Роудс Рон (протестант)

Источник

Пророчества Сторожевой Башни: история неудач

Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово...

Втор.18:22

На всем протяжении своей истории Общество Сторожевой Башни называло себя сегодняшним Божьим пророком на земле. Как писал журнал «Сторожевая башня», «тот „пророк», которого поставил Иегова, был не одним человеком, как в случае с Иеремией, но классом людей»768. Общество Сторожевой Башни – это Божья «пророческая организация»769.

Есть ли возможность как-нибудь удостовериться, действительно ли Общество Сторожевой Башни является Божьим пророком на земле? Общество Сторожевой Башни само призывает людей проверять его пророчества. Журнал «Сторожевая башня» пишет: «Конечно, легко сказать, что эта группа действует как „пророк» Бога. Доказать это – совсем другое дело. Единственный способ – рассмотреть факты. Что же они показывают?»770. В другом номере журнала говорится: «Лучший метод доказательства – подвергнуть пророчество испытанию временем и обстоятельствами. Библия призывает к такой проверке... Библия... во Втор.18:20–22 устанавливает правила проверки пророчества»771.

Во Втор.18:20–22 сказано: «...но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: „как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, – не бойся его». Следовательно, истинного Божьего пророка узнают по тому, что его пророчества исполняются.

Как в прошлом утверждали сами Свидетели Иеговы, если пророк произносит пророчества, которые не исполняются, это ложный пророк. К примеру, в изданной Сторожевой Башней книге Light о пророках, чьи пророчества не исполняются, сказано так: «Одно это уже является веским свидетельством того, что они лжепророки»772. Другая публикация Сторожевой Башни отмечает: «Если эти пророчества не исполнились, и если всякая возможность их исполнения исчерпана, ложность пророков доказана»773.

Они говорят нам, что Бог Сам позаботится о разоблачении лжепророков. В журнале «Сторожевая башня» за 1997 г. мы читаем: «Иегова Бог – тот, кто лучше всех знает своих настоящих вестников. Он выявляет их, делая так, что вести, которые он через них посылает, сбываются. Иегова – также Великий Разоблачитель ложных вестников. Как он их разоблачает? Он делает тщетными их знамения и предсказания»774.

Как сейчас признает Общество Сторожевой Башни, оно ошиблось в своих предсказаниях относительно 1874 г. (второе пришествие Христа), 1925 г. (пришествие на землю некоторых ветхозаветных святых), 1975 г. (конец человеческой истории) и еще в некоторых случаях775. В журнале «Сторожевая башня» за 2000 г. можно прочесть следующее: «Уже более века организация Свидетелей Иеговы остается восприимчивой к руководству Божьего святого духа. По мере того как дух Иеговы постоянно просвещает Свидетелей духовно, они с готовностью производят необходимые изменения в соответствии с открывающимся пониманием»776. Как такое возможно? Общество Сторожевой Башни разъяснило нам, как следует распознавать лжепророка, – однако согласно этим критериям лжепророком оказалось само Общество. Как же можно говорить, что Свидетелей «постоянно духовно просвещает дух Иеговы»?

Спросите:

Как можно говорить, что Свидетелей «постоянно просвещает дух Иеговы», если Общество ошиблось в своих предсказаниях относительно 1874 г., 1925 г., 1975 г. и других дат?

Несмотря на целый ряд не исполнившихся предсказаний, Общество Сторожевой Башни отказывается признать себя лжепророком: «Необходимость в чем-то пересмотреть свое понимание не делает нас лжепророками»777. Кроме того, «организация эта несовершенная; вот почему иногда предпринимаются изменения»778. Библейские пророки тоже заблуждались, но их не называют лжепророками, поэтому не следует осуждать за ошибки и Общество Сторожевой Башни.

В этой главе мы убедимся, что пророчества в публикациях Сторожевой Башни связаны, главным образом, с учением о невидимом духовном «присутствии» Христа и «благой вестью о Царстве» (т.е. учением о том, что Христос незримо вернулся в 1914 г.). При этом Общество настаивает, что все пророчества в Писании – в том числе и об Армагеддоне – должны исполниться прежде, нежели полностью вымрет «поколение 1914 года» (Мф. 24:34)779. Однако летопись пророческих авантюр Сторожевой Башни не будет полной, если не упомянуть о Великой египетской пирамиде. Давайте кратко вспомним об этой постыдной странице в истории Сторожевой Башни.

Великая пирамида

Как показывает внимательное изучение ранних публикаций Сторожевой Башни, одно время руководители Общества верили, что Великая египетская пирамида представляет собой Божье пророчество. Чарльз Тейз Расселл был убежден, что Бог намеренно создал пирамиду в качестве указателя последних времен, и называл ее «Библией в камне». В своем семитомнике Studies in the Scriptures Расселл писал:

Затем, измеряя «входной коридор» вниз от этой точки, чтобы определить расстояние до входа в «яму», изображающую великую скорбь и погибель, которой завершится эта эпоха, когда зло будет низвержено с власти, мы определяем его длину в 3416 дюймов, что символизирует 3416 лет от вышеуказанной даты, 1542 г. до н.э. Эти расчеты показывают, что 1874 год н.э. знаменует собой начало времени скорби; ибо 1542 года до нашей эры плюс 1874 года нашей эры составляют 3416 лет. Таким образом, пирамида свидетельствует, что конец 1874 года был хронологическим началом времени скорби, подобного которому не было с момента возникновения народов, и никогда не будет впоследствии780.

Мы уже упоминали, что сегодняшнее руководство Сторожевой Башни считает дату 1874 г. неверной.

В 1916 году Расселл умер и был похоронен под массивным надгробием в форме пирамиды781. Но Общество Сторожевой Башни продолжало проповедовать учение о пирамиде и после смерти своего основателя. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть журнал «Сторожевая башня» за 15 мая 1925 г.: «Великая египетская пирамида, стоящая как молчаливый и неподвижный свидетель Господа, – это вестник, и ее свидетельство очень красноречиво говорит о божественном плане»782.

Только в 1928 году преемник Расселла Джозеф Ратерфорд отказался от учения о «Библии в камне». Выходит, что Общество Сторожевой Башни проповедовало учение о пирамиде почти 50 лет (с 1879 г. по 1928 г.), прежде чем его отвергнуть.

В 1928 году Общество радикально изменило свое отношение к Великой пирамиде. Если ранее ее именовали «Библией в камне», то отныне она стала «сатанинской Библией». В журнале «Сторожевая башня» за 15 ноября 1928 г. есть такое пояснение: «Логичнее прийти к выводу, что великая пирамида в Гизе, равно как и прочие пирамиды тех мест, а также сфинкс, были построены правителями Египта и под руководством Сатаны Дьявола... Затем Сатана вложил свое знание в мертвый камень, который можно назвать Библией Сатаны, а не Божьим каменным свидетелем...»783.

Спросите:

Известно ли вам, что Чарльз Тейз Расселл и Общество Сторожевой Башни (в начале своего существования) называли Великую египетскую пирамиду Божьей «Библией в камне», но впоследствии Общество Сторожевой Башни изменило свои взгляды и стало называть ее «Библией Сатаны»?

Как вы примирите этот факт с утверждением Сторожевой Башни, что Общество – истинный Божий пророк и «канал истины»?

История ошибок

Историю пророческих спекуляций Общества Сторожевой Башни можно обобщить двумя словами: упорное заблуждение. Бывший Свидетель Иеговы Дэвид Рид комментирует: «Осуждая других за ложные пророчества, они сами предсказывали, что конец света наступит в 1914 г.; потом – что патриархи Авраам, Исаак и Иаков восстанут из своих могил в 1925 г., и уже совсем недавно – что конец света наступит, и тысячелетнее правление Христа начнется в 1975 г.»784.

Большинство Свидетелей Иеговы даже не представляет себе истинного размаха этих ложных предсказаний. Как отмечает Рид, «большинство Свидетелей Иеговы не имеет понятия, что такие факты имели место, – в противном случае они слышали туманную, сильно приукрашенную версию»785.

А теперь давайте посмотрим, как Общество постепенно изменяло свои пророческие теории. Некоторые из приведенных ниже фактов помогут вам в беседе со Свидетелями Иеговы развенчать претензии Сторожевой Башни на роль «Божьего пророка».

1874 год – Второе пришествие Христа

В первые годы своего существования Общество Сторожевой Башни утверждало, что второе пришествие Христа состоялось в октябре 1874 г. Свидетели Иеговы неохотно признают этот факт, поскольку сегодня Общество утверждает, что Христос незримо «вернулся» в 1914 г. Но факты – вещь упрямая. Первой датой возвращения Христа, указанной в публикациях Сторожевой Башни, несомненно, был 1874 г.

Для тех, кто не хочет верить мне на слово, я подобрал несколько характерных цитат из ранних публикаций Сторожевой Башни:

В книге Чарльза Тейза Расселла Studies in the Scriptures (том 4) сказано: «Наш Господь, назначенный Царь, сейчас присутствует здесь начиная с октября 1874 года нашей эры... а его официальная инаугурация как царя датируется апрелем 1878 годом нашей эры»786.

Изданная Сторожевой Башней книга Creation сообщает, что «второе пришествие Господа началось, таким образом, в 1874 году...»787.

Как утверждает изданная Сторожевой Башней книга Prophecy, «Писание доказывает, что второе присутствие Господа Иисуса Христа началось в 1874 году нашей эры»788.

В журнале «Сторожевая башня» за 1923 г. сказано: «Тот, кто не осознает, что с 1874 года, с момента возвращения Господа в силе, произошла полная перемена в действиях Бога, не может должным образом понять, что Бог делает в настоящее время»789.

1914 год – Незримое пришествие Христа

Ранние публикации Сторожевой Башни заверяли людей, что Христос вернулся в 1874 г., но впоследствии Общество стало утверждать, что незримое второе пришествие Христа произошло в 1914 г. Ниже приведена подборка цитат из книг Сторожевой Башни, которые отражают это изменение в датах:

Книга «Истина освободит вас» утверждает, что «Христос Иисус пришел в Царство свое в 1914 г. по P. X., но невидимо для людей»790.

В книге Let God be True говорится: «Иисус предсказал многие события, которыми будет отмечено время его невидимого присутствия и установления Божьего Царства. Окончание времен язычников или „определенных народам времен» в 1914 г. и было временем, когда эти знаки должны были начать появляться»791.

В книге Mans Salvation Out of World Distress At Hand! есть упрек в адрес людей, которые «отказываются различать невидимое духовное „присутствие» Иисуса Христа в силе Царства с момента окончания времен язычников в 1914 г.»792.

Спросите:

Почему в ранних публикациях Сторожевой Башни говорилось, что второе пришествие Христа произошло в 1874 г., а современная литература Общества утверждает, что это было в 1914 г.?

Разве истинные Божьи пророки меняют свои взгляды таким образом?

Кроме того, в публикациях Сторожевой Башни очень ясно звучала мысль, что 1914 г. будет ознаменован низвержением людских правительств и окончательным установлением Царства Божьего на земле. Обратите внимание на следующие цитаты:

В книге Чарльза Тейза Расселла Studies in the Scriptures (том 2, изд. 1888 г.) говорилось, что «в течение следующих двадцати шести лет все существующие правительства будут низвергнуты и распущены... Окончательное установление Царства Божьего будет достигнуто к концу 1914 г. н. э.»793. (Обратите внимание, что в последующих изданиях – начиная с 1914 г. – слова «к концу 1914 г. н. э.» заменили на «где-то в конце 1915 г. н. э.»794.)

В книге Studies in the Scriptures (том 3, изд. 1891 г.) говорилось об «окончательном установлении Царства Божьего на земле в 1914 г. н. э.»795.

В книге Studies in the Scriptures (том 3, изд. 1913 г.) есть такое утверждение: «Совершенно ясно, что избавление святых должно произойти в какой-то момент до 1914 г. ...но у нас нет точных сведений о том, за сколько времени до 1914 г. будут прославлены последние живущие члены Христова тела»796. (Обратите внимание, что в издании 1923 г. этот отрывок звучит иначе: «Совершенно ясно, что избавление святых должно произойти вскоре после 1914 г. ...Но у нас нет точных сведений о том, через сколько времени после 1914 г. будут прославлены последние живущие члены Христова тела»797 (курсив автора).

Спросите:

Почему низвержение людских правительств и окончательное установление Царства Божьего не произошло в 1914 г., как предсказывало Общество Сторожевой Башни?

Это пророчество не исполнилось – разве Общество не оказалось ложным пророком?

Поскольку в 1914 г. низвержения людских правительств и полного установления Царства Божьего не произошло, многие Свидетели Иеговы были глубоко разочарованы. Изданная Сторожевой Башней книга Light признает: «Весь народ Господа с радостью и надеждой ждал 1914 года. Когда этот срок наступил и прошел, появилось глубокое разочарование... Над ними насмехались, особенно церковники и их помощники, и на них с презрением показывали пальцем, потому что они так много говорили о 1914 г. и о том, что должно было произойти, но их „пророчества» не исполнились»798. Однако на этом история ошибок еще не заканчивается...

1925 год – Возвращение Авраама, Исаака, Иакова и пророков?

Некогда руководство Сторожевой Башни предсказывало, что патриархи Авраам, Исаак и Иаков, а также ветхозаветные пророки вернутся как «князья» и поселятся в городе Сан-Диего, штат Калифорния, в поместье Бет-Сарим («Дом князей»). Это должно было произойти в 1925 г. В книге Salvation указывается, что «целью приобретения этой земли и строительства дома было создание какого-то осязаемого доказательства, что на земле сегодня есть люди... которые верят, что верные мужи древности будут вскоре воскрешены Господом, вернутся на землю и возьмут на себя заботу о видимых делах на земле»799. Публикация The New World подтверждала, что «возвращения этих верных мужей древности из мертвых можно ждать со дня на день... в ожидании этого события и был построен дом... В настоящее время дом управляется по доверенности в ожидании момента, когда князья вернутся и вселятся в него»800.

Ветхозаветные святые должны были появиться в 1925 году. Ожидание этого события нашло отзвук в следующих публикациях Сторожевой Башни:

В книге Millions Now Living Will Never Die (1920) говорилось: «Мы можем ожидать, что 1925 год увидит возвращение этих верных мужей Израиля из состояния смерти... 1925 год ознаменуется возвращением Авраама, Исаака, Иакова и верных пророков древности»801.

В одном из номеров журнала «Сторожевая башня» за 1917 г. мы читаем: «Ошибки не будет... Авраам должен вступить в действительное владение обещанным ему наследством в 1925 г. н.э.»802.

В одном из номеров журнала «Сторожевая башня» за 1923 г. говорится: «1925 год однозначно указан в Писаниях»803.

В одном из номеров журнала «Сторожевая башня» за 1923 г. сказано: «1925 год – это дата, определенно и ясно обозначенная в Писаниях, даже более ясно, чем 1914 г.»804.

Спросите:

Почему Авраам, Исаак, Иаков и другие ветхозаветные «князья» не появились в 1925 г., вопреки предсказанию Общества Сторожевой Башни?

Поскольку пророчество не исполнилось, не значит ли это, что Общество является лжепророком?

В 1925 году Авраам, Исаак, Иаков и ветхозаветные пророки не появились, и это вызвало разочарование у многих Свидетелей Иеговы. «Ежегодник» за 1975 год описывает эти события так: «1925 год наступил и прошел. Помазанные последователи Иисуса как класс все еще были на земле. Верные мужи древности – Авраам, Давид и другие – не воскресли, чтобы стать князьями на земле (Пс.45:16). Анна Макдональд вспоминает: „1925 год для многих братьев оказался печальным. Некоторые из них были обескуражены, их надежды разрушились... Вместо того чтобы считать это событие «вероятным», они сочли его «несомненным», и некоторые уже были готовы встретиться с любимыми людьми, ожидая их воскресения""805.

Как ни грустно, на этом цепочка разочарований не закончилась.

1975 год – Конец истории человечества

Общество Сторожевой Башни вновь сделало ложное предсказание, сообщив своим последователям, что в 1975 году закончатся 6000 лет истории человечества, произойдет Армагеддон, и Христос установит на земле Тысячелетнее царство. Обратите внимание на следующие публикации Сторожевой Башни:

В одном из номеров журнала «Пробудитесь!» за 1966 г. говорится: «Так в каком году закончатся первые 6000 лет существования человечества и первые 6000 лет Божьего дня отдыха? В 1975 году»806. (Заметим, однако, что значительно более ранний номер журнала «Сторожевая Башня» [за 1894 г.] относил окончание 6000 лет истории человечества к 1873 году)»807.

В 1968 г. бюллетень «Наше царственное служение» заверял: «Осталось лишь около девяноста месяцев [7,5 лет] до того, как 6000 лет существования человека на земле истекут... Большинство ныне живущих людей, вероятно, еще будет живо, когда разразится Армагеддон»808.

В 1969 г. в «Нашем царственном служении» говорилось: «Учитывая, что остается мало времени, решение делать карьеру в этой системе вещей не только не мудро, но и крайне опасно... Многим молодым братьям и сестрам были предложены стипендии или должности, обещавшие им хороший доход. Но они отвергли эти предложения и поставили на первое место духовные интересы»809.

В «Нашем царственном служении» за 1974 год мы также читаем: «Конец этой системы так близок! Разве это не причина, чтобы увеличить нашу активность?.. Мы слышим о том, что некоторые братья продают свои дома и собственность и собираются провести остаток своих дней в этой ветхой системе, совершая пионерское служение. Конечно, это прекрасный способ провести короткое время, остающееся до конца этого злого мира»810.

Однако заметьте, что в конце 1974 г. «Сторожевая башня» начала чуть смягчать свою настойчивость: «Публикации Свидетелей Иеговы продемонстрировали, что согласно библейской хронологии 6000 лет существования человечества, по-видимому, истекут в середине 1970-х годов. Но эти публикации нигде не утверждали, что тогда наступит конец света. Тем не менее вокруг этой темы возникло немало частных домыслов»811.

Спросите:

Известно ли вам, что сначала Общество Сторожевой Башни назначило конец 6000 лет истории человечества на 1873-й, а затем перенесло этот срок на 1975 год?

Поскольку ни то, ни другое пророчество не исполнилось, не значит ли это, что Общество является лжепророком?

Как и после провала предыдущих предсказаний Сторожевой Башни, когда 1975 год наступил и прошел без всяких перемен, многих Свидетелей Иеговы постигло глубокое разочарование. В одном из номеров журнала «Сторожевая башня» за 1976 г. можно было прочесть следующее: «Устремлять свои взоры на конкретную дату неблагоразумно... Если кого-то постигло разочарование из-за того, что он думал иначе, ему следует теперь сосредоточиться на том, чтобы изменить свою точку зрения и увидеть, что его подвело и разочаровало не слово Бога, но его собственное понимание, основанное на ложных предпосылках"812 (курсив автора). Поразительно: многие годы Общество направляло своих последователей, убеждая их, что в 1975 году история человечества закончится. Когда же этого не произошло, Общество попрекнуло своих последователей тем, что они устремили свои взоры на конкретную дату и основывали свои убеждения на ложных предпосылках!

Неудивительно, что в период с 1976 по 1978 год сотни тысяч Свидетелей Иеговы по всему миру покинули организацию Сторожевой Башни813. Они решили, что с них уже достаточно.

Спросите:

Почему история человечества вопреки предсказанию Общества Сторожевой Башни не завершилась в 1975 году Армагеддоном?

Верите ли вы, что Общество Сторожевой Башни – истинный пророк Бога?

Общество Сторожевой Башни не подлежит осуждению?

Тот, кто много лет следил за публикациями Сторожевой Башни, может засвидетельствовать, что Общество постоянно переписывало свои пророчества, чтобы скрыть многочисленные ошибки. По наблюдениям бывшего Свидетеля Иеговы Уильяма Дж. Шнелля, «с 1917-го по 1928 год журнал „Сторожевая башня» изменял наши учения не менее 148 раз»814.

Невероятно, но Общество Сторожевой Башни утверждает, что его не следует критиковать за прошлые ошибки в пророчествах. В конце концов, библейские пророки и апостолы тоже допускали ошибки, однако их не осуждают как лжепророков.

Один из примеров, на который Свидетели Иеговы ссылаются в свое оправдание, – это случай с пророком Нафаном. Когда царь Давид захотел построить дом для поклонения Богу, Нафан разрешил царю поступать по своему разумению. Однако впоследствии Бог повелел Нафану известить Давида, что храм построит другой царь. Пророк ошибся, но ни Бог, ни кто-либо другой его не осудил. Бог и далее использовал Нафана, потому что тот понял и смиренно исправил свою ошибку815.

Ортодоксальные христиане возражают, что первая весть о храме, по словам самого Нафана, не была дана ему Богом (1Пар.17:2). А весть о нежелательности строительства дома исходила уже от Бога – Нафан ясно сказал об этом (1Пар.17:3–15)816. Следовательно, Свидетели Иеговы вновь переиначивают Писание в своих целях.

Удивительно, что многочисленные несбывшиеся предсказания так ничему и не научили Общество Сторожевой Башни. Уже в 1981 году оно вновь заговорило о близости Армагеддона и конца света.

Напомните Свидетелю Иеговы указание из журнала «Сторожевая башня»: когда лжепророки разоблачены, «люди больше не должны доверять им как надежным советчикам»817.

Спросите:

Согласны ли вы с указанием Сторожевой Башни, что разоблаченным лжепророкам нельзя больше доверять «как надежным советчикам»?

Общество Сторожевой Башни ошиблось насчет 1874-го, 1914-го, 1925-го и 1975-го года, – вы по-прежнему верите, что его можно считать «надежным советчиком»?

Рассуждая при помощи Писания

Мф.24:3 – «Духовное» второе пришествие?

Учение Сторожевой Башни. Мф.24:3 в «Переводе нового мира» звучит так: «Когда он сидел на Масличной горе, ученики подошли к нему отдельно от других и спросили: „Скажи нам, когда это будет, и что будет признаком твоего присутствия и завершения системы вещей?"» (курсив автора). Обратите внимание, что Общество Сторожевой Башни заменяет «пришествие» на «присутствие». На основании этого искаженного перевода рядовых Свидетелей Иеговы учат, что Иисус невидимо вернулся в 1914 году и с тех пор всегда духовно пребывает с нами818.

Почему они решили, что второе пришествие было незримым? В книге «Самый великий человек, который когда-либо жил» читаем: «Люди не могут видеть ангелов в небесной славе. Следовательно, приход Сына Человеческого с ангелами должен быть невидимым для глаз человеческих»819.

Не забывайте, что, по учению Общества Сторожевой Башни, Иисус был «воскрешен» из мертвых как духовное существо – архангел Михаил. Физически Он не воскрес из мертвых. Следовательно, Иисус никак не может вернуться физическим, видимым образом. Он воскрес как невидимое духовное существо – и вернуться Он должен также как невидимое духовное существо.

По учению Свидетелей Иеговы, последние времена уже начались, и с 1914 года Христос «духовно» присутствует в мире820. Какие признаки указывают, что мы живем в последние дни? Какого-то одного абсолютного признака нет, но все признаки в совокупности ясно говорят об этом. Так называемый «совокупный» признак того, что мы живем в последние дни, включает в себя следующие элементы: народ восстает на народ (Мф.24:7), недостаток продуктов питания (Мф.24:7), сильнейшие землетрясения (Лк.21:11); губительные эпидемии (Лк.21:11); усиление «беззакония» (Мф.24:11–12); люди «лишаются чувств от страха» перед тем, что происходит на земле (Лк.21:25–26); последователи Христа гонимы (Мф.24:9); и благая весть о царстве проповедуется по всему миру (Мф.24:14).

Все та же изданная Сторожевой Башней книга «Самый великий человек, который когда-либо жил» сообщает: «Подробное рассмотрение мировых событий с 1914 года открывает, что это важное пророчество Иисуса исполняется с того года в большем масштабе»821.

Мы лишили бы себя возможности заметить зловещий «признак», если бы не понимали, что конец всемирной системы вещей ознаменован подобными событиями, происходящими с 1914 года. Начиная с того незабываемого года эта всемирная система вещей может быть низложена перед лицом всего человечества за самые кровопролитные войны в истории человечества; за нехватку пищи, в которой во многом виновны сами люди; за эпидемии, вызванные проступками людей; за рост беззакония; за охладение божественного свойства любви; за предательство, совершенное против человечества; за открытую ненависть к христианам, которые противодействовали ложным пророкам, проповедуя «эту благую весть о Царстве» всему населению земли во «свидетельство всем народам», и гонения на них822.

Поскольку потрясающие мир события начали стремительно сменять друг друга после 1914 года, руководство Сторожевой Башни считает, что Христос пришел и начал Свое духовное правление именно в том году823. Следовательно, конец этой всемирной системы уже должен быть близок.

Библейское учение. Прежде всего, давайте отметим, что греческое слово parousia («пришествие») имеет несколько слегка отличных друг от друга значений, в том числе «присутствие», «физическое присутствие», «пришествие» и «прибытие»824. В словаре У. Вайна говорится, что слово parousia «обозначает как „прибытие», так и последующее „пребывание». К примеру, некая женщина в своем папирусном письме говорит о необходимости ее parousia в каком-то месте, чтобы позаботиться о делах, связанных с ее тамошней собственностью»825. Слово parousia также использовано для описания физического «пребывания» Христа с учениками на горе преображения (2Пет.1:16).

В Новом Завете слово parousia многократно используется без какого-либо намека на невидимость. Например:

В 1Кор.16:17 апостол Павел говорит: «Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше...» (курсив автора).

Во 2Кор.7:6–7 Павел говорит: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас...».

Во 2Кор.10:10 Павел цитирует чьи-то слова о себе: «...в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна...».

Филиппийцам Павел сообщает: «И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии» (Фил.1:25–26).

В том же послании Павел пишет: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение...» (Фил.2:12). (Заметьте, что Павел говорит о физическом присутствии и отсутствии.)

Джозеф Тэйер в своем лексиконе объясняет слово parousia так: «В Новом Завете это слово употребляется, главным образом, в отношении пришествия, т. е. грядущего видимого возвращения Иисуса, Мессии, с небес для воскрешения мертвых, совершения последнего суда и официального и славного установления Царства Божьего»826. Здесь нет и намека на невидимость.

В библейские времена слово parousia использовалось для описания визита царя или другого официального лица. Вполне возможно, что в Мф.24:3 ученики Христа использовали это слово именно в таком значении827. Как отмечает толкователь Стэнли Туссен, ученики «были убеждены, что Иисус – Мессия, Которому во время Своего пришествия еще предстоит явить Себя Царем Израиля»828. Экзегет Роберт Гандри разделяет это мнение и пишет, что слово parousia в Мф.24:3 употребляется «в соответствии с его значением „визит сановных лиц»... оно указывает на публичность пришествия Сына Человеческого»829.

Спросите:

Известно ли вам, что греческое слово parousia, переведенное в Мф.24:3 как «присутствие», также используется для описания физического, зримого прибытия Стефана, Фортуната и Ахаика к апостолу Павлу (1Кор.16:17); физического, зримого прибытия Тита к Павлу (2Кор.7:6–7); физического, зримого присутствия Павла в Коринфе (2Кор.10:10) и физического, зримого приезда Павла в церковь в Филиппах (Фил.1:25–26)?

Известно ли вам, что в Мф.24:3, по мнению знатоков греческого языка, это слово использовано точно в таком же смысле – как указание на физическое, зримое второе пришествие Иисуса Христа?

Помимо слова parousia, для описания второго пришествия Христа в Новом Завете используются и другие греческие слова. Например, слово apokalupsis, которое означает «откровение», «видимое раскрытие», «разоблачение» и «снятие покрова» с чего-то скрытого. Это слово используется, когда речь идет о снятии покрова со статуи, чтобы все могли ее увидеть. Это же слово используется в 1Пет.4:13 применительно ко второму пришествию: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (курсив автора). Употребление слова apokalupsis для описания второго пришествия ясно указывает на то, что пришествие будет зримым, и его увидит все человечество.

Спросите:

Греческое слово apokalupsis, которое означает «откровение», «видимое раскрытие», «разоблачение» и «снятие покрова» с чего-то скрытого, используется для описания второго пришествия Христа в 1Пет.4:13. Не значит ли это, что пришествие будет зримым?

Греческое слово apokalupsis тесно связано с идеей славы. Употребленное в отношении Бога и Христа, это слово описывает яркое проявление личности Бога, Его откровение Себя человеку в сиянии славы830. Различные варианты его употребления в Писании подтверждают такое заключение. Например, явления Бога во славе всегда сопровождаются сиянием света (Мф.17:2; 1Тим.6:16; Откр.1:16). Более того, Бог в Писании часто «показывает» или «являет» Свою славу людям (Исх.16:10; Втор.5:24), и люди «видят» ее (Исх.16:7; 33:18; Ис.40:5), что подчеркивает ее зримую природу. Именно эта зримая слава Христа откроется (apokalupsis) при втором пришествии (см. 1Пет.4:13).

Еще одно греческое слово, которое используется для описания второго пришествия Христа, – epiphaneia, означающее «появление». Как указывает греческо-русский словарь Вейсмана, это слово также означает «внешний блеск, наружность». В словаре Вайна есть несколько примеров того, что в античной литературе это слово указывает на чье-то физическое, зримое появление831.

Павел несколько раз употребляет слово epiphaneia, говоря о зримом втором пришествии Христа832. Так, например, в Тит.2:13 апостол говорит об ожидании «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (курсив автора). В 1Тим.6:14 Павел увещевает Тимофея «соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (курсив автора).

Примечательно, что первое пришествие Христа – которое было и телесным, и зримым («Слово стало плотью») – названо словом epiphaneia (2Тим.1:10). Второе пришествие Христа точно так же будет и телесным, и зримым. Какие бы слова ни использовали библейские писатели, – parousia, apokalupsis, epiphaneia – все Писание указывает на то, что второе пришествие Христа будет видимым для всего человечества (см. Дан.7:13; Зах.9:14; 12:10; Мф.16:27–28; Мк.1:2; Ин.1:51; 2Тим.4:1).

Спросите:

Первое пришествие Христа (которое было телесным и зримым) описывается с помощью греческого слова epiphaneia («появление»). То же слово используется применительно к Его второму пришествию. Не значит ли это, что второе пришествие будет таким же зримым и телесным, как и первое?

Относительно учения Сторожевой Башни о том, что второе пришествие Христа уже произошло (незримо) в 1914 году, укажите своему собеседнику на Мф.24:29–30: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и сила небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...».

Прочитав этот отрывок вслух, задайте Свидетелю Иеговы приведенные ниже вопросы:

Спросите:

Разве что-то из описанного в Мф.24:29–30 имело место в 1914 году? А в 1874 году?

Разве луна не светила в те годы?

А как насчет звезд? Разве они упали с небес?

Разве ВСЕ племена земные плакали в это время?833

Деян.1:9–11 – «Незримое второе пришествие»?

Учение Сторожевой Башни. Текст Деян.1:9–11 в «Переводе нового мира» звучит следующим образом: «И, сказав это, – в то время как они смотрели, – вознесся, и облако скрыло его от их взоров. И в то время как они глядели в небо, когда он уходил, и вот, рядом с ними встали два мужа в белых одеждах и сказали: „Мужи галилейские, что вы стоите и смотрите в небо? Этот Иисус, который был взят от вас на небо, придет таким же образом, каким вы видели его уходящим на небо"».

Как утверждают Свидетели Иеговы, «образ, которым Иисус ушел на небо», заключается в том, что Он скрылся из виду, и Его уход видели только ученики. Мир ничего не знал об этом событии. В процитированном отрывке сказано, что второе пришествие Христа произойдет точно так же, – иными словами, мир ничего не будет знать о незримом пришествии Христа834. И весь мир действительно ничего не знал о незримом пришествии Христа в 1914 году.

Библейское учение. В своем анализе этого отрывка Общество Сторожевой Башни путает «образ» со «следствием». Образом вознесения Иисуса было не «исчезновение из вида»; скорее, «исчезновение из вида» было следствием Его вознесения. Образ же, которым вознесся на небеса Иисус, был видимым и телесным. Иисус вознесся видимым и телесным образом, вследствие чего исчез из вида. Соответственно, при Своем втором пришествии Христос придет зримым и телесным образом и появится на виду у всех.

Спросите:

Вы объясняете образ вознесения Иисуса как «исчезновение из вида», но не логичнее ли сказать, что Он вознесся физическим и зримым образом и вследствие этого «исчез из вида»?

Аналогично, разве из Деян.1:9–11 не ясно, что при втором пришествии Христос придет телесным и зримым образом и явит Себя всем?

Упоминание об облаке в Деян.1:9 имеет большое значение, потому что в Новом Завете облака часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров:

Когда Иисус беседовал с учениками на горе Преображения, «облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» (Мф.17:5, курсив автора).

По поводу Своего второго пришествия Иисус сказал: «...тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» (Мф.24:30, курсив автора).

Отвечая первосвященнику на суде, Иисус сказал: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:64, курсив автора).

В Ветхом Завете облака тоже часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров:

«И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке» (Исх.16:10, курсив автора).

Когда скиния в пустыне была построена, на нее опустилось облако славы, и люди не могли туда войти: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» (Исх.40:34–35, курсив автора).

Божия слава явилась в виде облака и во время освящения храма Соломонова: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:10–11, курсив автора).

Все приведенные выше цитаты свидетельствуют о следующем: преображение (Мф.17), вознесение (Деян.1) и второе пришествие (Мф.24) – это три последовательных явления божественной (зримой) славы Христа человечеству. Таким образом, упоминание об облаке в 1-й главе Деяний указывает на явление видимой славы Христа при втором пришествии835. Экзегет Ф. Ф. Брюс поясняет: «В каждом случае [преображение, вознесение и второе пришествие] под облаком, вероятно, следует понимать облако Шехины – то самое облако, которое во времена Моисея окутывало скинию собрания, являясь для Израиля видимым признаком того, что в ней пребывает слава Господа (Исх.40:34). Таким образом, в последний раз, когда апостолы видели своего Господа внешним зрением [при Вознесении, в 1-й главе Деяний], им было дано „Богоявление: Иисус, окутанный облаком Божественного присутствия""836.

Иисус вознесся на небеса в видимом сиянии Божьей славы и вернется также в видимом сиянии Божьей славы837. Описанные в Деян.1:9–11 факты невозможно исказить настолько, чтобы учение Сторожевой Башни о незримом возвращении Христа выглядело истиной.

Спросите:

Писание часто упоминает об облаках, когда речь заходит о видимой славе Бога. Поскольку Христос вознесся в облаках и вновь придет с облаками, не указывает ли это на видимый характер Его второго пришествия?

Откр.1:7 – «Незримое» второе пришествие?

Учение Сторожевой Башни. Откр.1:7 в «Переводе нового мира» звучит так: «Вот, он идет с облаками, и увидит его всякое око и те, которые пронзили его; и все племена земные будут из-за него горевать и бить себя в грудь. Да, Аминь!»

Как уверяют Свидетели Иеговы, слова «идет с облаками» указывают на невидимость пришествия Христа. Ведь люди на земле обычно не видят самолет, летящий в густых облаках. Если Христос идет «с облаками», то человеческие существа не смогут Его увидеть838. Его возвращение будет незримым.

Но если второе пришествие Христа будет невидимым, в каком смысле его «увидит всякое око»? Эту фразу не следует понимать буквально. Как говорят Свидетели Иеговы, люди распознают, что Христос незримо присутствует и духовно правит на земле, по событиям839. Когда на нечестивых обрушатся Божьи наказания, станет особенно ясно, что эта кара исходит от Христа. Это будет неоспоримым свидетельством Его «присутствия». Книга Let God Be True разъясняет: «Понимающие очи видят Его возвращение, будучи просвещены раскрывающимся Словом Бога. Пришествие и присутствие Христа распознаются не из-за видимой телесной близости, но благодаря сиянию актов его правосудия и исполнению библейского пророчества»840.

Библейское учение. Учение Сторожевой Башни о том, что пришествие Христа «с облаками» будет невидимым, – это явное искажение Писания. Как мы уже убедились, облака в Писании часто ассоциируются со зримой славой Бога (Исх.16:10; 40:34–35; 3Цар.8:10–11; Мф.17:5; 24:30; 26:64). Джон Ф. Уолвурд поясняет: «Как Христос был скрыт облаком при Своем вознесении (Деян.1:9), так Он и придет с небесными облаками (Мф.24:30; 26:64; Мк.13:26; 14:62; Лк.21:27841. Иисус ушел при видимом проявлении славы Божией (облака), и вернется Он точно так же – при видимом проявлении славы Божией (облако).

А что мы скажем по поводу предложенного Обществом Сторожевой Башни толкования фразы «увидит Его всякое око»? Действительно ли «увидит Его всякое понимающее око»? Простое, непредвзятое прочтение текста показывает, что грядущего в славе Христа увидит каждый глаз на земле. Это согласуется с целым рядом других отрывков Писания. Например, в Мф.24:30 о втором пришествии сказано: «...тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» (курсив автора).

Глагол «увидит» в Откр.1:7 представляет собой перевод греческого слова horao. В лексиконе Арндта и Джингриха можно прочесть, что это греческое слово означает «увидеть, заметить при помощи органов чувств"842. Аналогично, лексикон Тэйера сообщает, что слово horao в Откр.1:7 употреблено в значении «видеть глазами [физическими органами]»843. Толковый словарь Вайна объясняет слово horao как «телесное зрение»844. Таким образом, контекст Откр.1:7 не дает никаких оснований полагать, что его изначальный смысл – «увидят понимающим оком, будучи просвещены раскрывающимся Словом Бога». В данном отрывке явно говорится о событии, видимом для глаз, обыкновенных человеческих глаз.

Спросите:

Если исходить из того, что Библия написана обычными, читаемыми и понятными словами, и эти слова употреблены постижимым, разумным образом, какой вывод относительно видимости второго пришествия Христа сделает из Откр.1:7 человек, не знакомый с публикациями Сторожевой Башни?

Разве во время пресловутого незримого второго пришествия Христа в 1914 году «все племена земные горевали и били себя в грудь», как предсказано в Откр.1:7 (ПНМ)?

Мф.24:34 – Поколение 1914 года845

Учение Сторожевой Башни. Евангелие от Мф.24:34 в «Переводе нового мира» звучит так: «Истинно говорю вам, что не пройдет это поколение, как все это произойдет» (курсив автора). Общество Сторожевой Башни внушает Свидетелям Иеговы, что под «этим поколением» имеется в виду поколение 1914 года. По словам Общества, именно эта группа людей не умрет, пока «все это» (т. е. пророчества, в том числе и Армагеддон) не произойдет.

Анализ того, как Общество Сторожевой Башни толковало этот стих на протяжении своей истории, чрезвычайно поучителен. В 1968 году Общество еще говорило своим последователям, что Свидетели Иеговы, которым в 1914 году было 15 лет, доживут до конца этой системы вещей. Один из номеров журнала «Пробудитесь!» за 1968 год объяснял словосочетание «это поколение» таким образом:

Иисус явно говорил о людях достаточно взрослых, чтобы с пониманием засвидетельствовать события, сопровождавшие начало «последних дней»... Даже если предположить, что пятнадцатилетние подростки достаточно понятливы, чтобы осознать смысл произошедшего в 1914 году, самому молодому представителю «этого поколения» сейчас все равно уже почти 70 лет... Иисус сказал, что конец этого развращенного мира наступит раньше, чем это поколение будет унесено смертью (курсив автора)846.

Примерно десять лет спустя, в 1978 году, журнал «Сторожевая башня» утверждал: «Таким образом, когда мы прилагаем это к нашим временам, слово „поколение» логически невозможно применять к младенцам, рожденным, во время Первой мировой войны« (курсив автора)847. В то время Общество Сторожевой Башни, очевидно, все еще полагало, что кульминацию человеческой истории увидят люди, которые в 1914 году были подростками.

Дэвид Рид по этому поводу замечает: «Стоит лишь подсчитать, что человеку, которому в 1914 году было 15 лет, в 1924 году будет уже 25, в 1934 году – 35, а в 1984 году – 85, и вы увидите, что к середине 1980-х годов поколение, которое, по мнению Сторожевой Башни, не должно „пройти», уже почти полностью умерло. Пророчество практически провалилось. Однако руководители [Сторожевой Башни] не стали изменять пророчество – они просто растянули границы поколения»848.

Журнал «Сторожевая башня» за 1980 год объяснял слова «это поколение» так: «Это поколение людей, которые видели катастрофические события, происходившие начиная с 1914 года и далее в связи с Первой мировой войной... Если предположить, что 10 леткак раз тот возраст, когда событие оставляет неизгладимое впечатление...» (курсив автора)849. Руководители Сторожевой Башни снизили возраст с 15 до 10 лет, чтобы добавить быстро умиравшему поколению еще пять лет жизни.

Однако принятое в 1980 году решение не устранило проблему. Нужен был новый шаг. И в журнале «Сторожевая башня» за 1984 год можно прочесть следующее: «Если Иисус использовал слово „поколение» в том смысле, и мы применим его к 1914 году, то младенцам из того поколения сейчас по 70 лет и больше... Некоторые из них „не пройдут, как все это произойдет«» (курсив автора)850.

Аналогично, в журнале «Сторожевая башня» за 1985 год говорилось: «Божье правосудие должно свершиться прежде, чем поколение 1914 года полностью умрет»851. Журнал «Пробудитесь!» за 1988 год писал: «Большая часть поколения 1914 года уже умерла. Но на земле все еще есть миллионы тех, кто родился в том году или раньше... Слова Иисуса исполнятся: „это поколение не пройдет, пока все это не произойдет»"852.

Книга Reasoning from the Scriptures (1989) отмечала, что времени остается все меньше: «„Поколение», жившее при начале исполнения признака 1914 года, теперь уже находится в весьма преклонном возрасте. Времени, должно быть, остается очень мало. Существующие в мире условия указывают на то, что именно так и обстоит дело»853.

Библейское учение. Беседу со Свидетелем Иеговы по поводу Мф.24:34 вы можете начать с вопроса:

Спросите:

Есть ли в Писании хотя бы одно ясное, недвусмысленное утверждение о том, что 1914 год – точная дата, на которой следует основывать все пророческие вычисления, связанные с хронологией событий последних времен?

Ваш собеседник, вероятно, ответит, что на важность 1914 года указывало множество признаков. Но не позволяйте ему уклониться от прямого ответа. Требуйте подтверждения из Библии: глава и стих!

Кроме того, вы можете спросить Свидетеля Иеговы об изменениях в возрасте «поколения 1914 года», которое якобы должно увидеть конец злой системы вещей:

Спросите:

Что касается «поколения», жившего в 1914 году, – поколения, которое по пророчеству якобы должно увидеть кульминацию истории человечества, – известно ли вам, что за последние 15 лет Общество Сторожевой Башни снизило возраст этих людей сначала с 15 до 10 лет, а сейчас и вовсе до младенческого?

Похоже ли Общество, с вашей точки зрения, на истинного Божьего пророка?

Как правило, христиане придерживаются одного из двух основных толкований Мф.24:34. Согласно первому из них, в 34-м стихе Христос говорит о том, что люди, которые увидят признаки, описанные в начале 24-й главы (эти знамения связаны с будущим временем Великой Скорби), еще при своей жизни увидят возвращение Христа. Иудеи верили, что Великая Скорбь продлится всего семь лет (Дан.9:24–27), а потому живущие в начале этого периода, скорее всего, доживут до момента, когда через семь лет увидят второе пришествие (за исключением тех, кто лишится жизни в это смутное время).

Исследователь Библии Норман Гайслер говорит:

Поколение, которое увидит начало этих событий: мерзость запустения (ст. 15); великая скорбь, какой не было от начала мира (ст. 21); знамение Сына Человеческого на небе (ст. 30) и т.д., – все еще будет живо, когда эти кары закончатся. А поскольку общепризнанно, что Скорбь – это период около семи лет (Дан. 9:27; ср. Откр.11:2) в конце времен, значит, Иисус имел в виду, что «род сей», видевший начало испытаний, все еще будет жив по их окончании854.

Другие христиане полагают, что слово «род» использовано здесь в значении «народ, родня, семья, племя». В таком случае, в Мф.24:34 Иисус обещал, что израильский народ доживет – несмотря на ужасные гонения во время Великой Скорби – до тех пор, когда при втором пришествии Божий замысел относительно Израиля будет окончательно исполнен. Норман Гайслер поясняет:

Слова Иисуса могут означать и то, что еврейский народ не исчезнет, пока все не исполнится. Поскольку Израилю было дано много обетований – в том числе и получение Палестины (Быт.12; 14–15; 17) и Давидова царства (2Цар.7) в вечное наследие – Иисус, возможно, говорил о том, что Бог сохранит Израиль ради исполнения Своих обещаний. И Павел действительно говорит о будущем израильского народа, о том, что израильтянам будут возвращены Божьи заветные обетования (Рим.11:11–26)855.

Какое бы из двух толкований вы ни предпочли, в 24-й главе Евангелия от Матфея (а равно и в любом другом отрывке Писания) нет никаких указаний на то, что кульминация предсказанных пророками событий должна наступить в какой-то точно указанный момент после 1914-го или любого другого года. Свидетели Иеговы привносят в текст Библии совершенно чуждую идею.

Общество Сторожевой Башни – лжепророк?

Выше я уже отмечал, что на протяжении своей истории Общество Сторожевой Башни сделало целый ряд предсказаний и не раз подвергалось жесткой критике в связи с множеством несбывшихся пророчеств. В результате многие люди покидали организацию.

В ответ Общество Сторожевой Башни ссылалось на то, что и библейские пророки иногда ошибались, а потому Свидетелей Иеговы не за что осуждать. Книга Reasoning from the Scriptures сообщает нам, что «апостолы и другие первые христианские ученики питали некоторые ложные надежды, однако Библия не относит их к числу „ложных пророков""856.

В подтверждение своих слов Общество Сторожевой Башни ссылается на многие библейские отрывки, но особенно часто – на следующие три: Лк.19:11; Деян.1:6; Ион.3:4–10; 4:1–2. Чуть ниже мы рассмотрим эти тексты, но сначала позвольте мне рассказать вам короткую историю.

В разговоре со мной один Свидетель Иеговы признал, что в прошлом Общество Сторожевой Башни делало ошибочные предсказания. Как и следовало ожидать, он ссылался на то, что и библейские пророки иногда ошибались. Затем он добавил, что «свет» (исходящий от Бога) сегодня становится все ярче и ярче, и все становится гораздо яснее. Поэтому Общество Сторожевой Башни сегодня понимает все гораздо лучше, чем прежде, и свет становится все ярче с каждым днем.

Я ответил: «Если свет с каждым днем становится ярче, через десять лет вам, возможно, придется признать ошибочность всех своих нынешних убеждений, – ведь через десять лет свет будет гораздо ярче, не так ли?»

Он слегка смутился, но все же признал справедливость моих слов. А что ему оставалось делать?

Тогда я продолжил: «А что, если вы завтра умрете? Значит ли это, что вы умрете в заблуждении и навсегда погибнете? » Не желая продолжать этот неприятный разговор, мой собеседник быстро сменил тему. Но цель была достигнута.

На прощание я подбросил ему еще одну мысль. В одном старом периодическом издании Общества, которое называлось «Сторожевая Башня Сиона», говорится, что новое представление об истине не может противоречить прежней истине. «Новый свет» не угашает старый «свет», но только усиливает его857. Я указал своему собеседнику на тот факт, что «старый свет» Сторожевой Башни (ложные пророчества) был явным заблуждением, и что «новый свет», как теперь говорит Общество, должен исправить «старый». Потом я спросил: «Вы действительно хотите доверить свою вечную судьбу Обществу Сторожевой Башни как Божьему „каналу истины»?»

Одно замечание: когда вы показываете Свидетелям Иеговы на ошибки в пророчествах Общества Сторожевой Башни, они иногда возражают: «Но мы же признали свои ошибки – значит, мы не лжепророки». Если Свидетель в беседе с вами прибегнет к такому аргументу,

Спросите:

Где в Библии сказано, что лжепророк, признавший свою ошибку, – уже не лжепророк?858

Лк.19:11 – Ложные ожидания апостолов?

Учение Сторожевой Башни. Евангелие от Лк.19:11 в «Переводе нового мира» звучит так: «Пока они [ученики] слушали это, он привел в дополнение наглядный пример, потому что он был около Иерусалима, и они думали, что царство Бога должно явиться в тот же миг».

Как полагают Свидетели Иеговы, ученики «думали» неправильно. Царство Божие вовсе не должно было открыться «в тот же миг». Ученики ошибались. Но по-прежнему оставались учениками Христа.

Некогда Свидетели Иеговы считали Общество Сторожевой Башни вдохновенным свыше пророком (таким же, каким был, к примеру, Иезекииль), но в последние годы изменили свое мнение. Сейчас они говорят, что Общество не претендует на роль пророка. Оно ошибалось. Как и ученики Христа в Лк.19:11, Общество иногда жило ложными ожиданиями859.

Общество Сторожевой Башни объясняет это так: «Это правда: братьев, которые готовят эти публикации, нельзя назвать непогрешимыми. Их писания не вдохновлены Богом в отличие от писаний Павла и других библейских авторов (2Тим.3:16). А потому временами возникала необходимость исправлять наши представления по мере того, как понимание становилось яснее (Прит.4:18860.

Библейское учение. Христиане согласны с тем, что ученики Христа, будучи обыкновенными людьми, иногда придерживались неправильных взглядов. Однако ни в Лк.19:11, ни в каком-либо другом тексте Писания нет ни слова о том, что ученики или пророки когда-либо проповедовали такие ложные представления, выдавая их за откровение, данное Богом человечеству861.

Необходимо подчеркнуть, что пророки или апостолы, выступая в роли Божьих посланников к человечеству, никогда не возвещали людям лжеучения. Ни один подлинный Божий пророк не допустил ни одной ошибки в своих пророчествах, потому что передавал человечеству слова Бога, а не собственные мысли.

Как Общество Сторожевой Башни (претендующее на роль гласа Божьего для человечества) вообще может сравнивать свои многочисленные систематические лжепророчества с редкими случайными ошибками, допущенными Божьими апостолами или пророками, когда те не говорили от имени Бога? Это несравнимые вещи!

Спросите:

Можете ли вы привести хотя бы один пример из Писания, где пророк произнес пророчество именем Господа, а затем был уличен в ошибке?

(Если ваш собеседник укажет на пророчество Ионы о Ниневии, обратитесь к соответствующему разделу в этой главе [см. ниже]. Подчеркните, что пророки никогда не ошибались, говоря от имени Бога.)

Как может Общество Сторожевой Башни называть себя пророческим голосом Бога, обращенным к человечеству, если его многочисленные пророческие заявления оказались ошибочными?

Ошибочное утверждение человека не следует считать откровением от Бога лишь потому, что оно записано в Библии. Иногда апостолы поступали и говорили как обыкновенные люди, а не как Божьи посланники. Хорошим примером тому служит стих Лк.19:11, где ученики «думали», что Царство должно открыться немедленно862.

Напротив, когда апостолы или пророки говорили от имени Бога, они никак не могли ошибаться, потому что пересказывали прямое откровение от Бога. Обратите внимание на следующие библейские отрывки:

«...Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему...» (Втор.18:18).

«...Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2Цар.23:2).

«Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже... Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым...» (Деян.4:24–25).

«...Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:13).

Спросите:

Если Сам Бог вкладывает слова в уста пророка, как может пророк ошибиться в своем пророчестве?

Поскольку Общество Сторожевой Башни не раз ошибалось в своих утверждениях, какой вывод мы вынуждены сделать об источнике этих утверждений?

Относительно Лк.19:11 необходимо помнить следующее: ученики знали, что Царствие Божие в определенном смысле уже наступило и присутствует в служении Иисуса (Лк.11:20). Поэтому, когда Иисус с учениками подошел «к Иерусалиму» (столице), некоторые подумали, что окончательное установление Царствия Божьего совсем близко, – несмотря на постоянные предупреждения Иисуса о грядущем кресте. Он исправил ошибочное «представление» или мнение учеников, рассказав притчу (Лк19:12–27), из которой следовало, что пройдет еще некоторое время, прежде чем Царство будет окончательно установлено. При помощи этой притчи Иисус исправил образ мыслей и рассеял чересчур страстные надежды Своих учеников.

Деян.1:6 – Ошибочные представления апостолов?

Учение Сторожевой Башни. Текст Деян.1:6 в «Переводе нового мира» звучит так: «Когда же они собрались, то стали спрашивать его: „Господи, не в это ли время ты восстановишь царство Израилю?"» Этот стих Общество Сторожевой Башни также считает доказательством того, что ученики Христа иногда ошибались и заблуждались (царство не было тогда восстановлено в Израиле). Таким образом, Свидетели Иеговы находят оправдание (или, по крайней мере, извинение) собственным заблуждениям. Поскольку апостолы заблуждались, но не были осуждены, то и Общество Сторожевой Башни не следует осуждать за его прошлые ошибки.

Библейское учение. Как мы уже видели в Евангелии от Лк.19:11, будучи обыкновенными людьми, ученики иногда ошибались. Но это не значит, что они проповедовали ошибочные взгляды как непосредственное откровение от Бога человечеству. Ни один истинный Божий пророк ни разу не допустил ошибки в пророчестве, потому что он возвещал человечеству слова Бога, а не свои собственные863.

Я вынужден еще раз повторить: Общество Сторожевой Башни (претендующее на роль гласа Божьего для человечества) не вправе сравнивать свои систематические лжепророчества со случайными ошибками Божьих пророков и апостолов. Это несравнимые факты.

Спросите:

Можете ли вы привести хотя бы один пример из Писания, где пророк произнес пророчество именем Господа, а затем был уличен в ошибке?

Как может Общество Сторожевой Башни называть себя пророческим голосом Бога, обращенным к человечеству, если его многочисленные пророческие заявления оказались ошибочными?

Что же, в таком случае, произошло в Деян.1:6? Когда апостолы услышали от Иисуса о скором ниспослании Святого Духа (Деян.1:5), – а они знали, что приход Святого Духа будет «признаком» новой эры864, – они, естественно, решили, что именно в тот момент царство в Израиле будет восстановлено. Отсюда и их вопрос в 6-м стихе.

Несомненно, апостолы в какой-то степени разделяли политические ожидания своих современников, связанные с приходом Мессии. Ожидалось, что Мессия освободит евреев от римского владычества и создаст земное царство, в котором люди наконец обретут свободу.

Возможно, отмечает Ф.Ф. Брюс, апостолы «уже давно тешили себя мыслью, что при новом порядке сами они будут занимать высокие должности (ср. Мк.10:35–45, Лк.22:24–27865. Таким образом, некоторые вопросы учеников к Иисусу могли быть продиктованы личными интересами.

Ответ, который Иисус дал апостолам в 7-м стихе, сводился к следующему: «Это не ваша забота». О времени установления Царства знает Отец. Иисус сказал ученикам, что их первейшая забота – свидетельствовать о Нем, в точности передавая другим все, что им известно о Его жизни и учении. Ученики должны были делать это силой Святого Духа.

Систематические ошибочные предсказания Общества Сторожевой Башни не становятся менее ужасными оттого, что у апостолов были какие-то неправильные представления. В этом стихе апостолы не возвещали никакого откровения свыше – они лишь задали Иисусу вопрос! Следовательно, проводить какие-то параллели между ними и Обществом Сторожевой Башни нельзя.

Ин.3:4–10; 4:1–2 – Ошибочные предсказания пророков?

Учение Сторожевой Башни. Стихи Ион.3:4–10 и Ион.4:1–2 в «Переводе нового мира» звучат так: «Наконец, Иона начал входить в город на расстояние однодневного перехода и все время возвещал и говорил: „Всего через сорок дней Ниневия будет разрушена». [...] И увидел [истинный] Бог дела их, что они обратились от злого пути своего; и пожалел [истинный] Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них; и не навел» (пер. с англ.).

Свидетели Иеговы ссылаются на эти стихи в доказательство того, что библейские пророки иногда ошибались в своих предсказаниях. Ведь предсказание Ионы о разрушении Ниневии не исполнилось. И никто за это Иону не осудил. Следовательно, Общество Сторожевой Башни тоже не следует осуждать за ошибки в пророчествах.

Библейское учение. В ответ вы должны подчеркнуть, что Иона вовсе не ошибся. Иона передал ниневитянам именно то, что поручил ему Иегова Бог (см. Ион.3:1).

Спросите:

Поскольку Иона в точности передал слова Самого Бога (Ион.3:1), как может Общество Сторожевой Башни утверждать, что он ошибся?

Очевидно, пророчество Ионы подразумевало возможность покаяния. Судя по реакции ниневитян, они поняли, что окончательный исход событий будет зависеть от их реакции на пророчество. Они поняли, что через сорок дней их город будет разрушен, если только они не покаются (Ион.3:5–9)866. Увидев, каким образом ниневитяне отреагировали на пророчество Ионы, Бог отменил обещанное наказание, тем самым дав понять, что и Сам Он ставил исполнение этого пророчества в зависимость от реакции людей867.

Это вполне согласуется с тем, что Бог сказал в Книге пророка Иеремии: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему» (Иер.18:7–8). Случай с Ниневией – яркое воплощение этого принципа. Бог часто проявляет милость, если видит явное раскаяние (Исх.32:14; 2Цар.24:16; Ам.7:3, 7)868.

Урок, который нам следует извлечь из истории Ионы, заключается в том, что иногда Бог предпочитает отменить наказание, если люди из страха перед судом предпочитают покаяться, то есть исчезает сама причина обещанного наказания. Знаток Ветхого Завета Уолтер К. Кайзер отмечает: "Не изменить Свое решение в таких случаях означало бы для Бога поступить вопреки присущим Ему качествам справедливости и отзывчивости к любому изменению, которое Он планировал вызвать»869.

Очевидно, что история Ионы ни в коей мере не уменьшает вину Общества Сторожевой Башни за многочисленные ложные предсказания – ни одно из них не походило на условное пророчество, которое Бог послал Ниневии870. Поскольку Иона в точности воспроизвел послание, которое доверил ему Бог, Общество Сторожевой Башни не может утверждать, что Иона ошибся. Эта библейская история никак не укрепляет позиции Свидетелей Иеговы.

Прочитайте вслух то, что написано в Иер.18:7–8, а затем

Спросите:

Понимаете ли вы, что Бог поступил с ниневитянами в соответствии с принципами, изложенными в Иер.18:7–8?

Поскольку Иона лишь повторял слова, сказанные ему Богом, и поскольку Бог смягчил Свой суд над Ниневией в соответствии с принципами, изложенными в Иер.18:7–8, понимаете ли вы, что Общество Сторожевой Башни не вправе ссылаться на пророчество Ионы в оправдание своих систематических ложных предсказаний?

* * *

768

Сторожевая башня. 1982. 1 октября. [На англ.яз.]. С. 27.

769

Сторожевая башня. 1964. 1 октября. [На англ. яз.]. С. 601.

770

Сторожевая башня. 1972. 1 апреля. [На англ. яз.].С. 197.

771

Сторожевая башня. 1965. 1 марта. [На англ. яз.]. С. 151.

772

Light, vol. 2 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1980), p. 47.

773

Prophecy (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1929), p. 22.

774

Сторожевая башня. 1997. 1 мая. С. 8.

775

1980 Yearbook of Jehovah's Witnesses (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1980), pp. 30–31. См. также: Сторожевая башня. 1993. 1 ноября. С. 12.

776

Сторожевая башня. 2000. 1 апреля. С. 10.

777

Сторожевая башня. 1986. 15 марта. [На англ. яз.]. С. 19. См. также: Сторожевая башня. 2001. 1 октября. С. 22.

778

Сторожевая башня. 1997. 1 августа. С. 11.

779

В 1995 году Общество Сторожевой Башни радикально изменило свое понимание фразы «род сей» из Мф.24:34. Теперь Свидетели Иеговы уже не связывают ко­нец «земной системы вещей» со сроком жизни людей, родившихся в 1914 году. Тем не менее многие годы учение о «поколении 1914 года» было одним из ключевых по­ложений богословия Сторожевой Башни. Эта история прекрасно иллюстрирует че­ловеческое происхождение «пророчеств» Сторожевой Башни. – Примеч. науч.ред.

780

Studies in the Scriptures, vol. 3 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, pre-1905 editions), p. 342, курсив ориг.

781

Ruth Tucker. Another Gospel (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1989), p. 124.

782

Сторожевая башня. 1925. 15 мая. [На англ. яз.]. С. 148.

783

Сторожевая башня. 1928. 15 ноября. [На англ. яз.]. С. 344.

784

David A. Reed. How to Rescue Your Loved One from the Watch Tower (Grand Rapids: Baker Book House, 1989), p. 47.

785

Там же.

786

Studies in the Scriptures, vol. 4 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1897), p. 621.

787

Creation (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1927), p. 289.

788

Prophecy. C. 65.

789

Сторожевая башня. 1923. 1 марта. [На англ. яз.]. С. 67.

790

Истина освободит вас. Watchtower Bible and Tract Society, 1950. С. 324.

791

Let God Be True (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1946), p. 250.

792

Man s Salvation Out of World Distress At Hand! (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 288.

793

Studies in the Scriptures, vol. 2 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1888), pp. 98–99.

794

Там же, курсив автора.

795

Studies in the Scriptures, vol. 3 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1891), p. 126.

796

Studies in the Scriptures, vol. 3 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1913), p. 228, курсив автора.

797

Там же.

798

Light, vol. 1 (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1930), p. 194.

799

Salvation (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1939), p. 311.

800

The New World (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1942), p. 104.

801

Millions Now Living Will Never Die (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1920), pp. 88–90.

802

Сторожевая башня. 1917. 15 октября. [На англ. яз.]. С. 6157.

803

Сторожевая башня. 1923. 1 апреля. [На англ. яз.]. С. 106.

804

Сторожевая башня. 1924. 15 июля. [На англ. яз.]. С. 211.

805

1975 Yearbook (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1975), p. 146. См. также: Сторожевая башня. 1991. 1 ноября. С. 26; 1993. 1 ноября. С. 12; 1993. 1 декабря. С. 18.

806

Пробудитесь! 1966. 8 октября. [На англ. яз.]. С. 19.

807

Сторожевая башня. 1984. 15 июля. [На англ. яз.]. С. 1675.

808

Наше царственное служение. 1968. Март. [На англ. яз.]. С. 4, вставка автора.

809

Наше царственное служение. 1969. Июнь. [На англ. яз.]. С. 3.

810

Наше царственное служение. 1974. Март. [На англ. яз.]. С. 3.

811

Сторожевая башня. 1974. 15 октября. [На англ. яз.]. С. 635.

812

Сторожевая башня. 1976. 15 июля. [На англ. яз.]. С. 441.

813

Leonard and Marjorie Chretien. Witnesses of Jehovah (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1988), p. 58.

814

William J. Schnell; цит. по кн.: John Ankenberg, John Weldon, The Facts on Jehovah's Witnesses (Eugene, OR: Harvest House Publishers, 1988), p. 37.

815

Reasoning from the Scriptures (Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989), p. 134.

816

Robert M. Bowman. Understanding Jehovah's Witnesses (Grand Rapids: Baker Book House, 1991) p. 54.

817

Сторожевая башня. 1930. 15 мая. [На англ. яз.]. С. 154.

818

Reasoning from the Scriptures. С. 341. См. также: Сторожевая башня. 1996. 15 августа. С. 9–14.

819

Самый великий человек, который когда-либо жил. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1991. [Раздел] 111.

820

Reasoning from the Scriptures. C. 234.

821

Самый великий человек, который когда-либо жил. [Раздел] 111.

822

Man's Salvation Out of World Distress At Hand! C. 23.

823

Let God Be True. C. 141.

824

William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich. A Greek English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature (Chicago: The University of Chicago Press, 1957), p. 635.

825

Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W. E. Vine, Merrill F. Unger, and William White (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1985), p. 111.

826

J. H. Thayer. A Greek English Lexicon of the New Testament (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1963), p. 490, курсив автора.

827

Это признают и сами Свидетели Иеговы. См.: Сторожевая башня. 1996. 15 ав­густа. С. 11. – Примеч. науч. ред.

828

Stanley D. Toussaint. Behold the King: A Study of Matthew (Portland, OR: Multnomah Press, 1980), p. 269.

829

Robert H. Gundry. Matthew (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1982), p. 476, курсив автора.

830

The New International Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown, vol. 2 (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1979), p. 45.

831

Vine's Expository Dictionary of Biblical Words. C. 32.

832

Walter Martin and Norman Klann. Jehovah of the Watchtower (Minneapolis: Bethany House Publishers, 1974), pp. 72–73.

833

Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses (Irvine, CA: n.p., n.d.), p. 55.

834

Ты можешь жить вечно в раю на земле. Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 1989. C. 145.

835

Cm.: The Expositor s Bible Commentary, ed. Frank A. Gaebelein, «Acts» (Grand Rapids: Zondervan Publishing House), p. 258.

836

F. F. Bruce. The Book of Acts (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), p. 41, курсив и вставки автора.

837

Там же.

838

Откровение – его грандиозный апогей близок! Brooklyn: Watchtower Bible and Tract Society, 2002. C. 20. См. также: Сторожевая башня. 1993. 1 мая. С. 22.

839

Reasoning from the Scriptures. С. 343. См. также: Ты можешь жить вечно в раю на земле. С. 146; 1994. 15 февраля. С. 20.

840

Let God be True. С. 198.

841

John F. Walvoord, Revelation (Chicago: Moody Press, 1980), p. 39.

842

William F. Arndt and F. Wilbur Gingrich. C. 581, курсив ориг.

843

J. H. Thayer. C. 451, вставка автора.

844

Vine's Expository Dictionary of Biblical Words. C. 556.

845

В 1995 году Общество Сторожевой Башни, по-видимому, поняло, что далее от­тягивать исполнение пророчества о поколении 1914 года уже просто некуда. Как бы то ни было, 1 ноября 1995 года в журнале «Сторожевая башня» появилась статья, в которой руководство Сторожевой Башни отреклось от прежнего истолкования М­ф.24:34.

Горя желанием увидеть конец этой злой системы, служители Иеговы по­рой строили догадки о времени, когда грянет «великая скорбь», даже связы­вая эту дату с продолжительностью жизни рода 1914 года и пытаясь вычис­лить ее. Однако мы приобретаем «сердце мудрое» не рассуждениями о том, сколько лет или дней живет род, но тем, что размышляем, как «счислять дни наши» в радостном восхвалении Иеговы (Пс.89:12). Слово «род», как его употреблял Иисус, не диктует правило для отсчета времени, но отно­сится преимущественно к живущим в определенный исторический период современным людям с их отличительными особенностями. [...] В заключительном исполнении пророчества Иисуса в наше время под «родом сим», по видимому, подразумеваются народы земли, которые увидят признак присутствия Христа, но не исправятся (с. 17–18, 19, курсив науч. ред.).

Очевидно, что Сторожевая Башня в очередной раз пытается сделать хорошую ми­ну при плохой игре. Руководителям организации следовало бы просить прощения у всех своих последователей и других людей, которых они обманывали в течение без малого 30 лет. Они же пошли иным путем: пытаясь сохранить лицо, опять свалили всю вину на каких-то абстрактных «служителей Иеговы», которые якобы «порой строили догадки» о поколении 1914 года.

Таким образом, материал раздела «Поколение 1914 года» уже устарел. Тем не ме­нее мы оставили его в авторской редакции, чтобы вы могли своими глазами увидеть, как Общество отстаивало учение, ложность которого уже в те времена была очевид­на для всех, кроме самих Свидетелей Иеговы. – Примеч. науч. ред.

846

Пробудитесь! 1968. 8 октября. [На англ. яз.]. С. 13.

847

Сторожевая башня. 1978. 1 октября. [На англ. яз.]. С. 31.

848

David A. Reed. Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse (Grand Rapids: Baker Book House, 1992), p. 57.

849

Сторожевая башня. 1980. 15 октября. [На англ. яз.]. С. 31.

850

Сторожевая башня. 1984. 15 мая. [На англ. яз.]. С. 5.

851

Сторожевая башня. 1985. 1 мая. [На англ. яз.]. С. 4.

852

Пробудитесь! 1988. 8 апреля. [На англ. яз.]. С. 14.

853

Reasoning from the Scriptures. С. 239.

854

Norman Geisler and Thomas Howe. When Critics Ask: A Popular Handbook of Bible Difficulties (Wheaton, IL: Victor Books, 1992), p. 359, курсив автора.

855

Там же. С. 358–359.

856

Reasoning from the Scriptures. С. 134. См. также: Сторожевая башня. 1997. 15 августа. С. 16.

857

Zion's Watch Tower, February 1881, p. 3.

858

Jerry and Marian Bodine. Witnessing to the Witnesses, рукопись 2-го издания (Irvine: n.p., 1993).

859

Reasoning from the Scriptures. C. 136–137.

860

Сторожевая башня. 1981. 15 февраля. [На англ. яз.]. С. 19.

861

Robert М. Bowman. С. 53.

862

Norman L. Geisler. A General Introduction to the Bible (Chicago: Moody Press, 1986), p. 57.

863

Robert M. Bowman. C. 53.

864

F.F.Bruce. C. 38.

865

Там же.

866

Там же.

867

Там же.

868

См.: The Wycliffe Bible Commentary, eds. Charles F. Pfeiffer and Everett F. Harrison (Chicago: Moody Press, 1974), pp. 848–849.

869

Walter C. Kaiser. More Hard Saying of the Old Testament (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1992), p. 257.

870

Robert M. Bowman. C. 54.


Источник: Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания/ Пер. с англ. — СПб: Центр Апологетических исследований, 2004. — 408 с.

Комментарии для сайта Cackle