Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Прочие секты Психолингвистический анализ сайта Международной Церкви Саентологии

Психолингвистический анализ сайта Международной Церкви Саентологии

Источник

Содержание

Аннотация Выводы Литература  

 

Аннотация

Эмпирическое исследование массива слов сайта Международной Церкви Саентологии проведено с помощью контент-анализа и современных компьютерных средств (программ «Vааl» и «Diatonе»). Контент-анализ 20 наиболее и 20 наименее встречаемых слов позволил выделить восемь смысловых категорий групп слов и показал, что на страницах сайта сделан акцент на имени создателя культа Р. Хаббарда и религиозном содержании дианетики. Крайне редко используются слова, связанные с направлениями оказания человеку психологической помощи. Самую большую категорию редко встречающихся слов составили те, которые отражают негативные, печальные события в жизни человека, вызывают чувство страха и отторжения. В фоносемантике сайта преобладают позитивные характеристики (безопасный, красивый, светлый, веселый, яркий, добрый, радостный, округлый, хороший), что означает позитивное и успокаивающее влияние на посетителей сайта звукового звучания сайта. Авторами показано «мягкое кодирование» посетителей сайта псевдорелигиозного культа. Установлено эффективное и комплексное положительное воздействие сайта на состояние человека, что делает его крайне привлекательным для людей с психологическими и социальными проблемами и опасным с точки зрения психической безопасности людей.

Ключевые слова: психолингвистический анализ; сайт; Международная Церковь Саентологии; компьютерные программы; суггестивно-манипулятивное воздействие.

После распада Советского Союза в атмосфере идеологического кризиса обостряются тенденции формирования и распространения религиозных учений. В обращении к нетрадиционным религиям просматривается, с одной стороны, попытка найти ответы на сложные вопросы современности, определить мировоззренческие ориентиры, с другой, – обрести духовную власть над теми, кто утратил нравственную опору в жизни. Нетрадиционные религиозные организации, стремясь утвердиться в России, развернули бурную деятельность, используя самые современные средства коммуникации (публичные лекции, публикации, Интернет).

Одной из таких нетрадиционных религий становится саентология Рона Хаббарда1 [6], признанная рядом стран в качестве тоталитарной секты. Идеологическим догматом для сайентологов является доктрина «гибели мира» и возможности личного спасения только через принятие «правильного учения» дианетики. Построенная на основе мистических изысков автора-фантаста, саентология предлагает своим адептам уход от реальности в некий фантазийный мир. Используя NLР – технологии, дианетика погружает человека в измененное состояние сознания, нанося ему серьезный ущерб. Не случайно Эрих Фромм в рецензии на книгу Рона Хаббарда «Дианетика» заметил: «Смесь известного числа упрощенных истин, полуправд и явного абсурда, пропагандистская техника ошеломления читателя своим величием, непогрешимостью и новизной системы автора, обещания неслыханных результатов, достигаемых простым следованием за «Дианетикой», – вот техника, которая ведет к самым злосчастным результатам в областях патентованной медицины и политики. Применительно к психологии и психиатрии она не будет менее вредоносной» [5].

В отличие от целевых установок NLР, рассчитанных формирование успешной личности, дианетика подменяет технологии самосовершенствования иллюзиями. При этом в зависимости от ситуации саентология именует себя то наукой, то религией.

С точки зрения Хаббарда, цель жизни человека заключается в трансформации его сознания, в формировании самосознания, способного контролировать все в окружающем мире. И особую роль в этом процессе играет язык, являющийся не только способом общения, но и основой мышления. Не случайно Хаббард становится основателем группового языка, который по разным оценкам содержит от трех до двадцати тысяч саентологических терминов [1]. При этом отдельные «термины» представляют собой общеупотребительные слова с искаженным смыслом. Искажение смысла закономерно приводит к деформациям в сознании, поскольку язык, по образному выражению Мартина Хайдеггера, «есть вместе дом бытия и жилище человеческого существа» [цит. 4].

Значение языка в формировании самосознания личности определяет ту роль, которая отводится саентологами средствам массовой информации, и, прежде всего, интернету. В этой связи представляется целесообразным в качестве исследуемого текстового материала рассмотреть русскоязычные тексты головного сайта Международной Церкви Саентологии (http://www.scientology.ru), с семью основными главами: «Что такое Саентология», «Саентология сегодня», «Саентологические добровольные священники», «Ответы на часто задаваемые вопросы», «Книги по Саентологии», и «Саентологические онлайн – курсы», «Направления деятельности церкви Саентологии». Всего в психолингвистическом анализе сайта было использовано 399 вложенных статей, общий объем составил 90267 слов, или 548651 буква. Следует отметить, что в христианском понимании «церковь сайентологии» не является церковью, поскольку роль Бога в ней исполняет сам Р. Хаббард и является псевдорелигиозным культом.

Для психолингвистического исследования сайта Международной Церкви Саентологии мы использовали два метода анализа текстов, а именно: контент-анализ и фоносемантический анализ текста. При проведении контент-анализа использовались программы «Worldstat» и «SimWordSorter». Фоносемантический анализ текста был реализован в методиках демоверсий программы «Vaal» и программы «Diatonе» (экспертиза суггестивных текстов, воздействующих на индивидуальное и массовое сознание, основанная на фоносемантическом анализе скрытых фоносемантических, цветовых, ритмических, частотных, ассоциативных характеристик текста). При фоносемантическом анализе текста или слова выдается список качеств, с которыми ассоциируется данный текст (слово), с указанием степени ассоциации в условных баллах. В основу оценки эмоционального воздействия фонетики слова и текста на подсознание человека положены результаты исследований А.П. Журавлева [2] и В.В. Левицкого [3].

В ходе исследования текстов сайта Международной Церкви Саентологии с помощью контент-анализа мы выявили 20 наиболее часто и 20 наиболее редко встречаемых на сайте слов (табл. 1). Смысловыми единицами контент-анализа в нашем исследовании были понятия (выраженные в существительных) и имена (фамилии) людей.

Таблица 1

Контент-анализ сайта Международной Церкви Саентологии


Объект исследования Смысловая единица Частота упоминания смысловой единицы Сумма Процентное содержание смысловой единицы
          Весь текст сайта scientology.ru 1 Л.Р. Хаббард 1564 2945 1,73%
2 Саентология 1381 1,53%
3 Человек 925           4831 1,02%
4 Жизнь 620 0,68%
5 Люди 453 0,50%
6 Церковь 323 0,35%
7 Религия 299 0,33%
8 Одитинг 239 0,26%
9 Технология 238 0,22%
10 Год 200 0,21%
11 Время 194 0,18%
12 Группа 167 0,17%
13 Помощь 162 0,17%
14 Право 160 0,17%
15 Слово 149 0,16%
16 Программа 142 0,15%
17 Работа 142 0,15%
18 Уровень 141 0,15%
19 Цель 140 0,15%
20 Организация 137 0,15%

Контент-анализ сайта показал, что чаще всего упоминается имя основателя Р. Хаббарда – 1564 упоминания, что составляет 1,73% от общего количества слов. Имя человека – это самая частотная «мантра» в повседневной жизни конкретного человека. В данном случае, такое частое повторение имени основателя религиозного культа имеет аналогичную смысловую нагрузку и является маркером суггестивного влияния.

С высокой частотой на сайте употребляется также слово «Саентология» – 1381 раз, что составляет 1,53% от общего количества слов. Слова «Р. Хаббард» и «Саентология», как видно из таблицы №1, используются авторами сайта значительно чаще, чем все остальные из 20 выбранных компьютерной программой по частоте упоминания слов. Приоритет этих слов понятен, так как именно они являются ключевыми для адептов псевдорелигиозного учения и заинтересованных посетителей сайта, на которых, согласно последним исследованиям в области психолингвистики, часто встречаемые слова, несомненно, оказывают звукоритмическое воздействие.

Контент-анализ текста позволяет обнаружить в содержании сайта то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но имеет важный социальный смысл. Контент-анализ позволяет «вписать» содержание сайта в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. Остальные слова: «Человек»; «Жизнь»; «Люди»; «Церковь»; «Религия»; «Одитинг»; «Технология»; «Год»; «Время»; «Группа»; «Право»; «Слово»; «Программа»; «Работа»; «Уровень»; «Цель»; «Организация» употребляются значительно реже. Исключением является слово Человек, которое по частоте употребления стоит на 3-ем месте. Эти наиболее употребляемые слова (понятия) характеризуют различные стороны жизни и существования человека.

При дальнейшем анализе массива текста на сайте Саентологии мы распределили 20 выделенных по частоте встречаемости программой слов на 4 смысловые категории (табл. 2), которые затрагивают наиболее важные и смыслоопределяющие стороны существования человека.

Таблица 2

Категории слов, выделенные на основании контент-анализа сайта Международной Церкви Саентологии (max частота)


Категории Смысловая единица Частота упоминания смысловой единицы Процентное содержание смысловой единицы
    Ценностно-смысловая сфера Л.Р. Хаббард 1564 1,73%
Саентология 1381 1,527%
Жизнь 620 0,68%
Церковь 323 0,35%
Религия 299 0,33%
Одитинг 239 0,26%
Технология (развития личности) 238 0,26%
Жизнедеятельность человека Право 160 0,17%
Слово 149 0,16%
Работа 142 0,15%
Цель 140 0,15%
Уровень (жизни, успеха) 141 0,15%
Программа 142 0,15%
Помощь 162 0,17%
Социум Люди 453 0,50%
Группа 167 0,18%
Организация 137 0,15%
Человек 925 1,02%
Время Год 200 0,22%
Время 194 0,21%

При контент-анализе существительных, которые встречаются на сайте, мы также выделили 20 слов, которые встречаются с минимальной частотой (табл. 3). Обращает на себя внимание тот факт, что крайне редко используются слова, связанные с психологической наукой, а именно: с направлениями оказания человеку психологической помощи и болезненным состоянием депрессии. Почти не упоминается слово «секта», каковой является псевдорелигиозный культ саентология, очевидно, чтобы у посетителей сайта не возникло никаких «лишних» ассоциаций. Самую большую категорию редко встречающихся слов составили те, которые отражают негативные и печальные события в жизни человека, вызывают чувство страха и отторжения. Это такие слова как: умирание, похищение, пытки и так далее.

Таблица 3

Категории слов, выделенные на основании контент-анализа сайта Международной Церкви Саентологии (min частота)


Категории Смысловая единица Частота упоминания смысловой единицы Процентное содержание смысловой единицы
Религиозная группа Секта 3 0,003
Знаменитые ученые Аристотель 1 0,001
Сократ 1 0,001
Зигмунд Фрейд 2 0,002
Платон 1 0,001
Психологические направления и состояния Психотерапия 1 0,001
Психоанализ 1 0,001
Депрессия 2 0,002
Ужас 2 0,002
Страшные события в жизни человека Яд 1 0,001
Ущерб 1 0,001
Умирание 1 0,001
Угроза 1 0,001
Рабство 1 0,001
Пытки 1 0,001
Похищение 1 0,001
Порча 1 0,001
Утрата 1 0,001
Гибель 2 0,002
Аборт 2 0,002

Таким образом, психолингвистический анализ массива слов сайта Саентология показал, что авторы сайта делают акцент на имени создателя культа Р. Хаббарда и религиозном содержании его учения, тем самым привлекая новых адептов из числа посетителей страниц сайта, удерживая адептов манипуляциями на ценностях человека, значимости различных сторон его повседневной жизни.

Интересно, что спекулируя на человеческих проблемах, лидеры саентологического движения построили содержание сайта таким образом, что прочтение материала его страниц оптимизирует состояние человека. Саентологи практически не используют такие слова как гибель, аборт, угроза, ущерб и т.д. Именно контент-анализ религиозных текстов помогает понять не только непосредственное содержание этих текстов, но и то, что сказано «между строк». Кроме того, становится ясной идеологическая позиция авторов данных текстов.

Характерно, что суггестивные тексты всегда являются прагматически маркированными, в том числе и на фоносемантическом уровне. Не случайно любая магическая система учитывает звуко-ритмическое воздействие. Чаще всего мы не воспринимаем осознанно звуковой образ слова, сосредотачивая все свое внимание на его смысле. Однако сочетания звуков обладают фонетической значимостью. Существует научно доказанная психологическая корреляция между звучанием и значением текста. Звучание текста, его звуковая форма имеют собственное значение, передают состояние, настроение человека. Носителем фонетического значения является звуко-буквенный психический образ, который формируется под воздействием звуков речи, но осознается и четко закрепляется лишь под воздействием буквы (А.С. Штерн [7], А.П. Журавлев [2] и другие).

В психолингвистике замечено, что слова и краткие фразы от частого употребления утрачивают свое лексическое значение; и тогда на первый план выходит значение фонетическое. Психолингвистическая программа «Vaal» (оценка неосознаваемого эмоционального воздействия фонетической структуры текстов на подсознание человека) позволяет не только оценить весь текст, но и представить, как изменялись те или иные оценки на протяжении текста. Для этого текст разбивается на 25 примерно равных кусков и вычерчивается соответствующая гистограмма. Оценки могут быть пошаговыми и накопленными. Мы использовали пошаговую профильную оценку текста.

При пошаговой оценке первый столбик гистограммы оценивает первый кусочек текста, второй столбик гистограммы оценивает отдельно второй кусочек текста, третий столбик гистограммы оценивает отдельно третий кусочек текста и т.д. При профильной оценке сайта по биполярным и монополярным шкалам содержание сайта автоматически было разбито на 25 частей текста.

В процессе фоносемантического анализа текстов сайта Международной Церкви Саентологии с помощью программы «Vaal» мы получили данные, представленные в гистограмме 1.

Гистограмма 1. Фоносемантическая оценка сайта по биполярным шкалам

Исходя из данных гистограммы, результат анализа по биполярным шкалам показал, что в фоносемантике сайта преобладают позитивные характеристики, имеющие положительные значения (безопасный, красивый, светлый, веселый, яркий, добрый, радостный, округлый, хороший), которые при программной обработке текста они окрашены красным цветом. Характеристики с негативными признаками (хилый, женственный, маленький, нежный, трусливый, горячий, пассивный, тихий, низменный, слабый, медлительный, медленный, легкий, сложный), которые отражены на гистограмме синим цветом находятся в диапазоне отрицательных значений. Это означает, что на посетителей сайта звуковое звучание сайта оказывает успокаивающее воздействие. Антоним шероховатый – гладкий оцениваются программой нейтрально.

Результаты анализа сайта по монополярным шкалам (гистограмма 2), свидетельствуют о преобладании положительных цифровых значений у слов с позитивными характеристиками (прекрасный, светлый, радостный, яркий) и отрицательных цифровых значений у негативных характеристик (суровый, минорный, печальный, темный, тяжелый, тоскливый, угрюмый, устрашающий, зловещий). Только 25% фоносемантических характеристик «выпадают» из позитивного фоносемантического ряда (возвышенный, бодрый, сильный, стремительный – с отрицательными значениями; тихий – с положительным значением).

Гистограмма 2. Фоносемантическая оценка сайта по монополярным шкалам

Оценка пошагового профиля в биполярных и монополярных шкалах показала одинаковую динамику эмоционального воздействия фоники слов текста на подсознание человека. Таким образом, существует позитивное фоносемантическое влияние на сознание посетителей сайта через психофизиологические механизмы воздействия.

Фоносемантический анализ текстов показал, что они составлены создателями сайта таким образом, чтобы оказывать определенное психоэмоциональное воздействие на подсознание человека. Содержание текстов выстраивает в сознании читателя/слушателя устойчивую ассоциативную связь между текстом/звуком и содержанием установок.

Дальнейшее изучение сайта производилось с помощью профессиональной лингвистической компьютерной программы экспертизы текстов внушения «Diatone» (версия «Словодел»), рассчитанной на профессиональный анализ и синтез суггестивных возможностей текстов. Программа «Diatone» оценивает текст сайта в следующих эпитетах: сильный, прекрасный, яркий, радостный, возвышенный, зловещий, медлительный, светлый, бодрый, угрюмый. Поскольку программа оценивает суггестивный эффект, то нами установлено, что в словесном материале сайта присутствует три типа кодирования, а именно: мягкое кодирование (выделено красным цветом), жесткое кодирование (выделено синим цветом) и нейтральное кодирование (выделено черным цветом). Эти данные графически представлены в гистограмме 3.

Гистограмма 3. Фоносемантический анализ текста «Diatone»

Неотъемлемой частью психического образа слова и текста являются вызываемые им звуко-цветовые ассоциации. Это обстоятельство необходимо учитывать при выборе слов или построении текста, несущего целостный образ, особенно в тех случаях, когда он сопровождается видеорядом. Текст должен гармонировать с общей цветовой гаммой сообщения. Полученные нами результаты демонстрируют (гистограмма 4) значительное преобладание голубого цвета в компьютерном анализе тексте сайта Саентологии, что свидетельствует о «мягком» суггестивном эффекте содержания сайта.

Данный цвет приносит посетителям сайта ощущение покоя, удовлетворения, гармонии и высокой духовности. На втором месте диагностируется белый цвет, который ассоциируется с просветлением, очищением, здравом смыслом и безопасностью, расслаблением. На третьем месте выявляется сиреневый цвет, что говорит об интуиции, духовности и преданности. На четвертом месте выявляется желтый цвет – цвет активности, смелости, радости, оптимизма, интеллекта, общительности. И на пятом, заключительном, месте стоит черный цвет, который говорит о разрушении, неуверенности, мрачности, угрозе, тревоге, злости, сожалении.

Гистограмма 4. Цвето-звуковой анализ текста программой «Diatone»

При психолингвистическом анализе создаваемых текстов следует также учитывать влияние на человека ритмов мозга, модулируемых этим текстом, а также связанных с ними основных состояний психики. Для универсальных суггестивных текстов кроме наличия высокого суггестивного потенциала характерна сбалансированность всех мозговых ритмов (разница между максимумом и минимумом меньше или равна 0,2 относительных единицы). Этим достигается комплексное и эффективное воздействие на личность. В том случае, если в тексте имеется ярко выраженное преобладание того или иного ритма, то восприятие этого текста способствует возникновению конкретного психического состояния, связанного с преобладающим ритмом (ритмами).

При анализе текстов сайта Саентологии с помощью модуля «Анализ ритмов мозга» программы «СЛОВОДЕЛ» установлено, что тексты сайта, включающего в себя около четырехсот вложенных вкладок, вызывают у читающих их людей || различных состояний ритмов мозга: ступор, эйфорию, творчество, доверие, умственную и физическую активность, идеальное комплексное воздействие, страх и возбуждение, гнев и панику, маниакальность, безвольное подчинение, жесткое кодирование (расположены от менее направленного воздействия к более жесткому влиянию). Это означает, что тексты сайта Саентологии эффективно и комплексно воздействует на сознание человека (все положительные проявления ритмов мозга сбалансированы), а также активизируют положительные эмоции и состояния психики. Полученные результаты по методике «СЛОВОДЕЛ» свидетельствуют о «мягком кодировании» посетителей сайта Саентологии: тексты сайта являются идеальными для очарования человека и создания установки на сайт.

Выводы

1. Психолингвистический анализ массива слов сайта Международной Церкви Саентологии показал, что авторы сайта делают акцент на имени создателя культа Р. Хаббарда и религиозном содержании дианетики. Манипулируя на жизненных ценностях человека, значимости различных сторон его повседневной жизни создатели сайта вербуют новых адептов из числа посетителей страниц сайта.

2. Фоносемантический анализ сайта с помощью программы «Уаа1"› показал, что по биполярным шкалам содержание текста оценивается положительными цифрами, находится в красной зоне и описывается прилагательными хороший, безопасный, красивый, добрый, веселый. Это означает, что на посетителей сайта звуковое звучание сайта оказывает позитивное влияние, успокаивающее влияние. В синей зоне (отрицательные цифры) находятся прилагательные: хилый, пассивный, слабый, трусливый, тихий, т.е. фоносемантическое влияние присутствует в минимальной степени.

3. Согласно данным программы «О1лаюпе» на сайте псевдорелигиозного культа присутствуют все 11 вариантов основных состояний ритмов мозга и связанных с ними эмоций и состояний: ступор, эйфория, творчество, доверие, умственная и физическая активность, идеальное комплексное воздействие, страх и возбуждение, гнев и паника, маниакальность, безвольное подчинение, жесткое кодирование. Полученные нами результаты показали «мягкое кодирование» посетителей сайта.

4. Таким образом, проведенное эмпирическое исследование с помощью современных компьютерных средств показало достоверное суггестивно-манипулятивное воздействие на сознание пользователей сайта Международной Церкви Саентологии. Создатели псевдорелигиозного культа манипулируют на ценностях и проблемах человека, создают позитивное эмоциональное состояние через фоносемантику слов и влияния на ритмы мозга. Установлено эффективное и комплексное воздействие сайта на все положительные эмоции и состояния человека, что является крайне привлекательным для людей с психологическими и социальными проблемами и делает данный сайт опасным с точки зрения психической безопасности людей.

Литература

1. Волков, Е.Н. – Социально-психологическая экологическая экспертиза организации и деятельности «Церкви Саентологии» и «Центров Дианетики» // Анти-саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма / Ред. и сост. А.А. Скородумов, А.Н. Швечиков. Гл. ред. А.И. Субетто. СПб.: Центр СИГМТУ, 1999. С. 21–35.

2. Журавлёв, А.П. Звук и смысл [Текст] / А.П. Журавлёв.– М.: Просвещение, 1991. – 160 с: ил. – ВМ 5–09–003170–3.

3. Левицкий, В.В. Фонетическая мотивированность слова [Текст] / В.В. Левицкий // Вопросы языкознания. 1994. №1. С. 26–37.

4. Мечковская, Н.Б. Язык и религия [Текст]: лекции по философии и истории религий. Пособие для студентов гуманитарных вузов / Н.Б. Мечковская. – М.: Агентство «ФАИР», 1998. – 352 с. –ВМ 5–88641–097-Х.

5. Фром, Э. Дианетика: искателям сфабрикованного счастья // Человек. 1996. №2. С. 55.

6. Хаббард, Л.Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. [Текст] / Л.Р. Хаббард. – М.: Издательство: Воскресенье, 1993. – 317 с. – ВМ 5–88528–025–8.

7. Штерн, А.С., Ерофеева, Е.В. Особенности перцептивной базы при локально окрашенной речи [Текст] / А.С. Штерн, Е.В. Ерофеева // Литературный язык и народная речь. – Пермь, 1988. – С. 30–37.

* * *

1

В 1992 году Хаббарду было присвоено звание почетного доктора МГУ, в Санкт-Петербурге была зарегистрирована общественная организация Саентологический Центр. В 1993 году создаются Центр Дианетики в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле; открыт Гуманитарный центр Хаббарда в Москве. В 1994 году зарегистрирована первая в России «Саентологическая церковь Москвы».


Источник: Петрова Е.Д., Ерохов А.В. Психолингвистический анализ сайта Международной Церкви Саентологии // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1

Комментарии для сайта Cackle