Азбука веры Православная библиотека Секты и расколы Расколы Прение Даниила, митрополита Московского и всея Руси, с иноком Максимом Святогорцем

Прение Даниила, митрополита Московского и всея Руси, с иноком Максимом Святогорцем

Источник

Содержание

Список с судного списка Другий собор бысть  

 

Список с судного списка

Прение Данила митрополита Московского и всея Руси, со иноком Максимом Святогорцем

В лето 7033 писано сие, Максим Инок Святогорец говорил и учил многих и писал о Христе, яко сидение Христово одесную Отца мимошедшее и минувшее; яко же Адамово селение в раю и прямо рая сидение, тако и Христово сидение одесную Отца мимошедше. Где было в здешних книгах написано: «Христос взыде на небеса и седе одесную Отца», а инде: «седяй одесную Отца», и он, то зачернил, а иное выскреб, а вместо того написал: «седев одесную Отца», а инде «седевшаго одесную Отца», а в ином месте: «седел еси одесную Отца». Тако глаголя Максим, не повиновашеся, и потом Божиими судьбами не изреченными, яко же Бог весть.

Лета 7033 взыскание бысть о той хуле и в прочих Великому освященному Собору, бывшу в полате великого князя. В том же соборе был и сам князь великий Василей Иванович всея Руси, и с братиею своею, со князем Юрием и со князем Андреем, и со архиепископы, и епископы, и со архимариты и со игумены, я весь великий освященный собор, и старцы изо многих монастырей, и многим же бояром, князем и вельможам, и воеводам бывшим тут. И на том Соборе стал Инок Максим Грек.

И Данил, митрополит всея Руси, велел его спросити владыка Досифея Сарскому и Подонскому: Что ради Христово сидение одесную Отца мимошедшее писал еси и говорил и учил многих сему?

И Максим отвечал: В том разнства ни которого несть, а то мимошедшее Адамово селение в раи и седение прямо рая мимошедше есть, тако же Христово сидение одесную Отца мимошедшее есть. И Данил митрополит велел ему прочести свидетельство от божественных писаний, от Евангелия, от Апостола и от прочих сице.

Евангелие от Марка: Господь же убо по глаголанию Его к ним, вознеся на небо и седе одесную Бога.

Апостолово еже ко евреом послание: Очищение сотворив грехов наших и седе одесную величествия на высоких.

Того же. Распятие пострадал, о срамоте нерадив, одесную престола Божия седе.

Того же: Не в рукотворенная святая вниде Христос, но в самое небо, и единою о гресе пренесе жертву, и всегда седя одесную Бога.

Апостол же ко Ефесиом: Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы даст вам дух премудрости и откровения в познание Его, просвещение очесем сердца вашего, увидети, что есть упование звания Его, и что богатство славы достояния Его во святых, и что превосходящее величество силы Его в нас верующих по действу державы крепости Его из мертвых, и посади Его одесную себе на небесных, превыше всякоя власти и владычества и силы господства.

Апостол же к Колосаем: Вышних ищите, еже есть Христос одесную Бога седя.

Великого Bacилия от слова, еже о вере: Христос в третий день востав от мертвых по писаниях, явися святым Его учеником и Апостолом, и прочим, яко же писано; взыде ж на небеса и седит одесную Отца, отнюду же приидет на кончину века сего.

Святого Григория Богослова, еже на Святую Пасху, ему же начало: «На стражи моей стану. Сущее»: Христос в себе восприходит.

Апостол: Христос, рече, в себе прииде, сиреч в достоинство своего божества, от него же достоинства вмало истощися смотрения ради, вознес же ся убо седе одесную Отца. Восприходите и вы в первое достоинство, еже по образу.

Златоустово от слова, еже на Вознесение Господне: Сей есть Господь славе, возшедый на небеса в восклицании и седе одесную Отца.

Кирила мниха от слова, еже на Вознесение Господне: Приидете, возрадуемся Господеви, возшедшему на небо небесное на востоки, сядящему одесную Отца, поклонимся приемшему всякую власть на небеси и на земля.

Того же: Сам Отец возгласи к грядущему по плоти: Сын мой еси ты, сяди одесную Мене, се престол Твой, Боже, во век века, Твоя суть небеса и Твоя есть земля, вселенную и концы ея Ты основа. И посадив, Отец Сына на престол своем и венча Его десницею, воспевающим сице серафимов: «Положил еси на глав Его венец от камени честного, славою и честного венчал еси Его, славу и велелепие возложил еси на нь.»

Изложения же на первом соборе Православныя веры, еже есть: «Верую во единого Бога Отца». И воскресша в тpeтий день, и возшедшаго на небеса, и сидяща одесную Отца.

От иных книг: Вземляй грехи, помилуй нас, вземляй грехи мира, приими молитвы наша, седяй одесную Отца, помилуй нас!

Великого Василия о таинственных. Сам вся во всех первенствуя, и возшед на небеса, седе одесную величествия Отче на высоких, иже и приидет воздати комуждо по делом его.

Ионна Дамаскина от Осмогласника. Господи, аще и на судище предста, Пилатом судим, но не отступи от престола со Отцем седя.

Того ж: Во гроб плотцкии, во аде же со душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле бяше, Христе, со Отцем и с Духом, вся исполняя неописанныи.

Того же, от слова, еже о вере и на еретика, и еже предстояти рабскыя и учиненныя: Слыши убо, что рече Данил: Зрех дóндеже престоли поставлени быша, и Ветхий деньми седе, тмы мами служаху Ему, и тысяща тысящами предстояху Ему. И паки Исаия рече: Видех Господа, сидящаго на престоле высоце и превознесение, и Серафими предстояху окрест Ему. И Михея же рече: Видех Господа Бога израилева, сидяща на престоле своем, и все воинство небесное стояше одесную Его, зрищи ли всюду горняя предстояща.

Того же: Седяща, егда убо види и Сына, еже одесную имуща седалища, не служебного и подручного того быти именяй сана, но владычного и власть имуща сице. Сего ради и Павел, обоя сия ведый, яко предстояти служащих есть, а еже седети заловедающих и повелевающих есть. Зри, како обоя cия разделяет, глаголя ко ангелом убо рече: «творай ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ», к Сынови же: «престол Твой во век века». Ради престола царску власть нам проявляя, елма убо всеми слово нам того показа, не служебнаго убо сана, но владычного, яко владыце Тому поклоняемся и равночестна Отцеви; тако бо и сам повеле, рек яко «да вси чтут Сына, яко же чтут Отца».

Того ж, от вторыя беседы, книги еже о непостижимем. Что есть сила воскресения Христова, Но в некий, рече, воскресения показася образ, мнози бо и преже разумеи Господень престол, и седение, и царство Его, яко нерушимо есть, царствию бо Его несть конца.

Псалмопевцево: Где сидит Царь во веки, Бог сидит на престоле святом своем.

Оного. Воскресоша мертвецы, но тако никто же инии, бо воскресше и в землю возвратитишася, и на время преминяеми смертного мучительства подо властию паки привождахуся оноя, тело же Владычное воскресе не в землю возвратися, но на небеса взыде и все вражие разруши мучительство. Ии собою воскреси всю вселенную, и ныне на престоле сидит царстем.

Святого Ефрема от слова, еже о сомнящихся: Христос вознесеся на небо и седе одесную Бога, никогда же бо отлучаем от славы Божества. Едино бо естество Отца, и Сына со Святым Духом, едина слава, едина сила, едино действо, едино существо, едино сопрестолие, едино царство.

Великого Афанасия: Разумети есть, яко седение и престол Его, царство и сила и слава неприменна и нерушима, ибо царствию Его несть конца.

Того же: Прежде всего навыкни, яко истиннейшая на християн в вере суть и надежди. И вера бо сказуется тремя частьми лета: мимошедшая, настоящая, будущая, надежда же единым точию является будущим. И что, глаголю, Сына Божия, бывша человека, Господа нашего Иисуса Христа? Мы не видихом чюдеса, яже сотвори, но обаче веруем видевшим, а яко сидит ныне одесную престола величествия Отча в вышних со восприятием, сиречь с владычеством, еже восприятеем, ныне не видим, но обаче веруем.

Того же: Над языки Бог воцарися, Бог седит на престоле святом своем.Воспоем Ему разумно, яко Царю нашему.

Того же: Владычествен eси, Боже, видай бездны, и на престоле седя своея славы, прехвальный и превозносимый во веки.

Того же: Ангели небеса едино существо яко же Сын послан волею Отца, и своим хотением и действом Пресвятаго Духа, спасение человекаком содела, тако же и Дух о себе не мать глаголати, но соедино хотением со Отцем и с Сыном.

Иное же послание Сыновье, плотнону смотрению разумеваем. Паки же о едином существе в собезначальстве Сыну со Отцем решено есть во Евангли: Сего ради мя Отец любит яко аз душу свою полагаю да паки преиму ю, никто же возмет ю от мене, но аз полагаю о себе область бо имам паки приятию. Сею заповедь приях от Отца моего. Видиши ли самовластно и собезначальство ко Отцу, и не требующа никого же воставити Его от мертвых, но самовластно воскрешает от мертвых ако же рече избранный сосуд.

Павел: Не восхищением непщева быти равен Богу, но себе излия, арак раба приим, и прочая.

Егда же Лазаря воскреси, пришед над него рече: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко усдыши мя, аз же нем, яко всегда мя послушаеши, но народа ради стоящего окшест рех, да веру имут, яко Ты мя послал.

И паки рече Иисус: Аще кто любит мя, слово мое соблюдет, и Отец мой возлюбит его, и к нему приидев и обитель у него сотворив. Видиши ли везде равновластие, а неповинование.

И паки рече Иисус: Отче, прослави сына своего, да и сын Твой прославить Тя. И ина много обрящеши в Божественном Писании о сем свидетельствующи, яка равночестен есть Сын Отцу, а не служебен. Сия убо дозде.

Другий собор бысть

Лета 7039. Божественного священного собора и христолюбивого царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии и иже о Святем Духе Отца его преосвященного Данила, митрополита всея Русии, советом, иже о Христе собравшеся вси соборне и изобретоша ко многим прежним хулам новейшая хулы на Господа Бога, и на пресвятую Богородицу, и на церковныя уставы и законы, и на святыя чюдотворцы, и на святыя монастыри, и на прочая Максима Грека инока Святогорца. Яко ему сущу во Иосифове монастыре, в темницы затворену бывшу обращения ради, и покаяния, и исправления, никако же было ему не учити, ни писати, или писание составляти, или посылати х кому, или примати от кого. Он же покаяния и исправления не показоваше и неповинна во всем себе глаголаше и отреченная мудръствовашеи послания писяша. И тако рассмотревше и рассудивше не токмо необратный его нрав, но еще хулы его прибылыя новейшая на Господа Бога, и на пресвятую Богородицу, и на церковные уставы и законы, и на прочая, и послаша во Иосифов монастырь ко игумену Нифонту и старцем, и привезше его с Волока из Осифова монастыря на Москву, поставиша пред Данилом, митрополитом всеа Русии, и пред архиепископы, и епископы, и пред всем освященным собором.

И Митрополит Максиму говорил.

Пошли есте от Святыя Горы ис Турского державы ко благочестивому и христолюбивому государю царю и великому князю Василию Ивановичу милостыни для. И государь вас жаловал милостынями и всем изобилием, и многия дары посылал в ваши монастыри, и честию великою почел, а вам было за государи Бога молити и за всю его благочестивую державу о здравии и о спасении, и одолении на враги его. А вы с Савою вместо благих, великому князю злая умыслили, и совещали, и посылали грамоты к турским пашам, и к самому турскому царю подымая его на благочестивого и христолюбивого государя и великаго князя всея Русии Василия Ивановича и на всю его благочестивую державу.

Да вы же говорили: Ратует князь великий Казань, да наколи ему будет и сором турскому ему не молчати.

Да вы же ведали Искиндера, турского посла, советы и похвалы, что хотел поднимати турского царя на государя великого князя и на всю его державу. Да ты, Максим, то ведал, а государю великому князю я бояром его не сказал.

Да ты же говорил многим людем: Быти на той земли Рустей салтану турскому, занеже салтан не любят сродников царегородских царей, а князь великий весь Василий внук Фомы Амарейскаго.

Да ты же, Максим, великого князя называл гонителем и мучителем нечестивым, как и прежние гонители и мучители нечестивые были.

Да ты же, Максим, говорил: Князь великий Василей выдал землю крымскому царю, а сам, изробивши побежал от турского. Ему как же бежати? Пойдет турской, и ему либо карачь даты, или бежати.

Да ты же, Максим, говорил многим: Здесь на Москве великому князю и митрополиту кличают многолетие и еретиков проклинают, зане же творят не по писанию, ни по правилам: митрополит поставляется своими епископы на Москве, а не во Цареграде от патриарха.

Да ты же, Максим, волшебными хитростьми еллинскими писал еси водками на дланех своих, и распростираят длани свои, против великаго князя, также и против иных многих поставлял, волхвуя.

А жил еси во Иосифов монастыре. А приказано было над тобою назирати старцу Тихону Ленкову, а отец у тобя был старец Иона, священник. И ты им говорил: Аз, Максим, ведаю все везде, где что деется. Ино то волхвование еллинское и еретическое, яко Симон волхв вся везде ведети глаголяше себе, я мечтами волхвованными взят демоны к воздушней высоте, его же верховный апостол Петр от воздушныя высоты низверг на землю, смерти предаде. Тако же и инии мнози безчисленнии еретицы, таковая же глаголаху, прельщающе и губяще народы, яко же Илиодор волхв, его же святый Лев катанский, своими руками связах священным омофором своим, на огни сожже, и вшед в церковь соверши божественную литургию. Прочии же даже и до ныне богоборнии еретицы творяще бяху и прельщающе глаголаху, тако же и ты ныне, Максим, глаголеши прельщая и погубляя люди.

Да ты же, Максим, говорил и учил и писал в книгах, яко сидение Христово одесную Отца мимошедшее есть и мивувше, яко же Адамово селение в раи и седение прямо рая.

Да ты же, Максим, святые Божие соборные и апостольские церкви и монастыри укоряеши и хулиши, что они стяжание, и люди, и доходы, в села имеют. А в ваших монастырях, во Святой Горе и в иных местах в вашей земли и у церквей и у монастырей села есть, да в писаниях отеческих писано: велено их держати святым церквям и монастырям.

Да ты же, Максим, святых чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы, митрополитов всея Русии, и преподобных чюдотворцев Ceprия, и Варлама, и Кирила, и Пафнутия и Maкapия, укоряеши и хулиши, а говоришь так: Зане же они держали городы, и волости, и села, и люди, и судили, и пошлины, и оброки, и дани имали, и многое богатство имели, ино им нелзе быти чюдотворцом.

Инок Максим, коли на тобя был великий собор божественный, пред Царем и великим князем Василием, и перед нами, и перед архиепископы, в пред всеми священными мужи в полате великого князя, a братия великого князя на том же соборе были и все боярство, да потом в нашем митрополиче дворе о тех же хулах да и о иных, которым после тех явилися на тебя злаго твоего мудрования хулы перед нами в нашей полате и пред всем священным собором, многие соборы в твои единомысленницы туто же были с тобою на соборе. И тебе от нас свидетельство от божественных писаний, и не одинова прочтено было, чтобы ти было в познание, и в разум истинный, и исправление.

И ты там, во Иосифов монастыре, живучи в наказании, старцу Тихону, да священнику Ионе говорил: Чист есми от чрева матере моея, и доныне от всякого греха, и не имею на себе вины ни какие; напрасно мя держат без вины. А учился есми филофству, и приходит ми гордость. А ведаю аз все везде, где что ни деется.

И ты, Максим, сам себя оправдываешь везде и возносишь, и хвалишь, а не сказываешь на собя не единого греха и вины от чрева матери своея, а покаяние, и исповедания и исправление непоказал еси ни мала в хулах твоих. На Господа Бога и на законы Его и прочая, яко же изреченно быша тебе многажды.

А что ты хвалишися еллинскими и жидовскими волшебными хитростями и чернокнижными волхвованиями, то все есть отвержено от христианского закона и жития и нелепо есть христианом в то себе вдавати мудрование. И ты, Максим, не токмо о тех своих прежереченных хулах не каешися, но и еще прилагаешь зло ко злу: елинскими и жидовскими мудровании и чернокнижными их хитростьми волшебными, отреченными от христианского закона и жития хвалишася, и возносишася, и многое христианство губиши.

А соборная юза и запрещение на тебя положена, что было тебе не глаголати, ни учити, ни писати, но токмо исповедатися и каятися с прилежным плачем и слезами о своих еретических хулах, что еси преже сего много хулил на Господа Бога, и на пречистую Богородицу, на святых великих отцев и чудотворцев, и на церковные чины и уставы, и на монастыри. И что еси на великого князя нашего христолюбивого Василия хулил, и посылал грамоты к турскому салтану и к пашам его поднимая и призывая его на разорение православной веры, и на святыя церкви, и на христолюбивого царя нашего и на все православное христианство, и на всю Рускую землю.

А ныне на тебя богохульныя вины многии явилися.

Вопрос. И ты скажи нам, что еси со своими единомышленники и советники мудрствовал, и смышлял, и действовал на православную веру?

Ответ. И Максим отвечал: Ни с кем есми, господине, хулы на Бога, и пречистую Богородицу, и православную веру не говаривал, и не писывал, и не веливал писати.

Вопрос. И митрополит спросил его: Житие пречистые Богородицы, Метафрастово творение, с греческого языка преводил ли еси на руской?

Ответ. И Максим отвечал: Переводил есми, господине, то житие пречистые Богородицы, Метафрастово творение, с Селиваном старцом, да с Михайлом Медоварцовым. А то житие Михайло Медоварцов и себе списал. А Исак Собака списал то житие князю Васьяну старцу, да и правила Васьяновы. И Васьян то житие и правила Исакова Собакина писма дал великому князю, и ныне то житие и правила у великого в казне.

И митрополит, слышав у Максима, да тотчас к великому князю послал по то житие, что ему дал старец Васьян. И князь великий велел того жития доискатися, да и митрополиту прислал. И митрополит смотрел том жития, ажь те строки хулные так и написаны.

Вопрос. И митрополит спросил Михаила Медоварцова: С Максимом чернецом с Греком, и с Селиваном старцем, переводил ли еси житие пречистые Богородицы, Метафрастово творение, и себе еси то житие у Максима списывал ли?

Ответ. И Михайло отвечал: «Аз, Господине, того жития с Максимом и с Селиваном старцем не переважывал, и у него того жития не списывал, а взял то житие у Юшка Елизарова. А переводил то житие с Максимом Селиван старец. И как стали о том речи носитися, и Васьян старец княж Иванов сын Юрьевича, воспросил мена: Есть у тебя слово о житии пречистые Богородицы Максимова переводу? И аз ему сказал. И он мне рек: Говорят уже от тех слове в тех строках. И аз, слышавши у князь Васьяна старца такую речь, да в своих тетратех справил в тот же часе вместо «совокупления» «совещание» написал. А в другом месте, где было написано: «аки семени мужска никако же причастившееся», и яз вместо того, написал: «яко семени мужеска никако же причастившееся». А в третьем месте, где было написано: «аки праведный глаголет» и аз вместо того, написал: «яко праведен сый глаголет».

Вопрос. И митрополит Михаила спросил: Столько много время Максим инока Грека, а неведомого и незнаемого человека, новопришедшего из Турские земли, я книги переводища, и писания составляюща хулная и еретическая, и во многие люди и народы сеюща и распространяюща жидовская и еллинская учения, и арианская и макидонская, нетленномнителная, и прочая пагубные ереси, а ты с ними один человек и то их писание хулное и еретическое у себя держишь, а от нас все-то утаил. И как стало на вас в томе обличение быти, и вы стали те свои строки еретическия переписывати того для, чтобы вам не обличеным быти в неятым.

Ответ. Михайло Медоварцов рек: «Аз о тех всех строках князю Васьяну старцу и Максиму иноку Греку многажды говорил, и они мне говорили: То не твоя, ты только пиши, а так то и надобы, то есть истинна. И аз то тебе, митрополиту, хотел сказати и владыкам, и князь Васьян старец и Максим инок Грек мне говорили: Не сказывати того ничего, занеже они того не ведают, а что они и знают? Им надобно пиры и села искати, и смеятися с воры. И аз, господине, по грехом своим слушал их, а того ничего тебе, и детем твоим, владыкам, не сказал. А говорил есми им много о тех строках, тако же и Селиван старец, вместе есмя им говаривали, и они нам возбраняли, а говорили нам: Так то и надобе. И мы, господине, по грехам нашим их речем поверили, так и положили. И после того чернец Васьян крылошанин Рушанин, что у Чюда жил в монастыре и у князя Васьяна старца мало время в келье побыл, правя книги у него, и тот тако же о тех строках князю Васьяну старцу и Максиму иноку Греку говорил, и они как нам, так и ему говорили: Что так то и надобно, то есть истинна. И Васьян Рушанин Селивана старца да меня, Михаила, спросил о тех строках, и мы ему тоже отвечали: Так то и надобно.

Вопрос. И митрополит Максиму говорил: Слыши ли, что Медоварцов на тебя говарить?

И Максим отвечал: Душа, гоподине, его подимет.

И митрополит велел те худные строки прочести Максиму: «Обретеся убо Иосиф, явова искаше слова от того же колена и отчества девицы и обручает по совещанию иереов себе отроковицу, совокупления же до обручения бе». А другая строка написана такова: «И носимого в ней плода утробы преславне нарицает, аки семени мужскаго никако же причястившася». А третия строка нанисана сицева: «Тайное отпущение устрояше Иосиф, аки праведен сый, глаголет».

И Максим им рек: То, господине, ересь жидовская, а яз тако не переводил и не писал, и писати не веливал. То на меня ложь, яз так не глаголю, ни мудръствую, ни пишу. Аще ли буду такову хулу мудрствовал или писал, да буду проклят!

И митрополит Максиму Греку говорил: Преже сего еси говорил, что слово о пречистей Богородицы истинно исправлено, а порока в нем никакого нет, а переводил его ты, и правил его ты же, а хулы в нем и ереси ни какие не сказывал еси. И как услышав еси и уразумел, что пошло на тебя взыскание и обличение, и строку есми ту тебе прочли твоего перевода и мудрования, и ты уже обличен еси, и на соборе поставлен пред нами, говоришь ныне о той строке: Что ересь жидовская, а ты так не переводил, ни писал и не веливал писати. И ты так говоришь запираяся. А старец Васьян Рушанин, ученик и советник ваш, на вас говорит: А сказывал, де есми и не одинова тебе, Максиму Греку, и князя Васьяна старца, о той хулной строке, в ты деи, Максим, со князем Васьяном старцем, отвечали ему: Так то и надобе. А се старца Васьяна Рушана список руки его.

И показали Максиму описок, и дали его прочести Максиму, а в списке написано так: Сказывал есми, господине, про те строки и князь Васьяну старцу. И Васьян, мне говорил: «Аз того ни знаю. Да послал по Максима и, поговоря с ним, молвили: Так, де то и надобно. И аз вопросил Максима еще о той строки, и Максим молвил: Так то и надобе.

И Максим, прочет список руки Васьяна Рушина, учял говорити на соборе: То, господине, писано на меня ложно, яз тако не говорих о той строке ни с князем Васьяном старцем, ни с Рушанином Васьяном старцом.

И поставили на соборе старца Васьяна Рушанина с Максимом Греком с очей на очи. И Васьян Рушанин Максиму говорил: Спрашивал я тебя и князя Васьяна о той строке, и вы мне отвечали: Так то и надобно, то истина есть. Да ещо и вдругие спрашивали есми о той строке, и ты мне отвечала также.

И Максим говорил: Душа, брате, твоя подимет!

И по сем на соборе вопросили старца князь Васьяна, княж Иванова сына, с Максимом с очей на очи, и список тот ему прочли руки чернца Васьяна Рушанина. И князь Васьян старец говорил: Мне до Максима дела нет никакого, и не говаривал есми с ним ничего. А Васьян Рушанин вольной человек, что хочет, то говорит, и что хочет, то пишет. А яз ему и с Максимом не говаривал ничего, и дела ми до них нет.

И Михаил Медоварцов с очей на очи говорил Максиму Греку, а Князь Васьян старец тут же: Селиван старец и азь, Михаил, говорил есмя вам многажды о тех строках хулных, и ты, Максим, и князь Васьяна старец возбранили есте нам велми, а говорили нам о тех строках: Так то и надобе, то есть истинна. И Максим и князь Васян старец говорили: У вас есма того не слыхали, а вам того не говаривали.

Митрополит вопросил инока Максима Грека: Во апостольских деяниях чего для загладил еси строку о вере Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, си еже есть: Рече каженику Филипп апостол: Аще веруеши в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа от всего сердца своего, мощно ти есть. Отвещав же каженик, рече: Веруя в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. То еси все загладил.

И Максима им рек: Аз, господине, того не заглаживал, а загладил то Михайло Медоварцов; а яз, господине, так не писал и не веливал писати, ни мудрьствую. Аще ли буду так писал, или велел писати, или мудрствовал, да буду проклят!

Митрополит спросил Михаила Медоварцова: Кто тебе велел заглаживати во апостольских деяниях строку о вере Господа нашего Иисуса Христа?

И Михаил рек: Мне, господине, все Максим велел так чинити, а князь Васьян старец велел мне его слушати, и яз его слушал и писал, а иное заглаживал. А сказывал есми многажды старцу Васьяну князю Иванову сыну о том. И Васьян Старец мне говорил: Мало ли что бредили и писали! И яз молвил: Наши рycкие книги переведены с греческих же книг, а писаны они от Святого Духа святыми апостолы и святыми отцы. И Васьян Старец говорил: От диявола писаны, а не от Святого Духа, а ты слушай меня, Васьяна, да Максима Грека, и как тобе велит писати или заглаживати Максим Грек, так чини. А здешние книги все лживые, а правила здешние кривила, а не правила. А до Максима есмя по тем книгам Бога хулили, а не славили, а ныне есмя Бога познали Максимом и его учением.

И Максим говорил: Брат, Михаил! Душа твоя подимет!

Митрополит говорил Михаилу Медоварцову: Ныне ты сказываешь на Васьяна и на Максима, что они тебе говорили о тех строках хулных: Так то я надобно, то есть истинна. А Васьян тебе велел накрепко слушати Максиму, как тобе Максим велит писати или заглаживати и тебе так и чинити. Да ты же нам и всему священному собору сказывал, что ты князю Васьяну старцу говорил: Что наши книги руские переведены с греческих же книг, а писаны они от Святого Духа святыми апостолы и святыми отцы. И Васьян тебе говорил, что от диявола писаны, а не от Святого Духа. И ты таковые речи хулные слышав у старца Васьяна и у Максима, почему еси нам того не сказал тогды, коли ты у них то слышал или в то время, коля был вeликий взыск и собор на Максима, что Максим говорил, и учил, и писал: Христово сидение мимошедше есть и минувшее, яко же Адамово селение в раи в прямо рая сидение мимошедше и минувшее, и иные хулы и про то послали его в заточение во Иосиф монастырь в лето 7033. А ныне его из Иосифова монастыря привезли лета 7039-го к Москве и перед нами его на соборе поставили (о) тех хульных строках, что в житие написано Пречистые Богородицы, и та хула на тебя пошла, и ты ныне стал сказывати на Васьяна я на Максима те хульные речи, а коли доселе о тех строках хулных и речех изыскания не было, и ты то все таил и никому же того не изъявил?

Ответ: Михаил отвечал: «Аз, господине, блюлся старца Васьяна о тех вещех изъявите, занеже уморит мя, и яз, господине, в том виноват, что есми зглупал страха ради Васьянова.

Вопрос. Митрополит спросил Максима: Великий догмат премудрый о православней вере, и о Святом Духе, и о пречистой Богородице, и о святых апостолах, и о всех святых, в великую субботу, Троическую вечерню, отпуст большей, чего для еси загладил?

Ответ. Максим отвечал: То ведает Михаил Медоварцов.

Митрополит спросил Михаила: Кто вам велел заглаживать таковое великое премудрое изложение о православной вере и пресвятой Троице, и о Святом Духе, и о пречистей Богородице, и святых апостолах и о всех святых?

Ответ. Михаил отвечал: Мне, господне, Максим велел загладите, и аз, господине, стал гладити, да загладил две строки, а вперед гладити усумнелся еси. И аз говорил Максиму, что не могу заглаживати, дрожь мя великая поимала и ужас на меня напал. Максим, господине, взав книгу, да сам загладил все то и до конца.

Вопрос. Митрополита спросил Максима: Так ли то было, как Медоварцов на тебя сказывает?

Ответ. Максим отвечал: Мне, господине, то велел заглидити Варлам митрополит, да Семион, владыка суздальской, да Досифей, владыка крутицкой, да князь Васьян княж Иванов сын Юрьевича. А коли мне приказывали так чинити, тогда быль тут Михайло Медоварцов.

И Михаил отвечал: Аз, господине, того ничего не слыхал от Варлама митрополита и от Семиона, и от Дософея. А велел, господине, мне слушати во всем и заглаживати Максима Грека князь Васьян старец, как Максим велит. И аз, господине по их велению так и чинил, а блюлся есми, господине, преслушать князя Васьяна старца, потому что он был, великой временной человек у великого князя ближний, и яз так и государя не блюлся, как его блюлся и слушал.

Митрополит на том же соборе спросил Досифея, владыки Крутицкого, Варлама митрополита и владыка Семиона суздальский, и вы приказывали есте Максиму книги наши здешние заглаживати о вере Господа нашего Иисуса Христа, и о пресвятой Троице, и о Святем духе и о пречистой Богородицы и о святых апостолах, и о всех святых?

И владыка Досифей реке: Аз, господине, с Варламом митрополитом и Семионом владыкою сузадальским в том совете не бывал, ни со князем Васьяном старцом, ни приказывал есми того никому, ни Максиму, ни Васьяну, ныне то и слышу.

И Максим говорил: Господине, душа ваша подимет!

Вопрос. Митрополит велел спросить князя Васьяна старца: Кто тебе велел заглаживати с Максимом троицке вечерни и великий отпуст?

Ответ. Васьян отвечал: Велел нам то загладит Варлам митрополит, да Досифей, владыка Крутицкой, и мы, господине, по их слову и велели Михаилу Медоварцову заглаживати.

Митрополит спросил у Досифея владыки: Васьян старец, князь Иванов сын Юрьевича, говорила нам так: Варлам деи митрополит нам с Максимом, да Досифей, владыка Крутицкой, велел загладити отпуст троецкие вечерни.

И владыка Досифей рек: Яз, господине, как преже сего говорил, так и ныне говорю, с Варламом есми митрополитом в том совете не бывал, ни князь Васьяном старцем, ни с Максимом, ни приказывалесми того никому, ни Максиму, ни Васьяну, ныне то и слышу, тем, господине, меня всем облыгают и остужают.

Митрополит велел Досифею, владыце Крутицкому, спрашивати Максима о хулах прежних соборов, что было взыскание и соборы на Максима и на Саву у великаго князя на дворе, в полате, та же потом соборы многие были у митрополита, в полате его, лета 7033, на того Максима о тех же хулах и о иных которые прибыли, и взыскивавшеся месяца апреля и месяца мая.

Владыка Досифей спросил Максима: Чего для есте написали в своих правилех: Аще кто наречет пречистую Богородицу Деву Mapию да будет проклят.

Ответ. Максим Грек отвечал: Аз, господние, того не писал и не велел писа, а будет то описанося в наших книгах, греческих, ино то книга виновата а не аз. А живут описи и в ваших книгах, также и в наших книгах везде описи живут. И вы на нас о том вины не возлагайте, а что будет неправо, вы то сами исправляйте.

Вопрос. Владыка Досифей спросил Максима: Написали есте в ваших книгах и правилах так: Яже во истину на то Бога разоряемого веру и почесть презираема.

Ответ. Максим отвечал: Cиe, господине, писец описался. А в ваших книгах писцы описываются, и вы исправливаете.

Вопрос. Владыка Досифей спросил Максима: Книги наши с греческих же книг перевожены и писаны, и ты их чернил и гладил, а сказываешь, что здесь на Руси книги наши непрямы; где было в наших книгах написано: «безстрастно Божество», и ты то загладил, а вместо того написал: «нестрашно Божество», а в другом месте написал еси: «безстрашно Божество».

Максим отвечал: То, господине, опись есть, а прописался то писец, и вы то исправляйте сами.

Вопрос. Владыка Досифей спросил Максима: Для чего говорил еси многажды многим людем так: Христос взыде на небеса, а тело свое на земли оставил, и то де тело промеж неких гор ходит по пустым местом, а от солнца погорело и почернело, аки главня.

Ответ. Максим отвечал: То, господине, на меня ложь, и я того не говорил. И в тожь поры с Максимом говорили с очей на очи Михаил Медоварцев, да старец Васьян Рушени, да Максимов келейник Греков, инок Афанасей Грек, да Федор Сербин, что Максим так говорил: Христос взыде на небеса, а тело свое на земли остави и то, де тело промеж неких гор ходит по пустым местом, а от солнца погорело и почернело, аки главня.

Максим отвечал: В том он виноват, что ту речь пропамятовал, в то он говорил к некой речи, что то говорят лихиe люди неверные, а он Максим, того не мудрствует.

Владыка Досифей спросила Максима: Для чего он написал в своих книгах, а в наших книгах чернил и заглаживал, где у нас было написано: «взыде Христос на небеса и седе одесную Отца», и ты, Максим все то загладил, а вместо того написал: «седев одесную Отца», а инде написал: «седевшаго одесную Отца», а в ином месте написал: «седел еси одесную Отца». Максим отвечал: В том разньствия никоторого несть, а то веть, минувшее и мимошедшее.

Владыка Досифей спросил Максима: Для чего он загладил во Евангелии от притчей: Седящаго, иже добрым сердцем и благим слышавшее слово держат и плод сотворят в терпении, Сия Иисус глаголя, возгласи: Имеяй уши слышати, да слышит.

Максим отвечал: Аз, господине, не заглаживал и заглаживати не велел, а то ведает Михаил Медоварцов.

И Михаил с Максимом говорил с очей на очи, что строки велел ему заглаживать Максим, а сказывал ему, что того в греческих книгах нет, и он по его веленио и заглаживал и слушал он Васьяна старца, да его, Максима.

Максим отвечал: В их книгах греческих описанося, ино в том книга виновата, а не он, а что писано вздешних книгах, а разньства в них ни которого нет.

Владыка Досифей спросим Максима: В здещних в наших книгах написано: «И в Духа Святого истиннаго», и ты, Максим, «истиннаго» загладил» для чего?

Максим отвечал, что он того не заглаживал и не за чернивал, и никому не веливал.

Владыка Досифей спросил Михаила Медоварцова: Для чего ты загладил есте «истинного»? Михаил сказал: Говорил ему Максим, что у них того в греческих книгах нет, и он потому загладил.

Владыка Досифей спросим Максима: Подали на тебя запись, протопоп Афанасий, да протодьякон Иван Чюшка, да поп Василей, что ты здещние книги хулишь, и укоряешь, и отметаешь, а сказываешь, что здесь на Руси книг никаких нет, ни Евангелия, ни Апостола, ни Псалтыри, ни правил, ни уставов, ни отеческих, ни пророческих.

И Максим с протопопом с очей на очи стал перепиратисяи и говорил он, что не говаривал того, а говорил, что здесь на Руси книги не прямы, а иные книги перевотчики перепортили, ино их надобно переводити.

Владыка Досифей спросим Максима: Говорил еси многим людем, что здесь на Москве митрополит поставляется своими епископы русскими без благословения патриарха Цареградскаго, а все-то за гордость не приемлют патриаршескаго благословения, ставятся собою самочинно и безчинно.

Максим говорил: Пытал он, начем не ставятся митрополиты руские по прежнему и по старому обычаю, у патриарха цареградского? И сказали ему, что патриарх цареградский дал благословенную грамоту руским митрополитом поставлятися им волно своими епископы на Руси, и он много тое грамоты пытал, и сех мест не видал ея. И он молвит: Коля здесь у них грамоты нет патриарха цареградского, и они в гордости не ставятся по прежнему и по старому уставу и обычаю от патриарха цареградскаго, то есть мне тем плачем Иеремии, егда плакашеся на реце Вавилонстей, плакавшеся ни покаяния имеюща, ни прощения грехов получиша. Но аз, хощу слышать разумно ныне бо видим мятеж еретический. Вавилон бо наричется мятеж, а река Вавилонская ученье еретическое и наши греси. Мы же плачющеся в молитвах к Богу избываем еретическия рати, и раскола, и своих грехов злыя тяготы. А иже вербие в ярган и все притча вербие есть без плода. Тако и жидове без рааума и еретицы без чистыя веры. Арганы вися, висящи на вербеи и душа повешена посреди телеси нашего, не имущци плода добродетели. Тако же и мы, приемше святое крещение и держаще веру правоверную и честную и святую, но плода добра не имуще есмь.


Источник: Прение Даниила, митрополита Московского и всея Руси, с иноком Максимом Святогорцем // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1847. № 7. Отд. 2. С. 1–15.

Комментарии для сайта Cackle