Роудс Рон (протестант)

Источник

Спорные вопросы: переливание крови, дни рождения, нательные крестики

В нужде и черт священный текст приводит.

Уильям Шекспир (1564–1616)

В этой главе мы поговорим о трех аспектах богословия Сторожевой Башни, которые вызывают больше всего споров: переливании крови, днях рождения и нательных крестиках как символе христианства. Свидетели Иеговы уделяют этим вопросам большое внимание. Значит и нам, христианам, важно знать, что Писание в действительности говорит по этому поводу.

Переливание крови871

По учению Общества Сторожевой Башни, Свидетели Иеговы не должны соглашаться на переливание крови ни при каких обстоятельствах – даже если врачи говорят, что отказ от переливания грозит неминуемой смертью. Общество Сторожевой Башни также требует, чтобы родители не позволяли переливать кровь своим детям872.

Свидетели Иеговы убеждены, что библейский запрет на «вкушение крови» распространяется на принятие крови путем переливания. Поэтому многие Свидетели всегда имеют при себе заверенные подписью карточки, в которых сказано, что они отказываются от переливания крови, – на случай, если они попадут в больницу в бессознательном состоянии873.

Свидетели Иеговы ссылаются на то, что нашим прародителям, Адаму и Еве, было запрещено вкушать от дерева познания добра и зла в Едемском саду. Они не послушались Бога и потеряли все. Сегодня нам не запрещено есть плоды какого-то дерева, но запрещено есть кровь. И вопрос, который стоит перед нами, звучит так: «Будем ли мы повиноваться Богу и поступать так, как Он просит, или подобно Адаму и Еве ослушаемся Его и потеряем все?874.

Позиция Сторожевой Башни основана на убеждении, что кровь священна. Книга Aid to Bible Understanding сообщает: «Жизнь священна. Следовательно, кровь, в которой находится жизнь всех тварей, священна, и к ней не следует относиться легкомысленно. После потопа Иегова разрешил Ною – прародителю всех ныне живущих на земле – употреблять в пищу мясо, но строго-настрого наказал не есть кровь»875.

Поскольку такое воздержание (в том числе и от переливания крови) заповедано Богом, последователям Иеговы остается лишь повиноваться Ему. Даже если человек умрет, отказавшись от крови, Бог обещает ему воскресение876. Поэтому Сторожевая Башня спрашивает: если вы находитесь при смерти, разве мудро будет в такой момент отвернуться от Бога, ослушавшись Его заповеди относительно крови?877 Те, кто по-настоящему доверяет Иегове, без труда откажутся от переливания крови, потому что верят в обетование будущего воскресения.

Богословие Сторожевой Башни утверждает, что правильное представление о крови является необходимым условием хороших взаимоотношений с Иеговой. В публикации Сторожевой Башни Jehovah"s Witnesses and the Question of Blood говорилось: «Таким образом, в глазах Свидетелей Иеговы вопрос о крови затрагивает фундаментальные принципы... От этого зависят их отношения со своим Творцом и Богом»878. Другая публикация, Blood, Medicine, and the Law of God, также утверждала, что переливание крови «может привести к сиюминутному и очень кратковременному продлению жизни, но за это посвященный христианин заплатит своей вечной жизнью»879.

Свидетели Иеговы любят говорить, что, даже если не учитывать библейское учение о крови, переливание крови наносит вред здоровью человека. В книге Mans Salvation Out of World Distress At Hand! говорилось: «Многие об этом не знают, но широко распространенное использование переливания крови привело к росту числа заболеваний, которые делают человека инвалидом, а часто и приводят к смерти, не говоря уже о смертях, вызванных самой этой процедурой, которой многие подвергаются до сих пор»880.

Правомерна ли позиция, которую Сторожевая Башня занимает в отношении переливания крови? В подтверждение своей правоты Свидетели Иеговы часто ссылаются на Быт.9:4; Лев.7:26–27; 17:11–12 и Деян.15:28–29. Давайте порассуждаем о переливании крови при помощи этих отрывков.

Рассуждая при помощи Писания

Быт.9:4 – Никаких переливаний крови

Учение Сторожевой Башни. Стих Быт.9:4 в «Переводе нового мира» звучит так: «Только плоти с ее душой – ее кровью – ты не должен есть» (пер. с англ.). Этот стих, как говорят Свидетели Иеговы, запрещает переливание крови. По их словам, переливание крови – то же самое, что употребление крови в пищу, поскольку эта медицинская процедура аналогична внутривенному питанию881.

Общество Сторожевой Башни указывает на тот факт, что больного – если он находится в больнице и не может принимать пищу через рот, – кормят внутривенно. «Разве человек, который отказывается принимать кровь в пищу через рот, исполнит заповедь Бога о воздержании от крови, приняв кровь путем переливания?» – спрашивают Свидетели Иеговы882. «Предположим, – развивают они свою мысль, – что врач рекомендовал бы тебе воздержаться от алкоголя, то значило ли бы это, что ты не должен лишь принимать его через рот, но что ты мог бы вливать его в вену?»883

Логика этих рассуждений такова: поскольку нет никакой существенной разницы между употреблением крови с пищей и ее внутривенным вливанием, в Быт.9:4 Бог запрещает не только есть кровь, но и переливать ее.

Библейское учение. Беседу на эту тему вы можете начать с упоминания о трагических последствиях запрета на переливание крови. Многие Свидетели заплатили жизнью за свою покорность организации. Бывшие Свидетели Иеговы Леонард и Марджори Кретьен рассказывают:

[Один человек поведал нам] душераздирающую историю о том, как ему однажды пришлось сделать выбор между своей религией и жизнью своего ребенка. У его сына была серьезная врожденная грыжа. Чтобы спасти жизнь ребенка, нужна была срочная операция, которая требовала переливания крови. Свидетелей Иеговы учат, что эта процедура противоречит закону Бога, а наказанием за нарушение правил является изгнание из организации и разрыв отношений со всеми друзьями и членами семьи, которые принадлежат к Обществу. Сердце отца было разбито, но он решил послушаться «Божьего закона», и два дня спустя ребенок умер884.

Страшно подумать, что сотни и даже тысячи Свидетелей Иеговы и их детей погибли из-за своей веры в искаженное толкование библейского «учения о крови». Сторожевая Башня, запретившая перелить кровь ребенку, о котором мы только что рассказали, похожа на непреклонных и бессердечных фарисеев, осуждавших и гнавших Христа за то, что Он исцелял людей в субботу (Лк.6:6–11)885.

Спросите:

Вы действительно готовы позволить своему ребенку умереть, следуя наставлениям Общества Сторожевой Башни?

Напомните собеседнику, что Сторожевая Башня всегда была крайне непоследовательна в своих взглядах на медицину. Возьмем, к примеру, прививки. В 1931 году на страницах журнала Golden Age Общество объявило: «Прививки – прямое нарушение вечного завета, который Бог заключил с Ноем после потопа»886. На протяжении двадцати последующих лет Общество Сторожевой Башни запрещало своим членам делать прививки. Однако в 50-х годах запрет был отменен, и с тех пор прививки детям Свидетелей делали без каких-либо ограничений887. Журнал «Пробудитесь!» от 22 августа 1956 года признал факт, что прививки снижают заболеваемость888. Только представьте себе, что в тот момент должны были почувствовать родители, чьи дети умерли из-за того, что им не были сделаны прививки?

Другой пример – история отношения Общества к трансплантации органов889. 15 ноября 1967 года журнал «Сторожевая башня» провозгласил, что трансплантация органов, по сути, является людоедством, и что подобные поступки не приличествуют христианам890. В следующем году журнал «Пробудитесь!» объявил, что любая пересадка органов – людоедство891. На протяжении почти тринадцати лет после этого трансплантация органов была под запретом. Многие Свидетели Иеговы умерли или жестоко страдали, отказавшись от операции. Однако затем Общество Сторожевой Башни изменило свои взгляды, поскольку медицинские преимущества трансплантации органов стали научно доказанным фактом. 15 марта 1980 года журнал «Сторожевая башня» признал, что пересадка органов не обязательно является людоедством892. Пересадку органов разрешили.

В свете этих фактов бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид замечает: «Учитывая, что Сторожевая Башня больше двадцати лет запрещала прививки и полностью изменила свои взгляды, а потом запрещала пересадку органов в течение тринадцати лет и вновь пересмотрела свое толкование, остается только гадать, как скоро Общество найдет новое толкование библейских стихов, на основании которых сегодня запрещает переливание крови?»893.

Спросите:

Известно ли вам, что в 30-х годах Общество Сторожевой Башни запретило прививки, но впоследствии пересмотрело свою позицию и в 50-х годах отменило этот запрет?

Известно ли вам, что в 1967 году Общество Сторожевой Башни ввело запрет на трансплантацию органов, но в 1980 году изменило свое мнение и сняло этот запрет?

Что, как вы думаете, почувствовали родители, чьи дети умерли из-за того, что им вовремя не сделали прививки или операцию по пересадке органов?

Учитывая непоследовательность, которую Общество Сторожевой Башни проявляет в своем отношении к медицине, допускаете ли вы возможность, что в скором времени взгляды организации на переливание крови тоже изменятся?

Чем, на ваш взгляд, объясняется непоследовательность Общества в медицинских вопросах?

Приличествует ли такая непоследовательность пророку Бога, на статус которого претендует Сторожевая Башня?

Прежде чем двигаться дальше, нужно разобраться, зачем Израилю вообще было дано предписание относительно употребления в пищу крови? Многие богословы связывают этот закон с кровными жертвоприношениями, которые должны были стать частью обычной религиозной жизни Израиля. Вот что говорит по этому поводу X. К. Люпольд:

Эти ограничения вводятся с расчетом на будущие постановления, которые должны определить порядок использования крови в жертвоприношении. Таким образом, это правило времен Ноя подготавливает народ к жертвенному использованию крови, а священную часть жертвы... едва ли следует использовать для удовлетворения человеческого аппетита. Кроме того, не будет преувеличением сказать, что это ограничение установлено с учетом святости крови нашего Великого Первосвященника, который одновременно является и священником, и жертвой894.

Смысл указания по поводу принятия пищи понятен. Некоторые окружавшие Израиль языческие народы вообще не питали никакого уважения к крови. Эти язычники регулярно употребляли кровь в пищу. Иногда это было частью их поклонения ложным богам, а иногда они думали, что кровь может наделить их сверхъестественной силой. Как бы то ни было, запрет на употребление крови в пищу отделял Израиль от таких богопротивных народов.

Но теперь нам следует понять, действительно ли между употреблением крови в пищу и переливанием крови нет никакой разницы? Отвечая на этот вопрос, мы должны согласиться с тем, что Быт.9:4 и другие подобные стихи запрещают употреблять в пищу кровь. Мы не спорим с этим. Мы спорим с утверждением, что употребление крови в пищу и переливание крови – одно и то же. Именно в этом Свидетели Иеговы допускают ошибку.

Джеймс Сайр в своей великолепной книге Scripture Twisting показывает, что попытки Сторожевой Башни запретить переливание крови на основании Быт.9:4 являют собой типичный пример еретического искажения Писания. Он совершенно справедливо отмечает: «Переливание восполняет запас важнейшей животворной жидкости, которая вытекла или потеряла способность выполнять свои функции. Переливание крови нельзя даже сравнивать с внутривенным питанием, поскольку переливаемая таким образом кровь не выступает в роли пищи«895. Уолтер Мартин пришел к такому же выводу: «Отдать свою кровь другому значит не принести себя в жертву и принять в пищу запретную кровь, но передать жизнь другому человеку, – это дар силы, предложенный в духе милосердия и сострадания»896.

Апологет Норман Гайслер отмечает: «Врач может кормить пациента внутривенно и называть такую процедуру „питанием», однако это вовсе не означает, что внутривенное вливание крови также является „питанием». Ведь кровь не усваивается организмом как „пища»"897. Действительно, «когда введение питательных веществ непосредственно в кровеносную систему называют „питанием», это всего лишь образное выражение... „Есть» значит принимать пищу обычным способом – через рот в пищеварительную систему. Внутривенные вливания называют „питанием» потому, что в результате этой процедуры организм получает питательные компоненты, обыкновенно получаемые с пищей»898. Таким образом, на Быт.9:4 и другие подобные библейские стихи нельзя ссылаться в поддержку запрета на переливание крови. Переливание – это не форма «принятия пищи».

Спросите:

Медики единодушны в том, что кровь не воспринимается организмом как пища, которую нужно переварить, но всего лишь восполняет запасы важнейшей жизнетворной жидкости, – разве из этого не следует, что переливание крови отличается от принятия пищи?

Вы никогда не задумывались над тем, что перелитая кровь выполняет именно ту цель, которую определил для нее Бог, – поддерживает жизнь тела, циркулируя в кровеносной системе?899

И еще одно последнее замечание. В 9-й главе Книги Бытие Бог запрещает употреблять в пищу кровь животных, но здесь ничего не говорится о переливании человеческой крови. Как подметили Уолтер Мартин и Норман Кланн: «Этот стих, если рассматривать его в контексте, не имеет даже отдаленного отношения к крови человека и уж тем более к процедуре переливания крови. В 3-м стихе той же главы Иегова говорит Ною, что Его повеление касается животных и их мяса, и что Ной не должен есть их крови. Бог сказал Ною, что мясо животных дается ему в пищу с одним единственным ограничением – не есть с кровью»900. Следовательно, этот стих не запрещает переливание человеческой крови.

Лев.7:26–27 – «Истребление» из Божьего народа?

Учение Сторожевой башни. Лев.7:26–27 в «Переводе нового мира» звучит так: «И ты не должен есть никакой крови ни в каких местах, где ты обитаешь, будь то кровь птиц или кровь зверей. Любая душа, которая будет есть какую-либо кровь, должна быть истреблена из своего народа» (пер. с англ.). «Преступление» переливания крови настолько серьезно, что оно наказывается «истреблением» из Божьего народа. Справочник Aid to Bible Understanding сообщает: «Сознательное нарушение этого закона о святости крови означало „истребление», т. е. смерть"901.

Таким образом, Бог считает принятие крови в пищу очень серьезным проступком. Сегодня, если какой-то Свидетель Иеговы соглашается на переливание крови, его лишают общения902. С этого момента родственники и друзья должны избегать общения с провинившимся и не могут с ним даже здороваться.

Библейское учение. Мы признаем, что Лев.7:26–27 (как и Быт.9:4) запрещает есть кровь, – но данный запрет не имеет никакого отношения к переливанию крови. Это совершенно разные вопросы. В справочнике The New Treasure of Scripture Knowledge можно прочесть: «Постановление, запрещающее есть с кровью, никак не влияет на современную медицинскую практику переливания крови, – последняя здесь даже не рассматривается и, не будучи связанной с принятием крови в пищу или ее перевариванием, не имеет никакого отношения к этому закону»903.

Попросите Свидетеля Иеговы открыть Библию и прочесть вслух Лев.3:17, где говорится: «...никакого тука [т.е. жира] и никакой крови не ешьте». А потом

Спросите:

Почему руководство Сторожевой Башни запрещает переливание крови, но разрешает употреблять в пищу жир?904

Если уж быть последовательным, то почему бы, осудив и запретив одно, не осудить и не запретить второе? (Цель этого вопроса – лишь показать Свидетелю Иеговы, что он непоследователен в своем толковании Библии.)

Стоит упомянуть и о том, что ортодоксальные иудеи, «которым изначально был дан Закон, и которые тщательно удаляют кровь из своей кошерной пищи, допускают переливание крови»905. Очевидно, ортодоксальные иудеи не приравнивают переливание крови к употреблению ее в пищу.

Спросите:

Известно ли вам, что даже ортодоксальные иудеи – которым изначально был дан Закон, и которые тщательно удаляют кровь из своей кошерной пищи, – принимают переливание крови?

Еще один важный момент. Как и Быт.9:4, Лев.7:26–27 запрещает употребление в пищу крови животных («птиц» и «скота»). Этот стих не имеет никакого отношения к переливанию человеческой крови906.

Лев.17:11–12 – Душа тела в крови

Учение Сторожевой башни. Лев.17:11–12 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо душа плоти в крови, и Я сам возложил ее на алтарь, чтобы вы искупили души ваши, потому что именно кровь совершает искупление сущей [в ней] душой. Вот почему Я сказал сынам Израиля: „Никакая душа из вас да не вкушает крови, и никто из пришельцев, живущих среди вас как пришельцы, не должен есть крови"» (пер. с англ., курсив автора).

Если «душа плоти в крови» (Лев.17:11), то человеческая кровь непосредственно вовлечена в процесс самой жизни человека. А поскольку Бог – источник жизни, мы должны следовать Его ясным повелениям относительно использования крови907. Одно из таких повелений запрещает употреблять кровь в пищу. По словам Общества Сторожевой Башни, это повеление конкретно запрещает «вкушать» кровь путем внутривенного вливания.

Библейское учение. Норман Гайслер отмечает, что запрет в Лев.17:11–12 прежде всего касается «употребления в пищу плоти, в которой еще пульсирует горячая кровь. Однако переливание крови – это не употребление в пищу плоти с еще текущей в ней кровью»908. Таким образом, принимая донорскую кровь, вы не нарушаете запрет, данный в 17-й главе Книги Левит.

Опять-таки вам следует подчеркнуть, что в Лев.17:11–12 запрещается употребление крови в пищу. Мы не должны уничижать кровь, принимая ее в пищу через рот, как делали древние язычники.

Однако есть кровь и переливать кровь – не одно и то же. Как мы уже отмечали, в переливании проявляется не пренебрежение кровью, а, наоборот, уважение к ней. Переливание восполняет в организме запас важнейшей жизнетворной жидкости, которая вытекла или потеряла способность выполнять свои функции. В таком контексте кровь не выступает в роли пищи909. Переливание представляет собой акт передачи жизни от одного человека к другому, проявление милосердия910.

Для того чтобы еще четче выразить свою мысль, задайте Свидетелю Иеговы следующие вопросы (те же, что и раньше).

Спросите:

Знаете ли вы хотя бы одного врача, который считает, что переливание крови и употребление ее в пищу через рот – одно и то же? (Ответ, скорее всего, будет отрицательным. Если ваш собеседник скажет, что знает такого врача, попросите письменное подтверждение.)

Знаете ли вы хотя бы одного ортодоксального иудея, который признает, что переливание крови и употребление ее в пищу через рот – одно и то же? (Ответ, скорее всего, будет отрицательным.)

Готовы ли вы по-прежнему доверять Сторожевой Башне – организации, некогда запрещавшей прививки и трансплантацию органов, но потом изменившей свою позицию, – несмотря на все богословские и медицинские аргументы в пользу переливания крови?

Действительно ли вы готовы позволить своему ребенку умереть ради исполнения запрета Сторожевой Башни?

Наконец, запрет в Лев.17:11–12, как и в рассмотренных выше отрывках, относится к употреблению в пищу крови животных. Свидетели Иеговы обычно цитируют стихи 11 и 12, но опускают стих Лев.17:13, где сказано, что это ограничение ограничивает рамки запрета кровью животных: «Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею...» (курсив автора).

Деян.15:28–29 – Иерусалимский Собор

Учение Сторожевой башни. Отрывок Деян.15:28–29 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо святому духу и нам угодно не возлагать на вас большего бремени, кроме того, что необходимо: воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного и от блуда. Оберегая себя от этого, будете успешны. Доброго вам здоровья!» (курсив автора).

Общество Сторожевой Башни говорит, что в новозаветные времена Иерусалимский Собор (Деян.15) вновь подтвердил ветхозаветное учение о воздержании от крови. Таким образом, запрет на употребление крови в пищу (включая внутривенное вливание) основан не только на заповеди из Ветхого Завета. Это учение и Нового Завета911.

Кроме того, заметьте, что в этом стихе «употребление крови в пищу стоит в одном ряду с идолопоклонством и блудодеянием – с тем, что нам должно быть совершенно чуждо»912. Выходит, переливание крови – столь же непристойная вещь, как идолопоклонство или блуд.

Библейское учение. Прежде всего согласитесь с тем, что в Деян.15:28–29 говорится об употреблении крови в пищу. Это бесспорный факт. В этом отрывке повествуется о том, как христиане собрались в Иерусалиме, чтобы обсудить, нужно ли требовать от новообращенных из язычников соблюдения церемониальных требований иудаизма. Председательствующий на Соборе Иаков сказал, что не хочет обременять новообращенных из язычников ничем, кроме нескольких простых ограничений, одним из которых и был запрет на употребление крови в пищу.

Повторюсь еще раз: употреблять кровь в пищу и принимать переливание крови – совершенно разные вещи. Нужно твердо уяснить, что переливание – это проявление не пренебрежения, а уважения к крови. Переливание восполняет недостаток важнейшей животворной жидкости, вытекшей или неспособной выполнять свои функции. В таком контексте кровь не выступает в роли пищи913. При переливании кровь выполняет данное ей Богом предназначение – поддерживать жизнь, циркулируя в жилах914.

Теперь откройте Библию и вслух прочтите Свидетелю Иеговы 9-й и 11-й стихи из той же 15-й главы Деяний (Деян.15:9, 11): «...и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их... Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они».

Спросите:

Разве из 15-й главы Деяний не ясно, что спасение основано исключительно на «вере» по «благодати Господа Иисуса Христа»?

Упоминается ли в 15-й главе Деяний какой-то иной путь спасения? (Ответ будет отрицательным.)

Упоминается ли где-нибудь в 15-й главе Деяний потеря спасения? (Ответ будет отрицательным).

Есть ли где-нибудь в 15-й главе Деяний ясное утверждение, что спасение человека зависит от того, как он исполняет повеление о крови? (Ответ отрицательный.)915

Напоследок можно пояснить, что обращенных в христианство язычников просили воздерживаться от крови (о чем и рассказывается в Деян.1:28–29) для того, чтобы не оскорблять чувства христиан-евреев, которых мысль о питье крови приводила в ужас. Таким образом, указания по поводу воздержания от крови были связаны с некоторыми нюансами общения между христианами-ев- реями и обращенными язычниками916. Богослов Джордж Лэдд комментирует: «Это постановление было адресовано „языческим» церквям и устанавливало не условия спасения, а основу для общения в духе Павлова увещания – сильным в вере ограничивать в таких вопросах свою свободу, чтобы не оскорбить чувства более слабого брата (Рим.14; 1Кор.8917.

Мы вынуждены признать, что Сторожевая Башня страшно заблуждается, пытаясь найти в рассмотренных выше библейских отрывках основание для запрета на переливание крови. Свидетели Иеговы привносят в эти стихи смысл, которого в них попросту нет.

Дни рождения

Общество Сторожевой Башни строго запрещает Свидетелям Иеговы праздновать дни рождения. Даже отправив кому-то поздравительную открытку, Свидетель может попасть «на ковер» к судебному комитету. Тех, кто не подчиняется Обществу Сторожевой Башни в этом вопросе, ждет наказание в виде лишения общения918.

Свидетели Иеговы ссылаются на то, что в Библии есть лишь два упоминания о праздновании дней рождения: Быт.40:20–22 и Мф.14:6–10. Оба случая представлены в крайне негативном свете: оба виновника торжества были язычниками, и оба казнили кого-то в день своего рождения919. Отсюда ясно, что ни один последователь Иеговы не должен праздновать день рождения. Сделать это означало бы публично оскорбить Самого Бога.

Быт.40:20–22 – Грех ли праздновать дни рождения?

Учение Сторожевой башни. Быт.40:20–22 в «Переводе нового мира» выглядит так: «А на третий день случился день рождения фараона, и он устроил пир для всех своих слуг и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих. Соответственно, он восстановил главного виночерпия в должности виночерпия, и тот продолжал вкладывать чашу в руку фараона. Но главного хлебодара он повесил [убил], в точности, как и истолковал Иосиф» (пер. с англ.).

По словам Свидетелей Иеговы, ничто из записанного в Библии не включено туда просто так, без причины (2Тим.3:16–17), – даже исторические повествования о деяниях язычников в библейские времена. Поскольку Библия представляет дни рождения в негативном свете, христианам не следует их праздновать920. Если говорить конкретнее, Свидетели Иеговы утверждают, что празднование дней рождения – порочная практика, поскольку развращенный фараон праздновал свой день рождения и в этот день казнил кого-то. Следовательно, христианам не следует отмечать этот праздник.

Библейское учение. Данное учение Сторожевой Башни представляет собой типичный пример ошибки, известной как «обвинение по ассоциации». Считать, что какой-то день порочен лишь потому, что в этот день случилось нечто плохое, – поистине извращенная логика. Быт.40:20–22 доказывает порочность фараона, но никак не дней рождения. Конечно, в Писании нет повеления праздновать дни рождения, однако нет и оснований считать, что Быт.40:20–22 или какой-то иной стих запрещает.

Спросите:

Разве не логичнее, основываясь на словах Быт.40:20–22, сделать вывод, что порочен фараон, а не день рождения? (Если Свидетель Иеговы не согласится, задайте ему следующий вопрос.)

Что в Быт.40:20–22 является источником зла – фараон или день рождения?

Стоит также отметить, что в свой день рождения фараон сделал и нечто хорошее – он амнистировал главного виночерпия (Быт.40:21). Он выпустил человека на свободу!

Спросите:

Если порочный поступок фараона в день рождения означает, что все дни рождения порочны, то хороший поступок фараона в тот же день, вероятно, означает, что во всех днях рождения есть что-то хорошее?

Вот что говорит об обычае празднования дня рождения в библейские времена исследователь Библии Е. М. Блэйклок:

Празднование годовщины своего рождения – всеобщая практика, поскольку в большинстве человеческих городов жизненные права и обязанности привязаны к достижению определенного возраста. В сохранившихся данных переписи населения, датируемых 48 г. н.э., тщательно записан возраст учтенных людей – в соответствии с римским законом о переписях, который предусматривал наблюдение и счисление дней рождения. В соответствии с 12-й главой Книги Левит, рождение ребенка сопровождалось определенными обрядами и церемониями. По Закону Моисееву, авторитет и общественное положение человека зависели, главным образом, от его возраста. Родители слепорожденного говорили, что их сын «в совершенных летах» (Ин.9:21). В том, что Иисус пришел в храм, когда Ему исполнилось двенадцать лет, был особый смысл. Несмотря на отсутствие документальных подтверждений, представляется очевидным, что значение дня рождения отмечалось ежегодно921.

С исторической точки зрения с днями рождения, о которых говорилось выше, не ассоциировалось ничто порочное.

Спросите:

История свидетельствует, что многие древние дни рождения не сопровождались ничем порочным. Как вы думаете, можно ли в таком случае налагать жесткий запрет на этот праздник лишь из-за того, что сделали два совершенно разных человека, которые к тому же казнили людей и в другие дни?922

Многие исследователи Библии (Альберт Барнс, Адам Кларк, Роберт Джемисон, Эндрю Фоссет и Дэвид Браун) полагают, что в Книге Иов.1:4 есть упоминание о днях рождения923: «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали, и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (курсив автора). Адам Кларк отмечает: «Похоже, здесь идет речь о празднике дня рождения. Когда у кого-то из сыновей Иова наступал день рождения, он приглашал своих братьев и сестер на пир; и этот обычай соблюдал каждый»924. (Обратите внимание, что в Книге Иов.3:1–3 фраза «свой день», похоже, означает «день рождения».)

Между тем в тексте нет и намека на то, что дети Иова занимались в этот день чем-то предосудительным. Их празднества не кажутся языческим обычаем. И уж, конечно, Иов не осуждал детей за то, что они отмечали дни рождения. Если бы дни рождения были оскорбительны для Иеговы, то Иов – «непорочный, справедливый и богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1:1) – запретил бы им устраивать такие праздники.

Мф.14:6–10 – Грех ли праздновать дни рождения?

Учение Сторожевой башни. Евангелие от Мф.14:6–10 в «Переводе нового мира» звучит так: «Но когда праздновался день рождения Ирода, дочь Иродиады танцевала там и угодила Ироду, так что он с клятвой пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. Тогда она, по наущению своей матери, сказала: „Подай мне сюда на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но ради своих клятв и возлежавших с ним велел дать ей; и послал обезглавить Иоанна в тюрьме».

Свидетели Иеговы говорят, что христианам не следует праздновать дни рождения, поскольку язычник Ирод тоже праздновал и в тот день приказал обезглавить Иоанна Крестителя. Принимать участие в праздновании дня рождения значит участвовать в языческом обряде и нарушать святой закон Бога. Поэтому ни один истинный последователь Иеговы не станет праздновать день рождения.

Библейское учение. Я вынужден повториться: эта позиция Сторожевой Башни – типичный пример «обвинения по ассоциации». Считать, что какой-то день порочен лишь потому, что в этот день случилось нечто плохое, – поистине извращенная логика. Сказанное в Мф.14:6–10 доказывает греховность Ирода, а не дней рождения.

Спросите:

Разве не логичнее, основываясь на словах Мф.14:6–10, сделать вывод, что порочен Ирод, а не день рождения? (Если Свидетель Иеговы не согласится, задайте ему следующий вопрос.)

Что в Мф.14:6–10 является источником зла – Ирод или день рождения?

Ношение крестов

Свидетели Иеговы утверждают, что крест – языческий символ. Христиане приняли этот символ, говорит нам Сторожевая Башня, когда в первые века христианства сатана завладел умами руководства Церкви925. Свидетели верят, что Христос был распят не на кресте, а на вертикальном столбе, а посему люди, носящие изображение креста, бесчестят Бога и участвуют в идолопоклонстве.

Любопытно, что первые публикации Сторожевой Башни изображали Христа распятым на кресте, а не на столбе, как Общество говорит сейчас926. В тех публикациях даже были изображения распятого на кресте Христа. Примером тому служат книги Creation (1927)927 и Reconciliation (1928)928 и журнал «Сторожевая башня» за 1 января 1891 г.929.

«Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год» писал: «...начиная с номера за 15 октября 1931 г. на обложке „Сторожевой башни» больше не стоит символ креста и короны»930. В одном из Приложений в современных изданиях «Перевода нового мира» можно прочесть: «Нет никаких доказательств, что Иисус Христос был распят на двух кусках дерева, расположенных под прямым углом»931. Журнал «Сторожевая Башня» за 15 августа 1987 г. развивает эту мысль: «Скорее всего, Иисуса казнили на вертикальном столбе без поперечной перекладины»932.

Спросите:

Разве истинный пророк Бога, говорящий от лица Иеговы, станет менять свою точку зрения на такие важные вопросы?

Свидетели Иеговы аргументируют свою современную позицию тем, что греческое слово stauros («крест») в классическом греческом языке означало «вертикальный столб» или «кол». Общество Сторожевой Башни приводит цитату из библейского словаря, в которой говорится: «Греческое слово [stauros], переведенное как „крест», собственно, означало столб, „вертикальный шест», кол, на который можно было что-то повесить, и который можно было использовать для ограждения участка земли»933. Таким образом, традиционное представление о том, что Иисус умер на кресте, неверно.

Кроме того, как утверждает Общество Сторожевой Башни, символ креста был широко распространен в дохристианские времена и среди нехристианских народов. В древней Халдее крест был символом ложного бога Таммуза. Таким образом, воздавая почести кресту, человек почитает символ, враждебный истинному Богу934.

Крест или столб?

Свидетели Иеговы забывают упомянуть о том, что греческое слово stauros обозначало целый ряд деревянных конструкций, которые в те времена использовали для казни. Роберт Боумэн замечает, что деревянная конструкция stauros могла выглядеть как «греческая буква „тау» (Т) или знак „плюс» (+), иногда состояла из двух косых перекладин (X), а также (нечасто) из одного-единственного вертикального столба без перекладины. Утверждение, что применялась только последняя форма, или что слово stauros может обозначать только такую форму, противоречит реальным историческим фактам и построено на наивном низведении понятия до его первоначального или простейшего значения»935.

Спросите:

Известно ли вам, что греческое слово stauros («крест»), как показывают исторические данные, использовали для обозначения целого ряда деревянных конструкций, предназначенных для казни, в том числе Т-образных, крестообразных, Х-образных и имеющих форму вертикального креста?

Чтобы показать, что Иисус умер на кресте, а не на столбе, попросите Свидетеля Иеговы открыть «Перевод нового мира» и прочесть вслух Ин.20:25: «И другие ученики сказали ему: „Мы видели Господа!» Но он сказал им: «Пока не увижу на его руках отметин от гвоздей, и не вложу свой палец в отметины от гвоздей, и не вложу свою руку в его бок, ни за что не поверю"» (курсив автора).

Если бы Иисус был распят на столбе, а не на кресте, в Его руки был бы забит только один гвоздь936. В тексте же Евангелий речь идет о гвоздях (по одному в каждую руку)937. Этот стих представляет собой серьезную угрозу учению Сторожевой Башни: ведь даже в «Переводе нового мира» слово «гвозди» стоит во множественном числе938.

Спросите:

Если Иисус был распят на столбе, почему в Ин.20:25 говорится о «гвоздях», а не об одном «гвозде»?

Примечательно и то, как Иисус говорил о будущем распятии Петра. Он сказал, что апостол прострет руки, а не поднимет их над головой939. Вот слова Иисуса: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин.21:18–19, курсив автора)940.

Прочитав этот отрывок вслух,

Спросите:

Как в свете сказанного в Ин.21:18–19 человек может быть распят на вертикальном столбе с распростертыми руками?

Сказанное в Мф.27:37 также свидетельствует в пользу распятия на кресте, а не на столбе: «...и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: „Сей есть Иисус, Царь Иудейский"» (курсив автора). Если бы Иисуса казнили на столбе, этот текст звучал бы «...над руками Его...». Но в Библии мы читаем «...над головою Его...», откуда следует, что речь идет о распятии на кресте.

Спросите:

Если Иисус был распят на столбе, почему в Мф.27:37 упоминается надпись, повешенная над Его головой, а не над Его руками?

Идолопоклонство ли носить нательный крестик?

Свидетели Иеговы утверждают, что ношение нательных крестиков – это форма идолопоклонства. В подтверждение своих слов они ссылаются на такие библейские отрывки, как 1Кор.10:14 и Исх.20:4–5. Давайте рассмотрим эти отрывки и порассуждаем при помощи Писания.

Рассуждая при помощи Писания

1Кор.10:14 – Является ли ношение крестика идолопоклонством?

Учение Сторожевой башни. 1Кор.10:14 в «Переводе нового мира» звучит так: «А потому, возлюбленные, убегайте от идолопоклонства». Опираясь на подобные отрывки, Общество Сторожевой Башни отвергает любую форму идолопоклонства. Они говорят, что первая Церковь боролась с идолопоклонством столь же решительно941.

На основании 1Кор.10:14 Свидетели Иеговы утверждают, что носить крест и почитать его как символ христианства нельзя, потому что это идолопоклонство942. Книга Reasoning from the Scriptures спрашивает: «Что бы вы почувствовали, если бы вашего лучшего друга казнили по ложному обвинению? Вы что, сделали бы себе копию орудия казни? Вы хранили бы ее как драгоценность или вышвырнули прочь?»943 Сама мысль о почитании креста абсурдна, говорят Свидетели.

Библейское учение. Для начала согласитесь с тем, что сказано в 1Кор.10:14 (в контексте): мы должны избегать идолопоклонства. Тот, кто считает, что крест сам по себе свят и достоин поклонения или почитания, не прав. Но если человек всего лишь носит на шее изображение креста, это еще не означает, что он поклоняется идолам.

Нужно учитывать, что коринфские христиане (к которым обращено Первое послание к коринфянам) были выходцами из языческой культуры, в которой процветало необузданное идолопоклонство. В Коринфе были храмы Аполлона, Асклепия, Деметры, Афродиты и других языческих богов и богинь, которым поклонялись горожане. Поэтому Павел писал об очень актуальной для коринфян проблеме944.

Но в этом контексте ничего не говорится о ношении крестиков. Нося на себе изображение креста, христиане не поклоняются ему. Скорее, крестик является для них внешним свидетельством того, что они верят в Евангелие креста – в то, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Таким образом, крест воплощает в себе поклонение Христу, а потому ношение креста никак нельзя считать формой идолопоклонства.

Объяснив это,

Спросите:

Известно ли вам, что христиане не поклоняются кресту и не обожествляют его, – они носят изображение креста, потому что в нем проявляется наше поклонение Христу?

Исх.20:4–5 – Является ли ношение креста идолопоклонством?

Учение Сторожевой башни. Исх.20:4–5 в «Переводе нового мира» звучит так: «Не делай себе никакого изображения того, что на небе вверху, или на земле внизу или в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им, поскольку я, Иегова, Бог твой, один Бог, которому ты должен поклоняться, навлекающий наказание за грехи отцов на детей до третьего и четвертого поколения ненавидящих меня» (пер. с англ.).

Свидетели Иеговы говорят, что Исх.20:4–5 запрещает ношение крестов, поскольку крест является «изображением» и, следовательно, идолом. В книге Let God be True говорится: «Этот закон [относительно изображений] был дан им из среды облаков, тьмы и огня, и нельзя было различить никакой формы – именно для того, чтобы предотвратить попытки людей сотворить изображение Всемогущего Бога. Таким образом, его закон стал оградой, защитой для народа, который постоянно жил в окружении поклоняющихся идолам народов»945. Следовательно, говорят нам, было бы полной глупостью использовать крест в качестве символа христианства.

Библейское учение. В этом отрывке из Книги Исход, если рассматривать его в контексте, речь идет об идолах, которым поклоняются люди946. Соответственно, запрет касается только объектов поклонения947. Поскольку христиане не поклоняются кресту, сказанное в Исх.20:4–5 к ним неприменимо. Христиане превозносят Христа и только Его одного, и именно по этой причине носят крест, свидетельствующий, что они поклоняются Христу.

Спросите:

Вы действительно думаете, что христиане поклоняются кресту? (Если Свидетель Иеговы ответит утвердительно, поправьте его, а затем задайте следующий вопрос.)

Раз христиане не поклоняются кресту, запрет из Книги Исх.20:4–5 неприменим к ним, не так ли?

Эту заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (курсив автора), Бог дал из-за того, что Израиль прожил какое-то время в Египте. Египтяне делали идолов и изображения ложных богов, имеющие сходство с небесными, земными и морскими существами. Бог повелел не делать таких изображений. Нужно хранить верность лишь Ему одному. Поклонение каким-то другим богам недопустимо.

Из контекста совершенно ясно, что этот запрет не имеет никакого отношения к изображению креста, поскольку мы не поклоняемся ему и не обожествляем его.

* * *

871

Несмотря на жесткую позицию, которую Общество Сторожевой Башни занима­ет в вопросе переливания крови, в рядах самих Свидетелей Иеговы существует целое движение, добивающееся отмены этого запрета. Сторонники движения объедини­лись в неформальную и анонимную организацию «Ассоциация Свидетелей Иеговы за реформу в учении о крови» (AJWRB). На странице этой организации в сети Ин­тернет (www.ajwrb.org) о целях ее участников говорится так: Ассоциация Свидетелей Иеговы за реформу в учении о крови это не­однородная группа Свидетелей из многих стран. Некоторые ее члены в насто­ящий момент служат или ранее служили старейшинами или членами Боль­ничного комитета. Другие трудятся в сфере медицины или же у них есть друзья или родственники среди Свидетелей. Все они добровольно отдают свое время и силы, пытаясь положить конец трагической и ошибочной политике, которая унесла тысячи жизней, в том числе и многие жизни детей. На странице AJWRB в сети Интернет можно найти большое количество матери­алов, разоблачающих ошибочность и гибельность политики Сторожевой Башни в от­ношении крови. Эти материалы представлены на разных языках (но, к сожалению, не на русском). Примеч. науч. ред.

872

David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 20; David A. Reed. Jehovah’s Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), pp. 12, 22.

873

Как кровь может спасти твою жизнь? Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1994. C. 18. См. также: Сторожевая башня. 1994. 1 октября. С. 31.

874

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 75.

875

Aid to Bible Understanding (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), p. 243. См. также: Познание, ведущее к вечной жизни. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1995. C. 128.

876

Reasoning from the Scriptures. C. 75.

877

Там же. С. 76

878

Jehovah’s Witnesses and the Question of Blood (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1977), pp. 18–19.

879

Blood, Medicine and the Law of God (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1961), p. 55.

880

Man's Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 10.

881

Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 216.

882

Reasoning from the Scriptures. C. 73.

883

Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 216.

884

Leonard and Marjorie Chretien. Witnesses of Jehovah (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1988), p. 14.

885

Cm.: David A. Reed. Jehovah's Witnesses:Answered Verse by Verse, p. 89.

886

The Golden Age, 4 February 1931, p. 293.

887

David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower. C. 104.

888

Пробудитесь! 1965. 22 августа. [На англ. яз.]. С. 20.

889

См.: David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower. C. 104–106.

890

Сторожевая башня. 1967. 15 ноября. [На англ. яз.]. С. 702–704.

891

Пробудитесь! 1968. 8 июня. [На англ. яз.]. С. 21.

892

Сторожевая башня. 1980. 15 марта. [На англ. яз.]. С. 31.

893

David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower, p. 106.

894

H. C. Leupold. Exposition of Genesis, vol. 1 (Grand Rapids: Baker Book House, 1968), p. 331.

895

Janies W. Sire. Scripture Twisting: 20 ways the Cults Misread the Bible (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1980), p. 86, курсив автора.

896

Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), p. 97, курсив автора.

897

Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 434.

898

Там же, курсив автора.

899

Erich and Jean Grieshaber. Redi Answers on Jehovah's Witnesses Doctrine (Tyler, TX: n.p., 1979), p. 4.

900

Walter Martin and Norman Klann. C. 95, курсив ориг.

901

Aid to Bible Understanding. C. 244, курсив автора. См. также: Сторожевая башня. 1994. 15 апреля. С. 31.

902

Весной 2000 г. решением Руководящего совета Общества Сторожевой Башни в политику организации относительно переливания крови были внесены некоторые изменения. В изданном Обществом пресс-релизе было разъяснено, что изменения носят чисто «процедурный» характер: Если крещеный член веры добровольно и без сожаления дает согласие на переливание крови, своими действиями он показывает, что больше не хочет оставаться Свидетелем Иеговы. Этот человек отрекается от своего членства собственными действиями, и собрание не выступает инициатором такого ша­га. В этом и выражается процедурное изменение, введенное с апреля 2000 го­да, в соответствии с которым собрание в таких случаях больше не выступает с инициативой лишить такого человека членства. Однако окончательный ре­зультат остается прежним: такой человек более не считается одним из Свиде­телей Иеговы, поскольку он больше не признает одно из ключевых положений веры. Но если такой человек впоследствии передумает, он вновь может быть принят в члены Свидетелей Иеговы. То положение не изменилось. (Пресс-релиз Общества Сторожевой Башни. Копией этого документа располагает служение Watchman Fellowship, www.watchman.org). – Примеч. науч. ред.

903

The New Treasury of Scripture Knowledge, ed. Jerome H. Smith (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1992), p. 131.

904

David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 30.

905

David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower. C. 105–106.

906

Walter Martin and Norman Klann. C. 96.

907

Reasoning from the Scriptures. C. 70.

908

Norman Geisler and Thomas Howe. C. 434.

909

James W. Sire. C. 86.

910

Walter Martin and Norman Klann. C. 97, курсив автора.

911

McClintock and Strong. Cyclopedia; цит. no Aid to Bible Understanding. C. 245.

912

Reasoning from the Scriptures. C. 71. См. также: Сторожевая башня. 1991. 15 июня. С. 31.

913

James W. Sire. С. 86.

914

Erich and Jean Grieshaber. C. 4.

915

Эти вопросы заимствованы из кн. Edmond Charles Gruss. Apostles of Denial (Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1983), p. 188.

916

Там же.

917

George Eldon Ladd. «Acts», in The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), p. 1152.

918

David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 11, 25.

919

Сторожевая башня. 1994. 15 июля. С. 25.

920

Reasoning from the Scriptures, pp. 68–69.

921

E. M. Blaiklock. Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, ed. Merrill C. Tenney, vol. 1 (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1978), p. 616.

922

David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 25.

923

Cм.: Evangelical Commentary on the Bible, ed. Walter A. Elwell (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 342; Albert Barnes. «Job», Barnes’ Notes on the Old and New Testaments, Psalms (Grand Rapids: Baker Book House, 1977) p. 95. См. также: David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 26.

924

Adam Clarke. The Bethany Parallel CommentaryOld Testament (Minneapolis, MN: Bethany House, 1980), p. 870.

925

David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse. C. 13.

926

David A. Reed. Index of Watchtower Errors (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 73.

927

Creation (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1927), pp. 161, 265, 336.

928

J. F. Rutherford. Reconciliation (Brooklyn, NY: International Bible Students Association, Watchtower Bible and Tract Society, 1928), p. 168.

929

Сторожевая башня. 1891. 1 января. [На англ. яз.]. С. 1277.

930

1975 Yearbook of Jehovah's Witnesses (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 148. См. также: Сторожевая башня. 1995. 15 мая 1995. С. 20.

931

Приложение 6. «Столб мучений «//Библия. Христианские Греческие Писания – Перевод нового мира. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 2001. C. 1439.

932

Сторожевая башня. 1987. 15 августа. [На англ. яз.]. С. 29.

933

The Imperial Bible Dictionary, 1:376; цит. по кн.: Reasoning from the Scriptures. С. 89. См. также: Сторожевая башня. 1992. 15 ноября. [На англ. яз.]. С. 7.

934

Reasoning from the Scriptures. С. 92. См. также: Сторожевая башня. 1993. 15 января. С. 28.

935

Robert М. Bowman. Understanding Jehovah's Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991), p. 143.

936

О естественности такого вывода говорит факт, что художники Свидетелей Иего­вы, изображая сцену распятия Христа, рисуют в его руках только один гвоздь (см.: Познание, ведущее к вечной жизни. С. 67). – Примеч. науч. ред.

937

Там же. С. 144.

938

См.: The New Treasury of Scripture Knowledge. C. 1224.

939

Erich and Jean Grieshaber. C. 8.

940

Из истории известно, что Петр был приговорен к распятию, но счел себя не­достойным принять такую же казнь, как и Спаситель, а потому попросил, чтобы его распяли вниз головой (Евсевий Памфил. Церковная история, кн. 3, гл. 1). – Примеч. науч. ред.

941

Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 148.

942

Reasoning from the Scriptures. C. 92.

943

Там же.

944

F. W. Grosheide. I Corinthians, New International Bible Commentary (Grand Rapids: Eerdmans, 1980), p. 230.

945

Let God Be True. C. 146, вставка автора.

946

Norman Geisler and Thomas Howe. C. 84.

947

Evangelical Commentary on the Bible. C. 54.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle