, сшитому из лоскутков ткани разного цвета и рисунка.

Ин.17:3 – «Принятие знания»

Учение Сторожевой Башни. Стих Ин.17:3 в «Переводе нового мира» звучит так: «А вечная жизнь в том, чтобы познавали тебя [В англ. оригинале: „принимали знание о тебе». – Примеч. науч.ред.], единственного истинного Бога, и посланного тобой Иисуса Христа».

Этот стих якобы указывает на необходимость изучать Библию вместе с Обществом Сторожевой Башни, которое, как говорят Свидетели Иеговы, помогает людям «познавать» Бога103. А поскольку это познание ведет к вечной жизни, изучать Библию со Сторожевой Башней чрезвычайно важно. Один из номеров журнала «Сторожевая башня» самоуверенно приглашает: «Придите за спасением в организацию Иеговы»104.

Библейское учение. Прежде всего, следует указать Свидетелю Иеговы, что в «Переводе нового мира» этот стих переведен неверно. В более точном переводе с греческого он звучит так: «И это есть жизнь вечная, да знают Тебя» (курсив автора). Таким образом, Иисус говорит здесь о личном познании Бога, а не об общем знании Библии105. Греческий глагол «знать», использованный в данном контексте, конкретно указывает на очень близкие отношения с другой личностью106.

Это полностью согласуется с тем, что мы видим в других отрывках Писания. Например, Иисус отмечал, что общее знание Библии само по себе еще не дает спасения. Обращаясь к группе иудеев, Он сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин.5:39–40). Эти заблудшие иудеи «знали» лишь внешнюю сторону Библии, но пренебрегли ее внутренней сутью – Иисусом Христом. Такое знание не принесло им никакой пользы.

Прочитав вслух Ин.5:39–40,

Спросите:

Согласно Ин.5:39–40, достаточно ли для спасения одного только знания Писания? (Ответ будет отрицательным.)

Что, согласно этому отрывку, требуется для спасения?

В полном согласии с вышесказанным апостол Павел писал о людях, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3:7). Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид говорит: «„Факты», которыми забиты головы Свидетелей, не могут компенсировать отсутствие реального знания Иисуса, живой истины»107.

Писание постоянно подчеркивает, что корень спасения лежит в личных взаимоотношениях с Иисусом Христом – и только с Ним. Иисус сказал: «...Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Петр сказал об Иисусе: «...нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:11–12). Как ясно говорит Писание, божественная миссия Христа состояла в том, чтобы стать Спасителем мира (Ин.3:16; 4:42; 6:33; 1Ин.4:14; 5:20).

Таким образом, спасение заключается в личном знании Христа. А такое знание нельзя обрести путем «принятия знания» о Боге из литературы Общества Сторожевой Башни.

Деян.20:20 – Свидетельство по домам

Учение Сторожевой Башни. В Деян.20:20 процитированы слова апостола Павла: «...я не уклонялся от того, чтобы говорить вам обо всем полезном и учить вас всенародно и по домам...» (ПНМ). Свидетели Иеговы видят в этом стихе указание на необходимость проповеди по домам.

В изданной Сторожевой Башней книге Let God Be True говорилось, что «[Иисус] и Его ученики проповедовали всенародно и по домам (Деян.20:20). Каждый истинный христианский служитель евангелия имеет заповедь идти по их стопам и должен поступать как они (1Пет.2:21; Лк.24:48; Деян.1:8; 10:39–40). Поскольку Свидетели Иеговы несут весть к людям, их проповедь отличается от проповеди религиозного священства, которое требует, чтобы люди приходили к ним и сидели у их ног, чтобы им можно было проповедовать»108. Иными словами, поскольку никакие другие так называемые христианские группы не проповедуют по домам, Свидетели Иеговы, несомненно, являются единственным истинным народом Бога.

Библейское учение. Во-первых, есть все основания полагать, что словом «дома» в Деян.20:20 Лука назвал домашние церкви109. Централизованных церковных зданий, где могли бы собираться верующие, на заре христианства еще не было. По всему городу было разбросано множество мелких домашних церквей.

Изучая Новый Завет, мы видим, как первые христиане «преломляли по домам хлеб» (Деян.2:46, см. также Деян.5:42) и собирались на молитву в доме Марии, матери Марка (Деян.12:12). В своей книге The Church in Gods Program богослов Роберт Д. Сауси отмечает, что «практика домашних встреч, очевидно, стала общепринятой, поскольку мы слышим о домашних церквях (Кол.4:15; Рим.16:4; 1Кор.16:19; Флм.2). Использование специальных церковных зданий началось не ранее конца II века»110.

В свете вышесказанного вполне возможно, что апостол Павел проповедовал в домашних церквях. Это объяснение выглядит особенно логично потому, что слова Павла: «...я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам...» (Деян.20:20, курсив автора) были обращены не к людям вообще, а к «пресвитерам церкви» (см. стих 17). Если это объяснение верно, то сказанное в Деян.20:20 не дает никаких оснований утверждать, что Свидетели Иеговы – единственные истинные верующие, поскольку из всех последователей Иеговы лишь они одни ходят по домам.

Даже если в Деян.20:20 речь все-таки идет о домах, а не домашних церквях, этот стих не подтверждает толкование Сторожевой Башни. Факт, что некая практика имела место в первые годы церковной истории, сам по себе не означает, что она должна присутствовать в Церкви всегда.

Например, об отдельных членах ранней Церкви Библия пишет: «...никто ничего из имения своего не называл своим, но все у всех было общее» (Деян. 4:32).

Спросите:

В ранней Церкви имело место перераспределение собственности. Значит ли это, что вы должны расстаться со всем вашим личным имуществом, чтобы его поровну распределили среди более бедных Свидетелей Иеговы в Зале Царства?

Постарайтесь, чтобы Свидетель Иеговы понял, что вы имеете в виду! Затем еще раз повторите главную мысль: факт, что некая практика имела место в первые годы церковной истории, сам по себе не означает, что она должна присутствовать в Церкви всегда.

Характерный стиль

В этой главе мы убедились, что Общество Сторожевой Башни не является видимым представителем Бога на земле; оно не является Божьим каналом истины для сегодняшних верующих; оно не является единственным авторитетным толкователем Библии; оно не является «верным и благоразумным рабом» Бога и не может оправдать свое существование ссылками на страницы Писания (вопреки собственным утверждениям).

Однако мы увидели, что Общество Сторожевой Башни последовательно искажает истинный смысл Писания ради достижения своих целей. В дальнейших главах, разбирая конкретные вопросы вероучения Свидетелей Иеговы, мы увидим, что такой подход характерен для них всегда.

* * *

37

Draper's Book of Quotations for the Christian World (Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, 1992), p. 629.

38

Там же.

39

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 199.

40

Сторожевая башня. 1917. 15 января. [На англ. яз.]. С. 6033.

41

Сторожевая башня. 1919. 1 апреля. [На англ. яз.]. С. 6414.

42

Сторожевая башня. 1938. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 169.

43

Сторожевая башня. 1985. 1 июня. [На англ. яз.]. С. 19.

44

Сторожевая башня. 1973. 1 июля. [На англ. яз.]. С. 402.

45

Сторожевая башня. 2001. 15 июня. С. 21.

46

Сторожевая башня. 1957. 15 июня. [На англ. яз.]. С. 370. См. также: Сторожевая башня. 1998. 1 сентября. С. 15; 1999. 1 февраля С. 13.

47

Сторожевая башня. 1983. 1 марта. [На англ. яз.]. С. 25.

48

Сторожевая башня. 1969. 15 марта. [На англ. яз.]. С. 172.

49

Сторожевая башня. 1957. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 274. См. также:

Сторожевая башня. 2001. 15 июня. С. 26.

50

Сторожевая башня. 1981. 1 апреля. [На англ. яз.]. С. 27.

51

Studies in the Scriptures, vol. 1: The Divine Plan of the Ages (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1924–1927 editions), p. 7; vol. 7: The Finished Mystery (1917), pp. 5, 418. О том, как Общество сегодня объясняет этот факт своей истории см. журнал «Сторожевая башня» за 15 мая 1998, с. 15. Объективный анализ этой истории можно найти в книге Дэвида Рида «За кулисами Сторожевой Башни» (СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. С. 22, 64–68).

52

Рутерфорд И. Ф. Арфа Божия. Brooklyn, New York, U.S.A: International Bible Students Association, 1921. C. 241.

53

Сторожевая башня. 1920. 1 апреля. [На англ. яз.]. С. 100.

54

Там же. С. 101.

55

David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 59.

56

Там же.

57

God's Kingdom of a Thousand Years Has Approached (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1973), p. 346.

58

Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 200; Reasoning from the Scriptures, p. 206, курсив автора.

59

В некоторых публикациях Свидетелей Иеговы это название переводится как «Руководящая корпорация». См.: Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 195. – Примеч. науч. ред.

60

Сторожевая башня. 2001. 15 января. С. 21.

61

Сторожевая башня. 1969. 15 января. [На англ. яз.]. С. 51.

62

Сторожевая башня. 1981. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 19. См. также: Сторожевая башня. 2001. 1 июля. С. 4; 1997. 15 марта. С. 15.

63

Сторожевая башня. 1964. 1 мая. С. 277. См. также: Сторожевая башня. 1999. 1 июля. С. 17; 1999. 1 октября. С. 18; 1999. 15 ноября. С. 26.

64

Сторожевая башня. 1972. 1 августа. [На англ. яз.]. С. 460. См. также: Сторожевая башня. 1999. 1 октября. С. 5.

65

Сторожевая башня. 1969. 1 октября. [На англ. яз.]. С. 590.

66

Там же. См. также: Сторожевая башня. 1999. 1 декабря. С. 15; 1998.

15 августа. С. 12, 19, 20.

67

Сторожевая башня. 1981. 1 декабря. [На англ. яз.]. С. 14.

68

Сторожевая башня. 1957. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 274.

69

Сторожевая башня. 1983. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 22.

70

Там же. С. 27.

71

Сторожевая башня. 1911. 15 сентября. [На англ. яз.]. С. 4885.

72

Сторожевая башня. 1967. 1 октября. [На англ. яз.]. С. 587.

73

Qualified to be Ministers (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1955), p. 156.

74

Сторожевая башня. 1965. 1 июля. [На англ. яз.]. С. 391.

75

Сторожевая башня. 2001. 15 июня. С. 26.

76

Наше царственное служение. 2002. Август. С. 3–4. См. также: David A. Reed. С. 121; Сторожевая башня. 1999. 1 марта. С. 14.

77

Man’s Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 329. См. также: Let Your Name Be Sanctified (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1961), pp. 245, 361; Let God Be True. C. 200; Сторожевая башня. 1993. 1 ноября. С. 8–9.

78

James W. Sire. Scripture Twisting: 20 ways the Cults Misread the Bible (Downers Grove, IL: Inter Varsity Press, 1980).

79

Robert M. Bowman. Understanding Jehovah's Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 61.

80

David A. Reed. C. 45.

81

Your Will Be Done on Earth (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1958), p. 362, вставка автора. См. также: Сторожевая башня. 2001. 1 июля. С. 3.

82

Robert М. Bowman. С. 62.

83

Там же.

84

Сторожевая башня. 2000. 1 июля. С. 10.

85

Edmond Gruss. We Left Jehovah's Witnesses (Nutley, NJ: Presbyterian and Reformed, 1974), p. 41, вставка автора.

86

Речь идет о знаменитой серии из шести книг под названием «Исследования Писания», написанных Ч. Т. Расселлом в конце XIX века. На русском языке, по-видимому, был издан только первый том, «Божественный план веков». В 1990 году одна из отколовшихся от Общества Сторожевой Башни групп – Bible Students – выпустила этот том репринтным изданием. Кроме того, в настоящее время ведется работа над новым переводом всех шести томов на русский язык, – с ее результатами можно ознакомиться на странице www.scripturestudy.net/tomy.html. – Примеч. науч. ред.

87

Сторожевая башня. 1910. 15 октября. [На англ. яз.]. С. 298.

88

Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 778.

89

Robert М. Bowman. С. 62; F. W. Thomas, Masters of Deception (Grand Rapids: Baker Book House, 1983), p. 146. См. также: Сторожевая башня. 2001. 1 августа. С. 14.

90

Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W.E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 330.

91

Michael Green. The Second Epistle of Peter and the Epistle of Jude, Tyndale New Testament Commentaries (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1979), p. 91.

92

Сторожевая башня. 1950. 15 августа. [На англ. яз.]. С. 263.

93

David A. Reed. С. 92–93.

94

Reasoning from the Scriptures. С. 327, курсив автора.

95

Сторожевая башня. 1961. 1 ноября. [На англ. яз.]. С. 668, вставка автора.

96

Сторожевая башня. 1960. 1 августа. [На англ. яз.]. С. 474.

97

Reasoning from the Scriptures. С. 283.

98

Robert M. Bowman. С. 55, курсив автора.

99

Там же. С. 56.

100

The International Bible Commentary, ed. F. F. Bruce (Grand Rapids: Zondervan, 1986), p. 1351.

101

The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles F. Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), p. 1231.

102

David A. Reed. C. 93.

103

Там же. С. 81.

104

Сторожевая башня. 1981. 15 ноября. [На англ. яз.]. С. 21.

105

Robert М. Bowman. С. 81.

106

The Bible Knowledge Commentary, New Testament, eds. John F. Walvoord and Roy B. Zuck (Wheaton, IL: Victor Books, 1983), p. 331.

107

David A. Reed. C. 81.

108

Let God Be True. C. 222.

109

The Bible Knowledge Commentary. C. 413.

110

Robert L. Saucy. The Church in God's Program (Chicago: Moody Press, 1972), p. 175.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle